Лекции по курсу культурология лекция культурология как наука
Скачать 209.49 Kb.
|
ЛЕКЦИИ ПО КУРСУ «КУЛЬТУРОЛОГИЯ» ЛЕКЦИЯ 1. КУЛЬТУРОЛОГИЯ КАК НАУКА. Научная дисциплина, которой мы будем с вами заниматься, носит название культурологии. Культурология как наука возникла совсем недавно – это одна из самых молодых наук. Между тем предмет, которым она занимается, существует столько же, сколько вообще существуют люди. Человечество можно представить себе без чего угодно, но его нельзя себе представить без культуры. Как же случилось, что об одном из самых древних явлений человеческой действительности говорит одна из самых молодых наук? Ответить на этот простенький вопрос очень непросто. Для этого надо познакомиться с некоторыми материалами самой этой учебной дисциплины, и вообще с тем, что собой представляет наука, с тем, какого рода знания могут считаться научными. Если наука о культуре, которую мы называем культурологией, возникла недавно, то еще меньшая история принадлежит учебному предмету культурологии: культурология как учебный предмет появилась в учебных планах высших учебных заведений буквально на нашей памяти. Скажу для сравнения, что когда я пришла на первый курс педагогического университета, такой дисциплины еще не было – ее заменяла только что введенная в учебные планы «теория и история мировой культуры». Казалось бы, мелкие уточнения, тонкие различения вовсе не важны, ведь речь же идет о том же самом предмете – о культуре. Нет сейчас такого человека, который бы не знал этого слова. Более того, каждый школьник теперь знает, что очень важно знать культуру и быть культурным человеком. А что значит быть культурным человеком? Казалось бы, ответ ясен: культурный человек – человек, который обладает культурой. А что такое культура? На все эти простые вопросы в течение многих столетий философы и ученые силятся дать ответ. И сразу же встречаются с парадоксом: интуитивно всем понятно, что имеется в виду, когда говорят о культуре. А вот дать точное определение культуры не под силу даже армии ученых. Поэтому стали обычными сетования на обилие определений культуры. Можно даже предложить самый простой тест на качество учебников по культурологии, которых выходит сейчас множество: если учебник культурологии открывается сетованиями на множество определений культуры – можете его выбросить в помойку, или, по крайней мере, забыть на книжной полке. Потому что под этим предлогом авторы-халтурщики будут в дальнейшем говорить о чем угодно, выдавая пустую болтовню за содержание серьезной науки – культурологии. Мы с вами не пойдем по пути пустой болтовни. Для того, чтобы выяснить, что такое культура, мы прибегнем к очень серьезному исследованию, прежде всего исследованию того, что такое наука и с какого момента знания о культуре можно назвать наукой – культурологией. Первый вопрос, который мы рассмотрим, – вопрос о структуре научного знания. Итак, что же такое наука? Очень важно понять, что не любое знание можно назвать научным. Большинство знаний, которыми мы обладаем, которые «находятся в нашей голове» – ненаучные. Как отличить знания научные от знаний ненаучных? Во-первых, выясним, что такое знание вообще. Знание – это такое содержание человеческой головы, человеческого сознания, которое отражает окружающий человека мир, а также внутренний мир человека. Знания бывают научными и ненаучными. Ненаучные знания обычно называют знаниями обыденными. Обыденные знания – это такие знания, которые добыты человеком в его практической жизни, которые стали результатом его жизненного опыта или опыта людей, с которыми он непосредственно общается. Обыденные знания составляют основу так называемого обыденного сознания – сознания, которое выступает как непосредственное отражение в голове человека его практической жизни и деятельности. Обыденное сознание – первый, самый низкий уровень общественного сознания. Обыденное сознание и обыденные знания есть обязательно у каждого человека. Если у человека этих первичных, обыденных знаний нет, если он не обладает обыденным сознанием, – он вообще не человек. Интересно, что человек никогда не задумывается над тем, как и когда появляются в его голове те или иные практические знания, умения, навыки, но без них он просто не мыслит своего существования, они – условие его каждодневной практической жизни. Можно сказать, что обыденное сознание складывается стихийно. Стихийность складывания– важный признак обыденного сознания. Вторым важным признаком обыденного сознания является его несистематизированность, неструктурированность. То есть находящиеся в голове человека практические знания, представления, образы, схемы и модели поведения не согласованы между собой, не связаны воедино, существуют как отельные комплексы, сложившиеся стихийно, в связи конкретными событиями в практике человека. Это вовсе не значит, что человек, обладающий только обыденным сознанием, плохо ориентируется в жизни; наоборот, он зачастую лучше знает, как поступить в той или иной жизненной ситуации, он обладает массой практических навыков, может не раз продемонстрировать «житейскую мудрость». Но такая житейская мудрость выручает до поры до времени. Рано или поздно человечество сталкивается с тем, что обыденных, практических знаний ему недостаточно для того, чтобы успешно решать возникающие перед ним трудности, развиваться, улучшать производство, бороться с природными стихиями, лечить разнообразные болезни. Люди постепенно приходят к выводу, что для успешного освоения действительности необходимо проникнуть в глубь, в сущность окружающих человека явлений, открыть фундаментальные закономерности, лежащие в основе природных и социальных процессов. Другими словами, постепенно возникает представление о недостаточности практических знаний, возникает потребность в более фундаментальном знании – знании научном. Что же такое научное знание, каким должно быть знание, чтобы считаться научным? Научное знание должно обладать двумя качествами. Во-первых, научное знание должно носить системный характер. Наука возникает только там, где разнообразные практические знания, которые были добыты человечеством в его деятельности, благодаря специальным сознательным умственным усилиям отдельных людей переработаны, переосмыслены и приведены в систему. Эти люди, создающие системы знаний, и есть ученые. Но с наукой имеет дело не только тот, кто создает систему знаний, нацеленных на истину, но и тот, кто усваивает эту систему. Усвоение выработанной кем-то системы знаний тоже требует огромных интеллектуальных усилий. И вы, студенты, к этому должны быть готовы, ведь получение вами образования означает ничто иное, как усвоение вами выработанной учеными системы знаний, что без собственных серьезных усилий по систематизации собственных мыслей невозможно. Итак, системность знаний – первый признак науки. Во-вторых, наука – это такая система знаний, которая нацелена на познание истины. Именно ради отыскания истины ученые прилагают столько усилий, ради этого и создают систему знаний. Сделаем вывод: наука – это система знаний, нацеленная на истину. А теперь давайте разберемся в том, что, собственно, значит система знаний и что такое истина? Понятие «система» в ХХ веке стало особенно популярным. Ученые пришли к выводу, что весь мир представляет собой сложно организованную систему, состоит из разноуровневых систем, что все в мире устроено по принципу системы. Что же такое система? Система (от греческого sýstëma – целое, составленное из частей; соединение) – организованное множество элементов, которая обязательно включает в себя связи между этими элементами, причем связи между элементами иерархизированы. Система – всегда нечто большее, нежели простая сумма элементов. В систему, помимо элементов, как мы говорили, обязательно включены связи между элементами, то есть каждый элемент системы существует не сам по себе, а обязательно связан с одним или несколькими другими элементами. Связи внутри системы – иерархизированы, то есть взаимоподчинены, другими словами, в системе всегда можно выделить связи главные, наиболее значимые, основополагающие, и связи подчиненные, зависимые, вторичные. Система, как мы сказали, всегда больше простой совокупности составляющих ее частей; по отношению к своим частям система всегда выступает как самостоятельная целостность. А теперь выявим особенности такой системы, которая выступает как система знаний и называется наукой. Важнейшими элементами науки как системы знаний являются понятия. Можно сказать, что вся система знаний той или иной отрасли науки, той или иной конкретной науки, структурируется вокруг одного центрального элемента – главного понятия. Такое центральное понятие, от которого зависят все другие понятия, называется систематизирующим понятием. Обычно это наиболее общее для данной области знания понятие; такие понятия еще называют научными категориями. Таким образом, систематизированность научных знаний проявляется, в первую очередь, в иерархии понятий. Мы уже знаем, что в основе системы знаний лежат системы научных понятий. Научное понятие нужно обязательно отличать от разнообразных общих представлений, которые есть у всех людей и которые содержатся в обыденном знании. Представление – это форма чувственного отражения в виде наглядно-образного знания. В представлении отражаются, в первую очередь, внешние стороны предметов, с которыми человек сталкивается в практической жизни. Мы же знаем, что наука ставит перед собой задачу проникнуть в сущность предмета, раскрыть невидимые внутренние связи. Понятие– мыслительная форма, отражающая сущность предмета или явления действительности в человеческом мышлении посредством фиксации его общих и специфических признаков. Связи между понятиями называются идеями. Идеи – это и есть мысли о сущности предметов. Идеи подытоживают опыт предшествующего развития знания в той или иной области и служат основой, синтезирующей знание в некую целостную систему. Взаимосвязанность между идеями называется теорией. Теория –высшая, самая развитая форма организации научного знания, дающая целостное представление о закономерностях и существенных связях определенной области действительности – объекта данной теории. В основе любой теории лежат основные категории – предельно общие, фундаментальные понятия, отражающие наиболее существенные, закономерные связи и отношения реальной действительности. Каждое понятие имеет словесную оболочку, схематическое обозначение, или имя. Имя понятия – это термин. В рамках каждой теории у терминов имеются четко фиксированные значения. Если в ходе научной деятельности значение термина изменяется, то мы имеем дело с развитием знания, с научным открытием. Если отношения между терминами, эти внутренние связи, периодически изменяются, то это означает, что наука находится в стадии становления; если связи рушатся, то это означает, что произошла научная революция. Наука, как мы выяснили, – это систематизированное знание, то есть знание, логически внутри себя связанное, способное проникать в суть вещей, так как логика мысли зависит от логики вещей. Суть вещей представляет собой предмет науки. Предмет науки – это та область действительности, которая отражена в данной системе знаний. Получается, что вся вселенная поделена науками на сектора, и каждая область действительности изучается какой-то определенной наукой, отражается в определенной системе знаний. У каждой науки обязательно есть свой предмет, у двух наук не может быть одного и того же предмета. У одной науки не может быть двух и более предметов, предмет должен быть один и только один. Обратим внимание на то, что предмет науки отличают от ее объекта. Объект – это одна из частей объективной реальности, выступающей в скрытой, непроанализированной форме, на которую в целом направлено изучение. Предмет науки – это знание об объекте, изучаемом данной наукой. С точки зрения объекта изучения все науки делятся на две большие группы – науки о природе, или естественные науки, и науки о человеке и обществе, или гуманитарные, общественные науки. Забегая вперед, отмечу, что культурология – гуманитарная, общественная наука, следовательно, она обладает, как и все общественные науки, рядом специфических свойств. Всякая наука, в том числе и культурология, пользуется определенными инструментами для познания, то есть совокупностью средств и способов изучения данного предмета. Эти способы и средства называются методами познания. Зачем, ради чего наука создает систему понятий, использует различные методы. Какова цель науки? Цель науки состоит в том, чтобы постичь истину. Истина есть совпадение знания о предмете с самим предметом, то есть с тем, что он есть на самом деле. Тождество между предметом и его образом в сознании есть истина. Такое определение истины называют аристотелевским. У Аристотеля, правда, оно звучит несколько иначе: "Снег бел, и мы, утверждающие это, правы, если снег действительно бел". Современное определение истины звучит так: истина – это соответствие между нашими представлениями о предмете и самим этим предметов,это совпадение знания о предмете с самим предметом. Соответственно, заблуждение – это отсутствие такого совпадения, такого соответствия. Зачем же человеку нужна истина? Почему на протяжении всей человеческой истории человек задумывается над этим? Потому что если человек сумел раскрыть сущность предмета, если его представления о предмете совпали с самим предметом, то тогда человек может предсказать ход процессов, протекающих в этом предмете, тогда человек способен управлять этими процессами, использовать их в своей деятельности. Добывая истину о предмете, мы овладеваем предметом, то есть можем подчинить предмет себе. А такое овладение означает обретение большей свободы в этом мире. Итак, наука не просто система знаний, а система знаний, нацеленная на получение истины. Все это имеет непосредственное отношение и к культурологии. Предварительно мы уже можем сказать, что культурология – система знаний о культуре, что культурология стремится открыть истину о культуре, что в этом культурологии помогают различные методы исследования культуры… Но прежде, чем переходить к характеристике культурологии как науки, вернемся к вопросу о науке вообще и выясним, любое ли систематизированное знание является наукой? Наука – не единственная система знаний. Существует система знаний, наукой не являющаяся. Это идеология. Идеология – это также своеобразное знание, также и систематизированное. Но что отличает науку от идеологии? Системы знаний, системы идей могут быть направлены на истину, как это имеет место в науке, а могут обслуживать интересы людей, быть направлены на защиту интересов определенных социальных групп, как это предстает в случае с идеологией. То и другое – истина и социальные интересы – совпадает довольно редко. Чаще всего этого не происходит. Наука – это система знаний, нацеленная на истину. Идеология – система идей, направленная на защиту интересов групп людей. Науку интересует истина и только истина. Все остальное науку не интересует, даже практика (о внедрении научных знаний в практику заботятся не ученые, а сами практики). Но если наука с самого начала не оторвется от практики, не будет заниматься только истиной, наукой она не станет никогда. Потому что практика обслуживает интересы людей. Вот почему идеология для практики вещь очень нужная. Но наука ни практикой не интересуется, ни интересами людей, ни вообще человеческими делами. Науку интересует истина о человеческих делах, а не сами эти человеческие дела. Что же касается идеологии, то это такая система знаний и представлений, которая интересуется тем, что нужно тем или иным отдельным людям, многим людям, группам людей, иногда даже всем людям. То есть идеология всегда нацелена на интересы людей. Иногда интересы людей совпадают с интересами объективной истины, но это совпадение науку не интересует – ее интересует только истина. Иногда может говориться, что наука имеет много общего с той или иной идеологией. Например, сейчас часто говорят, что наука имеет кое-что общее с религией. Уже сами такого рода высказывания – типичное проявление идеологии. Никакая наука ничего общего с религией не имеет. Религиозное сознание всегда направлено на защиту интересов людей, поэтому это всегда идеологическая форма. Более того, с религиозным сознанием, с религией на деле наука вступает всегда в острейшее противоречие. Для того, чтобы постичь истину, надо прибегать к доказательствам. Для того, чтобы подчинить волю и сознание людей, необходимо подчинить их воображение, создать красивый привлекательный образ, в крайнем случае, прибегнуть к видимости доказательств. Очень важно видеть эту грань между наукой и идеологией. Если ученый начинает принимать во внимание в своих исследованиях интересы людей, то он неизбежно из науки попадает в лоно идеологии, перестает быть ученым. Ни один ученый в области своей науки никогда не прибегал ни к каким аргументам, которые присущи, свойственны идеологическим, в том числе и религиозным, рассуждениям. Наука никогда, ничего не принимает на веру, не принимает никаких мнений, никаких авторитетов. Для нее существует только одна инстанция – истина. Все ли мы знаем о науке и можем ли переходить к вопросу о статусе культурологии как науки? Увы, нет. Есть еще один важный вопрос, который мы с вами должны рассмотреть. Это вопрос о науке как процессе, то есть вопрос об этапах становления научного знания. Только узнав о динамической стороне научного знания, мы сможем подойти к проблеме определения статуса культурологии как научной дисциплины, и к вопросу о том, на каком этапе развития культурология находится. Итак, как наука формируется, какие этапы в своем становлении проходит? Объективно существующие трудности, с которыми встречается человеческое мышление, сложность процесса познания сами по себе делают неизбежными заблуждения в этом процессе, в связи с чем возникает проблема соотношения истины и заблуждения. Наличие заблуждений в сознании ведет к практическим ошибкам, ошибкам в деятельности. Поэтому всегда было необходимо для человека отделять истину от заблуждения в сознании. Необходимость решения этой проблемы, проблемы соотношения истины и заблуждения, собственно, и вызвала появление науки как особой формы сознания и знания. Процесс познания уже при самом поверхностном рассмотрении в самом общем виде предстает как переход от незнания к знанию, как становление знания. С точки зрения диалектики истины и заблуждения – а именно она лежит в основе развития науки – всю историю науки и каждой научной дисциплины условно можно поделить на три основных этапа. Первый этап развития любой науки – научно-фантастический. Он характеризуется тем, что истина выступает на этом этапе в форме фантастического представления, а процесс познания осуществляется путем перехода от одного фантастического представления к другому. Явившись порождением чрезвычайной узости и ограниченности человеческой практики, фантастические представления выступают как особого рода заблуждения. Фантастические представления могут включать в себя отдельные точно отмеченные наблюдением факты, отдельные верные догадки, представляющие собой мельчайшие крупицы истины. Но в целом фантастические представления надо отличать от относительных заблуждений, которые с необходимостью включают в себя крупицы истины. Имея в виду фантастические представления, мы говорим еще не о научных теориях и гипотезах, а о зачаточных формах того и другого. Какую бы науку мы ни взяли на ранней стадии, мы найдем или целиком этот этап или его следы, признаки. Второй этап развития науки – гипотетический. На этом втором этапе истина выступает в форме заблуждения, а сам процесс познания осуществляется в форме движения от одного относительного заблуждения к другому. Постепенно моменты истины накапливаются и переходят в новое качество, составляя взаимосвязанную систему. Однако крупиц истины в этой новой теории недостаточно, чтобы новая теория смогла стать истиной. Способом движения познания на этом этапе является конкурентная борьба взаимоисключающих концепций, в которой победа, однако, может быть лишь временной – альтернативные теории здесь могут быть лишь опровергнуты. Третий этап развития науки – теоретический. Истина выступает на этой высшей стадии развития науки в форме относительной истины, процесс же познания осуществляется путем перехода от одной относительной истины к другой. Отношения между теориями строятся по принципу концептуального преодоления: новая теория, выступающая отныне в качестве истины, превращает старую теорию в заблуждение, поскольку моменты истины, в ней содержащиеся, сняты новой теорией. Однако новой теорией старая теория не отбрасывается полностью – она становится частью новой теории – по принципу соответствия Н.Бора, то есть прежние открытые закономерности включаются в новую теорию в качестве частного случая. До определенного момента вообще нет нужды менять теорию, т.к. сохраняется возможность включения новых моментов истины в данную теорию, т.е. происходит процесс накопления (кумуляции) моментов истины. |