Главная страница
Навигация по странице:

  • Тема 2.5 Становление государственной системы благотворительности в Западной Европе (

  • Борьба с нищенством. Создание системы работных домов. Благотворительные школы

  • Тема 2.6 Развитие церковной и государственной социальной помощи в России ( XIV – XVII вв.) План

  • Формирование системы частной благотворительности.

  • Курс лекций. ИСР (лекции). Курс лекций для студентов специальности 040101 Социальная работа очной и заочной формы обучения


    Скачать 0.63 Mb.
    НазваниеКурс лекций для студентов специальности 040101 Социальная работа очной и заочной формы обучения
    АнкорКурс лекций
    Дата26.03.2023
    Размер0.63 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаИСР (лекции).doc
    ТипКурс лекций
    #1014968
    страница4 из 9
    1   2   3   4   5   6   7   8   9

    Христианизация Руси и ее значение. Церковно-монастырская поддержка нуждающихся в X – XIII веках


  • Княжеская поддержка нуждающихся в X-XIII вв.

    Христианизация Руси

    К началу IX века у славян завершилось разложение первобытно - общинного строя, на смену родоплеменным отношениям пришли территориальные, политические и военные. В этот период возникают племенные политические союзы, формируются органы власти.

    Развитие феодальных отношений, интересы единства страны потребовали реформирования языческих представлений славян, принятия общей религии. В 988 г. в период правления князя Владимира христианство в православном варианте становится официальной государственной религией Руси.

    Жители не всех русских земель добровольно приняли крещение, многие были обращены в новую религию насильно. Было уничтожено большинство памятников языческой славянской культуры.

    Христианизация Руси оказала огромное влияние на все сферы жизни славян:

    • Русь получила единую религию, которая стала выполнять функции государственной идеологии;

    • Церковь стала опорой для княжеской власти;

    • идеи христианства смягчили языческие нравы славян (постепенно стали уходить в прошлое кровная месть, человеческие жертвоприношения, общество перенимает христианскую традицию милосердия);

    • ускорилось развитие внешнеполитических отношений с христианскими странами Запада.

    Церковно-монастырская система благотворительности.

    В рассматриваемый период (X-XIII вв.) только идет складывание институтов церкви, формируется система их финансирования. Финансовая поддержка церкви осуществляется за счет государственных отчислений (десятая часть княжеских доходов), поэтому вся система церковного призрения подконтрольна государственной власти.

    При церквях и монастырях, которые первое время были закрытыми благотворительными учреждениями, создаются школы, больницы, богадельни, странноприимницы, центры раздачи милостыни старикам, вдовам, убогим.

    • При Киево-Печерском монастыре был построен первый особый дом для нищих, убогих, сирот.

    • Церковный деятель Ефрем Переяславский в 1090 г. построил народную каменную баню, а в 1091 – больницу.

    • Устав купеческой организации князя Всеволода Мстиславича регламентировал деятельность монастырей: мир выбирал и финансировал церковный клир, чтобы тот оказывал помощь членам мира в старости или в случае болезней.

    Постепенно оформляется закрытая ктиторская монастырская система. Ее особенность заключалась в том, что постригающийся в монашеский сан был обязан принести дар монастырю (дар приносился, как правило, в виде земельных угодий). Так складывается «пансионная» система поддержки, которая позволяла обеспечивать членов монашеской общины за счет пожертвований новообращенных.

    В период монголо-татарского нашествия формируется открытая приходская система помощи и защиты, которая основана на закреплении за храмом или монастырем близлежащих поселений. Приход составлял административную единицу, податную и территориальную. Позже благотворительные функции прихода и общины сливаются воедино.

    Помимо благотворительных функций приход становится органом общественного контроля:

    • епископатские суды вели гражданское судопроизводство;

    • приход оказывал общине помощь в организации общественных работ;

    • приход контролировал сбор податей и др.

    Церковная система благотворительности оказала огромное влияние на формирование христианского милосердия русского народа, сплотила общину.

    Княжеская поддержка нуждающихся в X-XIII вв.

    В своем становлении и развитии княжеское попечительство проходит два этапа:

    1. с 988 года (крещение Руси) по вторую половину XII века (образование удельных княжеств и распространение христианства на окраинах русских земель);

    2. со второй половины XII века до XIII века включительно. В течение второго периода благотворительные функции князя постепенно сливаются с церковно-монастырским призрением.

    Первый этап княжеской социальной помощи характеризуется противоборством языческих и христианских тенденций, двоеверием.

    По началу княжеская и церковно-монастырская защита незначительна и охватывает только города (к началу XI в. их насчитывалось 20-25, в XI-первой половине XII вв. – около 70, к середине XIII – 150).

    На данном этапе «нищелюбие» князей не было связано с государственными обязанностями, а носило благотворительный, добровольный характер, имело функции поддержания авторитета власти и являлось механизмом ослабления социальной напряженности.

    Со второй половины XII века начинается второй этап, в течение которого княжеская защита претерпевает существенные изменения:

    • идет формирование феодальных отношений;

    • намечается тенденция роста монастырского и церковного призрения, идет накопление капитала внутри монастырских феодов;

    • князь становится хозяином вотчинником своего удела;

    • административное правление князя осложняют монголо-татарские набеги и данничество.

    Теперь помощь и поддержка осуществляется князем только в пределах своей вотчины.

    Формы княжеской благотворительности.

    Объектами княжеской помощи были больные, нищие, убогие, старики, а так же люди по каким-либо причинам выпавшие и из семейно-родовых отношений: вдовы, сироты, изгои («гоить» – принадлежать общине, семье; «изгой» – субъект в силу определенных обстоятельств не связанный с родовой общностью), прощенники (лица соборованные, но не умершие, получив исцеление от святых мощей или иконы, становились монахами).

    Самыми распространенными формами княжеского попечительства были

    • раздача милостыни (пищи, денег, одежды) на праздниках и пирах (после крещения Руси князь Владимир «сотвори праздник великий», на котором всем убогим раздавали еду и деньги; в 1148 г. князь Изяслав Мстиславич дает пир по случаю прибытия в Новгород);

    • странноприимничество (Иван Калита организовал при своем дворе странноприимницу);

    • организация общественных трапез;

    • строительство церквей (в 1070 г. у князя Всеволода родился сын, в честь этого события заложена церковь Святого Михаила).

    Князь защищал изгоев и прощенников, они становились «христианской собственностью» князя и могли быть подарены церкви.

    Князья оказывали обществу помощь в экстренных случаях:

    • раздавали хлеб и контролировали цены во время голода;

    • помогали восстановлению городов, разрушенных при пожарах или в результате набегов;

    контролировали массовые захоронения трупов для избежания распространения болезней и др.

    Контрольные вопросы:

    1. Проследите особенности принятия христианства на Руси?

    2. Каково значение принятия христианства славянами. Как особенности крещения Руси повлияли на развитие благотворительности?

    3. Расскажите о формировании церковно-монастырской системы благотворительности после принятия христианства Русью.

    4. Назовите этапы становления и развития княжеского попечительства и основные формы княжеской благотворительности..


    Тема 2.5 Становление государственной системы благотворительности в Западной Европе (XVIXVII вв.)

    План:

          1. XVI век - период глобальных изменений в сфере социальной политики

          2. Борьба с нищенством. Создание системы работных домов. Благотворительные школы

    XVI век стал периодом глобальных изменений в сфере социальной политики

    Haправление реформирования в большинстве европейских стран было общим, хотя отмечались некоторые вариации, связанные с проблемами соотношения и влияния светских и духовных властей, нейтральной и местной администрации.

    Частная благотворительность, выраженная в раздаче милостыни, под влиянием обшей христианской традиции еще не утратила своей силы и среди католиков, и среди протестантов;

    Публичные акты благотворительности оставались составным элементом похорон и религиозных празднеств;

    Произошла смена критериев определения бедности: бродяги более не выделялись как особая категория бедняков; они теперь считались опасными, преступниками, подлежавшими преследованию.

    На первый план теперь выходили трудящиеся семьи пауперизированные из-за низкой зарплаты или вследствие безработицы, они страдали от недостаточного спроса на рабочую силу, и сообщество, к которому они принадлежали, видело необходимость оказывать им временную поддержку.

    Престарелые и неизлечимо больные, зарегистрированные по мёсту своего проживания и засвидетельствовавшие свою полную нетрудоспособность, могли рассчитывать на постоянную помощь.

    Новая социальная политика по отношению к нуждающимся слоям населения включала в себя два элемента: а) стремление трудоустроить «здоровых» бедняков и бродяг, подкрепленное.депрессиями; б) организация централизованной системы помощи престарелым и нищим больным.

    Борьба с нищенством. Создание системы работных домов. Благотворительные школы

    Постепенно церковь перестает заниматься благотворительностью, уступив свое место городам (общинам) и государству, для целей благотворительности были установлены специальные налоги, собирались пожертвования, поощрялись дарения, появлялись призывы отказывать средства по завещанию.

    Распространение также получила чеканка особых благотворительных денег, получивших обобщенное название «альмозенгельд», для подаяния бедным и неимущим.

    В то же время появление налогов, направленных на призрение, и рост числа пожертвований ничего общего уже не имели с милосердием как таковым. Возникло убеждение, что убогий и нищий — результаты царящего в обществе беспорядка и одновременно помехи, не позволяющие восстановить порядок. Отсюда вывод — не может быть и речи о том, чтобы возвеличивать нищету, протягивая ей руку помощи, ее следует попросту уничтожить:

    I. К физическому уничтожению нищих и бродяг в Англии на протяжении XIV-XVII вв. шло оформление уголовного законодательства: сложилось деление всех преступлений на три группы: измена, фелония и мисдиминор.

    1. В число относимых к изменепреступлений входили: нарушение долга верности королю («великая измена») или долга верности подчиненного человека своему господину, сопряженная с убийством («малая измена»). Сюда же относились преступления против государственной безопасности (подстрекательство к мятежу, переход на сторону врага, создание незаконных сборищ с целью учинения беспорядков и др.).

    2. К числу фелонийотносились такие преступления, как тяжкое и простое умышленное убийство, проникновение в чужой дом с целью совершения убийства, похищение имущества, поджог и насильственное проникновение в чужой дом. Бродяжничество относилось к числу фелонийи наказывалось смертной казнью.

    3. Мисдиминор развился из правонарушений, влекших лишь взыскание причиненного ущерба в административном порядке (обман при сделке, мошенничество и др.).

    На протяжении XVI-XVII вв. сохраняется попрошайничество, освященное, так сказать, традицией и официально законом разрешенное. Особое место занимает попрошайничество студентов и школяров, достигшее в XVI в. огромного размаха.

    II. Практика высылки нищих из страны.

    Наиболее эффективным данный проект оказался в Англии. Отправка нищих осуществлялась на Бермудские острова и Барбадос. Данная практика преследовала и еще одну немаловажную цель — постепенное заселение колоний Британской империи.

    III. Проект создания системы работных домов для здоровых нищих, труд под страхом наказания явится наиболее эффективным путем искоренения нищенства, где введен строжайший трудовой режим.

    Англия: В середине XVII в. начался подъем, требовавший возможно большего привлечения рабочей силы, желательно, дешевой, что стало мощным стимулом в организации работных (исправительных) домов. Судейские чиновники, делят каждое графство на части, объединяют соседние приходы и организуют дома для принудительных работ.

    Новая социальная политика сочетает в себе элементы как наказания и принудительного труда, так и минимума свободы.

    Голландия: Работа в голландских работных домах велась по группам, а труд оплачивался. Особое время отводилось для молитв и чтения религиозных книг, а пребывание было ограничено 8-12 годами. Нарушителей режима ожидали жестокие наказания: содержались в отдельных камерах, постоянно наполнявшихся водой. В камере имелась помпа и заключенный непрерывно был занят работой, откачивая воду.

    Германия: Голландский образец стал показательным для устройства работных домов в Германии. Здесь были сделаны попытки ввести в функционирование домов некоторые рациональные начала: стоимость произведенной работы четко высчитывается, призреваемые получают лишь четвертую ее часть. В Германии у каждого из изоляторов возникла своя специализация: пряли в основном в Бремене, Брауншвейге, Мюнхене, Бреслау, Берлине; ткали — в Ганновере. В Бремене и Гамбурге мужчины зачищали доски; в Нюрнберге — шлифовали оптические линзы; в Майнце — мололи муку.

    Франция: Первые попытки изолировать бедноту в Париже предпринимаются еще в начале XVII в., в правление Марии Медичи, когда для этой цели создается три госпиталя. Нищим предписывалось немедленно найти себе работу или явиться на работы в один из госпиталей. Улицы Парижа оказались под постоянным наблюдением полиции и, в конце концов, голод погнал нищих, в госпитали. Женщины, продолжавшие просить подаяние, подвергались публичной порке и бритью головы, мужчины заключались в тюрьму; подавать милостыню запрещалось под угрозой строгого наказания.

    Наивысшим достижением стало создание Общего госпиталя в Париже 4 мая 1656 г. Общество Святого Причастия организовало раздачу милостыни и обязало местные католические братства и благотворительные организации оказывать постоянную помощь бедноте в своих приходах. Параллельно была создана специальная полиция, арестовывавшая нищих и бродяг. Нищенство запрещалось под угрозой порки и отправки на галеры.

    К процессу организации государственной системы призрения активно подключилась и французская католическая церковь, поначалу отстраненная от дел, определить характер религиозных госпиталей очень сложно; содержание заключенных в них было, по всей видимости, более мягким по сравнению с государственными госпиталями. Обитатели их вели почти монастырскую жизнь, с чтением Писания, мессами, молитвами, размышлениями.

    Огромные богадельни-тюрьмы и работные дома становятся во второй половине XVII в. символом новой эпохи и находят повсеместное распространение.

    С функциональной точки зрения создание домов-изоляторов оказалось мерой неудачной:

    Во-первых, работные дома, используя дешевую рабочую силу, лишь плодили бедняков в своем окружении

    Во-вторых, труд заключенных в работных домах был непроизводителен.

    В-третьих, в числе обитателей работных домов оказывались люди различных категорий призреваемых.

    В числе обитателей Общего госпиталя находились и больные, страдавшие венерическими заболеваниями. Помещали в смирительные дома и сумасшедших, но в отношении их никакого лечения не предусматривалось.

    Концентрация и изоляция бедноты в работных домах стали реальным проявлением трудовой этики и новой карательной доктрины: минимум свободы и максимум работы, совмещенные с политикой перевоспитаний через труд.

    Труд стал формой социального обучения путем адаптации людей к новым структурам экономической жизни. Сочетание же тюрьмы и мануфактуры создало базу для функционирования современной фабрики, с дисциплиной, строгими правилами и организацией работы.

    В течение всего XVII в. слышатся все более многочисленные призывы создавать «благотворительные школы» или «бесплатные школы для бедных».

    Тем не менее бесплатные школы так и не стали учебными заведениями, предназначенными для самых низших слоев народа. Более того, гам, где создавались бесплатные школы, пустовали платные, что породило пословицу — «туда, где что-то делается бесплатно, бежит и бедный, и богатый».

    1. В XVI-XVII вв. в Западной Европе складывается система государственной благотворительности в форме исправительных домов — изоляторов.

    2. Светское начало становится господствующим; церковное и частное призрение либо сходит на нет, либо подчиняется контролю со стороны государственных институтов.

    3. Наличие бедняков: признается основной причиной экономических бедствий, а избавление от них видится своеобразной панацеей для излечения всего общества.

    4. Попытки создания благотворительных школ, предпринятые религиозными реформаторами в Англии и во Франции, дали незначительный эффект.

    Контрольные вопросы:

      1. Покажите кризис церковно-монастырской системы благотворительности.

      2. Рассмотрите оформление системы государственных превентивных мер в деле локализации профессионального нищенства.

      3. Проследите развитие территориальных моделей локализации социальных патологий, закрытых и открытых институтов помощи.

      4. Расскажите о государственных мероприятиях в деле борьбы с профессиональным нищенством.

      5. Покажите развитие частного и государственного страхования и обеспечения.


    Тема 2.6 Развитие церковной и государственной социальной помощи в России (XIVXVII вв.)

    План:

    1. Церковно-монастырская помощь в XIV – первой половине XVII в.

    2. Формирование государственной системы помощи.

    3. Формирование системы частной благотворительности.


    Церковно-монастырская помощь в XIV – первой половине XVII в.

    В данный период происходит становление, объединение русского государства.

    Для этого периода характерны три формы поддержки и защиты нуждающихся:

    1. Монастырская система помощи.

    2. Государственная система помощи.

    3. Первые формы светской благотворительности.

    Монастырская система помощи.

    Два основных этапа развития монастырей:

    1. Объединение земель вокруг монастырей в центральной части Руси (XIV-XVI вв.).

    2. Колонизация земель Севера (XVI-XVII вв.).

    На первом этапе начинается переориентация жизнедеятельности монастырей на решение хозяйственных задач, монастыри превращаются в самостоятельные феодальные вотчины. Во главе монастырского реформирования стояли Сергий Радонежский и митрополит Алексий.

    На смену ктиторским монастырям (расположены в средневековом городе), основанным князьями и епископами, приходят монастыри-вотчины (находятся за пределами городов), которые скупают земли, становясь крупными земельными собственниками.

    Авторитет княжеской власти был подорван монголо-татарским игом, и поэтому она стремилась найти себе союзника в лице церкви: осуществлялись всевозможные вклады, дары, церковь освобождалась от налогов и пошлин.

    Богатство монастырей преумножалось и за счет частных вкладов на помин вкладчика после смерти, на кормление от его имени нищих. Были особые земельные вклады, позволявшие вкладчику («бельцу») льготное проживание на территории монастыря (без принятия монашеского сана и ведения аскетического образа жизни).

    Монастырская защита была привлекательна для крестьян: находясь в составе монастырской вотчины, они имели более выгодные условия жизни (освобождались от пошлин и податей, от юрисдикции местных властей).

    Уже в XIV веке многие церковные идеологи начинают замечать, что монастыри перестают вести аскетический образ жизни, а становятся местами накопления капитала. Начинают формироваться новые эстетические и социальные ценности, осуждающие конъюнктурные интересы монастырей-вотчин, их стремление к обогащению, признающие важность человеческой личности, идеи равенства, справедливости, веротерпимости, нестяжания. К XV веку появляется движение еретиков, отвергающих церковные каноны.

    Ересь – отклонение от учения официальной церкви.

    Причины появления ересей:

    • имущественное неравенство людей;

    • усиление централизации государственной власти;

    • укрепление крепостничества.

    Еретическое движение в последствии становится причиной церковного раскола XVII века.

    На втором этапе происходит колонизация Севера монастырями-вотчинами, связанная с укрупнением разрозненных монастырей на погостах. Погост на Севере представлял собой пространство земли, где находился храм с прилегающим к нему кладбищем. На погосте стояли кельи, в которых жили монахи и монахини. Каждый из них имел свое хозяйство.

    После постановления собора 1503 г. об отделении мужских и женских монастырей, монахам запрещается иметь личную собственность, монастыри переходят к общинному укладу жизни, отказываются от ктиторских принципов жизнедеятельности. Территории монастырей растут (покупка земель, вклады князей и частных лиц, присоединение крестьянских хозяйств на льготных условиях), внедряются прогрессивные методы управления хозяйством.

    Таким образом, монастырская помощь на данном этапе в основном заключалась в:

    • «страховании» частных лиц на случай болезней и старости без принятия ими монашеского сана (человек делал имущественный вклад в монастырское хозяйство и ему гарантировалось получение помощи от монастыря в определенных случаях);

    • предоставлении бельцам возможности жить при монастыре, пользуясь льготами, за определенную плату;

    • защите крестьян, входивших в монастырскую вотчину от произвола местных властей и податей в их пользу, но взамен монастырь облагал своих крестьян оброком;

    • при монастырях создавались богадельни, приюты, школы и т.п., велась раздача милостыни.

    Формирование государственной системы помощи

    В XIV-XV вв. частная княжеская раздача милостыни переходит в государственную систему «гуманитарной помощи» (например подача милостыни на гору Афон, как помощь нуждающимся братьям по вере на Востоке).

    В XIV веке еще часто совершаются разрушительные набеги на русские города, во время которых погибало большое количество людей. В этот период появляется одна из первых форм общественных работ – массовые погребения, организация которых становится обязанностью князя.

    К концу XV века в основном завершается объединение русских княжеств вокруг Москвы. С развитием структуры управления Московского государства возникают ведомства, которые берут на себя функции социальной защиты, появляется законодательство регулирующее общественную помощь, теперь социальная помощь объясняется не нищелюбием и нравственностью князя, а государственной обязанностью, нормативностью.

    Социальное законодательство еще не было упорядочено, формировалось отдельными указами по регулированию той или иной сферы жизни общества:

    • В Судебнике 1550 г. впервые ставится вопрос о правомерности призрения монастырями лиц, не являющихся «клиентами церкви». Церковью должны были призреваться женщины, дети, больные, престарелые, рабы, а «торговым людям городским в монастырях не жить». Практически это постановление направлено против бельцов, которые покупали себе право жить при монастырях на льготных условиях.

    • К началу XVII века власть официально легализовала институт нищенства, в России развивается явление профессионального нищенства.

    • Система приказов, сформированная при Иване Грозном, становится ведущей формой помощи и защиты (Приказ Большого Дворца – раздача милостыни, оказание помощи церквям и монастырям, Полоняничный приказ – выкуп пленных за счет казны).

    • При царе Михаиле Федоровиче в 1634 г. казна берет на себя призрение вдов и детей, чьи мужья и отцы погибли на государственной службе (в форме раздачи «земель на прожиток»).

    Законодательно стало регулироваться оказание помощи населению в экстренных ситуациях (неурожаи, голод, пожары, эпидемии):

    • В 1560 г. появляется указ об отсрочке долгов с погорельцев на пять лет.

    • Осуществляется регулирование цен на хлеб в период массового голода.

    • Указ 1603 г. разрешал «отпускать на волю» во время голода работные семьи на прокорм без оформления «отпуска на волю».

    • Указ 1662 г. предписывал митрополитам и власти обеспечивать продажу хлеба из своих запасов, а тем, кто не имеет возможности купить, раздавать хлеб в долг.

    • Указом 1663 г. бояре обязывались кормить своих холопов в период голода, в случае нарушения указа холопы получали свободу.

    • Развивается система «санитарно-полицейских» мер против распространения морового поветрия. Для контроля за тем, чтобы мясо больных животных не попадало на рынок, а было уничтожено, формируется специальная организация, в которую входят подъячии, решеточные приказчики, бирючи.

    Формирование системы частной благотворительности.

    В рассматриваемый период начинают осуществляться светские подходы к помощи нуждающимся. Частная благотворительность проявлялась в раздаче милостыни, помощи голодающим, устройстве больниц для неимущих и их лечении:

    • А. Ордын-Нащокин, завершив государственную службу, постригся, завел больницу, приставил к ней монахов и сам служил больным.

    • Патриарх Никон организовывал раздачу хлеба и денег, лечил больных.

    • Федор Ртищев дал кров, кормил, содержал, снабжал лекарствами неимущих больных.

    • Ульяния Осорьина, помещица, в голодные годы разделяла участь своих крестьян, ухаживала за больными и немощными.

    Частными благотворителями осуществлялся выкуп пленных.

    Появляются тенденции организации частных благотворительных обществ и заведений (большинство из которых предназначалось для престарелых, убогих, неизлечимо больных, детских было только 3).

    Контрольные вопросы:

    1. Расскажите о формах поддержки и защиты нуждающихся характерных для периода XIV-XVII вв.

    2. Расскажите о причинах появления и сути ересей.

    3. Как оказывалась помощь нуждающимся монастырями?

    4. Охарактеризуйте развитие социальной помощи в России в

    XIV-XVII вв.

    1   2   3   4   5   6   7   8   9


  • написать администратору сайта