Конспективное изложение программных тем Москва Издательство мгуп 2000
Скачать 403.13 Kb.
|
Вопросы и задания для самопроверки. 1. Какие главные задачи ставит перед собой Петр при строитель стве Петербурга? 2. В каких словах утверждается, что замысел Петра осуществлен? 3. Что дорого Пушкину в Петербурге? 4. В чем видит Пушкин значение государственной деятельности Петра I? 5. Как решается в поэме вопрос о взаимоотношении личности и государства? 6. В чем смысл бунта Евгения? От чего предостерегает Пушкин? 7. Какими приемами пользуется Пушкин при описании на воднения? «Капитанская дочка» 1. Жанровые и стилевые особенности «Капитанской дочки». 2. Смысл эпиграфов. 3. Противоречия в образе Пугачева. 4. Предпосылки и результат восстания под предводительством Пугачева (по повести «Капитанская дочка»). Еще в «Евгении Онегине» Пушкин признался: «Лета к суровой прозе клонят...» Это стремление осуществилось вполне в 30е годы, когда Пушкин пишет такие прозаические произведения, как «По вести Белкина», «Дубровский», «Пиковая дама», «Капитанская доч ка». В творчестве Пушкина повесть обрела жанровую отточенность и завершенность. Повесть как жанр литературы стремится к четко очерченному предмету повествования, к единой сюжетной линии и единой системе персонажей. Она, как правило, изображает ка който определенный период жизни одного, ярко очерченного пер 4 1 сонажа, вокруг которого группируются остальные. По словам Белин ского, повесть «вырывает листки из великой книги жизни». Все эти жанровые особенности ярко проявляются в повести «Капитанская дочка», сюжетом которой служат приключения молодого дворяни на Петра Гринева, волею случая оказавшегося в эпицентре кресть янской войны под предводительством Пугачева. Повесть построена как мемуары самого Гринева, счастливо доживающего жизнь в ро довом имении. Отсюда — стилистика повести: простота и безыскус ность повествования, соединяющего простонародные, сниженные обороты речи, вызванные воспитанием Гринева в провинции, под опекой крепостного слуги Савельича, и изысканные выражения, воспринятые Петрушей под влиянием чтения, в первую очередь, рус ских писателей 18 века, его увлечения поэзией и попыткой самому писать стихи, поэтическая, насыщенная фольклором речь Пугачева и его соратников, строгая публицистичность описания характера крестьянской войны и т.д. Повесть состоит из 14 глав и послесловия от издателя, в котором говорится о дальнейшей судьбе Гринева и Маши Мироновой. Каж дая глава снабжена эпиграфом, подобранным, как сказано в после словии, издателем. Эпиграф взят или из народного творчества, или из литературных произведений 18 века. Эпиграфы помогают вос созданию атмосферы 70х годов 18 века и в той или иной степени комментируют содержание каждой главы, обращая внимание чи тателя на главное в ней. Например, эпиграфы, взятые из произве дений признанных поэтов 18 века — Хераскова, Княжнина, — по мимо их непосредственного значения, помогают понять стилисти ку описываемой эпохи и оценить уровень собственных стихов Гри нева, приведенных в главе «Поединок». Смысл эпиграфа «Береги честь смолоду», который предваряет повесть в целом, позволяет обратить особое внимание именно на те эпизоды, в которых герои следуют этому принципу, даже если им грозит смерть, и тем самым сюжет приобретает стройность. Это, в первую очередь, касается таких эпизодов, как мужественное поведение Гринева, капитана Миронова и его жены во время захвата крепости Пугачевым, стой кость Маши Мироновой перед посягательствами Швабрина и, глав ное, последняя встреча Пугачева и Гринева, когда в ответ на при глашение служить у него Пугачев получает мужественный ответ Гринева: «Не требуй того, что противно моей чести и совести». Гри нев говорит в лицо Пугачеву все, что он о нем думает, и предрекает ему поражение и погибель. С уважением и даже симпатией отно сясь к Пугачеву, Пушкин с помощью своего персонажа говорит о 4 2 бесперспективности и опасности неуправляемых народных бунтов, уничтожающих правых и виноватых, разрушающих все на своем пути: «Правление было повсюду прекращено: помещики укрыва лись по лесам. Шайки разбойников злодействовали повсюду; на чальники отдельных отрядов самовластно наказывали и миловали, состояние всего обширного края, где свирепствовал пожар, было ужасно... Не приведи Бог видеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный!» Вопросы для самопроверки. 1. Расскажите о образе жизни и нравственных принципах таких «старинных людей», как семейства Гриневых и Мироновых. 2. В чем смысл противопоставления Гринева и Швабрина? 3. Каков смысл калмыцкой сказки о вороне и орле, которую рас сказал Пугачев Гриневу? Почему они поразному оценивают мо раль этой сказки? Николай Васильевич ГОГОЛЬ (1809–1852) Н.В.Гоголь — писатель сложный, порой загадочный, во многом опе редивший свое время, указавший на его основные противоречия, ко торые в своем развитии могут привести к роковым последствиям. Его произведения звучат так, как будто написаны сегодня, столь живучи оказались изображенные им типы и характеры. Добровольно возло жив на себя бремя изображения пороков и недостатков действитель ности, он всегда видел за ними и над ними великую, непостижимую Русь, способную родить богатыря на зависть другим народам и стра нам. Разящая сила смеха соединена в его творчестве с трагическими мотивами и романтическим прорывом в будущее. Гоголь открыл русскому и мировому читателю огромные возмож ности сатирического и романтического гротеска, раскрепостил творческую фантазию, соединив в своих произведениях реальное и мистическое, точность жизненных наблюдений и игру воображе ния, трансформировав время и пространство, переставив местами живое и неживое, движущееся и неподвижное, растущее и застыв шее. Поэтому современное общество и современное искусство при знало Гоголя своим Учителем, постоянно открывая все новые и но вые стороны его дарования, удивлявшие не только его современ ников, но и потомков. 4 3 «Ночь перед рождеством» Вопросы. 1. Своеобразие жанра повести. 2. Реализм и фантастика. 3. Особенности романтизма в повести. Гоголь вошел в русскую литературу в 30е годы XIX века, когда все более и более громко заявляли о себе реалистические тенденции в творчестве больших и малых писателей. Казалось, романтизм ис черпал все свои возможности, но в первых же произведениях Гоголя он обрел новые краски, заиграл новыми гранями. Не считая мало кому известного первого опубликованного произведения Гоголя «Ганс фон Кюхельгартен», ранние романтические произведения Гоголя, вошед шие в книгу «Вечера на хуторе близ Диканьки» построены на мате риале украинского фольклора и украинского быта, который Гоголь знал не понаслышке, так как детство свое провел совсем недалеко от тех мест, где разворачивается действие его искрометных повестей. Известный исследователь творчества Гоголя Г.А.Гуковский опреде ляет творческий метод «Вечеров...» как «романтизм второго призы ва», как «романтизм, внутренне перестроенный так, что он уже пред видит реализм». Повествование в «Вечерах...», в том числе и в повести «Ночь пе ред рождеством», ведется от имени «пасечника Рудого Панька». Это позволяет писателю дать волю фантазии, не заботясь о достовер ности, развернуть фантасмагорические картины полета Вакулы на чёрте, преображения Солохи в ведьму и пр., фантастика и реализм органически переплетаются не только в каждом эпизоде, но и в ка ждой фразе. Например, начинается повесть с рассказа о том, как шкодливый черт, похожий на губернаторского стряпчего в мунди ре, украл с неба месяц. Был тому и свидетель: «волостной писарь, выходя на четвереньках из шинка, видел, что месяц ни с сего ни с того танцевал на небе». Бесхитростный рассказчик не заставляет поверить в реальность повествования, но достоверность бытовых деталей типа пьяного писаря или богатого казака Чуба, приглашен ного на кутью к дьяку, незаметно погружает даже недоверчивого читателя в художественный мир повести, в котором реальные пер сонажи запросто вступают в контакты с разного рода нечистой си лой, трансформируется время и пространство — чего только не бывает в ночь перед Рожеством! Один из самых удивительных эпи зодов повести — это полет Вакулы в Петербург за черевичками для 4 4 своей капризной возлюбленной верхом на чёрте. Вакула летит на та кой немыслимой высоте, что ему приходится пригибаться, чтобы не зацепить шапкой месяца. Вселенная напоминает столбовую дорогу, по краям которой, как зазевавшиеся прохожие, стоят представители нечистой силы самых разных рангов. Время останавливается, и Ваку ла, вылетев из родной Диканьки в ночь перед рождеством, попадает в Петербург в ту же ночь, а к утру, как раз к пению петуха, который, по преданию, разгоняет нечистую силу, возвращается домой с царскими черевичками. Черт, которого оседлал Вакула, в Петербурге уменьша ется до таких размеров, чтобы поместиться у Вакулы в кармане. С этим «гостинцем» попадает Вакула во дворец к Екатерине Второй, которая, как и ее приближенные, описывается с почти документальной досто верностью. Романтическое двоемирие Гоголя поособому примиряет смех и слезы, реальность и мистику, христианское смирение и бого борчество, точность бытовых деталей и безграничную фантазию, со единяющую живой и неживой, реальный и вымышленный миры. Вопросы и задания для самопроверки. 1. Каковы функции рассказчика в «Вечерах...»? С какой целью дано предисловие Рудого Панька? 2. Приведите примеры фантастики и ее бытовой, реальной мо тивировки. Какой эффект имеет подобное соединение фантастики и достоверности? 3. Проанализируйте стиль повести. Какова роль украинизмов в ней? Какие возвышенные, романтические обороты использованы для описания красоты «божьего мира»? 4. Особенности юмора в повести. «Шинель» Вопросы. 1. Повесть «Шинель» как реалистическое произведение. 2. Гуманизм повести. 3. Тема «маленького человека». 4. «Смех сквозь слезы» как важнейшая черта художественной манеры Гоголя. Уже в «Ночи перед Рождеством» возникает тема Петербурга, ко торая пройдет через все творчество Гоголя. Во второй половине 30 х и в начале 40х годов эта тема станет определяющей, объединив целый ряд повестей, таких, как «Невский проспект», «Нос», «Порт рет», «Шинель», «Записки сумасшедшего». Самая известная из них — «Шинель». Существует легенда, что Достоевский сказал: «Все мы 4 5 вышли из «Шинели» Гоголя», имея в виду, что именно после этого произведения тема маленького человека для русской литературы стала критерием гуманизма и реализма. Сюжет повести основан на личных впечатлениях писателя, ко торый признавался в письме к матери, что в первый год своего пре бывания в Петербурге «... не в состоянии был сделать нового, не только фрака, но даже теплого плаща, необходимого для зимы» и «отхватал всю зиму в летней шинели». Главным героем повести является титулярный советник Ака кий Башмачкин, чья жизнь описана от рождения до смерти. Заме чательно то, что автор сначала объявляет чин, а потом уже имя ге роя, объясняя это так: «... у нас прежде всего нужно объявить чин». Все нравственные, умственные и социальные возможности лич ности ограничены той ступенью общественной лестницы, на ко торой она стоит. В данном случае, перед нами чиновник девятого класса, над которым смеются и которым помыкают все в департа менте, где он служит. Тем не менее, Гоголь очень тонко и деликатно выступает на за щиту этого незаметного человека. Вглядываясь в его характер, он отмечает в нем достойные человеческие черты, до которых нет дела никому из окружающих. Напротив, многим из них дает чувство морального удовлетворения созерцание человека, более жалкого и ничтожного, чем он сам. Не случайно все в департаменте считали своим долгом и правом сыпать ему на голову мусор, рассказывать немыслимые фривольные рассказы про Башмачкина и его кухарку и т.д. Обиженный и растоптанный всеми, (даже сторож не вставал, когда он проходил мимо, и не смотрел на него), Башмачкин пытает ся найти радости в том скудном мирке, в котором он живет. Служ ба доставляет ему истинное, ни с чем не сравнимое удовольствие: «Наслаждение выражалось на лице его; некоторые буквы были у него фавориты, до которых если он добирался, то был сам не свой: и подсмеивался, и подмигивал, и помогал губами, так что в лице его, казалось, можно прочесть всякую букву, которую выводило перо его». Свободное время он проводил, переписывая особо понравив шиеся ему бумаги для собственного удовольствия. Даже когда над ним посмеивались, задевали и толкали его, он и тогда ухитрялся не сделать ни одной ошибки. Он доволен своей жизнью, не стремится сделать хоть какуюто карьеру, не замечает убожества своего быта, скудности пищи, а много ли найдется таких людей, самодостаточ ных по своей сути? 4 6 Его размеренная жизнь изменилась в один далеко не прекрас ный день, когда Петрович, портной, обслуживающий таких же, как и он, бедняков, объявил ему, что починить старую шинель уже не возможно, необходимо шить новую. Это известие полностью меня ет жизнь Акакия Акакиевича. С появлением «идеи будущей шине ли» жизнь его обретает новый смысл, нищета духа оборачивается страстью, обнаруживает новые стороны натуры героя: «...как будто само существование его сделалось както полнее, как будто бы он женился, как будто какойто другой человек присутствовал с ним, как будто он был не один, а какаято приятная подруга жизни согла силась с ним проходить жизненную дорогу, — и подруга эта была не кто другая, как та же шинель на толстой вате, на крепкой подкладке без износу». Естественно, что ограбление Башмачкина, потеря им шинели — это настоящая трагедия. Ведь украдена не просто вещь — жизнь лишилась смысла, потеряна та подруга, с которой он надеялся в мире, согласии и удовольствии доживать свои дни. Жалкие потуги Башмачкина бороться за свои права оборачиваются ощущением сво его ничтожества, болезнью и смертью. «Исчезло и скрылось сущест во, никем не защищенное, никому не дорогое, ни для кого не инте ресное... существо, переносившее покорно канцелярские насмешки и без всякого чрезвычайного дела сошедшее в могилу...» Гуманизм Гоголя заключается в том, что он защищает неповторимость всякой человеческой личности, даже такой ничтожной, как чиновник Баш мачкин. Хотя уже через несколько дней на его месте появился дру гой чиновник, но почерк у него был не столь хорош, как у Башмачки на. Долго будет гордиться тем, что пошил такую красивую и доброт ную шинель для Акакия Акакиевича портной Петрович, у него даже блеснет в сознании своя «идея», согревшая на какоето время его беспросветную жизнь, — идея мастерской на Невском, где он мог бы достойно проявить свое искусство. Молодой чиновник, которого до глубины души прожгла фраза Акакия Акакиевича: «Зачем вы меня обижаете?» — прозвучавшая для него побиблейски: «Я брат твой», — под влиянием этого безответного, незлобливого человека, стал ду шевней и духовнее. Даже «значительное лицо», до смерти испугав шее Башмачкина своим начальственным окриком, узнав о смерти его, «остался даже пораженным, слышал угрызения совести и весь день был не в духе». Финал повести представляет из себя фантастический гротеск. Как бы в награду за ничем не примечательную жизнь Акакию Акакиевичу суждена была посмертная известность в виде призрака, срывающего 4 7 шинели с разного рода «значительных лиц». Призрак Акакия Акакие вича как бы мстит за всех «униженных и оскорбленных». Гоголь же сам не теряет надежды на возможность нравственного воскреше ния человека, залогом чему является судьба «значительного лица». Несмотря на драматическое, а порой и трагическое повествова ние, Гоголь не отказывается то от доброй шутки, то от злой иронии и насмешки. Злая ирония сопутствует рассказу о благопристойной жизни «значительного лица», совмещавшего права и обязанности добродетельного семьянина с посещением знакомой дамы Кароли ны Ивановны, жившей в другом конце Петербурга. Добрая и груст ная улыбка сопровождает рассказ о запойном пьянице Петровиче, таком мастере своего портновского дела, что даже барин дал ему воль ную. Любуясь своей работой, Петрович не поленился оббежать пе реулок и неожиданно выйти навстречу Акакию Акакиевичу, чтобы увидеть свою работу издалека и со стороны. Вопросы для самопроверки. 1. Опишите образ жизни петербургских чиновников. 2. В чем видит смысл жизни Акакий Акакиевич? Каким образом скрашивает он себе свободное время? 3. В чем проявилось мастерство Гоголя при создании образа порт ного Петровича? 4. Реализм и фантастика финала повести. «Ревизор» Вопросы. 1. Уездный город как символ николаевской России. 2. Образы чиновников в комедии «Ревизор». 3. Своеобразие замысла, сюжета и композиции комедии. 4. Новаторство комедии. 5. Особенности сатиры в комедии. В 30е годы Гоголь обращается к драматургии, чувствуя свои возмож ности написания комедии «смешнее черта», как признавался он в пись ме к Пушкину. Пушкин «подарил» Гоголю сюжет, который занимал его самого, судя по черновым записям, историю приезжего чиновника, ко торого в маленьком провинциальном городе ошибочно приняли за дав но ожидаемого петербургского ревизора. Комедия была написана за два месяца, и это свидетельствует о том, что она явилась итогом давней внутренней работы писателя, его размышлений о природе комическо го, о путях развития русского театра, и, в конечном итоге, о характере современного русского общества. 4 8 19 апреля 1836 года она была впервые поставлена в Петербурге, на сцене Александринского театра, и с тех пор практически не схо дит со сцен русских театров, вплоть до нашего времени. Особую известность в истории русского театра имели спектакли Меерхоль да в 20е годы нашего века, Плучека в театре Сатиры в 70е годы с бли стательным дуэтом Папанов — Андрей Миронов в ролях Городничего и Хлестакова. В театральный сезон 1998–1999 гг. в московских театрах можно увидеть две постановки «Ревизора» — в театре А.С. Пушкина и в драматическом театре им. К.С.Станиславского. Причина такой неувядаемости комедии — в ее художественном совершенстве и новаторстве. «Единственным положительным ге роем моей комедии является Смех», — признавался Гоголь. Это уже не «смех сквозь слезы», как в «Шинели», это смех обличительный, непримиримый к подлости, глупости, стяжательству — чертам, ко торые олицетворяют главные герои комедии. Новаторским являет ся сам способ обрисовки персонажей, сгруппированных по прин ципу социальной иерархии, отсутствие полноценной любовной интриги, «открытый» финал и т.д. Можно сказать, что в пьесе нет одного центрального персона жа, но есть главный герой — Город как единое целое, замкнутое, сложное, неповторимое, Город в его противодействии всему посто роннему, внешнему, в данном случае персонифицированному в лице ничтожного петербургского чиновника Хлестакова. В обыч ном течении жизни каждый член этой системы прекрасно знает свое место, а если и совершает чтото выходящее за рамки его воз можностей, то получает суровый окрик Городничего: «Не по чину берешь!» О так называемой «нормальной» жизни города мы узнаем в первой же сцене комедии, когда Городничий, собравший самых известных чиновников Города в своем доме, сообщает им «пренеприятнейшую новость»: «К нам едет ревизор!». Выясняет ся, что в больнице пациентам не дают лекарств, полагая, что боль ной «если умрет, то и так умрет, если выздоровеет, то и так выздо ровеет». Доктор со зловещей фамилией Гибнер «порусски ни сло ва не знает». Правосудие в городе бездействует: в присутствии сто рожа´ завели гусей с гусенятами, судья ЛяпкинТяпкин, фамилия ко торого уже говорит о его «рвении» в исполнении служебных обя занностей, увлекается псовой охотой и берет взятки борзыми щен ками, а покой и порядок в городе поддерживается благодаря поли цейскому Держиморде и частному приставу Уховертову. В особен ностях жизни Города, как в капле воды, отражается жизнь всей николаевской России, так как во всей стране, только более мас штабно, присутствуют те же структуры власти. 4 9 Завязка, а затем и развитие действия связаны с внедрением в эту целостную и замкнутую систему чегото внешнего, посторонне го, в данном случае Хлестакова, которого приняли за ревизора. Это событие волейневолей активизирует все защитные силы города, в результате саморазоблачение персонажей с каждой сценой проис ходит все более и более отчетливо, достигая своей кульминации на балу у Городничего, в знаменитой «сцене вранья» Хлестакова. Толь ко юная дочь Городничего посмела робко возразить на заверение Хлестакова, что это он написал популярный в то время роман «Юрий Милославский»: «... там написано, что это господина Загоскина со чинение». Но исключение лишь подтверждает правило: ведь Марья Антоновна прямо не включена в городскую иерархию. Остальные же персонажи комедии, отдающие все силы, всю энергию защите своих интересов, не умеют отличить правды от лжи. Из Страха рож дается Смех. И на слова Хлестакова «прохожу через департамент, — точно землетрясение, все дрожит и трясется как лист», — Городни чий и прочие трясутся от страха уже буквально. Персонажи показа ны Гоголем в тот момент, когда все их скрытые желания и особенно сти в предчувствии звездного часа вышли наружу: Городничий ощу тил прилив сил оттого, что надеется стать генералом, Земляника в своем стремлении напакостить ближнему доносит Хлестакову на тишайшего смотрителя училищ Хлопова, что он «хуже, чем якоби нец», ЛяпкинТяпкин осмеливается возражать самому Городничему, потому что надеется, что в Петербурге оценят его образованность (ведь он за свою жизнь прочитал пять или шесть книг). В борьбе за самих себя чиновники рушат стройную, казалось бы, систему, наго варивая друг на друга Хлестакову. Не удержался от этого и Городни чий, когда к Хлестакову с жалобами пришли купцы и унтерофицер ская вдова. Злоба и зависть доминируют в сцене чтения письма, за вершающейся монологом Городничего, известием о приезде истин ного ревизора и немой сценой. Становится окончательно ясным смысл сложной фамилии Городничего — она тоже знаменательная, как и фамилии ЛяпкинаТяпкина, Держиморды и Гибнера. С одной стороны — человек «себе на уме» — Дмухановский («мошенников над мошенниками обманывал, пройдох и плутов таких, что весь свет готовы обворовать, поддевал на уду»). С другой стороны, ослеплен ный дешевыми посулами, столкнувшись с человеком не из их мира, оказался нелепо обманут, дешево одурачен, будто внезапно проскво зило. Отсюда первая часть фамилии Городничего — Сквозник. 5 0 Обличительную силу комедии усиливают слова Городничего, обращенные не только к чиновникам, но и в зрительный зал: «Чему смеетесь? — Над собой смеетесь!..» Новаторским является и образ Хлестакова. Обычно в комедиях ге роям — носителям порока противопоставлялись два типа персонажей: геройрезонер, носитель авторской идеи, разоблачающий зло, одержи вающий над ним победу, или геройплут, пытающийся ловкостью и об маном добиться своей цели. Ни к одному из этих типов Хлестаков не относится, и это усиливает сатирический пафос комедии. Хлестаков — абсолютно легкомысленный человек, однодневка, о чем мы можем судить не только по его поступкам и высказывани ям, но и по характеристике барина его же слугой Осипом. Он не в состоянии ставить перед собой какихлибо целей, продумывать свои поступки хотя бы на шагдругой вперед. Но это не играет для чи новников никакой роли. Приготовившись видеть в Хлестакове взя точника, они не замечают ничего неестественного в поведении взя точника, не сразу понявшего все преимущество своего положения. Приготовившись видеть строгого ревизора из Петербурга, они за ранее верят бессмысленным рассказам Хлестакова о его силе и ве личии, не замечая, как проговаривается он о своем истинном поло жении. С одной стороны, он в вист играет с министром и англий ским посланником, а с другой стороны, «как взбежишь по лестни це к себе на четвертый этаж — скажешь только кухарке: «На, Мав рушка, шинель...». Комизм данной ситуации заключается в том, что глупость и про стодушие, вступая в конфликт с плутовством, хитростью и подло стью, постоянно одерживают верх и не подозревая об этом. Все силы чиновников Города направлены на борьбу с мнимой угрозой, персонифицированной в лице «сосульки, тряпки, верто праха», как говорит прозревший Городничий в финале пьесы, т.е. Хлестакова. Персонажи показали свое истинное лицо, растратили понапрасну свои силы. Поэтому появление настоящего ревизора в финале можно рассматривать как указание Гоголя на возможность возмездия злу, на возможность конечной справедливости. Этой же цели служит и «немая сцена», завершающая комедию, которой Го голь придавал чрезвычайно большое значение, о чем говорят автор ские пояснения к тексту. Гоголь в этой сцене при помощи поз и жестов материализовал ощу щение ужаса, доведшего до окаменения персонажей, еще не готовых после перенесенных потрясений к новым подлостям, хитростям и об |