Главная страница
Навигация по странице:

  • 1.7.7.1. Что такое миф

  • 1.7.7.2. Мифология Мифология

  • Культурология


    Скачать 1.61 Mb.
    НазваниеКультурология
    АнкорLaletin
    Дата09.02.2020
    Размер1.61 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаlaletin.pdf
    ТипДокументы
    #107747
    страница5 из 25
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   25
    1.7.6. Понятие символа. Символ в культуре
    Один из наиболее характерных инструментов культуры – символ. С символами встречаются в реальной жизни все. Однако следует согласиться с мнением, что это – понятие многозначное, всё ещё недостаточно прояснённое. Вот как определяет символ Британская энциклопедия символ коммуникационный элемент, предназначенный для того, чтобы просто представлять или замещать собой какой-либо комплекс, человека, объект, группу или идею. Символ может быть представлен графически, как крест для христианства, красный крестили полумесяц для медицинских учреждений и организаций в христианских или мусульманских странах персонифици- рованно, как человеческие фигуры Марианны, Джона Булла и дяди Сэма, символизирующих соответственно Францию, Англию и США он может включать в себя или полностью состоять из букв, как буква К для химического элемента калия наконец, он может быть назначен произвольно, как математический символ бесконечности или символ $ для доллара. Иначе говоря, символ должен вызывать ассоциации с чем-либо или представлять что-либо. Для одних символов способность символизировать, то есть представлять что-либо иное, основана на естественном сходстве крупные хищники исстари символизируют силу, власть. Другие символы приобрели такую способность благодаря договоренности, соглашению между людьми, это относится, например, к государственным флагам большинства стран. Символ в культуре используется широчайшим образом в науке и образовании (оптимизация понимания и описания различных объектов, фиксация информации, свертывание информации, воспитании и обучении, в магии, в религиозных культах, в повседневной жизни (например, дорожные знаки, обозначения входа и выхода) и т.п. По-видимому, древнейшими прототипами современных символов были фетиши.
    По мере развития культуры сферы применения символов, как и их множество и формы, постоянно меняются. Соответственно трансформируется и их роль, значение в жизни общества. Можно полагать, что с самого начала становления общества и человека в условиях крайнего дефицита знаний о мире, в рамках мифологического мировоззрения, количество символов и их значение для выживания и жизни древнего рода (позднее – племени, нома или полиса) постоянно возрастали. В древнейшую эпоху уже были найдены многие наиболее значимые и популярные символы, которые впер- воначальной или трансформированной форме дожили до нашего времени и продолжают функционировать в самых различных сферах деятельности, прежде всего, в религиозной, вообще в регуляции общественной жизни ив управлении. Это общеизвестные религиозные символы (у христиан – иконы, кресты, распятия, хлеб и вино евхаристии и проч, государственная символика (флаги, гербы, короны, регалии власти монарха, государственные гимны, государственные печати, униформа правительственных и других государственных служащих и т.п.
    Развитие технологии, науки приводят к появлению рационализма и расширению его влияния в жизни общества. Рационализация культуры, всего общественного бытия ограничивает сферу применимости символов в культуре. По мере распространения рационализма функции символов остаются востребованными в постоянно сужающемся пространстве деятельности. Все чаще и больше символы эволюционируют в знаки, воспринимаемые чисто формально. Этот процесс завершился в так называемых точных науках ив модернизированных обществах, особенно в странах западной культуры. Люди при этом пользуются различными знаками, указателями, эмблемами, не задумываясь о том, что эти изображения могли быть ранее символами. Поэтому в различных конкретных ситуациях одни и те же артефакты функционируют в качестве либо символов, либо обычных знаков. Например, государственный флаг может просто обозначать, какой стране принадлежит определенный объекта может восприниматься как символ соответствующего государства. Тогда его могут, например, сжигать в знак ненависти или оскорбления или, наоборот, рисковать и даже жертвовать собственной жизнью ради его спасения.
    Необычайно важны символы в тех сферах жизни и деятельности, где присутствуют иррациональные компоненты. Это оккультные практики, религиозные культы, художественная культура (и прежде всего искусство, а также те области бытия, которые связаны с общественными и личными чувствами и эмоциями (отношения полов, патриотизм, национализм и т.п.). Общеизвестны символы в сферах деятельности, связанных с государственным управлением, функционированием государства, с организацией и упорядочиванием общественной жизни, вообще с властью в обществе. Следует, видимо, согласиться с известной идеей, что власть имеет в своих основах компоненты сакральные, иррациональные (см, например, Н. Бердяе- ва). Именно эта специфика власти определяете потребность в символах. Здесь посредством символов часто осуществляется удостоверение, подтверждение, легитимизация статуса представителей власти, то есть демонстрация и обоснование права управлять, принимать решения и требования подчиняться, выполнять приказы и распоряжения (различного рода аксессуары, мундиры, печати, знаки и т.п.). Символы же поддерживают связи между государством и обществом, группой, личностью, формируют через эмоции соответствующие установки и переживания (национальные и государственные флаги, цвета, эмблемы и проч. Механизм функционирования символов здесь опирается как раз на иррациональную сферу, на магическую по существу веру в тождество символа итого, что он символизирует. Символы, наконец, органично входят в картину мира, выполняют мировоззренческие функции. В этом качестве они также составляют важную часть культуры, регулируют поведение людей. Миф в культуре

    Одной из древнейших составляющих любой локальной культуры является система мифов. Возникая входе реализации одной из важнейших потенций человека, воображения, мифы выполняют в обществе многие важные функции, в значительной степени определяя мышление и регулируя поведение людей. КГ. Юнг считал, что мифы составляют содержание коллективного бессознательного в любом обществе. Мифы являются разновидностью иллюзий. Они могут возникать спонтанно и создаваться целенаправленно для манипуляции сознанием и – через него – поведением людей.
    1.7.7.1. Что такое миф?
    Слово миф происходит от греческого «mythos», которое в глубокой древности обозначало слово, высказывание, историю, фикцию. Миф всегда связан с религиозными ритуалами и верованиями. Это рассказ, автор которого чаще всего неизвестен. Миф обычно объясняет обычаи, традиции, веру, социальный институт, различные феномены культуры или явления природы, опираясь на якобы фактические события. Мифы повествуют, например, о начале мира, о том, как были созданы люди и животные, откуда и как произошли некоторые обычаи, жесты, нормы и т.п. Мифы предлагают модели человеческого поведения, социальных институтов или универсальных обстоятельств.
    Действие мифических сюжетов разворачивается вином времени, чем обычное. Это другое время. Иное и пространство, в котором действуют персонажи мифов. Сами персонажи необычны это – боги и подобные им сверхъестественные существа все, что происходит, часто необычно и волшебно. Мифы религиозны.
    45
    Мифы похожи на сказки, их часто путают. Однако это разные вещи. Миф не подлежит сомнению, в его истинность верят. Пока миф остается мифом, люди поклоняются богам, о которых он повествует. Так называемые народные сказки – это те мифы, которые остались в памяти людей после того, как исчезла вера в истинность данных мифов, они перестали входить в религию, а представленным в них богам перестали молиться. Поэтому такие мифы начинают воспринимаются как выдумки, забава, то есть становятся сказками.
    Мифы часто классифицируют по их тематике. Наиболее распространены космогонические мифы, мифы о культурных героях, мифы о рождении и воскрешении, мифы обосновании чего-либо. Мифы о рождении и воскрешении рассказывают, что можно воскреснуть после смерти, что время может пойти вспять, что человек превращается в иные существа. В мифах о наступлении идеального общества (милленнаристские мифы) или явлении спасителя мессианские мифы) темы воскрешения и возобновления объединены с эсхатологическими. Милленаристские и мессианские мифы найдены в племенных культурах в Африке, Южной Америке и Меланезии они содержатся в мировых религиях – иудаизме, христианстве, исламе. Мифы основания описывали основание городов. Они зародились около хи х тысячелетий до н.э., когда возникали первые города. Примеры мифов обосновании миф о Гильгамеше (Вавилон) и о Ромуле и Реме в Риме. Мифотворчество – свойство человеческого сознания вообще. Миф формируется в исходных формах в подсознании и сознании человека, он близок к его биологической природе. Миф возникает на основе способностей (потенций) человека верить и воображать, фантазировать. Когда нет объективных, рациональных оснований, человек верит благодаря эмоциям, авторитету, подражанию и т.д. Благодаря фантазии и воображению можно объяснить самые различные явления и процессы в природе ив обществе, присвоить различным предметами явлениям символические смыслы. Мифологическое сознание неспособно критически относиться к себе и к содержанию мифа, оно не понимает, что миф сотворен людьми в определённом обществе. К тому же мифологическое сознание просто не воспринимает того, что не отвечает содержанию мифа или прямо ему противоречит. Общая универсальная чертами- фологии – нетерпимость к борьбе мнений в обществе. Процесс сотворения мифа начинается, когда человек осознает необходимость или неизбежность чего-либо или когда у него возникает острое желание что-то изменить в окружающем мире. Но из-за недостатка знаний о мире ему для осуществления этих желанных изменений приходится полагаться, главным образом, на воображение, вымысел, на фантастическую картину реальности. Мифология, миф – это специфические образы, иллюзорная модель подлинной реальности. Иными словами, миф является символической, превращенной формой действительности, одной из символических форм культуры, создаваемой воображением и переосмыслением реальности, подобно созданию искусства
    (См.: Cassirer. Le myth de l'Etat. P. 7–12.). Миф, мифологическое мышление и мифологическое восприятие мира появляются потому, что человек верит в определенную структуру бытия (мира. Такая вера опирается на случайные наблюдения и факты, из которых с помощью воображения и фантазии делаются столь же случайные сопоставления и выводы на этой базе устанавливаются далеко не всегда достоверные, чаще всего фантастические связи между явлениями и процессами бытия. При этом связи и взаимодействия определяются не через законы природы и общества, а сверхъестественным образом, через иное пространство, с помощью сверхъестественных, иррациональных сил. Познание такого мира возможно только посредством мистики. В нем неизбежна магия.
    1.7.7.2. Мифология
    Мифология – это термин, который обозначает, во-первых, совокупность мифов, созданных определенной локальной культурой и определяющих жизнь людей в этой культуре во-вторых, науку о мифе. Мифы изучают ученые многих областей знания. Для этого используются материалы истории, археологии, антропологии и других дисциплин. Мифология как научная дисциплина позволяет уточнять, углублять и расширять исследования в других науках, прежде всего гуманитарных, например, лингвистике и психологии. Материалы мифов часто служат указаниями для исторических и археологических исследований. Мифология как собрание мифов очень заметно влияет на художественную культуру. Греческие мифы, переработанные и усвоенные римлянами, были источником вдохновения в европейской философии, литературе, других видах искусства вплоть дота- ких поздних периодов, как Возрождение и период романтизма. Языческие европейские племена создали иные мифы, несли другие традиции. Когда эти племена стали частью христианского мира, элементы их мифологий продолжили свое существование в качестве фольклорной основы различных европейских культур. В России, например, широко известны такие персонажи, как домовые, лешие, русалки, баба-яга, а сейчас и гномы, феи, эльфы, гоблины и т.п.
    Интерес к мифу стимулировали Просвещение и романтическое движение европейской культуры нового времени. В это время началась разработка теории мифа. Хотя Просвещение подчеркивало рациональную сущность человека, оно стремилось познать все проявления культуры, включая религию и мифологию. Ученые Просвещения пытались придать смысл мифическим историям, которые кажутся иррациональными и фантастическими. Одновременно с зарождением теоретической мифологии возникли систематические дисциплины, посвященные изучению мифов социальная и культурная антропология, история религий. Ученые пришли к соглашению, что мифы ранних исторических периодов следует исследовать вне западной традиции они начали связывать изучение мифа с более широким пониманием культуры и истории. В частности, распространение умонастроений романтизма привело к пониманию древних индоевропейских мифов как важного интеллектуального и культурного наследия. Пришло понимание того, что миф как способ размышления и восприятия в свое время был важнее рационального постижения действительности. Сегодня к мифу обращаются во многих университетских дисциплинах – антропологии, истории, психологии, истории религий, политической науке, структурной лингвистике.
    Миф как форма познания противостоит разуму или логосу, которые обозначают рациональный и аналитический способ достижения верного отображения действительности. Еще античные греческие философы Ксенофан, Платон и Аристотель, возвеличивающие разум, остро критиковали миф. Только через критику мифа они видели верный путь познания действительности. В иудео-христианской традиции понятие истории противопоставлено мифу. Однако в еврейской и христианской концепции Бог сам существует вне обычного времени и пространства, то есть не имеет истории, но познается в пределах человеческой истории и общества (так, Бог был явлен Моисею в Египте фараонов. Вместе стем различия между разумом и мифом и между мифом и историей хотя и фундаментальны, никогда небыли абсолютными. Аристотель указывал, что в ряде раннегреческих произведений миф и логос частично совпадают, пересекаются. Платон использовал мифы как аллегории и как литературный прием для развития аргумента. Миф, логос и история совпадают во введениях к Евангелию
    48
    от Иоанна ив Новом Завете. Здесь Иисус Христос изображается как Логос, который явился извечности в историческое время. Ранние христианские богословы, пытаясь понять откровения христианства, обсуждали роль мифа и истории в библейском повествовании. В понимании отношений между мифом и знанием наблюдаются две главных ориентации. Первая – исследует миф как феномен интеллектуальный и логический. Вторая – изучает миф сего образной, интуитивной стороны как способ восприятия, отличный от рациональных, логических видов познания, или как предшествовавший рациональному знанию в интеллектуальном развитии человечества. Миф и психология
    Один из отцов британской антропологии, сэр Эдвард Бернетт
    Тайлор, полагал, что миф в архаичных культурах был основан на психологическом заблуждении и ошибочном логическом выводе — на отождествлении или перепутывании субъективной и объективной действительности, реальности и идеала. Тайлор полагал, что миф, будучи нелогичным, имел моральную ценность. Позднее были высказаны предположения, что миф в архаичных культурах возник как результат эмоциональных реакций людей на окружающую их среду. Эти реакции выражались в ритмичных жестах, которые развивались в танец и ритуал, включавший рассказывание мифов. Публичное изложение, исполнение мифов составило речевую часть общественных ритуалов.
    Представители глубинной психологии нашли в мифе материал для выявления структуры, порядка и динамики как психической жизни индивидуумов, таки коллективного бессознательного. З. Фрейд использовал темы древних мифологических структур, чтобы иллюстрировать конфликты и динамику бессознательной психической жизни (например, в его комплексах Эдипа и Электры). Карл Юнг собрал большой корпус мифов, созданных в самых разных культурах во всём мире. Он дал этим мифам психологические интерпретации, увидев в них свидетельство существования коллективного бессознательного, то есть такого содержания бессознательного (бессознательной психической жизни, которое разделяется всеми в данном обществе. Юнг разработал концепцию архетипов древнейших культурных образцов (паттернов), которые содержатся в коллективном бессознательном, попадая туда из мифов. Архетипы воздействуют сразу на эмоции и идеи, выражаясь в поведении и образах. Архетипы проявляются в снах. Сон, указывали
    49
    эти психологи, многими своими деталями напоминает рассказывание мифа в культурах, в которых миф все ещё выражает тотальность жизни. И Юнги Фрейд рассматривали сны как выражения структуры и динамики жизни бессознательного.
    В свою очередь, теории Фрейда и его последователей были применены для интерпретации архаичных мифов и религии, вообще для объяснения развития человеческой культуры. Наиболее всестороннее изучение мифов в перспективе глубинной психологии сделано американским ученым Джозефом Кэмпбеллом. В Масках Бога (1959–1967) он объединил понимание глубинной психологии прежде всего Юнга, теорий культурной диффузии и лингвистического анализа, чтобы сформулировать общую теорию происхождения, развития и единства всех человеческих культур. Функции мифа в обществе

    Результаты исследований мифологии позволяют утверждать, что миф выполняет в обществе весьма важные функции. В архаических сельскохозяйственных обществах мифы и обряды настолько глубоко пронизывают всю жизнь и мышление людей, что вся культура в целом приобретает религиозный и мифический характер. В культурах древнего Ближнего Востока, одних из самых ранних сельскохозяйственных обществ в человеческой истории, образное мифическое восприятие растений было практическими философским обоснованием для их одомашнивания. Само сельское хозяйство стало частью восприятия как космического порядка, таки структуры общества. Мифы, таким образом, служат основанием для понимания характера природы и общества. Школа, идущая от английской традиции в антропологии, подчеркивает объяснительные функции мифа чтобы объяснить божественным установлением соотношение между священной жертвой и природой вещей, чтобы оправдать перед простым людом сложившуюся иерархию социальных статусов как учрежденную божественным промыслом. По Малиновскому, в традиционных племенных обществах миф выражает, расширяет и кодирует верования. Миф в этих культурах сохраняет и предписывает этику, содержит практические правила поведения людей. Британский антрополог сэр Джеймс
    Фрэзер в своей работе Золотая ветвь (1890) первым отметил связь мифа с ритуалом. Его теория была затем развита для объяснения значения мифа в обществах, владеющих письменностью. Французская традиция, идущая от Дюркгейма, считает миф в большей мере выражением человеческой (индивидуальной или социальной) потребности. Дюркгейм пришел к выводу, что мифы возникают как чисто социальный феномен. Мифология конкретной локальной культуры выступает, функционирует как коллективное представление о мире в этой культуре. Мифы формируют (консти- туируют) моральную систему, космологию и историю. Мифы и происходящие от них ритуалы поддерживают и обновляют мораль, религиозные верования, сохраняя их в памяти общества. Иначе говоря, мифы поддерживают социальную природу человека. Они отражают, пусть и не буквально и неточно, космический порядок и организованность. На этой основе мифы придают законность порядку общественному.
    Французский лингвист Жорж Дюмезиль, который провел обширные исследования индоевропейских мифов в Индии, Греции, романских, германских, скандинавских и других культурах, выделил в этих мифах общую космологическую основу. Он обнаружил в каждой форме индоевропейского мифа трехчастную структуру наверху иерархии священник или правитель, в середине воины, в основании земледельцы, скотоводы и ремесленники. Эти классы соотнесены с космическими божествами, что и связывает структуры космоса и социума. Взаимосвязи, антагонизмы и конфликты названных трех классов драматизированы в нарративной (то есть существующей как рассказ) форме эпоса. Дюмезиль не утверждает, что все индоевропейские общества на практике обладали этой социальной структурой скорее она работает как архетипический язык, с помощью которого в пределах индоевропейских культур утверждаются фундаментальные идеалы. Немецкий философ Эрнст Кассирер присоединился к тем, кто утверждает, что миф вырастает из эмоций. Кассирер подчеркнул, однако, что миф неидентичен эмоции, из которой он возникает, а является выражением (объективацией) эмоции. В этом выражении или объективации абсолютное значение придается идентичности и основным ценностям группы. При этом в научных, технологических культурах Запада миф и мифические формы мышления и сейчас формируют глубинные основы культуры.
    В пределах этих подходов существует широкий спектр разнообразных точек зрения. В недавних работах теоретики попытались указать пути, которыми разделение вселенной в мифе объясняют отношение локальной культуры к миру вокруг нее и взаимосвязи людей в пределах этого мира ив тоже самое время служат их символами. Мифы, таким образом, начиная с ранних этапов развития культуры являются основанием и средством понимания характера
    51
    природы и общества. Миф входит в механизмы самоорганизации общества. Естественный архаический мифа затем и его современные формы связывают индивида и коллектив. При этом в древних обществах миф осуществлял данную связь так, что индивидуальной свободы не существовало. Миф и ритуал, к которому он обычно привязывается, не только объясняют, но становятся свидетельствами и подтверждениями культуры, посредством которой поддерживается социальное единство.
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   25


    написать администратору сайта