Культурология
Скачать 1.61 Mb.
|
9.3. Политика и право В политической и правовой сферах культуры ведущими были тенденции демократизации и гуманизации, продолжавшие линию, начатую ещё в эпоху Ренессанса. Национальные государства, укреплявшиеся в Европе, принимали режим буржуазной демократии и становились парламентскими либо конституционными монархиями, либо парламентскими республиками. Демократизации культуры способствовало отделение США от Англии. Активно обсуждалась идея необходимости увеличения свободы человека, сопоставлявшаяся с реалиями жизни. В общем всё это вело к усилению либеральных принципов в умонастроении эпохи. С XIX века либеральные идеи стали применяться в практике государственного строительства. Несоответствие идей либерализма жестокой эксплуатации рабочих на промышленных предприятиях вызвало к жизни рабочие движения и идеологию марксизма. Организованные в движения и партии рабочие сами находили пути улучшения условий своей работы и жизни средствами политической борьбы. В результате как центральные, таки местные правительства, возможно, опасаясь социальной революции, начали улучшать положение фабричных рабочих принималось фабричное законодательство, осуществлялись санитарные мероприятия, разрабатывались программы социального обеспечения. Трудовые объединения и политические организации рабочих защищали их интересы, добивались большего участия в прибылях промышленного производства. В условиях буржуазной демократии положение рабочих улучшалось, постепенно формировалось и вступало в действие всё больше норм гражданского общества. Религиозная и философская культура В религиозной культуре установилось относительное равновесие между католицизмом и протестантизмом. Правда, в протестантской среде время от времени продолжали возникать новые секты и течения, но противостояние конфессий, церквей и сект ограничивалось сферой богословия. Среди ведущих учёных-естествоиспыта- телей к концу периода стали появляться такие, которые начали размышлять о Боге, о взаимодополнительности науки и религии например, нобелевские лауреаты И.П. Павлов, А. Эйнштейн). В философской культуре в XIX веке зарождаются новые философские парадигмы. Вначале столетия господствовала философия разума, ведущими фигурами были представители немецкой классической философии. Публиковали свои работы Г.В.Ф. Ге- гель, И.Г. Фихте, Л. Фейербах. Однако уже в 1819 году немецкий философ А. Шопенгауэр опубликовал книгу Мир как воля и как представление, в которой отказался от рационализма. Вслед за ним выступили датчанин С. Кьеркегор, француз А. Бергсон, австриец Ф. Ницше, немец В. Дильтей, которые продолжили поиски философских оснований бытия вне сферы разума. Интуиция, воля к жизни, воля к власти, жизнь – вот ключевые категории иррацио- налистских философских концепций XIX века, новой неклассической философии. Ф. Ницше считается основоположником философии жизни, О. Конт – позитивизма (другие представители – Дж. С. Милль, Г. Спенсер). Заметным явлением в развитии философской культуры XIX века стало появление марксизма, предложившего рационалистическую концепцию истории человечества и довольно подробно разработанную технологию осуществления социального прогресса. Марксизм был взят на вооружение рабочими движениями и оказал большое влияние на политическую культуру в Европе, а в России превратился в большевизм (ленинизм) и надолго задержал развитие российской культуры. Художественная культура В художественной культуре продолжались перемены, намеченные ранее. Заметно возросла динамика развития художественной культуры, новые стили и направления стали возникать всё быстрее. Впервой половине XIX века вместо классицизма господствующие позиции занимает романтизм. В середине столетия в Европе зарождается и быстро становится популярным, даже модным, ещё один великий художественный стиль – реализм. Во второй половине XIX и начале века в художественной культуре Европы зарождаются новые стили, причём ни один из них более не становится господствующим. Все они продолжают существовать одновременно, давая свой вклад в развитие искусства. Первым из таких стилей обычно называют импрессионизм. Искусствоведы указывают, что появление импрессионизма указывало на кризис реалистических концепций. Вскоре, в конце XIX века, возник постимпрессионизм затем символизм. На стыке веков в европейском искусстве возникает множество стилей, которые можно определять как модернистские кубизм, абстракционизм, сюрреализм и т.д. Этот процесс продолжился ив новейшее время. Романтизм Романтизм, строго говоря, непросто стиль в искусстве. Это интеллектуальное движение, процветавшее в Европе примерно с конца до середины XIX веков. Европейское Просвещение подчеркивало роль разума в регулировании социальной жизни. Мыслители и художники Просвещения предполагали, что люди вовсе века и во всех странах одинаковы (отсюда их установка подражать лучшему из миров – древней Греции и Риму. Просвещение утверждало наличие универсальных стандартов в искусстве и адресовалось всем странами народам, было космополитическим. Романтизм стал оппозицией Просвещению. Он придавал главное значение различиям, а не единообразию. Романтики верили в уникальность индивида, личности, определяемую жизненным опытом. При этом жизненный опыт индивида считался очень сильно зависимым от национального характера. Философы, художники, писатели и композиторы – романтики были погружены в историю своего века, и это привело к зарождению и развитию идей национализма. В художественной культуре романтизм был прямой противоположностью классицизму сего канонами и требованиями завершён- ности, гармонии, равновесия. Романтизм воспевал несогласие, бунтарство, вечные поиски и борьбу. Романтики рассказывали о трагическом одиночестве героя, недовольного существующим обществом, сравнивающего это общество с идеалом и пытающегося идеал отыскать. Поиски идеала с трудом укладывались в реалии буржуазного общества. Романтизм был далёк от действительной жизни. Романтизм родился в Германии и получил широчайшее развитие во Франции, в Англии Дух романтизма реализовался сначала в литературе. Корни немецкого романтизма лежат в движении 1770–1780 годов Штурм унд дранг» (Буря и натиск, о котором уже говорилось ранее. В последние годы XVIII столетия братья Август Вильгельм и Фридрих фон Шлегель сформулировали новаторские эстетические концепции. Эти концепции и стали ориентиром для первого поколения романтиков, известного как ранние романтики. Под влиянием философа И.Г. Фихте ранние романтики были склонны к метафизике и мистицизму. Наиболее известными поэтами этого течения были Новалис и Людвиг Тик. Между 1802 и 1815 годами в Гейдель- берге зародилось второе поколение немецкого романтизма, к которому относятся Клеменс Брентано, Генрих Гейне, Адальберт фон Шамиссо и Э. Гофман. Началом английского романтизма считаются лирические баллады Вордсворта 10 и Колериджа 11 (1798). Уильям Блейк, Вордсворт и Колеридж относятся к ранним романтикам. Их социальная философия отчетливо развивала религиозные аспекты, подчеркивая духовное развитие, а непрямое политическое действие. Более молодые романтики – Байрон 12 , Перси Биши Шелли и Джон Китс 13 . Наиболее известна лирическая поэзия английского романтизма, одним из самых ярких представителей которой был Байрон. Английский романтизм замечателен также своей прозой. Здесь доминируют три фигуры. Вальтер Скотт прославился как автор увлекательных романов, он оказал большее всемирное влияние, чем любой другой британский автор-романтик, исключая, возможно, Байрона. Джейн Остен совершенствовала домашний роман, концентрирующийся на деталях характера и тщательно нюансированном диалоге. Мэри Шелли в «Франкенштейне» (1818) изобрела форму, которую мы знаем сегодня как научная фантастика. 10 Вильям Вордсворт (1770–1850), один из передовых лирических поэтов Англии, связывал поэзию XVII и XIX столетия. Публикация его Лирических Баллад считается рождением романтического движения. 11 Сэмюэль Тэйлор Колеридж (1772–1834) написал большинство своих выдающихся стихов в течение шести лет близкой дружбы с Вильямом Вордсвортом. Их сотрудничество закончилось Лирическими балладами (1798), поэтическим манифестом английского романтического движения Лорд Байрон (1788–1824), английский поэт, который повлиял на литературу романтизма как своим ярким образом жизни, таки своей поэзией. Он сбежал из Англии, чтобы избежать скандала, и погиб в борьбе за греческую независимость Джон Китс (1795–1821), был одним из выдающихся английских романтических поэтов. Несмотря на короткую жизнь, входит в число наиболее известных английских писателей Во Францию романтизм пришел поздно. Самые известные представители в литературе – Виктор Гюго 14 , Александр Дюма-отец 15 и Альфред де Мюссе. Лирическая поэзия Альфонса де Ламартина, Мюссе и Гюго се эмоциональностью и акцентами наличность была романтична и неизбежно вела к Цветам зла Чарльза Бодлера (1857), по-видимому, самому экстремальному выражению французского романтизма. В Соединенных Штатах Америки романтизм никогда не был так влиятелен, как в Европе. Ближе всего к европейскому романтизму было творчество Ральфа Уолдо Эмерсона и Генри Дэвида Торо. В некотором смысле романтиками можно называть Натаниэля Хо- торна, Генри Лонгфелло, Германа Мелвилла, Эдгара Аллана Пои Уолта Уитмена. В живописи развитие романтизма отмечено ростом престижа пейзажной живописи, происходившим с середины XVIII до середины века. Среди английских живописцев этой эпохи наиболее известны Джон Констебли Дж. Тернер, которые известны также и как выдающиеся акварелисты. В пейзажах Констебла, практически современника Вордсворта и Колериджа, воплощен национальный дух. В картинах Тернера поражает индивидуальное восприятие природы, особенно мощных атмосферных эффектов. Английский романтик Вильям Блейк создавал синтетические работы. Это книги из гравюр, объединённых словом – стихами самого Блейка. Самая известная из этих книг – Песни Невинности и Опыта (1794), в которой появилось стихотворение «Тигр». Самый большой немецкий живописец эпохи романтизма – Кас- пар Давид Фридрих. Его аллегорические пейзажи обладают задумчивой силой, столь же замечательной, как энергия Тернера. Часто упоминается загадочный Крест в горах Фридриха (1808), изображающий освещённый сзади лучами заходящего солнца силуэт замученного Христа на вершине покрытой редким сосняком горы. Эта картина считается в немецком искусстве своего рода рубежом. С Фридрихом сопоставим немецкий художник П. Рунге. Во Франции романтизм проявился в исторической живописи например, Плот Медузы Теодора Жерико, 1819). Жерико силь- 14 Виктор Гюго (1802–85), известный французский писатель-романтик, считается одной из передовых литературных фигур XIX столетия. Наиболее известны его романы Собор Парижской богоматери (1831) и Отверженные (1862). 15 Александр Дюма (1802–70), французский писатель, прославился историческими романами Три мушкетера, Граф Монте Кристо, Человек в железной маске и др. Он известен как Дюма старший или отец следует отличать его от сына, Александра Дюма (1824–95), известного как «Дюма-сын». 198 но повлиял на Эжена Делакруа, чьи яркие холсты на исторические и литературные темы, типа Смерти Сарданапала» (1827–28), вероятно, лучше всего соответствуют общему понятию романтического искусства. Французский художник Ж. Грос прославлял победы Наполеона. В Испании Франсиско Гойя показал ужасы войны в таких холстах, как Третье мая 1808» (1814), ив сериях гравюр (Ужасы войны, «Капричос»). Живописцы романтизма часто уходили от действительности в прошлое ив экзотические культуры. Это отразилось в разнообразии архитектурных стилей эпохи. Излюбленными объектами для художников стали руины, древние или специально сооружённые. В музыке романтизм распространился необычайно широко. Сначала века композиторы стали использовать романтичные романы и драмы для создания опер и симфонических поэм. Например, роман В. Скотта Невеста Ламмермура» (1819) лёг в основу сюжетов картины Делакруа (1821) и оперы Доницетти (1836). В музыке нашли выражение многие темы романтизма – культ молодости, индивидуализма, интенсивности и крайностей чувства, любовь к природе, одиночеству, национализм, идеализм. Романтичную музыку отличают длинные выразительные мелодии красочная гармония и инструментовка свобода и гибкость в ритме и обработке музыкальной формы. Многие композиторы решили восстановить музыкальные инструменты более ранних периодов. Тональность стала основным принципом организации музыки. Первым поколением романтиков можно назвать Людвига Шпора, Карла Марию фон Вебера и Франца Шуберта. Второе поколение композиторов-романтиков было все рождено между 1803 и 1813: Гектор Берлиоз, Фредерик Шопен, Михаил Иванович Глинка, Франц Лист, Феликс Мендельсон 18 , Роберт Шуман, Джузеппе 16 Фредерик Шопен (1810–1849) – польский композитор, писавший виртуозные ли Франц (Ференц) Лист (1811–86) – венгерский композитор, дал свой первый концерт на фортепьяно в возрасте девяти лети в конечном счете стал признанным пиа- 18 Немецкий композитор Феликс Мендельсон (1809–1847) считался одним из передовых композиторов начала XIX столетия. В границах классических форм он создал лирически экспрессивную характеристику раннего романтичного движения. Среди 199 Верди 20 и Рихард Вагнер. Романтизм в музыке продолжался примерно до конца XIX столетия. Традиции романтизма использовали Иоганнес Брамс 22 , Антонин Дворжак 23 , Сезар Франк, Камилл Сен-Санс 25 и Пётр Ильич Чайковский. Антон Брукнер, Иоганнес Брамс, Франки Чайковский умерли в х, последнем десятилетии позднего романтизма. Поздние романтики типа Габриэля Форэ, Эдварда Грига, Густава Ма- лера и Николая Римского-Корсакова связали романтизм со стилями он передавал литературные идеи и визуальные сцены в выразительных музыкальных образах. Шуман был также влиятельным критиком, который помог начать карьеры Шопену и Брамсу. 20 Джузеппе Верди (1813–1901) – один из крупнейших итальянских композиторов XIX столетия, создал драматические оперы редкостной мелодичности, с тонко характеризованными образами. Его сочинения входят в наиболее популярный международный оперный репертуар. Среди них «Травиата» (1853), Аида (1871) и «Отелло» (1887) – его наиболее высоко ценимые оперы. 21 Рихард Вагнер (1813–1883), считающийся самым крупным немецким оперным композитором, использовал для либретто немецкие мифы и легенды. Его наиболее известные оперы – «Тангейзер», «Лоэнгрин» и тетралогия Кольцо Нибелунгов». 22 Иоганнес Брамс (1833–97) был самым крупным немецким композитором инструментальной и вокальной музыки XIX столетия. Брамс соединил в своих работах глубокое владение техникой композиции с теплотой романтизма Чешский композитор Антонин Дворжак (1841–1904) стал известен, когда многие чехи выступали за независимость от австрийской Империи. Дворжак отразил этот возвышающийся дух национализма в своей музыке, черпая большую часть своего вдохновения из мелодий народа родной Чехии Сезар Франк (1822–1890) – французский композитор-романтик и органист. Сделал много для придания французской музыке эмоциональности, технического совершенства и серьезности, сопоставимыми с музыкой немецких композиторов. Популярны его симфония в ре миноре, фортепьянный квинтет в фа миноре, струнный квартет в ре мажоре и др Сен-Санс К. (1835–1921), автор симфонических поэм и оперы Самсон и Далила». Сен-Санс был также одаренным пианистом и органистом, писал критические статьи, стихи, эссе, театральные пьесы. В своих концертах и симфониях он соединил виртуозность стиля Франца Листа с французскими традициями гармонии и формы. Часто исполняется его Третья Симфония. 26 Пётр Ильич Чайковский (1840–1893) – вероятно, самый популярный на Западе русский композитор XIX столетия. Среди его наиболее известных работ – балеты Лебединое озеро, Спящая красавица и Щелкунчик, опера Евгений Онегин» и увертюра «1812 год. 200 современной музыки. Ярко выражен романтизм в сочинениях Сергея Рахманинова и Рихарда Штрауса. Реализм В первой половине XIX века в искусстве Западной Европы господствующее место занял реализм. Он характерен для изобразительных искусств – живописи, литературы, театра. Говорить о реализме в музыке, как ив архитектуре, по меньшей мере, затруднительно. Реализм в художественной культуре возник в связи с успехами естественных наук, как художественная параллель объективной точной картине мира. Реализм стал своеобразной оппозицией романтизму. Романтизм идеализировал жизнь, изображал прежде всего надежды и чувства личности реализм стремился точно изображать жизнь такой, как она есть. Реализм отказался от гиперболизированных героев, представляя обычных людей. Ведущим жанром в литературе стал социальный роман. Точное изображение жизни подразумевало и фиксацию противоречий действительности, что влекло этическую и эмоциональную оценку этих противоречий. Естественно, нищета рабочих и крестьян, резкое имущественное неравенство в произведениях реалистов оценивались отрицательно. Поэтому в бывшем СССР реализм ХХ века назвали критическим, что не совсем точно, поскольку критика противоречий капитализма вовсе не была единственными главным содержанием реалистического искусства. Во Франции первыми крупными представителями реализма были Стендаль и Оноре де Бальзак. Бальзак называл себя «секре- тарём XIX столетия. Серия его романов Человеческая комедия (1829–47) представила полный и точный портрет французского общества. За Бальзаком следовали Гюстав Флобер, прославившийся романом Мадам Бовари» (1857), Эмиль Золя и другие. В Англии создавал реалистические романы Ч. Диккенс. Яркий представитель английского реализма – Джордж Элиот, написавший 27 Сергей Рахманинов (1873–1943) – российский композитор, пианист и дирижёр, поселился после российской Революции 1917 в Соединенных Штатах Америки. И как исполнитель и как композитор он превосходил других романтиков его музыка отличается плавной мелодией и массивными аккордами, используемыми для того, чтобы разрдить драматические эффекты. 28 Рихард Штраус (1864–1949), немецкий композитор и дирижёр, был последним композитором романтичной традиции. Он больше всего известен своими музыкальными поэмами, типа Так говорил Заратустра», и операми, включая «Саломею» и Кавалера роз. 201 роман «Миддлмарч» (1871–72), сумел создать образы высокой психологической сложности. В Соединенных Штатах реалистическую прозу начал писать Генри Джеймс (чьим любимым автором был Бальзак), позднее – Синклер Льюис (Главная улица, 1920), Джек Лондон, Теодор Драйзер, драматург Юджин О’Нил. Замечательные произведения возникали ив живописи. В этой области термин реализм обычно обозначает искусство фигуративное, далёкое от абстракции. Тенденция представлять внешний мир таким, каким он фактически видится, существует с самого начала изобразительных практик. Можно вспомнить, например, точность изображения животных в наскальных рисунках каменного века, стремление передать портретное сходство в скульптурных портретах Древнего Египта, позднее – этрусков. В качестве непосредственного предшественника европейского реализма в живописи иногда называют итальянского живописца Караваджо и его последователей, которые появились в конце XVI столетия. Реализм в живописи возник также во Франции начиная примерно си до 1870–80 годов. Политические и социальные перевороты нового времени, и особенно XIX века, побуждали художников отказываться от канонов академического и романтического искусства и искать средства художественного исследования реальной жизни. Они стали писать обычных людей, ведущих свою обыденную жизнь. Реалисты были убеждены, что их подход необходим обществу, что только так они могут участвовать в социальной жизни. Именно сосредоточенность на современности является характернейшей чертой реализма. В 1846 году Шарль Бодлер призвал к живописи, которая имела бы дело с героизмом современной жизни. Его друг Курбе предложил уже программу, распространив манифест реализма. В 1850 году он создал картину Дробильщики камней, в которой, как ив последующих полотнах, эту программу осуществлял. Реализм особенно веско заявило себе в 1855 году, когда Курбе, не принятый на Парижскую выставку, устроил самостоятельный показ своих картин. Он поддерживал отношения с Бодлером и с философом Пьером Прудоном, что иллюстрирует близкие связи живописцев-реалистов с литературными интеллектуальным авангардом времени. Реалистами были также Оно- ре Домье, наиболее известный острым осмеянием мелкой буржуазии, и Жан Франсуа Милле, писавший сцены крестьянской жизни. Реалистичны ранние работы Эдуарда Мане и Эдгара Дега (е и е 202 годы. Сдвижением реализма также связано искусство прерафаэлитов в Англии и Адольфа фон Менцеля в Германии. Натурализм К концу века Эмиль Золя сформулировал направление литературного реализма, названное натурализмом. Согласно Золя, автор должен был работать как объективный экспериментатор, наблюдая и записывая цепи причини следствий беспристрастно и безлично, без моральных суждений. Здесь просматривается также влияние позитивизма Огюста Конта, который убеждал философов и писателей, подобно ученым, искать постоянные законы жизни. Идейная программа натурализма связана с философским материализмом и прогрессом естествознания особое значение имела эволюционная теория развития Чарльза Дарвина, в которой человек предстаёт животным, изменяющимся под воздействием внешних факторов. Ипполит Тэн писал, что человеческие действия определяются наследственностью, окружающей средой и давлением непосредственных обстоятельств. Поэтому человек в значительной степени лишён доброй воли и морального выбора. Натурализм доводил реализм до крайностей, акцентируя физиологические аспекты человеческого поведения. Кроме естествознания, на натурализм повлияли социальные последствия промышленной революции. Страдания рабочего класса в городских трущобах были одной из любимых тем натуралистов. Натурализм стал включать в художественный текст документы. Немаловажно и то, что натуралисты признали влияние бессознательных составляющих психики человека на поведение и поступки. Социальная направленность натурализма в конце XIX века была абсолютно ясной, резко критичной по отношению к буржуазному строю. Кроме Э. Золя, известными писателями – сторонниками натурализма были братья Эдмон и Жюль де Гонкур, Гиде Мопассан во Франции, в Англии Дж. Мур, в Германии Г. Гауптман, А. Гольц. |