Культурология
Скачать 1.61 Mb.
|
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» Д.А. Л АЛЕТИН КУЛЬТУРОЛОГИЯ Допущено учебно-методическим советом ВГПУ в качестве учебного пособия для студентов, изучающих дисциплину «Культурология» ВОРОНЕЖ 2005 2 УДК 008(075.8) ББК я Л20 Р е цензе н ты завкафедрой культурологии, профессор А.А. Слинько (ВГУ) зав. кафедрой философии и социологии профессор О.И. Кириков (ВФ РГПЭУ) Л20 Лалетин, Д.А. Культурология : учебное пособие. – Воронеж ВГПУ, 2005. – 271 с. ISBN Учебное пособие соответствует государственному образовательному стандарту преподавания курса Культурология. Используется простая модель культуры. Содержит указатель и может быть использовано как справочник. Предназначено для студентов дневного и заочного отделений, изучающих дисциплину «Культурология». УДК 008(075.8) ББК я Лалетин ДА, 2005 © Редакционно-издательское оформление ISBN 5-88519-234-0 ВГПУ, 2005 4 ПРЕДИСЛОВИЕ Изучение курса Культурология предусмотрено в общекультурном блоке на первой ступени высшего образования. Учебное пособие, во-первых, даёт общее теоретическое представление о культуре как явлении и процессе общественной жизни. Для понимания и объяснения феномена культуры используется подход, развиваемый Э.А. Орловой, С.Я. Левит, А.Я. Флиером и др. Данный подход использует системное целостное представление о культуре, что позволяет построить модель культуры. Модель охватывает всё многообразие культуры, увязывая сферы и уровни культуры в логически обоснованной и легко обозримой схеме. Это выгодно отличает применяемый подход от других и облегчает студентам понимание теоретической концепции. Основное внимание уделено, во-вторых, рассмотрению конкретных ступеней развития культуры в истории человечества. Любые теоретические знания не имеют значения, если они не связаны с действительностью культуры, если человек не знает реальной культуры в её развитии и живом содержании. Пособие содержит сведения о конкретных формах социального опыта, базисных ценностях и достижениях культуры в основных культурно- исторических центрах и регионах мира, о достижениях развивающихся там культур, их формах и типах, об особенностях их функционирования и развития. Эти знания позволяют оценивать достижения культуры в историческом контексте их создания. Отдельный раздел посвящён истории культуры России. 5 ЭЛЕМЕНТЫ ТЕОРИИ КУЛЬТУРЫ. Культура как предмет познания. Культурология в системе гуманитарных наук Культурология – формирующаяся в российском обществознании теоретическая дисциплина, называющая своим предметом культуру. Название дисциплины произведено от латинского слова «cultura» и давно прижившегося в русском языке конечного «...логия» (греч. «logos» – слово, понятие, учение) в словах, обозначающих некоторую область знания, научную дисциплину. Специфика культуро- логииусматривается обычно в её интегративном характере она трактует бытие и деятельность человека и общества как целостные феномены. Культурологияисследует генезис, функционирование и развитие культуры как целогои её составляющих на основе различных подходов. Культурологияявляетсямеждисциплинарной отраслью знания, она претендует на выявление наиболее общих закономерностей формирования, развития и функционирования культуры. Культурология, как отмечается в отечественной литературе, объединяет теоретический и исторический пути изучения культуры. Е определяют, например, как комплекс наук, изучающих культурное поведение человека и человеческих общностей на разных этапах их исторического существования. Культурологияблизка к социологии, к философии, к философии истории. Культурологияисполь- зует положения и данные истории, археологии, этнографии, религиоведения, языкознания, истории науки, философии и многих других дисциплин, изучающих различные аспекты бытия человека и общества. Российская культурология является, несомненно, ярко выраженной гуманитарной наукой уже по определению. Её определяют как теорию среднего уровня культурология занимает промежуточное Культура теории и проблемы / Т.Ф. Кузнецова, В.М. Межуев, ИО. Шайтанов и др. – М Наука, 1995. – С. 38. 6 положение между концепциями метатеоретическими, метафизическими, философскими (например, философия истории) и дисциплинами эмпирического уровня (например, подавляющее большинство исторических наук, прикладная социология. Таким уровнем, находящимся как бы между уровнями философско-теоретическим и предметным, является, в частности, социальный. Здесь и может делать обобщения культурология. Поэтому именно культурология призвана изучать такие сферы общественного бытия, как политическая культура, правовая культура, художественная культура и т.п. Она же должна исследовать механизмы социальной организации, регуляции и коммуникации в обществе и соответствующие социальные институты, их главные характеристики, закономерности возникновения и формирования (А.Я. Флиер). Предложено выделять в составе культурологии относительно самостоятельные составляющие фундаментальную культурологию в которой, в свою очередь, различаются теория культуры и история культуры) и прикладную (проблемы охраны и реставрации истори- ко-культурного наследия, собственно прикладные вопросы. В теоретическом компоненте фундаментальной культурологии выделяют три составляющих социальную и культурную антропологию, психологическую антропологию и культурную семантику. О них речь пойдёт в следующих параграфах. Западное обществоведение не знает культурологии как отдельной научной дисциплины практически всё, что в России сегодня выступает в качестве предмета культурологии, на Западе изучается блоком антропологических дисциплин в составе общественных науки, прежде всего, социокультурной антропологией и культурной (культуральной) антропологией (см. ниже). «Создателями культурологии многие российские учебники и учебные пособия называют великих философов и гуманистов, таких как Дж. Вико, И.Г. Гердер, И. Кант, Г.В.Ф. Гегель, В. Дильтей, Г. Риккерт и др. Некоторые даже причисляют к ним Аристотеля и многих других крупнейших философов. Однако на самом деле эти выдающиеся мыслители не помышляли о культурологии. Они, исходя из своих философских концепций, исследовали не культуру, а мир, человека и общество. Правильнее называть их не создателями, а, скажем, предвестниками культурологии они применяли и исследовали многие понятия, работающие в культурологии, в том числе и понятие культуры. В качестве примера можно привести Гегеля. Г.В.Ф. Гегель (1770– 1831) – известный представитель немецкой классической философии. В ряде учебников и учебных пособий по культурологии утверждается, 7 что он разработал настоящую полную теорию культуры. В частности, в учебнике под редакцией А.А. Радугина соответствующий параграф прямо объявляет всю философию Гегеля теорией культуры. На самом деле Гегель не пытался исследовать культуру и уж тем более не собирался строить теорию культуры. Он использовал термин культура, ноне часто и не определял его специально. В литературе отмечается, что в философской системе Гегеля культура не названа по имени. Гегель объяснял мири человека, исходя из своей главной идеи, что всё это есть этапы или ступени самореализации мирового духа. Поскольку очевидное проявление духа – духовность – является неотъемлемой составляющей культуры, сегодня у некоторых российских культурологов появляется возможность и соблазн отождествить развитие духа, которое Гегель рассматривал как сущностное содержание движения в мире, с развитием культуры. Приравнять систему Гегеля к теории культуры тем более соблазнительно, что Гегель постоянно говорило развитии духа в человеке как об образовании (нем. Bildung). А культура и образование связаны самым тесным образом. Поэтому в многотомном собрании сочинений Гегеля, издание которого на русском языке было начато еще в е годы, во многих местах гегелевское образование было переведено как культура. Это относится, прежде всего, к известному параграфу 187 из Философии права перевод 1934 года использует здесь термин культура. Везде, где Гегель прямо писал образованный человек, в русском переводе 1934 года появился человек культурный (см Гегель Г. Соч. Т. VII. МЛ, с. 215–216, 222). Соответственно получилось, что речь здесь идет о культуре. Перевод 1990 года восстановил подлинный гегелевский термин образование. И этот, более современный, перевод ближе к мысли Гегеля, чем предшествующий. Философ имел ввиду не культуру в точном смысле, а процесс совершенствования сознания, образование, формирование теоретической культуры. Она, по Гегелю, представляет собой не только многообразие представлений и знаний, но и подвижность и быстроту представления и перехода от одного представления к другому, постижение сложных и всеобщих отношений и т.д. — формирование рассудка вообще, а вместе стем и языка (Гегель Г. Философия права. – МС. Под практической культурой здесь же предлагается понимать потребность и привычку к занятиям вообще (там же. Совершенно очевидно, что Гегель ведет речь именно об образовании, а не о культуре, тем более не о культуре в современном значении этого термина. Так что объявлять Гегеля создателем теории культуры значит делать большую натяжку, выдавать желаемое за действительное. Больше всех название создателя культурологии мог бы претендовать американский антрополог Л. Уайт, опубликовавший книги Наука о культуре («The Science of Culture», N.Y., 1948) и Эволюция культуры («The Evolution of Culture», N.Y., 1959) 2 . При этом ещё в 1871 году первую главу своей книги Первобытная культура Э.Б. Тайлор назвал Наука о культуре. На Западе это предложение – создать особую науку о культуре – не принято. Культура там изучается в границах антропологии. Именно антропология и является источником культурологии как науки. В российском обществоведении активное исследование проблем культуры началось в е годы прошлого, ХХ, века. Тогда вышли книги Э.С. Маркаряна, В.М. Межуева, ЭВ. Соколова, Э.А. Баллера, Л.Н. Когана и Ю.Р. Вишневского, В.Е. Давидовича и Ю.А. Жданова и других исследователей, активно разрабатывавших проблемы культуры. Антропология как источники западная параллель культурологии Антропология (греч. «anthropos» – человек) – наука о человеке. В советской и марксисткой литературе антропология трактуется как биологическая наука о происхождении, эволюции и тенденциях изменения физической организации человека и его рас. Соответственно включает в себя разделы об антропогенезе, морфологии человека и о расах, то есть этническую антропологию. В западной науке антропология – органическая часть общественных наук (social наука о происхождении, поведении, физическом, социальном и культурном развитии рода человеческого. К ней относят этнологию иэтнографию, а также антропологии культурную (культуральную), физическую, социальную, психологическую, философскую. Выделяют также антропологиюприкладную. Культурная (культуральная) антропологиясегодня считается на Западе главным разделом антропологии. Она изучает во всех её аспектах человеческую культуру, представленную в форме культур различных народов, и основывается на результатах археологических, этнологических, этнографических, лингвистических, социологических и психологических сравнительных (компаративистских или компаративных) исследований. Культурная (культуральная) антропология использует методы, концепции и данные археологии, этнографии и этно- 2 Л. Уайт придерживался концепции культурного эволюционизма – направления, основанного в ХХ в. Гербертом Спенсером, Льюисом Х. Морганом и Эдвардом Тайлором. По Уайту, эволюции культуры способствовало развитие технологии, особенно рост использования энергии надушу населения. Л. Уайт считал своим самым большим вкладом в антропологию разработанную им концепцию культурологии Наука о культуре, 1948). 9 логии, фольклора и лингвистики в описаниях и исследованиях разнообразных народов мира. Объектом культурной (культуральной) антропологии являются чаще всего незападные культуры. Многие источники отмечают, что корни современной культурной (культуральной) антропологии уходят ввек великих географических открытий, когда технологически продвинутые европейские культуры вошли в широкие контакты с различными традиционными культурами. Бльшую часть новооткрытых культур европейцы определили как дикарские или примитивные. Этнография и этнология как составляющие антропологии сформировались как разв ходе описания и изучения этих культур. Считается, что этнография более ориентирована на описание, сбор информации о специфических чертах реальной культуры, а этнология предусматривает и анализ собранного материала. В 1859 году Чарлз Дарвин опубликовал знаменитую работу Происхождения видов, где объяснил многообразие форм жизни через концепцию эволюции. Эта концепция затем была применена обществоведами для объяснения развития обществ и народов во времени. Подобно тому, как в биологии эволюция объясняла происхождение всего разнообразия жизни, в обществоведении се помощью обосновывалось разнообразие культур и языков. Так возник эволюционизм в обществоведении, в том числе эволюционизм культурный. Эволюционизм был популярен в конце XIX века и начале XX, обосновывая линейную концепцию истории Эта концепция считает, что всечеловеческие сообщества проходят один и тот же путь – от состояния дикости к варварству и наконец к так называемому цивилизованному (то есть западноевропейскому) человеку. Дикарские и примитивные культуры при таком подходе выступали как ступени развития культуры, предшествующие культуре европейской. Затем появилась критика культурного эволюционизма. Указывались важнейшие его недостатки – цивилизация, достигнутая посредством последовательного развития от уровня к уровню, порождает этноцентризм и даже расизм эволюционизм может только описывать культурные различия, ноне объяснять их. В ХХ веке вместо эволюционизма господствующей методологией культурной антропологии на Западе надолго стали функционализм и структурный функционализм. Одним из основателей структурно-функционального подхода считается французский социолог Э. Дюркгейм. Он вслед за Г. Спенсе- ром предложил «организмический» взгляд на общество (холизм, когда функционирование общества уподобляется жизнедеятельности 10 организма, причем общественные структуры аналогичны органами системам тела. Методологический подход Дюркгейма приняли английские культу- рантропологиА.Р. Рэдклифф-Браун иБ. Малиновский, которые отвергли социальный эволюционизм. Рэдклифф-Браун при помощи своего структурно-функционального анализа пытался выяснить, каким образом социальные институты поддерживают единство социальной структуры. Функциональный анализ Б. Малиновского был направленна поиски способов и путей, которыми культура обеспечивает удовлетворение основных биопсихологических потребностей индивида. Функционалисты утверждали, что единственно действенный метод анализа социальных явлений – определение функций выполняемых этими феноменами в обществе. Структуралисты пытались выявить систему или структуру, которая в отдельных культурах составляет основу всего спектра социальных явлений. Они утверждали, в частности, что взаимопонимание в обществе основано на системе мифов и символов. Результаты применения структурных и структурно-функциона- льных методов позволили в антропологии разработать более плюра- листичную, релятивистскую концепцию каждая человеческая культура рассматривалась как уникальное явление, возникающее во взаимодействии природной окружающей среды с обществом, в культурных контактах и других процессах общественного бытия. Основателем культурной (культуральной) антропологии в США считаетсяФ. Боас, известный как создатель культурно-исторической школы антропологии. Ф. Боас организовал в Колумбийском университете факультет антропологии и воспитал ряд известных антропологов, среди которых Рут Бенедикт, А.Л. Кребер, Р. Линтон, Р. Лоуи, М. Мид, Э. Сапир. Их исследования подчеркивали основополагающую роль культуры в формировании человеческого поведения и устанавливали контакты с психологией и лингвистикой. Культурно-историческая школа возникла из функционалистско- го подхода к культурным материалам, она искала общее между различными культурными образцами (паттернами), чертами и обычаями в пределах отдельной культуры. Рут Бенедикт в е годы изучала индейские племена юго-запада Америки, что привело к появлению культурной психологии – раздела культурной антропологии. Бенедикт предположила, что культуры в своём развитии накладывают на людей, независимо от факторов окружающей среды, уникальную психологическую сеть. В середине ХХ века, в е и е годы, западная антропология испытала сильное влияние психоаналитических теорий. Антропологи начали искать связи между психическим опытом детских переживаний, принявшим форму культурных паттернов, личностью взрослого и культурными обычаями и установками. Американская антропология собрала по всему миру гигантский объем данных о жизни различных народов. Сих помощью выявляются статистически значимые связи между социальной организацией, образом жизни, религиозными верованиями и ритуалами и другими обычаями и традициями. Затем культуры различных народов по выявленным связям сравниваются. (Этот так называемый компаративный, или сравнительный, метод впервые предложил английский антрополог Э.Б. Тайлор). После второй мировой войны в культурной антропологии ведущим стал интерес к значениями символам. В этом направлении работали Э. Лич, В. Тэрнер, М. Дуглас в английской традиции и К. Гиртц и Д. Шнейдер в американской. Французский антрополог К. Леви-Строс выдвинул привлекшую всеобщее внимание гипотезу о влиянии структур сознания на конфигурацию культуры. Культурная антропология стала подлинно интернациональной, поскольку исследования стали проводиться антропологами самых разных стран – японскими, индийскими, нигерийскими, мексиканскими, бразильскими, индонезийскими и др. Направления современных культурно-антропологических исследований весьма разнообразны, они определяются такими процессами, как – деколонизация – трансформация кочевых в недавнем прошлом племенных народов в земледельцев ив горожан – наёмных работников – процессы развития культур и общественной жизни вообще, их ве- стернизации и модернизации. Для исследования культурной адаптации к экосистемам, взаимодействия биологии и культуры, возникновения социальной организации в человеческом обществе с учетом новых данных о приматах и т.п. проблем используется (в современных формах) эволюционный подход. Продолжая традиции Боаса, в США изучаются взаимоотношения языка и культуры. Это привело к появлению в е годы понимающей (когнитивной) антропологии. С х годов культурная антропология становится во всё большей степени прикладной наукой. Она исследует региональные проблемы здравоохранения, образования, защиты природной среды, развития городов. Многие антропологи приглашаются на работу в государственные структуры, исследовательские корпорации, племенные правительства аборигенных американцев. Исследования, 12 как правило, становятся комплексными, возрастает применение количественных методов. Отсюда – необходимость работы большими командами. Если прежде исследования проводил, как правило, одинокий полевой работник, целыми месяцами живший изолированно в какой-нибудь удаленной деревне, тов современных полевых исследовательских проектах участвует много специалистов, включая консультантов по математической статистике, биологов, различного рода специали- стов-обществоведов (социологов, психологов, религиоведов, этнографов, этнологов и т.п.). Члены исследуемых сообществ часто получают определенную пользу от исследовательских проектов. В свою очередь, как отмечают англоязычные источники, практическая направленность антропологических исследований открывает новые направления в обществоведении. Культурная (культуральная) антропология отличается от этнографии и этнологии тем, что не сосредоточивается на исторических и чисто описательных материалах. В отличие от социологии, культурная антропология делает акцент на понимании общества в его целостности и на изучении активного общества изнутри при реальном активном участии антропологов в деятельности этого общества. В западной литературе указывается, что культурную антропологию не следует отождествлять сантропологией социальной, поскольку последняя имеет своим главным предметом функциони- рованиесоциальных институтов и функциональную интеграцию социальных структур. Культурная (культуральная) антропология включает в себя разделы антропология физическая антропологическая лингвистика – доисторическая археология, изучающая человеческое прошлое в дописьменную эпоху – экология человека – сравнительное изучение адаптации человека к экосистемам – антропология политическая, сравнительное исследование политических институтов и процессов – антропология экономическая – сравнительное изучение систем производства и обмена – антропология структурно-символическая, изучающая, как сознание вносит порядок в опыт и организует знания, что выражается, в частности, в ритуалах и мифах – антропология психологическая 13 – антропология юридическая – сравнительное исследование социального контроля и правовых процессов – антропология города или урбанистическая антропология (urban anthropology) – изучение социальных отношений и образа жизни в городских поселениях – антропология прикладная. По мере надобности появляются все новые разделы культурной антропологии, например, антропология женщин (сравнительное изучение статуса женщин, или медицинская антропология — компаративные исследования здоровья, болезни и медицинского обслуживания. Антропология физическая – имеет своим предметом изучение взаимодействия и взаимовлияния общества и природной (географической) среды (экология человека, социальная экология, взаимосвязи и взаимозависимости между физическим обликом человека и природной средой, чертами культуры (образа жизни и т.п.) и особенностями природной среды. В западной литературе физическая антропология одна из четырех составляющих антропологии наряду с этнологией, археологией и лингвистикой. Первоначально предметом физической антропологии является эволюционное происхождение человека, биология человека, изучение приматов. Антропология психологическая – исследования общественной психологии, мышления, психических черт типичных социальных групп и личностей, психического опыта (особенно детского) и т.п. в различных социокультурных общностях, в группах, представляющих отдельные культуры и субкультуры для выявления и объяснения сходств и различий, характеристик, культурных образцов. Антропология прикладная – применение информации, полученной в результате различного рода антропологических исследований, для решения проблем управления, модернизации, снятия возможности конфликтов в томили ином региональном сообществе и т.п. Типичные примеры — организация образования в условиях двуязычия, поддержка сосуществования и сотрудничества групп, представляющих разные культуры (например, традиционные и модернизированные. Известно, в частности, что правительство США включало антропологов (Р. Бенедикт) в состав своих органов для участия в формировании внешней политики по отношению к Японии и обеспечения сотрудничества с японцами вовремя и после второй мировой войны. Задачи прикладной культурологиив самом общем виде 14 – изучение и формирование принципов и технологий целенаправленного управления культурными процессами (в той мере, насколько это возможно и допустимо изучение социокультурных институтов – изучение теории и методики социокультурных взаимодействий между социокультурными институтами (государственными, частными, любыми организационными структурами – изучение теории и методики социокультурных взаимодействий между индивидами, малыми группами неформального плана референтные группы, семья и т.п.); – изучение теории и методики социокультурных взаимодействий между указанными группами и личностями, включая и межличностное взаимодействие (А.Я. Флиер). Антропология социальная – имеет своим главным предметом функционирование социальных институтов и функциональную интеграцию социальных структур. Такая концепция формировалась в основном в Англии и Франции в XIX–XX веках. В числе её основателей английский исследователь У. Риверс (W.H.R. Rivers), который опубликовал пионерскую работу по результатам полевого исследования систем детства, брака и происхождения племен среди народностей юга тихоокеанского региона. Это была своего рода сравнительная (компаративная) социология. Другой английский ученый, АР. Рэдклифф-Браун, смог синтезировать находки У. Риверса относительно детства и брака и гипотезы Э. Дюркгейма о ритуале. Дальнейшее развитие английской школы социальной антропологии связано с именем Б. Малиновского. Социальная антропология ищет социологические обобщения, анализируя сходство и различия таких социальных институтов, как брак, детство, право, религия, политические и экономические организации. В западной литературе указывается, что социальная антропология отличается от этнографии и этнологии большей теоретичностью, а также тем, что социальная антропология не ограничивается описанием фактов. В тоже время социальная антропология отличается и от социологии тем, что своей главной задачей считает понимание общества как целостности. В США Ф. Боас и его ученики, как сказано выше, развивали исследования в направлении, называемом культурной (культуральной) антропологией. Во второй половине XX века культурная антропология все чаще срасталась с социальной антропологией, развивавшейся в Англии и Франции, так что сегодня многие антропологи на Западе говорят об их синтезе и даже идентичности. Некоторое время велись серьезные дебаты о том, что должно быть главным предметом изучения антропологии – социальные системы или, как в американской традиции, сравнительное изучение культур. В итоге выяснилось, что исследования образа жизни и поведения всегда требуют изучать и одно и другое. Поэтому сегодня на Западе все чаще говорят о социокультурной антропологии. Первый в российской литературе учебник называется Введение в социальную и культурную антропологию (Э.А. Орлова, М, 1994). |