Главная страница
Навигация по странице:

  • Культурология

  • Культурология – синтетическая и трансдисциплинарная гуманитарная наука.

  • Лекции по курсу культурология лекция культурология как наука


    Скачать 209.49 Kb.
    НазваниеЛекции по курсу культурология лекция культурология как наука
    Дата04.04.2020
    Размер209.49 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаLEKCII(1,2).docx
    ТипЛекции
    #114793
    страница2 из 10
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

    Подведем итоги:

    Наука – одно из самых сложных явлений человеческой культуры. В наши дни существует особая научная дисциплина – наука о науке. Здесь не место для ее подробного рассмотрения. Но для того, чтобы понять, что представляет собой культурология как наука, надо в итоге иметь в виду и хорошо понять следующие характеристики научного знания и основные понятия учения о науке.



    1. Наука есть система знаний, направленная на поиск истины.

    2. Знания – содержание сознания, то есть отражения (копии) мира, – отражения, вырабатываемого человеческим мозгом на основе общественной практики (прежде всего – в ходе трудовой, целесообразной деятельности). До определенной поры разрозненные (или связанные друг с другом случайными связями) мысли о действительности существуют в качестве представлений о действительности, которые с развитием деятельности человеческого рассудка становятся общими представлениями.

    3. Общие представления могут составлять связные комплексы разной степени общности и при этом существовать в качестве обыденного знания – знания, отражающего умения и навыки и явления повседневной жизни. Внутри обыденного знания можно выделить слой ненаучного знания. Разновидности последнего – антинаучные знания (знание, которое никогда не было, никогда не будет научным и принципиально противостоит научному), донаучные знания (знание, которое при определенных условиях может стать научным), квазинаучные знания (знание, которое чисто внешне, феноменально выглядит как научное, не будучи научным по существу, эссенциально). (Разновидностями квазинаучного знания можно считать псевдонаучное и паранаучное знание).

    4. Мир в представлении изначально предстает перед человеком (индивидом) и обществом (единством индивидов) как совокупность явлений (элементов) действительности и связей между ними.

    5. Последующая человеческая практика убеждает в том, что среди элементов и связей между ними есть такие, которые играют особую роль: без этих элементов невозможно само существование других элементов и связей между ними, тогда как сами они могут существовать без тех или иных связей и элементов действительности. Следовательно, элементы и связи элементов могут быть существенными (эссенциальными) или несущественными для той или иной области действительности и для человеческой практики – человеческой целесообразной деятельности, направленной на удовлетворение человеческих (общественных) потребностей.

    6. Среди существенных элементов и связей выделяются такие, которые подчиняют себе другие (остальные или все остальные) элементы и связи. Такие элементы называются системообразующими, если остальные элементы находятся с ними в отношении (связи) взаимосоподчинения или иерархии.

    7. Таким образом, система представляет собой такую взаимосвязь (структуру) элементов, при которой, во-первых, налицо системообразующий элемент и, во-вторых, остальные элементы соподчинены системообразующему по уровням, то есть иерархически.

    8. Если в самой действительности существуют системы вещей, свойств и отношений, то в сознании (то есть «в голове», в мышлении) человека существуют системы мысленных образов этих вещей, свойств и отношений – системы мыслей.

    9. Мысли, входящие в систему, перестают быть только общими представлениями: входя в систему, они становятся особыми формами мысли – понятиями. Системы мыслей – то есть всегда системы понятийстроятся на основе системообразующей мысли, которую можно было бы назвать идеей. Система знаний – это такая структура, которая представляет собой идею и остальные понятия, подчиненные ей по уровням (иерархически).

    10. Итак, наряду с системами вещей, явлений (феноменов) действительности существуют соположные этим системам системы понятий, идей. Если система знаний соответствует той области действительности, отражением которой эта система знаний является истинной в той мере, в которой выполняется это соответствие. Таким образом, истину можно определить как соответствие наших представлений о мире самому этому миру. Когда на достижение такого соответствия направлена система знаний, тогда и идет речь о науке.

    11. Систематизированное знание не всегда направлено на достижение истины. Система знаний может строиться в расчете на защиту тех или иных интересов людей (как отдельных людей, так и групп людей, в том числе классов или даже всего человечества). Система идей, направленная на защиту интересов людей, получила название идеологии. Следовательно, существует два вида систематизированного знания – наука и идеология.

    12. Защита интересов людей и интересы истины могут в определенных идейных и исторических условиях совпадать, в этом случае можно считать идеологию научной. Но чаще всего интересы тех или иных групп людей расходятся с интересами истины, и тогда наука и идеология становятся в отношения противоположности вплоть до непримиримых противоречий.

    13. Из системного характера знаний вытекает множество следствий, определяющих эссенциальные свойства научного познания. Одно из состоит в особом характере научного языка. Используемые в науке единицы языка (естественного или искусственного) отличаются от слов обыденного языка в первую очередь тем, что имеют одно и только одно значение. Такие слова называются терминами. Вся совокупность терминов языка носит название терминологии. Усвоение терминологии – первый (элементарный) шаг к научному познанию. Поэтому так важно овладеть навыками научного (логического) определения понятий.

    14. Понятия (в том числе и формообразующие, условно названные нами идеями, имеют разную степень общности – от единичных (содержание которых – единичный предмет), до общих и всеобщих. Главный способ определения понятий, открытый еще в древности) – определение через род и видовое отличие – основан как раз на характере взаимосвязи единичных, особенных, общих и всеобщих понятий.

    15. Так или иначе понятия и идеи каждой науки охватывают не всю действительность, а ее бóльшую или мéньшую часть. Степень общности системообразующих понятий определяет подразделение наук на частные и общие.

    16. Та часть действительности, с которой соотносится данная наука, носит название объекта науки. Та часть знаний об объекте, которая содержится в данной системе знаний, носит название предмета науки.

    17. Вся наличная действительность «распределена» между различными науками: в действительности нет ни одной области или детали, которой не занималась бы та или иная наука – не делала бы ее своим предметом. В общем случае должно выполняться правило: у каждой науки один и только один предмет. Вывод: если у двух наук один и тот же предмет – по крайней мере одна из этих наук не имеет права на существование.

    18. Наука в том виде, в каком она представлена здесь – это идеальный абстрактный образ науки, предназначенный для того, чтобы вскрыть ее строение, структуру. Сущность науки можно познать, только представив науку в динамике – как систему знаний, складывающуюся на определенном этапе процесса познания.

    19. Первоначальные знания человека о мире носили разрозненный и случайный характер – характер рецептов: делай так – получишь это. С появлением письменности появилась возможность накопления знаний и их последующей систематизации. В результате выяснилось, что условия систематизации знания – некоторые принципы его организации, вытекающие из самого строения и свойств познаваемого мира. Бесконечность и разнообразие мира не мешают и не исключают наличие в нем закономерностей, находящих проявление в некоторых познавательных принципах, среди которых особенно важны принцип единства мира и принцип причинной обусловленности явлений в мире.

    20. Бесконечность мира обусловливает понимание того, что ни одна система мира, построенная человеком, не может рассматриваться как абсолютно готовая и законченная. Поэтому наука в действительности предстает как множество систем знания, стремящихся к единству, но никогда его окончательно не достигающих.

    21. Разнообразие мира обусловливает существование множества наук со своим собственным, присущим только данной науке предметом.

    22. Наличие у каждой науки особого предмета предполагает наличие у каждой из них своего собственного метода познания – способа исследования, специфичного для каждого предмета. Однако метод менее жестко связан с предметом науки: целый ряд наук может использовать разновидности одного и того же научного метода для исследования своего предмета. Некоторые методы исследования по необходимости могут быть использованы практически при любых научных исследованиях. Такие методы часто называют общенаучными методами. Наконец роль всеобщей методологии познания играет особого рода знание, которое называют философским: философия (и только она) выступает в качестве всеобщей методологии познания, применяемой в процессе любого научного познания.

    23. Построение системы знания – научное познание – это творческий процесс, процесс, который приводит к появлению принципиально нового знания.

    24. В процессе получения нового знания наука имеет дело с двумя уровнями знания. Первый из них – эмпирический уровень. На эмпирическом уровне возникает знание о фактах – элементарных формах научного знания. В процессе эмпирического познания происходит процесс накопления фактов в познании осуществляется переход от отдельных фактов к общим фактам. Особую роль в познании при этом играют методы обобщения знания. Творчество проявляет себя в применении догадок о способах получения эмпирических (опытных) данных и способах обобщения этих данных.

    25. В процессе обобщения выясняется, что требуется истолкование связей общих фактов – процедура сложная и требующая особого рода творчества – выдвижения гипотез. Наличного количества общих фактов никогда не бывает достаточно для того, чтобы просто прямо истолковать связи между эмпирическими данными. Недостающие факты и связи между ними приходится примыслить, придумать, выдумать – и притом так, чтобы в дальнейшем можно было проверить, существуют ли эти факты и связи в действительности. Все это происходит в рамках второго – теоретического – уровня познания.

    26. Теоретическое познание начинается выдвижением научных гипотез на основе идей. Теперь можно уточнить смысл понятия идея. Идея в качестве системообразующего понятия есть понятие о существенной содержательной связи между понятиями, а тем самым и между предметами и явлениями действительности, образующими смысл этих понятий. Именно потому идея в состоянии играть ведущую роль в образовании системы понятий.

    27. Если, говоря несколько упрощенно, идея – это мысль о существенной связи общих фактов, то система идей, подтвержденная в ходе научной проверки – это теория. Поскольку теория включает в себя ряд идей, каждая из которых выступает как системообразующая связь, внутри каждой науки образуется большее или меньшее (но никогда не пустое) множество систем знания, подчиненных общей системе. Строение научной теории сложно до такой степени, что мало что может сравниться с ней по сложности.

    28. В самом элементарном случае научная теория – это и есть отдельная наука или, как ее чаще называют, отдельная научная дисциплина. Но чаще научная дисциплина включает в себя ряд теорий, в свою очередь составляющих систему. Наука в целом представляет собой стремящуюся к системности (но никогда на практике ее не достигающую) огромную массу научных дисциплин, находящихся друг с другом в сложнейших отношениях. (в отличие от научных в практике преподавания существует множество так называемых учебных дисциплин: они не представляют собой ни научное знание, ни идеологическую систему знаний, поскольку основаны на небольших крохах знания, как правило, слабо увязанных между собой, но таких, существование которых крайне важно для человека. Называя эти знания дисциплинами, субъективно стремятся поднять их социальный статус.).

    29. И все-таки строение научного знания предстанет перед нами во всей своей сложности лишь при том условии, что мы учтем незаконченный, становящийся характер научного познания. Научное знание – не сложившаяся застывшая структура, а процесс складывания множества научных дисциплин, многие из которых находятся на разных стадиях своего становления. Поэтому единую систему научного знания нельзя представлять себе в качестве законченной: иерархизировать это знание удается с большим трудом или вовсе не удается.

    30. Исторически развитие науки как системы знания, направленной на отыскание истины, в принципе проходит три этапа с точки зрения того, как в этой истории представлен поиск истины и как выглядят результаты этого поиска. Условно эти три этапа можно обозначить как: первый, начальный – научно-фантастический; второй – этап относительного заблуждения; третий – этап относительной истины.

    31. На первом этапе в составе этого знания еще и в наши дни существуют науки (научные дисциплины), в которых лишь в качестве случайных встречаются отдельные крупицы истины; на втором – науки, в содержании которых сталкиваются две или более непримиримых теории, в каждой из них содержатся моменты истины, не учитываемые альтернативной теорией (альтернативными теориями), и потому в рамках этого этапа происходит переход от одного относительного заблуждения к другому; на третьем этапе новая теория, возникая, делает старую своим частным случаем, поэтому на третьем этапе в развитии науки одна относительная итсина сменяется другой относительной истиной.

    32. Смысл процесса познания на каждом этапе остается прежним – накопление моментов истины; однако форма, в которой этот процесс протекает оказывается для каждого этапа специфической.

    Различные науки и сегодня находятся на разных ступенях своего развития. Некоторые науки давно вступили на теоретическую стадию развития, есть науки, которые только еще формируют научно-фантастические представления. Важно подчеркнуть, что о науке окончательно сформировавшейся, ставшей наукой в полном смысле слова можно говорить только при переходе к третьему, теоретическому этапу. Что касается первой и второй стадий, то проходящие их науки – еще не совсем науки, еще только формирующиеся науки. Такой, кстати, только еще формирующейся наукой является и наука культурология.

    Теперь, узнав, что такое наука, каковое строение и динамика развития, мы можем перейти к вопросу о культурологии как научной дисциплине.

    Культурология – очень молодая наука, которая отпочковалась от ряда других научных дисциплин и сейчас находится на втором, гипотетическом, этапе.

    Впервые предложение создать особую науку – культурологию – выдвинул американский ученый-антрополог (этнолог) Лесли Уайт в начале ХХ века. Не все ученые согласились с ним. До сих пор в ряде стран такая дисциплина как культурология не числится в перечне наук, ее заменяют другие науки – культурная антропология, социология культуры, философия культуры и др.

    Но именно проблема культурологии, на наш взгляд, находится сейчас в центре дискуссий о статусе наук. Главный предмет развернувшейся дискуссии о культурологии – вопрос о том, чем собственно продиктована необходимость и оправданность появления такого рода науки вообще. Очевидно, что культура как объект изучения давно и прочно включена в проблемное поле различных наук, начиная от философии философии и заканчивая историей (например, историей быта, историей искусств). Так стоит ли изобретать новую науку о том, о чем уже и так немало сказано? Ведь получены же определенные результаты в области философии, этнографии, истории, искусствоведения...

    Несмотря на значимость и неоспоримость аргументов такого рода, несмотря на богатую традицию в изучении вопросов, связанных с генезисом, спецификой, формами проявления культуры, традицию, подкрепленную обширным фактологическим материалом, накопленным в процессе развития многих социальных наук, вопрос о возможности и более того – о необходимости выделения специального научного направления, ориентированного на изучение культуры как особого феномена, как самостоятельного целостного объекта исследования, не только не снимается, но даже заостряется.

    Налицо существование все более ощутимых «ножниц» между накоплением знаний культурологического характера и уровнем их систематизации, обобщенности, между ростом включенных в процесс постижения культуры научных отраслей и степенью их соотнесенности между собой. Все более усиливается интерес к феномену культуры как к особому, самостоятельному объекту социального познания при отсутствии специального научного направления, общих оснований и методологии для его изучения.

    Все это в совокупности обусловило формирование того проблемного поля, на котором и пошли в рост искания, связанные с потребностью в становлении самостоятельной науки о культуре – культурологии. Это потребность не субъективная, а действительно осознанная необходимость, порожденная самой логикой развития социального познания.

    Мощным стимулом для становления культурологии в качестве прикладной науки стало все более явное расширение «социального заказа» на практически ориентированное знание о развитии и функционировании культуры в различных ее проявлениях, о культурных процессах, их закономерностях, механизмах регулирования. Бурными темпами стали развиваться направления прикладной культурологии.

    Культурология, действительно, в значительной мере связана с реальными процессами общественной жизни, которые выступают не только как объекты исследования, но и являются «точками приложения» культурологического знания. Важнейшие области, в которых формируется запрос на разработку прикладного культурологического знания: управление в сфере культуры, социокультурное проектирование, культурологическая деятельность.

    Сегодня существует множество подходов к культурологии. Некоторые ученые утверждают, что единой науки культурологии нет, что культурология ныне – это комплекс дисциплин, изучающих культуру в различных аспектах. Другие считают, что культурология – это раздел других наук, дисциплин, которые так или иначе изучают человека и культуру (например, философия культуры – раздел философии, культурная антропология – раздел антропологии, социология культуры – раздел социологии и т.д.). Ряд ученых утверждает, что культурология – самостоятельный научная дисциплина.

    На наш взгляд, нужно рассматривать культурологию не с одной из этих точек зрения, а комплексно. Культурология – синтетическая и трансдисциплинарная гуманитарная наука. Можно утверждать, что в своем становлении она уже прошла научно-фантастический этап. Ее развитие на сегодняшний момент можно отнести ко второму – гипотетическому – этапу развития. Но это также означает, что ее становление еще не закончено, в ней присутствует множество борющихся друг с другом концепций и теорий, и ни одна из них пока еще не в состоянии победить. О борьбе этих теорий мы будем еще подробно говорить в нашем курсе.

    А пока выясним, каков предмет культурологии, ведь именно различие предметов исследования, как мы уже знаем, порождает в первую очередь множественность наук.
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10


    написать администратору сайта