Главная страница
Навигация по странице:

  • Тема 2.8 Развитие благотворительности в Западной Европе и США ( XVIII - начало XX в в.) План

  • Реформа уголовного права и создание пенитенциарной системы

  • Тема 2.9 Буржуа и пролетарии в

  • Курс лекций. ИСР (лекции). Курс лекций для студентов специальности 040101 Социальная работа очной и заочной формы обучения


    Скачать 0.63 Mb.
    НазваниеКурс лекций для студентов специальности 040101 Социальная работа очной и заочной формы обучения
    АнкорКурс лекций
    Дата26.03.2023
    Размер0.63 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаИСР (лекции).doc
    ТипКурс лекций
    #1014968
    страница6 из 9
    1   2   3   4   5   6   7   8   9

    Государственное призрение в период между правлениями Петра I и
    Екатерины
    II


    Царствование императрицы Екатерины I и

    императора Петра II

    С 28 января 1725 г. по 6 мая 1727 г. правила императрица Екатерина I, а с 6 мая 1727 г. по 28 февраля 1730 г. - император Петр II.

    Мероприятия в сфере призрения:

    • Указ 3 марта 1726 года, о приискании особых домов для приема и призрения незаконнорожденных.

    • Постановление Сената о запрете собирания нищими милостыни на улицах.

    Царствование императрицы Анны Иоанновны.

    С 1730 г. по 1740 г. царствовала государыня императрица Анна Иоанновна.

    Мероприятия в сфере призрения:

    • Указ 20 мая 1731 года постановил отставных солдат, не имеющих своего пропитания, определять в богадельни на жалованье..

    • Указ 19 мая 1733 года о строительстве богаделен и госпиталей.

    • Указ 14 августа 1733 года постановил содержащихся в полиции безмолв­ных нищих для прокормления и исправления определить в монастыри.

    • Указ 11 января 1734 года постановил не пускать бродячих нищих в Санкт-Петербург.

    Царствование императрицы Елизаветы Петровны.

    25 ноября 1741 года на престол вступила императрица Елизавета Петровна. В период ее правления было построено множество губернских благотворительных заведений, финансируемых государством, больным нищим продолжали выдавать постоянные пособия, велась помощь вдовам и сиротам.

    Царствование императора Петра III.

    25 декабря 1761 года на престол вступил император Петр III Феодорович.

    Мероприятия в сфере призрения:

    • Предложил содержание богаделен обратить на доходы с монастырских имений.

    • Указал построить особые дома для призрения сумасшедших.

    • Указы 10 февраля и 2 марта 1762 года о управлении монастырскими доходами и содержании инвалидов при монастырях.

    • Указ 26 марта 1762 года постановил неимущих праздношатающихся вдов и женщин, чьи мужья находятся в дальних походах, определять на фабрики в Мануфактур-коллегию.

    Таким образом, в середине XVIII века в связи с дворцовыми переворотами (частой сменой правителей, отсутствием единого политического курса) наблюдается непродуманность, непоследовательность в социальной политике. В данный период совершаются попытки улучшить положение социально неблагополучных слоев населения, но из-за отсутствия системы они не дают оптимального результата.

    Социальные реформы в период правления Екатерины II

    То, что было заложено Петром Великим, достойно продолжила и развила Екатерина II. Система общественного призрения, созданная ею, оказалась очень устойчивой и в обеих чертах сохранилась до наших дней.

    В 1775 г. Екатерина II указала, что в каждой губернии, согласно общественному Приказу необходимо создать управление под председательством губернатора, которым поручалось руководить народным образованием, открывать богадельни, аптечные управления, сиротские дома, дома для неизлечимых больных и другие службы.

    Создавалась разветвленная структура государственного призрения.

    В период правления Екатерины II в 1763 г. финансирование богаделен переходит под юрисдикцию Коллегии экономии. 7 ноября 1775 г. были организованы приказы общественного призрения, в каждой губернии учреждалось оп одному приказу под председательством гражданского губернатора.

    Именно из приказов общественного призрения к XIX веку сложилась определенная структура помощи:

    • медицинские заведения;

    • заведения призрения;

    • учебно-воспитательные заведения;

    • институт пансионеров;

    • местные благотворительные общества.

    В начале своего правления Екатерина делает попытки создать новую гуманную систему воспитания детей. В 1763 г. И. И. Бецкой предоставил план школьной реформы, в котором использовал идеи европейских просвещенных энциклопедистов.

    Суть проекта И. И. Бецкого:

    • создать систему закрытых учреждений для воспитания и профессиональной подготовки детей и подростков;

    • создать воспитательные дома для подкидышей и незаконнорожденных (Москва – 1764г., Петербург – 1770г.);

    • создать училище для мальчиков всех сословий, кроме крепостных, при академии художеств;

    • создать институт благородных девиц при смоленском монастыре.

    Проект был утвержден 1 сентября 1763 года.

    При воспитательных домах создавались родильные дома, где вся информация была конфиденциальна (можно было родить «секретно»). Позднее в месте с незаконнорожденными в воспитательные дома стали принимать детей из малообеспеченных семей.

    Из-за частых войн во второй половине XVIII века остро стояла проблема призрения солдат-инвалидов, вдов и сирот. Указами Екатерины создаются многочисленные дома инвалидов, сиротские приюты, назначаются пенсии ветеранам и вдовам.

    В период правления Екатерины II делаются первые шаги в борьбе с проституцией и домами терпимости. Домовладельцам запрещается сдавать помещения под «промысел разврата», организуется бесплатное лечение больных венерическими заболеваниями.

    Контрольные вопросы:

    1. Расскажите о реформах Петра I и его деятельности в социальной сфере.

    2. Проследите социальную деятельность правителей эпохи дворцовых переворотов.

    3. Каковы этапы и основные тенденции реформирования социальной сферы в правление Екатерины II.

    4. какие основные формы и содержание работы с различными категориями призреваемых в XVII-XVIII вв.


    Тема 2.8 Развитие благотворительности в Западной Европе и США (XVIII- начало XX вв.)

    План:

    1. Генезис системы призрения в Западной Европе и США в XVIII в.

    2. Реформа уголовного права и создание пенитенциарной системы

    Генезис системы призрения в Западной Европе и США в XVIII в.

    XVIII век вошел в историю человеческой цивилизации под названием Просвещения, охарактеризовавшись бурным развитием философии, основными представителями которого стали Вольтер (1694-1778), Д. Дидро (1713-1784), И. Кант (1724-1804), Д. Юм (1711 -1776), Г. Э. Лессинг (1729-1781), Ж. Ж. Руссо (1712-1778), П. А. Гольбах (1723-1789), Б. Франклин (1706-1790), Ш. Л. Монтескье (1689-1755) и др.

    В основе философии Просвещения лежало несколько принципиальных положений.

    Идеи новой благотворительности:

    • больные должны быть распределены по разным сферам, в зависимости от их принадлежности к тому либо иному кругу людей;

    • сама благотворительность должна сочетать в себе как можно больше живого, естественного чувства заботы и сострадания, будучи в то же время экономически справедливой и обоснованной, то есть выгодной.

    • строительство обширных госпиталей и больниц.

    • эмоциональная:семья не перестанет испытывать подлинную жалость к больному.

    • экономическая:отпадет необходимость предоставлять больному кров и пищу.

    • медицинская:не говоря уже о том, что дома больной получит особенно тщательный уход, он к тому же будет избавлен от гнетущего зрелища госпиталя (своеобразного «храма смерти»).

    Век просвещения привел к переосмыслению опыта больниц как изоляторов и всего предшествовавшего опыта медицины в целом: в 1760-1770 гг. внимание привлекла проблема возникновения эпидемий.

    Был проведен ряд чрезвычайных мер с целью распространения в народе простейших правил по оказанию первоначальной помощи пострадавшим от несчастных случаев.

    Вывод: как изоляция в конечном счете порождает бедность, так и госпиталь порождает болезнь. Поэтому, место, отведенное для излечения,— это не госпиталь, а семья. Произошло, разграничение бедности и болезни, рушились границы изоляции (в ее пределах отныне останутся только умалишенные).

    Реформа уголовного права и создание пенитенциарной системы

    1). Характер и виды преступлений.

    XVIII век стал временем немаловажной реформы—реформы уголовного законодательства и выработки проблем исправительных наказаний. С конца XVII в. облик преступности постепенно менялся: на смену убийствам и физически агрессивному поведению приходят правонарушения против собственности; на место телесных повреждений — кража и мошенничество.

    Изменилась внутренняя структура преступности.

    2). Причины изменений (смягчение характера преступности):

    • общий подъем уровня жизни;

    • значительный демографический рост;

    • увеличение богатства и собственности;

    • вытекавшая отсюда потребность в безопасности.

    До начала XVIII в. заметна двусмысленность народного отношения к преступникам: с одной стороны, преступник вызывал к себе искреннюю симпатию, с другой стороны становился предметом особой ненависти.

    В то же время в XVIII в. Осуществляется ужесточение системы наказанный.

    Со второй половины XVIII в. процесс начал менять свое направление. В связи с общим возрастанием богатства главной мишенью становится имущество, а мелкое воровство и кражи сменяют контрабанду и вооруженную борьбу против сборщиков налогов. Основными жертвами при этом становятся крестьяне, фермеры и. ремесленники

    Возникает проблема соизмеримости преступления и наказания. Однако и здесь чувствуется влияние века Просвещения, представившего в качестве главной ценности человеческую личность.

    Теория естественных прав, положенная в основу философии Просвещения, выдвигает проблему «гуманности» наказаний.

    Само же право наказывать во второй половине XVIII в. превратилось из мести правителя в защиту общества.

    Наказание преследует две основные цели: отбить у правонарушителя охоту повторить преступление и исключить возможность появления подражателей.

    Наказания должны быть как можно менее произвольными.

    Идеальное наказание, должно отражать преступление, за которое оно карает.

    Наказание должно быть растянуто во времени, хотя и не должно стать бесконечным.

    Наказание должно заглушить сомнительную славу преступников и положить конец эпопее «великих» преступников, прославляемых народными легендами и бульварной прессой как герои.

    Прежде чем тюрьма стала инструментом наказания и перевоспитания преступников, она явилась инструментом изоляции, вначале прокаженных, затем зачумленных, венерических больных, безумцев и, наконец, нищих.

    К началу XIX в. складываются три основных модели карательного заключения:

    Фламандская модель: принудительный труд был организован на экономических принципах. В основе лежало утверждение, что праздность — основная причина большинства преступлений. Такой подход давал целый ряд преимуществ: во-первых, сокращалось число уголовных преступлений, направленных против собственности; во-вторых, государство избавлялось от необходимости компенсировать ущерб пострадавшим вследствие преступлений; в-третьих создавалась масса новых работников, что способствовало снижению стоимости рабочей силы; в-четвертых у бедняков появлялась возможность получать максимальную благотворительную помощь.

    Английская модель: к принципу принудительного труда данная модель добавила изоляцию заключенных друг от друга как главное условие исправления. Схему набросал в 1775 г. английский юрист Дж. Хенуэй, обосновавший ее прежде всего отрицательными доводами: скученность в тюрьме способствует распространению дурных примеров и создает возможность побега и сообщничества, да и тюрьма будет слишком похожа на мануфактуру, если позволить заключенным работать вместе. Далее следовали положительные соображения: изоляция «поможет» заключенному углубиться в себя и вновь услышать в недрах своего сознания «голос добра»; работа в одиночестве будет перестраивать одновременно и экономическое, и религиозное сознание индивида, возвращая государству исправившегося человека.

    Было решено построить две исправительные тюрьмы, для мужчин и для женщин, где изолированные друг от друга заключенные должны были выполнять «самые рабские работы»: полировать мрамор, трепать пеньку, кромсать ветошь, изготовлять веревки и мешки и т. п. В действительности же была построена только одна исправительная тюрьма, но и она лишь отчасти соответствовала первоначальному плану, предоставляя возможность подвергать одиночному заключению только самых опасных преступников, для остальных же предусматривалась совместная работа днем и изоляция ночью.

    Американская («филадельфийская») модель. Предусматривались обязательная работа в цехах, постоянная, занятость заключенных, финансирование тюрьмы за счет их труда и выплата вознаграждения за труд как средство, обеспечивавшее накопление заключенным некоторой суммы к моменту окончания срока.

    Жизнь в тюрьме была расписана по часам: «Все заключенные встают на рассвете и, застелив койки, умывшись и справив прочие потребности, обычно начинают работу с восходом солнца. С наступлением сумерек звонит колокол. Заключенным дается полчаса, чтобы приготовить постели, после чего не разрешаются громкие разговоры и малейший шум.

    Однако в отличие от Глочестера и Гента тюрьма Уолнат Стрит имела ряд особенностей, характерных только для нее. Во-первых, действовал принцип неразглашения наказания. Перевоспитание индивида вверялось тюремной администрации, где основную роль играли тюремные инспектора. Во-вторых, важным следствием инспекторского контроля стало формирование знаний о преступниках. На протяжении всего срока заключения преступник подвергался наблюдению, а его поведение изо дня в день документально фиксировалось.

    Сформировались семь универсальных принципов идеального пенитенциарного состояния:

    • Принцип исправления и социальной реабилитации индивида в условиях тюремного заключения посредством изменения его поведения.

    • Принцип классификации заключенных с учетом правовой тяжести деяний, возраста, наклонностей, применяемых методов исправления и стадий перевоспитания.

    • Принцип модуляции наказаний в зависимости от индивидуальности заключенных, достигнутых результатов, продвижения вперед или срывов, с возможностями сокращения сроков заключения или условного освобождения.

    • Принцип работы как обязанности и правав качестве одного из основных элементов преобразования и постепенной социализации заключенного.

    • Принцип пенитенциарного воспитания.

    • Принцип технического обеспечения заключения.

    • Принцип вспомогательных институтов.

    Первые заведения для глухонемых детей были созданы в началё 1760-х гг.

    В США в 1845 г. были открыты приюты для умственно отсталых детей.

    Контрольные вопросы:

    1. Проследите генезис системы призрения в Западной Европе и США в XVIII в.

    2. Расскажите о представителях, идеях и принципах философии эпохи Просвещения.

    3. Перечислите идеи новой благотворительности.

    4. Покажите развитие медицинской системы.

    5. Расскажите об изменении характера, видов преступлений и системы наказаний.

    6. Назовите три модели тюрьмы и семь универсальных принципов идеального пенитенциарного состояния.


    Тема 2.9 Буржуа и пролетарии в XIX веке. Появление социального законодательства в Европе и США

    План:

    1. Промышленная революция

    2. Основные тенденции в развитии благотворительности и призрения в XIX веке. Возникновение «карцерной» системы

    Промышленная революция

    Период конца XVIII-первой половины XIX в. вошел в историю как время грандиозного переворота, время перехода от мануфактурного производства к фабричному. Пионером стала ткацкая промышленность. Появились и другие технические новшества, подготовившие базу для промышленной революции. Насущной потребностью фабриканта стала возможность производить товар везде, где он мог найти дешевые «рабочие руки» для обслуживания машин.

    Идеологическая философия нового времени.

    Новые идеалы впервые получили отражение в американской Декларации независимости, принятой 4 июля 1776 г.

    Новый буржуазный порядок не упразднил классовых противоречий, идеалы оказались слишком далеки от их реального воплощения на практике. Более того, житейской философии раннего капитализма сопутствуют самые ужасающие методы накопления капитала и извлечения прибыли. Так, Великобритания и Голландия, рано вступившие на путь буржуазного развития, широко практиковали торговлю африканскими рабами. Где местные туземцы мешали интересам капитала или не годились в рабы, их просто систематически истребляли.

    В середине XVIII в., британский парламент даже провозгласил снятие скальпов и натравливание на дикарей собак «средствами, кои сам Бог и сама природа дали ему в руки».

    Дух наживы постепенно пропитал все европейское и американское общество.

    Труд детей и женщин.

    Расширяющаяся фабрично-заводская промышленность выбрала себе на первых порах самых покорных «рабов» — женщин и детей.

    Дети: выписывали учеников, (детей-сирот) из разных мастерских при приходских домах Лондона, Бирмингема и др. Тысячи маленьких беспомощных созданий от 7 и до 13 и до 14 лет отправлялись, таким образом, на север. Мастера обычно одевали учеников, обучали и устраивали их в ученическом доме около фабрики. Были приглашены надсмотрщики, которые должны были следить за их работой.

    Женщины: Особым спросом пользовалась рабочая сила женщин.

    Масса грудных младенцев погибала от опия.

    Проституция.

    Новый буржуазный век превратил любовь в ходовой товар. Подлинным бичом стала проституция.

    Использовались регистрация проституток, врачебно-полицейский контроль за ними, учреждение домов терпимости или особых улиц, облавы на уличных проституток. Целые улицы были заняты такими притонами.

    Экономические кризисы.

    Особенно тяжким становилось положение рабочего класса в периоды экономических кризисов. В периоды кризисов единственным спасением от голодной смерти становился работный дом.

    Крайне низкими оказывались и доходы рабочих. В Англии с 1760 по 1815 гг. рост конъюнктуры и цен сопровождался непрерывным снижением реальной заработной платы трудящихся. Названные явления были характерны и для остальных стран Западной Европы, позднее Великобритании вступивших на путь буржуазного развития.

    Тем самым свобода, достигнутая пролетариатом в XIX в., была во многом равносильна свободе подвергаться эксплуатации, а его равенство стало равенством перед голодом и лишениями.

    Идеи и деятельность фабриканта-социалиста Роберта Оуэна (1771-1858 гг.).

    Выходец из бедной семьи, он благодаря удачной женитьбе в 20 лет стал совладельцем обширной прядильной фабрики в Шотландии. Особое внимание им было уделено улучшению условий труда и быта рабочих, причем всему предприятию был придан вид артели, где основным стимулом к труду становилась материальная заинтересованность в его результатах. Не использовался труд детей младше десятилетнего возраста. Был установлен десятичасовой рабочий день (по тем временам— революционное нововведение).

    При фабрике была организована школа для детей рабочих, где обучались как мальчики, так и девочки. Р. Оуэн выдвинул идею создания самоуправляющихся поселков «общности и сотрудничества», лишённых частной собственности, классов, эксплуатации и т. п. В начале 1820-х гг. по инициативе Роберта Оуэна в Лондоне было создано «Кооперативное общество», принявшее его систему реформы быта и воспитания рабочих.

    Однако деятельность Общества, несмотря на наличие могущественных покровителей (например, брата короля, герцога Кентского), встретила серьезное противодействие как со стороны предпринимателей, так и со стороны духовенства.

    Оформление пролетарского революционного движения.

    Усилия Р. Оуэна, соответствовавшие мечтаниям об идеальном устройстве общества, оказались исключением. Основная масса буржуа вовсе не считалась с мнением рабочих, низведя их до полуголодного существования.

    Новое отношение к рабочим.

    На рубеже XIX-XX вв. в ряде стран уроки извлекла и буржуазия, в которой начали преобладать настроения реформизма, социального партнерства, классового мира; ее поведение становилось менее конфронтационным, более кооперативным. Если при этом и рабочий класс эволюционировал в ту же сторону (как, например, в Великобритании или в США), то возникали ситуации, названные В. Вайдлихом кооперативной демократией.

    К началу XX в. наблюдается становление социального законодательства в ведущих европейских странах, получает широкое распространение социальное страхование на случай трудового увечья или профессионального заболевания. К рискам, подлежавшим обеспечению, были причислены инвалидность, старость, болезнь, частично (в некоторых отраслях промышленности) безработица.

    Основные тенденции в развитии благотворительности и призрения в XIX веке. Возникновение «карцерной» системы.

    «Карцерная» система, пришедшая к середине XIX в. на смену практике изоляции, предоставляла своим заключенным некое подобие свободы выбора, но одновременно заимствовала и принципы тюремного заключения. В рамках «карцерной» системы принцип безусловной изоляции от общества уже не соблюдается в полной своей мере, а принцип извлечения пользы предусматривает не только использование дешевой рабочей силы, но может сочетаться с состраданием и оказанием необходимой помощи. Тем не менее, «карцерная» система, охватившая наиболее обездоленные слои населения, выполняла роль социального амортизатора, имея целью поддержание равновесия в обществе.

    «Карцерная» система не представляет из себя изолятор в его чистом виде: это целая сеть благотворительных заведений, оказывающих специализированную помощь нуждающимся:

    • сиротские приюты;

    • благотворительные школы;

    • школы для взрослых;

    • бесплатные больницы;

    • богадельни и т.п.

    Объектами социальной помощи становятся:

    • дети-сироты;

    • дети, обладающие физическими и умственными недостатками развития;

    • неизлечимо больные;

    • одинокие старики и др.

    Пионерами в создании новой системы стали Франция, Великобритания и Германия.

    В середине XIX в., были созданы учреждения для брошенных или нищих детей, сиротские приюты.

    Особое место в «карцерной» системе призрения заняли заведения для малолетних детей: ясли и детские сады, созданные прежде всего для беднейших слоев населения; дневные приюты, целью которых стало обеспечение надзора за детьми, чьи родители работали, в дальнейшем дневные приюты, получившие название «детских садов».

    XIX век ознаменовался оживлением частной и обществённой благотворительности, основанной прежде всего на принципах индивидуальной поддержки и оказания адресной помощи.

    На рубеже XIX-XX вв. активную позицию в оказании социальной помощи нуждающимся начала занимать и христианская церковь.

    В 1899 г. «Армия спасения» была зарегистрирована в Нью-Йорке как религиозная и благотворительная организация.

    Таким образом, XIX век стал во многом переломным в развитии социальной помощи нуждающимся слоям населения в Западной Европе и США, будучи отмечен постепенным изменением в отношениях между предпринимателями и наемными рабочими, появлением и выработкой новых приоритетов в социальной политике государства, активизацией общественной, частной и церковной благотворительности.

    Контрольные вопросы:

    1. Перечислите основные черты и особенности промышленной революции в Европе.

    2. Расскажите об оформлении пролетарского революционного движения и новом отношении к рабочим.

    3. Рассмотрите особенности становления социального законодательства в XIX в.

    4. Проследите основные тенденции в развитии благотворительности и призрения в XIX веке.

    5. Покажите особенности возникновения «карцерной» системы.



    1   2   3   4   5   6   7   8   9


    написать администратору сайта