Главная страница
Навигация по странице:

  • Просвещение

  • 4.2. Общественное устройство

  • Культурология


    Скачать 1.61 Mb.
    НазваниеКультурология
    АнкорLaletin
    Дата09.02.2020
    Размер1.61 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаlaletin.pdf
    ТипДокументы
    #107747
    страница11 из 25
    1   ...   7   8   9   10   11   12   13   14   ...   25
    3.3. Культура античного Рима
    Прямой непосредственной предшественницей культуры античного Рима была культура народов, издавна населявших Апеннинский полуостров. Это были племена этрусков (самоназвание – «расены»), латинов, самнитов, италов, умбров и др. Самыми многочисленными были этруски их культура была наиболее развитой по сравнению с соседями. Так, этруски были искусными земледельцами, ремесленниками, строителями. Они умели строить каменные здания с купольным сводом. Этрусские города имели две главные улицы (с севера на юг и с востока на запад, которые задавали регулярную планировку кварталов. В этих городах был водопровод и канализация (клоаки. Улицы были мощными, имели тротуары. Города были обнесены крепостными стенами. Предполагается, что общественный строй этрусских городов напоминал организацию греческих полисов. Этруски были искусными скульпторами, причём их излюбленными материалами были керамика и бронза, а не мрамор, как у греков. Они рано научились передавать портретное сходство. Этрусские мастера изготовляли причудливые сосуды, похожие на металлические они чернились при обжиге и лакировались. Этрусские вазы – канопы – обильно украшены всевозможными объёмными фигурками. Археологи нашли этрусское оружие, ювелирные изделия, домашнюю утварь. Стены сохранившихся этрусских гробниц покрыты многокрасочной росписью, изображающей повседневную жизнь пиры, охоту, спортивные состязания. Обнаружены тысячи этрусских текстов, большая часть которых, однако, не поддалась расшифровке. Поэтому их язык, общественная организация во многом неизвестны, как неизвестно происхождение этрусков. Этруски долго занимались морским пиратством, о чём известно из древнегреческих текстов. Римляне унаследовали ремесленную и строительную технику этрусков, письменность, так называемые римские цифры, гадания по полету птиц и внутренностям животных. Кроме этрусской, немалое значение для формирования римской культуры имела греческая. На побережье Апеннинского полуострова (Италии) ив Сицилии с VIII–VI веков до н.э. процветало большое количество греческих полисов (Великая Греция, которые активно торговали с соседями и были им хорошо известны. Завоевание эллинистических государств также повлияло на развитие римской культуры. История собственно Рима (точное название – Рома) начинается с основания города, которое легенда относит к 751–753 годам до н.э, хотя археологи считают, что первые поселения на месте будущего Рима возникли ещё в Х веке до н.э. Первоначальное население Рима складывалось, скорее всего, из людей, принадлежавших разным племенам. Есть легенда, что поначалу в Риме вообще жили только юноши. Чтобы получить женщин, они однажды пригласили на пир соседнее племя сабинов ив разгар праздника похитили са- бинских девушек (похищение сабинянок» впоследствии стало фабулой многих произведений искусства. В VII веке до н.э. Рим управлялся этрусскими царями. К концу
    VI века до н.э. этрусские цари были свергнуты и изгнаны, в Риме установилась республика. Правда, республика была, по нашим критериям, достаточно необычной. Там были бесправные рабы свободные римляне делились на знать (патрициев, или классиков) и простой народ плебс, или плебеев. Управляли Римом только патриции плебеи нив каких обсуждениях ив принятии решений не участвовали. Это привело к долгой борьбе плебса за власть, ив веке до н.э. в Риме была организована настоящая полисная республика, где все важнейшие решения принимались плебисцитом – собраниями всего народа. С этого времени Рим начал завоёвывать соседние земли. В III веке до н.э. он подчинил себе всю территорию Апеннинского полуострова, включая греческие города Южной Италии. В 168 году до н.э. была присоединена к Римскому государству Македония, а в 146 – вся Греция. Прославившихся полководцев стали титуловать императора- ми.
    С 31 года до н.э. республиканская форма правления сменяется монархической, Рим становится империей, продолжая начатые ранее войны. С конца I века до н.э. здесь расцветают рабовладельческие отношения. Рим завоевывает Восточное Средиземноморье, Северную Африку, большую часть Европы. В IV–V веках н.э. римское государство становится неограниченной монархией (поздняя империя, которая и связывается в наше время чаще всего с понятием империи. В 286 году империя окончательно распадается на Западную с центром в Риме и Восточную с центром в Константинополе. В 313 году н.э. Константин «Медио- ланским эдиктом разрешает христианство. В 330 году н.э. он переносит столицу всей империи в Константинополь. Восточная Римская империя существовала до 1453 года как Византийская империя, или
    122
    Византия. Последний римский император Ромул Августул был низложен в 476 году, и Западная Римская империя прекратила своё существование. С этой датой обычно соотносят конец античного мира. Особенности римской культуры связаны с менталитетом римлян. Высшей ценностью римлянина было величие Рима, так что одной из главных добродетелей стал патриотизм. Римляне во всех своих предприятиях были ориентированы только на успех. Гражданину Рима приличествовали мужество, достоинство, строгость, деловитость, дисциплинированность и законопослушность. Ложь считалась пороком, характерным для рабов. Самыми уважаемыми занятиями были войны, политика, земледелие и право.
    Наследники этрусков, латинов и италов были практичны, высоко ценили прикладные науки. Поэтому сочинялось множество трактатов, в которых излагались правила ведения сельского хозяйства трактаты Катона, Варрона), руководства по риторике, правила обращения с рабами, строительства (знаменитый трактат Витрувия Об архитектуре. В I–II веках н.э. появляется географический трактат Страбона (64/63 до н.э. – 23/24 н.э.), астрономический Пто- лемея (ок. 90 – ок. 160). Плиний Младший (61/62 – ок. 114) написал Естественную историю, настоящую энциклопедию по физической географии, ботанике, зоологии, минералогии. Врач Гален (ок.
    130 – ок. 200) изучал дыхание, деятельность спинного и головного мозга. Необычайно высоким авторитетом пользовался выдающийся государственный деятель, оратор, юрист, философ и писатель Цицерон годы до н.э.). Вследствие той же практичности именно римляне создали римское право, которое лежит в основе всех правовых систем современного западного мира, и юриспруденцию
    – науку оправе. Известны сочинения историков Тита Ливия (59 до н.э. – 17 н.э.),
    Плиния Старшего (23/24 – 79), Иосифа Флавия, знаменитейшего Таци- та (ок. 58–ок. 117). Из философских направлений в I–II веках н.э. римляне ценили стоицизм и эпикурейство, причём стоицизм (основные представители Сенека, ок. 4 года до н.э. – 65 года н.э.; император Марк Аврелий, 121–180 годы н.э.) преимущественно признавала знать.
    В архитектуре римляне также обращались прежде всего кутили- тарным сторонам. Основное внимание уделялось не храмовым комплексам, а зданиями сооружениям для практических нужд – административным (базилики, форумам, рынкам. Строятся термы – бани, включавшие в себя множество помещений, служившие фактически клубами театры, цирки акведуки и мосты библиотеки в парках места для игр, для прогулок. Для празднования крупной военной
    123
    победы возводятся триумфальные арки. Широко применялись арки, своды и купола, использовался бетон. В I–II веках н.э. возводятся самые известные сооружения Колизей, самый большой амфитеатр античного мира, и Пантеон, храм во имя всех богов с самым большим куполом (диаметром 43 метра. В проектировании и оформлении зданий отчётливо видно влияние этрусской и, особенно, греческой культур, прежде всего использование греческих архитектурных ордеров. Монументальность, пышная отделка зданий, множество украшений, стремление к строгой симметрии подчеркивали силу, мощь, величие государства, подавляющие человека. Во дворцах императоров и богатых виллах, в общественных зданиях стены, потолки и полы украшались росписью или мозаикой. Такая живопись обнаружена при раскопках в Помпеях, Геркулану- ме и Стабии, засыпанных пеплом вовремя извержения Везувия в 79 году н.э.
    Близкое знакомство с культурой классической Греции и эллинистического мира очень сильно сказалось на развитии культуры Рима. Греческая художественная, философская, научная культура была несравненно богаче римской, она произвела на римлян сильнейшее впечатление. Римляне заменили этрусский алфавит на греческий, более подходящий к фонетике латинского языка, стали чеканить медную монету. Римские аристократы начали усиленно учить греческий язык, перенимать многие греческие обычаи, в частности, брить бороды и коротко стричь волосы. Начинает высоко цениться ораторское искусство, необходимое для убеждения слушателей в сенате и на народных собраниях (комициях). Римляне в массовых количествах вывозили из Греции скульптуры, стали их широко копировать. Своеобразие римского искусства проявилось только в скульптурном портрете. Этрусские традиции позволили римским скульпторам создать замечательные реалистические портретные статуи, запечатлевшие облик императоров, военачальников, поэтов, философов и др. Сегодня широко известны такие работы, как Брут, Оратор, бюсты Цицерона и Цезаря.
    Самым заметным оказалось влияние греческой культуры в религиозной сфере. Римляне прямо позаимствовали богатую греческую мифологию, дав греческим богам имена привычных римских. Зевс стал Юпитером, Посейдон – Нептуном, Аид – Плутоном, Арес – Марсом, Гера – Юноной, Афина – Минервой, Деметра – Церерой, Афродита – Венерой, Гефест – Вулканом, Гермес – Меркурием, Артемида Дианой и т.д. Аналога Аполлону у римлян не было, этот
    124
    культ был заимствован целиком ещё в V веке до н.э. Правда, римляне всегда охотно принимали в свой пантеон иноземных богов, поскольку полагали, что новые боги усиливают мощь Рима. Греческие боги навечно обосновались рядом с древнеиталийскими: домашними богами – Ларами, Гениями, Пенатами и Янусом – божеством входа и выхода, всякого начала (изображался с двумя лицами. С Грецией связано возникновение римской литературы. Пленный грек Ливий Андроник начал переводить на латынь греческие трагедии и комедии, Одиссею Гомера. Его переводы часто напоминали свободный пересказ, Ливий Андроник менял имена, какие- то эпизоды оригинала пропускал, сочинял собственные куски текста и т.д. Однако он писал на латыни, был первым римским писателем и поэтом.
    В конце III – начале II века до н.э. работал римский писатель Плавт. Он сочинял комедии, действие которых происходит в греческих городах, а герои носят греческие имена однако поведение и жизнь этих героев были чисто римскими. В комедиях Теренция (ок. 125–159 года до н.э.) римские сюжеты не использовались – пересказывались греческие авторы, особенно Менандр. В I веке до н.э. писали Лукреций и Катулл.
    Лукреций (я полвека до н.э.) изложил в поэме О природе вещей учение Эпикура. Катулл (ок. 87 – 54 годы до н.э.) сочинял небольшие лирические стихотворения, передававшие человеческие чувства. В имперскую эпоху работали замечательные писатели Апулей (род. около
    124 года н.э.), автор авантюрно-аллегорического романа Метаморфозы (Золотой осел Плиний Младший сатирики Ювенал (ок. 60 – ок. 127), Петроний (? – 66 н.э.), Лукиан (ок. 120 – ок. 190); поэты Вер- гилий (70–19 годы до н.э.), Гораций (65 до н.э. – 8 н.э.), Овидий (43 до н.э. – ок. 18 н.э.).
    Последние века римской культуры отмечены возрастающим влиянием христианства, которое с IV века н.э. (380 год) становится государственной религией. Начинают строиться христианские храмы – базилики, похожие на ранние античные базилики – административные и судебные здания. Языческие храмы подвергаются разгрому, запрещаются Олимпийские игры. Торжество христианской церкви привело к уничтожению многих памятников античной культуры. Падение Рима привело к заметному упадку культуры на территории римских провинций, особенно западноевропейских. Однако основные её достижения сохранились, возродились со временем, став прямой основой средневековой культуры Западной Европы.
    Итак, достижения греко-римской античной культуры, вошедшие в европейскую христианская религия

    – практическое применение и исследование демократической системы управления обществом система римского права классические произведения искусства философия как сфера культуры мифология.
    Вопросы для самопроверки. Каковы основные этапы развития античной культуры. Почему развитие культуры в античной Греции называют греческим чудом
    3. В чём состоят успехи и достижения основных этапов развития античной культуры
    4. Что такое античный полис в аспекте культурологии. В чём специфика культуры эллинизма
    6. Каковы основные особенности христианства. Укажите сходства и различия культур античной Греции и античного Рима. Вспомните наиболее известных деятелей культуры античности и эллинизма.
    9. Каковы основные достижения античной науки и философии. В чём значение античности для европейской культуры. Культура Европы в средние века. Понятие средних веков
    Средние века – эпоха, которая началась после античности и закончилась наступлением нового времени, то есть буржуазного порядка, капиталистической экономики. Продолжительность средних веков – около десяти столетий. Название дано мыслителями итальянского Возрождения, которые верили, что возрождают культуру античной Греции и Древнего Рима. Концом средневековья и одновременно началом нового времени является серия буржуазных революций, начавшаяся восстанием в Нидерландах в конце XVI века и продолженная революциями в Англии (XVII веки во Франции век. В последние века рассматриваемого периода в Западной Европе в сфере духовной жизни прошли важнейшие процессы Возрождение (Ренессанс, результатами которого стали возникновение и становление европейского гуманизма и революционные преобразования художественной культуры религиозная реформация создавшая дух капитализма в XVIII столетии Просвещение,в значительной степени сформировавшеерационализм и подготовившее позитивизм. Все эти процессы происходят в средние века, завершают эту эпоху они готовят буржуазные революции. Однако из-за их громадной значимости рассматриваются отдельно. Внутри средних веков принято выделять по меньшей мере три периода, это раннее средневековье, от начала эпохи доили годов до X – XI веков высокое (Классическое) средневековье, от X–XI веков допри- мерно XIV века позднее средневековье, XIV и XVI века.
    Раннее средневековье – время, когда в Европе тоже происходили бурные и очень важные процессы. Прежде всего, это – вторжения так называемых врваров (от латинского «barba» – борода, которые уже со 2 века нашей эры постоянно нападали на Римскую империю и селились на землях её провинций. Это закончилось, как уже сказано, падением Рима. При этом варвары принимали христианство, которое в Риме к концу его существования было государственной религией. Христианство в различных его формах вытесняло языческие верования и религии на всей территории Римской империи после падения империи распространение христианства продолжалось. Это второй важнейший исторический процесс, определявший лицо раннего средневековья в Западной Европе. Третьим существенным процессом было формирование натер- ритории бывшей Римской империи новых государственных образований, создававшихся теми же варварами. На Рождество 800 года король франков Карл Великий был коронован в Риме католическим папой как император всего европейского Запада. Возникла Священная Римская Империя. Позднее (900 год) Священная Римская империя распалась на бесчисленное множество герцогств, графств, марк- графств, епископств, аббатств и прочих уделов. Однако процессы формирования государственных образований продолжались ив последующие периоды.
    Характерной особенностью жизни в раннее средневековье были постоянные грабежи и опустошения, которым подвергались поселения европейцев. С севера совершали пиратские набеги скандинавские викинги. С юга нападали мусульмане. С востока налетали мадьяры венгры, которые сравнительно недавно поселились в Восточной Европе, на Дунае, и тоже начинали медленно строить свое государство. Раздробленная на мелкие уделы Европа жила в постоянном напряжении и страхе, угроза грабежей и разбоев существенно замедляла экономическое развитие.
    В период классического, или высокого, средневековья Западная Европа начала преодолевать эти затруднения и возрождаться. С X века сотрудничество по законам феодализма позволило создать более крупные государственные структуры и собирать достаточно сильные армии. Благодаря этому удалось остановить вторжения. Многочисленные миссионеры принесли христианство в королевства Скандинавии, Польши, Богемии, Венгрии, так что эти государства вошли в орбиту западной культуры. Наступившая относительная стабильность обеспечила возможность быстрого подъема городов и общеевропейской экономики. Жизнь в Западной Европе сильно изменилась, общество быстро утрачивало черты варварства, в городах расцветала духовная жизнь. В целом европейское общество стало намного более богатыми цивилизованным, чем во времена античной Римской империи. Выдающуюся роль в этом играла христианская церковь, которая тоже развивалась, совершенствовала свое учение и организацию. На базе художественных традиций древнего Рима и прежних варварских племен возникло романское, а затем блестящее готическое искусство, причем наряду с архитектурой и литературой развивались все другие его виды театр, музыка, скульптура, живопись, литература. Именно в эту эпоху были созданы, например, такие шедевры литературы, как Песнь о Роланде» и Роман о Розе. Позднее средневековье продолжило процессы формирования европейской культуры, начавшиеся в период классики. Так, крестьяне Западной Европы добились для себя большей свободы ибо- лее высокого уровня жизни. Прежняя феодальная знать, аристократы, стали вместо замков строить для себя великолепные дворцы как в своих поместьях, таки в городах. Новые богачи из низких сословий подражали им в этом, создавая бытовой комфорт и соответствующий стиль жизни. Возникли условия для нового подъема духовной жизни, науки, философии, искусства, особенно в Северной Италии. Это неизбежно привело к так называемому Возрождению, или Ренессансу. Наряду с этим специфическое положение христианской церкви в средневековом обществе сделало неминуемыми и перемены в самой христианской религии и церкви. Все это готовило конец средних веков, переход к новому времени в Европе как неизбежному итогу развития средневековой культуры

    4.2. Общественное устройство
    Средневековое европейское общество было сословным, корпоративным. Высшим сословием считалось духовенство. Земля принадлежала феодалам – сравнительно немногочисленному классу людей, которые получили от королей или императоров поместья, фьефы или феоды, в награду за воинскую службу. Феодалы (рыцари) считали себя благородным сословием, аристократией. Они назывались лордами, сеньорами, лендлордами.
    Основную массу населения составляли крестьяне, которые находились в сильной зависимости от владельцев земли. Во многих регионах существовало поначалу настоящее крепостное право, однако со временем крестьяне добивались формальной свободы, оставаясь по-прежнему в очень сильной экономической зависимости от землевладельцев.
    Крестьяне жили в нищенских домах, а феодалы строили себе замки и просторные дворцы, обнесенные крепостными стенами. Это были центры власти, отсюда осуществлялось управление. Феодалы долго выполняли и судебные функции. Все феодалы (рыцари) подчинялись сеньорам более высокого ранга, самым высоким статусом обладал король или император. В этих замках и дворцах при каждом крупном сеньоре собирался двор друзья, гости-аристократы, вассалы хозяина, придворные звездочеты, алхимики, поэты, шуты, артисты, художники и музыканты. Здесь люди собирались для судебных разбирательств собственных тяжб или дел своих сеньоров.
    1   ...   7   8   9   10   11   12   13   14   ...   25


    написать администратору сайта