Культурология
Скачать 1.61 Mb.
|
9.5.4. Импрессионизм Другим, очень ярким, продолжением реализма стал импрессионизм. Он зародился также во Франции в последней трети XIX века сначала в живописи, позднее нашёл последователей в скульптуре и музыке. Импрессионисты – художники Клод Моне, Пьер Огюст Ре- нуар, Камилл Писарро и Альфред Сислей – боролись с официально признанным салонным искусством, сего штампами. Протест был 203 направлен как против косной академической традиции, таки против романтизма. Импрессионисты провели в Париже ряд выставок. Первая (и наиболее известная) состоялась весной 1874 года. Художников, которые участвовали в этих выставках, также называют импрессионистами. Между 1876 и 1886 годами там были представлены Поль Се- занн, Эдгар Дега, Берта Моризо, а после 1879 – Поль Гоген и американская художница Мэри Кассат. Особое место в творчестве импрессионистов занял пейзаж, в том числе и городской. Термин импрессионизм связан с картиной Клода Моне Впечатление восход солнца (1872), изображавшей гавань порта Гавр в тумане. Моне, вероятно, хотел отметить особый характер работы, когда впечатление от чего-либо получается на основе краткого сиюминутного наблюдения. Отсюда некоторая незаконченность, отрывочность, неполнота в деталях. Термин, однако, был быстро принят сочувствующими критиками, у которых он стал означатьвпечатле- ние, полученное как бы от быстрого взгляда, в определённое мгновение времени. Клод Моне, Ренуар, Писарро и Сислей были импрессионистами именно в этом последнем смысле. Они требовали писать на открытом воздухе, как говорят художники, на пленэре (от фр. «en plein» – воздух, схватывая быстро изменяющиеся состояния света и атмосферы. При этом они стремились запечатлеть также и своё переживание состояний природы. Импрессионистский пейзаж передаёт настроение. Импрессионисты использовали яркие, насыщенные цвета и разнообразие мазков. Они утверждали, что в природе нет чёрного цвета, и потому их палитра была светлой. Даже тени на их картинах цветные. Выработанная импрессионистами техника живописи позволила им фиксировать материальный характер и структуру объектов в природе, световые эффекты на их поверхностях – рефлексы. С импрессионизмом тесно связано творчество Эдуарда Мане. Он не выставлялся с группой, но его работы типа Завтрака натра- ве» (1863) близки импрессионизму по духу. Мане дружил с импрессионистами и использовал их художественные находки. Наконец, к импрессионизму можно отнести ранние работы Гогена. Импрессионизм вплоть до ХХ столетия очень сильно повлиял на многих молодых художников – на их колористику, живописную манеру, подходы к природе. Это относится как к французской живописи, таки к искусству других стран. Влияние импрессионизма проявилось в таких фундаментальных особенностях, как отказ от различия между законченной живописью и этюдом повышенное 204 внимание к движению цвета на земле использование чистых, ярких цветов, часто взятых непосредственно из тюбика. Импрессионистом считал себя скульптор Огюст Роден. В музыке идеи импрессионизма были восприняты композитором Клодом Дебюсси 29 . Пьесы Дебюсси рассчитаны на вызов воспоминаний о душевных состояниях, о впечатлениях от природы – от игры света, ветра и воды. Импрессионистами называют и других композиторов (Морис Равель, Фредерик Делиус, Отторино Респиги, Айзек Альбенис и Чарльз Гриффес), хотя точнее было бы сказать, что они находились под влиянием Дебюсси, его новаторских гармоний и оркестровок. Дебюсси называли визуальным композитором (например, он описывает окончание своих Облаков, как серую агонию, мягко от- тенённую белым, музыкантом света, облаков и воды. Эффекты достигаются с помощью перемен тональности, уменьшенных интервалов, ломаных ритмов и повторений коротких мелодических фрагментов. Хотя эти особенности, казалось бы, представляют недостаток формы и определённости, работы импрессиониста Дебюсси, как это ни парадоксально, известны их элегантностью и ясностью. Наиболее известны Прелюдия к послеполуденному отдыху фавна (1892– 1894), опера «Пелеас и Мелисанда» (1902), оркестровая пьеса «Nu- ages» (Облака, из Ноктюрнов 1897–1899), оркестровая сюита Море (1905), Прелюдии для фортепьяно (1910–13). 9.5.5. Постимпрессионизм Постимпрессионизм – художественно-исторический термин, обозначающий различные новые стили живописи, которые возникли и процветали во Франции примерно с 1880 погоды. Это результат художественной революции, вызванной импрессионизмом. Основными фигурами были Поль Сезанн, Поль Гоген, Жорж Сёра, Анри де Тулуз-Лотрек, Пьер Боннар и Винсент ван Гог. Все эти художники отошли от импрессионизма, отказавшись изображать только узкий спектр видимой действительности. Их индивидуальные стили глубоко отличались. Они продолжали революционное воздействие импрессионизма, исследуя его новые эстетические идеи. Сезанн начинал как импрессионист, нос года начал поиски своего пути, желая создать стиль более цельный и долговечный. Работая в одиночестве в Экс-ан-Провансе в х годах, он раз- 29 К. Дебюсси (1862–1918) – французский композитор, который развивал оригинальную систему гармонии и музыкальной структуры вил новую концепцию пространства, которая имела фундаментальное значение для живописи ХХ столетия. Искусство Сезанна положило основу для возникновения кубизма Пабло Пикассо и Жоржа Брака. Подобно Сезанну, отошли от движения импрессионистов Гоген и Ван Гог. Они использовали яркие интенсивные цвета и ритмичные линии поперек поверхности картины. Этих художников отличает разработка плоских декоративных образов, образцы которых они увидели в японских гравюрах. Гоген говорило фундаментальной ошибке натурализма и импрессионизма, обвиняя последний стиль в том, что он ищет вокруг глаза не в таинственном центре мышления. Гоген искал универсальные истины, неявно содержащиеся, как он полагал, в так называемом примитивном искусстве Южных морей. Ван Гог также искал элементарную истину, ново внутреннем мире души. Постимпрессионист Сёра разработал особую технику живописи – пуантилизм, отказавшись от смешивания красок для получения промежуточных цветов и оттенков. Его картины состоят из точек чистых основных цветов, положенных рядом, так что смешивание цветов происходит в глазу зрителя. Постимпрессионизм, хотя его и нельзя назвать в строгом смысле движением, обеспечивал жизненную и творческую связь между революцией импрессионизма и основанием всех последующих главных художественных движений ХХ века. Работа Гогена и Сёра вела непосредственно к фовизму, а Ван Гога к экспрессионизму. Представители другой линии постимпрессионистов типа Тулуз-Лотрека, Редона и других создали тенденцию к абстрактному искусству. Вопросы для самопроверки. Назовите основные черты буржуазного менталитета. Какие изменения произошли в хозяйственной культуре Европы в новое время. Какие изменения произошли в научной культуре Европы в новое время Почему о них говорят как о научной революции. Каковы основные направления философской культуры в новое время. Какие художественные стили преобладали в Европе в XVII и XVIII веках. Какие наиболее известные художественные стили возникли в Европе в XIX веке. Вспомните самых ярких представителей этих стилей 8. Какие направления в художественной культуре обычно относят к модернистским. Каковы истоки и основные течения авангарда в западной художественной культуре. Западная культура XX века ХХ век – время особенно быстрого развития культуры, отмеченное двумя мировыми войнами, возникновением и распадом двух тоталитарных государств (СССР и фашистской Германии, холодной войной и соревнованием двух систем, в котором так называемая социалистическая культура заявила претензии на универсальность и главенство. Однако по прошествии века в итоге главным направлением развития остаётся всё же то, которое намечено вис- тории европейской культуры за последние четыре столетия. Во всяком случае, для стран Восточной Европы, включая Россию, именно западная культура остаётся ориентиром во многих важнейших сферах культуры. Основные черты и тенденции развития западной культуры в ХХ веке В ХХ веке культура западного мира развивалась в условиях вполне сложившегося буржуазного общества. Многие обществоведы определяют его как индустриальное общество. Буржуазный менталитет включает в себя индивидуализм, практицизм, стремление к успеху, рационализм. Дух капитализма наряду с христианскими общечеловеческими гуманистическими ценностями задавал такие характеристики культуры, как нацеленность на постоянное обновление, динамичность, поддержку предприимчивости и активности. В основном развитие западной культуры определялось тенденциями, проявившимися в конце XIX и начале ХХ веков. Важнейшие из них в сфере хозяйственной культуры господство массового индустриального производства, быстрое совершенствование технологий материального производства на базе всё более широкого использования научных открытий повышение материального уровня жизни наёмных работников массовых профессий интеграция экономики, формирование единого мирового хозяйства во второй половине столетия новая тенденция – развёртывание научно-технической революции и связанное с этим изменение характера труда работников материального производства – в сфере физической культуры повышение уровня здоровья населения, увеличение средней продолжительности жизни, совершенствование медицины и систем здравоохранения в сфере политической культуры демократизация и либерализация, выразившиеся, в частности, в распаде колониальной системы и крахе тоталитарных государств (фашистские режимы в Италии, Германии, Испании, марксистско-ленинские режимы в СССР и странах Восточной Европы сближение национальных государств в Евросоюзе – в сфере правовой культуры демократизация и гуманизация в сфере религиозной культуры своеобразная рационализация христианских церквей и конфессий (особенно католицизма медленное сближение мировых религий и различных церквей (экуменизм растущее понимание отсутствия антагонизма между религией и наукой в сфере научной культуры стремительное проникновение в новые и новые глубины строения вещества овладение законами живой материи, информации повышение системности знания (например, формирование экологии, осознание и поиски решения глобальных проблем накопление знаний и поиск закономерностей в обществознании (социальных науках усиливающееся в среде учёных и людей с высоким естественнонаучным образованием понимание необходимости религии, взаимодополнительного характера религии и науки в философской культуре усиление влияния аналитической философии, а также иррационалистических направлений падение влиятельности социальной философии марксизма вследствие краха системы государств с марксистско-ленинской идеологией и централизованным управлением экономикой становление постмодернистских установок и методов в художественной культуре появление новых видов искусств благодаря развитию технической базы формирование постмодернизма мощное развитие массовой культуры стилевой плюрализм, появление после реализма всё новых и новых экспериментальных и поисковых направлений, в числе которых импрессионизм, постимпрессионизм, модерн, абстракционизм, сюрреализм и другие авангардные стили и течения (об этом подробнее ниже). Произошло широкое распространение стандартов и ценностей западной культуры на всех материках, так что многие её элементы восприняты другими культурами в качестве ориентиров или даже составных частей национальных культур. Практически повсюду используются современные средства транспорта и связи. В ряде стран Востока приняты демократические нормы в политической культуре, организованы на базе высоких технологий новые отрасли материального производства. Наиболее заметно проникновение западной культуры в сферах хозяйственной культуры, в том числе в личном потреблении научной культуры массовой культуры и молодёжных субкультур очень многих стран. Вместе стем и западная культура восприняла ряд достижений других культур, прежде всего восточных, в сфере философской, религиозной, научной, художественной культуры. Поэтому можно говорить о сложившейся в ХХ веке тенденции сближения всех культур под знаком преобладающего влияния западной. Во многих странах мира это воспринято как угроза национальному своеобразию локальных культур, и там развернулось противоположное течение сопротивление проникновению западной культуры, сохранение национальных особенностей культуры. Обе эти тенденции наряду с культурными изменениями на базе научно- технической революции, по-видимому, ещё долго будут направлять динамику развития культуры в глобальных масштабах. Особого разъяснения требует научно-техническая революция, её культурные последствия. 10.2. Научнотехническая революция Научно-техническая революция (НТР) началась в середине ХХ века с возникновения кибернетики (1946 год, американский математик Норберт Винер), постройки первых электронно-вычислительных машин, или компьютеров (е годы, Англия и США) и изобретения транзистора (1948 год, США. Она представляет собой прямое продолжение первых двух величайших революций (неолитической и промышленной, переводивших развитие культуры на новый уровень. Можно утверждать, что НТР стала третьим шагом или ступенью единого процесса развития и усложнения материального производства и его технологии, начавшегося вместе с самой культурой. Главное содержание этого процесса – развитие новых средств преобразования вещества природы в нужные человеку формы, последовательная передача функций такого преобразования от человека к машинам. Материальное производство есть, по существу, преобразование вещества природы в другие формы и новые вещества, в природе не встречающиеся, но нужные человеку (например, древесины в дома, растительных волокон в ткани и одежду, руды в металл, нефти и 209 газа в пластики и т.п.). Для такого преобразования необходимо прикладывать к веществу природы энергию. Следовательно, нужны источник энергии (двигатель система передачи энергии от источника к сырому веществу (трансмиссия орган, непосредственно воздействующий на вещество природы (инструмент, орудие. Ещё в XIX веке немецкий учёный К. Маркс показал, что любая машина (станок) содержит три звена двигатель, трансмиссию и орудие (это было верно для техники XIX и первой половины ХХ века, вообще для всей индустриальной техники. В каменном веке первые люди использовали в качестве источника энергии собственные мускулы. Энергия мышц передавалась веществу природы посредством костей, суставов и сухожилий, а орудиями служили пальцы, зубы, когти, камни, палки. Со временем человек начал использовать энергию приручённых животных, воды, ветра. Орудия усложнялись, совершенствовались. Между человеком и веществом природы начала формироваться система средств производства, начиная с простейших каменных орудий и заканчивая различными относительно сложными орудиями труда, приспособлениями, механизмами типа водяных и ветряных мельниц. Неолитическая революция стимулировала определённую ступень сложности и совершенства этой системы. Такой уровень сложности системы средств производства просуществовал очень долго, вплоть до позднего средневековья, и завершился системой ремесленного производства. Здесь к концу эпохи возникли мануфактуры – предприятия, на которых было введено пооперационное разделение труда, но всё делалось средствами (инструментами, механизмами) той же сложности. Механизмы этого типа имеют два звена трансмиссию и орудие. Источником энергии чаще всего служила мускульная сила самих работников. В новое время промышленная революция имела своим главным содержанием формирование вышеназванной трёхзвенной структуры станка (двигатель – трансмиссия – орудие. Выдающуюся роль здесь сыграло изобретение Д. Уаттом универсального двигателя паровой машины) и английским механиком Г. Модсли суппорта параллельно с русским изобретателем А. Нартовым). Оснащённые такими станками заводы и фабрики составили к началу ХХ века индустриальное производство, высшим уровнем которого стало массовое, конвейерное производство. Главной особенностью индустриального производства винтере- сующем нас аспекте является то, что все машины в нём могут работать только под управлением человека. Человек при этих машинах 210 занят оперативным управлением, он включает и выключает двигатель, устанавливает режим работы машины, нажимает рычаги и педали, крутит маховики и т.п. И хотя в подавляющем большинстве случаев интеллектуальный потенциал человеческого мозга для такого управления используется на какие-то ничтожные доли процента, массовое производство не может обходиться без операторов станочников, машинистов, водителей и т.п.). НТР добавляет в структуру машины четвёртое звено – управляющую машину. Она строится на основе ЭВМ, представляя собой чаще всего специализированный компьютер. Управляющая машина берёт на себя функции оперативного управления, так что машина превращается в автомат и становится способна работать безучастия человека. Человек больше не должен неотрывно следить за машиной и постоянно направлять её работу, этим занимается управляющий компьютер. Передавая машине рутинные функции оперативного управления, человек оставляет за собой более сложные, требующие творчества функции надзор, контроль, ремонт, программирование, конструирование. Непосредственно из цехов люди уходят. Это и есть сущность НТР. Общество переходит в иное состояние, которому и названия устоявшегося пока нет. Производство материальных благ будет осуществляться автоматически, компьютеризированной системой. Чаще всего это новое состояние называют постиндустриальным обществом. Говорят также и об информационном обществе, поскольку в нём самым ценным продуктом становится информация, знания. Культура постиндустриального общества будет значительно отличаться от существующей сейчас. Отличия возникнут, в частности, из-за того, что изменившийся характер труда устранит жёсткую связь между человеком и машинами, сделает ненужной привычную трудовую дисциплину, регулярную явку на работу и т.д. Любая информация станет доступна во много раз более, чем теперь (первая ласточка здесь – Интернет. Таким образом, НТР логически продолжает начавшийся в далёком прошлом процесс развития материального производства. В общем и целом получается, что человек постоянно усложняет и совершенствует средства производства, так что между ними природой формируется всё более мощная промежуточная среда – техника, система машин как важная часть цивилизации. Человек как бы удаляется от самого процесса преобразования вещества природы, передавая силовые воздействия машинам. НТР выводит человека за пределы цехов, оставляя за ним только творческие функции. 211 Вместе стем НТР открывает новые возможности раскрытия потенций человека, переводит цивилизацию на новый уровень. |