Курс лекций. ИСР (лекции). Курс лекций для студентов специальности 040101 Социальная работа очной и заочной формы обучения
Скачать 0.63 Mb.
|
Расскажите об особенностях архетипического сознания славян.Назовите основные формы и виды помощи и поддержки в древнейших славянских общинах.Расскажите о религии древних славян.Опишите образ жизни и быт древних славян.Тема 2.2 Филантропический период в истории социальной работы План: Благотворительность и призрение в древнейших государствах: Месопотамия, Индия, Китай Благотворительность и призрение в Древней Греции Благотворительность и призрение в Древнем Риме Римское право Благотворительность и призрение в древнейших государствах: Месопотамия, Индия, Китай Древнейшие государства Месопотамии. 1). Историческая справка: период IV тысячелетия до н.э. расположена в южной части Двуречья, между рекой Тигром и Евфратом. С развитием земледелия «проведением ирригационных работ, создаются города-государства: Урук, Киш, Лагаш, Ур и другие. Наступает новый этап – возведение Вавилонского царства (XXII век до н.э.). Особый рассвет Вавилонского царства – период правления Хаммурапи (1792 – 1750 гг.). 2). Первые правовые документы: законы царя Ур-Намму, основателя династии Ура (конец III тысячелетия); законы Хаммурапи (XVIII в. до н.э.) законы Среднеассирийского царства (XII в. до н.э.) Благотворительность в Древней Индии. 1). Историческая справка: Ведический период (вторая половина II тысячелетия до н.э. – середина I тыс. до н.э.); Магадхо-Маурийский период (вторая половина I тысячелетия до н.э. – II век н.э.). 2). Правовые документы: Первого периода: литературные памятники религиозного характера («веды»). Ко второму периоду относится ряд документов правового характера: дхармасутры и дхармашастры. История Древнего Китая. 1). Историческая справка: Период Шан (Инь) (XV-XI вв. до н.э.) Период Чжоу (XI – III вв. до н.э.) Период Цинь (III в. до н.э.) Период Хань (II в. до н.э. – II в. н.э.) 2). Сословное деление: «Благородные» (привилегированная аристократия); «Простонародье» (свободные крестьяне-общинники); «Подлые люди» (рабы, крепостные, оброчные невольники, слуги). 3). В истории древнего Китая отмечается борьба двух философско-правовых школ: конфуцианства и легизма. В VI в. до н.э. возникает учение Конфуция. 4). В V – III вв. до н.э. Шан Яном создается легистское учение об управлении народом и государством Благотворительность в Древней Греции 1). Историческая справка. Героический период (III – II тыс. до н.э. – XIII в. до н.э.): на юге Балканского полуострова, островах Эгейского моря возникает крито-микенская цивилизация. Возникают мифы и легенды Древней Греции, а также поэмы Гомера: «Одиссея» и «Илиада». «Темные века» (XII в. – п.п. VIII в. до н.э.): в результате вторжения дорийцев, затормаживается естественный процесс государственности. Возникновение античных городов – полисов VIII в. до н.э. Небольшие по размеру и достаточно изолированные друг от друга. Закрытое государство; живущие люди – граждане, гражданами не являются рабы, чужестранцы. Развивались различные формы республиканского устройства полиса, ставшие традиционными для того или иного полиса (демократия, аристократия, олигархия). Афины и Спарта (VI – V вв. до н.э.). Среди сотен государств Древней Греции выделяются два сильнейших Афины и Спарта. Под знаком их противоборства происходит дальнейшее развитие государственности в Древней Греции. Пелопоннесская война (431-404 гг. до н. э.). Благотворительность и презрение. Были заложены основы государственного. регулирования благотворительности и призрения. В героический период «Илиады» и «Одиссеи» в силу религиозных верований было развито гостеприимство, а чужестранцы и нищие считались находящимися под особым покровительством Зевса. Кроме того, предполагалось, что сами боги зачастую странствуют по земле под видом людей. К нищим также проявляли сострадание, давали милостыню, приют, иногда одежду и обувь, приглашали к участию в пиршествах. В Афинах возникают первые общественные гостиницы для приезжих, существовавшие на государственный счет, в местах общественных празднеств или вблизи знаменитых храмов (в Олимпии, при храме Афродиты в Книде, при храме Геры в Платеях). Размещение в гостинице не требовало денег, но о собственном пропитании приезжий должен был заботиться сам. В число обязанностей зажиточных граждан входило отправление литургий — своеобразных личных повинностей, состоявших в покрытии издержек на государственные предприятия и религиозные празднества. Размер литургии не был заранее определен и зависел от того, в какой степени отдельные лица пытались приобрести расположение народа и старались превзойти друг друга в роскоши и богатстве. В древних Афинах сложилась своеобразная система социальной помощи, когда часть благотворительных функций брало на себя государство: Расходы на организацию народных празднеств, которые включали в себя устройство «зрелищ», выдачу народу денег на их посещение и угощение зрителей. Выдача социальных пособий. Сыновья воинов, убитых на войне, также воспитывались на государственный счёт до своего совершеннолетия, а затем получали от государства полное вооружение. Иногда в неурожайные годы голодающим оказывалась помощь в виде даровой раздачи или дешевой продажи хлеба, закупленного казной. Имеются также сведения о том, что в IV в. до н. э. Афинское государство выделяло бедным девушкам-гражданкам средства для приданого. Отправка граждан в путешествия за казенный счет, чтобы путешественники хоть чему-нибудь научились в заморских краях и чтобы освободить город от ничего не делающей беспокойной толпы и в то же время помочь беднякам. Таким образом, в Афинском полисе оформляется своеобразная система государственных и общественных обязанностей по призрению и благотворительности, призванная поддерживать неимущих и обедневших сограждан и обеспечивать социальный мир и равновесие. Благотворительность государства была своеобразной мерой, призванной предупредить возможные народные волнения. Объектам же социальной помощи могли быть только граждане полиса; метеки же, а тем более рабы, на какую-либо поддержку рассчитывать не могли. Благотворительная деятельность государства не всеми воспринималась как положительная. Аристотель указывал, что она только развращает народ. 3) Спарта – в руках государства сосредоточилось все дело воспитания детей (так называемое «спартанское» воспитание), а целью являлось полное подчинение индивида государству. Немедленно при рождении ребенка старейшины общины решали вопрос о жизни ребенка, который при благоприятном для него решении оставался в семье до семилетнего возраста. Если дитя рождалось некрасивым или слабым, то его бросали в горную пропасть Тайтега. С седьмого года мальчик уже принадлежал государству, и начиналось его общественное воспитание. 4) Серьезной социальной проблемой греческих полисов стала проституция, существовавшая на вполне «законных» основаниях. Куртизанки не обладали никакими социальными правами. Существовали вольные проститутки, которые делились на три категории: диктериады (зарегистрированные проститутки); аулетриды (танцовщицы и флейтистки); гетеры («дамы полусвета», обычно приезжавшие в Афины из Коринфа и имевшие официальную связь с самыми известными в Греции людьми). Легальная проституция, исходившая из законов гостеприимства и подкреплённая религиозными традициями, вела к распространению венерических заболеваний. Благотворительность и общественное призрение в Древнем Риме. 1). Историческая справка. 753 г. до н. э. – основан Рим. С 27 г до н. э. – Рим – империя. Октавиан Август получает звание императора и неограниченные полномочия на управление государством — Римской империей. Сам период Империи традиционно делится на два основных этапа: Дринципат (I в. до н. э. – III в. н. э). В этот период император считался «первым сенатором» с правом выступать в сенате в начале обсуждения каждого вопроса (тем самым предопределяя решения). Доминат (III – V вв.). В этот период происходит окончательное укрепление императорской единоличной власти. В 395 г. Империя распалась на две части: Западную и Восточную (Византию). В 470 г. – падение Западной Римской империи: германский военачальник Одоакр сверг с престола последнего императора Западной Римской империи, которая прекратила свое существование. Падение империи стало символом окончания периода античности в человеческой истории и наступления периода раннего средневековья. 1453 г. – падение Византийской империи, которая пережила своего собрата почти на тысячелетие и пала пол ударами турок-османов. 2). Виды государственной помощи и взаимопомощи в Древнем Риме. В Древнем Риме, как и в Греции, в полной мере воплощается правило устройства за государственный счет празднеств и угощений для плебса, получившее свое отражение в требовании «хлеба и зрелищ», ставшего, так сказать, первым лозунгом древнейших «социальных работников». Эдилы – особые должностные лица, ведавшие общественными играми, раздачей хлеба гражданам и городским хозяйствам. Император был обязан присутствовать на играх. К обычным состязаниям стали прибавлять различные развлечения и услуги. Так, в 32 г. после игр публику провожали домой пять тысяч рабов, освещавших путь факелами. Во время полуденного перерыва зрителям раздавали съестные припасы. В 90 г. в праздник Сатурналий слуги в богатых одеждах ходили по амфитеатру с корзинами, заполненными изысканными кушаньями и старыми винами. Случалось, публике бросали фрукты, пирожные, сыр и даже дичь. Иногда на зрителей сыпался целый дождь жетонов, представлявших собою квитанции на получение разных более или менее ценных вещей. В правление императора Нерона (54-68 гг.) в праздники разбрасывали квитанции на хлеб, одежду, драгоценные камни, картины, животных, виллы и даже доходные дома Зрелища, устраиваемые для плебса, отнимали довольно значительную часть года, занимая: во времена Республики 66 дней; Во времена Империи число праздников непрерывно увеличивалось, достигнув 175 дней в году. 3). Виды зрелищ. a) Игры в цирке. Среди цирковых увеселений преобладал бег колесниц, а также бега лошадей с вольтижировкой, выступления кулачных бойцов, скороходов и борцов. b) Игры в амфитеатре. Здесь центральное место занимали бои гладиаторов, которые постепенно стали непременной частью зрелищ. c) Театральные представления: трагедии; пантомимы; народная комедия; балет. d) Игры на стадии. Борьба атлетов появилась в Риме в 186 г. до н. э., но становится популярной со времен правления Октавиана Августа. Состязания в гимнастических упражнениях, пении, музыке, поэзии и красноречии. Таким образом, устройство «зрелищ» и раздача «хлеба» это попытки римских императоров обеспечить порядок в государстве филантропическим путем. Архаические, стихийные формы общественной взаимопомощи возникали и без участия государства: «похоронных товариществ», главной целью которых было предоставление своим членам приличного погребения. Каждый, вступая в товарищество, вносил первоначальный взнос и, кроме того, бутылку доброго вина, затем делал ежемесячные взносы. Имеются также сведения о наличии в Риме и некоего прообраза древнейшего «воспитательного дома», возникшего на овощном рынке в 11-м квартале города. На рынок подкидывали искалеченных и безобразных детей, где их и кормили сострадательные торговцы. Традиция денежных и продуктовых даровых раздач занимала приоритетное положение. 4). Политика в отношении беженцев. 5). Социальные проблемы и патологии. Антисанитарные условия в Риме. Разбойники. Скопление нищих. Проблема проституции. Брак в древнем Риме, в зависимости от условий брачного договора, давал вступавшим в него те или иные права и преимущества, дети, рожденные от приличного брака, признавались законнорожденными, наследовавшими имущество. Другая форма, usucapio, пользовалась меньшим почетом, являясь своеобразным «полубраком» (при условии, что сожительство продолжалось не менее одного года). В этом случае муж и жена считались законными супругами, но дети, рожденные в таком «полубраке», признавались незаконнорожденными. Наконец, третья форма брака — наложничество;— получила название сожительства, не пользовавшегося защитой права, injustacnuptiae. Наложница не считалась супругой, лишь «заменяя» последнюю, отличаясь от нее одеждой. Дети, рожденные от такого брака, не являлись членами семьи ее мужа и не обладали правами на получение наследства. Вывод: таким образом, политика «хлеба и зрелищ» не принесла Риму тех выгод, какие имелись в Древней Греции — внутреннего умиротворения и социального мира. В этой связи, на фоне общего духовного кризиса, поразившего античный мир на рубеже двух эр, популярность приобретает проповедь христианства и деятельность первых христианских подвижников во II-IV вв. Римское право II в. до н. э. – II в. н. э. оформилась основа для современных правовых положений — так называемое римское право. В нем существовал и ряд статей, прямо или косвенно касавшихся проблем призрения: Усыновление. Опека и попечительство: В зависимости от объекта опеки выделялись и ее различные формы: 1. Попечение о несовершеннолетних. 2. Опека над женщинами. 3. Попечительство над безумными. 4. Попечительство над расточителями. Кроме названных выше форм опеки и попечительства в Римском праве были и менее распространенные формы: попечительство над несостоятельным должником; попечительство над наследством, пока оно не будет принято наследниками; попечительство для охранения интересов еще не рожденного ребенка. В рамках римского права разрабатывались проблемы, связанные с призрением, но они в основном касались так называемого частного права, то есть установления опеки и попечительства, института усыновления, все происходило в рамках семьи, хотя и под контролем государства. Государственная политика в сфере общественного призрения была крайне ограниченной и ограничивалась в основном устройством народных Зрелищ и угощений. Таким образом, и в Древней Греции, и в Древнем Риме особое развитие получила филантропическая деятельность, осуществлявшаяся как государством, так и частными лицами и означавшая зачастую любое доброе начинание: сюда могли входить и раздача денег и хлеба, и устройство празднеств и зрелищ, и просто добрая пирушка. Контрольные вопросы: Проследите традиции и обычаи как основу регламентации социальных отношений в древнейших государствах: Месопотамия, Индия, Китай. Перечислите основные виды поддержки свободных граждан, их права и обязанности в Древней Греции. Покажите генезис системы социальной помощи в древних Афинах. Проанализируйте стихийные формы взаимопомощи и систему государственной филантропии в Древнем Риме. Проследите регламентацию сферы общественного призрения в рамках римского права. Тема 2. 3 Общественная благотворительность в период раннего, классического и позднего средневековья План: Раннее средневековье в Европе (V-XI вв.) Классическое средневековье в Европе (XI-XV вв.) Позднее средневековье в Европе (XVI-XVII вв.) Раннее средневековье в Европе (V-XI вв.) Европа возникает в средние века, отсчет которых начинается с крушения Западной Римской империи и образования на её территории так называемых «варварских» королевств. Выделяют три периода средневековья: Раннее средневековье (V-XI вв.) — период становления европейской цивилизации как синтеза позднеантичного и варварского социальных укладов. Классическое средневековье (XI—XV вв.) — период, когда Европа становится центром культуры и вырывается вперед по сравнению с Востоком по уровню и темпам социально-экономического и политического развития. Позднее средневековье (XVI—XVII вв.)— период кризиса феодализма и становления буржуазного общества. Период общественной благотворительности охватывает два периода средневековья — раннее и классическое. Средневековый Запад родился на развалинах Древнего Рима, переживавшего уже со II в. острый внутриполитический кризис, чертами которого стали: Разложение рабовладельческой общественной системы. Кризис идеологии. Отказ от новых военных походов с целью расширения территории государства и распад единой империи в 395 г. на Западную (с центром в Риме) и Восточную (с центром в Константинополе) Римские империи. Последствием падения Западной Римской империи в 476 г. и нашествий варваров стало наступление так называемых «темных веков» (V-VII вв.): общий количественный и качественный регресс и в экономическом, и в политическом плане; забвение достижений римского классического права; упадок системы управления и власти; утрата навыков обработки камня в качестве строительного материала. К VIII-IX вв. начинается процесс становления западноевропейской цивилизации с рождением нового феодального порядка: Установление отношений вассалитета среди господствующего классафеодалов. Формирование земельного феода (сеньории—у графов; вотчины – у рыцарей). Закрепощение крестьянства. Рост влияния и роли христианской церкви. С конца IV в.христианская церковь постепенно укрепляет свои позиции, превращаясь в «государство в государстве». Основные функции церкви: 1) религиозная; политическая (переговоры с варварами); хозяйственная (распределение продовольствия и милостыни); 4) социальная (защита слабых и обездоленных); 5) военная (организация сопротивления варварским набегам); 6) культурно-просветительная (сохранение римского наследия, латинской грамотности, римского права и т.п.). Именно церковь становится основным центром благотворительности и призрения в период раннего и. классического средневековья. Большую роль в жизни христианской церкви играли монашеские ордена — сообщества людей, добровольно обрекающих себя на безбрачие. и отречение от всех благ мира. Как особое учреждение христианское монашество появилось лишь в IV в. Классическое средневековье (XI-XV вв.) Характерной чертой данного периода стала так называемая аграрная революция и становление национальных европейских государств. Прославление бедности стало основным для религиозных литературных памятников раннего средневековья. Программа церкви в этом отношении фактически сводилась к требованию милостыни в пользу бедняков. О способах прекращения бедности и не помышляли,— подаяние должно было её увековечить, поскольку склоняло нищих к тому, чтобы оставаться в положении иждивенцев, кормящихся от крох, уделяемых зажиточными людьми. Нищий выступал в виде средства к «самоочищению». Учреждения, где оказывалась помощь: убежище для престарелых, госпиталь, странноприимный дом и богадельни для слабых и увечных. Первые монастырские больницы отличались крайне низким уровнем лечения и ухода за больными людьми: медицинская подготовка монахов была недостаточной, а лечение «постом и молитвой» редко достигало своей цели. В периоды эпидемий больницы, строившиеся в отсутствие санитарно-гигиенических знаний, при скученности больных превращались в рассадники заразных болезней. Объектом заботы католической церкви стали и бездомные. Открывается особый приют, называвшийся «Домом Господа», где работали как монахи, так и добровольцы из горожан. Таким образом, в раннее средневековье церкви принадлежала социальная функция поддержания мира и равновесия в обществе, средствами от содержания неимущих при церквах до требования милостыни в пользу бедняков, потребность в искуплении грехов. Экономика Средневекового Запада имела целью обеспечить людям средства к существованию, приобретя характер простого воспроизводства. Дальше этого она не шла. Экономическая цель средневекового Запада — создавать необходимое, пропитание, причем в разряд необходимого включается и обязанность подавать милостыню неимущим. Равным образом крестьяне тяжко трудятся на полях, чтобы приобрести пишу, одежду и другие необходимые вещи, должны давать десятины и милостыни… Создавалось; общество, составные части которого несли строго определенные функции: светская аристократия обязана была поддерживать достойный образ жизни, растрачивая свои излишки на дарения и милостыни; духовенство тратило часть своих богатств на роскошь, строительство и украшение храмов, на устройство пышных литургий, употребляя остаток на содержание неимущих бедняков; крестьянство было низведено до минимального жизненного уровня вследствие взимания части его продукта сеньорами в форме феодальной ренты и церковью в форме десятины, но также обязано творить милостыню в пользу нищих. Средневековый Запад — это прежде всего универсум голода, его терзал страх голода и слишком часто сам голод. Вплоть до XIII в. каждые 3-5 лет недород регулярно вызывал голод. Причины голода: Слабость средневековой техники и экономики. Отсутствие либо утрата умений и навыков в течение длительного времени хранить продукты. Бессилие государственной власти. Множество таможенных барьеров – сборов и пошлин на путях перемещения товаров. Неразвитость транспортной инфраструктуры. Начиная с XI века крупные светские и особенно церковные сеньоры, государи, а также города создавали запасы и во время недорода или голода осуществляли экстраординарное распределение этих резервов или пытались даже импортировать продовольствие. К открытой системе призрения можно отнести такие мероприятия, как раздача милостыни беднякам и кормление неимущих, закрытой системе— меры по предотвращению спекуляций хлебом, по улучшению севооборота. Одной из неукоснительных забот церкви в неурожайные годы становилась обязанность кормить голодающих, одевать их и предоставлять временное прибежище. В каждом крупном аббатстве имелись службы раздачи милостыни и оказания гостеприимства, а также два специальных должностных лица, несших эти послушания. Не оставались чуждыми к делам благотворительности и частные лица. Средневековый мир — это мир, постоянно находящийся на грани голода, недоедающий и употребляющий скверную пищу. В этом корень эпидемий, вызываемых употреблением в пищу непригодных продуктов. Младенческая и детская смертность не щадила даже королёвские семьи. Среди наиболее распространенных болезней выделялись: туберкулёз, гангрена, чесотка, опухоли, экзема, рожистое воспаление. Болезни, вызванные авитаминозом, а также уродства и нервные болезни. На смену горячечной болезни пришла не менее страшная эпидемия другой болезни – проказы (или лепры), причиной появления которой в Европе считается начавшееся в результате крестовых походов общение с очагами инфекции на Востоке. Проказа обрекала человека на медленную, мучительную, смерть посредством постепенного отмирания органов, обреченный человек умирал в течение нескольких лет. Следствием распространения проказы стало появление специальных изоляторов для больных — лепрозориев, организованных специально учрежденным католической церковью для призрения прокаженных орденом св. Лазаря (отсюда — лазареты). Всего в Западной Европе в XIII в. насчитывалось не менее 19 тыс. лепрозориев для больных проказой. Наконец, III Латеранский собор 1179 г., разрешив строить на территории лепрозориев часовни и кладбища, предопределил тем самым их превращение в замкнутые миры, откуда больные могли выходить, лишь предварительно расчистив себе дорогу шумом трещоток, рогов или колокольчиков. Главой ордена св. Лазаря мог быть избран также только больной лепрой. Прокаженным запрещалось также посещать мельницы, пекарни, булочные, колодцы и источники (то есть места изготовления и продажи пиши и источники питьевой воды). Средневековое общество нуждалось в этих людях: их подавляли, поскольку они представляли опасность, но одновременно не выпускали из поля зрения; даже в проявляемой заботе чувствовалось осознанное стремление мистически перенести на них все то зло, от которого общество тщетно пыталось избавиться. Лепрозории устраивались хотя и за пределами городской стены, но невдалеке от нее. Отверженные средневекового общества легко становились жертвами в годы эпидемий и народных бедствий. Прокаженные преследовались по всей Франции, будучи подозреваемыми в отравлении колодцев и источников. В число отверженных входили и убогие, калеки. Уродство являлось внешним знаком греховности, а те, кто был поражен физическими недугами, был проклят Богом, а следовательно, и людьми. Церковь могла временно принимать их в своих госпиталях и кормить в дни праздников, а в остальное время убогим оставалось только нищенствовать и бродяжничать. Не случайно слова «бедный», «больной», «бродячий» были синонимами. Сами госпитали чаще всего размешались у мостов, на перевалах, то есть в местах, где обязательно проходили эти скитальцы. В середине XIV в. в Европу пришла еще более страшная эпидемическая болезнь, поставившая западный мир на грань жизни и смерти,— чума. В условиях повторяющихся эпидемий, именно монастыри превращаются в центры раздачи милостыни. Раздачи милостыни производились в определенные дни, которые были хорошо известны в округе, поэтому нищие преодолевали немалые расстояния от одного города к другому. Не случайно в связи с этим отмечено появление профессиональных братств нищих. Церковная благотворительность: раздачи милостыни; постоянная помощь нуждающимся через устройство монастырских госпиталей; монастырские госпитали предоставляли ночлег бедствующим паломникам; «благочестивые банки» оказывали помощь беднякам перед домогательствами ростовщиков; религиозные братства содержали немощных бедняков; приходские власти старались поддерживать нуждающихся. В XV в. практика концентрации помощи при монастырях стала общераспространенной в большинстве европейских государств. В то же время благотворительность играла здесь и негативную роль: обильная милостыня имела деморализующее влияние и возбуждала к безделью. Не случайно в связи с этим отмечаются первые попытки установить светский контроль за деятельностью госпиталей при соединении усилий с духовными властями. В конце XIV в. была создана специальная комиссия, включавшая в свой состав как духовных, так и светских лиц, целью которой стало изучение ситуации в городе, проведение переписи нищих и «недужных» бедняков и устройство для них помещений в госпиталях. В то же время частые эпидемии, повлекшие за собою демографическую катастрофу, привели к постепенному изменению по отношению к нищим. Уже во второй половине XIII в. появляются сочинения с первыми нападками против здоровых нищих. Отмечаются попытки регламентировать помощь нуждающимся. Вводятся периодические переписи местных нищих, непостоянные нищие («чужаки») должны были пребывать в городе не более трех дней. Они обязаны были платить те же налоги, что и остальные работающие. Эпидемии чумы положили также начало становлению санитарного законодательства и городской санитарии. Изгнанные из общества люди пополняли число бродяг, становясь либо профессиональными нищими либо бандитами. Средневековый мир был далек от тех чувств милосердия и сострадания к ближнему, какие проповедовались христианской церковью. Идеализация нищенства вовсе не предполагала человеколюбия, а отношение к неизлечимо больным людям граничило с чувствами страха и отвращения. Сам же западный мир находился на грани жизни и смерти, а прогресс европейской цивилизации во многом диктовался необходимостью выживания. Позднее средневековье (XVI-XVII вв.) Кризис феодализма и становление буржуазного общества. Становление государственной системы благотворительности. В XIV-XVI вв. европейская цивилизация вступает в новый этап развития главными чертами которого становятся: разрушение локальной замкнутости государств и установление межгосударственных отношении; ослабление диктата традиций и возрастание активности отдельной личности; торжество рационализма и секуляризация сознания. Классическое средневековье. На XIV-XV вв. приходится эпоха Возрождения: гуманизация и индивидуализация общественного сознания; утверждение рыночных отношений; высокая социальная активность и размывание границ сословий; стремление понять и усовершенствовать принципы устройства. С начала XVI в. внутри католичкой церкви произошла «реформация», породившая протестантизм. В основу протестантизма легли такие идеи: освобождение сферы производства от религиозного давления; духовная санкция на прибыль как цель экономической деятельности человека; ненужность посредников между человеком и Богом; признание веры, а не строгого исполнения обрядов, средством к спасению души. Протестантизм одержал победу в Англии, Дании, Швеции, Голландии, Швейцарии, толкнув эти страны на путь буржуазного развития, католицизм же укрепился в Испании, Италии, Польше, Чехии, в конечном итоге затормозив темпы экономического и политического развития этих стран. Важнейшими результатами развития западноевропейских стран стали: Создание абсолютных монархий. Процесс первоначального накопления капитала и модернизации. Складывание нового типа человека с новыми критериями ценностей: В конце средних веков церковно-монастырская система благотворительности становится все менее регулируемой, появляются толпы профессиональных нищих. Положение ухудшили эпидемии бубонной чумы, обострившие социальные проблемы. Церковь уже не могла самостоятельно заниматься благотворительностью. Возникла потребность в создании новой системы призрения, законодательно регулируемой государством. Позднее средневековье (XVI-XVII в.) Кризис общинного призрения в Европе и «охота на ведьм». XVI-XVII вв. стали периодом «охоты на ведьм». Идеологической основой для охоты на ведьм стали установки, господствовавшие в период раннего и классического средневековья, о борьбе Бога и дьявола, святых и колдунов. Многие судебные преследования ведьм начинались под давлением местного населения, которое требовало расправ над «виновниками» обрушивавшихся на него бедствий: падеж скота, неурожай, внезапные заморозки, смерть ребенка. В качестве источников, инициировавших «охоту на ведьм», можно выделить следующие: Неуверенность крестьянства в завтрашнем дне. Страх перед смертью и загробными мучениями. Трансформация образа Сатаны и его приспешников. Реформа суда и уголовного законодательства. Позднее средневековье XVI-XVII вв. Положение изгоев общества (венерические больные, безумцы и нищие). На период классического средневековья пришелся размах эпидемий проказы, поразившей в XII-XIV вв. не менее 300-400 тыс. человек. Однако, начиная с XV в. лепрозории приходят в запустение; в XVI в. К началу XVI в. лепрозории превратились в богатейших собственников. Королевская власть во Франции на протяжении всего ХVI в. пыталась взять под свой контроль те огромные богатства, какие представляли собою земельные владения и недвижимость лепрозориев, и заняться их перераспределением: «все средства, от сего разыскания полученные, на содержание впавших в нужду дворян и увечных солдат»; закупить пропитание для бедняков. Проблема лепрозориев так и не была урегулирована во Франции вплоть до конца XVII в. В 1672 г. Людвиг XIV передал ордену св. Лазаря и кармелитам имущество всех духовно-рыцарских орденов и возложил на них управление всеми лепрозориями королевства. Имущество лепрозориев перешло в ведение других больниц и благотворительных учреждений. В Париже имущество было передано Общему госпиталю; в Тулузе – госпиталю для неизлечимо больных. Пустовали лепрозории и в Англии. Средства, принадлежавшие этим заведениям, были переданы на нужды бедняков. Отступление проказы, только более медленное, наблюдалось и в Германии; точно так же менялись и функции лепрозориев. Исчезновение лепры явилось не заслугой тогдашней медицины, это произошло по двум основным причинам: благодаря изоляции больных; вследствие прекращения контактов с восточными очагами инфекции после окончания крестовых походов. Роль прокаженного возьмут на себя бедняки, бродяги, венерические больные, уголовные преступники и «повредившиеся в уме». Проказа передала эстафету венерическим болезням, вспышка которых стала одним из негативных следствий эпохи Великих географических открытий. Венериков изолируют от общества, но одновременно пытаются лечить. Основными распространителями венерических болезней стали проститутки и мужчины, прибегавшие к их услугам. Отношение к проституции было зачастую двойственным: христианская церковь, клеймя проституток позором, принимает их как необходимое зло: «Уничтожьте проституток и общество погрязнет в распутстве»; время от времени принимались меры по борьбе с проституцией: «…изгнать проституток из Парижа, разрушить все злачные места в столице...» Опасность распространения венерических заболеваний привела в XVI в. к ужесточению мер по борьбе с уличной проституцией через организацию публичных домов (борделей). Последние располагались как правило вблизи или по ту сторону городских ворот (за пределами городской черты). К началу XVII в, проблема венерических заболеваний отошла на второй план как благодаря изоляции больных, так и вследствие применявшихся методов их лечения и предупреждения. Главной проблемой вскоре становится еще более сложный феномен – безумие. С одной стороны безумных изгоняли из городов: города при первом же случае изгоняли умалишенных за пределы своих стен; и они так и скитались по отдаленным деревням Уже в XIII в. предпринимались первые попытки выделить различные категории сумасшедших: «неистовые» или «буйные», нуждавшиеся в уходе, а вернее — в заточении в специальных госпиталях; «меланхолики», чьи недуги также имели физическое происхождение, нуждавшиеся скорее в священнике, нежели во враче; «одержимые», которых от недуга мог освободить лишь «экзорцист» (специалист по изгнанию дьявола). В начале XIV в. в английском праве утвердился принцип, что «слабоумный или безумный не отвечает за преступление». Умалишенных помещали в больницы, специально предназначенные для этой цели. В некоторых средневековых городах даже отмечено существование специальных отчислений на нужды умалишенных или дарения в их пользу. Для «излечения» безумных использовались все те же известные «великие лекарства»: кровопускание, промывание желудка и рвотные средства. Лечебницы для буйно помешанных появились и в других городах Европы. На протяжении ХVI-ХVII вв. претерпевает серьезные изменения и отношение к нищенству. В XV в. практика продажи индульгенций –документов об отпущении грехов. В таких ycлoвияx нищий обретал в Европе новый облик, неведомый во времена раннего и классического средневековья. Возрождение лишило его мистического ореола праведности: Бедность утратила свой абсолютный смысл, а Милосердие — ту ценность, которую ему придавала помощь Бедности. Бродяжничество и нищенство нарушало распределение социальных ролей, создавая зоны, свободные от полицейского надзора, порождая недовольство со стороны обывателей и угрожая общественному порядку. В папском эдикте 1561 г. запрещалось просить милостыню на улицах под угрозой наказания, изгнания или отправки на галеры. Политика репрессий сочеталась с усилиями по реорганизации социальной помощи, направленной на поддержку больных и немощных. Все нищие, бродяги и лица без определенных занятий были собраны в одном месте и разделены на категории: больных направили в госпитали, тем, кто был признан трудоспособным, предоставлялась работа. Проявилось стремление изолировать нищих от общества посредством создания своеобразных зон бедности (по типу гетто районов обособленного проживания евреев). Политика изоляции нищих разрешила создание под и эгидой Братства Святого Духа особого госпиталя, игравшего роль как убежища, так и работного дома для здоровых нищих. При Иннокентии XII (1691-1700) было запрещено и просить милостыню, и подавать ее. Была проведена перепись и составлен список бедняков, нищие были препровождены под вооруженным конвоем в приют. Там они получали работу в зависимости от состояния здоровья: ткачество, шитье обуви и одежды или выделка кожи. Подобные приюты при преемниках Иннокентия были устроены для сирот и стариков. Однако реализация проектов постоянно сталкивалась с нехваткой средств и с административными трудностями. Контрольные вопросы: Расскажите о кризисе Западной Римской империи, Великом переселении народов, образовании "варварских королевств". Покажите развитие нового феодального порядка, основные черты феодализма в Европе. Проследите рост влияния и роль христианской церкви, ее основные функции в вопросах благотворительности и призрения в период раннего и классического средневековья. Раскройте деятельность благотворительных орденов в деле помощи нуждающимся. Проанализируйте положения городских уставов о бедных, становление городской налоговой системы. Тема 2.4 Основные тенденции развития благотворительности в Древней Руси (X-XIII вв.) План: |