Культурология
Скачать 1.61 Mb.
|
1.2. Синкретизм – важнейшая особенность первобытной культуры Можно уверенно утверждать, что на протяжении бóльшей части каменного века состав культуры был предельно прост – вся культура находилась на неспециализированном уровне и состояла только из обыденной культуры. Каждый член первобытного рода изначально знали умел всё, что знали и умели делать все его сородичи, так что специалистов там не было, или, что тоже самое, все были специалистами. Разделение труда очень долго ограничивалось только членением на основе половозрастных различий. Каждый член первобытного рода в равной мере участвовал в ритуалах, в хозяйственной деятельности и т.д. Только со временем появилась и стала возрастать дифференциация деятельности, которая в конце концов привела к выделению специализированных сфер культуры. Это отсутствие специализации, дифференциации определяло важнейшую особенность первобытной культуры – так называемый синкретизм. Поскольку каждый член первобытного рода выполнял все необходимые для жизни действия, то была недифференцированной деятельность, а потому недифференцированным было сознание и всё мировосприятие. Люди не выделяли себя из природы, воспринимая себя как часть целостного мира. Это подтверждается результатами многочисленных этнологических, антропологических исследований. Культурантропологи изучили картины мира многих племён и народностей, живущих сегодня в условиях каменного века, рассматривая их как своеобразные модели сообществ древних людей. Синкретизм до сих пор присущ культурам многих таких народностей и племён. Именно синкретизм лежит в основе первых попыток объяснить мир они основывались на мышлении по аналогии. Синкретично воспринимавшие мир неандертальцы рассматривали всё, что их окружало, как обычное естественное продолжение или расширение собственной группы, рода. Мир един, однороден, а значит, всё, что в мире есть, воспринимается как некие группы, род, просто отдельные люди, только имеющие другой облик. В остальном, кроме внешнего вида, они похожи на людей – имеют душу, общаются друг с другом и совсем миром на своём языке, подобно людям в первобытном роде. Такое мировоззрение называется анимизмом. Отсюда следуют многие важные моменты. С помощью анимизма можно объяснять происхождение в далёком прошлом отдельных родов и племён от фантастического первопредка, которым чаще всего оказывалось какое-либо животное или даже растение. Такого прародителя принято называть тотемом, а соответствующее мировоззрение тотемизмом Тотемные животные и/или растения становились объектами культа. Точно также оказывается возможным воображать, что отдельные деревья, реки, источники, камни, горы, рощи и т.п. тоже одушевлены и обладают возможностями влиять на события в мире, в жизни людей. Такие предметы, с которыми обращаются как с живыми и, более того, как со священными, называют фетишами, а соответствующее мировоззрение – фетишизмом. 90 На синкретизме же основана и другая обязательная составляющая первобытного менталитета – так называемая магия (см. выше. Синкретическое мироощущение не может не быть магическим если силы, явления и процессы природы воспринимаются как своеобразные люди, значит, сними можно договариваться и использовать их, применяя соответствующие процедуры. Анимизм и вера в магию прямо ведут к возникновению символов, мифов и мифологии (см. выше. Несомненна связь с анимизмом системы табу – запретов на определённые действия, формы поведения, виды пищи и т.п. и ритуалов. Табу и ритуалы выражали мировоззрение, определяли менталитет первобытного общества. Они определяли основные формы общественного бытия, социальных отношений, они связывали человека с окружающим миром. Архаические ритуалы тоже были синкре- тичны, они объединяли песнопения, танец и магические заклинания – прообраз молитвы. В тоже время они выполняли и некоторую обучающую функцию. Человек первобытного общества не располагал истинными знаниями о причинно-следственных связях в мире. Пытаясь объяснить себе мир, он заменял их воображаемыми, фантастическими, построенными как раз на анимистических, фетишистских и тотеми- стических представлениях. Так возникали мифы. Западноевропейские исследователи мифа, следовавшие греческой традиции философствования, давно отметили, что миф есть форма познания мира. В мифологическую картину мира органично вписывались магические взгляды и процедуры. В конце концов на этой основе возникают первые религиозные системы. Наиболее широко известна система мифов, созданных в античной Греции. Итальянский ученый Дж. Вико предлагал различать в развитии греческого мифа и религии четыре стадии. На первой природа обожествляется громи небеса становятся Зевсом, море – Посейдоном. На второй стадии боги появляются в результате освоения, одомашнивания сил природы Гефест – бог огня, Деметра – богиня плодородия (зерна. На третьей стадии боги воплощают гражданские институты и проявления цивилизации Гера, например, персонифицирует институт брака. Четвертая стадия выражена в тотальном очеловечивании богов, что отчетливо видно у Гомера. Наряду с этим, первобытный синкретизм и магия приводят к возникновению изобразительной деятельности, которая впоследствии породила искусство. Ещё в палеолите люди начали изготавливать 91 фигурки женщин – чаще всего без лица, с едва намеченными руками и ногами, иногда и без головы, нос гипертрофированным натуралистически точным изображением всего, связанного с продолжением рода. Эти фигурки часто называют палеолитическими Венерами», им по 20–30 тысяч лет. Первобытные художники исполняют росписи в пещерах Ласко, Нио, Альтамира (южная Франция и Испания, Ка- повой (Южный Урал, на которых изображены животные. В пещере Монтеспань в Пиренеях найдена глиняная фигура медведя без головы. Она вся истыкана, вне много раз втыкали круглые палки, видимо, дротики. Фигура окружена сохранившимися на глиняном полу следами босых человеческих ног. В пещере Тюк д'Одюбер находятся две глиняные скульптуры бизонов, также в окружении отпечатков босых ног. Предполагается, что вокруг этих фигур первобытные охотники совершали магические обряды с целью заколдовать объект будущей охоты. Изображение было как бы самим животным, вернее, его духом, фактически символом после магических обрядов само животное на охоте должно было позволить убить себя. Магические обряды представляли собой танец, имитирующий охоту. В глиняное изображение животного бросали дротики и поражали его луками, затем имитировали снятие шкуры и разделку туши. Нечто подобное антропологи наблюдали у современных примитивных племён. 1.3. Развитие первобытной культуры от палеолита к неолитической революции Темпы развития культуры в первобытном обществе, особенно впервые два – два с половиной миллиона лет, были необычайно медленны. Это связано ещё и стем, что в тоже время происходила и биологическая эволюция предлюдей. Археологи обнаружили, что формирование биологического облика человека шло одновременно по нескольким направлениям, так что, например, кроманьонцы достаточно долго существовали рядом с неандертальцами. Неандертальцы заметно отличались от кроманьонцев (значит, и от нас) мощной мускулатурой, формой черепа, массивностью – они походили на горилл. Почему и как исчезли неандертальцы, уступив место кроманьонцам, неизвестно. Другие линии биологических предков современного человека, особенно более ранние, ещё больше походили на обезьян. Однако первые, древнейшие каменные орудия, найденные археологами, были изготовлены именно ими. Они же научились пользоваться огнём (примерно 800–700 тысяч лет назад, хотя есть сообщения, что обнаружены остатки костров в геологических пластах 92 возрастом 1,4 миллиона лет, что имело важнейшее значение в культурном плане. Огонь защищал от холода его боялись хищники, так что появилась возможность их отпугивать поджигание травы использовалось вовремя загонных охот, чтобы направить животных на охотников наконец, огонь стали применять для приготовления пищи и, предположительно, при изготовлении орудий. Благодаря огню стало возможно заселение более холодных регионов. Около тысяч лет назад неандертальцы появились в Европе. Те же самые предлюди примерно 500 тысяч лет назад в Европе организовывали коллективные загонные охоты на слонов, 400 тысяч лет назад начали делать из ветвей укрытия от непогоды. Медленно, нов целом постоянно развивалась технология обработки камня, кости, дерева, других материалов. Разнообразилась деятельность, происходило становление и совершенствование труда, социальных отношений. Археологические находки позволяют судить, что неандертальцы заботились об инвалидах. Несомненно, развивался язык. Одновременно развивалось мышление, появлялись первоначальные представления о мире. Несомненно, важнейшую роль в этом играла способность (потенция) воображения, фантазия. Археологи обнаружили, что неандертальцы примерно 60 тысяч лет назад хоронили своих умерших сородичей. Они укладывали мёртвое тело на толстую подстилку из сосновых веток, в могилу бросали охапки или букеты цветов, причём большей частью таких растений, которые были целебны и/или съедобны. Некоторые из этих растений до сих пор используются в народной медицине. Иногда труп покрывался слоем красной краски (охры. Значит у неандертальцев появились какие-то представления о судьбе умершего после смерти, забота сородичей об умершем. Иначе говоря, поздние неандертальцы уже задумывались о жизни и смерти, выработали какие-то идеи о том свете. Примерно в тоже время неандертальцы устраивают в пещерах некие коллекции черепов и костей медведя, расположенных в определённом порядке. Это позволяет сделать вывод о зародившемся культе медведей. Следовательно, поздние неандертальцы начали размышлять, выражаясь сегодняшним языком, о трансцендентном. В настоящее время принято начинать рассмотрение первобытной культуры с рубежа примерно около 40 тысяч лет до нашей эры, то есть начиная с появления в Европе кроманьонцев. Примерно в это время изобретаются швейная игла, копьеметалка, гарпун, рыболовный крючок, жировой светильник с фитилём. 93 Время до го тысячелетия до нашей эры называют палеолитом. В это время происходит овладение огнем, зарождаются верования в трансцендентное. Появляются культовые женские статуэтки (палеолитические Венеры, наскальные росписи в пещерах Франции, Испании, Урала. Приручается собака. Период с 12 тысячелетия до н.э. по 7 тысячелетие до н.э. – среднека- менный век, или мезолит. В это время люди овладевают скотоводством. Люди научились шлифовать и сверлить камень, что позволило делать топоры на рукоятке. Появляются луки стрелы, лодки св сла- ми, рыболовные сети, волокуши. Люди начинают делать инструменты серпы) из кости и дерева, в которые вставляются небольшие (до 2,5 см) острые каменные лезвия – микролиты. На Ближнем Востоке появляется древнейший город – Иерихон (до 8 тысячелетия до н.э.). Уже в то время он был обнесён каменной стеной, по меньшей мере четыре метра высотой, с башней высотой приблизительно 8 метров. С 7 тысячелетия до н.э. по 4 тысячелетие до н.э. на Ближнем Востоке продолжался новокаменный век, или неолит (в Европе 5–3 тысячелетия до н.э.). В неолите повсеместно стала использоваться посуда из обожжённой глины (керамика, появились примитивные ткацкие станки, на которых стали ткать ткани из конопли, льна, шерсти. Широко распространилось сооружение землянок, а также домов из дерева, сырцового кирпича. Кремень начали добывать в шахтах. Зародилась металлургия (на Ближнем Востоке около 6 тысяч лет до н.э.) – сначала обработка самородной меди холодной ковкой. Этот период часто называют меднокаменным веком, или энеолитом В это время появились парус, лошадиная сбруя, гончарный круг, колесо. Люди накопили определённые знания о звёздном небе, начали выделять созвездия, составлять первые календари. Они овладели навыками лечения ран, переломов, вывихов, применения лекарственных растений. Появились также первые попытки считать, а также передавать информацию с помощью пиктографического (картиночного) письма. И самое главное в это время (на Ближнем Востоке первые проявления относятся уже к 9 тысячелетию до н.э.) происходит основополагающий процесс, подготовленный всем предшествовавшим развитием культуры, настолько важный, что его предложено называть неолитической революцией (В.Г. Чайлд). Сущность неолитической революции в переходе от хозяйствования присваивающего (охота, собирательство, рыболовство) к производящему, то есть к скотоводству и, главным образом, земледелию. Правда, длительность этой революции не десятилетия и даже не века, а десятки веков, но тем не менее, по сравнению с предшествовавшими сотнями тысяч лет этот 94 период достаточно краток, а итоги его поистине революционны. Входе неолитической революции изменился весь образ жизни людей и сама основа дальнейшего развития культуры человечество перешло кос длости. В результате появилась система постоянных поселений, некоторые из которых впоследствии стали городами. Именно города, как уже говорилось, являются центрами интенсивного развития культуры. Постоянное ускорение культурных процессов с этой поры становится заметными всё время усиливается. Появляются города восточнее Иерихона, в Шумере и Месопотамии, становится крупнейшим торговым центром Чатал-Гуюк, начинается освоение долины Нила. Этими заканчивается развитие первобытной культуры далее возникают рабовладение и первые великие цивилизации древности. Вопросы для самопроверки. Какие периоды принято выделять в первобытной эпохе. Что такое синкретизм. Счем связано начало изобразительной деятельности человека, какова её цель. Что такое неолитическая революция. Чем отличается хозяйствование потребляющее от производящего. Каковы основные формы религиозных верований первобытного общества 2. Культура первых великих цивилизаций древности Неолитическая революция осуществлялась неравномерно, и наиболее интенсивное процессы шли в немногих регионах. Там и возникли первые великие цивилизации древности, своеобразные острова культуры, качественно более сложной по сравнению с первобытностью. Наиболее известны в настоящее время цивилизации, возникшие в междуречье Тигра и Евфрата, в долине Нила, в долине реки Инд, в долине реки Хуанхэ ив центральной Америке. Наибольшее непосредственное влияние на развитие европейской следовательно, и российской) культуры оказали первые две, поэтому они будут рассмотрены несколько подробнее. Цивилизация в данном контексте обозначает конкретное общество, культура которого достигла определённого уровня развития – см. выше, § 1.7.4. 95 2.1. Культура Древней Месопотамии (Двуречья) Последние исследования археологов и генетиков позволяют считать, что именно в верховьях Тигра и Евфрата началось одомашнивание растений. В южных районах Месопотамии раньше, чем в долине Нила, уже с 5–4 тысячелетия до нашей эры, начали складываться городские поселения, которые стали первыми государствами Убейд, Урук и др. Ряд учёных вообще считают, что настоящие города, где жители связаны не кровным родством, а функциями – ремесленным производством, управлением, торговлей впервые появились именно в Месопотамии, так что шумеры являются изобретателями города как такового. Шумерская пиктография возникла примерно около 3100–2800 года до н.э., ив годах до н.э. появляются первые памятники шумерской письменности (формирование египетской письменности относят примерно к 2700–2500 годам до н.э). Взаимное влияние цивилизаций Месопотамии и долины Нила было очень слабым, причём можно говорить скорее о влиянии Месопотамии на Египет. Своеобразие локальных культур Древней Месопотамии во многом определяется природными условиями. Нынешние природные условия мало чем отличаются от времён неолита и Шумера. Месопотамия бывший морской залив, заполненный осадочными породами песок, глина, принесёнными за миллионы лет Тигром и Евфратом. Местность здесь плоская, почвы, соответственно, глинистые и песчаные. Климат жаркий, очень солнечный и засушливый. Вместе стем бывают дожди, которые поздней осенью и зимой нерегулярны и редки. Тигр и Евфрат каждое лето разливаются, причём разливы происходят в непредсказуемое время реки могут часто менять русло некогда все главные города Месопотамии находились на берегах Евфрата, а сейчас их развалины находятся посреди пустыни. Низины заняты болотами, где было много рыбы, водоплавающих птиц, водились дикие кабаны и даже львы. Междуречными лагунами и болотистыми местностями, где нет воды, лежат обширные пустыни. Почвы у воды очень плодородны. Лесов нет, как нет в больших количествах пригодного для строительства камня и вообще полезных ископаемых. Поэтому хозяйственная культура Месопотамии основывалась на сельском хозяйстве, в котором важнейшее значение имели системы оросительных каналов и водохранилищ. Ячмень, пшеницу, просо выращивали не только для потребления в общинах, владевших полями, но и для торговли. Продавали также шерсть и кожу. Изо льна и шерсти делали ткани. Выращивали финиковые пальмы, виноград, 96 многие фруктовые деревья. Разводили коз, овец, свиней на мясо и шерсть, крупный рогатый скот сначала в качестве тягловых животных, позднее появились лошади, которых запрягали в боевые колесницы. Наиболее распространёнными материалами были глина и тростник. Из тростника делали лодки, корабли, использовали его для циновок, плели паруса для кораблей, теми же циновками укрепляли берега водохранилищ. Глина шла на изготовление самых разнообразных гончарных изделий, от домашней утвари до статуэток, украшений и печатей на глиняных табличках писали из глины формовали строительные кирпичи. Поскольку топливо было дефицитным, строители использовали в основном сырцовые, то есть не обожжён- ные, а высушенные на солнце кирпичи. Из-за этого подавляющее большинство древних построек дошли до наших дней как глиняные бугры и холмы. Несмотря на отсутствие металлов и камня, в Месопотамии появились искусные ремесленники, которые умели работать с драгоценными металлами, с медью, владели технологией литья по выплавляемым моделям. Все необходимые для ремесла материалы, включая камень и древесину, приходилось ввозить. Это определило широкое распространение торговли в Месопотамии. Первую цивилизацию создали на юге Месопотамии впервой половине 3 тысячелетия до н.э. шумеры – народ, происхождение которого до сих пор неясно. Именно они продолжили начатое ещё в 5 тысячелетии до н.э. развитие убейдской культуры, превратив Урук, Ур, Лагаш и ряд других городов в настоящие государства. Там возникли все признаки цивилизации, включая государственные системы с мощным чиновничьим аппаратом центральной власти и письменной документацией в управлении и экономике, более или менее упорядоченный пантеон признаваемых всеми богов с соответствующими мифами. Сегодня доказано, что создание первой в истории системы письма, клинописи, определилось потребностями управле- ния. Власть принадлежала поначалу жрецам различных храмов, а затем установилась монархия. В 3 тысячелетии до н.э., за несколько веков (по меньшей мере за восемь) до знаменитого Кодекса Хаммурапи, в Лагаше и Уре существовали своды законов. Общество имело сложную социальную структуру, низшими по положению были рабы. Шумеры достигли замечательного мастерства в строительстве. Из сырцового кирпича возводили мощные крепости, ступенчатые пирамиды – зиккураты, величественные многоэтажные дворцы с 97 сотнями помещений. Археологи раскопали в городе Киш остатки царского дворца, который в 2800 году до н.э. превосходил размерами Версаль. На зиккуратах помещали храмы. Эти храмы поначалу были и центрами власти, но светская верховная власть довольно скоро перешла к царям. Жрецы в храмах остались хранителями языческой религии и различных практических знаний, предсказателями и мудрецами. Они, в частности, записали целый ряд мифов о происхождении мира, человека и культуры, которые впоследствии вошли даже в Ветхий Завет о том, что человек был вылеплен из глины, что женщина создана из ребра мужчины, о всемирном потопе, о существовании райского сада – Эдема (он, кстати, практически также и назывался, о вражде братьев – скотовода и земледельца, параллели мифа об Аврааме. Есть мифы о том, как один из богов изобрёл мотыгу и плуги подарил их человеку, научив затем земледелию. Записывались также молитвы и гимны в честь значительных событий, а также заклинания. Со временем корпус этих текстов стал настолько разнообразен, что его с полным основанием определяют как шумерскую литературу. Дело в том, что тексты молитв, заклинаний, мифов написаны ярким, эмоциональным языком, содержат метафоры и сравнения, сложные сюжеты. Это не только мифы и заклинания, но и художественные произведения. Самый известный из таких текстов – поэма о Гильгамеше. Фигура Гильгамеша восходит к реальному царю Урука, который со временем стал легендой. Гильгамеш пытался сделать людей бессмертными, не побоявшись для этого вступить в конфликт с богами. Есть на табличках и тексты, в которых просматриваются размышления над вечными вопросами – о добре и зле, жизни и смерти, смысле жизни (беседа господина и раба»). Жрецы не только отправляли культы богов (местных и признаваемых всеми общих, самых главных, но и наблюдали за звёздным небом. Уже тогда были выделены некоторые созвездия, возникло то знание, которое сегодня называют астрологией. Именно шумерские жрецы начали делить сутки на двенадцать частей. Они изобрели солнечные (гномон) и водяные часы (клепсидра, стали делить годна месяцев (в соответствии с фазами Луны. Они же лечили людей, накапливая эмпирические знания о болезнях, лечебных свойствах трави различных вещество строении человеческого тела. Это тоже известно по текстам глиняных таблиц, дошедшим до наших дней. Оказалось, что в Европе в средние века врачи применяли многие шумерские рецепты, не догадываясь об их древнейшем источнике. 98 Систематическое использование письменных документов в практике государственного управления привело к возникновению школ. Археологи раскопали множество остатков школ вместе с учебниками и тетрадями учеников на глиняных таблицах. Обучившись грамоте, шумер получал возможности серьёзной карьеры. В школах, как выяснилось по расшифрованным клинописным текстам, обучали не только грамоте. Шумерские мудрецы начали разрабатывать основы математики. Они пользовались шестидесятиричной и десятиричной системами исчисления, знали дроби, рассчитывали площади сложных фигур и объёмы тел различной конфигурации, применяли уравнения с неизвестными. Многие математические знания шумеров позднее были забыты. В Месопотамии всегда жили многие народы, ив разные периоды доминировали шумеры, их северные соседи аккадцы (культуру этих времён даже называют шумеро-аккадской), государство с центром в Вавилоне, ассирийцы со столицей в Ниневии. Непосредственными прямыми наследниками шумеро-аккадской культуры и цивилизации были вавилоняне. Они, как и их соседи ассирийцы, говорили на аккадском языке, что определяло преемственность культуры. Все достижения шумеро-аккадской культуры в Вавилоне были восприняты и усовершенствованы. Там, например, был построен зиккурат со стороной в 92 метра, имевший семь ступеней-плат- форм, высотой около 90 метров. Он стал поводом для мифа о Вавилонском столпотворении. Там же находились знаменитые висячие сады Семирамиды» – многоэтажный царский дворец, на террасах которого росли многочисленные деревья и кустарники, которые поливались сложной водоподъёмной системой. Вавилоняне были ещё более искусными ремесленниками, чем шумеры. Они умели делать красочные изразцы и украшали ими здания и крепостные стены. Их торговые караваны и корабли достигали гораздо большего числа гаваней и городов. Кодекс царя Хаммурапи (Х век до н.э.) был подробно разработан, многие вавилонские цари вели успешные завоевательные войны. С Х века до н.э. Месопотамия попадает под власть Ассирии. Поэтому Вавилон утрачивает роль столицы (ею становится Нине- вия), но остаётся величайшим городом Востока. Ассирийцы полностью восприняли вавилонскую культуру, наследницу шумеро-ак- кадской, и продолжили её традиции, добавив к ним традиции и достижения своих племён. Храмы Вавилонии оставались хранителями знаний, ассирийцы стали пользоваться письменностью вавилонян – той же шумерской по происхождению клинописью Сохранилась в основном вавилонская языческая религия, продолжали передаваться и жить все основные мифы, определяя картину мира ассиро-вавилонской культуры. В религиозной картине мира выстраивается чёткая иерархия богов с верховным, самым главным богом во главе, связанная сформированием деспотической монархии. Более жёсткой и разветвлённой стала государственная система, имевшая уже все особенности восточной деспотии. Поражает жестокость памятных надписей и рельефов, прославлявших военные победы царей. Ещё более искусными стали строители, возводившие неприступные крепости и величественные дворцы для царей (например, Сина- хериба, Ашшурбанипала в Ниневии, Саргона II в Дур-Шаррукене). Ремесленники изготавливали тончайшие украшения, сложные цилиндрические печати для рельефных оттисков-подписей на глиняных табличках. Скульптуры, барельефы и росписи стен стали более монументальными и вместе стем реалистичными (например, барельефы во дворце Ашшурбанипала, изображающие охоту на львов, умирающую львицу, бегство арабских воинов на верблюдах. Идейное содержание ассиро-вавилонского монументального искусства – возвеличивание царей. Ассирийские цари создали настоящие библиотеки, где были пронумерованы страницы книг, сами книги размещались в опре- делённом порядке, был даже каталог с карточкой на каждую книгу. В сохранившейся библиотеке Ашшурбанипала было около 25 тысяч глиняных таблиц. В 539 году до н.э. Вавилон был разрушен персами. Однако достижения шумеро-аккадской и наследовавшей ей ассиро-вавилонс- кой культуры вошли в культуры Египта и ближневосточного среди- земноморья. Известно, что их изучали мыслители античного мира, прежде всего греческие мудрецы. Отсюда они впоследствии вошли ив европейскую культуру. Культура Древнего Египта Культура Древнего Египта развивалась в долине Нила. От неё сохранилось гораздо больше памятников, чем от культуры Месопотамии, так что она изучена сегодня намного полнее. Объясняется это, как и многие особенности самой культуры Египта, природными условия- ми. Египет, в отличие от Месопотамии, расположен не на равнине из песка и глины, а в долине, которую за миллионы лет вырезал себе Нил в коренных породах северной Африки. Её длина около 1000 километров, ширина от 1 до 20 километров. За пределами долины Нила лежат иссушающие пустыни, которые занимают 96 процентов площади Египта. Перед впадением в море Нил течёт по плоскому побережью и разливается на сотни рукавов, образуя знаменитую дельту. Дождей практически не бывает, земледелие возможно только за счёт полива из реки. Нил каждое лето разливается с редкостной регулярностью всегда 19 июля. Вода несёт с собой большое количество ила, который является эффективным естественным удобрением это обеспечивает высокое плодородие заливаемых угодий. Коренные берега Нила прорезаны в камне. По берегам растут леса, финиковые и кокосовые пальмы, в самой воде у берегов папирус, в дельте ещё и лотос. В Египте достаточно материалов для строительства и ремесла, множество месторождений меди, золота, других полезных ископаемых, камня. Иначе говоря, здесь, в отличие от Месопотамии, имеется всё необходимое для жизни. Высказаны предположения, что именно этим объясняется длительная самоизоляция Египта и не слишком интенсивная внешняя торговля. Ещё одно отличие от Месопотамии – моноэтническое население. В долине Нила жили люди, говорившие на одном языке и считавшие себя одним народом. Видимо, поэтому здесь возникла первая в истории система единого национального государства, просуществовавшая во много раз дольше всех других. Несмотря на сложную историю, включавшую упадки и расцветы, завоевания иностранцами и новые возвышения, Египет в течение тридцати веков (с го тысячелетия до н.э. до 332 года до н.э.) сохранял преемственность и своеобразие своей культуры. Её достижения позднее вместе с месопотамскими вошли в предпосылки античной культуры. 332 год до н.э. – это год завоевания Египта Александром Македонским, когда существование исконной, древней языческой культуры сменилось эллинистическим периодом. Важнейшим фактором, определявшим особенности египетской культуры, была религия. Древние египтяне были язычниками, они создали довольно развитую мифологию. Боги были антропоморфны похожи на людей) или соединяли черты человека и животного Анубис - человек с головой шакала, Гор – с головой сокола и т.п. Были и зооморфные боги, например, богиня Баст (Бастет) – кошка, Мут – женщина с головой львицы Хатор – небесная корова. Самые почитаемые боги Амон (Ра) – бог солнца Анубис – покровитель мёртвых; Гор – бог неба, солнца, покровитель царской власти Оси- рис – владыка подземного царства, умиравший каждую осень и воскресавший зимой Сет – повелитель сил зла Исида – богиня семейной любви и верности, покровительница мудрости и магии, близкая к Иштар-Астарте-Иннане, прообраз единой богини любви. Древнеегипетская мифология объясняла возникновение и устройство мира и, главное, место и судьбу человека в нм. Мировосприятие и менталитет жителей Древнего Египта включали в себя представления о том, что каждый человек имеет душу, которая может жить и после смерти земного тела. Поэтому очень многие аспекты земной жизни были подчинены заботам о последующей судьбе души. Загробная жизнь мыслилась точно такой же, как и земная, как простое продолжение известной всем повседневной жизни. Это одна из причин, почему в Египте сохранилось так много артефактов древней культуры в могилу старались поместить всё, что необходимо для жизни. Если что-либо не помещалось, в могилу укладывали модель например, большого корабля или повозки) или рисовали этот предмет на стенах погребальной камеры, на саркофаге и т.п. По той же причине египтяне стремились сохранить и тело умершего. Для этого они разработали технологию мумификации трупов, настолько эффективную, что мумии сохранились до наших дней. Ряд сюжетов и образов египетской мифологии, вслед за месопотамскими, вошли в христианскую религию. Это представления о посмертном суде, о возможности вечной жизни души в благоденствии (у христиан – во спасении, в вечном блаженстве, о воскрешении бога после мучительной смерти. Специалисты указывают, что в христианской иконографии образ Исиды с младенцем Гором перевоплотился в Богоматерь с младенцем Иисусом, повергающий Сета Гор стал Георгием Победоносцем, шакалоголовый Анубис – святым Христофором Псеглавцем. Царь Египта, называвшийся фараоном, при жизни считался богом. Его скульптуры ставились в храмах, ему возносились молитвы. Египтяне выращивали ячмень, полбу, лён, виноград и многие садовые фрукты. Разводили они и домашних животных овец, коз, ослов, позднее лошадей и верблюдов. Для охоты использовались собаки. Ремесленники Древнего Египта успешно использовали ресурсы своего края и достигли замечательного мастерства. Строители и камнерезы возвели знаменитые пирамиды и храмы с замечательными скульптурами, барельефами и резьбой. Самые известные из них пирамида Хеопса в Гизе (высотой 147 метров) и сфинкс, храмы в Карнаке, Луксоре и Абу-Симбеле, заупокойный храм женщины-фараона Хатшепсут. Именно зодчие Древнего Египта создали классические архитектурные формы пирамида, пилон, колонный зал, обелиск (первоначально символизировавший солнечный луч. Многие скульптуры были замечательно реалистичными и 102 точными портретами. Всемирно известен, например, бюст Неферти- ти – жены фараона Аменхотепа IV (Эхнатона). В гробницах найдены различные изделия из меди, изготовленные как литьём, таки ковкой. Из меди делались инструменты (топоры, пилы, долота и проч, оружие, сосуды (кувшины, чаши и т.п.), статуи, украшения. Позднее медь сменила бронза. Утварь и украшения тщательно отделывались. Древнеегипетские ювелиры в громадных количествах делали всевозможные бусы и ожерелья из цветного стекла, подвески, атак- же разнообразные украшения из золота, меди, электрона и полудрагоценных камней. Во многих украшениях виртуозно сочетаются золото и цветное стекло. Шедевром ювелирного искусства является саркофаг фараона Тутанхамона, отлитый из золота и полностью повторявший облик фараона. Очень многое делалось из дерева корабли, мебель, статуэтки, сельскохозяйственные орудия, молотки каменщиков, колонны храмов и т.п. Высокого мастерства достигли ремесленники Древнего Египта в обработке кожи, в ткачестве изо льна и шерсти. Сохранилось также множество гончарных изделий, всевозможных керамических сосудов и скульптур. Типично местным было применение папируса, из которого строили лодки и суда, а также делали материал для письма. Основную массу населения составляли свободные люди, хотя были и рабы. Считается, что рабами становились пленённые вовремя войн иноземные воины. Рядовые работники подчинялись чиновниками надсмотрщикам. Вся работа тщательно фиксировалась в письменных документах, чем занимались специальные чиновники- писцы. Все чиновники, от рядовых до самых высокопоставленных вельмож, находились на службе у фараона. Особое сословие составляли жрецы многочисленных храмов, посвящённых различным бо- гам. Жрецы очень рано начали наблюдать за небом, чтобы определять смены сезонов, предугадывать разливы Нила. В египетских храмах сохранились древние карты звёздного неба, где звёзды объединены в созвездия. Жрецы умели даже предсказывать солнечные затмения. На основе своих наблюдений они составили солнечный календарь, который лежит в основе современных европейских календарей. Фараоны издавна начали строгий учёт своих владений, и прежде всего земли для описи всех земель их измеряли, что требовало развития геометрии. Геометрические знания и вычисления применялись в строительстве пирамид и храмов, в сооружении ирригационных систем. Египтяне пользовались десятиричной системой исчисления, знали простые дроби. Египетская математика, как и месопотамская, не знала доказательств и выводов, аксиом и теорем. Каждая решаемая задача была уникальной, и изучение математики сводилось к запоминанию ранее найденных решений задач. Довольно много знали о строении человеческого тела египетские медики. Несомненно, эти знания в значительной степени были получены при бальзамировании умерших. Египтяне догадывались о роли и значении головного мозга. В древнеегипетских текстах перечисляются многие известные сегодня заболевания. Были выработаны и методы лечения. Правда, врачи большей частью были жрецами, и лечение включало в себя очень большую долю молитв и магических процедур. Всё это, и прежде всего учёт, требовало письменности. Египтяне почти одновременно с шумерами развили систему письма. Её основой были и остались иероглифы – знаки-картинки. Древнеегипетские иероглифы сумел расшифровать французский учёный Ж.Ф. Шампо- льон. На папирусных свитках, на стенах усыпальниц и храмов сохранилось множество текстов. Среди них множество хозяйственных документов, а также записей о важных событиях. Наибольший объём имеют тексты, связанные с религией. Так, на стенах гробниц записывались сведения о земной жизни похороненного. В усыпальницах записывались также своеобразные подсказки – фразы, которые надлежало произносить вовремя суда над душой в загробном царстве. Эти тексты в совокупности составили так называемые Тексты пирамид и более позднюю Книгу мёртвых». Записаны также многочисленные мифы, жизнеописания, сказки, исторические произведения, поучения. О трактатах научного характера уже упоминалось. Сохранились и тексты философской направленности, например, Разговор разочарованного со своей душой. Тексты Древнего Египта содержат яркие и точные образы, имеют несомненные литературные достоинства. Культура Древнего Египта, как и Древней Месопотамии, изучалась греческими мудрецами и римскими мыслителями, она является одной из предпосылок становления культуры античного мира. Культура Древней Индии Одновременно с шумерской и египетской существовала цивилизация в долине Инда, территория которой была во много раз больше месопотамской и египетской. О ней известно гораздо меньше, поскольку изучать её начали только в 1921 году, когда были раскопаны два главных города этой цивилизации – Хараппа и Мохенджо-Даро. Жители долины Инда выращивали ячмень и пшеницу, на юге – рис, хлопок. Ими были одомашнены верблюды, лошади, крупный рогатый скот, свиньи, овцы, собаки и кошки. На территории ин- дской цивилизации имелись разнообразные металлические руды, в том числе медь, свинец и серебро. Все индские поселения имели регулярную планировку, часть имела укрепления. Строили только из обожжённого кирпича. Везде имелись хорошо продуманные системы канализации, самые древние и сложнейшие в мире. Города делились на две части цитадель с монументальными общественными зданиями и нижний город, где жили горожане. Археологи решили, что большие здания в цитадели представляли собой общественное зернохранилище, училище, зал собраний и большую купальню с бассейном. Правда, для чего на самом деле предназначались названные так здания, неизвестно. Городские кварталы были прямоугольными в плане, главные улицы имели ширину до 10 метров. На больших улицах были расположены кирпичные водостоки и колодцы для сброса нечистот, связанные с уличной канализацией. Дома были просторными, двухэтажными, с внутренним двориком. Ремесленники умели делать ткани, металлические изделия, бусы. Найдено большое количество печатей, отчасти похожих на месопотамские, терракотовые статуэтки людей, модели повозок, каменные и бронзовые статуэтки, фаянсовые фигурки различных животных. Индская цивилизация торговала с Месопотамией, Ираном, Китаем. Правда, индские товары в больших количествах найдены вшу- мерских слоях, а шумерских товаров в долине Индане найдено. По- видимому, контроль над торговлей был у государства. Индская письменность до сих пор не расшифрована, поэтому о политической культуре, о социальной организации этой страны ничего неизвестно. Археологи предполагают, что там было сильное централизованное государство. Кто стоял во главе его, непонятно. Влияние индской древней цивилизации на ближневосточные не прослежено. Её расцвет приходится на 2400–1800 годы до н.э. Затем она быстро и по неизвестным причинам гибнет, исчезает. Культура Древнего Китая Культура Древнего Китая развивалась в долине реки Хуанхэ примерно в тоже время, что и культура первых цивилизаций Ближнего Востока – месопотамской и египетской. Китайские историки 105 считают датой возникновения первой китайской цивилизации ХХVIII век до н.э., когда начали править пять совершенномудрых государей древности и впервые возникла собственно китайская этническая общность и государственность. Это событие связывается с Желтым императором (Хуан-ди), царствовавшим, по преданию, с 2697 по 2597 год до н.э. Однако археологи пока не нашли ничего, чтобы подтвердило истинность этих сведений. Достоверные археологические данные имеются лишь о династии Шан-Инь (XVI–XI века до н.э.). По этим данными описывают сегодня древнейшую цивилизацию долины Хуанхэ. Найденные в ХХ веке остатки дворцов и храмов, царские усыпальницы с богатейшим содержимым, нанесённые на лопаточные кости домашних животных или на панцири черепах тексты дают богатую информацию. Особенно важны тексты это протоколы гаданий. Написанные иероглифами, они содержат вопросы, обращённые к высшим силам, полученные входе гаданий ответы и сообщают о том, что произошло затем в реальности. Также записаны имена участников гадания, среди которых обычно были и высшие лица государства. В эту эпоху в сельском хозяйстве стала широко использоваться соха, то есть поля вспахивались. Было развито животноводство. Китайские мастера овладели металлургией бронзы. В 3 тысячелетии до н.э. древние китайцы изобрели гончарный круг, их керамические сосуды имели толщину стенок до 2 мм как фарфоровые. В политической культуре произошло формирование жёстко централизованного государства, потребовавшего строгой социальной иерархии. Аристократия (государственные чиновники, правители провинций) резко отделилась от простого народа. Тогда же начали формироваться основы китайского мировоззрения и менталитета, сохраняющиеся до сих пор. На протяжении всех 5 тысяч лет вплоть до наших дней в Китае прослеживается культурная преемственность. Вследствие географической отдалённости цивилизация Древнего Китая не оказала влияния на формирование древнейших культур Ближнего Востока. Вопросы для самопроверки. В чём состоят основные достижения народов Месопотамии (Двуречья) в специализированных сферах культуры. Каковы особенности религиозных представлений древних египтян Как сними связаны пирамиды. Вспомните основные памятники художественной культуры 106 Древнего Египта. Какие отрасли знания в Древнем Египте получили наибольшее развитие. Чем отличалась культура Древней Индии от месопотамской. В чём состоят основные достижения культуры Древнего Китая. Каково значение наследия древних цивилизаций Востока для развития западной культуры, для формирования христианства. Культура античного мира. Что такое античный мир? |