Главная страница
Навигация по странице:

  • 4.9.2. Готический стиль

  • 5.2. Исторические условия возникновения и развития Возрождения

  • Культурология


    Скачать 1.61 Mb.
    НазваниеКультурология
    АнкорLaletin
    Дата09.02.2020
    Размер1.61 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаlaletin.pdf
    ТипДокументы
    #107747
    страница13 из 25
    1   ...   9   10   11   12   13   14   15   16   ...   25
    4.9.1. Романский стиль
    Название происходит от латинского слова «romanus» – римский и обозначает совокупность стилей в западноевропейском искусстве Х–ХII веков. Сходство локальных стилей в различных странах Западной Европы возникло как результат религиозного единства мировоззрение и менталитет жителей этих стран определялись христианством. Христианство модифицировало национальные культуры его решающее влияние (через церковь) наиболее очевидно в архитектуре, скульптуре и живописи. Кроме того, художественный стиль раннего средневековья отличается духом воинственности, включая необходимость самозащиты от постоянно ожидавшихся нападений.
    137
    Основное количество сохранившихся принципиально важных памятников прароманского и романского стиля являются архитектурными сооружениями. Это объясняется, в частности, тем, что в
    1000 году христианская церковь ожидала конец света, почему особенно усилилось церковное строительство. Наряду с этим активно возводились рыцарские замки. Собственно, как раз храмы и замки и стали наиболее типичными памятниками романского стиля. Выдающимся достижением архитекторов романского периода была разработка зданий с каменными вольтами (арочными поддерживающими конструкциями. Главной причиной для разработки каменных арок была необходимость замены легко воспламенявшихся деревянных перекрытий прароманских зданий. Введение вольтовых конструкций привело к всеобщему использованию тяжелых стен и столбов. Здания романского стиля имеют простые, лаконичные геометрические формы и напоминают крепости (мощные стены, небольшое количество маленьких окон. Для украшения часто применялись колоннады античного ордера, остроконечные башенки – пи- накли, скульптуры. Скульптура романского стиля производит впечатление несовершенной, созданной неумелыми мастерами, так как она принципиально нереалистична.
    Существующие образцы романской живописи включают в себя украшения архитектурных памятников колонны с абстрактными орнаментами, украшения стен с изображениями висящих тканей. Живописные композиции, как правило, сцены по библейским сюжетами из жизни святых, также изображались на широких поверхностях стен. В них не соблюдалась перспектива, фигуры были плоскими. Лица рисовались с преувеличенно большими глазами, как на византийских иконах. Позы искусственны, портретное сходство отсутствует. Короли и императоры изображались более крупными по размеру, чем их вассалы и слуги, а самыми крупными – святые.
    Прароманские художники достигли высочайшего уровняв иллюстрировании рукописей. Иллюстрированные рукописи этой эпохи следуют образцам Византии и раннего христианства. К византийскими раннехристианским источникам добавились германские звериные мотивы и происходящие из Ирландии узоры сложного плетения, на основе которых были разработаны орнаменты высочайшего уровня.
    4.9.2. Готический стиль
    Готика, готический стиль возник и господствовал в западноевропейской художественной культуре непосредственно после романского. Готическое искусство возникло во Франции около 1140 года и распространилось по всей Европе в течение следующего столетия. Термин готика сегодня применяют к позднему, высокому или классическому средневековью. Готический стиль обслуживал, прежде всего, церковь. Период готики считается одним из выдающихся в истории европейской художественной культуры, наиболее ярко он представлен в архитектуре. Характерным признаком готического стиля стали ребристые своды. Средневековые церкви романского стиля имели мощные каменные своды, которые были очень тяжелыми. Они стремились распереть, вытолкнуть стены наружу, что могло обрушить здание. Чтобы держать такие своды, стены романских строений должны были быть толстыми и тяжелыми. Вначале века каменщики разработали ребристые своды стройные каменные арки, расположенные диагонально, поперек и продольно. Эти арки могли опираться просто на колонны, стены перестали быть несущими конструкциями. В строительном деле поэтому произошла настоящая революция. Новый свод, который был тоньше и легче, позволил решить многие архитектурные проблемы. Толстые стены романской архитектуры сменились более тонкими в них стало возможным устраивать обширные оконные проемы, так что нефы храмов стали освещаться очень ярко. В гигантские окна стали монтировать витражи из цветного стекла, усиливавшие впечатление праздничности, отличности от обыденной жизни. Готический свод сообщил соборам общий характер легкости, устремленности ввысь. Храмы стали намного более динамичными и экспрессивными. Первым из больших соборов был собор Парижской Богоматери (начат в 1163). В 1194 году был заложен собор в
    Шартре, что считается началом периода высокой готики. Кульминацией этой эпохи стал собор в Реймсе (начат в 1210). Влияние французской готики быстро распространилось на Испанию, Германию, Англию. В Италии оно было не столь сильным.
    Следуя романским традициям, в многочисленных нишах на фасадах французских готических соборов размещалось в качестве украшений громадное количество высеченных из камня фигур, олицетворявших догматы и верования католической церкви. Готическая скульптура в XII и начале XIII века была по своему характеру преимущественно архитектурной. С
    XIV
    века к украшениям готических соборов добавилась тончайшая резьба по камню, каменное кружево. Такой стиль иногда называют пламенеющей готикой
    Готические соборы в средневековых европейских городах были самыми заметными, самыми красивыми сооружениями, что подчёр- кивало роль церкви в жизни ив культуре. Собор был украшением города, а значит, и символом его богатства. В дни религиозных праздников (а их в средние века было множество, и длились они часто не по одному дню) собор становился главным центром общественной жизни, куда горожане приходили на театрализованные представления.
    Готическая эпоха закончилась в Италии вначале Х века с приходом Ренессанса. В остальной части Европы готическое искусство и архитектура продолжали существовать в течение почти всего XV века, а в некоторых регионах Европы ив веке. Музыка и театр в средние века

    Влияние церкви на музыку в средние века трудно переоценить. Рукописи обычно переписывались духовными лицами, и поэтому немногочисленная светская музыка сохранялась отдельно от песен на латыни, которых тоже было крайне мало.
    Первой заметной светской музыкой на местном языке были песни трубадуров на провансальском языке. Начиная со своего возникновения в XI веке, песни трубадуров более 200 лет сохраняются в культуре многих других стран, особенно на севере Франции, где труверы создали большой музыкальный репертуар. Их монофоническая музыка могла иногда иметь аккомпанемент на струнном или духовом инструменте.
    В XIV столетии светская музыка стала полностью полифонической. Священная музыка записывается в двух или четырех голосах с IX века. Ведущими композиторами были Леонин и Перотин. В
    XIV веке, часто называемом периодом Арс Нуова, в противоположность веку Арс Антиква, полифония расцветает в национальной песне. Самым большим достижением Арс Нуова был переход от первоначального троичного ритма к современному многообразию размеров, преимущественно 3/4, 6/8, 2/4, 9/8. В Италии XIV век начался культивированием двухголосного мадригала. Широко использовались инструменты струнные, портативные органы, малые арфы, шомы (прототип гобоя. Театр в форме литургической драмы был возрожден в Европе Римской католической церковью. Определенные праздники были знамениты своей театральностью, например, шествие к церкви в Вербное Воскресенье. Антифонные, или вопросно-ответные, песнопения Мессы и канонические хоралы представляют собою диалоги. В XIV веке театральные постановки связывались с праздником Тела Христова и развивались в циклы, включавшие до 40 пьес. В тот же самый период появились народные пьесы, светские фарсы и пасторали. Это влияло на эволюцию пьес-моралите в XV веке. Хотя и написанные на темы христианского богословия с соответствующими персонажами, моралите небыли похожи на циклы, поскольку не представляли эпизоды из Библии. Они были аллегорическими самодостаточными драмами, и исполняли их такие профессионалы, как менестрели или жонглеры. Пьесы, например, Человек
    («Everyman») обычно трактовали жизненный путь индивида. В числе аллегорических персонажей были такие фигуры, как Смерть, Обжорство, Добрые Дела и другие пороки и добродетели. Культура средних веков – духовные леса построения европейской культуры

    Итак, средние века в Западной Европе – время напряженной духовной жизни, серьезных изменений культуры. В эту эпоху люди смогли выйти на новую дорогу культурного развития, иную, чем знали прежние времена. Пытаясь примирить веру и разум, строя картину мира на основе доступных им знаний и с помощью христианского догматизма, культура средних веков создала новые художественные стили, новый городской образ жизни, новую экономику, подготовила сознание людей к применению механических приспособлений и техники. Вопреки мнению мыслителей итальянского Возрождения, средние века оставили нам важнейшие достижения духовной культуры, в том числе институты научного познания и образования. В их числе следует назвать прежде всего университет как принцип. Возникла, кроме того, новая парадигма мышления, без которой была бы невозможна современная наука, люди получили возможность думать и познавать мир гораздо более эффективно, чем прежде дисциплинарная структура познания. Даже фантастические рецепты алхимиков сыграли свою роль в этом процессе совершенствования духовных средств мышления, общего уровня культуры.
    Поэтому как нельзя более удачным представляется образ, предложенный М.К. Петровым он сравнил средневековую культуру со строительными лесами. Возвести постройку без них невозможно. Но когда здание завершено, леса удаляют, и можно только догадываться, как они выглядели и как были устроены. Как показал М.К. Петров, средневековая культура по отношению к нашей, современной, сыграла именно роль таких лесов без нее западная культура не возникла
    141
    бы, хотя сама средневековая культура была на нее в основном совсем непохожа. Вопросы для самопроверки. Какие основные периоды принято выделять в европейском средневековье
    2. Какие социальные группы составляли общество средневековой Европы. Какие два художественных стиля в средние века наиболее известны Чем они характеризуются. Назовите основные памятники этих стилей. Каковы главные особенности хозяйственной и физической культуры в средневековой Европе. Что такое средневековый европейский феодализм и рыцарство. Как развивалась в средние века научная культура. Что такое схоластика Каков её вклад в развитие культуры. Каков основной вклад средневекового рыцарства в европейскую культуру. Были ли средние века временем культурного застоя и темноты. Культура эпохи Возрождения. Термин и понятие «Возрождение»
    Термин Ренессанс, или Возрождение, обозначает период европейской истории от начала XIV до конца XVI столетия. Это буквальный перевод французского слова «renaissance» – возрождение. Первоначально так называли возвращение основных ценностей и художественной культуры классической античности, начавшееся в то время в Италии. Учёные и мыслители XV–XVI веков поставили цель возродить античную образованность и мудрость после долгого культурного упадка и застоя. В XVIII столетии значение термина Возрождение было расширено. Вольтер определял итальянский Ренессанс как эпоху важнейших достижений в культуре. В XIX веке Жюль Мишле и Якоб Буркхардт ввели и распространили понимание Возрождения как особого исторического периода, предвещавшего современный веки начавшего возвышение индивидуальности, рост научных и географических исследований, усиление значимости светских ценностей (секуляризацию.
    142
    Сегодня Возрождение рассматривается как культурное и интеллектуальное движение, которое произвело в европейской культуре
    XV и XVI столетий радикальные и всесторонние изменения. В их основе был подъём интереса к учениями идеалам античности. Эти преобразования знаменовали упадок средневековья и впервые воплотили ценности современного мира. В эпоху Возрождения исчерпала свои политические, правовые и хозяйственные возможности феодальная система. Укрепилось сельское хозяйство, поскольку малоурожайные земли перестали обрабатываться. Возобновилась международная торговля её лидерами были Венеция в Средиземноморье и Ганзейский союз на севере Европы. Реальный душевой доход европейцев, спасшихся от Черной Смерти во второй половине XIV столетия, как считают учёные, повысился. В эту же эпоху были открыты и исследованы новые континенты Птолемеева система в астрономии сменилась коперни- канской европейцы стали использовать бумагу, печать, порох, морской компас – новшества, имеющие громадный культурный и цивилизационный потенциал. Более всего Возрождение прославлено небывалым расцветом художественной культуры. Оно установило каноны вкуса и создало в искусстве особый стиль, восходящий к античным образцам.
    5.2. Исторические условия возникновения и развития Возрождения
    В последние столетия средневековья, с конца XIII – начала
    XIV века, в Италии сложилась новая общественная ситуация. Через рынки Италии шла торговля Европы с Востоком, и североита- льянские города – Венеция, Генуя, Милан, Болонья, Флоренция и др. – стали крупными экономическими центрами. Вместе стем в Италии сохранились многочисленные памятники античного мира, а через Венецию и Геную туда попадали рукописи греческих философов и учёных. И первое, что обращало на себя внимание при сопоставлении памятников античности и норм средневековья, были различия в понимании человека, его земной жизни. Если средневековая церковь предписывала умерщвлять плоть, бежать от земных соблазнов, считать красоту тела греховной и скрывать е, то античная скульптура изображала прекрасных, гармонично развитых людей, а философия учила, что человек есть мера всех вещей. Вспомним, что именно город является главной средой развития культуры. Средневековая культура порождала новую трансформацию в XII столетии в европейском обществе возникло острое ощущение, что римско-католическая церковь и Священная Римская империя не могут обеспечить устойчивую организацию духовной и материальной жизни. Это вызвало в социальной, политической и духовных сферах культуры ряд преобразований, которые достигли кульминации вРенессансе. Они проявились, в частности, в усилении городов-государств и национальных монархий, в развитии национальных языков, разрыве старых феодальных структур.
    В Италии, в отличие от Англии и Франции, в XIV столетии не было одной доминирующей столицы, но развивалось множество небольших государств Милан в Ломбардии, Рим в Папской области, Флоренция и Сиена в Тоскане и Венеция в северо-восточной Италии. В них, как ив Ферраре, Мантуе и Урбино, вокруг блестящей жизни дворов возникли очаги культуры Возрождения. В городских коммунах северной Италии богатые образованные люди, адвокаты и нотариусы начали подражать древнему латинскому стилю и изучать римскую археологию. Ключевой фигурой в изучении классического наследия был Петрарка, который посвятил большую часть жизни попыткам понять античную культуру.
    Идея, что мудрость и красноречие покоятся в далёких веках и должны пробудиться, была создана непосредственно Ренессансом. Возрождение античной культуры – один из великих мифов, сопоставимых с идеей универсальной цивилизаторской миссии имперского Рима или с идеей прогресса современного индустриального общества, которым эпоха определяет себя в истории. Подобно всем таким мифам, это – смесь факта и измышления. Преобразования Возрождения, в том числе развитие искусства, поддерживали торговые слои Флоренции и Венеции. Они утверждались в эпохе, завоёвывали своё собственное место в обществе, занимая ключевые позиции в управлении городами. Наряду с блестящими достижениями в культуре, особенно художественной, Возрождение имело тёмную сторону. Постоянно велись какие-нибудь войны, в порядке вещей были эпидемии (моровая смерть) и насилие. Подавляющее число людей верили в оккультизм, волшебство и астрологию официально санкционированное преследование колдовства, свирепство инквизиции началось именно в эпоху Возрождения. По сравнению с расцветом высокого средневековья период Возрождения по многим показателям мог считаться упадком. Черная Смерть (бубонная ил гочная чума, которая опустошала Европу в середине XIV столетия, уменьшила её
    144
    население более чем на треть. Найти работу стало трудно, производство сократилось, экономика пришла к застою. Поэтому многие образованные люди выражали серьёзную тревогу по поводу зла и коррупции в обществе. Это видно, например, в злых и беспощадных памфлетах гуманистов Джованни Франческо
    Поджо Браччолини (1380–1459) и Эразма Роттердамского (1469–
    1536). Сэр Томас Мор (1478–1535) в своей Утопии предложил радикальное решение социальных проблем путем создания бесклассового, коммунистического общества, лишенного христианства иве- дущего к диктату рационального рассудка. Крупнейший мыслитель Возрождения Николо Макиавелли (1469–1527) в книгах Государь и Беседы построил реалистическое учение о человеческой природе, направленное на реформу итальянского общества и создание безопасной гражданской жизни. Республиканские принципы Маки- авелли, дополненные прагматическими взглядами на силовые меры в политике, на необходимость насильственных изменений, были самым оригинальным вкладом Ренессанса в современную политическую культуру.
    Главным культурным достижением эпохи стало новое мировоззрение гуманизм, установки и ценности которого прочно вошли в жизнь и определили дух эпохи. Гуманизм
    Гуманизм (от лат. «
    humanus»
    – человеческий термин, обобщающий разнообразные верования, философские учения и методы, которые сфокусированы на мире человека и считают человека высшей ценностью. Гуманизм создали неученые клирики и монахи, доминировавшие в средневековой интеллектуальной жизни и развившие схоластическую философию, а светские образованные люди. Гуманизм возник в Италии, его предшественниками были Данте и Петрарка; в числе его главных создателей были Джианозо Манет- ти, Леонардо Бруни, Марсилио Фичино, Пко делла Мирндола, Ло- ренцо Влла, Колуччио Салютти. Гуманизм как мировоззрение рассматривает человеческую природу во всех её проявлениях и различных достижениях. Он встал на позиции гносеологического синкретизма, то есть настаивал, что истина одна, в какой бы философской и теологической школе она ни найдена. Наконец, он акцентировал достоинство человека. Вместо средневекового идеала жизни-эпитимии
    4
    как самой высокой и благородной формы человеческой деятельности гуманисты ставили на первое место творчество, доказывали превосходство мастерства над природой. Гуманизм возвещал возрождение утраченного величия человеческого духа и мудрости он должен был вернуть людям свободу от ментальных структур религиозной ортодоксальности, вдохновлять на свободный поиски критику, вселять новую веру в возможности человеческого мышления и творчества. Гуманисты разработали свой идеал человека, названный универсальным человеком. По определению одного из наиболее известных представителей гуманизма,
    Леона Баттиста Альберти
    (1404–1472), это человек, который может сделать всё, если он будет. Универсальный человек воплотил основные принципы возрожденческого гуманизма, который считал человека центром вселенной, неограниченным в способностях к развитию. Универсальный человек стремился охватить всё знание, развивать свои способностей настолько полно, насколько возможно, совершенствоваться в физическом развитии, в социальных достижениях ив искусствах. Такой идеал блестяще иллюстрировался Альберти – он был признанным архитектором, живописцем, знатоком античности, поэтом, учёным и математиком, а также гордился навыками наездника и спортивными достижениями и Леонардо да Винчи (1452-1519), чья одарённость проявилась в изобразительном искусстве, науке, музыке, изобретательстве и литературе. Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэля и других гениев часто называют титанами Возрождения.
    1   ...   9   10   11   12   13   14   15   16   ...   25


    написать администратору сайта