Культурология
Скачать 1.61 Mb.
|
1. Становление российской культуры. Предыстория Славяне изначально жили в Европе рядом с германцами, кельтами, балтами, другими народами. Между ними не было серьезных природных границ – морей, широких рек, гор. Археологи считают, что в эпоху бронзы все эти народы говорили на одном древнеевро- пейском языке. Существовали, конечно, диалекты племен, но все же это было одно культурное пространство. Оно простиралось от Верхней Эльбы на западе до Среднего Днепра на востоке. С началом железного века европейские народы стали расселяться на новые земли, так как железная руда была практически повсюду. Расстояния ограничили постоянное общение между племенами, и это привело к формированию отдельных народов. Славяне всегда взаимодействовали с соседними народами. Такими соседями были, в частности, кельтские племена, которые жили в районе Верхней Вислы. Как показывают результаты археологических исследований, кельты были прекрасными металлургами и гончарами, имели развитую мифологию. Постепенно они вошли в славянский этнос, и это обогатило культуру славян. Позднее, в I–IV веках нашей эры, на северной границе Римской империи происходили постоянные культурные контакты славян с римлянами, существовали крупные славянские ремесленные поселения, торговавшие с Римом. В последнее десятилетие IV века ив веке из-за нашествия гуннов и из-за резкого изменения климата в Европе начинается великое переселение народов. Снимаются с обжитых мести славяне, они занимают территории нынешних Смоленской, Новгородской и Росто- во-Суздальской областей, лесной массив Восточноевропейской равнины. Пространства здесь было достаточно для всех, поэтому славяне не уничтожали местное население, а оседали среди финнов, балтов 227 и других племен, в том числе скифов-сколотов, которые исстари жили на Днепре. С VI века климат в Европе начинает улучшаться, и великое переселение завершается. Каждая группа славян на новых местах затем развивается по-своему. На крайнем юго-востоке заселенных славянами земель, на берегах Днепра, в VI–VII веках появляется имя рос. В летописях Х века этот регион называется русская земля. Она включала в себя Киев, Чернигов, реку Рось и Поросье, Переяславль Русский, Северскую землю, Курск. Впоследствии «ру- сью», «русами», росами стали называть всех жителей этой земли и славян, и иноземцев, которые оказывались в Киеве или служили киевскому князю. Название же Русская земля распространилось на всю Киевскую Русь. Известная по летописям ранняя история русской земли позволяет заметить противостояние Киева и Новгорода, которые создавали каждый свою государственность. Однако принятая в настоящее время схема русской истории построена исключительно на киевских летописях. Число принимаемых во внимание новгородских преданий, независимо от степени их достоверности, во много раз меньше числа преданий южных. 1.2. Языческая культура древних славян Киевская Русь – союз славянских племен, сложившийся в IX– X веках в Среднем Поднепровье и принявший имя одного из них – народа рос или рус. В него входили поляне, древляне, кривичи, родимичи, северяне и др. Занимая выгодное географическое положение, Киев стал объединяющим центром восточнославянских племенных союзов. Поэтому именно он оказался во главе южного союза славянских племен, живших от Киева на север к Западной Двине и Ильменю. На землях Киевской Руси развивается пашенное земледелие, совершенствуется ремесло. Арабские рукописи рассказывают, что жители этих краев имели постоянные связи с Византией, Западной Европой, Востоком, скопили большие торговые капиталы. Задолго до Х века славяне имели свою письменность князья Олеги Игорь подписывали с греками договоры, тексты которых представлялись на русском и греческом языках. Уже в VII–VIII веках на русской земле было много городов Новгород, Смоленск, Полоцк, Ростов, конечно, Киев и другие. Они были центрами торговли и культурного развития, ремесла, общественной жизни. Бывавшие на Руси в IX веке скандинавы называли её «Гардарикой» – страной городов. 228 Фольклорные источники сохранили предания о победоносных походах русичей заморена Царьград – столицу Византии. Древние русичи были язычниками, то есть поклонялись многим богам. Эти боги происходили от древнейших индоевропейских верований. Что-то было воспринято и от коренных народов, живших по соседству. У русского книжника XII века в Слове об идолах различается три этапа языческой религиозной культуры киевских русичей: 1) славяне сначала клали требы упырями берегыням»; 2) под влиянием средиземноморских культов славяне начали трапезу ставити Роду и рожаницам»; 3) начали поклоняться проклятому Перуну и Хорсу и Мокоши и Вилам. То есть поначалу поклонялись духам, персонажам, олицетворявшим силы природы. Затем стали обожествлять предков, почитать Рода – создателя мира и Рожаниц – богинь плодородия. Перун и другие боги этого этапа имеют уже более абстрактный и обобщенный характер, они составляют достаточно четкую иерархию. Во главе её стоит Перун, громовержец, обитающий вне природы, на небесах. Перун стал княжеским богом. Большим почитанием отмечена фигура Велеса, скотьего бога, которому поклонялись торговые люди и крестьяне. Летописи рассказывают, что в 980 году Владимир Святославович киевский предписал всем своим подданным безоговорочно считать Перуна верховным общегосударственным богом и расставить некоторых других божеств разных земель и народов, живших в пределах Древней Руси (Мокошь, Хорос, Даждьбог, Стрибог, Симаргл) в обязательный для всех единый иерархический пантеон. Однако результаты этой религиозной реформы не удовлетворили Владимира, ион предпринял решительный шаг, решив обратить всю Киевскую Русь в христианство. В 988 году он после успешной войны с Византией расстался с пятью женами, которые были у него -язычника, ив завоеванному византийцев городе Корсуни (сейчас его развалины сохраняются на территории Севастополя, это один из интереснейших музеев – Херсонес таврический) крестился сам, крестил свою дружину и обвенчался с византийской принцессой Анной. Затем он объявил христианство государственной религией, силой разрушил на русской земле языческие капища, уничтожил идолов и заставил все племена принять христианское крещение 1.3. Принятие христианства – переломный пункт в истории русской культуры Принятие христианства изменило всю религиозную культуру и через нее – саму жизнь общества. Формирование менталитета, системы ценностей, мировоззрения теперь проходило под руководством церкви, централизованного института, имевшего тысячелетние традиции и богатейший корпус текстов, включающий Библию. Тексты Нового Завета, прежде всего Евангелий, несли новую мораль. Единая религия стала мощной основой для объединения всех племен, окончательного слияния русов и славян, формирования единого народа и культуры. Эта культура несла в своих основах христианский гуманизм, она была родственна европейскому христианскому миру, и Русь стала считать себя частью этого мира. Европейские государства тоже признали Русь как партнера. Возникает торговля с европейскими странами, регулярный обмен посольствами, культурные обмены. Сельская по преимуществу Русь приобщается к развитой городской культуре. Заключаются династические браки дочь киевского князя Ярослава Мудрого Анна была королевой Франции, её сестры были замужем за королями Норвегии и Венгрии. Владимир Мономах был женат на дочери английского короля Гарольда. Правда, христианство внедрялось в духовную жизнь Руси, особенно сельской, медленно. Как правило, под угрозой наказания принималась внешняя сторона христианской религии, совершались соответствующие обряды, и параллельно сохранялась вера в древних богов, тайком продолжались языческие ритуалы. Историки говорят о двоеверии русской глубинки, которое было особенно сильно впервые века после крещения Руси. Следы его наблюдались вполне отчетливо вплоть до конца XIX века, о чем писали все историки русской православной церкви. И все же именно благодаря христианизации и ведущей роли церкви на Руси возникло искусство каменного строительства, иконописи, выросли великолепные соборы и монастыри, активизировалось художественное творчество, началось летописание. При храмах и монастырях началось систематическое обучение грамоте. Русское православие проводило установку на стремление к духовным идеалам, духовности. Во всей последующей истории христианство остается важнейшей составной частью духовных основ русской культуры. Оно определяет многие особенности менталитета, системы ценностей, морали русского народа, включая отношение к труду и богатству. Церковь сыграла важную роль в объединении и централизации 230 государства, способствовала становлению самодержавия. Позднее государство прямо включило церковь в число своих институтов. Русская православная церковь сохраняет жесткую традиционную структуру и политику, так что в России не было ничего подобного западной религиозной реформации. Не стал поэтому широко распространенными дух капитализма. В силу этих особенностей российского христианства дальнейшее развитие культуры все больше расходилось с западным, приводя к отставанию во многих областях жизни. Культура Киевской Руси Подключение древнерусской культуры к европейскому культурному пространству существенно ускорило процессы её развития. Русские ремесленники издавна умели получать высококачественную сталь, из которой делали отличное оружие и орудия труда (лемехи, топоры, зубила, клещи, напильники. Русские купцы в IX веке практически монополизировали торговлю шелком, и до крестовых походов торговля Запада с Востоком шла через Русь. Замечательные по красоте изделия выходили из рук древнерусских ювелиров, которые владели самыми сложными технологиями. Эти изделия высоко ценились в других странах. В казне князя собирались огромные художественные и материальные ценности, её даже специально показывали иноземным послам. Интенсивная торговля шла с Византией, Чехией, Моравией, Польшей, Германией, Скандинавией, Аравией. Вывозили из Руси как ремесленные изделия, таки сырье знаменитые русские меха, воск, медлен и т.п. Славянские племена имели богатейшие фольклорные традиции. Существовал большой фонд песен, сказок, загадок, пословиц, обрядовых песен и заклинаний. Эпические повествования служили исторической памятью народа. В Х веке возникла новая форма эпоса – былина (наиболее известен киевский цикл былин. После принятия христианства получила сильный стимул к распространению письменность, появились рукописные книги, в основном памятники раннехристианской и византийской литературы, начиная с библейских книг. Эти книги художественно оформлялись, до наших дней дошли такие памятники XI века, как «Остромирово Евангелие и «Избор- ник князя Святослава, обильно украшенные замечательными многоцветными заставками и миниатюрами. Возникла и своя литература, сначала в форме летописей, затем появились и другие формы. Один из самых известных памятников – Слово о полку Игореве». На новый уровень поднялась архитектура, богатые навыки русского деревянного строительства обогатились византийским мастерством каменного зодчества. В конце Х века в Киеве центр был застроен ансамблем зданий из камня и кирпича, первым на Руси. По всей русской земле началось строительство монументальных соборов, самый известный из которых – киевский храм св. Софии. С храмовым строительством неразрывно было связано искусство живописи в технике мозаики и фрески, а также в форме иконописи. Мозаика на Русине прижилась, а фресковая роспись и иконопись быстро приобрели неповторимые черты русской национальной культуры. Тоже произошло и с храмовой архитектурой храмы, возводимые русскими мастерами, имели совершенно иные очертания, чем византийские. Распад Киевской Руси в XII веке на отдельные княжества не замедлил культурного развития, а, скорее, привел к возрастанию разнообразия художественных стилей при сохранении общности культурных традиций. В целом развитие русской культуры до этого времени имело характер раннефеодального общества, реализуя туже логику, что ив Западной Европе. Контакты с Западной Европой и сильное влияние Византии привели к своеобразному синтезу многих существенных характеристик европейской, византийской и собственно русской культуры. Этот процесс был прерван вначале века татаро-монгольс- ким нашествием. Вопросы для самопроверки. Каковы корни восточного славянства. Что такое Киевская Русь Что известно о её хозяйственной культуре. Какой религии придерживались до Х века жители Киевской Руси. Как повлияло принятие христианства на культуру Киевской Руси и дальнейшее развитие русской культуры. Что входит в число основных памятниках культуры славянской древности. Расцвет русской культуры. Культура Московского царства (XVI–XVII века) Дальнейшее развитие русской культуры связано с Московской землей, куда после падения под ударами орд Бату-хана Киевской Руси переместился центр русской государственности. В XIII–XV веках Русь находилась в зависимости от Золотой Орды, но ив этих условиях Москва стала собирать русские княжества в единое государство. К концу XV века (1480 год) было сброшено татаро-монгольское иго, и после этого культурное развитие происходило в едином общерусском русле. Считается, что к середине XVI века завершилось формирование русской народности, а Москва окончательно утвердилась как центр общерусской культуры. Эта культура теперь приобрела некоторые отличительные черты, имевшие своим источником, прежде всего, геополитический фактор – положение Московской земли между западными восточным миром, взаимодействие сними и одновременно осознание и отстаивание собственной отличности от них. Московские князья, позднее – цари и императоры, прочно усвоили восточный образец жестко централизованного государства, определивший и явный уклон к деспотии. Отсюда идет закрепощение крестьян. В тоже время интегрированная в государство христианская Русская православная церковь продолжала играть ведущую роль в формировании менталитета русских людей, их самосознания, системы ценностей. Важное значение для этого процесса имела зародившаяся после падения Константинополя в 1454 году идея особого предназначения Москвы как Третьего Рима, призванного отстоять христианство, распространить православие навесь мир. Это резко обострило противостояние православия и католицизма, связанное с историческим распространением влияния римско-католической церкви в Литве, в непосредственной близости от московских земель. Русская культура XVI века В конце XV и начале XVI веков Россия приглашала из Европы, особенно из Италии, выдающихся зодчих и других мастеров. Это заметно обогащало русскую культуру. Однако отмеченное стремление церкви противостоять «латинству» затрудняло приток свежих знаний и модернизацию культуры. Наиболее образованные и мыслящие люди пытались бороться с названными тенденциями, что проявилось в появлении демократических настроений и особенно религиозных ересей. Однако эти явления были крайне слабы. Правление Ивана IV Грозного, начавшееся в 1547 году, окончательно закрепило деспотично-самодержавный тип государства и особую роль бюрократии, основанную на насилии. Тем не менее развитие культуры продолжалось, ив веке следует отметить замечательные достижения. Так, продолжал складываться фольклор, в котором ведущей темой оставалась борьба за независимость. Былины киевского цикла 233 «осовременивались», древние богатыри совершали свои подвиги в войнах против Казанского и Крымского ханств. Появились новые исторические песни, где осуждалась жестокость Ивана Грозного. Фольклорные тексты несли демократические идеи. Развивалась система просвещения, открывались новые школы, о чем заботилась церковь. Больше стали создавать рукописных книга с 1553 года в Москве началось книгопечатание. В 1563 году в Москве открывается первая государственная типография (Иван Федоров. Формировалась политическая теория Российского государства Москва – третий Рим. Приглашенные из Италии мастера полностью перестроили Московский Кремль. Появились новые дворцы, и не только в Москве. Оформился стиль каменной шатровой архитектуры (храм Вознесения в селе Коломенском, храм Иоанна Предтечи в селе Дьякове). Настоящим символом Москвы стал Покровский собор (1555–1560) на Красной площади в Москве, больше известный как храм Василия Блаженного. Было построено множество крепостей (кремли в Нижнем Новгороде, Туле, Коломне, Серпухове и др, крепостные стены вокруг монастырей, крепостные стены Китай-города в Москве зодчий Федор Конь) и т.д. Новые соборы расписывали и оснащали иконами замечательные художники, создавшие самобытный стиль русской живописи, такие, как Дионисий, Феодосий. Следует отметить, что они продолжали традиции, заложенные еще в XIV–XV веках Феофаном Греком и Андреем Рублевым, создавшим знаменитую Троицу. Русская культура XVII века век для русской культуры несет приметы перехода от средневековья к новому времени, правда, перехода весьма своеобразного, поскольку крепостное право не отменялось, а укреплялось еще больше (Соборное уложение 1649 года. Однако началось развитие товарного производства, появились признаки всероссийского рынка. Соответственно в России появились зародыши буржуазии, начали формироваться буржуазные общественные отношения. Собственно, это означало начало формирования русской нации. В тоже время развитие культуры проходило в условиях чрезвычайно острых социальных противоречий, вылившихся в многочисленные восстания в городах, стрелецкие восстания, крестьянские войны, медный бунт 1662 года. К этому надо добавить еще и церковный расколи вызванные им волнения, весьма масштабные. XVII век вполне заслуженно называют «бунташным». 234 Эти потрясения как бы сопровождали начавшееся разрушение средневекового мировоззрения и перехода культуры к более светскому облику, обмирщение культуры. В художественной культуре возрастала роль демократических элементов. Литературный язык приближался к народному. Народное творчество активно влияло на архитектуру, живопись. Все шире становились контакты России с западным миром, практически прекращавшиеся в период татаро- монгольского ига. В России появлялось все больше иностранных купцов, на государственную службу все чаще принимали иноземных специалистов, так что во многих городах появились целые иноземные слободы (в Москве, Вологде, Нижнем Новгороде, Туле, Астрахани, Архангельске и др. При всех противоречиях развитие культуры продолжалось. Быстро рос уровень грамотности в городах, особенно в посадах (ремесленники и торговцы) и среди государственных чиновников. Росла и грамотность дворянства. Громадными по тем временам тиражами более 300 тысяч) печатались буквари. Выходили учебники грамматики, математики и проч. Повысился спрос на книги. В течение XVII века государственный Печатный двор выпустил 483 издания, причем наряду с богослужебными книгами (85 процентов) выходили и учебники, специальная литература. Оживилась работа по переводу иностранных книг в XVI веке было переведено 26 книг, в XVII – 153 (114 во второй половине века, 116 из них были учебниками, книгами по истории, географии, военному делу, художественными. Появлялись и школы. Симеон Полоцкий в 1665 году возглавил государственную школу, где готовили подьячих для центральных правительственных учреждений. В 1687 году открылось первое в России высшее учебное заведение – Славяно-греко-латинское училище (позднее – академия. Оно предназначалось для подготовки чиновников государственной службы и высшего духовенства, в нем могли учиться люди всякого чина, сана и возраста. Составляются карты и описания русского государства, изучается Сибирь, Китай, Азия. Продолжается развитие архитектуры. В Московском Кремле строится Теремной дворец, облик которого сформирован под сильным влиянием народного искусства – живописный, сказочный. Появились на всех башнях Московского Кремля декоративные шатры, определяющие сегодня их силуэты. В конце концов в русском зодчестве возник «нарышкинский стиль, или московское барокко, одним из самых замечательных памятников которого стала церковь Покрова в Филях. 235 Тенденции обмирщения проявились ив живописи, в связи с чем следует назвать С. Ушакова. Его Спас нерукотворный стал новым для русской живописи образцом изображения человеческого лица. Художники стали писать чисто светские портреты – «парсуны», в которых применялась техника иконописи. Были созданы портреты царей Алексея Михайловича и Федора Алексеевича, юного царевича Петра, дяди и матери Петра I – Л.К. и Н.К. Нарышкиных. Эти парсуны стали предшественницами знаменитой школы русского портрета в них просматривается интерес к внутреннему миру пор- третируемого, создается тонкий колорит. В конце столетия русские художники стали использовать масляные краски по холсту. В 1672 году был организован придворный театр. На народных празднествах, на ярмарках и площадях давали представления скоморохи и кукольные театры. Все это заметно продвинуло русскую культуру и подготовило решительные перемены следующего, XVIII века. Культура императорской России (XVIII–XX века) Тенденции, обозначившиеся в XVII веке, заметно усилились в следующем столетии. Продолжалось обмирщение культуры, преодолевалась изоляция от Запада. Теперь эти процессы были связаны с деятельностью Петра I, который их решительно ускорил. Позднее его нововведения стали называть реформами, а время царствования началом нового этапа в истории России. Сущностью этого нового этапа является попытка уйти от средневековья, придать жизни страны европейский характер. С 1 января 1700 года было введено европейское летоисчисление от Рождества Христова. В 1703 году был основан новый город Санкт-Петербург, первый русский порт на Балтике, который в 1712 году стал столицей государства. Русская культура XVIII века Все источники отмечают противоречивый, неоднозначный характер петровских преобразований. Петр I насильственно внедрил в русскую культуру множество черти установлений, заимствованных из западноевропейской культуры. Он пытался модернизировать российскую культуру, не меняя безнадежно устаревшего социального строя и его основы – крепостного права. Новшества вводились с такой поспешностью и под таким силовым давлением, что Н. Бер- дяев охарактеризовал Петра I как первого большевика натроне Петр I преобразовал всю жизнь общества. Он реорганизовал по европейским образцам административный аппарат, армию, создал флот, внес коренные новшества в хозяйство, в культуру. Так, Боярскую думу, которая никем не избиралась, а формировалась по принципу наследования и где заседали временами до 190 человек, заменяет Сенат из 9 человек, назначенных царем. Вместо приказов организуются коллегии. Полностью попадает под власть государства церковь, священников даже обязали нарушать тайну исповеди, сообщая государственным чиновникам полученные вовремя исповеди сведения. Для устройства армии по европейским образцам, для создания флота, для строительства новой столицы и организации общественной жизни Петр I резко расширил контакты с Западной Европой. Из Польши, Германии, Италии, Голландии в Россию были приглашены специалисты самых разных направлений, в Европу отправлялись на учебу молодые люди из России. Возвращаясь, они включались в преобразовательскую деятельность. Все это привело к появлению в России гуманистических и рационалистических учений, просветительских идей естественного права, общественного договора, общего блага. В общественном сознании развивался рационализм. Петр I впервые создал государственную систему образования, которая началась с системы светских школ. В 1701 году в Москве в палатах Сухаревой башни открылась школа математических и навигацких наук, где преподавали приезжие англичане. Ученье приравнивалось к службе государство платило учащимся стипендию кормовые деньги, которая увеличивалась по мере овладения ученика науками. Вместе стем учеников наказывали плетьми, за прогулы штрафовали, аза побег из школы грозила смертная казнь. Затем были организованы и другие казенные профессиональные школы — инженерная, артиллеристская и медицинская. Впоследствии они превратились в привилегированные закрытые учебные заведения для дворян. В 1915 году навигацкая школа переводится в Петербург, и на её базе образуется морская академия. Школьное образование постепенно приобретает более широкие размеры и складывается в определенную систему. К середине XVIII века почти во всех более или менее крупных городах работают по 2 школы – духовная и светская. В первых обучаются дети духовенства, во второй – дети приказных и солдат. Приуральских заводах организуются горнозаводские училища. Дворянских детей учили преимущественно дома. 237 Особое внимание уделялось высшему образованию. Впервой половине XVIII века открываются в дополнение к Московскому еще пять университетов в Дерпте, Казани, Харькове, Вильно, Санкт-Петербурге. Начали открываться педагогические институты для подготовки учителей. Вместе стем высшая школа все более становилась привилегией дворянства. Развитие образования требовало большого числа учебников, разного рода справочников. Поэтому в XVIII веке начался очень быстрый рост книгопечатания. В столицах открывались десятки типографий. Там печатались государственные манифесты, указы, инструкции, книги юридического содержания, календари, художественные произведения. Появилась первая газета (1703 год, был упрощен общегражданский шрифт. Началось издание переводных книг большими тиражами, появилась широкая книжная торговля. Во многих дворянских домах появляются личные библиотеки. В 1714 году создается первая государственная библиотека, которая в 1719 году была открыта для свободного посещения. Позднее на её базе организовали библиотеку Академии наук. В культуре появляются новые отрасли – наука, светская живопись, садово-парковая культура и пр. Открывается первый музей Кунсткамера в Санкт-Петербурге). Хотя костяк впервые созданной Российской Академии наук составили иностранцы, видное место в ней заняли многое сделал для развития русской науки МВ. Ломоносов ученый-энциклопедист, публицист и поэт. По его инициативе в 1755 году был создан Московский университет. Искусство обновляется особенно быстро, воспринимая европейские стили (барокко, рококо, классицизм. Появляется авторство. Это связано с развитием литературы. Поэт В.К. Тредиаковский и МВ. Ломоносов реформировали русский языки стихосложение. До последней трети века в литературе господствовал классицизм. А.П. Сумароков написал первые русские трагедии и комедии. В конце XVIII века приобрело широкую известность творчество поэта ГР. Державина, который во многом следовал принципам реализма. Сочинил свои социальные комедии Бригадир и Недоросль Д.И. Фонвизин. С творчество НМ. Ка- рамзина связано появление в конце XVIII века сентиментализма. Продолжается развитие гражданского зодчества. Ярче всего оно раскрывалось при возведении новой столицы, которая была задумана как заранее спланированный современный (по европейским стандартам) город. Создавали проекты и руководили строительством иностранные мастера Трезини, Растрелли (отец и сын. Сих деятельностью связан расцвет русского барокко (наиболее известные памятники – собор Петропавловской крепости, Смольный монастырь и Зимний дворец в Санкт-Петербурге). Русский классицизм представлен, например, ансамблем Дворцовой площади в Петербурге (архитектор К. Росси). Работают и замечательные русские архитекторы В.П. Баженов (Пашков дом в Москве, ныне старое здание Российской государственной библиотеки в Москве, Михайловский замок в Санкт-Петербурге), М.Ф. Казаков (Сенат Московского Кремля, Московский университет на Моховой, Дворянское собрание с колонным заломи др. Замечательных успехов добиваются российские живописцы. Художники А. Матвеев и И. Никитин после учебы в Италии создали русскую портретную школу, унаследовавшую традиции парсуны ив полной мере использовавшую достижения западной техники письма маслом. А. Матвеев написал первый в русском искусстве Автопортрет с женой. И. Никитин намного опередил современников в картинах Напольный гетман, Петр I на смертном ложе. Искусство портрета развивали живописцы А. Антропов, Ф. Роко- тов, Д. Левицкий, В. Боровиковский, скульптор Ф. Шубин. В конце XVIII века в Санкт-Петербурге создается один из крупнейших художественных музеев мира – Эрмитаж. Развивался в XVIII веке и театр. Еще в 1702 году в Москве был открыт Публичный театр, для которого возвели специальное здание на Красной площади. В 1706 году он распался, ив разных городах возникли несколько театров. В 1750 году в Ярославле первый известный русский актер Ф. Волков открыл первый провинциальный публичный театр с полностью русским персоналом. Вскоре Ярославский театр повелению царицы Елизаветы Петровны переехал в Санкт-Пе- тербург и был преобразован в постоянный профессиональный государственный публичный театр (с 1832 года – Александринский). Открывались театры в Москве, работали театры при школах во дворцах вельмож давали представления театры, составленные из крепостных (Шереметьевых, Юсуповых и др.) Приобретало популярность, входило в моду музыкальное искусство домашние и публичные концерты русских и зарубежных исполнителей, любительское музицирование. В 1802 году в Санкт-Петербур- ге было создано Филармоническое общество. Выросли и первые русские композиторы – Е. Фомин, М. Соколовский, Д. Бортнянский, О. Козловский. Регулярно ставятся оперные спектакли. Возникает жанр русского романса. Все это стало прочной основой для мощного расцвета русской культуры в следующем, XIX столетии |