Главная страница
Навигация по странице:

  • «ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН» Вопросы

  • Вопросы для самопроверки.

  • «Медный всадник» (1833) Вопросы.

  • Конспективное изложение программных тем Москва Издательство мгуп 2000


    Скачать 403.13 Kb.
    НазваниеКонспективное изложение программных тем Москва Издательство мгуп 2000
    Дата16.10.2022
    Размер403.13 Kb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаShurik_1.pdf
    ТипКонспект
    #737101
    страница4 из 16
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   16
    Вопросы и задания для самопроверки.
    1. Какой мечтает видеть Россию Пушкин в своих вольнолюбивых стихах?
    2. Морская стихия в поэзии Пушкина (ст. «Погасло дневное свети
    ло...», «К морю», 1 глава «Евгения Онегина»).
    3. Как описывает Пушкин различные времена года в ст. «Осень» и в романе «Евгений Онегин»?
    4. Как изображается процесс творчества в ст. «Осень»?
    5. Образ поэта — пророка в лирике Пушкина (ст. «Пророк», «Поэт»,
    «Поэту»).
    6. Как меняется взгляд Пушкина на взаимоотношения поэта и об
    щества от стихотворения «Пророк» («Глаголом жги сердца людей») до стихотворения «Поэту» («Ты царь: живи один...»).
    7. В чем аллегорический смысл стихотворения «Арион»?
    8. В каких стихах и как описывается любимое пушкинское вре
    мя года?
    9. Любимый стихотворный размер Пушкина.
    «ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН»
    Вопросы
    1. История создания, эволюция замысла и жанровое новаторство.
    2. «Загадка» Евгения Онегина.
    3. Онегин и Ленский.
    4. Роль автора и своеобразие лирических отступлений.
    5. «Татьяна, русская душой...».
    6. Петербург в начале и конце романа.
    7. Роман «Евгений Онегин» как «энциклопедия русской жизни».
    8. Московское дворянство в изображении Грибоедова и Пушкина.
    9. Сюжетнокомпозиционная роль сна Татьяны.
    Над романом «Евгений Онегин» Пушкин, по его собственным подсчетам, работал «7 лет, 4 месяца, 17 дней». Но и после того, как были подведены эти первые, предварительные итоги Болдинской осенью 1830 года, работа продолжалась. В частности, дописан такой важ
    ный фрагмент, как письмо Онегина к Татьяне. От замысла до его окон

    3 3
    чательного воплощения прошли годы, чрезвычайно важные для фор
    мирования личности и творчества поэта: ссылка в Михайловское, вос
    стание декабристов, трудные последекабрьские годы, женитьба. Душа обогатилась новыми знаниями и открытиями. Творчество стремитель
    но приближается к постижению нового универсального художествен
    ного метода — реализма, — позволяющего показать жизнь всесторон
    не, в самых разнообразных ее связях. Изменяется и структура романа.
    Если первоначальный замысел свидетельствовал о том, что главной за
    дачей поэта было рассказать о человеке с себялюбивою душой и с оз
    лобленным умом, кипящим в действии пустом, то в окончательном ва
    рианте перед читателем «страдающий эгоист», жестоко расплативший
    ся своей жизнью за грехи общества, его сформировавшего. Первона
    чально роман создавался по принципу «байронических» поэм с единым героем в центре внимания. Но в результате произведение приобретает эпическую широту, включая в себя все новых и новых героев, новые картины русской жизни, столичной и провинциальной, наполняется взволнованным голосом автора, освещающего лирическим светом ка
    ждую строчку. У главного героя появляются серьезные сюжетные «про
    тивовесы» — Татьяна, Ленский, авторповествователь, — которые ко
    ренным образом меняют первоначально задуманную расстановку дей
    ствующих лиц. Пушкин, чувствуя новизну и необычность своего дети
    ща, смело бросается в «даль свободного романа», о чем он и говорит в конце 1й главы, порой не подозревая, куда приведут его «ума холод
    ные наблюдения и сердца горестные заметы». Ведь недаром в одном из писем он писал: «Представьте, что учудила моя Татьяна, — взяла да и вышла замуж!». Свобода творческой мысли соединяется с точностью картин и деталей. Пушкин заметил: «В нашем романе время расчисле
    но по календарю», а в описании жизни Онегина в деревне использова
    ны факты из личной биографии Пушкина периода Михайловской ссыл
    ки. Окончательный вариант состоит из восьми глав. Каждая глава, как и роман в целом, обрывается как бы на полуслове, предоставляя читате
    лю простор для размышлений. Например, 3я глава кончается встречей
    Татьяны и Онегина после того, как Татьяна послала ему письмо:
    Но следствия нежданной встречи
    Сегодня, милые друзья,
    Пересказать не в силах я;
    Мне должно после долгой речи
    И погулять, и отдохнуть:
    Докончу после какнибудь.

    3 4
    Начало 4й главы продолжает держать читателя в напряжении, при отсутствии внешнего действия. Этому способствует указание на 1–6
    строфы, которых, по сути, не существует, и вследствие этого указа
    ния творческая работа автора и читателя активизируется. Затем идет внутренний монолог героя, сливающийся с лирическим монологом ав
    тора, затем авторская характеристика героя и лишь затем действие подходит к тому событию, на котором прервалась 3я глава. 7 глава заканчивается словами:
    Но здесь с победою поздравим
    Татьяну милую мою
    И в сторону свой путь направим,
    Чтоб не забыть, о ком пою...
    А 8я глава начинается с рассказа о становлении творческого пути самого автора. «Открыт», незавершен сюжет и финал романа в сти
    хах, но в этой мнимой незавершенности — глубокий смысл, о кото
    ром сказал Белинский: «Что сталось с Онегиным потом? Воскресила ли его страсть для нового, более сообразного с человеческим достоин
    ством страдания? Или убила она все силы души его, и безотрадная тос
    ка его обратилась в мертвую, холодную апатию? Не знаем, да и на что нам знать это, когда мы знаем, что силы этой богатой натуры остались без приложения, жизнь без смысла, а роман без конца? Довольно и этого знать, чтоб не захотеть больше ничего знать...»
    Онегин, которого в первой же главе автор назвал «добрым при
    ятелем», которому он симпатизирует («мне нравились его черты».),
    в то же время предстает и перед автором, и перед читателем, а уже тем более перед другими героями не до конца разгаданным, и это рождает размышления и споры о нем. В 1й главе это вопрос о том,
    почему умный и милый юноша, принятый в свете, тяготится его нравами, во 2й — насколько искренна и глубока его дружба с Лен
    ским, в 3й — какова будет его реакция на письмо Татьяны и т.д.
    Каждая глава — это вопрос, на который автор не дает прямого от
    вета, вместе с читателем пытаясь понять и объяснить поступки сво
    его героя. С 3й главы к решению этих вопросов подключается и
    Татьяна. Сначала в письме: «Ты чуть вошел, я вмиг узнала,/Вся обом
    лела, запылала/И в мыслях молвила: вот он!» Затем в фантасмаго
    рическом сне накануне дня рождения, в котором Онегин предста
    ет как демон, способный ради достижения своих целей даже на убийство. Он свой среди диковинных и безобразных чудовищ, как бы пришедших в сон из мистикоромантических баллад, столь по
    пулярных в то время: «Один в рогах с собачьей мордой, /Другой с

    3 5
    петушьей головой,/ Здесь ведьма с козьей бородой, /Там остов чопор
    ный и гордый...» Но все они «сокрылись вдруг», и Татьяна не может противостоять демоническому обаянию своего героя. И, наконец , в 7
    й главе, когда Татьяна, читая книги из библиотеки Онегина, выносит ему страшный приговор: «Уж не пародия ли он?», — приговор, кото
    рый в первую очередь пал на нее, лишив ее светлых чувств и мечтаний и подготовив ее дальнейшую судьбу. Приговор этот был не вполне спра
    ведлив, и в этом можно убедиться в 8й главе, но здесь рождается но
    вая загадка. Загадка эта — сила и искренность его любви к Татьяне,
    которую героиня подвергает сомнению: «С вашимто умом быть чув
    ства мелкого рабом?» Пушкин, который творит роман в стихах вме
    сте с его героями и читателями, не дает однозначного ответа на вопро
    сы, поставленные в нем, которые предстоит решать его героям. Они самостоятельны в своем поиске, в своем выборе, оттого так сложен и многозначен роман.
    Особое место в романе принадлежит автору, который взрослеет вместе со своими героями, расширяя повествование за счет воспо
    минаний собственной юности, «когда ему «были новы все впечат
    ленья бытия», когда его мятежная юность развивалась параллель
    но с юностью героя, но совсем по другим законам и принципам.
    Особенно сильно это противопоставление героя и автора чувству
    ется в 1 гл. Театр для Онегина — место, где можно показать себя и безнаказанно через лорнет полюбоваться на незнакомых дам; для автора это «волшебный край». Природа на Онегина наводит сон, а автор «предан душой» полям, цветам, деревне, праздности. Пораз
    ному они относятся и к любви. Для Онегина — это «наука страсти нежной», обязательным условием которой является умение «лице
    мерить, таить надежду, ревновать, разуверять, заставить верить,
    казаться мрачным, изнывать». Автор же, вспоминая о своей любви,
    говорит, что «завидовал волнам, бегущим бурной чередою с любо
    вью лечь к ее ногам!» И самое главное — это умение и возможность выразить себя в творчестве, чего лишен Онегин: «Труд упорный ему был тошен; ничего / Не вышло из пера его». Мысль о творчестве как о главном смысле своего существования постоянно владеет по
    этом. После рассказа о Ленском, который близок автору искренно
    стью своего творческого порыва и пылкой, верной, любящей душой,
    автор говорит о смысле человеческого существования вообще, о неизбежной смене поколений. А смысл его собственной жизни ви
    дится в следующем: «Быть может, в Лете не потонет / Строфа, сла
    гаемая мной...».

    3 6
    Лирические отступления заменяют порой и рассказ о событиях, и характеристику персонажей. Например, рассказывая о решении Тать
    яны написать письмо Онегину, он не просто объясняет причину этого поступка. Он защищает Татьяну, вместе с ней страшится последствий его: «Погибнешь, милая! Но прежде / Ты в ослепительной надежде /
    Блаженство темное зовешь. / Ты негу жизни узнаешь...»
    Лирическим отступлениемреквиемом завершается и рассказ о
    Ленском: «Но что бы ни было, читатель, / Увы, любовник молодой /
    Поэт, задумчивый мечтатель, / Убит приятельской рукой!» Предла
    гая на усмотрение читателя два варианта дальнейшей судьбы Лен
    ского, останься он жив — романтическивозвышенный и снижен
    нобытовой — поэт все же хочет, чтобы читатель склонился к пер
    вому, поэтому глава завершается отступлениеммолитвой:
    А ты, младое вдохновенье,
    Волнуй мое воображенье,
    Дремоту сердца оживляй,
    В мой угол чаще прилетай,
    Не дай остыть душе поэта,
    Ожесточиться, очерстветь
    И наконец окаменеть...
    В лирическом отступлении смутно, намеками говорится и о даль
    нейшей трагической судьбе Татьяны:
    А та, с которой нарисован
    Татьяны милый идеал...
    О много, много рок отъял!
    Блажен, кто чашу жизни рано
    Оставил, не допив до дна
    Бокала полного вина,
    Кто не дочел его романа...
    Белинский назвал роман Пушкина «энциклопедией русской жизни», так как в «Онегине» Пушкин решился «представить внут
    реннюю жизнь дворянского сословия, а вместе с ним и общество в том виде, в каком оно находилось в избранную им эпоху»». Все
    сторонне показаны все слои русского дворянства: и петербургский свет, и патриархальная Москва, и дремотная провинция. И вся эта жизнь описана на фоне другой — народной. Это и трудовой Петер
    бург, встающий тогда, когда молодой повеса возвращается домой после бала, и крестьяне, которые живут отдельной самодостаточ
    ной жизнью, и крепостные рабы, которым то заменяют барщину оброком, то «бреют лбы», отправляя в рекруты на долгие 25 лет.

    3 7
    Все изображенное, по словам Пушкина, укладывается в рамки календаря — то есть жизни природы, прекрасной, вечной, несует
    ной, изменяющейся. Образ русской природы, постоянно воспро
    изводимой на страницах романа, имеет очень важное художествен
    ное, эстетическое и сюжетнокомпозиционное значение. Изобра
    жение природы в «Евгении Онегине» многогранно. Пушкин исполь
    зует все достижения своей пейзажной лирики: в 1 главе вдохновен
    норомантическое изображение моря, соединенное с мечтой о даль
    них странствиях, 2й — сентиментальноумиленное описание «пре
    лестного уголка» — «деревни, где скучал Евгений», в 4й — реали
    стическое, данное с народной точки зрения описание поздней осе
    ни и начала зимы («встает заря во мгле холодной, / На ниве шум работ умолк») в 7й главе природа наполнена лирической одухотво
    ренностью, философской глубиной («...с природой оживленной /
    Сближаем думою смущенной / Мы увяданье наших лет, / Которым возрожденья нет?»).
    Художественное совершенство романа довершает так называе
    мая «онегинская строфа» — четырнадцатистрочник со строгой сис
    темой рифмовки: перекрестная, смежная, кольцевая, затем двусти
    шие, зачастую содержащее вывод из сказанного или логический мостик к дальнейшему повествованию. Только письмо Татьяны к
    Онегину и Онегина к Татьяне не подчиняются этим строго регла
    ментированным правилам. Неровные строфы этих отрывков пере
    дают волнение героев, как бы неровное, взволнованное биение их сердец, их чувства, которые невозможно преодолеть или регламен
    тировать.
    Вопросы для самопроверки.
    1. Как через описание кабинета Онегина в 1й главе Пушкин пе
    редает нравы петербургского светского общества и личные качест
    ва героя.
    2. Какие книги читал Евгений?
    3. Как автор подчеркивает свое отличие от героя? Что между ними общего?
    4. Как Белинский оценивает характеры Онегина и Татьяны?
    5. Охарактеризуйте жизнь провинциального дворянства, ее дос
    тоинства и недостатки, по мнению Пушкина. Как жизнь в деревне повлияла на Онегина?
    6. Какими эпитетами Пушкин награждает своих героев? Опре
    делить по тексту, выписать, запомнить.
    7. Какие типы лирических отступлений встречаются в романе?

    3 8
    «Медный всадник»
    (1833)
    Вопросы.
    1. Особенности сюжета и композиции поэмы «Медный всадник».
    2. Философское содержание поэмы.
    3. Жанровое новаторство поэмы.
    Поэма «Медный всадник» — одно из самых глубоких, философ
    ских и не до конца разгаданных произведений Пушкина. Написан
    ная во время 2й Болдинской осени 1833 года, она отражает глубокие раздумья поэта над судьбами России, над ее прошлым, настоящим и будущим. В концепции этой поэмы можно видеть аллегорическое осмысление итогов восстания декабристов, в частности, и смысла восстания против власти вообще — ведь в 30е годы XIX века восста
    ния и революции прокатились по всей Европе, и Пушкин не мог не задуматься над кровавыми их последствиями.
    Поэма состоит из вступления и двух частей. Творческая свобода поэта проявилась в смелом совмещении эпики и лиризма, реализма и фантастики, конкретности деталей и символической обобщенности и многозначности их смысла. Начинается поэма с описания монолит
    ной фигуры Петра, задумавшего на «мшистых, топких берегах» Невы по политическим и стратегическим соображениям построить новую столицу Российского государства. Имя не названо, но местоимение
    «он», выделенное в тексте, приравнивает Петра к Богу, творцу всего сущего. Образ Петраимператора во вступлении предваряет симво
    лический образ Медного всадника, «кумира на бронзовом коне», ко
    торый увековечил царяпреобразователя. Злободневные цели Петра
    («отсель грозить мы будем шведу.. все флаги в гости будут к нам») во вступлении преобразуются в вечное значение его деятельности для
    России, которое невозможно переоценить: «Над самой бездной, / На высоте, уздой железной / Россию поднял на дыбы...»
    Замысел Петра нашел достойное воплощение в прекрасном го
    роде, описание которого естественно и органично перерастает в лирическое отступление. Описательные эпитеты (оживленные бе
    рега, стройные громады, богатые пристани), переходят в эпитеты лирические, эмоциональные, психологические: задумчивые ночи,
    строгий, стройный вид города, державное течение Невы, спящие громады пустынных улиц и т.д. Поэт любит город и желает ему доб
    ра и благоденствия, он видит в его красоте и силе символ неколеби
    мости России. И чем громче и убедительнее одические ноты вступ

    3 9
    ления, тем ярче контраст его с главой, описывающей жизнь и ха
    рактер маленького чиновника Евгения, которому жизнь в Петер
    бурге не принесла счастья и покоя. Представитель некогда знатно
    го, но ныне обедневшего рода, Евгений по своим взглядам и образу жизни приближается к разночинцам, характеры и судьбы которых еще не стали предметом пристального внимания и изображения в литературе. Таким образом, Пушкина можно назвать первооткры
    вателем такого типа, наряду с Гоголем.
    Размышления Евгения о жизни и его мечты рисуют человека про
    стого и скромного, которому всего в жизни приходится добиваться тяжким трудом, поэтому ему некогда заниматься праздными размыш
    лениями, а на развлечения нет денег. Но и эти весьма скромные его мечты о повышении по службе, которые позволят ему жениться и со
    держать семью, неосуществимы. Страшное наводнение, обрушившее
    ся на город, является причиной гибели его возлюбленной, что послу
    жило толчком для его иррационального бунта. В его воспаленном го
    рем мозгу виновником несчастья стал то ли сам Петр, то ли памятник ему: Остановившись «пред горделивым истуканом», он чувствует, как вскипает от гнева кровь и поднимаются силы для бунта:
    Как обуянный силой черной,
    «Добро, строитель чудотворный! —
    Шепнул он, злобно задрожав, —
    Ужо тебе!..»
    Этот жалкий, задавленный в самом себе бунт («и вдруг стрем
    глав бежать пустился») оказался опасен для тирана, каким вообра
    зил себе Петра Евгений. Сцена сумасшествия Евгения — централь
    ная в поэме — отличается особым совершенством стиля, соедине
    нием зрительных и звуковых образов:
    И, озарен луною бледной,
    Простерши руку в вышине,
    За ним несется Всадник Медный
    На звонко скачущем коне;
    И во всю ночь безумец бедный,
    Куда стопы ни обращал,
    За ним повсюду Всадник Медный
    С тяжелым топотом скакал.
    Даже такой жалкий, бессильный бунт опасен для трона, ведь не случайно в черновиках Пушкин неоднократно рисовал памятник без всадника. Еще более опасен массовый бунт, от которого пре

    4 0
    достерегает Пушкин. Тираны, противопоставляя себе стихию, рис
    куют быть ею сметены сами. «С божией стихией / Царям не совла
    деть», — молвит Александр I, глядя на разбушевавшуюся Неву. Этот эпизод, как и весь художественный мир поэмы, многозначен и сим
    воличен, ведь наводнение в Петербурге, описанное Пушкиным, про
    изошло осенью 1824 года, за год до загадочной смерти Александра,
    повлекшей за собой восстание на Сенатской площади, рядом с па
    мятником Петру I. Таких аллюзий, то есть намеков, понятных совре
    менникам поэта, в «Медном всаднике» предостаточно. Но и без кон
    кретноисторического комментария поэма остается произведением,
    будящим творческую фантазию читателя, рождающим мысли и ас
    социации, созвучные разным эпохам.
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   16


    написать администратору сайта