Главная страница
Навигация по странице:

  • «Серебряный век русского искусства

  • Культурология


    Скачать 1.61 Mb.
    НазваниеКультурология
    АнкорLaletin
    Дата09.02.2020
    Размер1.61 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаlaletin.pdf
    ТипДокументы
    #107747
    страница23 из 25
    1   ...   17   18   19   20   21   22   23   24   25
    2.2.2. Русская культура XIX века век – время необычайно быстрых перемен во всей европейской культуре. Российская культура также отличалась невиданной динамикой. Впервой половине века на развитие культуры повлияли два крупнейших события война 1812 года и восстание декабристов в 1825. Участие России в войне с Наполеоном Бонапартом вызвало в общественном сознании подъем патриотических настроений, с чем связан возросший интерес к собственной истории, поэтому неслучайно появление впервые десятилетия Истории государства Российского НМ. Карамзина, которую стала читать вся русская публика. В это же время в России начинается промышленный переворот, мануфактуры превращаются в фабрики. Зарождается и быстро растет отечественное машиностроение. В 1851 году открывается железнодорожное сообщение между Москвой и Санкт-Петербургом. Однако главными транспортными артериями оставались по-преж- нему реки и дороги с гужевым транспортом. В 1861 году в России отменяется крепостное право. Это важнейшее событие вызвало новые перемены в культуре. В сфере хозяйственной культуры появляются более благоприятные условия для развития буржуазных отношений, продолжается развитие промышленности. Возникают крупные промышленные районы вокруг столиц, в Донбассе, в Баку. В последние десятилетия века резко ускоряется строительство железных дорог. Продолжает развиваться система образования. Растет начальная школа, оформляется целостная система среднего образования. Увеличилась численность училищ и гимназий. Численность университетов оставалась прежней, но началось формирование специального высшего образования в Санкт-Петербурге работали Медико-хирур- гическая академия и Главный педагогический институт, Практический технологический институт, в Москве появляются Московское ремесленное училище (1830, ныне МВТУ), Лазаревский институт восточных языков. Усиливается издательская деятельность. Издатель А.Ф. Смир- дин выпустил более 70 собраний сочинений русских писателей, издавал журнал Библиотека для чтения. Много книг для самого массового читателя издал Ф.Ф. Павленков. Появилось много обще- ственно-политических и художественных журналов. С концах годов во всех губерниях выходят официальные Губернские ведомости, к концу века выходит около 100 ежедневных газет, из которых примерно 30 в Москве и Санкт-Петербурге. В губернских и уездных городах открываются библиотеки. К концу века в России работало более 500 публичных библиотеки около 3 тысяч земских народных библиотеки читален. Открываются многочисленные музеи, к концу века их становится более 80. Регулярно проводятся художественные, сельскохозяйственные и промышленные выставки.
    Развивается научная культура. Русские путешественники М.П. Ла- зареви Ф.Ф. Беллинсгаузен открывают Антарктиду. Исследуется Аляска, нижнее течение Амура. Организуются экспедиции для исследований Средней и Центральной Азии и Сибири (П.П. Семенов-Тян-
    Шанский, НМ. Пржевальский), делает свои открытия Н.Н. Миклухо-
    Маклай. Возникает физиологическая школа (НМ. Сеченов, И.П. Павлов. Ведутся исследования в физике (В.В. Петров, Б.С. Якоби и др, в металлургии (П.П. Аносов раскрыл утерянный секрет булатной стали, химии (Н.Н. Зинин, А.М. Бутлеров). АН. Лодыгин создает лампу накаливания, АС. Попов существенно совершенствует радиосвязь. Хирург НИ. Пирогов составляет атлас Топографическая анатомия, основывает военно-полевую хирургию. В общественно-политической мысли происходит оформление западничества и славянофильства, появление идей утопического социализма, усиливается интерес к идеям революционного демократизма и социализма. Возникает социал-демократиче- ское движение. Особенно интенсивно развивалась художественная культура. Это время называют золотым веком русского искусства. Именно в XIX веке работали замечательные писатели и поэты, создавшие мировую славу русской литературы АС. Пушкин, МЮ. Лермонтов, Н.В. Гоголь, И.С. Тургенев, Ф.М. Достоевский, Л.Н. Тол- стой.
    В 1880 году начинает публиковаться А.П. Чехов. Все заметнее становилась роль театра в культурной жизни. Расцветала русская музыка. Работали композиторы АН. Верстовский, АС. Даргомыж- ский, МИ. Глинка. В Петербурге и Москве открылись консерватории. Творческое объединение композиторов могучая кучка МА. Балакирев, М.П. Мусоргский, Ц.А. Кюи, А.П. Бородин, НА. Римский-Корсаков) стремились создавать самобытную русскую музыку, используя сокровища народной музыки. В тоже время создавал свои великие произведения ПИ. Чайковский.
    Очень интересны были достижения живописцев. Продолжались традиции русской портретной школы (О.А. Кипренский, портрет АС. Пушкина. Художники переходили от классицизма к романтизму. Замечательные картины создавали К.П. Брюллов (Последний день Помпеи»), А.А. Иванов (Явление Христа народу. А.А. Вене- цианов стал зачинателем бытового жанра картины. Родоначальником критического реализма в живописи стал ПА. Федотов (Свежий кавалер, Сватовство майора, «Анкор, еще анкор!»). Эту линию продолжил В.Г. Перов (Тройка и др. Возникает Товарищество передвижных художественных выставок (И.Н. Крамской, НА. Ярошен- ко, И.И. Шишкин, И.И. Левитан и др. Входил в этот союз и великий художник И.Е. Репин (Бурлаки на Волге и проч. Замечательные картины на исторические сюжеты писал В.И. Суриков (Утро стре- лецкой казни, Боярыня Морозова»). В творчестве В. Серова, К. Коровина использовались открытия импрессионизма. Все это подготовило процессы своеобразного духовного ренессанса, которые начались в русской культуре в е годы XIX века и закончились в е годы века ХХ. Этот период часто называют серебряным веком русского искусства. Русская культура конца XIX – начала XX веков

    «Серебряный век русского искусства
    В конце XIX века условия развития русской культуры существенно изменились. В е годы в хозяйственной культуре завершился промышленный переворот, сформировалось машинно-фабричное производство с индустриальной технологией металлургии и машиностроения. Возникли новые промышленные районы в Баку, в Донбассе, вокруг обеих столиц. Интенсивно строились железные дороги, в том числе Транссибирская магистраль (Быстро развивалась научная культура. И.П. Павлов исследовал физиологию пищеварения, за что ему в 1904 году была присуждена Нобелевская премия. В 1908 году получил Нобелевскую премию биолог
    И.И. Мечников. В.В. Докучаев создал учение о зонах природы. Географы и геологи изучали территорию России, совершали сложные путешествия. Всемирное признание получили исследования НМ. Прже- вальского (он изучал Центральную Азию. В 1892 году был организован Комитет Сибирской дороги, который начал глубокое изучение Сибири, её природных условий и ресурсов. Тогда же была издана геологическая карта европейской части России, с 1913 года начались геологические съёмки Сибири и Дальнего Востока. Минералог В.И. Вернадский вначале ХХ века основал новую науку – геохимию. В Пул- ковской астрономической обсерватории в 1885 году был установлен самый мощный по тем временам телескоп. Сложились замечательные математические школы (ПЛ. Чебышев, А.А. Марков, А.М. Ляпунов,
    242

    В.А. Стеклов, Н.Н. Лузин и др. Развивалась физика А.Г. Столетов в
    1888 году изобрёл фотоэлемент, П.Н. Лебедев экспериментально доказал давление света на твёрдые тела и газы. АС. Попов разрабатывал технику радиосвязи. Русские инженеры создавали новые технические конструкции в 1897 году по проекту В.Г. Шухова был построен самый большой на то время нефтепровод (1897), в 1899 году был построен по проекту СО. Макарова первый в мире ледокол «Ермак», в 1911 году
    Г.Е Котельников изобрёл ранцевый парашют, в 1913 году И.И. Сикор- ский построил первый в мире многомоторный самолёт Русский витязь, затем Илья Муромец. Вообще развитие хозяйственной культуры, техники, научной культуры в это время отличалось завидным динамизмом. Столыпинская реформа резко повысила спрос на сельскохозяйственную технику и помогла увеличить экспорт сельхозпродуктов, энергово- оружённость одного промышленного рабочего была выше, чем в Германии. К началу первой мировой войны (1914) Россия уверенно наращивала свой потенциал во всех сферах культуры, не исключая политической и правовой. Заметную роль в развитии русской культуры в конце XIX – начале ХХ веков играла философская культура. Во-первых, достаточно влиятельна была философия народничества (Лавров, Ми- хайловский, Бакунин и др во-вторых, формировался и распространял свои идеи ленинизм – российский вариант марксизма, превратившийся на стыке веков в большевизм и на восемьдесят с лишним лет определивший судьбу России. Наряду с этим Г. Шпет работал в русле феноменологии, Н. Бердяев и Л. Шестов – религиозного экзистенциализма. В. Соловьёв разработал философию всеединства, религиозную философскую систему, которая во многом определила направления философских поисков С.Н. и Е.Н. Трубец- ких, Д. Мережковского, С. Булгакова, В. Розанова и др. Учение В.С.
    Соловьёва оказало также сильное влияние на русское искусство. Его идеи легли в основу одного из самых заметных стилей русской художественной культуры конца XIX – начала XX веков – символизма. Самые впечатляющие достижения этого периода связаны с художественной культурой. В российской литературе по истории искусства принято называть конец XIX – начало ХХ века серебряным веком, имея ввиду, что золотым веком считаются первые три четверти XIX века. В литературе продолжались реалистические традиции золотого века Л.Н. Толстой (Воскресение, 1889–99;
    «Хаджи-Мурат», 1896-1904; Живой труп, 1900), А.П. Чехов
    (1860–1904), И.А. Бунин(1870–1953), АИ. Куприн (1870–1953).
    243
    Появился неоромантизм, самым ярким представителем которого был А.М. Горький (1868–1936, Макар Чудра», «Челкаш» и др.)
    Одновременно сказывалось влияние модернизма, сложившегося к этому времени на Западе. В русской литературе это осуществилось в форме символизма. Символизм стремился к духовной свободе, выражал недоверие общепринятым культурным ценностям. Символисты поставили себе задачу с помощью искусства изменить к лучшему, внести гармонию в общество ив человека. Для этого должно было измениться прежде всего само искусство, слившись с философией и религией. Оно было призвано выразить некую реальность, которая скрывается за пределами чувственного восприятия человека, – идеальную сущность мира, его нетленную красоту. Это можно было сделать,думали символисты, при помощи символов. Считали себя символистами Константин Бальмонт (1867–1942), Дмитрий Мереж- ковский (1865–1941), Зинаида Гиппиус (1869–1945), Федор Сологуб
    (1862–1927), Андрей Белый
    (
    1886–1954), Валерий Брюсов (1873–
    1924), Иннокентий Анненский (1855–1909), Александр Блок (1880–
    1921). В произведениях русских символистов часто звучали темы усталости, утомленности, апатии, пассивности, безволия. Многие из них приняли большевистский переворот как необходимый шаг вис- тории культуры и страны в целом. В тот же период начался творческий путь поэтов С. Есенина и В. Маяковского, М. Цветаевой, Л. Гумилёва и А. Ахматовой, О. Мандельштама, В. Хлебникова, Б. Пастернака и других.
    В 1898 году в Москве был основан К.С. Станиславским (1863–
    1938) и В
    И. Немировичем-Данченко (1958–1943) Художественный театр (ныне МХАТ, где разрабатывались новые принципы театрального искусства. Ученик Станиславского Е.Б. Вахтангов (1883–1922) создавал радостные, зрелищные спектакли Чудо святого Антония» М. Ме- терлинка, Принцесса Турандот» К. Гоцци и др. Работали великие драматические актрисы М. Ермолова и В. Комиссаржевская
    Успешно развивался музыкальный театр в петербургском Мариинском и московском Большом театрах, в частных операх СИ. Мамонтова и СИ.
    Зимина в Москве пели представители русской вокальной школы, солисты мирового класса ФИ. Шаляпин (1873–1938), Л.В. Собинов (1872–
    1934), Н.В. Нежданова (1873–1950). В балете работал хореограф ММ.
    Фокин (1880–1942), балерина А.П. Павлова (Начали создавать свою музыку СВ. Рахманинов, АН. Скрябин,
    И.Ф. Стравинский, декларировавшие интерес к философско-этичес- ким проблемам.
    В архитектуре благодаря начавшемуся применению железобетона и металлоконструкций стали появляться здания в стиле модерн.
    244
    В Москве в этом стиле работал архитектор Федор Шехтель (1859–
    1926), создавший проекты особняков Рябушинского (сейчас музей
    А.М. Горького) и Морозова (приемная МИД России, здания Московского Художественного театра (Камергерский пер, здание театра им. Маяковского, здание Ярославского вокзала и т.д. Интереснейшие перемены происходили в изобразительных искусствах. Русские живописцы серебряного века В.В. Кандинский
    (1866–1944) и К.С. Малевич (1878–1935) вошли в число мировых основоположников абстрактной живописи. Свой оригинальный модернистский стиль «лучизм» создали М. Ларионов и Н. Гончарова. Традиции древнерусской иконописи просматривались в живописи
    К.С. Петрова-Водкина
    («Купание красного коня, Большое влияние на развитие русской художественной культуры оказало объединение Мир искусства, издававшее в 1898–1904 годах одноименный журнал. Создателями и лидерами объединения были талантливый организатор, импрессарио и предприниматель С. Дягилев (он редактировал журнал) и художник А. Бенуа. В движении участвовали художники Л.С. Бакст, МВ. Добужинский, ЕЕ. Лансере, А.П. Остроумова-Лебедева, М. Врубель, КА. Сомов, К. Коровин, Е. Лансере, В. Серов и другие. «Мирискусники» критиковали политическую, социальную ангажированность передвижнического реализма и каноничность, зашоренность академизма. Они говорили о самоценности искусства, о том, что искусство само по себе способно преобразовать жизнь. Искусствоведы отмечают утонченную декоративность, стилизацию, изящную орнаментальность живописи и графики Мира искусства. Движение ввело втрадициюработу над театральной декорацией, книжной графикой, эстампом.
    С. Дягилев организует в Западной Европе ряд выставок русского искусства, а затем поразившие Париж и весь мир Русские сезоны. На них устраивались концерты, представлялись оперные и балетные спектакли, проводились художественные выставки. Именно тогда о русском искусстве, русской культуре заговорил весь западный мир.
    Блестящий взлёт русского искусства в серебряном веке был сначала заторможен большевистским переворотом октября 1917 года, а в советские годы и вовсе частично предан забвению, частично запрещён. Однако сегодня его наследие вновь занимает достойное место в русской культуре.
    Вопросы для самопроверки. Какой век в истории России называют «бунташным» и почему. В чём заключается значение петровских реформ для развития русской культуры

    3. Припомните основные памятники художественной культуры России XVI–XVII веков. Каковы главные черты развития русской культуры в петровскую эпоху. Как развивалась хозяйственная культура России в XVIII–
    XIX веках. Каково культурное значение реформ, проводимых в России в
    XIX веке. Каковы главные особенности развития политической культуры Российской империи. В чём особенности системы ценностей российского общества, сложившейся в XVII–XIX веках. Как развивалась художественная культура России в XVIII–
    XIX веках. Какие деятели наиболее ярко представляют развитие художественной культуры России XVIII–XIX веков Почему XIX называется золотым веком русской культуры. Какой период называют серебряным веком русской культуры Почему
    12. Что такое символизм. Каковы основные направления авангардистских течений в русской живописи серебряного века, кто их представлял. Что такое русские сезоны в Париже, кто их организовывал. Культура советского периода развития России

    Мощный взлёт российской культуры конца XIX – начала ХХ веков был приостановлен начавшейся первой мировой войной, аза- тем деформирован вооружённым переворотом 25 октября (7 ноября по новому стилю) 1917 года. Власть в России захватила небольшая и не слишком до того влиятельная партия РСДРПб (большевиков) во главе с политическим лидером В.И. Лениным (Ульяновым). Ключевыми стали события в сфере политической культуры. Ещё с 1905 года здесь наметились демократические тенденции, были созваны четыре Государственные Думы, а в феврале 1917 года рухнуло самодержавие. Однако широкие массы народа небыли готовы к быстрой демократизации. Буржуазный уклад и культура в стране почти отсутствовали. В 1897 году грамотность населения составляла всего 21 процент, причём крестьяне, составлявшие основную часть населения, были неграмотны в массе рабочие в большинстве сохраняли крестьянский общинный менталитет. Поэтому захват
    246
    власти большевиками (Великая Октябрьская социалистическая революция, как это стали именовать официально в СССР) поначалу не встретил достойного сопротивления.
    В течение гражданской войны верхушка партии большевиков на практике опробовала принципы жёсткого централизованного управления, попытавшись даже установить утопический строй военного коммунизма. После восстановления хозяйственной культуры с помощью новой экономической политики (НЭП) и официального запрещения в 1929 году рыночных принципов политический режим в СССР стал полностью тоталитарным. Был создан механизм жёсткого централизованного планового управления экономикой на высшем уровне решения принимались только политическим руководством большевистской партии (ВКП(б) – Всесоюзная коммунистическая партия большевиков, затем переименована в КПСС. Все политические партии, кроме ВКП(б)-КПСС, были запрещены. Развитие всех специализированных сфер культуры в СССР с этого времени шло под постоянным жёстким контролем политического, идеологического аппарата – Центрального Комитета партии (ЦК. Правители, которые считали себя материалистами, преобразовывали все сферы жизни, в том числе материальную, сообразно своим идеям.
    Руководство большевистской партии ставило перед страной сначала цель быстрого построения коммунистического общества во всём мире с помощью военной силы. Когда после подавления социалистических восстаний в Европе и поражения СССР в войне с Польшей стала очевидной невыполнимость этой задачи, стали говорить о построении социализма и коммунизма водной отдельно взятой стране (в СССР. Для этого необходимо было предварительно выполнить ряд задач, которые в странах Западной Европы были решены буржуазными революциями ликвидация неграмотности, повышение уровня образования населения (культурная революция, как говорилось в документах партии большевиков, создание современной промышленности. Ликвидация неграмотности шла очень быстрыми темпами. Была создана новая система школьного образования и преобразовано высшее. Большевики вынуждены были отказаться от классового подхода исх годов разрешили принимать в вузы всю молодёжь, независимо от классового происхождения, сделав главным критерием всё же подготовленность и способности поступающих.
    В правовой культуре всё было подчинено марксистско-ле- нинской идеологии, выраженной в классовом подходе. Было заявлено, что социалистическая демократия противоположна
    247
    буржуазной, а гуманизм объявлен пропагандистским приёмом буржуазной идеологии. Государство было поставлено неизмеримо выше гражданина, всё коллективное (общественное) выше индивидуального. Был отброшен как буржуазный принцип презумпции невиновности. Была принята самая демократическая в мире Конституция, создавались новые законы, демократические по форме. Эти законы, начиная с Конституции, прикрывали глобальный диктат руководства правящей партии и не исполнялись. Поэтому выборы превратились в фикцию, проводились массовые и локальные репрессии, борьба с инакомыслием. Диссидентов часто объявляли душевнобольными и годами держали в психиатрических лечебницах, подвергая принудительным лечебным процедурам.
    В религиозной культуре был взят курс на уничтожение традиционной религиозной жизни. После 1917 года по указаниям Ленина русская православная церковь подверглась разрушительному гонению. Были расстреляны или сосланы в лагеря НКВД десятки тысяч священников, храмы по всей стране закрывались, верующие под страхом репрессий были поставлены перед необходимостью отрекаться от религии или скрывать свою религиозность. Только входе Великой Отечественной войны Сталин, который был фактически диктатором, начал использовать возможности Русской православной церкви как инструмента влияния на верующую часть населения, опять же поставив церковь под полный контроль партийного руководства. Почти все иерархи церкви были по совместительству сотрудниками МВД-КГБ. Громадные средства расходовались на антирелигиозную пропаганду, в вузах и школах читался предмет Научный атеизм, был создан научно-исследовательский Институт научного атеизма. В дни православных праздников милиция не пускала в храмы молодёжь. Член КПСС, окрестивший ребёнка или отпевший умершего близкого человека по православному (или иному религиозному) обряду, по меньшей мере увольнялся с работы. При этом марксизм-ленинизм сам приобрёл все основные черты религии, начиная с запрета на любые сомнения в истинности его главных положений, ставших наделе догматами.
    В научной культуре большевики начали развивать, в первую очередь, те направления, которые были необходимы для роста военного потенциала страны. Ещё в е годы были созданы новые науч- но-исследовательские институты, в том числе действующие поныне
    Физико-химический, Физико-технический (имени А.Ф. Иоффе), Центральный аэрогидродинамический (ЦАГИ). По тем же соображениям продолжили свои исследования многие крупные специалисты
    248
    НЕ. Жуковский, В.И. Вернадский, Н.Д. Зелинский, АН. Бах, ИМ.
    Губкин, НИ. Вавилов, ФА. Цандер, А.Ф. Иоффе, ПЛ. Капица и др.
    После окончания гражданской войны в Москве открылись институты органической химии, геофизики, Всесоюзная академия сельскохозяйственных наук им. Ленина. Проводились исследования по проблемам микрофизики (ПЛ. Капица), физики полупроводников (А.Ф. Иоффе), атомного ядра (ИВ. Курчатов, Г.Н. Флеров и др. Работы К.Э. Циолковского в области ракетной техники стали научной основой для создания первых ракет. В регионах РСФСР и союзных республиках создавались отделения Академии наук СССР, научно-исследовательские институты.
    Однако идеологический пресс тоталитаризма давил даже на естественные науки. Генетика была объявлена идеалистической, недиалектической» дисциплиной и на этом основании лженаукой. Были разгромлены научные учреждения, занимавшиеся генетикой, многие ведущие учёные репрессированы. Сохранились документы, доказывающие, что тоже самое собирались проделать с физикой, но тут взяли верх практические соображения ученые разрабатывали атомное и ядерное оружие, поэтому разгром физики в СССР не состоялся. Долгое время была под подозрением как буржуазная лженаука кибернетика.
    Те же соображения – военная направленность – обеспечили после войны приоритетное финансирование ракетно-космических исследований, и именно СССР 4 октября 1957 года запустил первый в мире искусственный спутник Земли, а 12 апреля 1961 года Ю.А. Гагарин первым облетел вокруг Земли на космическом корабле Восток.
    Л.Д. Ландау разработал теорию движения квантовой жидкости, за что получил Нобелевскую премию. Нобелевской премии были удостоены за открытие лазеров А.М. Прохоров и Н.Г. Басов. Нобелевскими лауреатами стали также физики ПА. Черенков, И.Е. Тамм, ИМ. Франк, ПЛ. Капица, физикохимик Н.Н. Семенов. В философской культуре была выхолощена сама суть философского поиска. В 1922 году лучшие русские философы по личному указанию Ленина были насильственно высланы из России. Марк- сизм-ленинизм был объявлен единственно верным учением, и главная задача философии в СССР свелась к разъяснению и доведению этого до сознания каждого советского человека. Все другие школы и направления можно было только критиковать. Была запрещена публикация работ многих западных и русских философов. Творчески мыслящие философы вынуждены были уходить в историю философии, в разработку отдельных частных вопросов, несвязанных явно с идеологией марксизма, например, в изучение философских аспектов естественных наук, логики. Преподавание философии выродилось в зубрёжку марксистско-ленинских догматов.
    Художественная культурав советское время также испытала давление большевистского тоталитаризма. Оно основывалось на так называемом классовом подходе, когда всё положительное могло исходить только от рабочего класса. Все культурные достижения, полученные другими классами, считались по меньшей мере подозрительными, чаще (и как правило) враждебными и неприемлемыми. Игравшие впервые десятилетия советской власти ведущую роль в искусстве организации «Пролеткульт» и РАПП (Революционная ассоциация пролетарских писателей) были настолько агрессивны, применяя этот подход, что предлагали уничтожить все произведения искусства, созданные до 1917 года, как идейно неприемлемые. Предлагалось даже создать пролетарскую науку, отбросить все достижения физики, математики и т.п. как буржуазные и потому ошибочные. При этом создавать новую культуру могли только представители рабочего класса.
    С такими перегибами не могли согласиться даже большевики, иве годы «Пролеткульт» и РАПП были упразднены. Контроль над искусством стал осуществляться иначе под жёстким надзором партийного аппарата и государства были созданы так называемые творческие союзы Союз советских писателей, Союз советских художников, Союз советских композиторов, Союз советских архитекторов и т.п. Выставлять картины и скульптуры, представлять публике свои сочинения можно было главным образом через эти союзы, и профессиональные занятия искусством были возможны только для членов этих союзов. Писателей, в текстах которых можно было заподозрить сомнения в истинности марксизма и классового подхода, тем более – критику советского строя, подвергали травле (А. Ахматова, М. Цве- таева, Б. Пастернак, И. Бродский, А. Солженицын и др, физически уничтожали (Д. Хармс, Б. Пильняк, И. Бабель, О. Мандельштам и др. Единственно соответствовавшим классовому партийному подходу был официально объявлен социалистический реализм – стиль, придуманный в СССР как некое развитие реализма. Произведения художников, пытавшихся работать в экспериментальных направлениях, объявлялись антинародными и не выставлялись. В 1974 году московские живописцы устроили показ своих картин, не принятых на официальные выставки, водном из московских лесопарков (Битцев-
    250
    ском). Зрителей разогнала милиция, а картины были раздавлены специально привезёнными бульдозерами. Публичным гонениям подвергались композиторы, позволявшие себе применять современные приёмы музыкального творчества Шостакович, Губайдуллина,
    Шнитке и др. Искусство должно было внушать народу оптимизм, поднимать трудовой энтузиазм, создавать эйфорию. Композиторам было запрещено сочинять симфонии в миноре, по радио (позднее и по телевидению) регулярно исполнялись песни о любви к партии, к её вождям, о постоянной готовности каждого советского человека без раздумий отдать свою жизнь задело партии.
    Однако ив этих условиях создавалась рядом с официальной настоящая литература, в живописи продолжались традиции передвижников, работали талантливые музыканты, скульпторы, архитекторы. Во всём мире признана театральная школа Московского художественного театра, основанная на системе Станиславского. М. Шоло- хов, Б. Пастернак, А. Солженицын получили Нобелевские премии по литературе. Широко известны были имена А. Толстого, М. Иса- ковского, В. Катаева, И. Ильфа, Е. Петрова, кинорежиссёров С. Эй- зенштейна, А. Довженко, В. Пудовкина, Г. Александрова и др. Создавали замечательные мелодичные лирические песни И. Дунаевский, М. Блантер, В. Соловьёв-Седой, Н. Богословский, М. Фрадкин и многие другие талантливые композиторы.
    60–70-е годы ХХ века в политической и художественной культуре СССР часто называют временем оттепели. Писатели В. Шукшин, Ю. Трифонов, В. Распутин, Ч. Айтматов, драматурги А. Вампилов, В. Розов, А. Володин, автор и исполнитель собственных песен В. Высоцкий и его старший коллега А. Галич через эпизоды обычного быта вскрывали реальные проблемы жизни в СССР. Писатели и режиссеры, лично прошедшие войну, написали правдивые романы и сняли честные фильмы о Великой Отечественной войне. Книги В. Астафьева, В. Быко- ва, Г. Бакланова, В. Кондратьева, кинофильмы Г. Чухрая, С. Ростоцко- го, П. Тодоровского показали человека на войне совсем не так, как это предписывалось официальными партийными документами. Большое развитие поучило движение так называемой авторской песни, где создавались и исполнялись песни, далёкие от официоза и партийной идеологии, человечные и по-настоящему лиричные. У истоков стояли Б.
    Окуджава, А. Городницкий, Ю. Визбор; всенародной известности и любви добился В. Высоцкий. Позднее эти традиции удачно применил к популярной музыке А. Макаревич.
    В хозяйственной культуре благодаря административному контролю центра гигантские изменения произошли, по историческим меркам, невероятно быстро. Было ликвидировано крестьянство как
    251
    класс, сельскохозяйственное производство перешло в так называемые колхозы, где работники оказались по существу на положении крепостных, а оплата их труда никак не соотносилась с затраченными усилиями. Традиционная сельская культура России была полностью разрушена. Резко увеличивались или создавались заново целые отрасли производства металлургия, автомобилестроение, тракторо- строенние, станкостроение, авиастроение, электропромышленность и т.д. за счёт безудержной эксплуатации села. Для ускорения процесса сталинское руководство закупало за рубежом целые заводы вместе с документацией. Так, был куплен у фирмы Форд и построен в Горьком (Нижнем Новгороде) автозаводу фирмы «Катерпиллер» куплен и построен в Сталинграде (бывший Царицын, ныне Волгоград) тракторный завод. Строились гигантские электростанции (ДнепроГЭС), металлургические комбинаты (Магнитогорский, Кузнецкий и др. Безусловным приоритетом пользовались направления, которые работали на производство вооружений. Для ускорения индустриализации была развёрнута массированная обработка сознания населения СССР, имевшая целью приучить народ к неизбежности войны. Общество военизировалось, на этой основе ужесточались требования к дисциплине труда и вообще к повиновению власти партии. Подготовка к предстоящей вскоре войне стала одной из главных опор советского режима, оправдывавшей любую жестокость и беззаконие, любые нарушения прав человека, любые издержки хозяйствования. Экономика СССР была практически полностью изолирована от мировой системы, что позволило руководству партии оплачивать труд рабочих и специалистов крайне низко. По этой причине были административным путём установлены и цены на товары повседневного потребления, никак не соответствовавшие реальным. По- видимому, единственными плюсами такой системы были стабильная система социальных гарантий и доступность дальних поездок для большинства работавших. В целом культура советского периода отличается крайней противоречивостью. В политической, правовой, хозяйственной сферах большевистский строй во многом отбросил её на несколько веков назад, чуть лине в средние века (крепостной строй в деревне. Однако потенциал народа, его духовные силы, опыт культурных традиций предшествующего развития продолжали существовать ив условиях советского тоталитаризма, что определило немалые достижения советской культуры в научной и художественной сферах, в создании военной и аэрокосмической техники, в системе народного образования.
    252
    После Великой Отечественной войны в хозяйственной культуре, в производстве ив экономике стали нарастать проблемы, порождённые отсутствием рыночных отношений, централизованным плановым руководством. Советская хозяйственная культура оказалась совершенно невосприимчивой к нововведениям, к модернизации производства, восприятию новых технологий, в ней постоянно нарастали застойные явления, включая тщательно скрываемую руководством КПСС инфляцию. Неподъёмным грузом стало военное производство, которое пожирало основную часть ресурсов и не создавало ничего для повышения уровня жизни народа. Политическое манипулирование экономикой привело её в тупик, учёные-экономисты говорили о неминуемом вскоре гибельном кризисе экономики СССР. К середине х годов неизбежность системного краха советской экономики стала очевидной даже для руководства КПСС. Попытки лидеров КПСС избежать этой катастрофы и привели в конце концов в
    1991 году к краху СССР как государства и системы.
    Вопросы для самопроверки. Что сохранилось в культуре советского общества от культурного наследия прошлого. Что изменилось в культуре СССР в результате преобразований х годов. Каковы были особенности хозяйственной культуры СССР. Чем характеризовалась политическая культура СССР. В чём основные черты и особенности религиозной культуры в СССР. Каковы главные достижения научной культуры СССР. Каковы главные достижения художественной культуры СССР Вспомните имена наиболее известных деятелей советской литературы, кино, изобразительного искусства, музыки. Что можно сказать о правовой культуре СССР. Каковы причины краха СССР. Проблемы российской культуры постсоветского периода

    В последующие годы российская культура развивается в крайне сложных условиях. За восемьдесят с лишним лет советской власти хозяйственная культура была очень сильно деформирована, милитаризирована. На большинстве предприятий старела и почти не обновлялась материально-техническая база (техника и технология, рыночные отношения считались вредоносными и преступными. Поэтому возврат на рыночные рельсы, включение в систему мировой экономики оказались весьма сложными задачами. Устранение в конце х годов ХХ века угрозы неотвратимого военного нападения привело к резкому сокращению производства вооружений, отчего почти все предприятия этого профиля закрылись, и миллионы людей остались без работы. Бльшая часть товаров невоенного профиля, которые могут выпускаться российскими предприятиями, на мировых рынках неконкурентоспособна, и потому отечественное производство находится в крайне тяжёлом положении. Особенно тяжёлая ситуация сложилось в сельском хозяйстве. Колхозная система в большинстве хозяйств отучила людей хозяйствовать на земле, класс крестьян-собственников не возродился после большевистской коллективизации. Система государственной поддержки крестьянства в России не создана. Экстренная приватизация, прошедшая без учёта менталитета и культурных особенностей населения бывшего СССР, породила недопустимо глубокую социальную дифференциацию основная часть населения имеет низкий уровень доходов. Особенно мала заработная плата работников, получающих деньги в социально значимых государственных структурах – здравоохранении, образовании, в учреждениях искусства, библиотеках. Катастрофически снизилось финансирование науки. К 2002 году, как сообщает статистика, из России выехали за рубеж на постоянную или временную работу более 200 тысяч учёных. Снятие железного занавеса, отмена идеологической цензуры сделали доступными для читателей, зрителей и слушателей произведения российской и западной масс-культуры, большая часть которых прежде находилась фактически под запретом. На фоне резко сниженного финансирования государством отечественного искусства, особенно киносъёмок, это привело к заметному снижению доли российских произведений в общем объёме телепоказов, в репертуаре кинотеатров ив книгоиздании. Возникла реальная опасность вытеснения российской художественной культуры, её замещения западной. Наметились также признаки кризиса в системе образования, особенно среднего.
    Очевидный прогресс имеется в религиозной культуре. Очень быстро восстанавливает свои позиции Русская православная церковь, развернули миссионерскую деятельность многие христианские конфессии протестантского толка, заметное место занял ислам.
    В сфере правовой культуры принято много законов, направленных на либерализацию и демократизацию жизни, большое внимание уделяется защите прав человека.
    Заметно более гуманной и демократичной стала политическая культура. Формируется многопартийная система, выборы в органы власти в значительной мере соответствуют демократическим нормам.
    После ухода Президента Б.Н. Ельцина в культурной политике России наметились тенденции, которые должны привести к улучшению условий функционирования и развития культуры в целом. Постепенно возрождается материальное производство, повышаются должностные оклады работников образования, здравоохранения, искусства. Начинается серия правительственных реформ в важнейших сферах жизни, выделяются бюджетные средства на поддержание и развитие национальной культуры. В XXI веке существуют реальные возможности нового расцвета всех сфер российской культуры.
    Вопросы для самопроверки. Какое положение в хозяйственной культуре России возникло после краха СССР. Какие изменения произошли в нашей стране в политической культуре. Какие изменения произошли в нашей стране в правовой культуре. Что происходит в религиозной культуре. Какие проблемы существуют в развитии российской культуры после краха СССР. Имеются ли перспективы возрождения российской культуры
    БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК. Аверинцев С.С. Крещение Руси и путь русской культуры /
    С.С. Аверинцев / Контекст. – 1990.
    2. Аверинцев С.С. Два рождения европейского рационализма /
    С.С. Аверинцев // Вопросы философии – 1989 – № 3.
    3. Аверинцев С.С. Поэтика ранневизантийской литературы /
    С.С. Аверинцев. – М, 1977.
    4. Алексеев В.П. Становление человечества. М, Наука, 1984.
    5. Антология исследований культуры. Культурология. ХХ век. – Том 1. – СПб., 1997.
    6. Алленов МИ, Евангулова ОС, Лившиц ЛИ. Русское искусство Х – начала XXвв. Архитектура. Скульптура. Живопись. Графика / МИ. Алленов, ОС. Евангулова., ЛИ. Лившиц. – М,
    1989.
    7. Алпатов МВ. Этюды по всеобщей истории искусств / МВ. Алпатов. – М, 1979.
    8. Алпатов МВ. Этюды по истории западноевропейского искусства МВ. Алпатов. – М, 1963.
    9. Алпатов МВ. Этюды по истории русского искусства. В 2 тт. / МВ. Алпатов. – М, 1976.
    10. Андреев Л.Г. Импрессионизм / Л.Г. Андреев М, 1980.
    11. Андреев Л.Г. Сюрреализм /Л.Г
    1   ...   17   18   19   20   21   22   23   24   25


    написать администратору сайта