Главная страница

учебник кп. Конституционное право университетский курс


Скачать 2.15 Mb.
НазваниеКонституционное право университетский курс
Дата07.01.2023
Размер2.15 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаучебник кп.doc
ТипДокументы
#875055
страница18 из 36
1   ...   14   15   16   17   18   19   20   21   ...   36

В- области сравнительного правоведения применение ее методов дает возможность выявить глубокие различия в содержании и структуре национальных отраслей конституционного права различных стран, провести их корректное сопоставление, выделить в их системе институты и отдельные нормы, на основе которых могла бы произойти их конвергенция, и опираясь на мировой опыт конституционно-правового регулирования общественных отношений, качественно улучшить конституционное законодательство России. Нельзя сбрасывать со счета и то обстоятельство, что интегративная юриспруденция способна предотвратить реальную угрозу, которая нависла над наукой конституционного права России. Как верно подметил ведущий специалист по методологии права Д. А. Керимов, юридическая наука «стоит перед опасностью утонуть в обилии материала, накопившегося по второстепенным, частным вопросам».

Недостатки интегративной юриспруденции являются, скорее всего, логическим продолжением ее достоинств. Овладеть интегративной методологией в силу ее сложности чрезвычайно трудно. Для государствоведа всегда будет существовать опасность выйти за пределы своей научной компетентности, получить недостоверные знания о конституционном праве, что способно дезориентировать теорию и практику относительно его современного понимания, подпитывать правовой нигилизм.

§ 9. Теологические направления в науке конституционного права

В настоящее время с позиций теологии исследуется конституционное право в Государстве-городе Ватикан, Израиле и во многих исламских странах.

В Ватикане основное внимание уделяется исследованию проблем взаимоотношения церкви и государства, легитимности светской власти, воплощения заповедей Божиих в содержании юридических законов, определения основных направлений деятельности государственного аппарата папскими энцикликами. Научными исследованиями занимаются главным образом служащие конгреции по теологии Римской курии.

В Израиле прослеживается абсорбция (впитывание) норм еврейского религиозного права законодательными актами Кнессета и судебными прецедентами, определяющими конституционно­правовой статус личности. Законы государства и судебные прецеденты используются как для придания нормативного характера религиозным институтам, так и для соблюдения религиозных постулатов всеми гражданами Израиля. В этой связи в Израиле и поныне проводятся комплексные научные исследования свода основных законов государства, конституционно-правовых обычаев, судебных прецедентов, Торы и Талмуда. Для израильских ученых Тора и Талмуд являются не только священными книгами, сборниками древнейших религиозных, бытовых и правовых предписаний иудейства, но и источниками современного религиозного и светского права страны. Именно в таком ключе подготовлены наиболее значимые научные труды А. Штейнзальца, М. Элона, 3. Фалька, Б. Лифшитца, И. Энгларда, Ю. Ядина.

В таких исламских государствах, как Иран, Саудовская Аравия, Судан, Йемен, Пакистан, Кувейт, Афганистан и Мавритания непосредственно действует мусульманское право. Оно представляет собой свод правовых и теологических нормативов, закрепленных, прежде всего, в Коране и Сунне.

Согласно канонам ислама существующее мусульманское право было ниспослано Аллахом, который в определенный момент истории соблагоизволил открыть его человеку через своего Пророка Мухаммеда. Оно даровано человечеству раз и навсегда, поэтому общество должно строго руководствоваться правом Всевышнего, а не создавать под влиянием постоянно изменяющихся условий собственную правовую систему.

Мусульманское право как определенная совокупность божественно установленных, вечных и неизменных предписаний составляет предмет познания юридической науки (доктрины). Однако исламские правоведы, в отличие от Пророка Мухаммеда, не имеют в силу своей человеческой немощи контактов с Богом и, следовательно, не могут непосредственно развивать мусульманское право, вносить предложения по его совершенствованию. Их задача ограничивается разъяснением и толкованием данного Аллахом права, приспособлением его к практическому использованию. Они обогащают науку мусульманского права новыми знаниями лишь в результате более глубокого познания божественных установлений, проникновения в их сокровенный смысл. Причем решение всех правовых вопросов должно быть сопряжено с Кораном. Сунной, иджмой и киясом. Благодаря этому могут быть получены новые, достоверные знания о правилах поведения человека при исполнении им своих религиозных обязанностей, совершении обрядов, в быту и в светских взаимоотношениях, о принципах строительства исламского государства.

Методами исследования мусульманской юридической науки являются дедуктивный и казуистический методы. Их применение с целью познания мусульманского права в полной мере воплотилось в научных трудах таких выдающихся исламских мыслителей, как Аш-Шафия, Абу Йусуф, Абу-Хамид Мухаммед Газали, Джамаль ад-Дин аль-Афгани, Бурхануддин Маргинаний, Мухоммед Ал- Хушани, Аятолла Хомейни Рухулла.

География распространения современной юридической науки мусульманского права охватывает почти весь исламский мир. Причем в странах непосредственного действия мусульманского права она стала преимущественно отраслью прикладной науки, что находит свое материализованное выражение в религиозно-юридических комментариях и сборниках фетв-решений высших духовных авторитетов о соответствии того или иного поступка, варианта поведения Корану. В остальных исламских странах научные исследования мусульманского права представляют главным образом академический интерес, поскольку все отрасли их национальных систем права уже давно вестернизированы, претерпели существенные изменения под влиянием иностранного и международного права.

В современной России возрождается насильственно прерванная традиция теологического понимания права. За последние годы отечественная литература обогатилась интересными работами по общей теории права, в содержании которых прослеживается близкий к христианскому подход к правопониманию. В первую очередь это касается научных трудов Р. С. Байниязова, В. М. Баранова, А. М. Величко, В. М. Корельского, Н. Нарочницкой, Р. А. Папаяна, В. Н. Синюкова, В. В. Сорокина, В. А. Томсинова, О. И. Цыбулевской. В. А. Цыпиной, И. Л. Честнова. Своими трудами они внесли существенный вклад в восстановление преемственности русской религиозно-философской и правовой мысли. Как резонно считает В. В. Сорокин, на Руси испокон веков первым и главным законом признавался Закон Божий, вторым - закон нравственный и третьим - юридический закон государства. Если юридический закон противоречил нравственному закону и тем более Закону Божиему, то народ считал его несправедливым, отказывал ему в повиновении. Поэтому игнорировать в России сложившиеся традиции правопонимания, отвергать ценностные ориентации народа крайне опасно. Совершенно очевидно, что ни законодатель, ни правоприменитель не могут рассчитывать на эффективность в реализации права, если граждане проявляют к нему безразличие, недоверие либо внутренний протест.

Теологический подход к познанию права имеет большое методологическое значение для развития науки конституционного права России. Он позволяет с учетом теоретических наработок переосмыслить значение конституционных принципов светского государства и идеологического плюрализма, по-новому взглянуть на проблему соотношения прав и обязанностей граждан, объективно оценить социальный характер государства, справедливость избирательной системы и референдумного права, внести научно обоснованные предложения по совершенствованию законодательства на основе нравственных начал. Без этого у России нет будущего.

Глава IV.

КОНСТИТУЦИИ СОВРЕМЕННЫХ ГОСУДАРСТВ

§ 1. Понятие и классификация конституций

На политической карте мира представлено более двухсот суверенных государств. У каждого из них имеется своя конституция, которая может быть совершенно непохожей на конституции других государств. В этой связи необходимо сформулировать самое общее, предельно широкое определение конституции, под которое подошла бы конституция любого современного государства.

Пользуясь описательным методом изучения конституций современных государств как первичным методом познания объективной реальности, можно предложить примерно следующее определение конституции как родового понятия. Конституция - это основной закон государства, свод законов, совокупность официально признанных конституционно-правовых обычаев и судебных прецедентов, священных писаний и преданий, закрепляющих устои общества и государства, основы правового статуса человека, личности и гражданина, политико-территориальную организацию государства, систему органов государственной власти и местного самоуправления, порядок их формирования и деятельности, название столицы страны и основные символы государства.

Столь широкое определение конституции имеет не только теоретическое, но и практическое значение. На его основе можно сформулировать видовое определение сходных между собой конституций, вскрыть сущность конституции каждого конкретного государства, последовательно освещая общепризнанную в юридической науке систему понятий и категорий низшего порядка, произвести классификацию конституций современных государств.

Определение конституции как основного закона государства фактически указывает на ее место в системе национального права в целом. В равной степени оно означает, что конституция служит основой национальной системы права каждого государства, но вовсе не какой-либо разновидностью его законов.

В некоторых зарубежных странах конституции официально именуются основными законами государства. В качестве иллюстраций можно назвать Основной закон ФРГ 1949 г., Основной закон Республики Гвинея 1990 г., Основной закон Монголии 1992 г.

Вместе с тем, в конституциях ряда стран дается в самом тексте легальное определение основного закона государства или используются для его характеристики в качестве синонимов оба понятия, полностью совпадающие по своему смысловому значению. Так решается вопрос об основном законе в ныне действующих конституциях Беларуси, Венгрии, Монако, Норвегии, Польши, Украины, Финляндии, Китая, Алжира, Бенина, Намибии.

Однако подавляющее большинство конституций современных государств официально не называются основными законами. Тем не менее, им присущи все признаки основного закона государства, что необходимо отмечать в научном определении конституции.

Свод законов является конституцией государства лишь в случае, когда в его состав входят нормативные правовые акты конституционного характера, объединенные общностью предмета правового регулирования. В форме свода законов в настоящее время действуют конституции Австрии, Швеции и Канады.

Конституционно-правовые обычаи и судебные прецеденты входят в качестве составных частей в конституции Великобритании, Израиля и Новой Зеландии. В исключительно редких случаях конституции могут состоять только из одних правовых обычаев.

В Ватикане, Иране и Саудовской Аравии священные писания и предания обладают высшей юридической силой по отношению к светской конституции, законам и иным нормативным правовым актам. Поэтому можно с полным основанием утверждать, что в названных странах они являются фактически конституциями теократических государств. На это обстоятельство следует обращать особое внимание при выработке самого общего определения конституции.

Отправным началом изучения конституций современных государств служит их научная классификация. Однако в отечественной и зарубежной литературе не сложилось единство взглядов по вопросу о критериях классификации конституций, об их конкретных видах. Поэтому на практике их подразделяют на определенные группы и виды по самым разным основаниям. Причем не всегда учитываются общие признаки конституций и закономерные связи между их группами и видами.

В зависимости от способов принятия конституций все они подразделяются на три группы: 1) октроированные (дарованные сверху) конституции; 2) народные конституции; 3) конституции, принятые на основе международных договоров.

Старейшими из октроированных конституций являются конституции, дарованные монархами своим подданным в целях ограничения собственной власти. Обычно это делалось под давлением различных политических сил, выступающих против самодержавия. Классическим примером октроированной конституции является Манифест Императора всея Руси Николая II от 17 октября 1905 г., провозгласивший введение в стране гражданских свобод и формирование Государственной Думы, ограничивающей монаршую власть в законодательной сфере.

Однако не все дарованные волей монарха конституции отошли в прошлое, стали достоянием истории. В современных условиях продолжают действовать октроированные конституции в таких монархических государствах, как Монако, Лихтенштейн, Иордания, Кувейт, Оман, Катар, Тонго.

Второй вид октроированных конституций появился вследствие распада колониальной системы. Метрополии для сохранения своего присутствия навязывали конституции бывшим колониям одновременно с провозглашением их независимости. Колонизаторы стремились покинуть принадлежавшие им владения так, чтобы остаться в них навсегда. Поэтому в дарованных сверху конституциях закреплялись правовые нормы, ограничивающие суверенитет государств, освободившихся от колониальной зависимости. Так, например, Верховный комиссар Франции в подмандатном Ливане обнародовал 26 мая 1926 г. октроированную Конституцию независимого государства. Она провозгласила Ливан суверенной республикой, но Франция оставляла за собой контроль за его внешними сношениями и обороной.

Великобритания посредством октроированных конституций придавала бывшим колониям статус доминионов, насаждала государственный строй, подобный тому, который существовал тогда в самой метрополии.

Сегодня подавляющее большинство дарованных бывшими метрополиями конституций подверглось коренной модернизации или было заменено новыми. Тем не менее октроированные таким способом конституции продолжают действовать в Канаде, Австралии, Кении, Сент-Люсии, Кирибати, Маврикии, Белизе, на Ямайке, Барбадосе, Багамских Островах и в ряде других государств. Конституция Республики Вануату 1979 г. была принята правительствами Великобритании и Франции, что дает возможность рассматривать ее в качестве октроированной.

Третий вид откроированных конституций представлен конституциями, дарованными диктаторами, захватившими власть в результате государственного или военного переворота, и затем принявшим решение о поэтапном переходе к гражданской форме правления. Военной администрацией была принята ныне действующая Конституция Нигерии 1999 г., на основе которой был избран первый за 15 лет открытой диктатуры гражданский Президент страны.

Четвертый вид октроированных конституций сформировался в результате принятия парламентами США, Австралии и Новой Зеландии конституций и законов конституционного характера для ассоциированных государств и территорий. Конгрессом США была принята Конституция Пуэрто-Рико 1952 г., Федеральным парламентом Австралии - Закон о Кокосовых (Киллинг) Островах 1951 г.,

Палатой представителей (парламент) Новой Зеландии - Конституция Островов Кука 1965 г. и Конституция Ниуэ 1974 г.

С позиций ислама октроированной конституцией считается Коран, поскольку Он дарован человеку свыше, самим Аллахом через своего Пророка Мухаммеда. Особенно это справедливо для Ирана и Саудовской Аравии, где Коран официально признается не только священной книгой мусульман, но и конституцией государства.

Народные конституции современных государств объединяются в отдельной группе по общности родовых признаков. Такие конституции принимаются учредительной властью, которая юридически исходит от народа. Но среди них выделяются конституции, принятые парламентами, на референдумах, специальными учредительными собраниями и референдумно-парламентским способом.

Парламентами суверенных государств принято более сорока ныне действующих конституций. Среди них представлены конституции разных стран и поколений. Достаточно назвать хотя бы конституции Люксембурга 1868 г., Японии 1946 г., Греции 1975 г., Гайаны 1980 г., Тувалу 1986 г., Болгарии 1991 г., Украины 1996 г., Финляндии 1999 г., Судана 2006 г.

Достоинства парламентского способа принятия конституции заключаются в том, что он дает возможность депутатам обстоятельно обсудить с привлечением экспертов каждую статью проекта основного закона, внести поправки и дополнения, направленные на улучшение его структуры и содержания. При прочих равных условиях этот способ гарантирует принятие высококачественных конституций. Тем не менее он не лишен и серьезных недостатков. Как свидетельствует мировой опыт, депутаты вольно или невольно стремятся расширить компетенцию парламента за счет полномочий исполнительной власти, закрепить прямо в конституции для себя любимых непомерно широкие привилегии.

В XX веке самым распространенным способом принятия конституций стал референдум. Непосредственно на референдумах было принято свыше пятидесяти ныне действующих конституций. В их числе конституции Исландии 1944 г., Дании 1953 г., Франции 1958 г., Уругвая 1967 г., Морокко 1972 г., Кубы 1976 г., Испании 1978 г., Чили 1980 г., Либерии 1984 г., Алжира 1989 г., России 1993 г., Казахстана 1995 г., Нигера 1999 г. В начале текущего столетия были приняты на референдумах новые конституции Кот-д’Ивуара, Сенегала. Коморских Островов, Центрально-Африканской Республики, Ирака, Демократической Республики Конго. Таиланда и Южного Судана.

Референдумный способ принятия конституций, безусловно, является самым демократичным. Судьбу проекта конституции решают непосредственно граждане, обладающие правом участия в референдуме. Однако его ни в коей мере нельзя возводить в абсолют, считать исключительно эффективным. На референдуме граждане могут лишь проголосовать за или против проекта конституции, но никак не могут повлиять на его качество.

Референдум недопустимо проводить при отсутствии благоприятных условий для свободного волеизъявления граждан. В противном случае может быть принята конституция авторитарного типа. Так. в Чили с 1973 по 1990 г. правила военная хунта во главе с генералом А. Пиночетом, совершившая военный переворот, в результате которого трагически погиб Президент Республики С. Альенде и было отстранено от власти законное правительство Народного единства. При управлении страной хунта сочетала массовые политические репрессии с проведением глубоких социально-экономических реформ в неолиберальном духе. В связи с достигнутыми успехами в социально-экономической сфере хунтой было принято решение о разработке проекта новой Конституции Чили с целью смягчения тоталитарного политического режима. В 1980 г. проект Конституции был вынесен на референдум, который проводился в условиях военной диктатуры, под жестким контролем властей. Референдум по существу превратился в плебисцит о доверии генералу А. Пиночету, в средство принятия авторитарной конституции. Теперь из Конституции Чили исключены наиболее авторитарные, антидемократические положения, одобренные в свое время гражданами страны на референдуме.
1   ...   14   15   16   17   18   19   20   21   ...   36


написать администратору сайта