Главная страница
Навигация по странице:

  • Документ № 1 из «Духовной грамоты» Московского князя Ивана Калиты 1

  • Примечание

  • Документ № 3 Судебник 1497

  • Документ № 4 Судебник 1550

  • Документ № 5 Стоглавый собор 1551

  • Документ № 6 Учреждение опричнины (по никоновской летописи) (1565 г.)

  • Документ № 7 С. Платонов 1 о деятельности Ивана IV

  • Бердинских В.А. История России. Курс лекций и практикум. Курс лекций и практикум


    Скачать 2.81 Mb.
    НазваниеКурс лекций и практикум
    АнкорБердинских В.А. История России. Курс лекций и практикум.doc
    Дата27.01.2018
    Размер2.81 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаБердинских В.А. История России. Курс лекций и практикум.doc
    ТипКурс лекций
    #14946
    страница34 из 49
    1   ...   30   31   32   33   34   35   36   37   ...   49
    ТЕМА II.

    РУССКОЕ ГОСУДАРСТВО В ХIV – ХVI вЕКАХ

    1. Формирование единого российского централизованного государ­ства в ХIV–ХV вв.

    2. Судебники ХV–ХVI вв. и их роль в укреплении централизован­ной власти.

    3. Реформы Ивана Грозного и их значение. Опричнина.
    Документ № 1

    из «Духовной грамоты» Московского князя Ивана Калиты1

    (ок. 1339 г.)

    Во имя отца и сына и святого духа. Я, грешный, ничтожный раб божий Иван, пишу духовную грамоту, идя в Орду, никем не принуждаем, а в здра­вом своем уме, в полном здоровье. На случай, если бог что решит о мо­ей жизни, даю завещание сыновьям моим и княгине моей.

    Завещаю сыновьям своим отчину свою Москву, а раздел учинить им такой. Дал я сыну старшему Семену: Можайск со всеми волостями, Колом­ну со всеми Коломенскими волостями, Городенку, Мезуню, Песочную и Середокоротну, Похряне, Устьмерску, Брошевую, Гвоздну, Ивани деревни, Маковец, Левичин, Скульнев, Канев, Гжель, Горетову, Горки, село Астафьевское, село на Северске в Похрянском уезде, село Константиновское, село Орининское, село Островское, село Копотенское, сельцо Микулинское, село Малаховское, село Напрудское у города...

    Даю сыну моему Ивану: Звенигород, Кремичну, Рузу, Фоминское, Су­ходол, Великую Слободу, Замошскую слободу, Угож, Ростовский, Окатьеву слободку, Скирминовское, Тростну, Негучу; а села: Рюховское, село в Заможской слободе, село Семчинское...

    Я дал сыну моему Андрею: Лопасню, Северскую, Нарунижское, Серпухов, Нивну, Темну, Голичихи, Шитов, Перемышль, Ростовец, Тухачев; а се­ла: село Талежское, село Серпуховское, село Колбасинское, село Нарское, село Перемышльское, село Битяговское, село Труфоновское, село Ясиновское, село Коломенское, село Новогатинское...

    А что касается моих бортников и оброчников купленных3, то которые у кого в росписи, то – тому. А если, по моим грехам, татары будут доискиваться каких волостей и отнимут у вас... поделитесь вы опять этими волостями вместо тех.
    Хрестоматия по русской истории. – М., 1917. – Т. 1. – С. 114 – 116.
    Примечание
    1. Калита И. – московский князь в 1325 - 1340 гг., сыгравший важную роль в возвышении Москвы.
    Документ № 2

    Из записок о московии Сигизмунда Герберштейна1

    О власти великого князя Василия Ивановича

    (...) Властью, которую он применяет по отношению к своим подданным, он легко превосходит всех монархов всего мира. И он докончил также то, что начал его отец (великий князь Иван III), а именно отнял у всех кня­зей и других властелинов все их города и укрепления. Во всяком случае, даже родным своим братьям он не поручает крепостей, не доверяя и им.

    (...) Всех одинаково гнетет он жестоким рабством, так что, если он при­кажет кому-нибудь быть при его дворе или идти на войну, или править ка­кое-нибудь посольство, тот вынужден исполнять это на свой счет... Он применяет свою власть к духовным так же, как и к мирянам, распоряжаясь беспрепятственно и по своей воле жизнью и имуществом всех; из советников, которых он имеет, ни один не пользуется таким значением, чтобы осмелиться разногласить с ним или дать ему отпор в каком-нибудь деле. Они открыто заявляют, что воля государя есть воля божья и что ни сделает государь, он делает по воле божией... Равным образом, если кто-нибудь спрашивает о каком-нибудь деле неверном и сомнительном, то в общем обычно получает ответ: «Про то ведает бог да великий государь»...
    Герберштейн С. Записки о Московитских делах. – СПб., 1908.
    Примечание
    1. Герберштейн С. – немецкий барон и дипломат, посетил Россию в 1517 и 1526 гг., написал интересные «Записки о Московии» - ценный источник по русской истории.
    Документ № 3

    Судебник 1497 г. (извлечение)

    В 1497 году, в сентябре месяце, уложил князь великий Иван Васильевич всея Руси с детьми своими и боярами о суде, как судить боярам и окольничим.

    1. Судить суд боярам и окольничим. А на суде быть у бояр и окольни­чих дьякам. А частных вознаграждений (взяток) боярам и окольничим, и дьякам от суда и от содействия (в разрешении дела) не брать; также и любому судье частного вознаграждения (взятки) не брать; от суда не брать никому. А судом не мстить, не дружить никому.

    2. А кто придет к боярину с жалобой, и ему жалующихся от себя не отсылать, а давать всем приходящим с жалобами управу во всем, кому надлежит. А кого из жалующихся боярину самому нельзя управить (удовлет­ворить его просьбу), и то (дело) сказать великому князю или к тому его (жалующегося) послать, которому которых людей приказано ведать.

    3. А взимать боярину и дьяку (пошлины) в суде от иска в размере рубля на виноватом; (независимо от того) кто будет призван виновным, истец или ответчик, боярину на виноватом (взять) два алтына, а дьяку восемь денег. Если же цена иска будет выше рубля или (наоборот), ниже, то бо­ярину взимать исходя из того же расчета.(…)

    8. О ВОРОВСТВЕ. Если приведут на кого-либо улики (доказательства) в воровстве, или в разбое, или убийстве, или злостной клевете с целью вы­могательства, или в ином каком-либо преступлении, и окажется (что тот, на кого приведены улики, действительно заведомый) преступник, то боя­рину велеть его казнить смертною казнью, а сумму иска велеть взыскать из его имущества, а что останется из имущества, то боярину и дьяку взять себе. А пошлину (с судопроизводства) и уголовный штраф боярину и дьяку разделить (между собой): боярину два алтына, а дьяку восемь денег.(…)

    18. ОБ ОТПУСКНОЙ ГРАМОТЕ. Если кто-либо предъявит отпускную (в цен­тре) без доклада боярину и без подписи дьяка, или из городов без доклада тому наместнику, за которым боярином (наместником) (находится) кормление боярского суда, то подобная отпускная не признается опускной, за исключением (только) такой отпускной, которую владелец (холопа или раба) напишет собственноручно; в этом случае отпускная грамота признает­ся имеющей силу (и без доклада).(…)

    57. О КРЕСТЬЯНСКОМ ОТКАЗЕ. А крестьянам отказываться из волости (в волость), из села в село в один срок в году, за неделю до Юрьева дня осеннего и в течение недели после Юрьева дня осеннего (26 ноября). Пожитое за дворы (крестьяне пусть) платят в полях из расчета рубль за двор, а в лесах полтина (за двор). Если какой-либо крестьянин поживет за кем-нибудь год и уйдет прочь, то (пусть) он заплатит (пожитое за) за четверть двора; если поживет два года и пойдет прочь, то (пусть) он заплатит (пожитое) за полдвора; если поживет три года и пойдет прочь, то (пусть) он заплатит (пожитое за) три четверти двора; если поживет четыре года, то (пусть) он заплатит (пожитое) за весь двор.(…)
    Памятники русского права. Вып. 3. – М., 1955. – С. 339 – 374.
    Документ № 4

    Судебник 1550 г. (извлечение)

    1. Суд царя и великаго князя судити боаром, и окольничим, и дворецким, и казначеем, и дьяком. А судом не дружити и не мстити никому, и посулу в суде не имати; також и всякому судье посулов в суде не имати.

    2. А которой боярин, или дворецкий, или казначей, или дьяк просудится а обвинит кого не по суду безхитростно1 или список подпишет и правую грамоту даст2, а обыщется то в правду, и боярину, и дворецкому, и околничему, и казначею, и диаку в том пени3 нет; а истцом суд з головы, а взятое отдати.

    3. А которой боярин, или дворецкой, или казначея, или дьяк в суде посул возьмети обвинит... не по суду4, а обыщется то в правду, и на том боярине, или на дворецком, или на казначеи, или на дьяке взяти исцов иск5 а пошлины царя и великого князя, и езд, и правда, и пересуд, и хоженое, и правой деся­ток и пожелезное взяти втрое, а в пене что государь укажет.

    4. А которой дьяк список нарядит или дело запишет не по суду, не так как на суде было, без боярского, или без дворецкого, или без казначеева ве­дома, а обыщется то в правду, что он от того посул взял, и на том дьяке взяти перед боярином вполы да кинути его в тюрьму.

    5. Подьачей, который запишет не по суду для посыла без дьячего приказу, и того подьячего казнити торговою казнью, бити кнутьем.(…)

    26. А бесчестие6 детем боярским, за которыми кормлениа7, указати против доходу, что на том кормление по книгам доходу8, а жене его безчестья вдвое против того доходу; которые дети боарьские емлют денежное жалование, сколько которой жалованьа имал, то ему и бесчестие, а жене его вдвое против их бесчестна; а дьяком полатным и дворцовым безчестие что царь и великий князь укажет, а женам их вдвое против их бесчестна,... а торговым людем и посадцким людем и всем середним бесчестиа пять рублев, а женам их вдвое бесчестна против их бесчетиа; а боярскому человеку доброму9 бесчестиа пять рублев, опричь тиунов и довотчиков, а жене его вдвое; а тиуну бояр­скому или довотчику и праведчику10 бесчестиа против их доходу, а женам их вдвое; а крестианину пашенному и непашенному бесчестиа рубль, а жене его бесчестиа два рубля; а боярскому человеку молотчему11 или черному городцкому человеку молодчему12 рубль бесчестна, а женам их бесчестиа вдвое. А за увечие указывати крестианину, по смотря по увечию и по бесчестию; и всем указывати за увечие,посмотря по человеку и по увечью.(…)

    61. А государьскому убойце, и градскому здавцу, и коромольнику, и церковному татю, и подметчику, и зажигальнику, ведомому лихому человеку, живота не дати, казнити ево смертною казнью.(…)

    64. А детей боарьских судити наместником по всем городом по нынешним царевым государевым жаловалным волчим грамотам.(…)

    72. А по городом наместником городских посадских всех людей промеж их судити обыскивая по их животом и по промыслом и по розмету13: сколке руб­лев кто цареву и великого князя подать дает, по тому их, обыскивая, судити и управа чинити. А розметныя книги старостам и соцким и десяцким и всем и людем тех городов своих розметов земского дьака руку за своими ру­ками ежегод присылати на Москву к тем боаром, и дворецким, их казначеем, и к дьаком у кого будут которые городы в приказе14; а другие книги розметные своих розметов старостам и соцким и десяцким тех городов, где кто жи­вет, отдавати тех городов старостам и целовалником, которые у наместников в суде сидят. И кто тех городов городцкие посадцкие люди учнут промеж се­бя искати много, не по своим животом, и про тех исцов сыскивати розметными книгами, сколко он рублев с своего живота подати дает; и будет жывота ево столко есть, на сколко ищет, ино ему дати суд; а будет жывота ево ско­лко нет, и тех исцов в их искех тем и винити, а пошлины имати по Судебнику, а пареве государево пене велети дати на поруку да прислати к Москве ко государю. А городцким посацким людем искати на наместникех к на их людех по своим же жывотом и по промыслам и по розмету.(…)

    81. А детей боарьских служилых и их детей, которые не служивали, в холопи не приимати никому, опричь тех, которых государь от службы отставит...(…)

    88. А крестианом отказыватись из волости в волостъ и из села в село один срок в году: за неделю до Юрьева дни до осеннего и неделя по Юрьеве дни осеннем. А дворы пожилые платит в поле рубль и два алтына, а в лесах, где десять връст до хоромного лесу15, за двор полтина и два алтына. А кото­рой крестианин за кем живет год да пойдет прочь, и он платит четверть двора; а два года пожывет, и он платит полдвора; а три годы поживет, и он платит три четверти двора; а четыре годы пожывет, и он платит весь двор, рубль и два алтына. А пожилое имати с ворот16. А за повоз17 имати з двора по два алтына; а опричь того пошлин на нем не имати. А останется у которого крестианна хлеб в земли, и как тот хлеб пожнет, и он с того хлеба или с стоачего даст боран18 два алтына; а по кои места была рож его в земле, и он подать цареву и великого князя платит со ржы, а боярьского дела ему, за кем жил, не делати. А попу пожылого нет, и ходити ему вон безсрочно воля. А которой крестианин с пашни продастся в холопи в полную, и он выедет безсрочно ж, и пожилого нет; а которой хлеб его останется в земле, и он с того хлеба подать цареву и великого князя дает; а не похочет подати платити, и он своего хлеба земленаго лишен.(…)

    92. А которой человек умрет без духовной грамоты, а не будет у него сына, ино статок весь и земли взяти дочери; а не будет у него дочери, ино взяти ближнему от его роду.(…)

    98. А которые будут дела новые, а в сем Судебнике не написаны, и как те дела с государева докладу и со всех боар приговору вершается, и те дела в сем Судебнике приписывати.(…)
    Памятники русского права. Вып. 4. – М., 1956. – С. 232 – 261.
    Примечания
    1. Безхитростно – по ошибке.

    2. Правая грамота – постановление суда.

    3. Пени – наказания (штрафы).

    4. Не по суду – за взятку, вопреки достоверным результатам следствия и суда.

    5. Взяти исцов иск – взыскать штраф в размере суммы иска (частного).

    6. Бесчестие – плата за оскорбление.

    7. Кормления – доходы за исполнение обязанностей по делам управления.

    8. По книгам – по доходам, записанным в книгах.

    9. Боярский человек добрый – холоп по своему положению или профессии, более ценимый господином.

    10. Тиун, доводчик, праведчик – холоп, исполнявший в доме и хозяйстве господина административные или судебные функции по его поручению.

    11. Боярский человек молотчий – рядовой холоп, выполнявший и «черную» работу.

    12. Городской человек молодчий – малоимущий посадский человек.

    13. Розмет – определение размера податей внутри общины посадских лю­дей между ее членами по имуществу и доходам.

    14. В приказе – в ведении.

    15. Хоромный лес – пригодный для строительства дома.

    16. С ворот – со двора с воротами, а не с других построек.

    17. Повоз – поставка на подводах натуральных податей, взамен которых взимается по два алтына со двора за год.

    18. Боран – подать, штраф.
    Документ № 5

    Стоглавый собор 1551 г. (извлечение)

    (1551 г.)

    (…) О монастырех, иже пусты от небрежения.

    В монастыри боголюбцы дают ду­шам своим и родителем на поминок вотчинные села к прикупи, а иные вотчи­ны собою покупают в монастыри, а иное угодие у меня припрашивают. И поималги много по всем монастырем, а братии во всех монастырех по старому, а инде старою менши, есть и пить старого братье скуднее; устроения в монасты­рях ни которого не прибыло, и старое опустело, где те прибыли и кто тем ко­рыстуется? А тарханные и несудимые и льготные грамоты1 у них же о торговлях без пошлино. А чернцы по селом живут да в городе, тянутся о землях. Достойно ли то? А села и именья в монастыри емлют, а по тех душах и по родителех и по их приказу и памяти не исправляют, кто о сем истязай будет в лень страшного суда?(…)

    Глава 6. Некогда вниде в слухи благовенчаннаго и христолюбивого паря го­сударя и великаго князя Ивана Васильевича всеа Русии самодержца, что по многим церквам божим звонят и поют не во время... и многие церковные чи­ны не сполна совершаются по священным правилом и не по уставу.(…) Отныне и впредь в царствующем граде Москве и по всем градом... российского царствия, по всем святым церквам звонити и божественниа литургии служити и прочее церковное пение правити сполна и по чину.(…)

    Глава 26. О училищах книжных по всем градом.(…)

    В царствующем граде Москве и по всем градом... избрати добрых духов­ных священников и дьяконов и дьяков женатых и благочестивых... и грамоте бы и чести и пети и писати горазди. И утех священников и дьяконов и дьяков учинити в домах училища, чтобы священницы и дьяконы и все православные хрестьяне в каждом граде предавали своих детей на учение грамоте книжнаго писма и церковного петия... и чтения налойнаго. И те бы священники и дья­коны и дьяки избранные учили своих учеников страху божию и грамоте и пи­сати и пети и чести со всяким духовным наказанием.(…)

    Глава 28. О книжных писцех. Так же которые писцы по градом книги пишут, и вы бы им велели писати с добрых переводов. Да написав правили, потом же и продавали. А которой писец написав книгу продаст не исправив, и вы бы тем возбраняли с великим запрещением. А кто... неисправленну книгу купит... потому же возбраняли..., чтобы впредь так не творили. А впредь только учнут тако творити продавцы и купцы, и вы бы у них те книги имали даром без всякого зазора, да, исправив, отдавали в церкови, которые будут книгами ску­дны.(…)

    Глава 32. О крестящихся не по чину.

    Многие неразумнии человецы, махающе по лицу своему рукою, творят крестящеся а всуе тружающеся. Тому бо маханию беси радуются. А тако есть право креститися. Первое положити руку на челе своем, потом на персех, потом на правом плечи, таже и на левом, то есть ис­тинное воображение крестному знамению, аще кто право крещает лице свое сим знамением, той никогда не убоится дьявола ни злаго супостата и от бо­га мзду приемлет за то,... аще ли кто леностию или невежествием не исправ­ляет креста на лице своем, той отмещется креста Христова и припадает дьяволу.(…)

    Глава 41. (...)Писати живописцем иконы с древних преводов, как греческие живописцы писали и как писал Андрей Рублев и прочие пресловущие2 живопис­цы, и подписывати святая Тройца, а от своего замьшления ничтоже предтворяти.(…)

    В мирских свадьбах играют глумотворцы и арганники, и смехотворцы, и гу­сельники и бесовские песни поют, и как к церкви венчатися поедут, священник со крестом будет, а пред ним со всеми теми играми бесовскими рыщут, а священницы им о том не возбраняют и не запрещают.(...) О том... запрещати ве­ликим запрещением.(…)

    Да по дальним странам ходят скоморохи... ватагами многими, по шестиде­сяти и до семидесят человек, и по сто... и по деревням у крестьян сильно едят и пьют, и из клетей животы грабят, а по дорогам людей розбивают.(…)

    Да по погостам и по селом ходят лживые пророки, мужики и женки, и девки, и старые бабы, наги и босы, и волосы отростив и распустя, трясутся и убивают­ся.

    А сказывают, что им являются святае пятница и святая Анастасия и велят им заповедати хрестияном каноны завечати. Они же заповедают крестьяном в среду и в пятницу ручного дела не делати, и. женам но прясти,и платья не мыти, и каменья не разжигати.(…)

    (...) Злые ериси кто знает их и держится: рафли, шестокрыл, воронограй, остромий, зодей, алманах, звездочетье, аристотель, аристотелевы врота и иные составы и мудрости еретическия и коби бесовские... –, и в те прелести веруючи многих людей от бога отлучают и погибают.(…)

    В троицкую субботу по селом и по погостом сходятся мужи и жены на жальниках3 и плачутся по гробом умерших с великим воплем. И егда начнут играти скоморохи во всякие бесовские игры, они же от плача преставше, начнут скакати и плясяти и в долони4 бити и песни сотонинские пети на тех же жальниках, обманщики и мошенники.(…)

    (...) Русали о Иванове дни и в навечерии Рождества Христова и крещении сходятся мужи и жены и девицы на нощное плещевание, и на бесчинный говор, и на бесовские песни, и на плясание, на скакание, и на богомерзкие дела. И бывает отроком осквернение и девам растление.(…)

    Глава 72. О искуплении пленных. Которых откупят царевы послы в ордах и в Цареграде и в Крыму... и тех всех плененых окупати из царевы казны. А которых православных хрестьян плененных приводят, окупив греки и туркчане, армени или иные гости, да быв на Москве, восхотят их с собою опять по­вести, ино их не давати, и за то крепко стояти; да их окупати из царевы же казны.(…)

    Глава 75. О вотчинах и о куплях, которые боголюбцы давали святым церквам на память своим душам и по своих родителех в вечный поминок и в нас­ледие благ вечных.

    Да духовным же пастырем, архимандритом и игуменом и строителем с соборными старцы... по всех тех боголюбцев, которые давали вотчины и села и купли ставити по них нормы5 на памяти их пети понахиды и обедни служити.(…) Имена их написати в синодик6 и поминати по церковному уставу, а отчин их и сел, которые даны на поминок святым церквам без выкупа7 и иных церковных и монастырских земель и прочих недвижимых вещей, по священным божественным правилом, ни отдати, ни продати, но крепко хранити и блюсти.(…)

    Глава 92. О игрищах еллинского8 бесования. Если же мнози от неразумия простая чадь православных християн во градех и в селех творят еллинское бесование, различные игры и плясания в навечерии рождества Христова и против праздника рождества Ивана Предтечи в нощи и... в праздник весь день и нощь. Мужи и жены, и дети в домех в домех по улицам отходя и поводам глумы9 творят всякими игры... и песньми сотанинскими... и многими виды скаредными10.(…)

    Глава 98. (...) Приговорил еси государь прежде сего с нами, с своими богомольцы... о слободах наших митрополичих и о архиепископлих и епископлих и о монастырских, что слободам всем новым тянути грацкими людьми всякое тягло и з судом. И мы ныне тот приговор портим. В новых слободах ведает бог да ты, опричь суда. А ныне наместники твои государевы и властели тех слобожан хотят судити, и в том... слобожаном нашим запустети. А преже того... твои наместники и властели наших слобожан не суживали. И ты бы, государь, своим наместником эт властелем впредь наших слобо­жан не велел судити. А ныне твой царский приговор с нами, что в те новые слободы вышли посацкие люди после описи, и тех бы людей из новых слобод опять вывести в город на посад. И о том ведает бог да ты, государь, как тебе о них бог известит. А впредь бы митрополитом и архиепископам, и епи­скопом, и монастырем держати свое старые слободы по старине..., а новых бы слобод не ставити, и дворов новых в старых слободах не прибавляти... А в которых старых слободах дворы опустеют, и в те дворы звати сельских людей пашенных и непашенных по старине, как преже сего было. А отказывати тех людей на срок о Юрьеве дне осеннем по государеву указу по старине же. А с посаду впредь горадских в слободы не называти и не приимати, разве казаков11 не тяглых людей.
    Российское законодательство Х – ХХ веков. Т. 2. – М., 1985. – С. 267 – 374.
    Примечания
    1. Тарханные и несудимые грамоты – освобождали крупных церковников и монастыри от уплаты податей, выполнения повинностей в пользу государства.

    2. Пресловущие – знаменитые, известные.

    3. Жальниках – поминках.

    4. Долони – ладони.

    5. Ставити... кормы – кормить нищих в день поминовения умершего «боголюбца», который отдал церкви свои вотчины.

    6. Синодик – рукописная книга, по которой во время церковных служб провозглашалась «вечная память» внесенным в нее умершим.

    7. Без выкупа – без права выкупа членами «рода» (фамилии).

    8. Еллинского – греческого, здесь: в смысле языческого.

    9. Глумы – шутки, смех, потехи, забавы, насмешки.

    10. Виды скаредными – накладные маски-личины, потешные одежды.

    11. Казаки – здесь: вольные, не тяглые люди.
    Документ № 6

    Учреждение опричнины (по никоновской летописи)

    (1565 г.)

    (...) Тоя же зимы, декабря в 3 день, в неделю1, царь и великий князь Иван Васильевичь всеа Русии с своею царицею и великою княгинею Марьею2 и с своими детми, со царевичем Иваном и со царевичем Феодором, поехал с Москвы в село в Коломенское.(…) взял же с собою святость, иконы и кресты златом и камением драгим украшеные, и суды золотые и серебряные, и поставцы3 все всяких судов, золотое и серебряное, и платие и денги и всю свою казну повеле взяти с собою. Которым же бояром и дворяном ближним и приказ­ным людем повеле с собою ехати, и тем многим повеле с собою ехати з жена­ми и з детми, а дворяном и детем боярским выборам изо всех городов, кото­рых прибрал государь быти с ним4, велел всем тем ехати с собою с людми и с конми, со всем служебным нарядом5. А жил в селе в Коломенском две не­дели для непогодия и безпуты, что были дожди и в реках была поводь ве­лика... И как реки стали, и царь и государь ис Коломенского поехал в се­ло Танинское в 17 день, в неделю, а из Танинского к Троице... а от Троицы из Сергиева монастыря поехал в Слободу6. На Москве же тогда быша Афонасий митрополит всеа Русии, Пимин архиепископ великого Новаграда и Пъскова, Никандр архиепископ Ростовский и Ярославский и ины епископы к архимандриты и игумены и царевы и великого князя бояре и околничие и все при­казные люди7, все же о том в недоумении и во унынии быша, такому государьскому великому необычному подъему, и путного его шествия не ведамо, куды бяше. А генваря в 3 день прислал царь и великий князь из Слободы ко отцу своему и богомолцу к Офонасию митрополиту всеа Русии с Костянтином Дмитреевым сыном Поливанова с товарищи да список, а в нем писаны измены боярские и воеводские и всяких приказных людей, которые они измены делали и убытки государьству его до его государьского возрасту после отца его блаженные памяти великого государя м великого князя Василия Ивановича всеа Русии8 .(…)

    … и все гражане града Москвы по тому же биша челом Афонасию митрополиту всеа Русии всему освященному собору, чтобы били челом государю парю и великому князю, чтобы над ними милость показал, государьства не оставлял и их на разхищение волком не давал, наипаче же от рук сильных избавлял; а кто будет государьских лиходеев и изменников, и они за тех не стоят и сами тех потребят9 .(…)

    Челобитье же государь царь и великан князь архиепископов и епископов принял на том10, чтобы ему своих изменников, которые измены ему, государю, делали и в чем ему, государю, были непослушны, на тех опала своя класти11, а иных казнити и .животы их и статки12 имати; а учинити ему на своем государьстве себе опришнину13, двор ему себе и на весь свой обиход учинити особой, а бояр и околничих и дворецкого и казначеев и дьяков и всяких приказных людей, да и дворян и детей боярских и столников и стряпчих и жилцов14 учинити себе особно; и на дворцех, на Сытном и на Кормовом и на Хлебенном15, учинити клюшников и подклюшников и сытников и поваров и хле­бников,да и всяких мастеров и конюхов и псарей и всяких дворовых людей на всякой обиход, да и стрельцов приговорил учинити себе особно16…(…)

    А на свой обиход повелел государь царь и великий князь, да и на детей своих царевичев Иванов и царевичев Федоров обиход, городы и волости17.(…) А учинити государю у себя в опришнине князей и дворян и детей боярских дворовых и городовых 1.000 голов18, и поместья им подавал в тех городех с одново19, которые городы поймал в опришнину; а вотчинников и помещиков, которыми не быти в опришнине, велел ис тех городов вывести и подавати земли велел в то место20 в ыных городех, понеже опришнину повеле учинити себе особно...(…)

    Государьство же свое Московское, воинство и суд и управу и всякие дела земские, приказал ведати и делати бояром своим, которым велел быти в земских: князю Ивану Дмитреевичу Белскому, князю Ивану Федоровичю Мстиславскому и всем бояром; а конюшему и дворетцкому и казначеем и дьяком и всем приказным людем велел быти по своим приказом и управу чинити по старине21, а о болших делех приходит к бояром; а ратные каковы будут вести или земские великие дела, и бояром о тех делех приходити ко госуда­рю, и государь з бояры тем делом управу велит чинити22.

    За подъем же свой приговорил царь и великий князь взяти из земского сто тысяч рублев; а которые бояре и воеводы и приказные люди дошли за государьские великие измены до смертные казни, а иные дошли до опалы, и тех животы и статки взяти государю на себя. Архиепископы же и епископы и артимандриты и игумены и весь освященный собор23, да бояре и приказные люди то все положили на государьской воле.(…)

    Тоя же зимы, февраля в 15 день, царь и великий князь приехал к Москве с своими царевичи с Иваном и с Феодором из Александровские слободы.(…)
    Полное собрание русских летописей. Т. 13. – СПб., 1906. – С. 391 – 396.
    Примечания
    1. Декабря в 3 день, в неделю – 3 декабря 1564 г., в воскресенье.

    2. Марья – вторая жена Ивана IV Марья Темрюковна, дочь кабардинского князя.

    3. Суды – здесь: сосуды; поставцы – посудные шкафы.

    4. Иван IV взял с собою бояр, дворян, детей боярских, приказных людей, которых заранее «прибрал» «быти с ним» в опричнине.

    5. С людми... со всем служебным нарядом – со своими военным слугами и в полном вооружении.

    6. В Слободу – Александрову слободу (ныне г. Александров Владимирс­кой обл.), в 100 км от Москвы.

    7. Приказные люди – дьяки и подьячие приказов и дворцового управления.

    8. Имеются в виду годы «боярского правления» после смерти великого князя Василия Ивановича (1533 г.) в малолетство Ивана IV.

    9. Сами потребят – сами уничтожат.

    10. Принял на том – на нижеследующих условиях.

    11. Опала своя класти (от опалять) – гнев, немилость с последствиями в виде отставки, ссылки, лишения чина и званий, а нередко и казни с конфискацией имущества.

    12. Животы их и статки – все имущество без остатка.

    13. Опришнина (от опричь, кроме) – особая часть.

    14. Стольники, стряпчие, жильцы – разряды дворян «московского» чина, прямые царские слуги при его дворе.

    15. Сытный, Кормовой, Хлебный «дворцы» ведали заготовкой разного рода съестных припасов на «обиход» царской семьи.

    16. «Особные» стрельцы получили название «стремянных»: в конном строю они несли службу как бы у «стремени» царского коня.

    17. Далее перечислены города и волости, вошедшие в опричнину в 1565 г.: Можайск, Вязьма, Козельск, Премышль, Белев, Лихвин, Суздаль, Шуя, Галич, Вологда, Чухлома, Балахна, Старая Руса, Устюг, Каргополь и др. В дальнейшем те­рритория опричных владений царя расширялась.

    18. Общее число опричников (князей, бояр, дворян) за 1565–1572 гг. не превышало 4,5–5 тыс. человек, по другим данным, до 6 тыс. человек.

    19. С одново – в одних межевых границах владений.

    20. В то место – вместо конфискованных поместий и вотчин.

    21. Чините по старине – как было до учреждения опричнины, в прежних органах управления.

    22. «Земские» бояре и приказные люди ведали лишь текущим управлением, верховная же власть в государстве принадлежала царю, как и до введения опричнины.

    23. В этом перечислении церковных владык не назван митрополит Афанасий, уклонившийся от одобрения мероприятий Ивана IV.
    Документ № 7

    С. Платонов1 о деятельности Ивана IV

    Оценка Грозного. Таков краткий обзор фактов деятельности Грозного. Эти факты не всегда нам известны точно; не всегда ясна в них личная роль и личное значение самого Грозного. Мы не можем определить ни черт его ха­рактера, ни его правительственных способностей с той ясностью и положи­тельностью, какой требует научное знание. Отсюда – ученая разноголосица в оценке Грозного. Старые историки здесь были в полной зависимости от раз­норечивых источников. Кн. Щербатов сознается в этом, говоря, что Гро­зный представляется ему «в столь разных видах», что «часто не единым че­ловеком является». Карамзин разноречие источников относит к двойственнос­ти самого Грозного и думает, что Грозный пережил глубокий внутренней пе­релом и падение. «Характер Иоанна, героя добродетели в юности, неистового кровопийцы в летах мужества и старости, есть для ума загадка», – говорит он. Позже было выяснено пристрастие отзывов о Грозном, как шедших с его стороны, от официальной московской письменности, так и враждебных ему, своих и иноземных. Историки пытались, учтя это одностороннее пристрастие современников, освободиться от него и дать свое освещение личности Гроз­ного. Одни стремились к психологической характеристике Ивана. Они рисовали его или с чертами идеализации, как передовую непонятую веком личность (Кавелин), или как человека малоумного (Костомаров) и даже помешанного (М. Ковалевский). Более тонкие характеристикb были даны Ю. Самариным, подчеркнувшим несоответствие умственных сил Грозного с слабостью его воли, и И.Н. Ждановым, который считал Грозного умным и талантливым, но «неудав­шимся» и потому болезненно раздраженным человеком. Все такого рода хара­ктеристики, даже тогда, когда они остроумны, красивы и вероподобны, все-таки произвольны: личный характер остается загадкой. Тверже стоят те отзывы о Грозном, которые имеют в виду определить его политические способности и понять его государственное значение. После оценки, данной Грозному Соловьевым, Бестужевым-Рюминым и др., ясно, что мы имеем дело с крупным дельцом, понимавшим политическую обстановку и способным на широкую постановку правительственных задач. Одинаково и тогда, когда с «избранной радой» Гро­зный вел свои первые войны и реформы, и тогда, когда позднее, без «рады», он совершил свой государственный переворот в опричнине, брал Ливонию и Полоцк и колонизовал «дикое поле», – он выступает перед нами с широкой программой и значительной энергией. Сам ли он ведет свое правительство или только уме­ет выбрать вожаков, – все равно: это правительство всегда обладает необхо­димыми политическими качествами, хотя не всегда имеет успех и удачу. Неда­ром шведский король Иоанн, в противоположность Грозному, называл его прее­мника московским словом «durak» отмечая, что со смертью Грозного в Москве не стало умного и сильного государя.
    Платонов С.Ф. Сочинения в 2-х тт. Т. 1. – СПб., 1993. – С. 211 – 212.
    Примечание
    1. Платонов С.Ф. (1860 - 1933) – выдающийся русский историк, специалист по истории России средних веков.
    Вопросы для самоконтроля
    К документам № 1,2:

    а) Почему именно Москва стала центром борьбы за образование централизованного государства?

    б) Какую роль в этой борьбе сыграли Иван Калита и Василий III?

    К документам № 3,4:

    В чем заключалось юридическое оформление закрепощения крестьян в судебниках 1497 и 1550 гг.?

    К документам № 6,7:

    а) Каковы причины и сущность политики опричнины?

    б) Охарактеризуйте оценку деятельности Ивана Грозного академиком С.Ф. Платоновым.

    К документам № 1–7:

    Назовите основные черты централизованного Российского государства.
    Основная литература
    Борисов Н.С. Иван III. – М., 2000.

    Кобрин В.Б. Иван Грозный. – М., 1989, другие издания.

    Россия и мир: Учебная книга по истории. Ч. 1. – М., 2000.

    Семенникова Л.И. Россия в мировом сообществе цивилизаций. – Брянск, 2002.

    Скрынников Р.Г. Русь IX-XVII веков. – СПБ., 1999.
    1   ...   30   31   32   33   34   35   36   37   ...   49


    написать администратору сайта