Главная страница
Навигация по странице:

  • 8.3. Менталитет просветителей

  • 8.6. Просвещение и религиозная культура

  • 8.7.1. Рококо

  • Культурология


    Скачать 1.61 Mb.
    НазваниеКультурология
    АнкорLaletin
    Дата09.02.2020
    Размер1.61 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаlaletin.pdf
    ТипДокументы
    #107747
    страница17 из 25
    1   ...   13   14   15   16   17   18   19   20   ...   25
    8.2. Истоки Просвещения
    Казалось, что век Просвещения возник неожиданно после веков темноты и невежества как новая эпоха, озарённая разумом, наукой и прогрессом гуманизма. Однако его появление не было неожиданным. Предтечи Просвещения просматриваются еще в XVII веке и ранее. Все просветители утверждали, что продолжают дело великих первопроходцев XVII века – Фрэнсиса Бекона, Галилея, Лейбница, Исаака Ньютона. Идеи рационализма и гуманизма разрабатывали философы Рене Декарт и Барух Спиноза, политические философы Томас Гоббс и Джон Локк, а также различные скептически настроенные мыслители, такие как Пьер Бейль во Франции. Эти уч- ные и философы ещё в XVII веке разработали методы рационального эмпирического исследования, показали возможности разума. Они сформулировали принципы доверия человеческому разуму, опоры на мощь логики. Просвещение было отмечено мощным развитием и распространением этих идей.
    175

    8.3. Менталитет просветителей
    Просвещение было глубоким космополитическими антинацио- налистическим движением. Следуя Иммануилу Канту, лозунгом века стал призыв Сметь знать. Возникло стремление снова проверить все унаследованные от прошлого идеи и ценности, исследовать новые идеи в самых различных направлениях. Важную роль в духовных поисках и размышлениях просветителей играл интерес к естественному. Появились трактаты о естественной нравственности, религии, экономике, образовании. Сложилась концепция естественного права, оказавшая большое влияние на развитие правовой культуры. Естественное противопоставлялось возникающему исторически или просто на основе соглашений, договорённостей. Естественное рассматривалось как некий образец с ним надлежит сравнивать окружающее общество, которое просветителям не нравилось. Тяга к изучению естественного возникала, наконец, из объективного, совершенно бесстрастного импульса просто открыть, из чего же сотворены человек и общество.
    Просвещенческое понимание природы человека декларировало право на самовыражение и полноту самореализации, право свободно мыслить и выражать любую точку зрения публично без цензуры или боязни репрессий. Вольтер восхищался свободой, достигнутой в Англии, и способствовал распространению английских идейна континенте. Они его последователи сопротивлялись нетерпимости господствовавшей в те дни христианской церкви, а также европейских правительств, которые контролировали и подавляли неугодные им мнения. В сфере экономики эта концепция свободы привела к возникновению философии laissez-faire (концепции пусть делают всё, что им угодно) физиократов и Адама Смита; в политике она подготовила условия для американской независимости и французской революции. Все философы и интеллектуалы Просвещения безусловно верили в силу и возможности человеческого разума. Открытый Исааком Ньютоном закон всемирного тяготения произвёл громадное впечатление. Если человечество может раскрывать законы Вселенной, законы самого Бога, почему оно не может также отыскивать и исследовать законы, управляющие всей природой и обществом Просветители решили, что разум способен обеспечить бесконечный прогресс знаний, технических достижений и даже моральных ценностей нравственного уровня. Надлежащее образование может изменить само человечество, преобразовать к лучшему его природу. Следуя философии Локка, просветители XVIII века верили, что знание не является врожденным, но приходит только из опыта и наблюдений, руководимых разумом. Главные надежды возлагались на поиски и раскрытие истины через наблюдение природы, а не через изучение авторитетных источников, таких как сочинения Аристотеля и Библия.
    Эти убеждения находили последующие обоснования в новых научных открытиях развернувшиеся исследования неевропейского мира породили культурный релятивизм. Философы писали, что наука может раскрыть природу такой, какова она есть сама по себе, указать способы управления и манипуляции природой. Вера в могущество разума побуждала распространять методы познания естественных наук на общество, что заложило основу для развития современных общественных наук. Для многих мыслителей Просвещения главной задачей стало создание науки об истории и обществе, аналогичной теориям физических наук, содержащей гипотезы и законы, способные многое объяснить. По их мнению, век религиозных и метафизических предположений о судьбе человечества и дел человеческих пришел к концу. Теперь предстояло на основе твердо наблюдаемых фактов создать такие концепции общества и его истории, которые не только исключили бы невежество, сомнения и примитивные суеверия, но и стали бы для человека инструментом предсказания его судьбы и управления ею. Все просветители верили в возможность применения научных процедур и методов к изучению развития человека. Но при этом они ставили практические цели. Просветители стремились к изменению существующих социальных институтов и образа жизни. Теория для них была дополнением к практике знание было силой. Просвещение как общественное движение

    В первой половине XVIII столетия лидеры Просвещения вели трудную борьбу против господствовавшего неравенства. Просветители были энергичны, деятельны, они нетерпеливо требовали перемен в культуре и всей жизни. Эти требования были непонятны народным массам, в основном неграмотным. Церковью и монархией они воспринимались враждебно, так что призывавшие к переменам подвергались официальным репрессиям. Многие за свои сочинения были заключены в тюрьмы, многие были остановлены правительственной цензурой и подверглись преследованию со стороны церкви. Следуя идее необходимости народного образования, просветители предпринимали всё, чтобы разбудить своих современников, разжечь в них интерес к образованию и понимание необходимости просвещаться. Просветители рассматривали самих себя как партию гуманизма стараясь формировать общественное сознание в соответствии со своими убеждениями, они создавали большое количество новых газет и журналов, в полной мере использовали памфлеты, анонимные трактаты. Широко использовалась литература. Большими тиражами издавались остроумные, смешные и эмоциональные рассказы де Фонтенеля или Бенджамена Франклина, ставшие объектами частого подражания эссе Дж. Аддисона и Р. Стила. Для популяризации и пропаганды более разумного понимания жизни просветители создали множество словарей, справочников и энциклопедий.
    Важными проводниками Просвещения были Иммануил Кант в Германии, Дэвид Юм в Англии, Чезаре Бекариа в Италии, Бенджа- мен Франклин и Томас Джефферсон в американских колониях. Все они поддерживали тесные контакты с французскими просветителями. Просвещение в политической культуре

    Политическая мысль Просвещения выражала требования равенства и справедливости и изменений в законах, которые должны были осуществить эти цели. Мыслители Просвещения строили и развивали основанные на естественном праве рациональные системы законности, концепции республиканского правления и общественного согласия и т.п. Разрабатывались также новые доктрины о суверенитете народа. Самые крупные вклады здесь принадлежат писателю Вольтеру, философу Дэвиду Юму, историкам Вильяму
    Робертсону, Эдварду Гиббону и Джамбаттиста Вико. Проводилась идея, что, хотя все народы обладают общей человеческой природой, каждая нация и каждый век имеют также еще и свои отличительные черты, которые делают их уникальными. Этот парадокс позднее исследовался ранними романтиками (Иоганн Георг Гамман, Иоганн
    Готфрид фон Гердер).
    Французский политический философ и юрист Шарль де Монте- скье, один из самых ранних представителей данного движения, опубликовал много сатирических сочинений против существующих порядков его монументальный труд О духе законов (1748) стал важным вкладом вдело Просвещения. В Париже Дени Дидро, автор многочисленных философских трактатов, издавал Энциклопедию
    (1751–1772). Для написания её статей он пригласил лучших учёных и литераторов, философов, юристов Даламбера, Жан-Жака Руссо,
    Чезаре Беккариа, наконец, Иеремию Бентама, чей утилитаризм был кульминацией долгих дебатов о счастье и средствах его достижения. Двадцать восемь томов Энциклопедии Дидро и Даламбера
    178
    не только отражали последний достигнутый уровень научных знаний, но и представляли позицию Просвещения.
    Вольтер начал свой путь как драматурги поэт сегодня он известен своими бесчисленными памфлетами, эссе, сатирами, короткими романами, в которых он популяризировал науку и философию своего времени, а также громадной перепиской с писателями и монархами всей Европы. Некоторые идеи или лексику Просвещения восприняли некоторые европейские монархи. Вольтер и другие просветители предложили образ монарха-философа, просвещающего народи даже обнаружили таковых в Европе. Ими были объявлены Фридрих II Прусский, Иосиф II Австрийский, Екатерина II из России. Появился и термин просвещенный деспотизм, и упомянутых монархов называли просвещенными деспотами. Они сами с удовольствием соглашались ста- ким титулом. Правда, ретроспективно ясно, что эти монархи большей частью использовали движение в пропагандистских целях и были гораздо более деспотами, чем просветителями.
    «Общественный договор (1762), Эмилии Исповедь
    (1782) Жана-Жака Руссо оказали фундаментальное влияние на последующее развитие политических и образовательных теорий, дали импульс для возникновения романтизма XIX века.
    8.6. Просвещение и религиозная культура
    Главной силой, которая в прошлом поработила человеческий разум, просветители считали церковь (и особенно Римскую католическую церковь. Церковь се богатствами, политической властью и подавлением всех проявлений свободы разума подвергалось самым интенсивными яростным атакам. Однако большинство мыслителей Просвещения не отрекались от религии вообще. Они становились скорее на позиции деизма, допуская существование Бога и загробного бытия, но отвергая запутанность христианской теологии. Пьер Бейль, Вольтер, Давид Юм, Жан Ле Ронд Даламбер, Иммануил Кант противостояли религиозному фанатизму, но были скорее агностиками или оставляли место для определенного рода религиозной веры. Они полагали, что человеческие устремления должны фокусироваться не на будущей загробной жизни, а на средствах и путях улучшения и совершенствования жизни земной. Всемирное всеобщее счастье ставилось выше религиозного спасения. Наиболее радикальные просветители, испытывая сильное воздействие зарождения и расцвета современной науки, пришли к безрелигиозному мировоззрению, базировавшемуся только на разуме рационализме. Наиболее известны из них Дени Дидро, Клод Ад- риен Гельвеций, барон Гольбах, маркиз де Кондорсе и Жюльен Оф- фри де Ламетри. Они выводили методы своего философского рационализма из науки и натурфилософии. Познать природу и судьбу человечества, учили они, может только наука, а не религия. Эти мыслители были материалистами, пантеистами или атеистами. Художественная культура Просвещения
    В художественной культуре XVIII века произошли большие перемены. Совсем недавно в искусстве господствовал стиль барокко. Но идеи и менталитет Просвещения требовали иного художественного языка. На первый план выходили гуманистические ценности личностного плана, связанные с внутренним миром и переживаниями конкретного человека, не героя и не выдающегося деятеля. В литературе господствующие позиции занял роман. В это время работали Даниэль Дефо (ок. 1660–1731) и Джонатан
    Свифт (1667–1754), писавшие о возможностях, которые дают человеку разум и трудолюбие, Г. Ф
    илдинг
    (1707–1754). Зародился и новый стиль – сентиментализм. Он стал как бы переходным стилем к возникшему в следующем столетии романтизму. Ряд молодых немецких писателей Просвещения создали движение, которое они сами назвали Буря и натиск («Sturm und Drang»). Его программа была разработана И.Г. Гердером. «Штюрмерами» (так называли себя, от немецкого слова «Sturm») были ИВ. Гете, Ф. Шиллер,
    Ф.М. Клингер, Р. Ленц и др. Их творчество отличал оптимизм, они считали, что золотой век не в прошлом, а в будущем. «Штюрмеры» проповедовали веру в потенции человека, проявляли глубокий интерес к индивидуальным переживаниям людей. Они доказывали необходимость исторического подхода к литературе и искусству в целом считая, что искусство зависит от естественной (природной) и социальной среды, «штюрмеры» утверждали, что художественная культура каждого народа должна быть национальной.
    Следует отметить также активизировавшийся в XVIII веке интерес к культуре Востока, неевропейским культурным традициям. Стали использоваться восточные сюжеты и образы. Были переведены многие арабские, персидские, индийские тексты. Этот пласт культуры подтверждал представления о единой человеческой природе.
    В изобразительных искусствах и музыке ведущим надолго стал стиль рококо, изящный и лиричный, отказавшийся от монументальности и титанической силы барокко.
    180

    8.7.1. Рококо
    Термин рококо обозначает художественный стиль, распро- странённый в XVIII веке в Европе, особенно во Франции. Он использовался как в художественном оформлении интерьеров, таки в декоре, проявился в скульптуре, живописи, в мебели ив архитектурных деталях, хотя вряд ли в архитектуре вообще. Этот стиль был очень моден, он имел несколько популярных форм.
    Термин рококо произошел от французского слова «рокайль». Первоначально он означал элемент художественного оформления камнями и скалами. Название стало использоваться в его современном смысле около 1800 года, приблизительно в тоже самое время, что и барокко, и, подобно барокко, было первоначально уничижительным. Отношение к рококо постепенно менялось в течение XIX века, начавшись с моды на коллекционирование французских картин и мебели
    XVIII века для имитации интерьеров рококо.
    Самые ранние формы рококо появились около 1700 года в Версале и окружающих его замках как реакция на формальность французского классического барокко. В 1701 году целый ряд комнат в Версале, включая спальню короля, ремонтировался в новом, облег- чённом и более изящном стиле королевским оформителем Пьером
    Ленотром. Стиль развивался в период Регентства (1715–23) и долгого царствования Людовика XV (Сущность художественного оформления интерьеров в стиле рококо проявляется в двух направлениях. Во-первых, формы почти плоские (в барокко предпочтение отдавалось технике высокого рельефа во вторых, оформитель работает с гладкой поверхностью, прерываемой только оконными проёмами и каминной полкой. В типичной декоративной схеме рококо вокруг комнаты (в том числе и на дверях) размещены ряды высоких деревянных панелей, украшенных позолоченной резьбой и барельефами. В панели на дверях иногда устанавливались картины. После 1720 года панели обычно окрашивались в цвет слоновой кости. Наверху, внизу ив центре размещались узоры нижние края панели украшались лепниной. Вдаль- нейшем узоры появились на цоколях и на стыках стен и потолка по выкружкам, которые заменили карниз. Первоначально узоры размещались на лентах. Они составлялись главным образом из удлиненных и образных элементов в них также вплетались растения, листья, цветы, иногда раковины и маленькие птицы
    В более поздних образцах узоры были часто размещены асимметрично. Правда, асимметрия была больше характерна для трехмерных объектов, типа консолей, бра, подсвечников и украшений столов. Важной частью ансамбля рококо были зеркала. В целом возникал эффект блеска и оживления, что отвечало фону светской жизни аристократов в XVIII веке, се акцентом на частной жизни и культом человеческих отношений.
    Наиболее известны работавшие в стиле рококо живописцы Ф. Буше, А. Ватто, В. Хогарт. Жан Батист Симеон
    Шарден
    (1699–
    1779) выступил как предшественник реализма. Английский живо- писец-портретист Томас
    Гейнсборо
    (1727–1788) создал галерею образов своих современников, показывавших одухотворенность, душевную утонченность портретируемых.
    Для живописи барокко были характерны мощные ритмы, темные цвета, героические сюжеты. В рококо они уступили место быстрым, тонким движениям, неярким цветами сюжетам, демонстрирующим вариации любви любовь романтичная, как в картине Антуана Ватто Паломничество на остров любви (1717), любовь эротическая, как в
    «Пленённом Купидоне Франсуа Буше (1754) или любовь материнская, как в Утреннем туалете Жана Баптиста Шардена (ок.
    1740). Скульптура также стала живой и негероической. Самым типичным её проявлением были портретные бюсты, удивительно реалистичные, как в «Реомюре» Жана Баптиста Лемуана (Во второй четверти столетия стиль рококо распространился из Франции в другие страны, и прежде всего в Германию. Немецкие аристократы того времени преклонялись перед парижской модой, часто нанимали получивших обучение во Франции архитекторов и оформителей. В Германии стиль рококо стал более причудливыми своенравным. Высший пример немецкого стиля рококо – Зеркальный зал в павильоне Амалиенбург (1734–40), охотничьем домике в парке дворца Нимфенбург около Мюнхена. Германия, однако, подобно Австрии и до некоторой степени Италии, произвела также и свою форму рококо, стиль, скорее продолжавший барокко, а не противоположный ему. Поскольку стиль барокко в Австрии, Германии и Италии был уже намного свободнее, чем во Франции, требовались только довольно небольшие изменения в масштабе, темпе и настроении, чтобы превратить барочные декоративные формы в рококо. Этот тип рококо прижился ив церквях и во дворцах. Самое красивое его проявление – интерьер церкви паломников На лугах
    (Die Wies) (1745–54) в южной Баварии
    Другим большим вкладом Германии в стиль рококо было пере- открытие (1709–10) китайского искусства изготовления фарфора в
    Мейсене, около Дрездена. Мейсенские изделия достигли огромной популярности, и скоро каждый крупный двор в континентальной Европе имел свою собственную фабрику фарфора. Маленькие фарфоровые фигуры типа сделанных Францом Антоном Бустелли
    (1723–63) в Нимфенбурге – возможно, квинтэссенция рококо они соединяют все его качества в особое искусство миниатюры.
    Стиль рококо начал сходить со сцены в х годах, когда критики определили его как безвкусный, фривольный и символизирующий испорченность общества. В течение 20 лет он вместе с барокко был вытеснен неоклассицизмом.
    Рококо в музыке отличался легкостью, изяществом. Для него типичны малые формы, подчеркивающие обаяние и изящество, не рассчитанные на серьезное впечатление. Музыка стиля рококо (начала и середины XVIII века) наиболее распространена во Франции и Германии. Но художественные вкусы этих двух стран определили и заметные отличия музыки рококо.
    Во Франции рококо в музыке возник как стиль галант (gallant). Он был реакцией на формальность и сложный контрапункт стиля барокко. Для стиля галант характерны красивые мелодии из коротких, правильных фраз, поддерживающиеся простой гармонией. Ведущими композиторами были Франсуа Куперен и Жан Филипп Рамо. Это был инструментальный стиль, лучше всего приспособленный к клавесину, а также использовавшийся в ансамблевой музыке. Стиль галант обращался прежде всего к аристократии и был моден в течение регентства и царствования Людовика XV (1715–74). Немецкой реакцией на барокко стал чувствительный стиль. Немцы избегали щедро украшенного французского стиля галант. Они предпочитали музыку с переменным настроением, в которой каждая фраза была нагружена ярким чувством. Композиторы добивались контрастов, используя широкий диапазон темпов и динамики, гармонии, модуляций и хроматизмов. Типичны работы Карла Филиппа Эммануэля Баха, Иоганна Стамица и И.И. Кванца. Стиль рококо в музыке утратил свои позиции с возвышением венского классического стиля Гайдна и Моцарта. Продолжение традиций классицизма

    В том же периоде параллельно продолжалось начавшееся ещё в
    XVII веке развитие классицизма. Классицизм обозначает идеалы и
    183
    стили древней Греции и Рима, представленные прежде всего вис- кусстве античности, а также в художественной культуре следующих эпох. Эти идеалы и стили сегодня почти универсальны в эстетике они соотносятся с простотой, гармонией, сдержанностью, пропорциональностью и разумностью.
    Вместе стем термин классический (классика) означает совершенное, проверенное временем. Латинское слово «classicus» означало высший слой граждан, имело смысл показательный, образцовый. Классическим называют период, когда общество или искусство достигают своего пика (например, классическая Греция, то есть Греция V века до н.э., когда её искусство и культура достигли самого высокого уровня).
    Классицизм в искусстве представляет собой своеобразную возвращающуюся тему. Его история начиналась в античном Риме. Как известно, античные римляне активно копировали, особенно в период ранней империи, греческие стили в архитектуре и скульптуре. В эпоху Ренессанса вновь открытые древние тексты и скульптуры вдохновили художников на подражание греками римлянам. Поэтика Аристотеля широко читалась, как и Искусство поэзии Горация. Литература получила набор правил, извлечённых из сочинений этих двух древних авторов поэтом Николя Буало, чье Искусство поэзии (1674) определило литературные формы поколения. Живописцы и архитекторы Просвещения отказались от абсолютности готики в пользу гуманистических стилей, которые они связывали с античностью. Принципы, использовавшиеся ранними строителями, были изучены и вновь сформулированы для проектирования современных зданий. Живописцы пытались достичь единства и равновесия композиции и ясности фигуры. Скульпторы создавали идеализированные образы, преклоняясь перед совершенством, которое они нашли в греческих статуях. Рафаэля считали главным классиком среди живописцев Ренессанса.
    В XVIII столетии раскопки в Помпеях и Геркулануме открыли замечательные произведения античного искусства. Историк искусства Иоганн Винкельман сделал примерно тоже, что в предшествующем столетии Буало: предложил программу для современных ему художников и писателей. В основу этой программы Винкельман положил каноны греческого античного искусства – естественно, в своём восприятии и понимании. В результате классицизм возродился опять, но уже как новый классицизм, или неоклассицизм, продолжающий традиции как Ренессанса, таки античной классики. Архитекторы обратились к классическим моделям итальянского Ренессанса, разработанным Андреа Палладио. Художники нашли своё классическое вдохновение в Рафаэле и Пуссене.
    184
    В английской литературе конца XVII и начала XVIII столетий поэты и авторы подражали римским моделям, стремясь к ясности и совершенству формы. Представителями немецкого литературного классицизма были Готтхольд Лессинг, Иоганн фон Гёте и Фридрих
    Шиллер.
    1   ...   13   14   15   16   17   18   19   20   ...   25


    написать администратору сайта