Культурология
Скачать 1.61 Mb.
|
5.5.5. Музыка Возрождения Музыка Ренессанса отличалась от стиля позднего средневековья, который ей предшествовал, бльшим мелодичными ритмичным единством, увеличенным диапазоном и структурой, подчинением гармоническим принципам. После 1500 года этот интегральный стиль, создавший свои собственные вокальные и инструментальные идиомы, под влиянием гуманизма все более и более направлялся на выражение текстов. Сикстинский хор, который пел вовремя папских служб, притягивал музыкантов и певцов со всей Италии и северной Европы. Среди самых известных композиторов, которые работали в нм, были Жоакин Депре (1445–1521) и Палестрина (С 1600 года в гармонии стала доминировать полифония, и инструментальная музыка была освобождена от форм и стилей вокальной музыки. С этого времени музыкальный стиль Ренессанса был оттеснён новым стилем – барокко. Северное Возрождение В течение XV столетия студенты из многих европейских стран приезжали в Италию, чтобы изучать памятники и философию античности, признанные классическими. Это привело к распространению идей гуманизма на север от Альп вовсе страны западной Европы. Итальянской художественной культуре, даже одежде итальянцев и дизайну мебели, подражали во Франции, Испании, Англии, 155 Нидерландах и Германии. Изобретение книгопечатания создало условия для распространения грамотности и широкого распространения античных текстов. Однако на севере ценности Ренессанса были преобразованы. Первыми среди северных гуманистов были Эразм Роттердамский (Дезидериус Эразмус) в Нидерландах и Джон Колет (около 1467–1519) в Англии. Когда северные гуманисты применяли разработанные в Италии критические методы к изучению Нового Завета, они тем самым рассевали первые семена Реформации. Похвала глупости (1509) Эразма Роттердамского воплощала мораль гуманизма се требованиями искренней религиозности и нравственности в противоположность формальному благочестию. Интеллектуальный подъём, осуществлённый гуманистами, сделал возможной Реформацию. Северные художники в XV столетии мало обращались к античным источниками не выказывали склонности к разработке теорий живописи, которые был характерны для итальянского искусства. Ян ван Эйк – выдающийся мастер нидерландской школы, первым сумел полностью раскрыть потенциал новой техники масляной живописи. В его шедеврах «Гентский алтарь (1432) ив портретах, например, свадебном портрете Джованни Арнольфини и его жены (1534), эта техника используется с предельной изощрённостью для передачи мелких подробностей, тонких структур и световых эффектов. Рогир ван дер Вейден, известный портретами и алтарными образами типа Снятия с Креста (1439–43), работал в более идеалистическом русле, придавая своим композициям монументальность и эмоциональную интенсивность. Вполне соответствуют духу Ренессанса работы Хьюго ван дер Гоэса, работавшего в Генте и Брюгге. Его Алтарь Портинари» (1474–76), написанный для флорентийской церкви Сан Эджидьо, знакомит итальянских художников с живым реализмом нидерландской техники масляной живописи. Ближе по духу флорентийцам кватроченто был немецкий живописец Альбрехт Дюрер (1471–1528), который экспериментировал с оптикой и изучал природу. Посредством гравюр на меди и на дереве Дюрер распространил свой мощный синтезРенессанса и стилей северной готики на западный мир. Гуманизм стал принципом творчества художниковГанса Гольбейна Младшего(1497–1543), Лукаса Кранаха Старшего (Испытала влияние гуманизма немецкая литература. Её выдающимся представителем был Иоганн Рейхлин (1455–1522) – создатель знаменитого сатирического памфлета Письма темных людей. Широко известны были Ганс Сакс (1494–1576) – автор назидательных басен, песен, шванков, драматических произведений, и Иоганн Фишарт ( 1546–1590) – памфлетист, последний представитель немецкого Возрождения. Не остались в стороне и другие страны Европы. В Испании стали популярны рыцарские и плутовские романы своеобразным эхом которых стал великий «Дон-Кихот» Мигеля де Сервантеса (1547– 1616). Лопе де Вега) написал более чем 1800 драм, в том числе Собаку на сене, Учитель танцев. В живописи работали Эль Греко (1541–1614)иДиего Веласкес (Во Франции вначале века Франсуа Рабле (1494–1553) создал сатирический роман «Гаргантюа и Пантагрюэль». ПоэтыПьер де Ронсар (1524–1585) и Жоакен Дю Белле (1522–1566) возглавляли литературное направление Плеяды Мишель де Монтень (1533–1592) написал Опыты – эссе на философские, исторические, этические темы. В этих очерках развивались идеи гуманизма и рационализма, опытному знанию отдавался приоритет перед схоластикой. В Англии работал Шекспир. Особое место занимает живопись голландца Иеронимуса Босха ван Аакена), чьи образы как бы взяты из галлюцинаций, часто изображают с натуралистическими подробностями адские муки и невероятных монстров. Когда практически все художники стремились воспевать красоту и благородство человека, такие работы были необычны. В целом радикальное изменение художественных традиций, которое имело место на севере Европы в течение XV и XVI столетий, безусловно вписывается в рамки Возрождения. Вопросы для самопроверки. Как связано название Возрождение с изменениями, происходившими в то время в культуре Что возрождалось в эту эпоху. Чем отличаются мировоззрение и мироощущение эпохи Возрождения от мировоззрения и мироощущения средневековья 3. Какие открытия были сделаны в эпоху Возрождения. Что такое гуманизм Как распространялась гуманистическая культура Италии в странах Европы В чём значение гуманизма для развития культуры. Кого называют титанами Возрождения Почему Что называют оборотной стороной титанизма? 6. Что изменилось в эпоху Возрождения в искусстве Италии. Что такое северное Возрождение, чем оно отличается отита- льянского? 157 8. Чем отличается искусство северного Возрождения. Реформация и её культурно-историческое значение 6.1. Реформация В позднем средневековье католическая церковь играла важнейшую роль в жизни общества. Она получала свой особый налог – церковную десятину, 10 процентов от всех доходов каждого европейца. Церковь стала крупнейшим земельным собственником, накопила громадные богатства. Дух стяжательства глубоко проник в сознание служителей церкви. Особенно ярко это выразилось в торговле индульгенциями, то есть документами, за деньги отпускавшими грехи. За большую сумму можно было купить прощение (на грядущем Страшном суде, конечно) самого тяжкого преступления. Несоответствие такого положения христианским заветам было очевидно, и авторитет церкви в народе оказался сильно подорван. Назрел настоящий кризис религиозной культуры. В умах людей копилось недовольство церковью, желание что-то изменить. В конце концов это и привело к преобразованиям церкви, к реформам. Вообще говоря, в европейской истории реформирование христианских церквей проходило постоянно, повсюду. Оно было особенно сильно в XIV и XV столетиях (Ян Гуси гуситы, лолларды, Дж. Уи- клифф). Однако большинство протестантов отсчитывает начало своего движения с 1517 года, когда немецкий монах, профессор католического университета в Виттенберге Мартин Лютер предложил для публичного обсуждения ряд тезисов, бросивших вызов римско- католическому учению. Название протестантизм происходит от манифеста «Protestatio», выпущенного реформаторами в 1529 году. В течение двух десятилетий реформация распространилась на большую часть северо-западной Европы. В Англии король Генрих VIII аннулировал папскую власть над церковью, сам себя провозгласил главой церкви, и англиканская церковь стала по существу протестантской. В Швейцарии, Франции, части Германии, Шотландии и Нидерландах возникло отличное от лютеранского направление церковной реформы, основателями которого стали изгнанный из Франции Дж. Кальвин и швейцарский проповедник Ульрих Цвингли. Появилось и левое, более радикальное, крыло движения. Анабаптисты, меннониты и другие заново крестили христиан и вовлекали их в движение, которое решительно отбрасывало всю католическую обрядность, чего не делали даже лютеране, кальвинисты и англиканцы. Реформация распространилась в Скандинавии и центральной Европе, ноне проникла в Россию и юго-восточную Европу, где преобладала православная церковь, а также в южную Европу, которая осталась верна Римской-католической церкви. После ряда религиозных войн с середины XVI до середины XVII столетия большинство протестантов (кроме радикалов) и католиков приняли принцип отделения церкви от государства. Поэтому они пришли к согласию, что религию определенного региона или государства должны определять их правители. С конца XVIII столетия и по настоящее время протестантские миссионеры распространяют свое учение в большей части мира. Довольно многочисленные общины баптистов образовались в России. Протестантские миссии основаны на берегах Азии и Африки, а недавно ив католической Латинской Америке. Вся Северная Америка (кроме Квебека) была в значительной степени протестантской с 1607 года, когда англиканцы прибыли в Вирджинию, и до конца XIX столетия, после крупномасштабной иммиграции из южной Европы и Ирландии. Активизировались протестантские миссионеры ив послеперестроечной России. В конце же средних веков реформация стала важнейшим фактором развития западной культуры, фактором изменения менталитета западноевропейцев. Ценности буржуазного строя, индивидуализм, свобода личности, обоснованные протестантской трудовой этикой см. ниже, нормы гражданского общества, близкие и даже идентичные протестантским ценностями стандартам, вошли в общественное сознание и стали необходимым условием буржуазных революций. Можно утверждать, что без реформации не было бы и буржуазных революций в Европе. Протестантизм Протестантизм сегодня – влиятельная ветвь западного христианства. Первое его принципиальное отличие от традиционных христианских направлений (католичества и православия) в отвержении нисхождения божественной власти и благодати через единственное специфическое общественное учреждение (церковь) или человека например, римско-католического папу. Источником и нормой учения они считают только Библию – еврейские священные писания Тора, Ветхий Завет) и Новый Завет. Римско-католическая и православная церкви тоже подчеркивают авторитет Библии, но они обращаются еще и к традиции, а католики – и к папе римскому как источнику власти. Признание авторитета Библии не обеспечивает единодушия и согласия всех направлений протестантизма. Одну и туже Библию разные протестантские конфессии интерпретируют по-разному, что разделило протестантизм на сотни сект. Поэтому сегодня в мире конкурирует по меньшей мере дюжина крупных протестантских церквей (англиканская, конгрегационистская, методистская, пресвитерианская, лютеранская, баптистская и т.п.). В современном протестантизме существует диапазон от буквальной догматической веры в каждое положение Библии на фундаменталистском конце спектра до чрезвычайно свободных её интерпретаций среди либеральных протестантов. Вторая после веры в Библию отличительная черта протестантизма – убеждение, что люди обретут спасение не благодаря своим личным достоинствам или хорошему труду, как утверждают православные и католики, не заслужат спасение, но получат его только по благодати, через веру как дар. Согласно протестантам, Бог взял на себя инициативу по спасению мира от греха посредством своего активного пребывания в Иисусе Христе даже религиозная убежденность, которая ведет людей к вере в это активное воплощение, является божественным даром, а не достижением или заслугой личности. Протестантизм утверждает, что человечество испорчено грехопадением первых людей. Поэтому никто из людей не обладает преимуществом в толковании Священного писания, а значит, невозможно найти особо праведных людей, достойных быть священниками. Все верующие имеют одинаковые права проповедовать, совершать богослужение, общаться с Богом. По той же причине для протестантов не имеет смысла монашество. Протестантская трудовая этика Трудовая этика протестантов – моральный кодекс, основанный на принципах бережливости, дисциплины, упорного напряженного труда и индивидуализма. Прилагательное протестантская объясняет тот факт, что названные качества, как установлено историками и социологами, усиленно поощрялись протестантской религией, и особенно конфессиями, следовавшими принципам кальвинизма. В советской и российской литературе указывается, что концепцию протестантской этики сформировал немецкий политический философ и социолог Макс Вебер. Он исследовал воздействие религии на экономическую жизнь, утверждая также, что не менее важны и 160 обратные влияния. Англоязычное обществоведение добавляет сюда и английского историка Ричарда Х. Таунли. Оба ученых увидели сильную зависимость между протестантской этикой и возникновением и развитием капитализма. М. Вебер обнаружил факт, что современный капитализм развился главным образом в тех областях Европы, где входе протестантской реформации раньше укоренился протестантизм это произвело на него очень сильное впечатление. В книге Протестантская этика и дух капитализма (1905; переработанное изд. 1920) Вебер доказывал, что между религиозной реформацией и становлением капитализма существовала причинная связь. В кальвинизме (одна из наиболее влиятельных ветвей протестантизма) очень многое выводится из доктрины предопределения, а Бог предстает как отдаленный и непостижимый. Вебер считал, что это создает в психике индивида, в личностном ощущении божественной благодати и небесного покровительства, сильное напряжение. Чтобы практически ослабить эту напряженность, кальвинизм ввёл понятие призвания, то есть систематической обязанности к упорному труду, к бережливости и самодисциплине. Материальное вознаграждение при этом не должно употребляться лично, следует его экономить и повторно вкладывать вдело. Тогда труд приобретал черты своеобразного мирского аскетизма. Коммерческий успех указывал индивидууму, что он находится под опекой Бога, что Бог взирает на его или её усилия с благосклонной улыбкой. Именно эти качества требовались для успеха в недавно появившейся экономике капитализма, и Вебер с полным на то основанием определил данное сочетание как дух капитализма. Поэтому описанная кальвинистская практика должна была формировать ядро нового класса – капиталистов. Вебер предполагал, что с затуханием прямого влияния религиозного мировоззрения протестантская этика остаётся в общественном сознании именно как дух капитализма. Теории Вебера, выдвинутые в 1905 году, широко распространились, нашли убежденных сторонников, а также критиков. Главная работа Таунли о религии и становлении капитализма была издана в 1926 году. Таунли в основном соглашался с М. Вебером, хотя меньше акцентировал причинные отношения между протестантством и капитализмом и не такое большое значение придавал кальвинизму. Он указал, что современный капитализм возник задолго до протестантской реформации в качестве примеров появляющегося капитализма он приводил такие коммерческие центры XV века, как Венеция, Флоренция и Фландрия. Согласно Таунли, появляющийся средний класс стал тяготеть к новым протестантским сектам благодаря устоявшейся тесной связи господствующих церквей – римско католической на континенте и англиканской в Англии – со старой землевладельческой аристократией. Поэтому протестантизм и капитализм развивались рядом, без порождения одного другим. Идея протестантской этики оказала существенное влияние на историю, социологию и политическую науку XX века. Например, национализм и социализм некоторыми учеными рассматриваются как светская этика, определяющая типы экономического развития. Другие теоретики указывают на относительное снижение капиталистического экономического влияния в Соединенных Штатах и Великобритании, что происходит, как они считают, в результате ухудшения протестантской этики в сознании народов этих стран. Влияние идей М. Вебера не коснулось советских («марксистско-ле- нинских») обществоведов, которые видели в концепции М. Вебера идеализм и потому с порога отвергали ее. Веберовская концепция протестантской трудовой этики убедительно обосновывает последовавшую с конца XIX века серию буржуазных революций в Европе и объясняет, как религиозная реформация подготовила наступление нового времени. Вопросы для самопроверки. Почему началась Реформация. Чем отличаются протестантские версии христианства от рим- ско-католической? 3. Что такое протестантская трудовая этика. Как объяснял М. Вебер значение протестантской трудовой этики для развития культуры буржуазного общества в Западной Европе. Культура начала нового времени в Европе. Понятие нового времени Процессы радикальных изменений в культуре, известные как Возрождение, Реформация и Просвещение (см. ниже, подготовили и сделали неизбежным переход общества в Западной Европе к новому состоянию, к новой ступени развития культуры. Этот переход осуществился посредством серии буржуазных революций. Они разделяют средние века и последующую эпоху, завершая развитие средневековья и открывая новое время. Революциями эти бурные, часто катастрофические в ряде своих проявлений процессы названы потому, что их результатом стало установление нового общественного строя – буржуазного (капиталистического. Это привело к коренным радикальным изменениям в жизни людей, во всей культуре – начиная с культуры хозяйственной, где господствующей окончательно стала капиталистическая форма собственности, политической, где власть в обществе перешла в руки буржуазии, до научной, где полностью изменилась парадигма научного познания, и философской, где ведущей доктриной стал рационализм и соответствующий ему позитивизм. Аналогичные изменения произошли ив правовой культуре, ив трансляционной сфере культуры. В политической и правовой сферах культуры определенно стали преобладать тенденции гуманизации и демократизации. Очень заметными оказались изменения в художественной культуре. Особенно поражает резко возросший динамизм в преодолении феодальных форм хозяйствования, индустриализации производства, активное развитие предпринимательства, необычайно быстрые преобразования и прогресс культуры в целом, всех её специализированных сфер. Это бурное развитие современной промышленной цивилизации и позволило сформировать уникальную культуру, выделившую Европу из всего остального мира. Поэтому начавшийся период стали называть новым временем. Новое время начинается буржуазными революциями (первая – в Нидерландах в конце XVI века, последующие – в Англии в XVII веке и во Франции в 1789 году) и продолжается до начала научно-техни- ческой революции (середина ХХ века. С этого времени начинается время новейшее. |