Главная страница
Навигация по странице:

  • Иван Сергеевич ТУРГЕНЕВ (1818–1883)

  • «Записки охотника» (1847–1852) Хорь и Калиныч. Певцы. Бежин луг. Вопросы.

  • Вопросы и задания для самопроверки.

  • «Отцы и дети» (1862) Вопросы.

  • Конспективное изложение программных тем Москва Издательство мгуп 2000


    Скачать 403.13 Kb.
    НазваниеКонспективное изложение программных тем Москва Издательство мгуп 2000
    Дата16.10.2022
    Размер403.13 Kb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаShurik_1.pdf
    ТипКонспект
    #737101
    страница10 из 16
    1   ...   6   7   8   9   10   11   12   13   ...   16
    Вопросы и задания для самопроверки.
    1. Проанализируйте идейный смысл и художественное своеоб
    разие главы «Сон Обломова».
    2. Какова роль деталей внешности в изображении персонажей романа «Обломов»?
    3. Какова идейная нагрузка образа слуги Обломова Захара?
    Иван Сергеевич ТУРГЕНЕВ
    (1818–1883)
    Творчество И.С.Тургенева — яркое явление не только в исто
    рии отечественной литературы, но и в истории общественной мыс
    ли. Произведения писателя всегда вызывали бурную реакцию в обществе. Роман «Отцы и дети» «спровоцировал» такую полемику в критике, подобную которой трудно найти в истории русской об
    щественной мысли. Писатель в каждом новом произведении откли
    кался на социальную жизнь своего времени. Пристальный интерес к актуальным проблемам современности — типологическая харак
    теристика тургеневского реализма.
    Н.Добролюбов, отмечая эту особенность тургеневского творче
    ства, писал в статье «Когда же придет настоящий день?»: «Живое отношение к современности упрочило за Тургеневым постоянный успех у читающей публики. Мы можем смело сказать, что если Тур
    генев затронул какойнибудь вопрос в своей повести, если он изо
    бразил какуюнибудь новую сторону общественных отношений, —
    это служит ручательством за то, что вопрос этот поднимается или скоро поднимется в сознании образованного общества, что эта но
    вая сторона... скоро выскажется перед глазами всех».
    При такой «живой» связи с временем особенности мировоззре
    ния, политических взглядов писателя сыграли не последнюю роль и

    9 0
    проявились в созданных им художественных типах «лишнего чело
    века» (Рудин, Лаврецкий), «нового человека» (Инсаров, Базаров),
    «тургеневской девушки» (Лиза Калитина, Наталья Ласунская).
    Тургенев принадлежал к лагерю дворянлибералов. Писатель зани
    мал последовательную антикрепостническую позицию, ненавидел дес
    потизм. Близость в 40е годы к Белинскому и Некрасову, сотрудничество в 50е годы с журналом «Современник» способствовали его сближению с передовой общественной идеологией. Однако принципиальные расхо
    ждения в вопросе о путях изменения жизни (он категорически отрицал революцию и уповал на реформу сверху) привели Тургенева к разрыву с
    Чернышевским и Добролюбовым, выходу из журнала «Современник».
    Поводом к расколу в «Современнике» стала статья Добролюбова «Когда же придет настоящий день?» о тургеневском романе «Накануне». Сме
    лые революционные выводы критика испугали Тургенева. В 1879 году он писал о своих политических и идейных пристрастиях: «Я всегда был и до сих пор остался «постепеновцем», либералом старого покроя в англий
    ском династическом смысле, человеком, ожидающим реформ только свы
    ше, принципиальным противником революции.
    Сегодняшнего читателя в меньшей мере, чем современников писа
    теля, волнует политическая острота его произведений. Тургенев инте
    ресен нам прежде всего как художникреалист, внесший свой вклад в развитие русской литературы. Тургенев стремился к верности и полно
    те отражения действительности. В основе его эстетики лежало требо
    вание «реальности жизни», он стремился, по его собственным словам,
    «насколько хватило сил и уменья, добросовестно и беспристрастно изо
    бразить и воплотить в надлежащие типы и то, что Шекспир называет
    «самый образ и давление времени», и ту быстро изменявшуюся физио
    номию русских людей культурного слоя, который преимущественно служил предметом моих наблюдений». Он создал свой стиль, собствен
    ную манеру повествования, в которой сжатость, лаконичность изложе
    ния не противоречила отражению сложных конфликтов и характеров.
    Творчество Тургенева развивалось под воздействием пушкин
    ских открытий в прозе. Поэтику тургеневской прозы отличала ус
    тановка на объективность, на литературность языка, на сжатый выразительный психологический анализ с использованием прие
    ма умолчания. Большую роль в его произведениях играет бытовой фон, данный в выразительных и лаконичных зарисовках. Тургенев
    ский пейзаж — общепризнанное художественное открытие русско
    го реализма. Лирический тургеневский пейзаж, усадебная поэзия с мотивами увядания «дворянских гнезд» оказали влияние на твор
    чество писателей XX века — И.Бунина, Б.Зайцева.

    9 1
    Способность откликнуться на актуальную для эпохи тему, умение создать психологически достоверный характер, лиризм повествователь
    ной манеры и чистота языка — основные черты реализма Тургенева.
    Значение Тургенева выходит за рамки национального писателя. Он был своеобразным посредником между русской и западноевропейской куль
    турой. С 1856 года он почти постоянно жил за границей (так сложились обстоятельства его личной жизни), что нисколько не мешало ему, как уже подчеркивалось, быть в гуще событий русской жизни. Он активно пропагандировал русскую литературу на Западе, а в России — европей
    скую. В 1878 году он был избран вицепрезидентом Международного литературного конгресса в Париже, а в 1879 Оксфордский универси
    тет присвоил ему степень доктора обычного права. В конце жизни Тур
    генев написал стихотворение в прозе «Русский язык», в котором выра
    жается сила его любви к России и вера в духовную мощь народа.
    Творческий путь И.С.Тургенева по существу начался с публика
    ции в журнале «Современник» в 1847 году рассказа «Хорь и Кали
    ныч». Хотя до этого времени он писал стихи и поэмы в романтиче
    ском духе («Вечер», «Стено», «Параша»), повести и рассказы («Ан
    дрей Колосов», «Три портрета»), только эта публикация ознамено
    вала рождение писателя Тургенева.
    За свою долгую жизнь в литературе Тургенев создал значительные произведения в разных жанрах эпического рода. Помимо упомянутых антикрепостнических рассказов, он стал автором повестей «Ася», «Пер
    вая любовь» и др., объединенных темой судьбы дворянской интелли
    генции, и социальных романов «Рудин», «Дворянское гнездо» и др.
    Тургенев оставил след в русской драматургии. Его пьесы «На
    хлебник», «Месяц в деревне» до сих пор входят в репертуар наших театров. В конце жизни он обратился к новому для себя жанру и создал цикл «Стихотворения в прозе».
    «Записки охотника» (1847–1852)
    Хорь и Калиныч. Певцы. Бежин луг.
    Вопросы.
    1. Антикрепостническая тема в «Записках охотника».
    2. Черты русского национального характера в персонажах цикла.
    3. Жанровое своеобразие рассказов.
    4. Пейзаж и его роль в рассказах.
    Рассказ «Хорь и Калиныч» — первый из будущего цикла — поя
    вился в первом номере журнала «Современник» за 1847 год. Это был первый номер, подготовленный новыми владельцами журна
    ла, Некрасовым и Панаевым. Тогда редакция не сумела по достоин

    9 2
    ству оценить рассказ Тургенева: он был напечатан мелким шриф
    том в разделе «Смесь» с подзаголовком «Из записок охотника» (та
    ким образом название цикла подсказано Тургеневу журналом).
    Большой успех рассказа у читателей вдохновил автора, и в течение
    1847 года, находясь за границей, он написал еще 13 рассказов. Над циклом Тургенев работал с 1847 по 1851 годы, а к 1852 подготовил отдельное издание «Записок охотника».
    «Записки охотника» дают картину деревенского и усадебного быта, раскрывают отношения помещиков и крепостного крестьян
    ства. Но пристальное внимание современников прежде всего обес
    печила их антикрепостническая направленность. Власти также от
    реагировали на их появление, увидев в рассказах опасную общест
    венную тенденцию. Николай I повелел отправить в отставку пропус
    тившего «Записки охотника» цензора кн. Львова «за небрежное ис
    полнение своей должности». Тургенев был отдан под полицейский надзор. Общественная значимость рассказов и очерков цикла заклю
    чалась не только в разоблачении помещиковкрепостников (один из высокопоставленных чиновников говорил, что помещики «представ
    лены вообще в смешном и карикатурном или, еще чаще, в предосуди
    тельном для их чести виде»), но и в изображении крестьянских типов.
    К людям из народа автор испытывает симпатию, бедственное поло
    жение русского народа вызывает его сочувствие.
    «Записки охотника» — антикрепостническое произведение.
    Тургенев разоблачает крепостное право как уродливую систему,
    порождающую жестоких или никчемных помещиков, развращаю
    щую душу, тормозящую экономическое и духовное развитие Рос
    сии. Сам автор так определял главную идею «Записок охотника»:
    «Я не мог дышать одним воздухом, оставаться рядом с тем, что я возненавидел... В моих глазах враг этот имел определенный образ,
    носил известное имя: враг этот был — крепостное право. Под этим именем я собрал и сосредоточил все, против чего я решился бороть
    ся до конца, с чем я поклялся никогда не примиряться...».
    Рассказы связываются в цикл единством идейного содержания и композиционным приемом — образом рассказчика, проходящего че
    рез все рассказы. Рассказчик — охотник, местный помещик, хорошо знающий свой край, а самое главное — глубоко интересующийся жизнью встречающихся ему в охотничьих странствиях людей.
    «Хорь и Калиныч» — программное произведение цикла, в кото
    ром намечены его основные идеи, опробована форма тругеневско
    го «охотничьего» рассказа. Сюжет в нем носит очерковый харак

    9 3
    тер: точно указывается и описывается место действия — Болхов
    ский и Жиздринский уезды Орловской и Калужской губернии. Рас
    суждения в начале рассказа о типах орловских и калужских мужи
    ков, построенные по принципу антитезы, как будто не связанные с сюжетом рассказа, имеют не только этнографическое, чисто очер
    ковое значение. В них задается актуальная социальная тема — раз
    личие между барщинным и оброчным крестьянством.
    В «Хоре и Калиныче» нет событийного развития действия. В рас
    сказе показаны встречи героярассказчика с помещиком Полуты
    киным и его крепостными крестьянами Хорем и Калинычем. Об
    раз рассказчика играет в рассказе активную роль: рассказчик ком
    ментирует поведение героев, выражает свое отношение к ним.
    Именно в диалоге с ним раскрываются социально значимые типиче
    ские характеры. Иногда для создания характера автору достаточно минимальных художественных средств. Так характер Полутыкина совершенно определенно проясняет его фамилия — он, действитель
    но, никудышный бестолковый хозяин, разоряющийся помещик.
    Основной интерес для рассказчика представляют крестьяне
    Хорь и Калиныч, сравнительная характеристика которых позволя
    ет автору раскрыть два типа русского крестьянина, показать раз
    ные грани русского национального характера. Образы помещика и его крепостных противопоставлены: прямого конфликтного столк
    новения между ними нет, но очевидно глубокое различие нравст
    венного мира, жизненной позиции. И не в пользу помещика. Кре
    стьяне — незаурядные люди. Один — прекрасный практик, другой —
    натура поэтическая. Публицистическое начало рассказа — рассу
    ждения о барщинных и оброчных крестьянах — получает свое раз
    витие в образах центральных персонажей.
    Хорь — «человек положительный, практический, администра
    тивная голова, рационалист». Он добивался разрешения перейти на оброк и по сути экономически самостоятелен. Хорь — тип умно
    го, деятельного, предприимчивого русского человека, способного смело идти навстречу новому, правда, его возможности ограниче
    ны уродливой крепостнической системой. В раскрытии образа Хоря основную роль играют авторские описания его усадьбы, избы. Вы
    разительны предметные детали, вещный мир. Они показывают кре
    пость его хозяйства, надежность, устойчивость быта, позволяют увидеть в Хоре созидательные творческие начала русского нацио
    нального характера. Портрет Хоря существенно дополняет наше представление о нем. В его фигуре автор подчеркивает основатель

    9 4
    ность. Этот «плечистый и плотный» человек крепко стоит на ногах.
    А сравнение его лица с лицом Сократа («такой же высокий, шиш
    коватый лоб, такие же маленькие глазки, такой же курносый нос»)
    выражает уважение и симпатию автора и одновременно усиливает антикрепостнический пафос рассказа. Но этот умный, сильный че
    ловек Хорь находится в положении раба. Такова реальность рос
    сийской действительности.
    Калиныч — полная противоположность Хорю внешне и внутрен
    не. Он «человек самого веселого, самого кроткого нрава», возвы
    шенная натура. Находясь в полной зависимости от помещика, каж
    дый день должен сопровождать его на охоту. Он совсем забросил собственное хозяйство. Калиныч близок к природе, трогателен в своей привязанности к Хорю: принес ему букетик земляники. Про
    тивопоставляя героев, автор видит в каждом из них замечательные черты народного характера.
    Рассказ «Певцы», написанный в начале 50х годов, соединяет очерковые и новеллистические черты. И хотя повествование ве
    дется от лица рассказчика и содержит очерковые элементы, в ос
    нове сюжета рассказа — событие. Состязание певцов — централь
    ная часть повествования. В рассказе помимо главных персонажей
    — ЯковаТурка и рядчика из Жиздры — множество других геро
    ев, составляющих живописную многофигурную композицию.
    Обогащаются художественные средства раскрытия характера.
    Кроме выразительных портретных деталей, авторских характери
    стик, Тургенев дает рассказ о прошлом героев (такова история жизни Могарыча, Оболдуя). Представление о персонажах углуб
    ляется и с движением сюжета. Эпический фон основного собы
    тия несет важную идейную нагрузку.
    Тургенев показал в рассказе необычайную талантливость рус
    ского человека. Творческое духовное начало в «лучшем певце око
    лотка» ЯковеТурке побеждает вокальное мастерство самоуверен
    ного рядчика. Показывая замерших в волнении слушателей, рас
    сказчик как бы сливается с ними и передает в своих словах пере
    живания и чувства, охватившие всех: «Он пел, совершенно поза
    быв и своего соперника, и всех нас... Русская, правдивая, горячая душа хватала вас за сердце, хватала прямо за его русские струны».
    Выбор песни многозначителен. Песня «Не одна во поле дорожень
    ка пролегала...» действительно созвучна судьбе русского народа. В
    ней — «и молодость, и сила, и сладость, и какаято увлекательно
    беспечная грустная скорбь».

    9 5
    Тургенев — реалист, он не идеализирует героя: в заключитель
    ной части рассказа автор видит безобразное всеобщее пьянство.
    И Яков, совсем недавно воспарявший духом, потрясший всех сво
    им дивным пением, как и все, погрузился в мрак тяжелого разгу
    ла. Писатель не уходит от снижающих образ героя подробностей:
    «С обнаженной грудью сидел он на лавке и, напевая осиплым го
    лосом какуюто плясовую, уличную песню, лениво перебирал и щипал струны гитары. Мокрые волосы клочьями висели над его странно побледневшим лицом». Ничего не осталось от его оду
    хотворенного волнения. Безобразная действительность разруши
    тельно воздействует на судьбу таланта в России, и в этом еще один приговор крепостничеству.
    «Бежин луг» — поэтичный рассказ о русской природе и детской душе. В этом рассказе очерковое начало уступает место лирическо
    му повествованию. Тургенева интересует нравственный мир людей из народа. С большой симпатией автор воссоздает образы пяти кре
    стьянских мальчиков, собравшихся июльской ночью у костра и рас
    сказывающих друг другу страшные истории. Природа в «Бежином луге» перестает быть фоном действия, она становится средством косвенной характеристики героев. Картины летней природы, об
    рамляющие рассказ, полны лирической выразительности и как бы одухотворяют характеры мальчиков. А их фантастические истории,
    легенды, поверья полны яркой образности, поэтичности. Таинст
    венный мир их фантазий, мир природы и реальный мир сливаются в единое целое в душах мальчиков. Душа народа, сродни природе,
    поэтична и таинственна.
    В «Записках охотника» И.С.Тургенев выступил как художник острой социальной антикрепостнической проблематики и раскрыл в живых крестьянских типах особенности национального характе
    ра. Велика роль описаний природы в рассказах. Природа является средством раскрытия характера, внутреннего мира и душевного со
    стояния персонажей.
    Вопросы и задания для самопроверки.
    1. Какова роль рассказчика в цикле?
    2. Сравните тургеневский пейзаж с пейзажем Пушкина и Гоголя.
    3. Какие особенности портретной живописи Вы может отметить?

    9 6
    «Отцы и дети» (1862)
    Вопросы.
    1. Смысл названия романа «Отцы и дети».
    2. Характер конфликта в романе.
    3. Базаров — «лицо трагическое».
    4. Художественное мастерство Тургенева.
    Название романа Тургенева никак не связано с противопостав
    ленностью героев в семейновозрастном плане. В романе художест
    венно осмысляется идейная борьба эпохи: антагонизм позиций ли
    беральных дворян («отцов») и разночинцевдемократов («детей»).
    Добролюбов еще в 1859 году, размышляя об общественной си
    туации в России, иронически характеризовал поколение сороковых годов как «мудрую партию пожилых людей... с высокими, но не
    сколько отвлеченными стремлениями». «Говоря «пожилые», — за
    мечал критикдемократ, — мы везде разумеем людей, которые про
    жили свои молодые силы и уже не умеют понимать современное дви
    жение и потребности нового времени; такие люди встречаются и между двадцатипятилетними». Там же Добролюбов размышляет и о представителях «нового» поколения. Они отказываются от прекло
    нения перед возвышенными, но абстрактными принципами. «Их последняя цель не совершенная рабская верность отвлеченным выс
    шим идеям, а принесение «возможно большей пользы человечест
    ву», — пишет критик. Полярность идейных установок очевидна, про
    тивостояние «отцов» и «детей» назрело в самой жизни. Чуткий к со
    временности Тургеневхудожник не мог на него не откликнуться.
    Столкновение Павла Петровича Кирсанова как типичного предста
    вителя поколения 40х годов с Евгением Базаровым, носителем но
    вых идей, неизбежно. Их основные жизненные и мировоззренче
    ские позиции выявляются в диалогахспорах.
    Диалоги занимают в романе большое место: их композиционное господство подчеркивает идейный, мировоззренческий характер основного конфликта. Тургенев, как уже отмечалось, по своим убе
    ждениям был либералом, что не помешало ему показать в романе несостоятельность героев — дворянлибералов во всех сферах жиз
    ни. Писатель определенно и достаточно жестко оценивал поколе
    ние «отцов». В письме к Случевскому он отмечал: «Вся моя повесть направлена против дворянства как передового класса. Вглядитесь в лица Николая Петровича, Павла Петровича, Аркадия. Слабость и вялость или ограниченность. Эстетическое чувство заставило меня

    9 7
    взять именно хороших представителей дворянства, чтобы тем вер
    нее доказать мою тему: если сливки плохи, что же молоко? Они луч
    шие из дворян — и именно потому и выбраны мною, чтобы дока
    зать их несостоятельность». Отец братьев Кирсановых — боевой генерал 1812 года, человек простой, даже грубый, «всю жизнь тя
    нул свою лямку». Поиному складывается жизнь его сыновей. Ни
    колай Петрович, вышедший из университета в 1835 году, начал службу по протекции отца в «министерстве уделов». Однако вско
    ре после женитьбы ее оставил. Лаконично, но емко автор расска
    зывает о его семейной жизни: «Супруги жили очень хорошо и тихо,
    они почти никогда не расставались. Десять лет прошло как сон... И
    Аркадий рос да рос — тоже хорошо и тихо». Повествование окра
    шено мягкой авторской иронией. Никаких общественных интере
    сов у Николая Петровича нет. Университетская юность героя про
    ходила в эпоху николаевской реакции, и единственной сферой при
    ложения его сил стала любовь, семья. Павел Петрович, блестящий офицер, оставил карьеру и свет изза романтической любви к зага
    дочной княгине Р. Отсутствие социальной активности, социальных задач, отсутствие навыков ведения хозяйства ведет героев к разоре
    нию. Николай Петрович, не зная, где добыть деньги, распродает лес.
    Будучи человеком мягким по натуре, либеральных убеждений, он пы
    тается реформировать хозяйство, облегчить положение мужиков. Но его «ферма» не дает ожидаемых доходов. Автор замечает по этому по
    воду: «Их хозяйство скрипело, как немазаное колесо, трещало, как домоделанная мебель из сырого дерева». Выразительно и многозна
    чительно описание убогих деревень, мимо которых проезжают герои в начале романа. Природа под стать им: «Как нищие в лохмотьях стоя
    ли придорожные ракиты с ободранною корою и обломанными ветвя
    ми...». Возникала печальная картина русской жизни, от которой «серд
    це сжималось». Все это — следствие неблагополучия общественного устройства, несостоятельности помещичьего класса, в том числе и субъективно весьма симпатичных братьев Кирсановых. Упование на силу аристократии, высоких принципов, столь дорогих Павлу Петро
    вичу, не поможет изменить социальноэкономическое положение
    России. Болезнь зашла далеко. Нужны сильные средства, революци
    онные преобразования, считает «демократ до конца ногтей» Базаров.
    Базаров — центральный персонаж в романе, именно он герой времени. Это человек дела, материалистестественник, демократ
    просветитель. Личность по всем параметрам антагонистически про
    тивопоставленная братьям Кирсановым. Он из поколения «детей».
    Однако в образе Базарова в большей мере сказались противоречия мировоззрения и творчества Тургенева.

    9 8
    Политические взгляды Базарова содержат некоторые черты, при
    сущие лидерам революционной демократии 60х годов. Он отрицает общественные устои; ненавидит «барчуков проклятых»; стремится
    «место расчистить» для будущей правильно устроенной жизни. Но все
    таки определяющим в его политических взглядах был нигилизм, кото
    рый Тургенев отождествлял с революционностью. В письме к Случев
    скому он так и писал: «...и если он называется нигилистом, то надо счи
    тать: революционером». Нигилизм был крайним течением в револю
    ционнодемократическом движении и неопределяющим его. Но аб
    солютный нигилизм Базарова по отношению к искусству, любви, при
    роде, душевным переживаниям был авторским преувеличением. Та
    кой степени отрицания не было в мировоззрении шестидесятников.
    Базаров привлекает своим стремлением к практической деятель
    ности, мечтает «обломать много дел», правда, каких именно, мы не знаем. Его идеал — человек дела. В имении Кирсановых он постоянно занимается естественнонаучными опытами, а приехав к родителям,
    начинает лечить окрестных крестьян. Для Базарова важна сущность жизни, потому он так пренебрежительно относится к ее внешней сто
    роне — своей одежде, внешнему облику, манере поведения.
    Культ дела, идея пользы порой превращаются у Базарова в го
    лый утилитаризм. По направленности мировоззрения он ближе к
    Писареву, чем к Чернышевскому и Добролюбову.
    Противоречивы отношения Базарова с простым народом. Несо
    мненно, он ближе к нему, чем надушенный, чопорный Павел Петро
    вич, но мужики не понимают ни его поведения, ни его целей.
    Базаров показан Тургеневым в чуждой для себя среде, у него, по сути дела, нет единомышленников. Аркадий — временный попутчик,
    попавший под влияние сильного друга, его убеждения поверхностны.
    Кукшина и Ситников — эпигоны, пародия на «нового человека» и его идеалы. Базаров одинок, что делает его фигуру трагической. Но есть в его личности и внутренний диссонанс. Базаров провозглашает цель
    ность, но в егото натуре ее как раз и нет. В основе его мировоззрения лежит не только отрицание признанных авторитетов, но и уверенность в абсолютной свободе собственных чувств и настроений, убеждений.
    Именно эту свободу он демонстрирует в споре с Павлом Петровичем после вечернего чая, в десятой главе романа. Но вот встреча с Одинцо
    вой и любовь к ней неожиданно показывают ему, что этойто свободы у него и нет. Он оказывается бессилен совладать с тем чувством, само существование которого он так легко и смело отрицал. Будучи идей
    ным максималистом, Базаров не способен отказаться от своих убеж
    дений, но и победить свое сердце он не в силах. Эта раздвоенность

    9 9
    причиняет ему огромные страдания. Собственные чувства, жизнь сердца нанесли страшный удар по его стройной мировоззренческой системе. Перед нами уже не уверенный в себе человек, готовый к раз
    рушению мира, а, как говорил Достоевский, «беспокойный, тоскую
    щий Базаров». Смерть его случайна, но в ней проявилась жизненная закономерность. Мужество Базарова в смерти подтверждает незауряд
    ность его натуры и даже героическое начало в нем. «Умереть так, как умер Базаров, все равно, что сделать подвиг», — писал Писарев.
    Тургеневский роман о герое времени, «новом человеке» База
    рове написан с безукоризненным мастерством. Прежде всего оно проявилось в создании образов персонажей. Аналитический порт
    рет героя дает его емкую социальнопсихологическую характери
    стику. Так, «красивая рука с длинными розовыми ногтями, рука,
    казавшаяся еще красивее от нежной белизны рукавичка, застегну
    того одиноким крупным опалом...» подчеркивает аристократизм
    Павла Петровича, вместе с другими деталями портрета указывает на романтический характер этого персонажа. «Длинный балахон с кистями» и «обнаженная красная рука», которую Базаров не сразу подает Николаю Петровичу, — эти портретные детали красноре
    чиво говорят о демократизме Базарова и его независимости.
    С большим мастерством автор передает своеобразие речи пер
    сонажей. Плавная и любезная речь Николая Петровича говорит о его мягкости, о деликатности натуры. Речь Павла Петровича над
    менна, намеренно архаизирована, а когда он говорит о чуждом и даже враждебном ему Базарове — презрительна и груба. Богата и разнообразна речь Базарова. Так, в разговоре с Павлом Петрови
    чем «этот лекарский сын не только не робел, но даже отвечал отры
    висто и неохотно, и в звуке его голоса было чтото грубое, почти дерзкое». Подругому, очень внимательно и умно, он разговарива
    ет с Одинцовой. В речи Базарова много естественнонаучных тер
    минов, он привык называть вещи своими именами.
    Особую роль в романе играет пейзаж, который, как всегда у Тур
    генева, необычайно выразителен. Реалистические картины приро
    ды в романе связаны с действием, то составляя его фон, то создавая настроение. Пейзаж кладбища в эпилоге романа передает опреде
    ленное настроение и вызывает философские размышления. Он психологичен и философичен.
    В манере повествования Тургенев стремился к лаконичности,
    но сжатая форма повествования не помешала автору раскрыть глу
    бокие и масштабные проблемы своего времени. Роман «Отцы и дети» — одно из лучших произведений И.С.Тургенева.

    100
    1   ...   6   7   8   9   10   11   12   13   ...   16


    написать администратору сайта