Культурология
Скачать 1.61 Mb.
|
8.7.3. Ампир Своего завершения искусство классицизма достигло в стиле ампир (франц. «empire» – империя. Он отразил восхищение императора Наполеона искусством императорского Рима. Стиль ампир возник и процветал во Франции с конца XVIII века. Он быстро распространился по всей Европе, где каждая страна адаптировала его к собственному национальному вкусу. В России возникло своеобразное его продолжение в архитектуре, так называемый московский или русский ампир, в котором построено немало замечательных зданий (Казанский собор – арх. А. Воронихин, Главное Адмиралтейство арх. А. Захаров в С.-Петербурге, реконструкция Красной площади – арх. А. Бове в Москве, много дворянских усадебных комплексов. Ампир использовал формы и мотивы классической античности. В декоративных искусствах старинные формы соединялись с наполеоновскими символами (пчелы, гигантские инициалы N в лавровых венках, орлы) и египетскими (сфинксы, скарабеи, цветы лотоса, кариатиды и пирамиды – вошли в моду после египетской кампании Наполеона 1798 года. Крылатая Победа и лавровый венок использовались как символы триумфа пчелы, колосья и рог изобилия символизировали процветание фасции (связки прутьев) и сфинксы указывали на завоевательную войну. В архитектуре ампир представлен такими парижскими зданиями и памятниками, как церковь Мадлен (первоначально Храм Славы, триумфальная аркана площади Звезды (de l'Etoile), Вандомская колонна в живописи – картинами Жака-Луи Давида, Энгра и батальными сценами Барона Антуана Гроса; в скульптуре – героическими статуями Наполеона и его семейства работы Антонио Кановы. В одежде стиль ампир также вдохновлялся античными мотивами. При этом мода ампир сознательно подражала богатой элегантности предреволюционной Франции женщину одевали в струящиеся, доходящие до пола одеяния из легких тканей, часто имевшие трены шлейфы, все с глубокими декольте и подпоясанные сразу под грудью, чтобы подчеркнуть женственность и изящество. Мужские моды периода Империи включали приталенную визитку, раскрытый жилет и рубашки с высоким воротом и шейным платком, сильно напоминающие лондонский покрой. 8.7.4. Классицизм XVIII века в музыке В обычном словоупотреблении термин классическая музыка обозначает «серьёзную музыку, в противоположность популярной или народной. Кроме того, классическая музыка обозначает определенный стиль и период в истории музыки (приблизительно около 1750–1825 года, который следовал за эрой барокко и предшествовал романтизму. Крупнейшими мастерами были Кристоф Вилли- бальд Глюк, Франц Иозеф Гайдн, Вольфганг Амадей Моцарт и Людвиг ван Бетховен. Последние три композитора часто упоминаются как основатели Венской классической школы». Классический период видел появление и быстрый расцвет сонатной формы, первую зрелость симфонии, сольного концерта, фортепьянных сонат соло, струнного квартета и других форм камерной музыки. В это время был расширен в числе ив разнообразии инструментов оркестр, и фортепьяно вытесняло клавесин как самый популярный клавишный солирующий инструмент. Один источник происхождения классического стиля может быть прослежен примерно до 1720 года, когда во Франции при Людовике XV стал популярным новый стиль архитектурного украшения, характеризовавшийся изящной деталировкой и применением искусственно или скульптурно обработанного камня. Этот стиль как бы был началом рококо (от французского слова «rocaille», означающего работу каменщиков. Стилю скоро начали подражать в Италии и Германии. Рококо оставил свой отпечаток в музыке в форме легких и тонких структур, щедро украшенных мелодий и изящной сентиментальности это часто упоминается как стиль галант. Другой источник классического стиля – чувствительный или сентиментальный стиль, появившийся в Германии около 1740 года. Он представлен, например, произведениями для клавишных инструментов Карла Филиппа Эмануэля Баха. Этот стиль был эмоционален, страстен, даже неистов. 7 Вольфганг Амадей Моцарт (1756–1791) повсеместно считается крупнейшим из всех когда-либо живших композиторов. Он начал писать менуэты в возрасте 5 лети ко времени его смерти влет он создал 626 каталогизированных работ Людвиг ван Бетховен (1770–1827), один из самых крупных мастеров музыки. Хотя Бетховен около 1800 года начал глохнуть, он продолжал создавать превосходную музыку, включая Девятую Симфонию и Тожественную мессу (Missa Solemnis). 186 В инструментальной музыке композиторы классического периода развивали новый тип мелодии, составленной из контрастирующих мелодических фрагментов, или мотивов. Эти мелодические фрагменты могли различными способами комбинироваться ими манипулировали, что привело к возникновению техники разработки, важнейшему отличительному элементу зарождавшегося классического стиля. Полярность между мелодией и басом, которая была характерна для эры барокко, была отставлена внутренние голоса стали мелодически важными, всегда полностью выписывалось четырёхголосие. Наибольшее значение в классическом периоде приобрела сонатная форма. Эта музыкальная структура использовалась в симфониях, сонатах, концертах и камерных произведениях (почти неизменно впервой части, а иногда ив других частях. Сонатная форма разворачивается через три главных стадии экспозицию, разработку и репризу. Экспозиция – контрастное сопоставление различных тем разработка – их модификации путём расширения, комбинирования, фрагментации, драматической интенсификации с помощью тональных переходов реприза — повторение основных тем, как правило, в главной тональности, но часто с большими гармоническими изменениями. Среди первых работ непреходящей ценности, написанных в классическом стиле, следует назвать ранние симфонии и квартеты Гайдна. Гайдн испытал влияние работ Джованни Баттиста Саммартини, Карла Филиппа Эммануэля Баха и Иоганна Стамица. В последних и самых зрелых работах Гайдна, однако, очевидно влияние Моцарта. Существенная характеристика классической музыки – баланс между содержанием музыки и формой, в которой оно выражено. В этом отношении Моцарт пошел дальше Гайдна, объединив глубину выражения с совершенством формы своих работ. Кроме того, Моцарт очистили соединил стили итальянских и немецких композиторов, создав индивидуальный стиль, который фактически синтезировал все главные достижения своей эпохи. Бетховен, работая прежде всего в инструментальных формах, начал сочинять в классическом стиле. В своих поздних работах он исследовал другие средства выражения. Более того, последние пять струнных квартетов Бетховена невозможно отнести к классике или к романтике. В них глубина чувства, интенсифицированная техника Франц Иозеф Гайдн (1732–1809), австрийский композитор классического периода. Гайдн сочинил большинство своих работ, будучи придворным композитором семейства князей Эстергази. Развитие сонатной формы в симфониях и струнных квартетах Гайдна глубоко повлияло на Моцарта и Бетховена мелодического развития и выразительность контрапункта соединены так органично, что квартеты являются величайшими шедеврами мировой музыки. В опере к середине XVIII столетия изменилось соотношение музыки и драмы. Возникла потребность вернуть поэзии её центральное место, удалить лишнюю вокальную акробатику и подчеркнуть драматическую линию. Соответствующие преобразования начали многие композиторы. В числе первых были Никколо Джомелли и Томмазо Траетта (1727–79), но успеха достиг Глюк. Он преуспел в создании международного стиля, который оставался влиятельным в течение всего классического периода. Для нового классического стиля характерна, по словам Глюка, красивая простота в музыке. Она и воцарилась в классической опере, особенно у Глюка, а также в операх Луиджи Керубини и Гаспаро Спонтини. Достигли пика развития тогда же и несколько форм более легкой оперы. Такова итальянская опера буффа, видными композиторами которой были Джованни Паизьелло и Никколо Пиччинни. Другими формами была французская опера комик, чьими ведущими композиторами был Франсуа Андр Даникан-Филидор и Андр Эрнест Модест Джетри, и английская балладная опера, основным композитором которой был Томас Арн. Классическую оперу довёл до совершенства Моцарт. Его мелодический дар, острое драматическое чувство, умение строить ансамбли, безупречное ощущение формы позволили ему создать музыку, непревзойденную никем и никогда. Классический период в музыке совпал с двумя важными событиями появлением и распространением публичных концертов и эмансипацией музыканта как художника. Начиная с Бетховена, музыканты признавались публикой как независимые творцы и исполнители. Теперь они для признания не нуждались в покровительстве правителей или должностных лиц. Музыкальный язык классической музыки Просвещения стал на многие века основой европейской музыки. 8.8. Конец Просвещения Последние десятилетия XVIII века были отмечены триумфом движения в Европе ив Америке. Начиная с х годов, просветители второго поколения получали правительственное содержание и осуществляли контроль над ведущими интеллектуальными учебными заведениями. Громадный рост объема публикаций в газетах и журналах обеспечил широкое распространение их идей. Научные 188 эксперименты и философские сочинения стали широко читаемыми в больших общественных группах, включая аристократию и клир. Просвещение сего верой в силу разума и его поиском рациональных принципов на страницах Платона, Аристотеля, Цицерона и Лукреция может быть отмечено как заключительный расцвет интеллектуального классицизма. На смену классицизму вначале столетия пришёл романтизм, индивидуалистический и субъективный. В конце XVIII века в просвещенческом мышлении появились некоторые новые акценты. Под влиянием Руссо чувства, мнения и эмоции стали считаться столь же важными, как и разум. В е годы просветители распространили поле своей критики на политические и экономические сферы жизни. К этому подтолкнул опыт американской революции. В глазах европейцев Декларация независимости и война американских штатов за самостоятельность свидетельствовали, что дискуссии об идеях Просвещения закончились и началось претворение этих идей в практику. Можно сказать, что век Просвещения в Западной Европе закончился после великих перемен французской революции и эры Наполеона. Многие считают социальные и политические идеи Просвещения ответственными за революцию. Хотя революция и осуществила многие идеалы философов, но террором 1792–1794 годов она временно дискредитировала эти идеалы в глазах многих европейских современников. Возникший в следующем веке национализм подрезал космополитические ценности Просвещения и его заблуждения относительно природы человека, а романтики атаковали его веру в то, что могут быть найдены чисто интеллектуальные ответы на любой вопрос, задаваемый народом в поисках свободы и счастья. Культурное лидерство земельной аристократии и специалистов, поддерживавших Просвещение, размывалось по мере роста нового богатого и образованного класса предпринимателей, продукта промышленной революции. Только в Северной и Южной Америке, куда промышленный переворот пришёл позднее и где революция не привела к реакции, эпоха Просвещения продолжалась в XIX столетии. 8.9. Вклад Просвещения в культуру Во-первых, ввек Просвещения распространился идеал науки об обществе, подобной физике как науке. Усиливалось представление о сложности и вариативности человеческого опыта в мире. Всё глубже укоренялось понимание того, что человеческое поведение в обществе носит социальный и культурный характер, то есть, что причины человеческих действий и поступков необходимо искать не 189 в биологии, а в обществе, в его истории. Так обществоведение (обществознание) перестало быть неким придатком биологии, а оформилось в отдельную дисциплину или систему дисциплин со своим собственным предметом. Во-вторых, стала применяться в самых разных сферах знания идея структуры. Появившись впервые в работах таких философов, как Гоббс, Локк и Руссо применительно к политической структуре государства, она к середине XVIII века широко распространилась, в том числе в работах физиократов и Адама Смита. Идея структуры обнаруживается также в ряде работ по психологии человека и во всех исследованиях гражданского общества. Идеи структуры, позаимствованные из физических и биологических наук, стали фундаментальными в концепциях политической, экономической и социальной структур, которые сформировались в эпоху просвещения. Эти концепции структуры лишь с незначительными изменениями перешли в современные общественные науки. В-третьих, прочно вошла в арсенал методологии научного поиска теоретическая концепция эволюционного изменения. Идея эволюции, как и концепции структуры, уходит корнями в Древнюю Грецию, если не в еще более глубокую древность. В XVIII веке философия эволюционизма приняла форму своеобразного предвидения. Такие писатели, как Кондорсе, Руссо, Адам Смит, утверждали, что настоящее выросло из прошлого, что сегодняшнее общество есть результат длительной линии развития во времени, что эта эволюция была вызвана и определялась не Богом или случайными факторами, но условиями и причинами, имманентными человеческому обществу. В-четвертых, сложилась концепция естественного права». В-пятых, в Западной Европе и Америке Просвещение принесло заметный упадок авторитета церкви и рост современного секуля- ризма. Оно послужило моделью для политического и экономического либерализма, для гуманитарных реформ западного мира в последующие века. Просвещение заложило всепроникающую убежденность в возможности и необходимости прогресса. Тогда же сложилось представление о природе как кладовой ресурсов или мастерской, где должен хозяйствовать человек. Эти идеи сегодня подвергаются критике. Всё больше людей приходят к мысли о взаимодополнительности религии и науки. Непрерывный прогресс представляется слишком примитивными просто опасным во многих отношениях, обнаруживаются пределы роста. Рационалистическое хозяйствование в природе привело к экологическим проблемам планетарного масштаба, появилось понятие глобальных проблем Тем не менее, век разума отмечен бурной динамикой культуры, он явился важной вехой в развитии европейской культуры. Особенно важны достижения в хозяйственной культуре, в технике и технологии, осуществлённые в Англии входе промышленного переворота. Вопросы для самопроверки. Как связано название периода с содержанием движения, сего направленностью. Где возникло Просвещение 3. Назовите имена наиболее известных представителей Просвещения в различных странах. 4. Каковы основные идеи философии Просвещения, как они повлияли на менталитет и мировоззрение европейцев. Каковы основные особенности стиля рококо Назовите наиболее ярких его представителей. Каковы основные особенности классицизма Назовите наиболее ярких его представителей. Каковы основные особенности стиля ампир Назовите наиболее ярких его представителей. Как повлияло Просвещение на дальнейшее развитие европейской культуры. Европейская культура XIX — начала XX веков. Культура победившей буржуазии В ХIХ и начале ХХ века европейская культура изменяется очень серьёзно. Примерно со времени завершения Великой французской буржуазной революции (1789–1794) окончательно устанавливался буржуазный строй общества. Города в еще большей степени, чем в средние века, стали местами открытых возможностей для личного развития и карьеры, причем такими путями, которые никогда небыли возможны в закрытом, статичном сельском обществе. Протестантская этика предложила новое отношение к труду, вывела на высшие позиции в шкале ценностей такие качества человека, как деловитость, предприимчивость, профессионализм. Менялся сам темп жизни, она становилась быстрее, напряжённее. Промышленное производство становилось индустриальным протестантская трудовая этика становилась фундаментом общественной морали развивалось самосознание социальных классов и групп, особенно буржуазии. Эти процессы к началу XX века, примерно к 1914–1917 годам, завершились созданием индустриального 191 общества со своей специфической культурой, классически буржуазной. В числе основных характеристик этой культуры – существенно повышенный по сравнению си веками уровень жизни рабочих, возникновение массовой культуры, окончательное господство духа капитализма в общепринятой системе ценностей, демократизация общества. Буржуазная культура оказалась весьма динамичной, она содержала тенденции дальнейших изменений в связи с возникшими новыми проблемами. 9.2. Хозяйственная и научная культура классического капитализма В хозяйственной культуре индустриализация сделала многие умения и навыки ремесленного производства устаревшими, поставила рабочих в зависимость от колебаний рынка рабочей силы. Менталитет рабочих включил в себя чувство утраты контроля над своей судьбой, ощущение, что машины, хотя и созданные людьми, казалось, становились их господами. Жизнь в городе XIX столетия была дискомфортна и неприятна. Окружающая среда большей частью была загрязнена отходами и дымом, население было скученным, условия жизни – антисанитарными. Основные жизненные блага (обеспеченность водой, жильем, одеждой, пищей) были доступны ограниченно, ив результате среди рабочих были высоки уровни заболеваемости и смертности. Вместе стем характеристики культуры быстро менялись. Промышленная революция создала все условия для применения научного знания в промышленном производстве. Наука стала востребованной, так что начала интенсивно развиваться научная культура. В течение XVIII и особенно XIX веков количество научных открытий и технических изобретений нарастало буквально с каждым десятилетием и каждым годом. Что самое примечательное, эти открытия всё быстрее находили применение в производстве, в технике и технологии. Как пишет историк науки Дж. Бернал, в середине XIX века наука уже приносила дивиденды, так как научные открытия и исследования легли в основу широко применявшихся устройств. Среди этих машин и приборов былине только станки, механизмы и двигатели, но и системы связи. Были изобретены телеграф (Морзе, Уит- стон, телефон (Белл, радио (Герц, Маркони, Попов. Развитие связи определялось тем, что сведения о ценах на товары или акции имеют реальную, подчас исключительно высокую стоимость. Своевременно полученные данные – это деньги. 192 Во второй половине XIX века особенно быстро начала развиваться физика и технические науки. Широко развернулись исследования электричества и возможностей его применения в хозяйственной культуре. Это привело к новому совершенствованию техники производства, к организации массового производства, появлению новых товаров, в конце концов — к подъему уровня жизни населения. С середины XIX века развивалась новая химическая промышленность (которая обслуживала главным образом текстильную промышленность, были открыты анилиновые краски и изобретены искусственные удобрения. Начали приносить реальные плоды и исследования в области биологии. Луи Пастер совершенствовал производство вина и пива, занимался проблемами борьбы с инфекцией. Формировались и находили свое место в научной культуре ив жизни общества другие науки, такие как термодинамика, научная медицина, психология, социология и др. Именно в этот период происходят решающие исторические события, совершаются невероятные научные открытия, осуществляются на практике смелые технические замыслы, создаются бессмертные произведения искусства. Наиболее значительными достижениями хозяйственной и научной культуры этого периода являются 1803 год – первый пароход (Р. Фултон); – 1839 год – паровоз Стефенсона; – 1860–1867 годы – двигатели внутреннего сгорания (Ленуар во Франции, Отто и Ланген в Германии 1869 год – периодическая система элементов (Д.И. Менделеев 1876 год – А. Белл изобретает телефонную связь 1880 год – начало применения железобетона в качестве строительного материала 1885 год – первый рейс автомобиля 1890 год – К.Э. Циолковский разрабатывает теоретические основы космонавтики 1895 год – братья Люмьер изобретают кинематограф АС. Попов демонстрирует в С.-Петербурге сеанс радиосвязи 1896 год – А. Беккерель открывает естественную радиоактивность Г. Маркони передаёт первую радиограмму через Атлантический океан 1899 год – появление аспирина 1903 год – братья Райт изобретают самолёт; 193 – 1912 годна заводах Г. Форда появилась конвейерная система и т.д. В 1900 году появляется слово ген – главное понятие современной биологии, ив это же время ключевой категорией физики становится слово квант. Зарождавшаяся в это время революция в науке пошла по двум генеральным направлениям в физике ив биологии. Сточки зрения науки о наследственности – генетики, биология сформулировала понятие ген. Физика приступила к изучению элементарных частиц, сформировав разделы, теории и системы квантовой физики (Э. Резерфорд, А. Эйнштейн, М. Планк, Н. Бор. |