Главная страница
Навигация по странице:

  • Вопросы и задания для самопроверки.

  • Александр Сергеевич ПУШКИН (1799–1837)

  • Периодизация Вопросы.

  • Конспективное изложение программных тем Москва Издательство мгуп 2000


    Скачать 403.13 Kb.
    НазваниеКонспективное изложение программных тем Москва Издательство мгуп 2000
    Дата16.10.2022
    Размер403.13 Kb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаShurik_1.pdf
    ТипКонспект
    #737101
    страница3 из 16
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   16
    Язык и стих.
    Комедия в стихах не была новостью в русской драма
    тургии до Грибоедова, стихотворная форма была нормой для высокой комедии классицизма. Удивительная новизна «Горя от ума» в этой области заключалась в том, что в ней обязательный в комедии и траге
    дии александрийский стих (система двустиший: шестистопные ямбы со смежными рифмами), который изза своей монотонности обрекал пьесы на однообразие стиховой интонации, сменился вольными, т.е.
    разностопными ямбами (такие ямбы вы можете увидеть в баснях Кры
    лова). Использование стихотворных строк разной длины (от шести
    стопной до одностопной) давало, с одной стороны, естественную ин
    тонацию живой разговорной речи, с другой — резкость контраста длинных и коротких стихов помогала выразить остроту столкновений идей, смену мыслей и настроений.
    Характернейшая сторона комедии — насыщенность текста сти
    хамиафоризмами. Афоризмом, остротой, сентенцией может обмол
    виться любой из персонажей — Молчалин («Ах! злые языки страш

    1 9
    нее пистолета!»), Репетилов («Да умный человек не может быть не плутом»), Лиза («Грех не беда, молва не хороша»). Особенно много афоризмов принадлежит Фамусову — главному выразителю истин своего круга: «Подписано, так с плеч долой», «Кто беден, тот тебе не пара», «Ну как не порадеть родному человечку», «Что будет го
    ворить княгиня Марья Алексевна!». Но истинный кладезь остро
    умия — Чацкий. Обратите внимание на блестящую иронию в афо
    ризмах Чацкого: «Блажен, кто верует, тепло ему на свете», «Слу
    жить бы рад, прислуживаться тошно», «Дома новы, но предрассуд
    ки стары», «Зачем же мнения чужие только святы?»
    В «Горе от ума» русская дворянская жизнь предстает в своей конкретности, и огромное значение в этом имеет язык комедии.
    Разговорная речь, бытовая лексика, дворянское просторечие, оби
    лие фразеологизмов («сон в руку», «дал маху», «охота смертная» и пр.), а рядом — речь Чацкого, блестящая книжная речь образован
    ного человека, интеллектуала и книжника, насыщенная общими понятиями («Говорит, как пишет», — скажет о нем Фамусов). Вы
    деленностью и противопоставленностью речи Чацкого другим пер
    сонажам поддерживается основной конфликт «Горя от ума».
    Вопросы и задания для самопроверки.
    1. Найдите экспозицию, завязку, кульминацию и развязку комедии.
    2. В чем вы видите трагическое и комическое в «Горе от ума»?
    3. Расскажите о внесценических персонажах комедии.
    4. Можно ли рассматривать Репетилова как пародию на Чацкого?
    5. Почему Гончаров заметил, что у Софьи свой «мильон терза
    ний»?
    6. Есть ли общее между Софьей и Чацким?
    7. Какие черты новаторства вы можете отметить в комедии Гри
    боедова?
    Александр Сергеевич ПУШКИН
    (1799–1837)
    С Пушкина начинается новый отсчет всех достижений русской культуры. С непостижимой легкостью и глубиной освоив все луч
    шие качества предшествующей литературы: и державинский клас
    сицизм, и карамзинистский сентиментализм с его психологизмом,
    и гражданственность Ломоносова и Радищева, и романтизм Жуков
    ского, и эпикурейство Батюшкова, — он аккумулировал в своем творчестве их находки и открытия.

    2 0
    Уловив главное у предшественников, он вывел русскую литерату
    ру к полномасштабному реализму, указал ей путь в будущее. Именно благодаря творчеству Пушкина русская литература из ведомых, раз
    вивающихся под влиянием европейских традиций перешла в разряд ведущих, определяющих основные тенденции европейского и миро
    вого литературного процесса. В Пушкине, по словам Гоголя, «заклю
    чилось все богатство, сила и гибкость нашего языка. Он более всех показал все его пространство. Пушкин есть явление чрезвычайное и,
    может быть, единственное явление русского духа».
    Периодизация
    Вопросы.
    1. Темы, мотивы и жанры раннего творчества А.С.Пушкина
    (1817–1820).
    2. Становление романтизма в творчестве А.С.Пушкина.
    3. Михайловская ссылка в судьбе и творчестве А.С.Пушкина.
    4. Особенности творчества Пушкина в 30е годы.
    Становление и развитие творчества Пушкина прошло следующие этапы, каждый из которых является освоением определенного мето
    да, совершенствованием тех или иных приемов, жанров, тем.
    1. Лицейский. (1811–1817). К Лицинию. К другустихотворцу. К
    Пущину. Певец. Воспоминания в Царском Селе.
    В этот период идет творческое осмысление традиций классициз
    ма. Пушкину близка гражданственность русского классицизма. В то же время он наполняет свои оды и послания лирическим духом, эмо
    циональностью, что свидетельствует о близости юному поэту тради
    ций нового времени — поэзии Карамзина и Жуковского. Апофео
    зом данного периода стало чтение оды «Воспоминания в Царском селе» во время переводных экзаменов в Лицее, на которых присут
    ствовал Державин. Высокий стиль, обилие церковнославянских слов и выражений не мешают легкости и музыкальности стиха. Пушкин
    лицеист с необыкновенной стремительностью овладевает литератур
    ным опытом своих предшественников и современников. В то же вре
    мя он обладает определенной самостоятельностью и критичностью по отношению к тем, кто пытается навязать ему свою точку зрения.
    В ответ на советы Батюшкова взяться за написание поэмы в эпичес
    ком духе он отвечает с достоинством: «Бреду своим путем:/Будь вся
    кий при своем». («К Батюшкову», 1815 г.). Творческая смелость и та
    лант юного поэта были оценены по достоинству одним из его самых близких литературных учителей и наставников, Жуковским. В 1820

    2 1
    году, после выхода в свет поэмы «Руслан и Людмила», он подарил
    Пушкину свой портрет с надписью: «Победителюученику от побе
    жденного учителя».
    2. Петербургский (1817–1820). Вольность. Деревня. К Чаадаеву.
    Руслан и Людмила.
    После окончания Лицея Пушкин поступает на службу в Петербурге и сразу же попадает в обстановку острых политических споров, пред
    чувствий великих перемен в обществе. Позже Пушкин скажет об этом времени: «О заговоре кричали по всем переулкам». Под влиянием об
    становки и Пушкин заражается идеями вольномыслия и бунтарства. В
    доме его друзей, братьев Тургеневых, Пушкин пишет наполненную ре
    волюционными идеями оду «Вольность» (1817), угрожающую тиранам и призывающую восстать рабов. Хотя российская действительность в оде отражена лишь в виде смутных намеков («пустынный памятник тирана» на берегу Невы, «убийцы потаенны в лентах и звездах», непра
    ведным путем пришедшие к власти — как упоминание о загадочных обстоятельствах гибели Павла I и восшествия на престол его сына, ныне действующего императора Александра I, ода воспринималась современ
    никами как призыв к восстанию, хотя сам Пушкин в большей степени рассчитывал на «урок царям»: «Склонитесь первые главою /Под сень надежную закона/, И станут вечной стражей трона / Народов вольность и покой». Гражданские темы, мысли и идеи становятся достоянием души и сердца:
    Мы ждем с томленьем упованья
    Минуты вольности святой,
    Как ждет любовник молодой
    Минуты верного свиданья
    (К Чаадаеву, 1818 г.)
    Раздражение правящих классов против юного поэта росло. По
    следней каплей стала эпиграмма на всемогущего Аракчеева, главу тайной полиции, правую руку Императора, в которой он назван
    «всей России притеснитель, губернаторов мучитель, ..полон злобы,
    полон мести, без ума, без чувств, без чести». Только благодаря свое
    временной защите Жуковского Пушкин вместо страшной ссылки на Соловки или в Сибирь, на которых настаивал Аракчеев, отправ
    лен в южную ссылку.
    3. Южная ссылка (1821–1824). «Погасло дневное светило...»,
    «Редеет облаков летучая гряда...» «Я пережил свои желанья...». Кин
    жал. Песнь о вещем Олеге. Узник. Демон. К морю. Кавказский плен
    ник. Бахчисарайский фонтан.

    2 2
    Южная ссылка обернулась новыми яркими впечатлениями. По
    разил его своей величественной красотой Кавказ, удивило знаком
    ство с горцами, он даже записал в свои тетради народную татар
    скую песню, и это было одно из первых свидетельств глубочайшего интереса Пушкина к национальным традициям разных народов.
    Природа Кавказа и Крыма, ощущение себя изгнанником усилива
    ют романтический настрой его творчества. Например, путешест
    вие в Гурзуф по ласковому и теплому Черному морю в августе 1820
    года на комфортабельном по тем временам бриге «Мингрелия»
    рождает следующие романтическивозвышенные строки:
    Лети, корабль, неси меня к пределам дальним
    По грозной прихоти обманчивых морей,
    Но только не к брегам печальным
    Туманной родины моей...
    Шуми, шуми, послушное ветрило,
    Волнуйся подо мной, угрюмый океан.
    («Погасло дневное светило...», 1820 г.)
    Живя в Бесарабии, поэт знакомится с бытом цыган, по преда
    нию, он даже пробыл в таборе несколько дней. Эти впечатления легли в основу поэмы «Цыганы», законченной уже в новой ссылке,
    в Михайловском. В Кишиневе доходят до него известия о греческом национальноосвободительном восстании, в котором принимал уча
    стие кумир его юности Байрон.
    4. Ссылка в Михайловское (1824–1826). «Я помню чудное мгно
    венье». Вакхическая песня. 19 октября. Зимний вечер. Буря. Про
    рок. И.И.Пущину. Зимняя дорога. Признание. Няне. Арап Петра
    Великого. Борис Годунов. Главы из романа «Евгений Онегин».
    «Чувствую, что духовные силы мои достигли полного развития,
    я могу творить», — пишет он своему другу Николаю Раевскому.
    Один из плодотворнейших периодов жизни и творчества. В Михай
    ловском проявилась способность Пушкина побеждать силу обстоя
    тельств, выживать вопреки року. Михайловская ссылка, начавшая
    ся отчаянием («и был печален мой приезд»), обернулась множест
    вом радостей и открытий. Она позволила поэту узнать свой народ,
    сродниться с ним, проникнуться народным духом, полюбить небро
    скую и неяркую родную природу и посвятить ей много вдохновен
    ных стихов, оценить истинные чувства и привязанности. Среди его стихов много посвящено конкретным адресатам, позволившим скрасить однообразные дни ссылки — няне, И.Пущину, А.П.Керн,
    П.Осиповой и др.

    2 3
    В ссылке Пушкин, по его словам, прочитал 12 подвод книг, и сре
    ди них — «История Государства Российского» его старшего друга
    Карамзина, обострившая интерес А.С.Пушкина к национальной истории, результатом чего стало создание «Арапа Петра Великого»,
    «Бориса Годунова», впоследствии — «Полтавы», «Медного всадни
    ка», «Капитанской дочки».
    5. Конец 20х — начало 30х годов. Первая Болдинская осень. ст.
    В Сибирь. Арион. Поэт. «Дар напрасный, дар случайный...». Анчар.
    «На холмах Грузии». «Кавказ». «Зимнее утро». «Я вас любил...».
    «Брожу ли я вдоль улиц шумных...» Поэту. Бесы. Завершение «Ев
    гения Онегина». Полтава. Маленькие трагедии (Скупой рыцарь.
    Моцарт и Сальери. Пир во время чумы. Каменный гость). История села Горюхина. Сказка о попе и его работнике Балде. Повести Бел
    кина («Выстрел», «Метель», «Барышнякрестьянка», «Станционный смотритель», «Гробовщик»).
    Один из сложнейших периодов. После восстания декабристов и его разгрома остается фактически в одиночестве. С новым царем
    Николаем I у Пушкина складываются непростые отношения. На какоето время Пушкин поверил в искренность и прогрессивность его устремлений, но надежды его не оправдались. В душе накапли
    ваются предчувствия грядущей опасности, трагедии:
    Снова тучи надо мною
    Собралися в тишине,
    Рок завистливой бедою
    Угрожает снова мне.
    (1828)
    Растет желание простого человеческого счастья, идеал семейной жизни, высказанный в шутливых стихах: «Мой идеал теперь — /Хо
    зяйка. Да щей горшок. / Да сам большой». Юная красавица Ната
    лия Николаевна Гончарова, хоть и не сразу, но ответила на горячую любовь поэта — согласие на брак было дано ее семьей лишь после того, как поэт посватался во второй раз, по слухам, вследствие на
    стойчивого желания Наталии.
    Для того, чтобы решить имущественные вопросы накануне свадьбы, Пушкин отправляется в свое нижегородское имение, где он никогда не был, и задерживается изза эпидемии холеры и ка
    рантина на три осенних месяца. Как и в Михайловском, в этом жиз
    ненном эпизоде проявилось такое качество поэта, как умение пе
    реломить неблагоприятные обстоятельства в свою пользу, «сохра
    нить к судьбе презренье», противопоставить злому року «непре

    2 4
    клонность и терпенье», как было сказано в одном из его стихотво
    рений 1828 года. Главным итогом Болдинской осени 1830 г. явились
    «маленькие», по определению поэта, трагедии, которым суждено стать поистине великими, ряд прозаических повестей, завершают
    ся последние главы «Евгения Онегина».
    6. Последние годы жизни. 2я Болдинская осень. Медный всадник.
    Пиковая дама. Осень. «Вновь я посетил...». История Пугачевского бун
    та. Капитанская дочка. «Пора, мой друг, пора! Покоя сердце просит...».
    «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...» Сказка о рыбаке и рыбке.
    Сказка о царе Салтане. Сказка о золотом петушке. Дубровский.
    Период творческой зрелости. В лирике углубляются философские мотивы, все большее и большее место занимает проза, отмеченная типично пушкинскими чертами: точностью, лаконизмом, динамикой действия, той простотой, за которой таится бесконечная глубина, по словам Гоголя, «бездна пространства». Пушкинская проза 30х годов открывает дорогу Гоголю, Достоевскому, представителям так называе
    мой «натуральной школы», писателямразночинцам, способствует будущему расцвету реалистической литературы. За год до смерти Пуш
    кин становится издателем журнала «Современник», так много сделав
    шего для развития демократической литературы уже после гибели поэта, в 40–50е годы XIX века. Как бы предчувствуя скорую гибель,
    поэт подводит итоги своего творчества в ст. «Пора мой друг, пора!
    Покоя сердце просит...», «Вновь я посетил...», «Из Пиндемонти», «Я
    памятник себе воздвиг нерукотворный...». С гордостью говорит поэт о том, что для власти и чинов «не гнул ни совести, ни помыслов, ни шеи». Дни его уже сочтены. Побег «в обитель дальную трудов и чис
    тых нег», в мир творчества и любви, о котором он мечтал в стихотво
    рении «Пора, мой друг, пора...», не состоялся.
    Вопросы и задания для самопроверки.
    1. Какие литературные традиции 18 и начала 19 века осваивал поэт в лицейские годы? Какие произведения наиболее показатель
    ны для этого периода? Перечислите жанровый состав лицейской лирики.
    2. Как изображается природа Кавказа в стихах 1820–1824 года?
    Сравните со стихами конца 20х годов — «Кавказ», «Обвал», «На холмах Грузии...»
    3. Какие темы особенно волнуют Пушкина в годы Михайловской ссылки? Какие жанры осваивает он в это время? В чем проявляют
    ся реалистические тенденции?

    2 5 4. Назовите произведения, написанные Пушкиным в 1ю Бол
    динскую осень? Во 2ю?
    5. Когда он вновь посетил место своей ссылки в Михайловском и какое стихотворение он посвятил этому событию?
    6. Назовите произведения Пушкина, посвященные крестьянским восстаниям.
    7. В каких произведениях Пушкин затрагивает темы смысла жиз
    ни, смысла творчества, задумывается о своей дальнейшей судьбе.
    ЛИРИКА
    Вольность. К Чаадаеву («Любви, надежды, тихой славы...»). Де
    ревня. Песнь о вещем Олеге. Узник. «Свободы сеятель пустын
    ный...». К морю. «Я помню чудное мгновенье...» 19 октября (1825 г.).
    Арион. Пророк. И.И.Пущину. «Мой первый друг, мой друг бесцен
    ный...») «Во глубине сибирских руд...» Поэт. Анчар. «На холмах Гру
    зии...». Зимнее утро. «Я вас любил...». Поэту. Бесы. «Пора, мой друг,
    пора». «Вновь я посетил...». Из Пиндемонти. «Я памятник себе воз
    двиг...»
    Вопросы.
    1. Основные мотивы лирики А.С.Пушкина.
    2. Эволюция темы свободы в творчестве Пушкина.
    3. Роль и особенности пейзажа в произведениях Пушкина.
    4. Гражданские мотивы в лирике Пушкина.
    5. Тема дружбы в лирике Пушкина.
    6. Гуманизм лирики Пушкина.
    7. Вечные темы поэзии Пушкина.
    9. Образ возлюбленной и темы любви в лирике Пушкина.
    10. Тема творчества, поэта и поэзии.
    11. Жанровое новаторство поэзии А.С.Пушкина.
    Лирика — один из трех основных родов литературы, наряду с эпо
    сом и драмой, известных еще с античности. Важнейшей особенностью ее является эмоциональность, субъективность, всеобщность и кон
    кретность выражаемого поэтического чувства. В лирике важно не столько то, о чем говорит поэт, сколько — как он выражает свои чувст
    ва. Белинский в статье «Разделение поэзии на роды и виды» сказал:
    «Здесь поэт стоит на первом месте, и мы не иначе как через него все понимаем и воспринимаем. Предмет здесь не имеет цены сам по себе,
    все зависит от того содержания, которое придает ему поэт».
    Человек, лирический субъект, воспринимающий мир, оказыва
    ется мерой всего. Содержание лирического произведения неисчер

    2 6
    паемо по широте охвата действительности и по глубине постиже
    ния человеческой души. Тем не менее, есть темы, которые в лирике считаются «вечными», и ни один поэт не может пройти мимо них, так как в них заключена истинная жизнь человеческой души. Это любовь,
    природа, смысл человеческого существования, цель и задачи творчест
    ва. Каждый истинный поэт вносит в освещение этих тем чтото новое,
    неповторимое, до него никем не сказанное. «Прекрасное мгновение»
    отдельного человеческого бытия благодаря лирике становится вечным,
    понятным и созвучным людям разных эпох и народов.
    Для лирики характерны особые формы выразительности, среди которых, в первую очередь, ритмика стихотворной речи, музыкаль
    ность стиха, достигаемая с помощью таких приемов, как аллитера
    ции, ассонансы; необычная, не свойственная обычной разговорной и даже литературной прозаической речи структура фразы; нали
    чие выразительных метафор, эпитетов, сравнений.
    Все эти особенности лирического рода ярко выразились в поэзии
    А.С.Пушкина, которого В.Г.Белинский назвал «первым русским по
    этомхудожником».
    Многообразие его лирики очевидно. Но все же можно выделить несколько тем, которым он оставался верен всю жизнь, наполнив новым содержанием неумирающие, вечные темы, осмыслив темы новые, актуальные, волнующие общество в ту эпоху. Это темы сво
    боды, справедливости, равенства, овладевавшие русским общест
    вом под влиянием французских демократических революций; тема дружбы как личного и общественного понятия; темы природы и ее врачующего влияния на человека; тема жизни и смерти, смысл че
    ловеческого существования, тема любви и т.д.
    Одним из самых важных условий нормального человеческого су
    ществования и одновременно одной из самых сложных категорий философии является понятие свободы. С оды «Вольность» фактиче
    ски начинается творческий путь Пушкина. Мыслью о том, что же зна
    чит истинная свобода, проникнуто одно из последних его стихотворе
    ний — «Из Пиндемонти». Какова же эволюция этого понятия в твор
    честве Пушкина? Говоря об этом, безусловно, нам придется коснуть
    ся и темы поэта и поэзии, потому что личная и общественная свобода для Пушкина неотделима от свободы творчества.
    В оде «Вольность» юный поэт декларирует: «Хочу воспеть сво
    боду миру, / На тронах поразить порок». Свобода для него — это строгое подчинение всех членов общества, независимо от социаль
    ного положения, справедливым высшим Законам. Поэт еще не за
    думывается о личной ответственности каждого члена общества:

    2 7
    общество строго определяет меру активности и ответственности ка
    ждого человека. Но уже в стихотворении «К Чаадаеву» 1818 года сво
    бода — это возможность реализации «души прекрасных порывов». Ка
    тегория свободы приобретает все более личный характер, она стано
    вится неотъемлемым правом каждого человека: «Мы вольные птицы:
    пора, брат, пора...» («Узник» 1822). Возвышенными, не задумываясь,
    называются чувства свободы, славы и любви. Эпитеты «свободный»,
    «вольный» приобретают оценочный характер, как выражение самого возвышенного и святого в жизни: «беседа вольновдохновенная», «сво
    бодная стихия», «свободен и беспечен» союз лицейского братства,
    «свободный глас» поэта, не ограниченный цензурными рамками,
    «душа благородная, возвышенная и пламенно свободная», «гроза —
    символ свободы» и т.д. Личная свобода оказывается самым главным благом жизни. Истинно свободный человек бескомпромиссен по от
    ношению к себе, он предъявляет себе самые высокие нравственные требования. Тогда его личная свобода оказывается благом не только для него, но и для общества:
    Ты царь: живи один. Дорогою свободной
    Иди, куда влечет тебя свободный ум,
    Усовершенствуя плоды любимых дум,
    Не требуя наград за подвиг благородный.
    Они в самом тебе. Ты сам свой высший суд.
    Всех строже оценить умеешь ты свой труд.
    (1830)
    «На свете счастья нет, но есть покой и воля...»
    (1834)
    Подводя итоги своему творчеству, поэт гордится тем, что пробу
    ждал своим творчеством «чувства добрые» и способствовал их ут
    верждению в обществе личным примером: «Для власти, для ливреи
    / Не гнуть ни совести, ни помыслов, ни шеи». (1836)
    Гражданская тематика во многом связана с темой свободы. В раннем творчестве делается акцент на «неправедную власть», которая привела к страданиям угнетенных и беспредельной тирании угнетателей:
    Не видя слез, не внемля стона,
    На пагубу людей избранное судьбой
    Здесь барство дикое, без чувства, без закона
    Присвоило себе насильственной лозой
    И труд, и собственность, и время земледельца
    (Деревня, 1819 г.)

    2 8
    Выход из противостояния видится в восстании, революции, кото
    рая превратит бесчестное самовластье в обломки. Хотя, по мнению
    Пушкина, более желателен другой путь — самоограничение тирании:
    Увижу ль, о друзья, народ неугнетенный
    И рабство, падшее по манию царя,
    И над отечеством свободы просвещенной
    Взойдет ли наконец прекрасная заря?
    Гражданственность поэзии Пушкина проявляется и в той гордо
    сти, с которой он говорит о военных победах России, о ее великом историческом прошлом, начиная с юношеской оды «Воспоминания в Царском Селе» и заканчивая стихотворением 1836 года, посвя
    щенным очередной годовщине Лицея. Вспоминая события 1812
    года, Пушкин говорит о том, что, прощаясь со старшими братьями,
    отправляющимися защищать страну от Наполеона, молодежь «в сень наук с досадой возвращалась, / Завидуя тому, кто умирать /
    Шел мимо нас...» Думая о своем призвании, пытаясь заглянуть в будущее, он видит в нем великую Россию, объединяющую под сво
    ей сенью множество равноправных народов:
    Слух обо мне пройдет по всей Руси великой
    И назовет меня всяк сущий в ней язык,
    И гордый внук славян, и финн, и ныне дикой
    Тунгус, и друг степей калмык.
    Особое место в творчестве Пушкина занимает тема дружбы. Ото
    рванный от семьи в 11 лет (лицеисты не разъезжались по домам даже на каникулы), Пушкин оценил величие истинной дружбы, которая спасала его в самые тяжелые минуты жизни. Особенно вдохновен
    но звучит эта тема в стихотворении «19 октября 1825», которое по праву может считаться гимном дружбы и образцом раскрытия этой темы в творчестве Пушкина. В Михайловском, «во мраке заточе
    нья», поэт одинок, но его «воображенье ...товарищей зовет», а мысль о них согревает время разлуки. Каждому из лицейских друзей по
    свящает Пушкин строки, полные любви и нежности. Он называет их «друзья моей души», верит в то, что, как бы ни сложились из судь
    бы, где бы они ни встретились, чувства их друг к другу будут неиз
    менны. Многие из лицеистов были поэтами, но большинство их строк, увы, «кануло в Лету». Пушкин рано осознал свое великое предназначение («Я гордился меж друзей / подругой ветреной сво
    ей» — т.е. Музой). Но в стихотворении «19 октября 1825» нет и сле
    да превосходства над «друзьямистихотворцами», напротив, чув

    2 9
    ствуется уважение к их творчеству и деликатность в признании их поэтических заслуг, а порой даже некоторые элементы само
    унижения. Обращаясь к Дельвигу, он пишет:
    Но я уже любил рукоплесканья,
    Ты, гордый, пел для муз и для души;
    Свой дар как жизнь я тратил без вниманья,
    Ты гений свой воспитывал в тиши.
    Даже Кюхельбекера, пушкинская эпиграмма на которого одна
    жды чуть было не довела друзей до дуэли, он называет «мой брат родной по музе, по судьбам...»
    И.Пущину, посетившему поэта в его изгнании, он посвящает сти
    хотворение необыкновенной лирической силы, написанное ритми
    чески как бы на одном дыхании, так как сложное предложение, из которого состоит первая часть стихотворения, состоит из синтакси
    чески и ритмически законченных отрывков одной величины:
    Мой первый друг, мой друг бесценный!
    И я судьбу благословил,
    Когда мой двор уединенный,
    Печальным снегом занесенный,
    Твой колокольчик огласил.
    (1826)
    «Друг» — это обращение для Пушкина означает высшую степень доверия и любви. Няню он называет «подругой дней моих суровых»,
    возлюбленную — «друг прелестный», жену в стихотворении 1934
    года — просто и доверительно — «мой друг».
    Что касается лицейских друзей, то стихотворения, посвященные
    Дню Лицея — 19 октября — он писал каждый год, до самой смерти...
    Светлый гений, Пушкин посвятил теме любви множество сти
    хотворений, создав , можно сказать, «энциклопедию любовных пе
    реживаний» — от внезапного озарения на балу или в кибитке коче
    вой, до возвышенного чувства, проходящего через годы. Ранняя любовная лирика поэта носит еще во многом условный характер. В
    духе романтической традиции того времени она рисует образ раз
    очарованного, трагически страдающего героя, у которого «в бурях отцвела потерянная младость, / где легкокрылая ...изменила ра
    дость» («Погасло дневное светило...» (1820). Юный поэт тоскует от того, что неспособен к любви: «Я пережил свои желанья, / Я раз
    любил свои мечты; / Остались мне одни страданья, / Плоды сер
    дечной пустоты». Действительно, плоды сердечной пустоты — это стра
    дания, а любовь, даже неразделенная, — это всегда стимул к жизни.

    3 0
    Он понимает это позже, в 30е годы: «И сердце вновь болит и любит оттого, Что не любить оно не может» (1829).
    Новый этап в любовной лирике поэта — это стихи Михайлов
    ского периода, открывающиеся стихотворением «Ненастный день потух», в каждом слове, в каждом многоточии которого, по словам
    Гоголя, — «бездна пространства». Вершиной любовной лирики это
    го периода, а может, и всего творчества Пушкина, стало стихотво
    рение — «Я помню чудное мгновенье...».
    Любви покорны все возрасты, и она может вспыхнуть внезапно,
    перечеркнув всю предыдущую жизнь. Об этом и в шутку и всерьез говорит Пушкин в ст. «Признание», написанном тогда же, в Ми
    хайловском:
    Мне не к лицу и не по летам...
    Пора, пора мне быть умней!
    Но узнаю по всем приметам
    Болезнь любви в душе моей...
    (1826)
    В то же время новая любовь не отвергает старую:
    Я призрак милый, роковой,
    Тебя увидев, забываю;
    Но ты поешь — и предо мной
    Его я вновь воображаю
    (Не пой, красавица, при мне..., 1828)
    Стихотворения 30х годов совершенствуются по мысли и по чув
    ству, открывая для читателей нежную, любящую и возвышенную душу поэта, благословляющего отвергнувшую его женщину на лю
    бовь с другим человеком («Я вас любил...» «На холмах Грузии»).
    Возлюбленная воплощается в святую Мадонну — «чистейшей пре
    лести чистейший образец», имя которой — Наталия Николаевна
    Гончарова, жена поэта.
    Среди любовной лирики поэта есть и стихи, навеянные эпику
    рейской лирикой Батюшкова. В этих стихах поется гимн «юным девам и женам, любившим нас», разделявшим веселье юношеских пирушек, красавицам, подарившим томный и многообещающий взгляд на балу, пылкой любовнице или, напротив, скромной деви
    це, впервые разделившей страсть поэта. Но о чем бы ни говорил поэт, всегда его стихотворение о любви дышит искренностью и убе
    ждает читателя в невозможности жить и чувствовать иначе.
    Природа — неисчерпаемый источник вдохновения для истинных поэтов. Природа может служить напрямую предметом словесного изображения, вдохновляя поэта своей красотой как в общей пано

    3 1
    раме, так и в мельчайших деталях: капля росы на травинке, мох то
    щий, кустарник сырой и т.д. Таковы стихотворения Пушкина «Кав
    каз», «Еще дуют холодные ветры...», «Зимнее утро», «Осень». Но все же пейзажной лирики в чистом виде немного. Даже в вышепе
    речисленных стихотворениях важен не только и не столько пейзаж,
    сколько те настроения и мысли, которые он рождает в душе поэта.
    К примеру, в ст. «Осень» разговор о временах года органически пе
    реходит в размышление о сути поэтического творчества, о природе вдохновения. Для большинства же образцов пейзажной лирики по
    добный переход закономерен, органичен, он первоначально заду
    ман, при всей импульсивности поэтического творчества. Например,
    в стихотворении «Деревня» описание мирного сельского пейзажа противопоставлено скорбным размышлениям «друга человечества»
    о «барстве диком» и «рабстве тощем». Это противопоставление носит слишком рациональный, умозрительный характер, что свой
    ственно произведениям классицизма, влияние которого в 1819 году
    Пушкин еще не преодолел.
    В ст. «Бесы», «Зимняя дорога», «Зимний вечер» пейзаж служит сред
    ством раскрытия душевного состояния поэта. Например, в стихотворе
    нии «Зимняя дорога» этому способствует дважды повторенное слово
    «печальный»: «На печальные поляны льет печальный свет она». Эпите
    ты с семантикой печали часто сопровождают пейзажную лирику Пуш
    кина Михайловского периода: «двор уединенный, печальным снегом занесенный», «наша ветхая лачужка и печальна, и темна».
    В стихотворении «Бесы» тревога, неопределенность материали
    зуются в злой и страшной вьюге, которая окончательно лишает ге
    роя будущего, перспективы. Семь раз повторенное слово «мутный»
    передает ощущение безысходности, на которое и накладывается мистическая картина пляски бесов. Бесы эти — не в природе, а в душе лирического героя:
    Мчатся бесы рой за роем
    В беспредельной вышине,
    Визгом жалобным и воем
    Надрывая сердце мне...
    (1830)
    В стихотворении «Вновь я посетил...» природа родных мест, ее узнаваемость и одновременно изменчивость рождают мысли о бес
    конечности жизни: то есть пейзаж становится точкой опоры для философских размышлений.

    3 2
    Любовь Пушкина к природе, умение передать ее красоту, вели
    чие и эмоциональную силу проявляются и в крупномасштабных произведениях поэта: «Полтава», «Медный всадник», «Граф Ну
    лин», «Евгений Онегин». Как принципиальную разницу между со
    бой и Онегиным Пушкин выделил неумение своего героя писать стихи и ценить красоту природы.
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   16


    написать администратору сайта