Конспективное изложение программных тем Москва Издательство мгуп 2000
Скачать 403.13 Kb.
|
Контрольные вопросы и задания. 1. Каковы основные композиционные приемы в повести? 2. Расскажите о мотиве пророчества и предвидения в повести. 3. Каково значение фольклорных элементов в повести? 4. Расска жите о мотиве странничества в повести. 5. Какие качества при сущи, по Лескову, русскому характеру. 6. Расскажите о теме бо гатырства в повести. 132 Федор Михайлович ДОСТОЕВСКИЙ (1821–1881) Творчество Достоевского — одна из высших вершин не только рус ской, но и мировой литературы. Как великий художник, он необычайно тонко чувствовал сложность и катастрофичность своего времени и су мел выразить ее в своих романах. Достоевский называл свой реализм фантастическим, потому что для понимания того, что происходит с людь ми, ему надо было спуститься в самую глубину человеческой души, уви деть и существующий в ней хаос и скрытый порыв к идеалу. Долгом ху дожника он считал «при полном реализме» «найти в человеке человека». Особенность романа Достоевского в соединении реалистически точного воспроизведения социальной жизни, глубокого психологиз ма и постановки самых сложных и главных бытийственных вопросов, которые делают его роман философским. Достоевский создает и ге роя, какого прежде не знала литература, — человека с мощно разви тым самосознанием, с трагическим ощущением мира и личности. Романы Достоевского всегда обращены к современности, он сам называл себя художником, одержимым «тоской по текущему». Но это «текущее» оказывается в его творчестве переломным временем в жизни России и Европы, временем, подводящим итоги одной и слу жащей прологом другой, новой эпохи исторического развития чело вечества. К этой новой эпохе относится и наш век, в котором Досто евский оказывается одним из самых современных писателей. «Преступление и наказание» (1866) Вопросы. 1. Жанровое своеобразие романа. 2. Специфика психологизма Достоевского. 3. Образ Петербурга в романе. 4. Композиция романа. 5. Проблематика романа. 6. Система персонажей в романе. «Преступление и наказание» было романом, открывшим новый, высший этап в творчестве Достоевского. Он первый в ряду «вели ких» романов — «Идиот», «Бесы», «Подросток», «Братья Карама зовы». Здесь впервые полностью сложился жанровый канон рома на Достоевского, который, кроме прочих причин, заключается в соединении противоречивых жанровых элементов. В нем очевид 133 но присутствует начало социального, психологического, идеологи ческого, философского и, наконец, криминального романа. Каждое из этих жанровых начал у Достоевского несет в себе новое. Соци альнопсихологический — это ведь самая распространенная харак теристика для литературы XIX века. Так можно назвать практиче ски любой из русских романов от Пушкина до Толстого. По сути это синоним понятия «реалистический роман»: реализм требует достоверности и зависимости в изображении характера от обстоя тельств, т.е. условий социальной жизни. Особенность «Преступле ния и наказания» в пристальном внимании к жизни петербургских бедняков — «униженных и оскорбленных». Ни в одном другом рус ском романе нет такого широко развернутого фона большого ка питалистического города и его проблем — нищеты, пьянства, про ституции. Узкие и низкие комнаткикаморки, распивочные, поли цейские конторы, дворы и задворки, Сенная площадь — здесь раз вертывается действие романа, этот городской пейзаж представля ет характер конфликтов и драм его героев. Важнейшая встреча Рас кольникова с Мармеладовым происходит в распивочной, с улицей связано все существование Сони, уличной проститутки, на мосто вой погибает Мармеладов и здесь же требует справедливости и уми рает Катерина Ивановна, на проспекте перед каланчой стреляется Свидригайлов. Преступление Раскольникова, рожденное в его сознании одинокого интеллектуала, все этапы его сложной внут ренней борьбы как бы выносятся на улицы и площади Петербурга — от самого начала романа, когда он выходит на улицу, направляясь к Кну мосту, к дому старухи процентщицы, и до конца, когда он всенародно кается на Сенной площади. Внешняя сложная конструкция большого города соединяется с целым миром различных типов и социальных характеров, изобра женных в романе, — чиновники, помещики, студенты, ростовщи ки, стряпчие, следователи, полицейские, мещане оказываются включенными в историю одного идеологического убийства. Слова «психологический», «психологизм» постоянно употребля ются, когда речь идет о романе Достоевского и о его художествен ном методе. И сам он говорил о «Преступлении и наказании» как о «психологическом отчете одного преступления», так раскрывая глав ную мысль романа: «Неразрешимые вопросы восстают перед убий цею, неподозреваемые и неожиданные чувства мучают его сердце. Божия правда, земной закон берет свое, и он — кончает тем, что при нужден сам на себя донести». Два момента особенно важны в этих 134 словах Достоевского: вопервых, они указывают на неразрывную связь и зависимость человеческих чувств от «вопросов», идея у Достоевско го не абстрактна, она решается человеческой жизнью; вовторых, ука зание на «неподозреваемость» и «неожиданность» этих чувств, «не разрешимость» вопросов, на которые «принужден» ответить герой и которые заставляют его проникать все глубже в собственную душу, чтобы дойти до слова правды о себе самом. Необычайно резко выра женное самосознание — главная черта героя Достоевского. Двигаясь внутрь, в глубину человеческой души и сознания, Достоевский пока зывает борьбу и столкновение противоположных, «несовместимых» чувств в герое — любви и ненависти, резкого индивидуализма и не обычайно острого ощущения чужого страдания, способности одно временно носить в душе «идеал Мадонны» и «идеал содомский» (сло ва Мити Карамазова). Раскрытию сложного духовного мира героев служат описания снов, исповеди, внутренние монологи и, главное, диалоги героев. Диалоги Раскольникова и Сони, Раскольникова и Пор фирия Петровича создают особые сюжетные линии в романе. Идея занимает в романе Достоевского такое место, что опреде ление «идеологический роман» или «роман идей» может служить жанровым подзаголовком. Все герои Достоевского в той или иной степени являются носителями идей, мы можем говорить об идее Мар меладова, Свидригайлова, Сони или Порфирия Петровича и других, но центром, организующим всю романную структуру, оказывается теория Раскольникова. Сюжет, композиция, система образов, слож ная символика подчинены уяснению и разрешению его идеи. Наиболее необычно для традиционного романа XIX в. и в то же время наиболее характерно для романа Достоевского соединение философского и криминального начал. Почему в романе, в котором ставятся основные вопросы человеческого существования — свобо ды, бога, любви, добра, — центральным сюжетным событием оказы вается преступление? Именно преступление, т.е. переступание че рез нравственный закон, с максимальной остротой ставит вопрос о смысле и истине существования этого закона. Совершение преступ ления для Раскольникова — это эксперимент, поставленный на себе самом. Но если преступление — постановка вопроса, то наказание — разрешение этого вопроса, ответ на него. Роман распадается на две части: первая — преступление и его причины, вторая, главная, — действие преступления на душу Раскольникова. Эта двучастность выразилась и в названии романа, и в его композиции: из шести час тей романа одна посвящена преступлению и пять — существованию Раскольникова в мире после совершенного убийства. 135 Роман построен сложно и в то же время стройно. Центр романа — Раскольников, он участник большинства сцен. Параллельно с его темой развиваются побочные темы — история семьи Мармеладо вых, история матери и сестры Раскольникова, история претенден тов на руку Дуни — Свидригайлова, Лужина. Эти побочные темы притом неразрывно связаны с Раскольниковым, составляют часть его судьбы, оказываются аргументами за и против его теории. Они выходят на сцену уже в первых главах первой части. В первой главе — Раскольников идет к ростовщице Алене Ивановне на «пробу» и ду мает об убийстве; во второй — встречает Мармеладова, который рассказывает о себе, Катерине Ивановне и Соне и ведет его к себе; в третьей — получает письмо от матери с рассказом о Свидригай лове и известием о помолвке Дуни с Лужиным. Размышление о пись ме в четвертой главе заставит его сопоставить будущую судьбу Дуни с судьбой Сони «Знаете ли вы, Дунечка, что Сонечкин жребий ни чем не сквернее жребия с господином Лужиным?»). Здесь же он назовет господина на бульваре, преследующего пьяную девочку Свидригайловым (имя Свидригайлов объединит в его сознании эту девочку, Соню и Дуню). На протяжении романа эти тематические линии возникают в связи с Раскольниковым в разных сочетаниях и комбинациях, со единяясь лишь один раз — на поминках по Мармеладову, где Лу жин оговаривает Соню, а Раскольников ее защищает. К последней части эти фабульные линии исчерпаны, рядом с Раскольниковым остаются лишь Соня и Свидригайлов, символы доброго и злого на чала его души; после самоубийства Свидригайлова он остается с Соней. Воскрешение Раскольникова, о котором повествует эпилог, связано с Соней, с возможностью любви к ней, с победой лучших сторон его души. Эпилог развязывает долгую историю мучитель ных духовных исканий героя, но Достоевский обрывает рассказ о его новых чувствах и мыслях: «Вместо диалектики наступила жизнь, и в сознании должно было выработаться чтото совершенно дру гое». Этому «другому» нет места здесь, это могла бы быть лишь «но вая история, история постепенного обновления человека». Особое место в композиции занимает линия следователя Пор фирия Петровича. Оно настолько велико, что, по словам исследо вателя начала века К.К.Истомина, три встречи Раскольникова со следователем «представляют собою как бы законченную трагедию с тремя действиями по строго проведенному плану развития сю жета». Первая встреча намечает тему, характер борьбы и главных 136 героев трагедии; во второй так называемая перипетия, т.е. поворот действия от хорошего к плохому или от плохого к хорошему: Расколь ников, впавший в уныние, воспрянул духом после самооговора Ни колая и посещения мещанина («Теперь мы еще поборемся»); третье действие — неожиданная катастрофа, поражение Раскольникова: Порфирий «представляет ему все выгоды добровольного покаяния». Не только «большая композиция» частей и сюжетных линий слу жит раскрытию основной темы романа, ту же роль выполняет и со отношение эпизодов внутри части. Особенно важна в этом отноше нии первая часть романа, в которой происходит принятие решения и убийство. Она воссоздает внутреннее состояние Раскольникова, мечущегося между двумя полюсами своего сознания — необходи мости совершения убийства и невозможности его совершить. Этот вопрос требует решения, и вся действительность, в которой сущест вует Раскольников (его убогая каморка, хозяйка, которой он задол жал, «задавленность» бедностью), и все люди, с которыми он прихо дит в соприкосновение (неважно, говорит ли он с ними, видит их или слышит о них), — все нанизывается на мучащий его вопрос, все ока зывается какимлибо вариантом ответа на него. «Проба», на кото рую он идет, чтобы внимательно осмотреть место будущего убийст ва, оканчивается чувством «бесконечного отвращения»: «... грязно, пакостно, гадко!..» Потом встреча с Мармеладовым, его рассказ о Соне, отправленной мачехой на панель. Встреча с семьей Мармела довых и их страшной нищетой и почти бездомностью (проходная ком ната), с голодными детьми рождает противоположное чувство: в мире так устроенном не может быть никаких нравственных преград, они лишь «предрассудки, одни только страхи напущенные» — и это до казательство правоты преступления: «... так тому и следует быть!» Письмо матери, рассказывающей о Дуне, Свидригайлове, Лужине, делает этот вопрос предельно насущным и неотвратимым, требует немедленных действий. Но следующий эпизод — страшный сон Рас кольникова о лошади — служит столь же решительным доказатель ством невозможности преступления: «Нет, я не вытерплю, не вытер плю! Пусть, пусть даже нет никаких сомнений во всех этих расчетах, будь это все, что решено в этот месяц, ясно как день, справедливо как арифметика». И вновь, то освобождение от необходимости убий ства, которое дал сон, оказывается предельно кратким. Случайно ус лышанный на Сенной разговор двух мещан с сестрой старухи Лиза ветой, который позволил ему узнать, что завтра в семь часов стару ха будет дома одна, становится для него как будто предопределени ем, лишая свободы в принятии решения. 137 Уже говорилось выше о двучастной природе романа, выражен ной в названии и проявляющейся в композиции. То же можно ска зать о проблематике. Причина и корни преступления Раскольнико ва — одна сторона, представление о «наказании», т.е. о влиянии совершенного преступления на личность, — вторая. Само понятие преступления дано в романе с разной степенью глубины. Преступ ление как уголовное деяние — самое внешнее и простое определе ние. На самом деле преступление — это нарушение не только юри дического, но общего нравственного закона, обязательного для че ловека. Раскольников живет в мире, в котором нарушение этого закона — естественная форма жизни, и все, что окружает его, как будто подтверждает законность преступления. Мармеладов, пере ступивший через жизнь жены и детей, Катерина Ивановна, пере ступившая через падчерицу, Соня, переступившая через собствен ную жизнь, Пульхерия Александровна, готовая ради сына пересту пить через дочь, Свидригайлов, которому темные слухи о его пре ступлениях не мешают жить, — все они преступники. Замысел Рас кольникова, который кажется странным и фантастическим, укоре нен в обычной жизни обычных людей. Преступное состояние мира — не просто причина, а указание на глубокую зависимость Раскольникова от всей боли и всего не благополучия этого мира. Но существуют и другие причины, и ро ман показывает их, последовательно двигаясь от внешних, поверх ностных к истинным, лежащим в самой глубине противоречивого сознания героя. Самая близкая причина — положение Раскольни кова, его крайняя бедность («задавлен бедностью», говорит Досто евский на первой же странице романа), жизнь в комнатке, похо жей на гроб, долг хозяйке, развившаяся ипохондрия и пр. «Борьба за жизнь» — назвал свою статью о романе Писарев, и выживание представляется как будто естественной причиной убийства бога той старухи. Очень близко лежит еще одна причина — положение матери и сестры. Она действует еще сильнее: Раскольников любит их больше себя и, кроме того, живя на материнский «пенсион», ис пытывает резкое чувство вины. Но вспомните сцену признания Раскольникова Соне. На ее потерянный вопрос: «— Ты был голо ден! ты... чтобы матери помочь? Да?» — последуют его странные и непонятные для нее слова: «...если б только я зарезал из того что голоден был... то я бы теперь... счастлив был!» Следующую причи ну подсказывает услышанный Раскольниковым в трактире и пора зивший совпадением с собственными мыслями разговор студента 138 и офицера о том, что можно, убив «глупую, бессмысленную, ни чтожную, злую, больную старушонку», устроить «сто, тысячу доб рых дел и начинаний», спасти десятки семейств от нищеты... Это не абстракция. Перед глазами Раскольникова погибающая семья Мармеладова. Но вот тот же разговор с Соней: «Не для того чтобы матери помочь я убил — вздор! Не для того я убил, чтобы, получив средства и власть, сделаться благодетелем человечества. Вздор!» Настоящая причина совершенного убийства связана с теорией Рас кольникова о праве на преступление, и раскроется она нескоро — лишь в пятой главе третьей части, при первой встрече с Порфири ем. Теория, изложенная Раскольниковым в статье, состоит в деле нии человечества на два разряда, первый из них составляют люди обыкновенные, которые должны жить «в послушании», подчиня ясь законам («тварь дрожащая»), другой же, высший — необыкно венные» люди, «имеющие дар... сказать в среде своей новое сло во», которые могут «разрешить своей совести перешагнуть... через иные препятствия». И убийство старухи не более чем «проба» возмож ности отнести себя к высшему разряду, к тем, кто «право имеет». В ис поведи Соне Раскольников признается, что двигало им стремление об рести власть над всем человеческим «муравейником». Важно понять, что предшествующие причины (сострадание матери, сестре, наконец, человечеству) не отменяются этой последней. В сознании Раскольни кова любовь к людям живет рядом с презрением к ним. Иннокентий Анненский заметил, что в романе наказание пара доксальным образом предшествует преступлению. Это действитель но так. Страшное состояние разрыва между «идеей» и «натурой», между необходимостью совершения убийства и его невозможностью — мука, которую Раскольников испытывает до убийства. Пять после дующих частей посвящены состоянию его души после убийства. В чем наказание? Как преступление может пониматься просто как со вершенное деяние, так и наказание в самом непосредственном смыс ле — наказание по закону, по суду — каторга. Но как и в случае с понятием «преступление», образ наказания складывается из несколь ких слоев. Прежде всего это непосредственное и сильное чувство страха. Опасность быть пойманным преследует убийцу. Второй сон Раскольникова (ужасные крики на лестнице, Илья Петрович из по лицейской конторы, который почемуто страшно бьет хозяйку...) выражает состояние этого предельного страха. Следующий пласт — мучительное чувство стыда за свою слабость, за то, что «только и смог 139 что убить», что не принадлежит к высшей касте, не оказался сверх человеком, Наполеоном. Но и это не последнее. Самый глубинный пласт — ощущение отрезанности от мира людей (эпизоды в поли цейской конторе, на берегу Невы, при встрече с матерью и сестрой). Его мир теперь — это только он и мертвая старуха, которую он вновь и вновь убивает во сне. Невозможность быть с людьми причиняет страдание, но это страдание высокое, оно гарантия необходимого возвращения к людям (вспомните слова Достоевского: «... он конча ет тем, что принужден сам на себя донести»). Это понимает Порфи рий, убеждающий Раскольникова сдаться, и Соня, посылающая его покаяться на площадь. Поскольку идейный мир Раскольникова находится в центре рас смотрения, система персонажей в романе строится в соотношении с ним идейных миров других героев. Абсолютной противополож ностью его идеи является идея Сони — святость любой чужой жиз ни, возможность переступить лишь через себя. К полюсу Сони близ ка Дуня Раскольникова с ее готовностью жертвовать собой. Мар меладов, Катерина Ивановна, Пульхерия Александровна, бесконеч но разные по характеру люди, тем не менее объединены и противо поставлены Раскольникову идейной общностью: переступая через других, они сознают греховность этого и свою вину (вспомните сло ва Мармеладова о том, что Господь простит таких, как он, потому, что «ни единый из сих сам не считал себя достойным сего...»). Разу михин и Порфирий Петрович тоже объединены общим неприятием идеи Раскольникова, для них главное зло в покушении теоретической идеи («арифметики» и расчета) на богатство живой жизни. Порфи рий при последней встрече с Раскольниковым унижает его идею, одновременно с высоким уважением говоря о «натуре» Раскольни кова («Я ведь вас за кого почитаю? За одного из таких, которым хоть кишки вырезай, а он будет стоять да с улыбкой смотреть на мучите лей, если только веру иль бога найдет»). Другое, противоположное, место занимают в системе идейные миры так называемых «двойников» Раскольникова — Лужина и Свидригайлова. Не связанные друг с другом, они воплощают раз ные стороны идеи Раскольникова: Лужин — эгоистическую расчет ливость, прикрывающуюся рациональной идеей «общего блага» (ср. с «арифметикой» Раскольникова), Свидригайлов — отсутствие нравственных границ, а следовательно, отсутствие самой идеи пре ступления — неразличение добра и зла. По сути Свидригайлов и 140 представляет собой тот «высший тип», о котором мечтает Расколь ников. Но его абсолютная свобода оборачивается отказом от веч ности («деревенская банька с пауками») и самой жизни. Самоубий ство Свидригайлова контрастно настойчиво повторяющейся в ро мане евангельской истории воскрешения Лазаря — прообразу ду ховного воскрешения Раскольникова. |