Курс лекций. ИСР (лекции). Курс лекций для студентов специальности 040101 Социальная работа очной и заочной формы обучения
Скачать 0.63 Mb.
|
Лекция 3.6 Российская практика социального обеспечения, социального обслуживания и социальной работы (1990-е гг.)……….....124Заключение……………………………………...…………………………130 Список основных терминов и понятий…………………...……………...131 Библиографический список………………………….......……………….132 Введение Курс “Истории социальной работы” направлен на формирование профессиональной культуры будущего специалиста, обогащение его историческими знаниями, гуманистическими ценностями, выработанными в процессе мировой исторической практики поддержки и защиты нуждающихся. Содержание курса в рамках междисциплинарных и межпредметных связей скоординировано с предметами, входящими в учебный план и являющимися базовыми компонентами государственного образовательного стандарта. Целью курсаявляется формирование у будущих специалистов службы социальной помощи системных представлений об истории генезиса профессии социального работника, о видах духовной и материальной помощи, об эволюционном пути развития основных исторических форм, моделей, институтов социальной помощи и поддержки. Задачи курса: На основе сравнительно-исторического метода сформировать представление о своеобразии развития отечественной и зарубежной частной, общественной и государственной практики социальной помощи. Сформировать целостное, критическое и ценностное отношение к историческому опыту поддержки и защиты социальных слоев населения, находящихся в трудной жизненной ситуации. Овладеть методологией исторического анализа событий социальной истории и практики социальной работы, ее институциональных форм и методов. В результате изучения курса “История социальной работы” студенты должны: Иметь научное представление об особенностях и основных этапах развития социальной работы в истории человечества. Знать основные отечественные и зарубежные исторические события, даты, модели, формы, имена деятелей и организаторов социальной помощи и поддержки. Уметь пользоваться исторической информацией для разработки действий специалиста социальной работы. Основные дидактические единицы курса: - Социальная работа как феномен современного мира. - Этапы, формы, модели становления социальной работы в России и за рубежом. - Нормы и принципы социальной работы. Раздел I. Введение в курс "История социальной работы в России и за рубежом" Тема 1.1 Теоретические основы курса истории социальной работы в России и за рубежом План: Актуальность, цели и задачи курса истории социальной работы Предмет и задачи курса Основные понятия и принципы, на которых основывается социальная работа Периодизация истории социальной работы Актуальность курса истории социальной работы в России. В 1991 году Госкомтруда СССР издал указ о введении новой профессиональной квалификации – социальный работник и введении той же специальности в учебных заведениях. Государственным структурам было необходимо снизить общественное напряжение, резко возросшее в условиях кризиса социальной, экономической и политической сфер. Наука вплотную занялась организацией инфраструктуры помощи, разработкой методов поддержки нуждающихся, образовательными проблемами подготовки специалистов, определением статуса новой дисциплины. Знание курса истории социальной работы позволяет современным работникам социальной сферы опираться на уже существующий опыт благотворительности, общественной помощи и попечения. Курс истории направлен на формирование профессиональной культуры будущего специалиста по социальной работе. Обогащение его историческими знаниями и гуманистическими ценностями выработанными в процессе мировой практики поддержки и защиты нуждающихся. Предмет изучения курса: Своеобразие развитиясоциальной помощи в России. Особенности исторических моделей социальной помощи в России и за рубежом. Формы и методы роботы различных благотворительных обществ и организаций. Истоки, особенности и тенденции в развитии благотворительностив России и за рубежом с древних времен до начала XX в. Оформление практики социального обеспечения и социальной работы в системе социальных служб в XX в. Цель курса: формирование у специалистов системных представлений об истории развития профессии социального работника, о видах духовной и материальной помощи, об эволюционном пути развития основных исторических форм и институтов социальной помощи и поддержки. Задачи курса: на основе сравнительно-исторического метода сформировать представление о своеобразии развития отечественной и зарубежной частной, государственной, общественной практики помощи. сформировать ценностное и целостное, а также критическое отношение к историческому быту поддержки и защиты социальных слоев населения, находящихся в трудной жизненной ситуации. Овладеть методологией исторического анализа событий и практики социальной работы, ее форм и методов. Основные понятия курса: Социальная работа – это вид деятельности людей и организаций по оказанию помощи различным слоям населения. Система этой помощи очень широка. Социальная работа не ограничивается только достижением практических целей и задач, кроме того она несет в себе общее цивилизованное значение (- это поддержание и обеспечение стабильности социального мира и равновесия в обществе, предупреждение социальных конфликтов в обществе, нейтрализует дестабилизирующие факторы). Т.О. социальная работа выполняет роль общего амортизатора. Социальная помощь – система государственного попечения для наименее защищенных групп населения. Основные виды помощи: Постоянное попечение (относится к людям полностью нетрудоспособным, неизлечимо больным); Срочное попечение (основное – это дети-сироты); Временное попечение (люди оказавшиеся в трудной жизненной ситуации. Например, беженцы и др.); Трудовая помощь (содействие в получении новой профессии, повышение квалификации и др.); Социально-психологическая реабилитация и адаптация, помощь в преодолении стрессов, депрессивных состояний и др.; социокультурная анимация (организация досуга). Объект помощи – ее получатель. Субъект помощи – это те, кто помощь осуществляет (источник помощи). Призрение – это социальная помощь (сегодня); опекать, заботиться, приглядывать за кем либо (раньше). Типы призрения: Частный индивидуальный тип; Групповой; Общественный (церковный, общинный); Государственный тип. Исторически сложилось две системы призрения: Открытая - это нерегламентированная хаотическая помощь нуждающимся, в основе которой лежит личное желание и участие человека. Закрытая система призрения – это специализированные благотворительные организации, деятельность которых регламентирована законом, оказывая помощь целенаправленно и постоянно (например, приюты, богадельни и др.). Филантропия – (греч. любовь к людям). В V до н.э. божественная благосклонность, с IV. н.э. – благожелательное отношение к человеку, в новое время – индивидуальная благотворительность. Благотворительность – впервые встречается у Н.Н. Карамзина. Однако активное его использование осуществляется во второй половине XIX когда развивается теоретическая мысль в области социальной поддержки и защиты. Под Б. понимали проявление сострадания к ближнему, негосударственную форму помощи нуждающимся. В веке до 90-х годов данное понятие интерпретируется в отечественной научной литературе как форма классового манипулирования общественным сознанием в капиталистическом обществе; сегодня под благотворительностью понимается некоммерческая деятельность, направленная на оказание помощи нуждающимся. Общие принципы благотворительности, на которых основывается социальная работа в России и за рубежом: Обязанность организации призрения для государственной и местной власти. Разделение призреваемых по разрядам. Учет индивидуальных особенностей. Приоритет трудовой помощи. Учет местных условий. Периодизация истории социальной работы: Периодизация истории социальной работы в России: Архаический период благотворительности (длиться до образования Киевского государства и Крещения Руси 9-10 веков). Период общинной благотворительности (до начала 16 века). Период церковно-государственной благотворительности (до 16; 17 веков). Период государственной благотворительности (18-начало 20 века). Период социального планирования (1917-1991 г.) Период социальной работы (с 1991 и по настоящее время). Периодизация истории социальной работы за рубежом: Архаический период благотворительности. Заканчивается в конце 3 тысячелетия – начало 2 тысячелетия до н.э. до образования первых рабовладельческих государств. Филантропический период, до 4; 5 веков до н.э. Период общественно благотворительности, общинной, церковной (до начала 16 веков). Период государственной благотворительности (до рубежа 19-20 веков). Период социальной работы (продолжается до настоящего времени). Контрольные вопросы. В чем вы видите актуальность курса истории социальной работы? Назовите предмет, цели и задачи курса. Назовите периоды развития помощи и взаимопомощи в России. Тема 1.2 Библиография истории социальной работы План: Методологические проблемы историографии социальной работы Историография отечественной системы помощи Культурно-исторические подходы к исследованию общественного призрения Методологические проблемы историографии социальной работы Методологические проблемы историографии социальной работы в России образуют три направления исследований: понятия социальной работы; периодизации процесса помощи; источников, необходимых и достаточных для осмысления социальной работы как культурно-исторического феномена. Во Франции с XI по XVII вв. деятельность по оказанию помощи определяется как «charite» - «благотворительность», с XVIII по ХХ вв. как «assistance» - «содействие», аналогичное по семантическому значению славянскому «призрение». В первой половине ХХ в. происходит изменение понятия, деятельность по оказанию защиты и поддержки определяется как «aide» - помощь, поддержка, и, наконец, с середины 50-х годов, как и во многих странах Западной Европы, данная деятельность получает унифицированное название «социальная работа». То, что изменение названия есть объективный процесс, связанный с изменением модели помощи, подтверждает опыт Германии, Бельгии, США и других стран. Историография отечественной системы помощи Значительный пласт проблем в историографии современной науки о помощи связан с источниковедением. На сегодняшний день отечественное источниковедение социальной помощи делает только свои первые шаги. Основная задача сегодня – собрать все источники по общественной благотворительности, общественному призрению не только XIX, но и ХХ вв. Необходимо выяснить что сделано предшествующими поколениями ученых в этой области. Период 1. Начало XIX века. Начинается целенаправленное, специальное изучение социальной работы в России. Особенности данного периода: Отсутствие единой системы терминов для обозначения социальных явлений. Широкое рассмотрение проблемы христианского милосердия и нищелюбия в церковной и светской литературе. Общественное призрение и христианская благотворительность рассматриваются как два самостоятельных социальных явления. Отсутствие специальных научных разработок по социальной работе (статья Стога «Об общественном призрении в России» 1818 года – единственная работа по данной теме). Период 2. 70-ые гг. XIX века. Рост интереса к истории социальной работы, связанный с ростом общественного движения. Особенности данного периода: Появляются научные исследования, в которых рассматриваются этапы развития благотворительности в России, социальное законодательство и мероприятия правительства по социальному обеспечению. Формируется терминологический аппарат. Формируется целостное представление об общественной, церковной, государственной и частной благотворительности. Период 3. На рубеже XIX – XX веков складываются определенные области исторического знания. Особенности данного периода: Отдельной областью исторического знания становится история развития общества. Выделяются этапы развития социальной помощи и ее направления. Начинается изучение истории благотворительных учреждений и обществ. Начинается изучение зарубежного опыта социальной помощи. Период 4. Начало XX века. Особенности данного периода: Появляются новые фундаментальные исследования частной и общественной благотворительности. Начинается детальное изучение условий жизни, быта, нравов, поведения различных социальных слоев и групп. Период 5. 1917-80-ые гг. XX века. После октябрьского переворота 1917 года делается попытка создать новое общество, по-новому изучается история. Особенности данного периода: В рассмотрении социально-исторического вопроса доминирующую позицию занимают марксистские идеи классовой борьбы. Социальное обеспечение концентрируется в руках государства. Отсутствует изучение истории социальной работы как таковой. Период 6. Конец 80-х начало 90-х годов ХХ века. Этот период характеризуется появлением системных исследований по истории социальной работы П. Власова, Н. Думова, Л. Бади и др. Период 7. Конец ХХ века. Особенности данного периода: В России вводится специальность социальный работник. Формируются новые подходы к рассмотрению социального развития России. Выделяются основные этапы развития помощи и взаимопомощи в России: По отношению к другим формам общественной поддержки, существовавшим в разное историческое время в России, социальная работа на рубеже нынешнего века выступает как определенная национальная система помощи, характеризующая культурно-исторический этап, на котором понятие идентифицирует способы и идеологию помощи, ее общественную практику и философию. Культурно-исторические подходы к исследованию общественного призрения Рассматривая социальную работу как определенную культурно-историческую модель, парадигму помощи, мы тем самым включаем ее в ряд таких моделей помощи, как социальное обеспечение, общественная благотворительность, общественное призрение, княжеская благотворительность, «слепня», «помочи», то есть тех стадий культурно-исторического развития, которые проходит отечественная система помощи и защиты. Современные подходы к истории социальной работы. Во-первых, данный феномен имеет социогенетическую обусловленность, которая представлена своей историей и генезисом индивидуального развития в социальной исторической перспективе; Во-вторых, в процессе своего развития данный феномен находит интерпретацию в структурных сценариях и закреплен в массовом сознании, в языковых формах и структурах; В-третьих, феномен имеет исторические, вещные и деятельные формы существования со своими субъектами, объектами, идеологий помощи, что определяет его как явление культуры. В трудах историков, ученых М.В. Фирсова, В.И.Курбатова, Л.И. Деминой, В.Н. Егошиной, Е.И.Холостовой, Л.Г. Гусляковой, В.И. Жукова, А.И. Лященко, В.Е.Давидович, А. Спицкой исследуются вопросы социальной истории. Контрольные вопросы: Раскройте методологические проблемы историографии социальной работы. Покажите культурно-исторические подходы к исследованию общественного призрения В чем заключаются и чем объясняются различия в подходах к вопросу о сущности, целях, средствах, формах и видах социальной работы в ее социокультурном развитии? Проследите основополагающую роль принципа историзма в подходах к вопросу о сущности, целях и средствах социальной работы. Тема 1.3 Донаучный этап оформления теории социальной работы План: Тенденция оформления древнейших представлений о процессах помощи и взаимопомощи Оформление христианских представлений о помощи ближнему Оформление теоретических подходов к общественному и частному призрению Тенденция оформления древнейших представлений о процессах помощи и взаимопомощи Зарождение представлений о помощи и взаимопомощи происходит на стадии родового общества. Однако впервые обозначение и выделение данного явления из многих сфер человеческого бытия происходит в Древней Греции. Платон и Аристотель рассматривали благотворительность в контексте общественной пользы, полагая что эта деятельность — прерогатива государства, а не отдельного частного служения. Платон тем не менее считал, что не следует заботиться о бедных, попавших в трудную ситуацию, подчеркивая, что «бедность заключается не в уменьшении имущества, а в увеличении ненасытности». Ситуация осложняется, если ей сопутствуют болезни и обнищание. Аристотель, рассматривая дружественность как разновидность добродетелей человека, указывает на человеколюбие как его природное свойство. Оформление идей помощи, поддержки и защиты в древности связано с развитием письменности и проникновением через христианскую литературу представлений о презрении и милосердии к ближнему. Говоря о вдовах и сиротах как субъектах, наименее защищенных в миру, т.к. на них не всегда распространялась общественная вира, Владимир Мономах в «Поучении» уделяет им особое внимание. В период с XIV по XVIII вв. в теории милосердия происходят существенные изменения. Во-первых, изменяется исторический контекст; во-вторых, мыслители позднего средневековья испытывают влияние различных школ и таких авторов, как Лионисий Ареопагит, Иоанн Лествичник, Филипп Пустынник и другие; в-третьих, православие как целостное мировоззрение претерпевает реформу Никона, после чего происходит церковный раскол и появляются различные новые течения; в-четвертых, развитие законодательства вносит существенные коррективы в традиционные православные догматы о милосердии и церковных людях. Все это в совокупности определило своеобразие подходов к идеям милосердия и оформлению основ «теории призрения», которая со стороны государства первоначально оформлялась как «теория нищепитательства». Во второй половине XVII—XVIII вв. закладываются основы политики просвещенного абсолютизма. Большую роль здесь играли социально-политические идеи Ю.Крижанича, Епифания Славинецкого, В.Татищева, И.Посошкова и других мыслителей. Оформление христианских представлений о помощи ближнему «Агапе», или любовь к ближнему, приходит на смену филантропии. Осмысление важнейших христианских догматов о милосердии расширяет парадигму "теоретического" осмысления сущности помощи и поддержки. Особое значение в связи с этим имеют труды Григория Богослова, Иоанна Златоуста, Ефрема Сирина, Федора Студита, Иоанна Дамаскина, Афанасия Александрийского и др. авторов " нравоучительной литературы". Иоанн Златоуст считает, что в акте милосердия не должно быть границ: "Хотя бы даже язычником мы увидели в несчастии, и ему надобно оказать добро, и вообще всякому человеку, находящемуся в несчастных обстоятельствах". Милосердие определяет ряд поступков и деяния, которые направлены на различные нужды субъекта. Иоанн Златоуст выделяет два уровня помощи: милости духовные и милости телесные. Дальнейшее развитие теории и практики благотворительности происходит под непосредственным руководством Римско–католической церкви и это продолжается вплоть до реформации. В XVI в. Мартин Лютер с протестантских позиций подвергает критике сложившиеся формы и принципы благотворительности. Ожесточенную критику он обрушивает на расточительство Церкви, возводившей и великолепно украшавшей храмы засечет пожертвованных сумм, а также на бессистемную помощь просителя, выражавшуюся в форме милостыни. С Реформации начинают формироваться два основных подхода по регламентации профессионального нищенства: локализация данного явления при помощи законов и возложения на гражданское общество соответствующих налогов и сборов. В XVIII в. оформляются идеи государственного подхода к, поддержке нищих и нуждающихся. Так, Монтескье в деле помощи нуждающимся ведущую роль отдавал государству. Ларошфуко считал помощь нуждающимся делом всей нации. Идеи государственного обеспечения были оформлены в период Великой Французской революции. Основные подходы идеологи Революции связывали со справедливым перераспределением капиталов и доходов благотворительных заведений. Соответствующими декретами были установлены права многодетных семей, вдов и престарелых, не имеющих кормильцев. Именно тогда появляется такое понятие, как пенсия. Она назначается государством лицам, не имеющим возможности самостоятельно поддерживать свой жизненный уровень. Декларируется, что общественная помощь беднякам является священным долгом государства, оно обязано либо предоставлять им работу, либо содержать их, а также материально обеспечивать тех, кто не в состоянии трудиться. Оформление теоретических подходов к общественному и частному призрению Секуляризация идеологии в XVIII в. привела к развитию самостоятельной общественной мысли, светской науки, тогда как церковное сознание «уходит в более напряженное искание чисто церковной правды, освобождается от соблазнов церковно-политической идеологии ». Отказ от теологического понимания дела общественного призрения приходится на период правления Петра I. Процесс помощи, институты помощи, субъект и объект помощи начинают рассматриваться в рамках государственных указов и постановлений, которые выступают официальными нормативными критериями жизнедеятельности, ценностями, «правилами общественного поведения». Социально-административное, или реформистское, направление мысли в области общественного призрения на первых этапах включало в себя вопросы организации не только институтов поддержки и контроля, но и институтов воспитания. Это нашло отражение в проектах Ф.Салтыкова, А.Курбатова, в законодательной деятельности Петра I, Екатерины II и других общественных и политических деятелей. Несколько иные подходы к вопросам общественного призрения намечаются в его социально-философском осмыслении. Основные проблемы, которые поднимают мыслители XVIII в., связаны с ролью личности в деле помощи. На фоне социальных проблем рассматриваются такие этические категории, как добродетель и порочность, формируются первые социально-политические подходы к вопросу социального восприятия материального достатка (такие подходы были реализованы в работах Я.Козельского, А.Радищева, П.Пестеля, Н.Рождественского и др.). Контрольные вопросы: Проследите тенденцию оформления древнейших представлений о процессах помощи и взаимопомощи. Раскройте оформление христианских представлений о помощи ближнему. Покажите оформление теоретических подходов к общественному и частному призрению. Тема 1.4 История становления теории социальной работы План: Оформление научных подходов к социальной благотворительности в Западной Европе и США Становление теоретической парадигмы общественного призрения в России в XIX- начале XX в. Оформление основных теоретических подходов к практике социальной работы в Западной Европе и США в XX в. Оформление теории социальной работы в России в 20-90-е гг. XX в. Оформление научных подходов к социальной благотворительности в Западной Европе и США Научный этап помощи и поддержки предваряла законодательная практика, которая в течение двух с половиной столетий разрабатывала вопросы регламентации существования бедных и нищих в государствах Западной Европы, а затем и в США. Основы законодательной практики были заложены в середине XVI в. Основные теоретические проблемы касались определения роли государства в деле помощи нуждающимся и отношений государственных институтов защиты и контроля с частной благотворительной деятельностью. С этих позиций и решался вопрос о «правильной» социальной помощи. Однозначных подходов здесь не существовало. Большое внимание при разработке подходов к оказанию помощи уделялось изучению социального положения нуждающегося. Подходы к личности нуждающегося в помощи осмыслялись не только в контексте гуманистических доктрин, но и в аспектах социально-патологических проявлений в обществе. В контексте данной проблематики специальному изучению в работах Ломбразо, Ферреро, Карлиера, Максима де Шампа и других исследователей подвергаются личности преступника, алкоголика, проститутки, составляющих «основу армии пауперизма». Спонтанная работа постепенно вырабатывала определенные организационные формы деятельности и заставляла осуществлять поиск моделей помощи не только оперативного характера, но и превентивного. Такими мерами превентивного характера, предупреждающими нищенство, являлись страхование, воспитание, образование - к такому выводу приходит В.Рошер. Научный этап становления социальной работы. Научный этап становления социальной работы связан со многими факторами его эволюции и прежде всего с изменением общественных связей и отношений, которые качественно изменились во многих странах к началу XX в. Основными причинами были следующие: разрушение единого сообщества, связанного с общими принципами и нормами существования; урбанизация и индустриализация; увеличение социальных связей и расширение отношений, в которых стал задействован человек. Становление теоретической парадигмы общественного призрения в России в XIX-начале XX в. В конце XIX в. развиваются, самостоятельные отечественные теоретические и практические направления общественного призрения, появляются различные области познания — от психологии и педагогики до социологии и медицины. В начале XX в. изменилась структура общественной помощи, появились новые клиенты, требующие поддержки и защиты, новые формы попечения. Первые работы в области теории и практики «трудовой помощи» появляются в конце XIX в. этой проблеме уделяют внимание А.Горовцев, А.Вирениус, А.Раевский, Г.Швиттау и др. Профессиональное нищенство как антиобщественное явление находит отражение в достаточно большом количестве монографий. Так, можно отметить работы Д.Дриля, Я.Харламова, А.Левенстима, Е.Максимова, П.Чистякова. Проституция в качестве определенного вида «социального недуга» рассматривается в работах В.Тарновского, Д.Ашхарумова, А.Баранова, П.Безобразова, И.Приклонского, В.Бентовина и других отечественных ученых. Пьянство и алкоголизм — проблема не менее драматичная для русского общества тоже находит отражение в работах этих лет, таких исследователей, как Н.Григорьев, Я.Михайловский, А.Коровин, Д.Бородин, С.Первушин, Д.Воронов и др. Таким образом, в этот период можно наблюдать следующие основные направления общественной и научной мысли о сущности общественной помощи: теологическое, конфессиональное; правовое направление, теория законодательства в социальных вопросах; общественная благотворительность и призрение как культурно-исторический и социально-политический процесс; «общественная и профессиональная гигиена»; воспитание и «исправительное воспитание»; система организаций помощи; теория страхования; теоретические проблемы помощи инвалидам; обучение специалистов; «призрение нравственно падших и патронат над выпущенными из тюрем». Каждое направление имело свою научную традицию, свой подход к пониманию сущности частного и общественного призрения, но оно являлось и логическим продолжением развития общественной мысли в данном кластере познания, основывающимся на предшествующих познавательных тенденциях.» Оформление основных теоретических подходов к практике социальной работы в Западной Европе и США в XX в. Основные теоретические подходы к практике социальной работы в Западной Европе и США в XX в. Можно разделить на шесть этапов: Оформление теории социальной работы до 1920 г. - индивидуальная работа с нуждающимися. Теоретические подходы к теории социальной работы 1921-1930 гг. В эти годы происходит «проникновение» психологического знания в индивидуальные методы социальной работы. - «Новая психология»; - «Функциональная школа социальной работы». Оформление теории социальной работы в 1930— 1945 гг. - Развитие методов индивидуальной работы в диагностической и функциональной школах, проходят научные дискуссии о приоритетах в методах поддержки нуждающихся, формируются подходы к групповой социальной работе и работе в общине (коммьюните). Ситуационный подход в диагностической школе внес два существенных компонента: предвидение и психологическую поддержку. Теория социальной работы в 1945—1960гг. - Взаимодействия социального работника и клиента; - Процесс помощи и личностных ресурсов индивида. Теория социальной работы в 1961— 1970 гг. - Направления различных международных школ в рамках единого информационного и идеологического профессионального пространства. Социальная работа приобретала все более структурированный характер. Теоретические проблемы социальной работы в 1970-1990 гг. - Теория индивидуальной работы; - Теория групповой работы; - Теория общинной работы; - Теория социального администрирования и планирования. Таким образом, социальная работа в процессе становления границ ее познания претерпевает культурно-исторические изменения: расширяется практика осмысления социальных феноменов, появляются теоретические конструкты и принципысоциальной работы, в процессе развития теории оформляется научная парадигма социальной работы. Оформление теории социальной работы в России 20-90-е гг. Условно можно выделить два периода в оформлении идей социальной поддержки. Первый — с 1919 по 1941 г., когда проводит сужение кластеров познания социальной помощи дореволюционного периода и оформление новой парадигмы знания о социальном обеспечении и социальном страховании в социалистическом обществе. Второй — с 50-х и до конца 80-х гг.,4 когда особо интенсивно и последовательно развивается врачебно-трудовая экспертиза, методика социально-правовой реабилитации инвалидов. Следуя традициям научной школы XIX—начала XX столетия (20—30-е гг.), в теоретических и практических подходах социального обеспечения уделяется большое внимание различным проблемам социальной патологии, таким, как профессиональное нищенство, беспризорность, проституция. В 50—60-е гг. выходят фундаментальные руководства и монографии, такие, как «Практическое пособие для врачей ВТЭК и ВКП» (1955), «О теоретических основах врачебно-трудовой экспертизы» (1963), «Врачебно-трудовая экспертиза и трудоустройство инвалидов» (1967), «Справочник эксперта-хирурга» (1967). В 70-80-е гг. разрабатываются принципы врачебно-трудовой экспертизы при заболеваниях, требующих хирургического вмешательства, и травмах опорно-двигательного аппарата, проводятся исследования И.Фаермана, А.Нарычева, Д.Грицкевича. С 1992 г. начинаются системные исследования по теории и истории социальной работы, социального администрирования, подготовке специалистов, методов помощи различным клиентам, осуществляется перевод книг по теории и практике зарубежной социальной работы. В настоящее время происходит расширение понятийных границ теоретической социальной работы. Контрольные вопросы: Расскажите о процессе становления истории социальной работы как науки. Проследите оформление научных подходов к социальной благотворительности в Западной Европе и США. Покажите становление теоретической парадигмы общественного призрения в России в XIX- начале XX в. Рассмотрите оформление основных теоретических подходов к практике социальной работы в Западной Европе и США в XX в. Раскройте оформление теории социальной работы в России 20-90-е гг. XX в. Раздел II. Основные тенденции в развитии благотворительности в России и за рубежом с древних времен до начала XX в. Тема 2.1 Архаический период благотворительности План: Родоплеменные и общинные формы помощи и взаимопомощи у славян до Х в. Архетипическое сознание славян Быт древних славян Основные формы помощи и взаимопомощи в древних славянских общинах Родоплеменные и общинные формы помощи и взаимопомощи у славян до Х века. В период перехода к общинно-родовому строю закрепляются стереотипы поведения, вырабатывается система защиты индивида в условиях рода и общины. На Руси социогенетический механизм языческой родовой общности постоянно воспроизводился через аграрные культы, семейно-родовые обряды. Впоследствии это вошло в противоречие с христианскими нормами и многие источники, отражающие языческую жизнь славянского общества, были уничтожены в период Христианизации. Для воспроизведения ранних форм помощи и взаимопомощи языческого периода развития славянского общества современные исследователи опираются на историю формирования архетипического сознания. Архетипическое сознание славян Образом, который дает представление о сущности языческого архетипического сознания, является круг, колесо. Для славян круг – это символ жизни, защиты, целостности, стабильности, основательности, оберег от злых духов. Славяне представляли жизнь замкнутым циклическим процессом, из которого они не стремились вырваться. Все члены славянской общины подчинялись устоявшимся родовым традициям, т. к. неподчинение влекло за собой изгнание из рода, а в одиночку в тяжелых климатических условиях человек выжить не мог. Таким образом, в родовой общине складывается круговая порука Религией славян было язычество (архаичные религии, основанные на верованиях и мифах, включающие особые обряды и ритуалы). Выделяют три типа архаичных религий, которые в различных комбинациях и формировали языческие верования славянских племен: Тотемизм – комплекс верований и обрядов первобытного общества, связанных с представлениями о родстве между определенным родом и тотемом (животным, растением или явлением природы). Фетишизм – религиозное поклонение неодушевленным предметам, которые, по представлениям верующих, наделены сверхъестественной магической силой. Анимизм – вера в существование духов и души. Быт древних славян Основу хозяйственной жизни славян составляли земледелие, оседлое скотоводство, охота, рыболовство. Славяне возделывали рожь, овес, ячмень, просо, горох, бобы, гречиху, коноплю. Почва обрабатывалась с помощью мотыги и сохи. Славяне жили в полуземлянках с бревенчатыми крышами, селились преимущественно в лесных чащах у рек или на островах для удобства при необходимости обороны. Тяжелые климатические условия и большие объемы необходимых для выживания работ обусловили формирование родовой общины. Постепенно на смену родовой приходит территориальная или соседская община. Община (вервь) стала органом местного самоуправления, где решались вопросы организации коллективных работ, перераспределения земель и произведенных продуктов, вопросы помощи нуждающимся. Основные формы помощи и взаимопомощи в древних славянских общинах Историки сделали вывод, что у славян зарождение древних форм защиты и поддержки проходило так же, как и у всех народов праиндоевропейской группы. Общинные принципы жизнедеятельности, практика осуществления защиты человека в системе рода и общины нашли отражение в конкретных формах помощи славянского общества, среди которых основными были: культовые с различными сакральными атрибутами; общинно-родовые в рамках рода, семьи, поселения; хозяйственные. Контрольные вопросы: |