Главная страница

Культурология


Скачать 1.61 Mb.
НазваниеКультурология
АнкорLaletin
Дата09.02.2020
Размер1.61 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаlaletin.pdf
ТипДокументы
#107747
страница2 из 25
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   25
1.2. Предмет культурологии. Методы исследований в культурологии
Бесконечная сложность и многообразие культуры в её действительности предопределяет существенную неоднозначность предмета культурологии(см. ниже Модель культуры, Типология культуры.
Поэтомувозникают различные версиикультурологии: семиотическая (Ю. Лотман), литературоведческая (С. Аверинцев), диалогическая (В. Библер), историческая (Л. Баткин, А. Гуревич) и др.Изу- чаются самые различные аспекты, явления и процессы культуры. Однако познание всегда начинается с фиксации и рассмотрения отдельных явлений Познание сущности культуры и выявление законов и механизмов функционирования конкретных форм и сторон культуры становится важнейшей задачей теории культуры описание процесса изменений целостной культуры как её истории есть цель культуроло- гиипри познании действительности культуры. И здесь предмет культурологиипочти совпадает с предметом культурной антропологии, социальной антропологии и других антропологических дисциплин. На уровне действительности осуществляется сравнительный анализ (компаративистское исследование) особенностей культуры в различных обществах, таким образом становится возможно социально-инженерное использование данных и выводов культурологии, то есть возникает прикладная культурология. Предмет культурологииможно выделять на основании того, что культура осуществляет регуляцию социальной практики и взаимодействий между людьми. Тогда предметом культурологии на уровне действительности в первом приближении будет сложный функциональный комплекс средств и механизмов взаимопонимания и взаимосогла- сования процессов жизнедеятельности людей (А.Я. Флиер), прежде всего, ценностно-нормативные установки и механизмы, регулирующие всякую социальную практику ив особенности, взаимодействие и взаимопонимание между людьми. Это также указывает на междисциплинарный характеркульту- рологиикак отрасли знания. Предмет культурологиивозникает как бы на пересечении предметов социологии культуры, философии истории и философии культуры.

16

Поэтомукультурологияиспользует методы истории, археологии, этнографии, религиоведения, языкознания, истории науки, философии и других дисциплин, изучающих различные аспекты бытия человека и общества. Важную роль при этом играет системный, структурный, си- стемно-структурный и структурно-функциональный подходы. Многие культурологические исследования используют методы и подходы семиотики, аксиологии и даже философии. Прикладная культурология находится на стыке фундаментальной культурологии с политологией, юриспруденцией, социологией, психологией, педагогикой. Методы этих наук, включая эксперимент, наблюдение, опросы всех форм и т.д., также используются в культурологии для того, чтобы исследовать культурные процессы и разрабатывать проекты целенаправленного воздействия на культурно-ценностные установки людей. Термин «культура»

Культура – это прежде всего слово (термин, которое обозначает нечто, постоянно имеющее отношение к каждому человеку и ко всей общественной жизни. Слово, или термин, культура происходит от латинского «cultura», которое в Древнем Риме обозначало возделывание, обрабатывание, уход, воспитание, образование, развитие «cultura» было произведено от «colo», «colere»
– взращивать, возделывать землю, заниматься земледелием. Впервые оно встречается у Цицерона.
Лингвисты отмечают, что самостоятельное существительное культура в Европе стало употребляться лишь с XVIII века. До этого оно работало только в словосочетаниях, означая совершенствование, улучшение того, с чем сочеталось «cultura juris» – выработка правил поведения, «cultura linguae» – совершенствование языка и т.д. Это особенно усилило в то время и без того тесную связь между культурой и образованием, которое представляет собой именно совершенствование интеллектуальных, мыслительных, духовных свойств человека. Поэтому в XVII и XVIII веках культура и образование иногда даже рассматривались как синонимы, так что в ряде русских переводов работ Гегеля немецкое «Bildung» (буквально образование, формирование) передавалось словом культура, хотя сам Гегель имел ввиду вовсе не культуру, а именно образование освоение человеком необходимых знаний, формирование человека общественного.
Современное значение термина культура весьма многообразно и часто неопределенно. Достаточно напомнить, что под культурой сегодня понимают не только состояние или характеристику общества
17
и человека вообще, но и вполне определенную совокупность обычаев, традиций, образ жизни, государственность и т.д. вместе с людьми, которые все это создали – культура Древней Руси, культура античного мира, Запад или западная культура, Восток или культура Востока и т.п. Именно в этом смысле говорят, например, о многих культурах, о сравнении культур, о диалоге и взаимодействии культур. В этих ситуациях термином культура обозначается реально существующая культура, созданная в определённом ареале. Иногда такую культуру обозначают термином локальная культура. Проблемы определения культуры
Слово культура сегодня встречается так часто, что его значение поначалу кажется само собой разумеющимся. Так, это одно из основных понятий, которым достаточно давно и регулярно пользуются историки. О культуре постоянно говорят политики, представители власти. Культура – ключевое понятие всех антропологических дисциплин на Западе, где развиваются такие науки, как антропология, антропология культурная, антропология социальная, антропология социокультурная, антропология города и др.
Однако если попытаться сформулировать ответ на вопрос, что же именно этим словом обозначается (Что такое культура, то окажется, что сделать это совсем непросто. Этим словом (термином) обозначаются в обыденной жизни искусство, музеи, библиотеки, кинотеатры, религия и множество других самых разных вещей. Мы определяем как культурное или некультурное поведение людей, применяем такие выражения, как культура труда, культура торговли, культура производства и т.п. По-видимому, во всём, к чему слово (термин) культура присоединяется, есть что-то общее. Именно это «что-то» и позволяет говорить о культуре как о чём-то, что можно представить себе как существующее словно бы самостоятельно, отдельно. Культурология имеет ввиду именно такое, общее значение слова. Что же это за объект?
Немецкий мыслитель XVII века, рационалист С. Пуфендорф со- отнёс термин культура с человеком искусственным. Такой человек, по Пуфендорфу, воспитан в обществе и потому овладел культурой, в противоположность человеку естественному, необразованному или дикарю. Таким образом, С. Пуфендорф стал мыслить культуру как нечто, чем можно овладевать, то есть впервые стал рассматривать культуру как объект, существующий относительно самостоятельно
Очень широко пользовался этим термином немецкий же фило- соф-просветитель Х века Гердер. Он писал, например, что история человеческой культуры – это история того, как человеку удалось достичь господства в мире, связывал культурус образом жизни народа, с воспитанием гуманности. Гердер называл культурой процесс приобщения человека к социуму. Через этот процесс должен пройти каждый ребенок, подросток, юноша (девушка, чтобы войти в общество, чтобы знать, как в этом обществе жить, как зарабатывать на жизнь, как вести себя в различных житейских ситуациях. Это означает, указывал Гердер, усвоение и применение, благодаря просвещению, опыта, традиций он называл этот процесс культурным генезисом человека. Гердер иногда даже отождествлял культурус просвещением. Собственно, только в процессе культурного генезиса человек и становится действительно человеком. Шагами к культуре Гердер называет приручение животных, обработку земли, выращивание растений, управление государством. Культурный генезис человека, писал Гердер, зависит от природных условий, в которых он происходит, а также от труда. В XIX и особенно ХХ веках понятие культуры в Европе прочно вошло в лексикон социологов, психологов, публицистов, политиков, экономистов, в обыденную речь широких слоев населения. Практически все сегодня согласны, что культура реализуется через социально наследуемое поведение, имеет небиологическую или надбиологическую природу. Несомненно также, что культура познается через такие объекты, которые
– созданы людьми, то есть искусственны (их называют артефакты
– признаны или освоены в сообществах, то есть разделяются всеми людьми в сообществе (группе, общине, народе, нации и т.д.);
– так или иначе фиксированы в вещах, например, в форме символов или как-то по-другому.
В конечном счёте все эти объекты составляют содержание
общественной жизни и деятельности людей, организованные совокупности материальных объектов, людей и образов
– технологий их изготовления и оперирования ими
– устойчивых связей между людьми и способов их регулирования
– оценочных критериев, имеющихся в обществе. Это – созданная самим людьми искусственная среда существования и самореализации, источник регулирования социального взаимодействия и поведения (Э.А. Орлова). На Западе культура, как уже сказано, изучается комплексом антропологических дисциплин. Один из основоположников западной
19
антропологии, этнограф, этнологи антрополог Э.Б. Тайлор (Тэйлор) в 1871 году опубликовал книгу Первобытная культура, классиче- скуюработу по антропологии, в которой первая глава называлась Наука о культуре, вторая – Развитие культуры. Э.Б. Тайлор предложил понимать культуру как целостный комплекс, который включает в себя знания, верования, искусство, нравы, право, обычаи и все прочие способности, характерные черты и привычки, усваиваемые человеком как членом общества Это определение включает в себя важнейшие проявления культуры, доступные непосредственному восприятию. Наряду с этим Тайлор писал, что «сидеальной точки зрения на культуру можно смотреть как на общее усовершенствование человеческого рода путем высшей организации отдельного человека и целого общества с целью содействия одновременному развитию нравственности, силы и счастья человека. Водном из недавних определений культура трактуется как определение человека, взятого сточки зрения его всеобщности, как важнейшая сторона воспроизводственной деятельности, общества, человеческой истории. При этом культура выступает как концентрированный, организованный опыт человечества, как основа понимания, осмысления, принятия решения, как рефлексия всякого творчества, наконец, как основа консенсуса, интеграции любого сообщества, как напряженный поиск человеком самого себя и своего места в мире (АС. Ахиезер). К настоящему времени предложено громадное число вариантов, уточнений и дополнений этого определения. Ещё в 1952 году американские антропологи А.Л. Кребер и К. Клакхон обнаружили ван- глоязычной научной литературе 164 варианта дефиниций культуры. Среди них можно найти весьма экзотические. Существует, например, энергетическая дефиниция, которая определяет культуру как преобразование энергии в человечески-полезную энергию, возможно более экономное использование энергии без расточительства (В. Оствальд). Й. Хейзинга определил культуру через игру. В американской антропологии обсуждается определение культуры как абстракции от поведения человека. В бывшем СССР культуру в течение долгого времени определяли как совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человеком. Такое определение до сих пор встречается в некоторых учебниках культурологии (например, в учебнике ДА. Силичева Культурология указывается, что культура – все достижения человечества, всё созданное человеком. При таком понимании из понятия культуры фактически выпадает человек культура становится похожа на музей или склад, где собраны ценности, созданные человеком. Понимаемая таким образом культура статична ценности, будучи однажды созданы, продолжают существовать неизменными. Значит культура может изменяться только путём простого добавления новых ценностей или уменьшения их числа, то есть только количественно, ноне качественно. Более 70 вариантов определения культуры процитировал в книге Философия культуры (СПб., 1996) МС. Каган. В литературе указывается, что к началу XXI века число определений (дефиниций) культуры перевалило за пятьсот, и регулярно появляются всё новые дефиниции.
Многообразие определений культуры есть неизбежное следствие сложности исследуемого явления. Ведь бесконечно сложный объект содержит бесконечно большое количество аспектов, сторон, граней и т.п., каждый из которых приобретает особое значение в определённой познавательной ситуации. Познавательная ситуация задаётся научной школой, к которой принадлежит исследователь, его мировоззрением и менталитетом, конкретным социальными историческим контекстом. При исследовании культурыв какой-либо фиксированной познавательной ситуации, когда первостепенную важность приобретает необходимость решить конкретную проблему приёмами, используемыми определённой научной школой, и возникают различные определения культуры. Каждое из них фиксирует какой-то аспект или грань культуры, каждое содержит часть истинного знания о культуре. Поэтому иногда предлагается все или большую часть известных определений культуры объединить, записав через запятые, и рассматривать как одно большое, развернутое определение ведь каждая из предложенных различными исследователями дефиниций схватывает одну из существенных сторон культуры. Это – тоже слишком простой подход, поскольку тогда получается, что культура определяется через обыкновенное перечисление различных её сторон, аспектов, свойств. Но вследствие бесконечной сложности культуры количество её вышеназванных характеристик практически бесконечно, к списку всегда необходимо добавлять новые и новые свойства.
По-видимому,выработать единственное абсолютно истинное определение культурыневозможно, поскольку культураявляется характеристикой или стороной бесконечно сложного феномена – общества в его взаимодействии с человеком и природой. Эта бесконечность предопределяет и множество познавательных ситуаций, в
21
каждой из которых вновь и вновь возникает необходимость соответствующих определений культуры.
Познавательная ситуация, в которой находятся студенты нефи- лософских и некультурологических специальностей, характеризуется необходимостью достаточно простои логично выделять структурные составляющие культуры, представлять эвристичную модель культуры. С этой точки зрения выгодно отличается от других следующее определение культура – это процесс, результат и поле реализации человеческих потенций в текущий период времени

(Э.А. Орлова).
Данное определение акцентирует динамический аспект культуры культура должна рассматриваться именно как процесс, который в названном определении имманентен человеку. Наконец, определение культуры через реализацию потенций человека напрямую связывает культуру как процесс с деятельностью потенции способности, таланты, задатки) реализуются только в деятельности. Поэтому последнее определение культуры представляется наиболее подходящим для учебных целей, для преподавания культурологии в большинстве вузов, где культурология или философия не являются основными специальностями. Оно и принято в данном учебнике в качестве рабочего. Явления культуры. Культурные объекты
Познаниекультуры, как уже указывалось,может начинаться только с изучения и осмысления непосредственно доступных чувственному восприятию или фиксируемых специальными методами явлений (событий, фактов, процессов в обществе, их результатов, продуктов деятельности человека. Явления культурывозникают по определению только как результаты (следы) человеческой деятельности, они не могут появиться в природе, естественным путем. Это, в частности, те же знания, верования, искусство, нравы, право, обычаи и все прочие способности, характерные черты и привычки, усвоенные человеком как членом общества это язык, символы и коды, идеи, табу, ритуалы, церемонии, социальные институты, орудия, технологии и все связанные с указанными феноменами компоненты. Все это может рассматриваться как объекты культуры (культурные объекты. Таким образом, культура является познающему субъекту как всеимеющие место в конкретно-исторических условиях реализации любых человеческих потенций как гуманных, созидательных, таки разрушительных, антиобщественных, извращенных или неприемлемых сточки зрения актуальной морали.
22
Поэтому любые проявления человеческой деятельности, имеющие место в конкретном социуме, так или иначе представляют культуру этого социума, вносят свой вклад в его культурное бытие. В случае произвольного изъятия некоторых из них, пусть даже из самых лучших и благородных соображений, картина, образ исторически конкретной культуры были бы неполными, искаженной оказалась бы система взаимодействий между элементами или составными частями, сторонами данной культуры. Тем более неполным стало бы в этом случае представление о потенциях человека и процессах их реализации в данном историческом времени и месте. Следовательно, культура конкретно-исторического общества является даже в преступности, наркомании и прочих вполне одиозных событиях и процессах, которые приобретают соответствующий знак в конкретных социальных и познавательных ситуациях. Вполне заслуживая ярлыка «антикультура», такие феномены общественной жизни тем не менее остаются явлениями соответствующей культуры как целого. Они характеризуют состояние культуры социума и остаются неотъемлемыми элементами данной культуры.
Оценочные суждения о проявлениях культуры допустимы и необходимы, но только в конкретном контексте, в рамках вполне определенной познавательной ситуации или общественной позиции, например, сточки зрения управления общественными делами, с учетом актуальной исторической, социокультурной обстановки. По-видимому, единственно допустимая ситуация оценки по отношению к явлениям культуры возможна только в сугубо количественном плане, как оценка уровня культурного развития или продвинутости культуры в соответствии с определенными конвенциальными (то есть принятыми на основе соглашения, договоренности) показателями (индикаторами. Но ив этом случае остается открытым вопрос о критериях оценки. Наиболее очевидны в качестве таких критериев идеалы гуманизма, хотя в определённых условиях на первое место выходят такие критерии, как вероятность выживания (уровень жизнеспособности, возможности модернизации, системность, стабильность и т.п. Такая ситуация имеет место, например, сегодня в России. Но системность, стабильность, модернизация в общественном сознании связаны с идеалами гуманизма, подчинены им.
Культурные объекты, все явления культуры в реальном обществе бесконечно многообразны. Сущность культуры
Понятие культурывыражает, во-первых, саму специфику общества как системы, точно также, как, например, понятия жизнь и неживая материя, неживые системы выражают специфику особых классов систем и способов (форм) их бытия. Поэтому сущность культуры как предельной, фундаментальной категории можно определять, например, через отрицание или исключение культура есть специфическое содержание общества, не культура – всё, что вне общества, то есть в природе. Культура представляет собой, во-вторых, имманентную характеристику или параметр общества. Специфика культуры и её содержание определяются природой человека, его характерными чертами, потенциями в динамике их осуществления. Это содержание постоянно проявляется во всем, что вовлечено в сферу деятельности человека. Всё, что входит в культуру, при этом рассматривается прежде всего как результат очеловечения, социализации, и представляет интерес именно с этой стороны. Культура – показатель очеловеченности, человечности общества (социума) и всего, что в него входит и что он созидает. Это человечески содержательный аспект и параметр общественного бытия. С содержанием целей и результатов деятельности человека на сущностном уровне связано понятие смысл. Все философские справочные издания (энциклопедии, словари) однозначно утверждают, что смысл – это значение, причем понимаемое безусловно в чисто гносеологическом, информационном ключе. В психологии смысл связывается с мотивом и целью действий личности, отражает отношение мотива к цели. Культура каждому конкретному человеку и даже обществу в целом задаёт смысл его жизни и поступков, ив этом – одна из важнейших стороне регулирующей, направляющей функции. Например, в средневековой Европе для большинства людей актуальной культурой задавался вполне определенный, религиозно направленный смысл жизни. В бывшем СССР его официальная, государственно насаждаемая культура навязывала всем советским людям в качестве смысла жизни построение коммунистического общества. Именно соотношение между культурой и смыслом наиболее важно для реального человека в его жизни. Не смысл создает культуру, а культура задает, предлагает человеку смыслы жизни, действий, отношений, вещей и т.п. в исторически конкретном обществе. Приводимое в некоторых учебниках понимание культуры как мира смыслов весьма специфично, им можно пользоваться только в немногих познавательных ситуациях. Соответствующая концепция
24
культуры опубликована (А. Пелипенко, И. Яковенко), она очень сложна и не подходит для преподавания на факультетах нефилософ- ских и некультурологических специальностей. Более того, высказано мнение, что такое понимание сущности культуры фактически подменяет человеческие ценности техницизированными смыслами, обесче- ловечивает саму культуру (В.А. Кутырев).
Бесконечная сложность культуры и её носителей предопределяет возможность говорить только о таких определениях (дефинициях, которые соответствуют конкретной познавательной ситуации, насущным целям исследования. Соответственно в данной книге изложение основано на вышеприведенном определении сущности культуры . (напомним ещё раз Культура – это процесс, результат и поле реализации человеческих потенций в текущий период времени (Орлова Э.А.).
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   25


написать администратору сайта