Главная страница
Навигация по странице:

  • 7.4.4. Музыка барокко

  • Культурология


    Скачать 1.61 Mb.
    НазваниеКультурология
    АнкорLaletin
    Дата09.02.2020
    Размер1.61 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаlaletin.pdf
    ТипДокументы
    #107747
    страница16 из 25
    1   ...   12   13   14   15   16   17   18   19   ...   25
    7.2. Хозяйственная культура нового времени
    Уже впервые века нового времени самой характерной тенденцией развития хозяйственной культуры стало формирование на капиталистической основе индустриального общества. Начало было положено промышленной, или индустриальной, революцией (промышленным переворотом)
    .
    Промышленная (индустриальная) революция, или промышленный переворот – процесс исторического преобразования общества из традиционного в модернизированное посредством индустриализации экономики. Главное содержание революции – механизация ручных операций и других производственных процессов на крупных мануфактурах, в результате чего они стали фабриками и заводами, то естьвозникновение фабричной системы, крупного машинного производства, вершиной развития которого стало индустриальное массовое производство Важнейшей отличительной чертой индустриальной техники является необходимость оперативного управления, осуществляемого человеком. Иначе говоря, станки и машины не могут работать сами, без управляющего ими человека токаря, фрезеровщика, прессовщика, водителя и т.д.).
    В это время необычайно быстро развивались многие отрасли промышленности, такие как химическая, горная, машиностроительная. Это потребовало создания системы образования по техническим специальностям (подготовка техников и инженеров. Результатом стало резкое увеличение производства продукции надушу населения и повышение доступности промышленных товаров для самых широких слоёв граждан. В новом обществе относительно небольшое количество сельскохозяйственных работников должно обеспечить пропитание большой массы промышленных рабочих. Необходимо было увеличивать производительность сельского хозяйства. Основным результатом промышленной (индустриальной) революции явилось превращение аграрного общества в городское индустриальное, что в сфере обыденной культуры повлекло за собой резкое повышение качества жизни основной массы населения.
    Промышленная революция в отдельных странах происходила в разное время. Однако процесс, известный как индустриализация, еще продолжается, особенно в развивающихся странах. Самая первая промышленная революция произошла в Англии. В континентальной Европе индустриализацию начала в х годах богатая железом и углем Бельгия. С х годов началась французская индустриальная революция. Пруссия, еще более богатая наиболее важными полезными ископаемыми, чем Франция, быстро развивалась с х гг. Ко времени объединения Германии в 1871 году она была уже мощной индустриальной страной.
    Идеальные условия для индустриализации были в американском обществе. Период бума американской индустриализации пришелся на вторую половину XIX века, причем большую роль в этом сыграло быстрое строительство сети железных дорог. В XX столетии возникла новая отрасль промышленности – автомобильная, и США заняли в ней ведущие позиции. Важнейшую роль в этом сыграли революционные нововведения Генри Форда, который применил систему конвейерного производства. Успех Форда повлёк за собой широкое распространение методов массового производства в про- мышленности.
    В первые десятилетия ХХ века начали индустриализироваться другие европейские страны — Италия, Нидерланды, процесс индустриализации распространился в Японию. Быстрая индустриализация сделала небольшой островной народ мировой силой, точно также, как это произошло в XVIII веке в Британии.
    В России индустриальная революция началась задолго до 1914 года, но экономическое развитие было остановлено первой мировой войной и большевистской революцией 1917 года. Когда индустриализация в СССР около 1930 года возобновилась, это был процесс не рыночный, но плановое экономическое развитие большевистского государства. Советская индустриализация основывалась на государственных капиталовложениях. Средства получались за счет прямого порабощения и ограбления деревни, а также принудительного ограничения уровня жизни населения (карточная система).
    В 1950-ые годы коммунистический Китай по инициативе Мао
    Цзэдуна также предпринял запланированную индустриальную революцию (Великий скачок, пытаясь за десять лет проделать тот путь, который в Англии занял столетия. Результат был плачевным. Положение изменилось в последние десятилетия, когда правители Китая отказались от коммунистических догм в экономике и де-фа- кто перешли к капиталистическим методам хозяйствования.
    Следующие главы подробнее рассматривают развитие культуры в рамках отдельных столетий нового времени в Европе. Европейская культура Х века век – время, когда после великих географических открытий веков европейцы начали осваивать всю Землю. Эпоха Возрождения внесла в их сознание идеалы гуманизма с принципами жизнелюбия и оптимизма, верой в возможность разумного переустройства и совершенствования мира. На севере Европы (Нидерланды и Англия) осуществились первые буржуазные революции.
    Всё это коренным образом изменило мировоззрение, систему ценностей, менталитет европейцев. Особенно быстро и последовательно прошли эти перемены в Англии. Протестантская трудовая этика поощряла производительный труд, торговлю и богатство, требовала развивать индивидуальность. Протестантизм стимулировал свободу личности, рыночные отношения, предпринимательскую активность. Всем гражданам Англии были гарантированы политические свободы. Новые знания, особенно научные, свободно распространялись, порождали изобретательность и установки на принятие изменений. Возрастающий спрос на промышленную продукцию вынуждал искать новые технологии. На узких местах производства появляются технические новшества, повышающие производительность труда, что предвещало промышленный переворот. В западной Европе в Х веке общественная мысль обретает всё большую независимость от религии. И хотя влияние христианской религии и церкви было достаточно весомыми они практически не ослабляли своих позиций, в западноевропейском обществе все более ощутимы проявления светской культуры. Наступление новой культуры было обозначено и стремительно разворачивающейся революцией в научной культуре, вначале проявившей себя в математике и механике, а затем в естествознании. Чтобы понять уровень науки того времени, достаточно назвать следующие имена Кеплер, Галилей, Декарт, Ньютон, Лейбниц. Здесь тоже кардинально изменились принципы деятельности. В средние века наука испытывала очень сильное давление со стороны церкви, хозяйственная культура не предъявляла к ней практически почти никаких требований. Парадигма научного исследования несла отпечаток схоластики, так что источником знания считались не столько эксперименты, сколько Священное писание, рукописи древних мудрецов чем древнее, тем истиннее) и даже магические трактаты и опыты магов. Алхимия, как известно, была связана с магией очень тесно.
    В новое время господствующим стал подход, сформулированный Френсисом Бэконом. Он доказывал, что единственным источником знания в науке может быть только опыт, научный эксперимент. Поэтому Бэкона часто называют родоначальником опытной науки нового времени. Теперь человек уже не был только наблюдателем явлений и процессов природы, он становился её испытателем.
    В Х веке интенсивно развивалась европейская философская культура. Р. Декарт создает свою рационалистическую теорию и критерием истины признает разум. Ф. Бэкон вводит новую парадигму научного познания, сформулировав при этом своё знаменитое Знание сила. Это позволяет называть XVII век временем становления рационализма. И. Ньютон доказывает с помощью опытов основные положения натурфилософского материализма. Т. Гоббс и Дж. Локк обосновывают основные положения политической культуры буржуазного общества. Дж. Локк утверждал суверенитет народа, доказывал необходимость конституционного правительства, свободы и равных прав для всех. Локк также доказывал необходимость разделения властей на законодательную, исполнительную и федеративную. Он считается одним из основателей буржуазного либерализма. В европейской художественной культуре Х века формируются национальные школы искусства – французская, итальянская, испанская, фламандская и др. Возникают и расцветают художественные стили барокко, рококо и классицизма, появляются предпосылки реализма. Барокко в художественной культуре нового времени

    Термин барокко, вообще говоря, обозначает искусство Европы и ее латиноамериканских колоний в Хи первой половине столетий. В более узком смысле барокко – наиболее характерный из стилей, созданных в этот период в Италии и Фландрии вскоре после 1600 года. Барокко доминировало в итальянском искусстве и архитектуре до возрождения классики все- редине XVIII столетия и повлияло на развитие искусства всех других европейских стран. Стиль барокко связан, прежде всего, с Питером Паулем Рубенсом и Джованни Лоренцо Бернини.
    Название барокко – причудливый, странный – было дано искусству этого периода в конце XVIII столетия, когда сам стиль уже вышел из моды. Слово происходит, скорее всего, от французского и португальского «barocco», означающего неправильной формы жемчуг. Он часто использовался в чрезвычайно причудливых украшениях периода Постренессанса; ювелиры всё еще используют термин в этом значении. Искусствоведы в конце XVIII столетия использовали его в значении абсурдный, преднамеренный, гротеск – другими словами, экстравагантный вызов классическим правилам. Однако сходом веков историки искусства начали более объективно смотреть на искусство прошлого, и термин барокко перестал быть уничижительным. К началу ХХ столетия сначала специалисты, а затем ибо- лее широкий круг любителей искусства убедились, что художники и архитекторы барокко не только не заблуждались, но обогатили европейскую художественную культуру оригинальным вкладом.
    Наиболее яркие, величественные и впечатляющие шедевры искусства барокко находится в римско-католических странах. Это неслучайно между стилем барокко и Римско-католической церковью существовала тесная ассоциация, даже определённая идеологическая связь. Католическая церковь в это время сопротивлялась поднимающемуся протестантству и научному прогрессу. Она подчёркивала свои традиционные духовные доктрины и начинала интенсивную миссионерскую деятельность. Для обеих целей требовалось яркие и неотразимые образы. Создать их и были призваны художники и архитекторы барокко. Этот стиль мог порождать захватывающие визуальные эффекты, реалистически представлять сверхъестественные существа. Творцы барокко могли также возводить роскошные дворцы для монархов и других светских магнатов, стремящихся поразить своих подданных (и друг друга) своей мощью и богатством. Вследствие связей с авторитарными режимами в церкви ив государстве барокко лучше всего вписывался в общества, придерживавшиеся католических традиций в Италии, Испании и центральной Европе. В более прогрессивных обществах северной Европы (включая Францию) искусство барокко встретилось с некоторым сопротивлением. Основные особенности барокко

    При всём динамизме стиль барокко не был абсолютно нов в том смысле, как были в своё время новы готическое искусство или кубизм. Формально он был очень многим обязан искусству и архитектуре ренессанса и переходной стадии, маньеризму на него также влияла античность. Классические ордеры архитектуры и идеализированная человеческая фигура – особенности как искусства барокко, таки названных более ранних стилей. Сильная связь существует также между барочными и ренессансными (ноне маньеристскими) методами представления действительности. Ряд типично барочных черт (например, прогибающиеся внутрь фасады и овальные в плане участки) встречались в искусстве прошлого как побочные линии, хотя ив слаборазвитой форме. Точно также имел прецеденты барочный иллюзионизм. Полностью новых форм в барокко было создано немного возможно, наиболее важной из них была двойная кривая – искривлённая внутрь по краям, наружу в середине. Она использовалась в фасадах, дверных проемах ив мебели. Что было ново во всех этих случаях, так это способы использования форм или применения методов.
    Определим отличительные характеристики барокко. В архитектуре, помимо уже упомянутых, первичные особенности – витые колонны и фантастические фронтоны. Барочный фронтон может варьироваться многими способами, например, прерываясь в центре, сворачивая наклонные стороны в свитки, искривляя их в вертикальном плане. В скульптуре широко используются трепещущие драпировки, реалистические подробности, использование водной и той же работе бронзы, белого и цветного мрамора, иногда и других материалов. В живописи главные особенности расписные потолки, смелые ракурсы и новый, мощный тип реализма, получаемый в основном с помощью света и тени.
    В изобразительных искусствах всё более и более усиливалась эмоциональность. В крупных архитектурных произведениях, типа гробниц и интерьеров церквей, два или больше видов искусств часто использовались совместно для достижения всеобщего эффекта, который назвали барочным Gesamtkunstwerk (нем. полным, тотальным произведением искусства).
    Барокко – стиль большого богатства и гибкости, производящий впечатление как в произведениях грандиозного масштаба, таки в маленьком эскизе маслом или рисунке пером. Общедоступный и сложный, он мог использоваться в равной степени для дидактических целей и для художественного оформления Историческое развитие барокко

    Развитие стиля барокко началось в Италии приблизительно около года, когда группа живописцев, из которых наиболее влиятельными были Микеланджело да Караваджо и Аннибале Караччи, после упадка маньеризма начала в Риме возрождение искусства.
    Питер Пауль Рубенс (фламандский живописец) первым актуализировал барочную эстетику в процессе возрождения искусства. После учёбы с 1600 по 1608 год в Италии он создал барочный стиль изумительного колорита, жизненности и реализма. В этом стиле им были написаны картины по заказу римско-католической церкви, королевского двора своей родной страны, а также дворов Парижа, Мадрида и Лондона. Таков, например, ряд его аллегорических картин, прославляющих правление Стюартов, на потолке банкетного дома Иниго Джонса и дворца Уайтхолл в Лондоне.
    Главным центром барокко впервые три четверти XVII столетия был Рим, где работало гораздо больше художников и было создано много больше важных произведений искусства, чем во всей остальной части Европы. Доминирующими фигурами были скульптор и архитектор Бернини, архитектор Франческо Борромини, архитектор и живописец Пьетро да Кортона, последний мастер иллюзионисти- ческой росписи потолков (Триумф Божественного провидения,
    1633–39; Палаццо Барберини, Рим. Наиболее выдающийся вклад
    Бернини составляют его работы в оформлении собора Св. Петра
    (1624–78), включая колоннаду, гробницы римских пап Урбана VIII и Александра VII, статую Св. Лонгинуса, балдахин над высоким ал- тарём, алтарь кафедры Св. Петра позади него. Это – наиболее поразительное собрание барочных работ водном месте и самое полное выражение римско-католического духана поздних стадиях
    Контрреформации. Архитектура Борромини была ограничена достаточно узким диапазоном, он возводил маленькие церкви. Однако эти храмы сих волнистыми стенами и фасадом, с оригинальным декором, являют
    169
    собой пример еще большей изобретательности, чем их крупные барочные собратья.
    Вне Италии и Фландрии барокко получило широкое распространение к концу XVII и началу XVIII столетия, хотя признаки его появляются раньше. Каждый регион интерпретировал стиль различным образом. Вероятно, наиболее блистательно барокко расцвело в Германии, в таких церквях как Vierzehnheiligen (Четырнадцать Святых 1743–72, около Бамберга, Иоганн Балтазар Нойман). В Испании и Португалии и их американских колониях интерпретация была более набожна и народна, наиболее замечательны Непорочное зачатие Бартоломео Мурильо (ок. 1660; Прадо, Мадрид) или фасад собора Сантьяго-де-Компостела (закончен в 1750), простая поверхность которого инкрустирована резьбой отчасти традиционного испанского происхождения. Во Франции полное принятие барокко было предотвращено Просвещением сего культом разума, который одобрял классическую сдержанность. Однако конечный
    «классически-барочный» стиль породил самый большой из всех королевских дворцов, Версаль (1669–1703). В протестантских Нидерландах полное барокко было ограничено скульптурой, но его влияние испытало искусство Рембрандта (Ночной дозор. В протестантской Англии умеренная форма барокко была применена в проектах больших загородных домов и, наиболее ярко, в соборе Св. Павла (Лондон, 1675–1708) сэром Кристофером Реном.
    В начале XVIII столетия барокко во Франции и Германии уступило стилю рококо, и во второй половине столетия оба стиля сменились неоклассицизмом. Литература барокко
    Период барокко продолжался от Ренессанса XVI столетия до неоклассицизма конца XVII и XVIII столетий. Поэзия барокко характеризуется в высшей степени орнаментальными гиперболизированным использованием языка и образов. Здесь работали такие авторы, как Джон Донн, Эндрю Марелл и Джон Милтон в Англии Андреас
    Грифиус и Ангелюс Силезиус (Angelus Silesius) в Германии Константин Гюйгенс в Голландии Жан-Баптист Кассинье, Лаурент
    Дрелинкурт и Жан де Спонде во Франции Джамбаттиста Марино в Италии Луис де Гондора и Франсиско де Кеведо-и-Виллегас в Испании Ян Анджей Морштин и Збигнев Морштин в Польше Михаил Ломоносов и Симеон Полоцкий в России Сор Хуан Инес дела Круз в Мексике и Энн Брэдстрит в Америке

    7.4.4. Музыка барокко
    Термин барокко относится к музыке, написанной в течение периода примерно с 1600 до 1750 года начиная с первых опытов оперы в Италии и заканчивая смертью Иоганна Себастьяна Баха
    5
    , работы которого представляют вершину стиля эры контрапункта. Но музыка барокко – широкая категория, она может быть разделена как хронологически, таки в соответствии с различными национальными стилями.
    В конце XVIII столетия – период, в течение которого доминирующий стиль подчёркивал элегантность и простоту – композиторы использовали слово барокко для определения более ранней музыки также как живописи, скульптуры и архитектуры, которая, каким казалось, была искажена обилием неестественных украшений. К концу XVI столетия итальянские композиторы усовершенствовали мадригал, популярную форму полифонического представления текста. В мадригале музыка выражала интенсивность эмоций, предложенных поэзией. Формы сольного пения этого времени также отразили эту реалистическую эмоциональность. Постепенно на основе песенных форм возникли более крупные, позволившие получать драматические эффекты. Клаудио Монтеверди был главным среди ранних экспериментаторов в вокальной музыке его оперы и книги мадригалов являются высшими достижениями этого раннего периода барокко.
    Ранняя итальянская кантата была формой, в которой сюжет – обычно светский – был изложен певцом соло через речитативы и арии на фоне скупого бассо континуо (лютня или клавесин, обычно с контрабасом, подчеркивающим линию баса. Эта форма в течение
    150 лет бытовала в Европе и была сильно преобразована, особенно в Германии, где вне стали включать несколько певцов и хор. К концу эры барокко Бах сочинял кантаты, в которых священные мелодии гимна играли центральную и объединяющую роль, а заканчивались они часто грандиозными хоровыми финалами.
    Оратория, большая драматическая композиция на религиозную тему, имела корни в Риме и распространялась всюду по Европе в сочинениях немецко-английского композитора Георга Фридриха Иоганн Себастьян Бах (1735–82), великий немецкий композитор и виртуоз органа, музыка которого является вершиной барокко. Большая часть его самой прекрасной музыки была написана для церкви, включая Страсти по Матфею» и Мессу в си бемоль миноре
    Генделя. Именно в Англии и по-английски он сочинил наиболее популярную из всех ораторий, Мессия (Соната, инструментальное сочинение, является другой формой, которая возникла в раннем барокко. В Италии термин соната означал группу медленных и быстрых танцевальных пьес или абстрактную композицию из контрастных медленных и быстрых частей, позднее известную как церковная соната. Среди итальянских композиторов, которые работали в обоих стилях, возможно, самым изобретательным был Арканджело Корелли. Вне Италии наборы танцевальных пьес называли сюитами, и они следовали собственным эволюционным путём. Развитие сонаты было более драматическим. Подобно мотету и кантате, соната расширилась от единственного эпизода до двух- или трёхчастной формы, типа найденной в клавирных сонатах Домени- ко Скарлатти, до полифонических форм типа композиций Баха. Ранние сонаты могли быть написаны или для инструментов соло или для маленьких ансамблей. К концу XVII столетия, когда барокко среднего периода перешло в позднее (высокое) барокко, вместо ансамблевой сонаты возник кон- черто гроссо, где проводится противопоставление-соревнование между полным ансамблем и меньшей группой, как правило, состоявшей из двух скрипок и бассо континуо. От кончерто гроссо произошёл сольный концерт, в котором полному оркестру противостоит солирующий инструмент. Прекрасные примеры стиля кончерто гроссо представляют Бранденбургские концерты И.С. Баха; точно также образцами жанра являются сольные концерты И.С. Баха и Антонио
    Вивальди.
    Центральным в развитии сонаты, концерта и различных вокальных форм является другой новый элемент эры барокко – тональность. К середине XVI столетия старая церковная система приёмов композиции заменялась в соответствии с новой концепцией тональных соотношений. В течение периода раннего барокко композиторы двигались свободно от одной тональности к другой через модуляции, обычно используя как точки перехода аккорды, общие для нескольких тональностей. Стечением времени они создали смелую хроматическую музыку.
    Постепенно развилась система, в которой отношения между тональностями стали упорядоченными. Эти отношения демонстриру-
    6
    Георг Фридрих Гендель (1685–1759) – один из самых крупных композиторов периода барокко. Родившийся в Германии, Гендель сочинил большинство самых известных работ, включая его знаменитую ораторию Мессия (1741), в Лондоне
    ет Хорошо темперированный клавир И.С. Баха. Он также представляет две других важных барочных формы, свободную прелюдию и фугу.
    Крупные формы появились вначале и середине эры барокко. В позднем барокко происходило расширение и совершенствование этих форма также дальнейшее развитие различных национальных школ. И хотя модели были, вообще говоря, итальянскими, немецкий и французский варианты барокко по некоторым чертам явно различались. Так, для Франции было характерно использование пунктирных ритмов, которые задавали движения танца, также как прелюдий и увертюр, придавая им особенно живой характер. Он ассоциировался с Францией, даже когда использовался композиторами в других странах. В Германии были распространены элементы как итальянского основного стиля, таки французской моды, но они были умерены более уравновешенной лютеранской музыкальной традицией и обаянием контрапунктической сложности. Во всех странах от музыкантов ожидалось, что они добавят к музыке, которую они нашли на печатной странице, украшения – почти также, как сегодня от джазового исполнителя ждут дополнения стандартной мелодии филигранной импровизированной разработкой. Ряд общепринятых надписей в нотах представлял часто используемые украшения – трель, обращение, форшлаг, тремоло и т.д. Так как каждая отдельная надпись могла играться несколькими различными способами, а каждое украшение могло быть представлено несколькими различными надписями, возникли широкие возможности для импровизации. Инструментальная музыка часто изобиловала украшениями. Другое новшество эры барокко, остинантный бас, позволил игрокам сопровождения баса импровизировать вокруг данной гармонической схемы. Оперные певцы часто демонстрировали удивительно длинный ряд украшений и каденций. Часть музыки этой эпохи – например, Баха – нотирована настолько плотно, что, вероятно, включает многое из того, что, возможно, первоначально было украшением.
    Эра барокко в музыке была решающей для развития современного музыкального языка. В течение этих полутора столетий установились стандартные формы. Исключительно важное значение имели кодификация тональности и принятие темперированного строя. Не менее важно, что плодовитые композиторы этой эпохи оставили сочинения, которые многое говорят нами через столетия.
    Вопросы для самопроверки

    1. Какое событие считается началом нового времени в какой-либо стране. Что меняется в новое время в хозяйственной культуре. Что составляет сущность промышленной революции. Какие последствия повлекла за собой промышленная революция в обыденной культуре. Каковы последствия промышленной революции в специализированных сферах культуры. Назовите основные особенности стиля барокко и его наиболее ярких представителей. Культура Просвещения. Термин и понятие Просвещения
    Просвещение – идейное и общественное движение в Западной Европе и американских колониях век просвещения или век разума
    – XVIII век, точнее, время примерно с 1688 года (славная революция в Англии) до Великой французской революции. Тогда термин постоянно использовался в газетах и книгах мыслителями, ставившими своей целью понять человека и общество. Просвещение развернулось, когда в Нидерландах и Англии уже торжествовал буржуазный строй, то есть было новое время. Идеи Просвещения там поддерживались господствующим классом, необходимость их реализации объяснялась потребностями растущей промышленности, всего производства (в Англии в это время шла промышленная революция. Культура Просвещения для Англии и Нидерландов относится к новому времени. Однако методологически Просвещение всё же завершает средние века, является продолжением и развитием Возрождения, что особенно ярко видно на примере Франции.
    Францию часто называют родиной Просвещения. Это неслучайно там к началу XVIII века сложилась непростая ситуация. В странах, соседствующих с Францией с севера, развивался капитализма во Франции держалась абсолютная монархия, господствующие позиции в жизни общества ив культуре занимала католическая церковь. Информация о переменах в Англии и Нидерландах постоянно циркулировала в сознании французского общества и широко обсуждалась, сопоставлялась с жизнью Франции. Успехи науки, промышленности, экономики и всей жизни ближайших северных
    174
    соседей говорили сами за себя. В этих обстоятельствах образованные мыслящие люди во Франции неизбежно должны были искать пути улучшения жизни народа своей страны. Вместе стем Просвещение развернулось и во многих других странах Запада. На фоне успехов буржуазного строя в Англии многие во Франции и других странах Западной Европы решили, что главный способ совершенствования общественной жизни – преодолением ртвой хватки средневековья во всех сферах культуры ив мировоззрении. Все рассуждения и расчеты приводили к заключению, что необходимо усиливать влияние гуманизма. Утверждалось, что бедность и угнетение не должны быть неизбежной судьбой широких масс населения. Преодолеть наследство средних веков должен был критический разум сего помощью произойдут нужные изменения во всех сферах жизни и мышлении, коренные реформы и даже, где это неизбежно, революции. Наиболее популярно стало требование грамотности народа – просвещения, которое и должно было обеспечить повышение стандарта жизни. Поэтому движение и эпоха названы Просвещением.
    Мыслителей Просвещения во Франции называли философами, а в Германии – просветителями. Многие сторонники и защитники Просвещения небыли философами в общепринятом смысле слова, они были популяризаторами необходимости перемен. Среди них были журналисты и пропагандисты однако и подлинные философы тоже активно занимались публицистикой.
    1   ...   12   13   14   15   16   17   18   19   ...   25


    написать администратору сайта