Главная страница
Навигация по странице:

  • 4.9. Художественная культура

  • Культурология


    Скачать 1.61 Mb.
    НазваниеКультурология
    АнкорLaletin
    Дата09.02.2020
    Размер1.61 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаlaletin.pdf
    ТипДокументы
    #107747
    страница12 из 25
    1   ...   8   9   10   11   12   13   14   15   ...   25
    4.3. Городи деревня в средневековой Европе
    Город часто определяют как высшее достижение рода человеческого. Город – средоточие и развитие экономического и политического развития и процветания, пространство роста культуры. Большое количество городов в Европе появилось в период расцвета древней Римской империи. Падение Рима повлекло за собой резкое сокращение городской жизни, уменьшение численности городского населения, упадок и даже исчезновение многих городов. В классическом средневековье началось возрождение городской жизни. Стали возникать новые города вокруг мест проживания королей, принцев и епископов, вокруг цитаделей феодальных властителей, вокруг рынков, возрождались к новой жизни также старые римские города. Все они, как давно существовавшие, таки вновь возникшие, стали прежде всего коммерческими и торговыми центрами. Самые известные из них выросли на основе знаменитых ярмарок, международных рынков, перевалочных пунктов торговли между континентами и регионами. В их числе Венеция, Флоренция, Милан, Брюгге, Антверпен, многочисленные города Ганзейского союза в Северной Европе. Основную массу населения средневековых городов составляли, наряду с торговым людом и духовенством, ремесленники. Внутри города возникали целые кварталы и слободы, жители которых делали одно и тоже ткали, выделывали кожи, тачали сапоги, красили ткани, выпекали хлеб, снаряжали торговые экспедиции, давали деньги в долги занимались финансовыми операциями, ковали железо, лепили и обжигали горшки и т.д. В каждом таком районе возникали своеобразные средневековые профсоюзы – гильдии и цехи. Каждый цех имел достаточно четкую структуру, избирал свой совет и старосту, вырабатывал устав. Устав жестко регламентировал распорядок труда и жизни членов цеха (гильдии, оговаривал права мастеров, учеников и подмастерьев, рядовых и руководящих членов гильдии (цеха. В уставе предусматривался контроль за качеством продукции ремесленников. Контролировались и цены, никто не имел права самовольно, без решения руководства цеха (гильдии, ни завышать цены на свои изделия, ни понижать их. Уставы чаще всего формулировались так, что совпадали с интересами самых богатых членов цеха. Некоторые горожане становились не менее богатыми, чем крупные дворяне-землевладельцы.
    Со временем в самых богатых городах стали выбирать городские органы управления – муниципалитеты, советы, вырабатывать городские уставы. В этих уставах было записано, что любой человек, прожив в городе определенное время (обычно год и один день, освобождался от какой бы тони было личной зависимости – ни один сеньор не имел на него больше никаких прав. Это было одним из важных притягательных свойств города. Горожане имели большую юридическую свободу, чем сельские жители. Самые богатые и сильные города получали из рук королей и императоров статус независимых коммун, вольных городов. Наиболее известны и самостоятельны были города-государства Венеция, Милан, Флоренция, добившиеся наиболее прочного положения и начавшие завоевывать своих соседей.
    Город становился, прежде всего, мастерской, ремесленники там становились профессионалами в полном смысле слова. Горожанин обладал иным социальным статусом, чем крестьянин, и ощущал себя совершенно иначе. Жизнь в городе вырабатывала у людей новый менталитет горожанин поневоле должен был вести активную жизнь, быть деятельным. У жителей городов появлялся свой, городской патриотизм. Жизнь простых крестьян была куда тяжелее, чем горожан, вследствие постоянной вражды с сеньорами и угнетения со стороны последних. Сеньоры испытывали к крестьянам (мужланам, как они их именовали) величайшее презрение. Крестьянин в их глазах был средоточием всех пороков. Поэтому в сознании крестьян преобладало вечное недовольство, регулярно пвыражавшееся в восстаниях. Нормой было воровство с господских полей, браконьерство в лесах сеньора, поджоги его урожаев, саботаж на барщине, отказы платить оброки и денежные сборы. Потому же крестьяне решались и на бегство, прежде всего – в город. В общем плане развитие средневековой культуры представляет собою, в значительной мере, именно прогресс городов, городского образа жизни и всего, что связано с ним, включая ремесло, духовную культуру, образование, государственность и т.п. Самым тесным образом проявляется это ив развитии общества, в развертывании государственности, власти, политической культуры. Христианское сознание – основа средневекового менталитета

    Важнейшей особенностью средневековой культуры является особая роль христианской церкви и догм христианства в формировании мировоззрения и менталитета европейцев. В условиях тяжелой и скудной жизни, на фоне крайне ограниченных и чаще всего малодостоверных знаний о мире, христианство предлагало людям стройную систему знаний о мире, о его устройстве, о действующих в нем силах и законах. Добавим к этому эмоциональную притягательность христианства сего теплотой, общечеловечески значимой проповедью любви и всем понятными нормами социального общежития (Декалог), с романтической приподнятостью и экстатичностью сюжета об искупительной жертве, наконец, с утверждением о равенстве всех без исключения людей в самой высшей инстанции, чтобы хотя бы приблизительно представить воздействие христианства на культуру в средние века.
    Это влияние начиналось сформирования картины мира, целиком определявшей менталитет верующих селян и горожан. Она основывалась на образах и толкованиях Библии. Церковь предлагала трактовать всю земную жизнь как подготовку к будущей вечной жизни вином измерении, в просторечии – на небесах. Средневековый европеец был, безусловно, глубоко религиозным человеком. В его сознании мир виделся как своеобразная арена противоборства сил небесных и адских, добра и зла. При этом сознание людей было глубоко магическим, все были абсолютно уверены в возможности чудес и воспринимали всё, о чем сообщала Библия, буквально. По удачному выражению С.С. Аверинцева, Библию читали и слушали в средние века примерно так, как мы сегодня читаем свежие газеты.
    Магическое мышление вносило убежденность, что мир населен, наряду с людьми и всем видимыми животными, целыми сонмами и полчищами сверхъестественных существ, посланников неба и ада. Эти особенности средневекового менталитета усугубляются неграмотностью основной массы носителей средневековой культуры. Средневековый европеец, включая и рыцарство вплоть до королей и императоров, был неграмотен. Средневековая культура – это культура бескнижная, догутенбергова. Она опиралась не на печатное слово, а на изустные проповеди и увещевания, она существовала через сознание безграмотного, неписьменного человека. Это была культура молитв, сказок, мифов, волшебных заклятий. Хозяйственная культура средневековой Европы

    Основой этой культуры было, конечно, сельское хозяйство. Товарное производство было развито очень слабо, то есть селяне сами делали почти все необходимое для жизни, очень малую часть выращенного продавая и мало что покупая на стороне.
    В городах производство было ремесленным. Главная особенность такой организации в том, что каждое изделие сначала и до конца делает один человек. Иначе говоря, ремесленное производство не знало глубокого операционного разделения труда, хотя в нем вполне оформилось разделение по видам продукции, по технологии.
    Труд ремесленников и крестьян осуществлялся вручную, хотя орудия труда постепенно становились все более совершенными и разнообразными. Использовались и некоторые механизмы, приспособления, правда, известные еще с античности. Наиболее важные из них – мельницы, водяные и ветряные. Если в античности они применялись далеко не повсеместно, тов средние века в Европе они получают широкое распространение начиная с ХI–ХIV веков (Ле
    Гофф). Тоже можно сказать о плуге и некоторых мелких орудиях труда, таких как рубанок. В целом техническая оснащенность хозяйства в средние века была крайне низкой. Ручные орудия труда преобладали над механизмами, сельскохозяйственный инвентарь был попросту убогим, вследствие чего была низка производительность труда в городах и очень
    132
    низкой урожайность. Поэтому было невысокими качество производимых изделий. Даже строили в средние века плохо здания, прежде всего церкви, часто рушились. Постоянно нужно было что-то ремонтировать, переделывать, перестраивать. Большинство шедевров средневековой архитектуры стоит теперь только благодаря ремонтами реставрациям последующих столетий (Ле Гофф). Тем не менее, техника в это время пусть и медленно, но развивалась, прежде всего за счет распространения приспособлений и механизмов. Политическая культура средневековой Европы
    Одной из ведущих идей средневекового сознания была имперская идея. Память о Римской империи наложила стойкий отпечаток на менталитет средневекового европейца, и попытки создать империю на европейской земле в средние века периодически повторялись. Император в средневековой Европе был правителем наиболее высокопоставленным, ноне располагавшим самой большой властью. При этом императоры и короли до го века повсюду в Европе были избираемыми. Постепенно устанавливались наследственные династии.
    Авторитет и власть императора и королей считались происходящими от Бога, что символизировалось коронацией – её осуществлял папа или иной высокопоставленный прелат католической церкви. Тем не менее власть часто ускользала из рук коронованных правителей, переходя к менее высокопоставленным властителям, её можно было просто захватить и удерживать силой. При этом феодальный контракт устанавливал систему политических отношений, фундаментально отличавшуюся от имперской. Рыцари-вассалы, получившие фьефы (земельные владения вместе с населением) от императора или короля, могли требовать, чтобы сеньор, связанный феодальным договором, не нарушал их прав в их фьефах. На этой основе английские бароны в 1215 году добились от короля Джона Иоанна) Великой хартии (Грамоты, Magna Carta), гарантировавшей сохранение их прав и свобод. И хотя конфликт между имперской идеей и феодальным договором существовал, оба этих принципа действовали в политической культуре средневековой Европы. Наряду с идеей монархической власти в политической культуре
    Европы в средние века продолжала существовать идея власти представительной, выборной – некое продолжение опыта античной демократии. И города, и религиозные ордена в течение XII иве- ков развивали представительные институты. Феодалы начиная с х годов широко использовали в своих феодальных советах представителей городов и церкви. В Англии король своей властью собирал в парламент представителей каждого графства и города.
    133
    Точно также он организовывал собор из поверенных духовенства каждой епархии. Во Франции Генеральные Штаты, в Испании кор- тесы, в Германии рейхстаг – все это были представительные органы. Их основная власть распространялась на сферу налогообложения. Однако, когда в позднем Средневековье представительные органы попытались расширить свою власть, короли утратили заинтересованность в созыве представительных органов. Стал развиваться абсолютизм. Правовая культура в средние века
    Закат Римской империи в Западной Европе в V столетии и подъем германских племен прекратили развитие правовой культуры почти во всей Европе. Германское право начиналось как неписаные обычаи племена не как указы или высший авторитет в государстве. Саличе- ская правда, составленная около 500 года н.э., была наиболее важной из записанных германских племенных кодексов тем не менее, в сравнении с Кодексом Юстиниана она выглядит крайне сырой и рудиментарной. Каждое германское племя управлялось по своим обычаями правилам. Единообразие и системность римской юриспруденции резко контрастировала с многообразием племенных законов.
    Система юстиции была разрушена. Каждый регион управлялся административно, развивался в собственных границах и писал свои локальные законы. Раннее средневековье принесло некоторый прогресс в развитие правовой культуры. Возникли правовые школы, преподавали в них монахи и священники. Усиливающееся влияние приобретает Римская католическая церковь и её каноническое право, которое было позаимствовано из римского права, и поэтому оно сохраняло систему римского права вплоть до её возрождения в конце века.
    В Болонье (Италия) около 1100 года снова возродилось образование в области права. Под руководством Ирнериуса и его студентов были воскрешены и стали изучаться работы Юстиниана. Спустя столетие в Болонье учились уже сотни студентов-правоведов, которые затем разъезжались по Европе. Принципы римского права применялись к германскими феодальным обычаям, трансформировались в итальянское право. В течение XII, XIV и XV столетий юридические факультеты были открыты в Испании, Франции, Германии и Нидерландах. Проводившиеся там исследования формировали основы систем современного гражданского права этих стран. В XVII и XVIII веках юридические школы, такие как школа Гуго
    Гроциуса и Самуэля Пуфендорфа, продвинули теорию естественного права и отстаивали опору на разум совместно с принципами римского права. Философская и научная культура
    В период классического средневековья западноевропейские философы (все они были профессиональными теологами, или богословами) и ученые получили возможность читать, поначалу в арабских переводах, сочинения античных греческих и эллинистических философов. На этой основе зародилась и выросла великая философская система средневековья – схоластика (школьная философия, от греч. «scholastios» – школьный. Схоласты исходили из тезиса, что вечная истина содержится в Библии и комментариях к ней, написанных отцами церкви (сверхъестественное знание, откровение, а также в работах Платона и особенно Аристотеля (естественное знание) и комментариях к ним позднеантичных и арабских философов. Эту истину схоласты и пытались извлечь, сделать доступной, анализируя и толкуя древние тексты. При этом они широко применяли логику, рациональные рассуждения, используя при анализе противоречащих тезисов и значений опыт римского права.
    Самые известные представители схоластики – Ансельм Кентерберийский, Абеляр (ранняя схоластика, XI–XII века, Альберт Великий и Фома Аквинский (зрелая схоластика, XII–XIII века, Дунс Скотт,
    Оккам и Роджер Бэкон (поздняя схоластика, XIII–XIV века. В конце концов схоластика выродилась в бессодержательные формальные рассуждения, оторванные от реальности. Схоласты, настаивая на главенстве религиозных дгматов (философия есть служанка богословия, разработали виртуозную технику анализа текстов, выявления смыслов и различий между ними. Поздняя схоластика указывала на важность человеческой воли, предлагала применять для постижения истины математику, эксперименты (Р. Бэкон). Было сформулировано требование гармонии разума и веры. Всё это подготовило дальнейшее развитие науки.
    В собственно научной культуре наиболее заметна в средние века была алхимия, древнее искусство, посвященное преимущественно поискам субстанции, которая могла бы превращать обычные металлы в золото или серебро и служить средством бесконечного продления человеческой жизни. Поначалу попытки достичь этой цели были сугубо эмпирическими, но начиная с IV века н.э. начинают решительно преобладать астрология, магия и колдовские ритуалы. Алхимия была во многих отношениях предшественницей современной науки, особенно химии
    Итальянский философ-схоласт Фома Аквинский, каталанский священник Раймонд Луллий, бенедиктинский монах Бэзил Валентин (работавшие в XV веке) своими открытиями использования мышьяка, получения амальгам, возгонки винного спирта (этилового алкоголя) много сделали для будущего прогресса химии, хотя и оставались в рамках алхимических подходов. Наиболее знаменит был швейцарский алхимик XVI века Филиппус Парацельс. Вместе стем в средние века некоторые увлеченные люди продолжали астрономические наблюдения, занятия математикой, медициной, систематизацию знаний о Земле, растениях, животных, хотя уровень этих занятий был весьма невысок.
    В средние века происходили впечатляющие изменения в технологии. Буквально поразительными они были в эпоху Возрождения. Усилия повысить продуктивность сельского хозяйства развитие оружия, возрастающее умение использовать порох интенсивное использование морских судов и совершенствование искусства навигации, включая использование телескопов весь ряд механических искусств средних веков и Ренессанса, таких как архитектура, инженерное дело, оптика, конструирование ручных и башенных часов – все это заслуживает самой высокой оценки.
    Ко времени Коперника и Галилея в XVI веке сложился достаточно прочный фундамент физических наук, в значительной степени эмпирический, но без тех теоретических усложнений, с помощью которых может быть построено здание современной физической науки.
    В средневековой медицинской школе ив среде художников Ренессанса велись эмпирические исследования человеческого тела, которые положили начало физиологии.
    Самым, пожалуй, парадоксальным результатом средневековой научной культуры является возникновение на базе схоластических методов и иррациональной христианской догматики новых принципов познания и обучения. Пытаясь найти гармонию веры и разума, соединить иррациональные догмы и экспериментальные методы, мыслители в монастырях и духовных школах постепенно создавали принципиально новый способ организации мышления – дисциплинарный. Наиболее развитая наука той поры, теология, приобрела впервые в духовной практике все характерные черты научной дисциплины.
    Именно теологи, обсуждая проблемы синтеза языческой рациональной философии и христианских библейских принципов, нащупали те формы деятельности и передачи знаний, которые оказались наиболее эффективны и необходимы для возникновения и становления современной науки принципы обучения, оценки, признания
    136
    истины, которые используются в науке и сегодня. Диссертация, защита, диспут, звание, сеть цитирования, научный аппарат, объяснение с современниками с помощью опор-ссылок на предшественников, приоритет, запрет на повтор-плагиат – все это появилось в процессе воспроизводства духовных кадров, где обет безбрачия вынуждал использовать инородные для духовной профессии подрастающие поколения (Петров М.К.).
    4.9. Художественная культура
    После падения Рима в 476 году развитие раннефеодальных обществ обусловило возникновение ряда довольно простых стилей в искусстве, которые в целом принято называть варварскими они составляют прароманский стиль. Эти стили, характеризуемые использованием звериных форм и комплексом характерных декоративных приемов, различны в каждом регионе. В Ирландии говорили о кельтском стиле, в Англии саксонским, во Франции меро- вингским, в Испании вестготским.
    По имени франкского императора Карла Великого франкское искусство VIII и начала IX веков называют каролингским (от Каро- люс, латинской формы имени Карла. Для обозначения возрождения искусства и классического образования при Карле Великом многие историки используют термин Каролингский Ренессанс. В конце прароманского периода наследие римского стиля смешивалось с византийскими, с ближневосточными, особенно сирийскими, также пришедшими в Сирию из Византии, с германскими, с кельтскими, с чертами стилей других северных племен. Различные комбинации этих влияний привели к возникновению в Западной Европе множества локальных стилей, которые, тем не менее, имеют сходные черты. Их часто объединяют под именем романского стиля.
    1   ...   8   9   10   11   12   13   14   15   ...   25


    написать администратору сайта