Главная страница
Навигация по странице:

  • 3.2. Субкультура

  • Культурология


    Скачать 1.61 Mb.
    НазваниеКультурология
    АнкорLaletin
    Дата09.02.2020
    Размер1.61 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаlaletin.pdf
    ТипДокументы
    #107747
    страница7 из 25
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   ...   25
    Концепция игры как основа культуры наиболее глубоко и последовательно была сформулирована и изложена голландским культурологом Й. Хейзингой (1872–1945) в книге «Homo ludens» (Человек играющий г) На этой основе также возникает оригинальная типология. Хейзинга утверждает, что культура – это продукт играющего человека. При этом ученый не имеет ввиду, что культура происходит из игры в результате процесса эволюции. Более того, он отнюдь не считает, что первоначальная игра путем различных модификаций постепенно преобразовывалась в культуру. Размышления Хейзинга гораздо глубже. Дословно в тексте книги это звучит так Культура возникает в форме игры, культура первоначально разыгрывается. Вместе стем, ученый предупреждает, что не следует понимать дело таким образом, что игра мало-помалу перерастает или вдруг преобразуется в культуру, но скорее так, что культуре в её начальных фазах свойственно нечто игровое, что представляется в формах и атмосфере игры. Более того, не всякая игра может быть культу- росозидающим фактором. Подлинная культура, помысли Хейзинга, требует только благородной игры
    В первобытном обществе игровое начало сыграло важнейшую роль в возникновении мифологии, магии и всевозможных ритуалов и обрядов. Человек пытался понять окружающий его мири освоить его посредством архаических игровых действ.
    На каждой последующей стадии развития культуры игра, как показывает Хейзинга, занимала важное место в формирования культурных форм. Правда, степень влияния игрового начала на культурный процесс входе исторического развития культуры уменьшается. Очевидным стало такое уменьшенное влияние в новое время, и особенно с конца Х века, когда духом общества стали завладевать трезвое, прозаическое понятие пользы ... и идеал буржуазного благополучия (Человек играющий – С. 216). Поэтому культура в Европе XX века попадает в кризис. Преодолеть его можно, считает Хейзинга, вернув культуре в сознании людей изначальные игровые аспекты.
    Х. Ортега-и-Гассет (1889–1953), испанский философ, развил теорию Й. Хейзинги о культуре как игре, предположив, что творящее новую культуру меньшинство общества, которое противостоит заурядному социальному большинству, создаёт новую культуру играя, не оглядываясь на утилитаризм, прагматизм, обыденность человеческого бытия. Такому культурному творчеству присущи, подобно игре, спонтанность, импульсивность, порыв, жизненная активность, возвышение над природой. Соответствующая типология включает элитарную культуру и культуру массы (см. ниже).
    Вопросы для самопроверки. Что такое типология. Как строятся типологии культуры. Расскажите о трех-четырех наиболее известных типологиях культуры. Морфология культуры. О морфологии культуры

    Морфология – один из вариантов типологии, когда в качестве основания типологизации принимается форма. Соответственно в словарях и энциклопедиях термин морфология (от греч. «morphe»
    – форма) обычно означает знание о форме и строении познаваемого объекта. В самом общем виде морфология – это знание о формах. Уместно также говорить, что морфология изучает структуру. Чаще всего термин морфология применяется в биологии (где он впервые начал применяться) ив лингвистике. В биологии морфология включает в себя, например, анатомию и эмбриологию человека и животных, а также морфологию растений в лингвистике ее предмет – формы слов. О морфологическом подходе говорят сегодня в физике, в геологии ив географии (например, при описании совокупности форм скал и камней, возникших из-за эрозии, он проникает ив обществознание (например, морфология искусства. Э.А. Орлова подчёркивает, что морфологический подход имеет ключевое значение для изучения конкретной культуры он позволяет выявлять соотношение универсальных (общекультурных) и уникальных, характерных именно для данного этноса элементов и характеристик.
    Морфологический подход позволяет строить модели культуры. Конечно, сами формы культуры при этом выявляются на основе принятого в избранном методологическом подходе определения культуры. Тогда можно говорить о системе понятий культуры, принятых в конкретном исследовании, а также о системных свойствах выделяемых в культуре компонентов.
    Морфология культуры изучает формы культуры внутри конкретной исторически определённой или локальной культуры, формы культурных объектов и артефактов и их соотношения. Формы культуры, входящие в совокупность исторически конкретной культуры, часто называют субкультурами.
    3.2. Субкультура
    Термин субкультура обозначает культуру некоторой общности, входящей в этнос или нацию или выделяемой в составе населения страны, если эта общность (социальная группа) достаточно заметно отличается от остального общества своими ценностями, интересами, традициями, обычаями, стилем и образом жизни. При этом сами эти ценности, традиции и прочее порождены культурой общества (страны, нации) в целом, принадлежат этой культуре в широком смысле прежде всего потому, что субкультура принимаете основные ценности, продолжает в общем и целом культуру нации. Реально культура каждой большой страны состоит из различных субкультур; они взаимодействуют между собой, даже в каких- то аспектах и направлениях противоречат основной культуре, нов большинстве случаев остаются составляющими частями общей (доминирующей) культуры. Выбор критериев (признаков) для выделения субкультур определяется познавательной ситуацией точно также, как при построении типологии культуры вообще, о чём сказано ранее. Сообщества – носители (субъекты) субкультур – обычно различаются этнической
    68
    принадлежностью, демографическими характеристиками (пол и возраст, профессией, образованием, местом жительства, религией и многими другими признаками. Говорят, например, о субкультуре бедности, субкультуре интеллигенции, молодёжных субкультурах, субкультуре преступного мира (деликвентная субкультура, субкультуре мусульманской, цыганской и многих других. Наиболее важны в практическом плане различия в формах поведения, мышления, менталитета социальных групп (сообществ).
    Некоторые субкультуры выделяются как контркультуры. Это такие субкультуры, основные ценности которых сознательно противопоставлены ценностям, нормами стандартам доминирующей культуры. Контркультуры возникают как протест против господствующей культуры, они противостоят ей, провозглашая свою самостоятельность (например, андеграунд). В западном обществоведении термин
    «контркультура» появился в связи с анализом молодёжных движений х годов в Соединенных Штатах и Франции, его ввели социологи Маркузе и Разак. В США костяк такого движения составили молодые люди среднего класса. Основой была оппозиция вьетнамской войне и обществу, которое вело такую войну. Эта контркультура имела как политические, таки культурные аспекты участники культурного восстания назывались хиппи политическое движение было известно как новые левые. К предпосылкам молодёжной контр- культуры х в США относят рост численности студентов (с 1950 погоды численность студентов колледжей больше чем удвоилось, достигнув приблизительно 5 миллионов) и распространение рок-музыки, которая популяризировала более свободные альтернативные культурные стандарты, ценности и идеи. Движения за гражданские права ив защиту мира предали гласности неудачи существующей системы. Благодаря более либеральным методам воспитания детей выросло поколение, знакомое со свободой средства массовой информации познакомили массы молодёжи с богемным стилем жизни. Ещё в е годы произошла молодёжная революция, после которой изменился стиль поведения её символами были раскре- пощённые девицы, джин и джаз. Спутниками контркультуры стали длинные волосы, наркотики и рок-музыка.
    Контркультурой называют также субкультуру, которая стремится разрушить основные ценности национальной (доминирующей) культуры, снижая уровень гуманности и цивилизованности, например, субкультуру криминальную.
    Субкультуры выполняют в рамках общей культуры две важнейших функции.
    69

    Во-первых, они помогают людям устанавливать и осуществлять взаимодействия с другими людьми, с обществом в целом, включаться в общество, в его культурную жизнь (инкорпорировться). Субкультуры предлагают конкретные способы решения ряда социальных и других проблем, порождаемых противоречиями данного общества. Поэтому говорят об адаптивном характере субкультур. В тоже время субкультура позволяет человеку осознать своё место в обществе, свою культурную идентичность, отличить себя от других.
    Во-вторых, субкультуры при всей их относительной отдельности, изолированности в рамках доминирующей культуры всё же взаимодействуют с ней, становятся известны большому числу людей, принадлежащих иным субкультурам. При этом может произойти усвоение некоторых ценностей, норм, черт определённой субкультуры представителями других субкультур, так что в конце концов эти ценности и особенности воспринимает доминирующая культура. Субкультура, таким образом, может влиять на доминирующую культуру, изменять е. В этом смысле субкультуры являются источниками развития, обновления доминирующей культуры. В современной России эти процессы тоже идут. Правда, не всегда обновление можно считать безусловно благотворным например, распространение ряда элементов субкультуры криминального мира
    (деликвентной, этически и эстетически сниженной, примитивизиро- ванной контркультуры).
    3.3. Массовая и элитарная культура

    Достаточно широко известны субкультуры, которые выделяются по признакам творческого вклада их носителей в развитие культуры, а также по развитости и сложности создаваемых и потребляемых культурных ценностей. Понятно, что способностями к интенсивному творчеству в любой сфере культуры, в любой деятельности, одарены далеко не все люди.
    Ещё меньшему количеству удаётся реализовать такие способности и таланты. Соответственно и ощущать потребность в освоении так называемой высокой или классической культуры, прежде всего, искусства, а также науки, юриспруденции, профессиональной политики, религии, философии дано тоже далеко не самой большой части любого общества. Исследование, проведённое во Франции в е годы, показало, что среди посетителей музеев 1 процент составляли сельскохозяйственные рабочие, 4 процента рабочие промышленности процентов ремесленники и торговцы, остальные – служащие с высшим образованием и представители более высоких социальных классов. В современной России (как, впрочем, ив бывшем СССР) ситуация примерно такая же. Достаточно вспомнить, какой процент населения (в том числе и среди студентов нехудожественных вузов) постоянно посещает концерты симфонической и камерной музыки, художественные выставки, театры, читает классическую литературу, занимается научными исследованиями и разработками. Принято называть носителей высокого творческого потенциала, лидеров, крупнейших специалистов в каком-то деле, активных собственников и политиков элитой общества, а остальных людей, главным образом потребляющих культуру, ноне создающих е, – массой Элита имеет высокие нравственные и эстетические стандарты, она – основной мотор общественного прогресса. Именно элита способна осуществлять нетривиальные подходы к проблемам, критично относиться к устоявшимся нормами стандартам, предлагать новые. Главным вкладом элиты в культуру, в жизнь общества является в конечном счёте, как пишет А. Флиер, организация и упорядочение жизни. Отсюда представление о культурах (по сути, суб- культурах) массовой и элитарной. Важно отметить критерием различения выступает не количественное соотношение названных общественных группа их участие в культурной жизни, характер предпочтений в культуре, в образе жизни и поведении. Численность массы и элиты – всего лишь следствие сущностных особенностей этих групп. Элитарная культура

    Участие в культурной жизни, вклад в культуру и т.п. связаны с деятельностью, осуществляемой носителями субкультур. Разделение на массу и элиту определяется тем, что элита владеет знаниями и творческими умениями, недоступными большинству других, часто властью и богатством, и потому ощущает своё положение над массой. Данное разделение ведёт начало из глубокой древности человечества. Элита складывалась как жреческие и правящие группы, а также как торговые и финансовые сословия. Часто все эти функции выполнялись одной и той же общественной группой. Так, в древней Месопотамии (Шумере, Вавилоне) храмы былина- стоящими центрами ремёсел, деловой жизни, наблюдений за природой (прежде всего, звёздным небом. Известно, что храмы владели рабами, землёй и орудиями труда, а также нанимали мастеров. В тоже время храмы действовали как настоящие банки на сохранившихся клинописных таблицах содержатся многочисленные записи об отдаче земли в аренду, о предоставлении ссуд зерном, скотом, о ссудных процентах. Шумерские жрецы изобрели контракт как юридическую форму деловых отношений. Сверхбогаты были и храмы древнего Египта. Они владели большой долей обрабатываемой земли (до 15 процентов, собирали свои налоги, получали десятую часть военной добычи. Жрецы участвовали в управлении страной, влияя на решения фараонов. Параллельно развивалось торговое сословие, причём в Вавилоне и Финикии купеческая верхушка соперничала богатством и властью со жрецами и вельможами.
    Позднее элита продолжала существовать как аристократия, правители (в том числе вельможи, высшие чиновники) и клир. В средние века в Европе в состав элиты входит рыцарство. Оно считает себя истинной аристократией, оно властвует в европейских государствах и создаёт новую систему ценностей, заменившую многие старые составляющие европейской культуры. Именно на основе рыцарской субкультуры возникают представления о патриотизме, выходят на ведущие места дух жертвенности, стремление к справедливости, к защите слабых, кардинально меняется представление о любви между мужчиной и женщиной, само место и статус женщины в обществе. К концу средневековья к ней постепенно приближаются финансисты, удачливые торговцы. В новое время всё более заметную роль начинают играть представители буржуазии. Субкультуры элиты и массы различаются возможностями, которыми располагают названные общественные группы. В частности, коллекционирование произведений искусства ещё на заре цивилизаций стало символической демонстрацией богатства и власти, отличительным признаком элиты. Властители любили окружать себя великолепием, подавлять подданных роскошью, важную часть которой составляли коллекции произведений искусства. Позднее сюда стала добавляться грамотность, поскольку письменные документы показали свою высочайшую эффективность в экономике, в политическом управлении, в религии, науке и финансах. На этой основе возникло коллекционирование литературы. Постепенно традиции собирания произведений искусства и литературы стали приобретать самостоятельную ценность, переставая быть только признаком элитности и доставляя владельцам коллекций эстетическое наслаждение. Однако доступность таких коллекций простонародью, массе очень долго была крайне ограниченной. Собирание книг не было так тесно связано с аристократией, как коллекционирование живописи, скульптуры, ювелирных шедевров и т.п., включая дворцы. Грамотность долгое время не входила в число добродетелей, необходимых аристократам. Известно, например, что император Священной Римской империи Карл Великий только в
    72
    весьма зрелом возрасте с трудом овладел чтением, письму же таки не научился. Библиотеки были принадлежностью учёных и тех людей, чья работа требовала образованности (священники, чиновники, в наши дни – учёные, профессионалы-специалисты). Собрания рукописей существовали ещё в древнем мире, и система государственных и школьных библиотек была в Риме. Но сеть общественных библиотек сформировалась только начиная с середины ХIХ столетия.
    Природа коллекционирования искусства изменилась в эпоху индустриализации и демократических революций, которые начались со второй половины Х столетия. Художественные коллекции, которые прежде принадлежали монархам, привилегированным классами церкви и редко открывались публике (за исключением общедоступной части церковного искусства, стали в большинстве европейских стран общественными музеями. Однако разрыв между массами населения и элитными группами не исчез и даже не так уж сильно сократился. Прежде всего, создавать культурные ценности могут всё же далеко не все. Не говоря уже о таких продуктах, как научные теории и открытия, очевидно, что и художественное творчество доступно не всем, особенно в таких видах, как симфоническая музыка, живопись, литература. Кроме того, и для восприятия произведений высокого искусства нужна определённая подготовка, тем более серьёзная, чем более новаторским является произведение. Потребность в ценностях высокой культуры тоже приобретает вовсе не большинство. Сегодня элитные группы как рази включают тех, кому доступно творчество и восприятие ценностей высокой культуры. Для массы эти ценности обычно кажутся чересчур сложными, часто даже скучными и потому ненужными.
    О существовании элитных групп в обществе писал ещё Платон. Позднее пытались научно осмыслить соотношение и взаимодействие элиты с массой в обществе философы А. Шопенгауэр и Ф. Ницше.
    В своей книге Мир как воля и представление (1844) А. Шопен- гауэр пишет, что общество состоит из людей гения (тех, кому доступно эстетическое созерцание и художественное творчество) и людей пользы (способных только на работу под руководством других, материально полезную. Ф. Ницше в известных работах Рождение трагедии из духа музыки (1872), Человеческое, слишком человеческое, Веселая наука (1872), Так говорил Заратустра»
    (1884) представляет человека элиты как сверхчеловека. Сверхчеловеку Ф. Ницше занимает привилегированное положение в обществе и обладает выдающейся чувствительностью к искусству
    В ХХ веке концепцию элиты разрабатывали многие известные философы и социологи, в том числе В. Парето, Г. Моска, Ч.Р. Миллс и др. В 1925 году появилась небольшая книга испанского мыслителя Х. Ор- теги-и-Гассета Дегуманизация искусства. В ней проводился тезис, что новые, возникшие во второй половине ХIХ и начале ХХ веков формы искусства обращены не к массовой публике, а к избранной, к элите. При этом новое искусство призвано уводить людей от реальной жизни, его основой является дегуманизация. Искусство ХХ века сознательно разделяет публику на способных к его восприятию и на остальных, к этому неготовых. Правда, вхождение в элиту, пишет Ор- тега, определяется не аристократическим происхождением и не принадлежностью к привилегированным слоям общества, а природными задатками, «божиим даром. Только элита обеспечивает общественный прогресс, поэтому именно ей адресовано искусство. Эти иди продолжают концепцию чистого искусства или искусства для искусства, которая представляет собой полемическое преувеличение особенностей элитных групп. В России на рубеже ХIХ–
    ХХ веков такие идеи активно пропагандировало объединение Мир искусства, на Западе – многие творцы авангардного искусства.
    Традиционная связь высокого искусства и собраний произведений искусства с классовыми привилегиями привела некоторых революционеров и авангардистов ХIХ и ХХ столетий к выводу, что учреждение демократической культуры требует разрушения памятников аристократической культуры, собранных в музеях, и самих музеев как хранилищ этого типа культуры. Массовая культура
    Массовая культура – в самом широком смысле субкультура самих широких слоёв населения, близкая так называемой народной культуре, то есть культуре сельского населения, из которой она произошла. В достаточно далёком историческом прошлом, когда сельское население было повсюду абсолютно преобладающим, именно в массе крестьян складывались мифы, возникали мелодии и тексты песен, танцы, сказки, саги, былины, легенды, пословицы и т.п., причём авторство не фиксировалось, асами произведения передавались из поколения в поколение, составляя фонд народной культуры. Именно этим объясняется известное высказывание о том, что музыку создаёт народа композиторе только аранжирует. Это фигуральное высказывание в бывшем СССР цитировалось как догма. После разделения западной культуры на сельскую и городскую, когда стало фиксироваться авторство, когда художественное и вообще культурное творчество профессионализировалось, положение изменилось. Практически все культурные ценности стали создаваться профессионалами, причём начиная с Возрождения ив новое время эти профессиональные творцы тоже стали элитой. С этого времени массовая культура стала культурой той части общества, которая сама непосредственно культуру не создаёт, а только потребляет. Нов ХХ веке термин массовая культура приобретает новое содержание. Это связано сформированием индустриального массового производства и с широким распространением технических средств массовой коммуникации. Телефон, радио, кино, фотография, телевидение, в последние полвека компьютерная техника и Интернет стали основой совершенно нового образа жизни как раз самых широких масс населения. Массовое производство сделало доступными для всех работающих материальные блага, которыми ещё в ХIХ веке пользовались только очень богатые люди жильё, одежда, питание, возможности дальних поездок, транспортные средства Средства массовой коммуникации также резко повысили доступность искусства, науки, образования. К тому жена Западе повысился уровень здоровья, заметно выросла продолжительность жизни. Резко сократилась численность сельского населения (примерно до 5% в США, а сельским жителям стали также доступны все блага городской жизни. Правда, изготовленные в массовом количестве блага (дома, мебель, одежда, домашние вещи, автомобили и т.п.) должны быть с необходимостью стандартными, одинаковыми или почти одинаковыми для всех.
    Культурные (и социальные) последствия оказались неожиданными. Поначалу отмеченное повышение материального уровня жизни, резкое усиление возможностей освоения всех ценностей культуры всеми слоями и группами населения было воспринято социологами и политиками в западных странах как возможность демократизации культуры и всей культурной жизни. Однако оказалось, что массовое потребление стандартных благ привело к стандартизации потребностей, мод и вкусов. Произошло так называемое омассовление образа жизни и потребления. Появились массовые моды на одежду, на продукты питания, массовые политические партии, массовые вкусы во всём, начиная с развлечений и художественных впечатлений, – так называемая массовая культура, массовое искусство. Выяснилось, что те самые широкие массы вовсе не желают (часто и не могут) поголовно приобщаться к ценностям высокой культуры получать учёные степени, читать Достоевского,
    Джойса и Кафку, слушать Палестрину, Баха и Шостаковича и коллекционировать произведения высокого искусства. Массовое искусство воплотилось в кинофильмах, телевидении, массово-периодической беллетристике (глянцевые журналы, женские романы и детективы, телесериалы типа бразильских и аргентинских, записанная развлекательная музыка, общедоступные боевики, мелодрамы и триллеры в кино, мюзикл в театре, комиксы и т.п.). Высокая, или серьёзная, культура, которая стала доступной благодаря новой технике массового воспроизводства, в массовой культуре оказалась сниженной до череды популярных хитов, которые скрыли реальную сложность искусства. Большая часть новой музыки и пьес, которые были созданы для кинофильмов и радио, а позже для телевидения, по сравнению с классическими образцами были мелкими. Культура, став демократической, стала слишком легкой. Общедоступность культурных ценностей и массовое потребление облегченной, сниженной культуры привели к изменению самосознания масс, которое ярче всех описал в философском эссе Восстание масс (1939) уже упоминавшийся Х. Ортега-и-Гассет. Он писал, что масса – это множество средних в буквальном смысле, заурядных людей, посредственностей. Среди их главных отличительных черт стремление … сделать игру и спорт своим главным занятием всеми средствами, от гигиены до гардероба, культивировать собственное тело не допускать романтизма в отношениях с женщинами делить досуг с интеллигентами, в душе презирая их и с радостью отдавая на растерзание лакеями жандармам предпочитать абсолютную власть демократическим прениями т.д. и т.п.» Восстание масс // Х. Ортега-и-Гассет. Эстетика. Философия культуры МС. Благодаря демократическому строю общества и высокому уровню материального потребления люди массы ощущают себя совершенными. В ХIХ веке цивилизация позволила среднему человеку утвердиться в избыточном мире, воспринятом как изобилие благ, ноне забот. Он очутился среди сказочных машин, чудодейственных лекарств, услужливых правительств, уютных гражданских прав. А вот задуматься о том, как непросто создавать эти машины и лекарства и обеспечивать их появление впредь и как шатко само устройство общества и государства, он не успели, не заботясь о трудностях, почти не ощущает обязанностей (Там же, с. 336–
    337). Поэтому заурядные души, не обманываясь насчёт собственной
    76
    заурядности, безбоязненно утверждают своё право на неё и навязывают её всеми всюду (Там же, с. Предприимчивые люди быстро поняли, что массовое потребление искусства и модных вещей может стать источником больших прибылей. Возникла настоящая индустрия развлечений. К тому же выявилась высокая эффективность рекламы потребительских товаров, подаваемой вместе с развлечениями. Поэтому контроль над массовой культурой в значительной степени перешёл в руки рекламодателей и производителей лёгкой, сниженной культуры, предназначенной только для выкачивания денег из карманов массы. Вместе стем субкультура масс, массовая культура, есть нечто большее, чем просто средство развлечения и отдыха. Массовая культура отвечает потребностям массовой аудитории, обеспечивая эмоциональную компенсацию, возможности релаксации, развлечения, игры. Массовая культура предоставляет людям эстетические впечатления. Массовая культура сохраняет связи с так называемой народной культурой, то есть традиционными, возникшими в далёком прошлом пластами земледельческой культуры. Лучшие образцы массового искусства соответствуют высоким требованиям профессионального мастерства. Отмечается своеобразный обмен между высокими массовым искусством, когда создатели сложных форм используют находки массовой культуры, а массовые аудитории воспринимают произведения, например, симфонической или камерной музыки, во фрагментах и облегченных переложениях. Массовая культура способствует демократизации общества. Ее нельзя рассматривать как контркультуру, это, скорее, среда для высокого искусства и элитарной культуры. Модель культуры
    Одним из вариантов выделения форм культуры является простая модель, вытекающая из определения культуры Э.А. Орловой (см. схему. Согласно этому определению, культура есть процесс реализации потенций человека потенции же реализуются в деятельности. Вся деятельность современного человека подразделяется на виды, не требующие специальной подготовки (обыденная деятельность, соответственно обыденная сфера культуры) и такие, которыми можно заниматься, только став профессионалом (специализированные виды деятельности, сферы культуры. Столкнувшись с проблемой входе обыденной деятельности, человек обращается к специалистам, профессионалам, то есть к услугам специализированных сфер. Таким образом, можно выделить два уровня культуры – неспециализированный и специализированный. В свою очередь, специализированный уровень культуры понятным образом разделяется на так называемые специализированные сферы культуры на основании общепринятых представлений об общественном разделении труда. Это и зафиксировано в схеме модели культуры. Стрелки символизируют постоянный обмен культурной информацией между всеми сферами и уровнями культуры. Благодаря этому обмену осуществляется взаимодействие между всеми составляющими культуры, их взаимовлияние, в результате которого все компоненты культуры могут изменяться. Привычное разделение культуры на материальную и духовную в данной модели не применяется, поскольку в принципе мало что дает для познания культуры. Любой культурный объект, любое явление культуры всегда включает в себя и материальные, и духовные компоненты, разделить которые зачастую очень трудно. К тому же такое разделение не имеет значения для изучения культуры в её динамике. Модель не претендует на универсальность и единственность. Её несомненными достоинствами являются высокая эвристичность и легко понятное выведение из принятого определения, логичность внесения организованности в бесконечно сложный феномен культуры, что крайне важно для целей образования

    79

    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   ...   25


    написать администратору сайта