Бердинских В.А. История России. Курс лекций и практикум. Курс лекций и практикум
Скачать 2.81 Mb.
|
Тема III «СМУТНОЕ ВРЕМЯ» И ДАЛЬНЕЙШЕЕ УКРЕПЛЕНИЕ САМОДЕРЖАВИЯ В XVII ВЕКЕ 1. Причины, особенности и последствия «смутного времени». Возможные альтернативы цивилизационного развития России. 2. Законодательное оформление крепостного права. Соборное Уложение 1649 г. Дальнейшее усиление самодержавной власти. Документ № 1 С. Платонов. Смута в Московском государстве (…) Итак, начальный факт XVII в. – смута – в своем происхождении есть дело предыдущего XVI века, и изучение смутной эпохи вне связи с предыдущими явлениями нашей жизни невозможно. К сожалению, историография долго не разбиралась в обстоятельствах смутного времени настолько, чтобы точно показать, в какой мере неизбежность смуты определялась условиями внутренней жизни народа и насколько она была вызвана и поддержана случайностями и посторонним влиянием. Когда мы обращаемся к изучению другой европейской смуты, французской революции, можно удивиться тому, как ясен этот сложный факт и со стороны своего происхождения, и со стороны развития. Мы легко можем следить за развитием этого факта, отлично видеть, что там факт смуты – неизбежное следствие того государственного кризиса, к которому Францию привел ее феодальный строй; мы видим там и результат многолетнего брожения, выразившийся в том, что преобладание феодального дворянства сменилось преобладанием буржуазии. У нас совсем не то. Наша смута вовсе не революция и не кажется исторически необходимым явлением, по крайней мере на первый взгляд. Началась она явлением совсем случайным – прекращением династии; в значительной мере поддерживалась вмешательством поляков и шведов, закончилась восстановлением прежних форм государственного и общественного строя и в своих перипетиях представляет массу случайного и труднообъяснимого. Благодаря такому характеру нашей государственной «разрухи» и являлось у нас так много различных мнений и теорий об ее происхождении и причинах. Одну из таких теорий представляет в своей «Истории России» С.М. Соловьев. Он считает первой причиной смуты дурное состояние народной нравственности, явившееся результатом столкновения новых государственных начал со старыми дружинными. Это столкновение, по его теории, выразилось в борьбе московских государей с боярством. Другой причиной смуты он считает чрезмерное развитие казачества с его противогосударственными стремлениями. Смутное время, таким образом, он понимает, как время борьбы общественного и противообщественного в молодом Московском государстве, где государственный порядок встречал противодействие со стороны старых дружинных начал и противообщественного настроения многолюдной казацкой среды. Другого воззрения держится К.С. Аксаков. Аксаков признает смуту фактом случайным, не имеющим глубоких исторических причин. Смута была к тому же делом «государства», а не «земли». Земля в смуте до 1612 г. была совсем пассивным лицом. Над ней спорили и метались люди государства, а не земские. Во время междуцарствия разрушалось и наконец рассыпалось вдребезги государственное здание России, говорит Аксаков: «Под этим развалившимся зданием открылось крепкое земское устройство... В 1612–13 гг. земля встала и подняла развалившееся государство». Нетрудно заметить, что это осмысление смуты сделано в духе общих исторических воззрений К. Аксакова и что оно в корне противоположно воззрениям Соловьева. Третья теория выдвинута И.Е. Забелиным («Минин и Пожарский»); она в своем генезисе является сочетанием первых двух теорий, но сочетанием очень своеобразным. Причины смуты он видит, как и Аксаков, не в народе, а в «правительстве», иначе в «боярской дружинной среде» (эти термины у него равнозначащи). Боярская и вообще служилая среда во имя отживших дружинных традиций (здесь Забелин становится на точку зрения Соловьева) давно уже крамольничала и готовила смуту. Столетием раньше смуты для нее созидалась почва в стремлениях дружины править землей и кормиться на ее счет. Сирота – народ в деле смуты играл пассивную роль и спас государство в критическую минуту. Народ, таким образом, в смуте ничем не повинен, а виновниками были «боярство и служилый класс». Н.И. Костомаров (в разных статьях и в своем «Смутном времени») высказал иные взгляды. По его мнению, в смуте виновны все классы русского общества, но причины этого бурного переворота следует искать не внутри, а вне России. Внутри для смуты были лишь благоприятные условия. Причина же лежит в папской власти, в работе иезуитов и в видах польского правительства. Указывая на постоянные стремления папства к подчинению себе восточной церкви и на искусные действия иезуитов в Польше и Литве в конце ХVI в., Костомаров полагает, что они, как и польское правительство, ухватились за самозванца с целями политического ослабления России и ее подчинения папству. Их вмешательство придало нашей смуте такой тяжелый характер и такую продолжительность. Это последнее мнение уже слишком одностороннее: причины смуты несомненно лежали столько же в самом московском обществе, сколько и вне его. В значительной степени наша смута зависела и от случайных обстоятельств, но что она совсем не была неожиданным для современников фактом, говорят нам некоторые показания Флетчера: в 1591 г. издал он в Лондоне свою книгу о России, в которой предсказывает вещи, казалось бы, совсем случайные. В V главе своей книги он говорит: «Младший брат царя (Феодора Ивановича), дитя лет шести или семи, содержится в отдаленном месте от Москвы (т.е. в Угличе) под надзором матери и родственников из дома Нагих. Но, как слышно, жизнь его находится в опасности от покушения тех, которые простирают свои виды на престол в случае бездетной смерти царя». Написано и издано было это до смерти царевича Дмитрия. В этой же главе говорит Флетчер, что «царский род в России, по-видимому, скоро пресечется со смертью особ, ныне живущих, и произойдет переворот в русском царстве». Это известие было напечатано за семь лет до прекращения династии. В главе IX он говорит, что жестокая политика и жестокие поступки Ивана IV, хотя и прекратившиеся теперь, так потрясли все государство и до того возбудили общий ропот и непримиримую ненависть, что, по-видимому, это должно окончиться не иначе как всеобщим восстанием. Это было напечатано, по крайней мере, лет за 10 до первого самозванца. Таким образом, в уме образованного и наблюдательного англичанина за много лет до смуты сложилось представление о ненормальности общественного быта в России и возможном результате этого – беспорядках. Мало того, Флетчер в состоянии даже предсказать, что наступающая смута окончится победой не удельной знати, а простого дворянства. Это одно должно убеждать нас, что действительно в конце XVI в. в русском обществе были уже ясны те болезненные процессы, которые сообщили смуте такой острый характер общего кризиса. Платонов С.Ф. Сочинение в 2-хт т. Т. 1. – СПб., 1993. – С. 248 – 250. Документ № 2 Из «Краткого известия о Московии» Исаака Массы1 Города, участвовавшие в восстании (Мятежникам) на татарской или рязанской стороне принадлежали следующие города: Рязань, Карачев, Ливны, Орел, Венев, Михайлов, Болохов, Серебряные Пруды, Новосиль; на северской стороне: Путивль, глава и зачинщик всех мятежных городов... потом Чернигов, Брянск, Елей, Козельск, Рыльск, Почеп, Сосница, Рославль, Монастырище, Новгород-Северский и многие другие; также были у них: Коломна, Кашира, Алексин, Епифань, Перемышль, Льгов, Дедилов, также Калуга и Тула, где осадили Петра2. Сверх того они завладели всей Волгой и опустошали все местности (по ее течению), где только не проходили. Одним словом, у них была большая сила, и они владели прекрасными землями... Документ № 3 Э. Геркма3. из сочинения Во время переговоров с его царским величеством (Василием Шуйским) ... заключен был следующий договор: 1) Желающим предоставить право в полном вооружении свободно выступить и отправиться туда, куда они пожелают идти. 2) Желающим поступить на службу к его ц. в-ву принять и назначить им жалованье, подобно другим солдатам. 3) Петра Федоровича, выдающего себя за царевича, отпустить, не причиняя ему вреда, туда, куда он пожелает идти. 4) Ивана Исаева (Болотникова) беспрепятственно отпустить и предоставить ему полную свободу. Шуйский поклялся своей короной в соблюдении и исполнении этих условий. На этих условиях город был сдан, и для охранения его царь послал туда часть своего войска. (По вступлении его в город) Петр Федорович, выдававший себя за царевича, был взят и без всякой справедливой причины выдан царю. Болотников, в надежде быть освобожденным, выехал верхом в лагерь, чтобы лично представиться его ц. величеству. По прибытии в лагерь он был оскорблен несколькими лицами, кричавшими: «Благодарим тебя, вор, благодарим, изменник! Болотников спрашивал их, за что, что им нужно? Тогда (один) отвечал: «За моего брата»; (другой): «За моего зятя»; (третий): «За моего сына» и т.д.; «все они здесь погибли, и ты виновник их гибели». Болотников возразил им: «Я в этом не виноват, они убиты за свои грехи»... По прибытии в Москву Болотникову позволили свободно ходить по городу в сопровождении приставов, а (Петра) засадили под крепкую стражу, не подвергая его, однако, каким-либо пыткам. Просидевши таким образом некоторое время, он был приговорен к повешению, выведен из Москвы и приведен на место, где стояла виселица... Его повесили на мочалах, которые не могли крепко затянуть, так как они были очень толсты, и преступник был еще жив, когда палач уже спустился вниз. Увидев это, палач взял у близ стоявшего крестьянина дубину (которую этот случайно держал в руках), снова влез на виселицу и ударил царевича по черепу. От этого удара он умер. Затем, продержав известное время в Москве Ивана Исаева Болотникова, отправили его в Каргополь... где его и убили. Отсюда видно, как точно сдержал присягу царь Василий Иванович, хотя и клялся своею короною. Геркман Э. Историческое повествование о важнейших смутах в государстве Русском. – Амтердам, 1625. Документ № 4 Соборное Уложение 1649 г. (извлечение) (…) Глава II. О государьской чести и как его государьское здоровье оберегать 1. Будет кто каким умышленьем учнет мыслить на государьское здоровье злое дело, и про то его злое умышленье кто известит, и по тому извету про то его злое умышленье сыщетца до пряма, что он на царское величество злое дело мыслил и делать хотел, и такова по сыску казнить смертию. 2. Также будет кто при державе царьского величества, хотя Московским государьством завладеть и государем быть, и для того своего злово умышленья начнет рать збирать, или кто царьского величества с недруги учнет дружитца, и советными грамотами ссылатца, и помочь им всячески чинить, чтобы тем государевым недругом по его ссылке Московским государством завладеть или какое дурно учинить, и про то на него кто известит, и по тому извету сыщетца про тое его измену до пряма, и такова изменника по тому же казнить смертию. 3. А будет кто царьского величества недругу город здаст изменою, или кто царьского величества в городы примет из ыных государьств зарубежных людей для измены же, а сыщется про то допряма, и таких изменников казнити смертию же. 4. А будет кто умышлением и изменою город зажжет или дворы, и в то время или после того зажигальщика изыман будет, и сыщется про то его воровское допряма, и его самого зжечь безо всякого милосердия. 5. А поместья и вотчины и животы изменничьи взять на государя. 6. А жены будет и дети таких изменников про ту их измену ведали, и их по тому же казнить смертию.(…) 13. А будет учтут извещати про государьское здоровье или какое изменное дело чьи люди на тех, у кого они служат, или крестьяне, за кем они живут во крестьянех, а в том деле ничем их не уличат, и тому их извету не верить. И учиня им жестокое наказание, бив кнутом нещадно, отдати тем, чьи они люди и крестьяне. А опричь тех великих дел, ни в катах делах таким изветчиком не верить.(…) 18. А кто Московского государьства всяких чинов люди сведают или услышат на царьское величество в каких людях скоп и заговор или иной какой злой умысл, и им про то извещати государю царю и великому князю Алексею Михайловичю всеа Руси, или его государевым бояром и ближним людем, или в городах воеводам и приказным людем.(…) 21. А кто учнет к царьскому величеству, или на его государевых бояр, и окольничих, и думных и ближних людей, и в городех и в полкех на воевод, и на приказных людей, или на кого ни буди приходити скопом и заговором, и учнут кого грабити или побивати, и тех людей, кто так учинит, за то по тому казнити смертию безо всякия пощады.(…) Глава III. О государеве дворе, чтоб на государеве дворе ни от кого никакова бесчиньства и брани не было 1. Будет кто при царьском величестве, в его государевом дворе и в его государьских полатах, не опасаючи чести царьского величества, кого обесчестит словом, а тот, кого он обесчестит, учнет на него государю бити челом об управе, и сыщется про то допряма, что тот на кого он бьет челом, его обесчестил, и по сыску за честь государева двора того, кто на государеве дворе кого обесчестит, посадити в тюрьму на две недели, чтоб на то смотря иным неповадно было впередь так делати.(…) 3. А будет кто при царьском величестве вымет на кого саблю, или иное какое оружье, и тем оружьем кого ранит, и от тоя раны тот, кого он ранит, умрет, или в те же поры он кого досмерти убьет, и того убойца за то убойство самого казнити смертию же.(…) 4. А будет кто при государе вымет на кого какое ни буди оружье, а не ранит и не убиет, и того казнити, отсечь рука.(…) 6. Такоже царьского величества во дворе на Москве, или где изволит царьское величество во объезде быти, и ис пищалей и из луков и из ыного ни ис какова оружья никому без государева указу не стреляти, а с таким ружьем в государеве дворе не ходити. А будет кто в государево дворе на Москве, или в объезде кого ранит, или кого убиет досмерти, и того казнити смертию же. 7. А будет кто на государеве дворе, на Москве, и в объезде, учнет ходити с пищальми и с луками, хотя и не для стрелбы, и ис того оружья никого не ранит и не убиет, и тем за ту вину учинити наказание, бити батоги и вкинути на неделю в тюрму.(…) Глава XI. Суд о крестьянех. 1. Которые государевы дворцовых сел и черных волостей крестьяне и бобыли, выбежав из государевых дворцовых сел и ис черных волостей, живут за патриархом, или за митрополиты, и за архиепископы, и епископом, или за монастыри, или за бояры, или за окольничими и за думными и за комнатными людьми, и за стольники; и за стряпчими, и за дворяны московскими, и за дьяки, и за жильцы, и за городовыми дворяны и детьми боярскими, и за иноземны, и за всякими вотчинники и помещики, а в писцовых книгах, которые книги писцы подали в Поместной в иные приказы после московского пожару прошлого 134-го году1, те беглые крестьяне, или отцы их написаны за государем, и тех государевых беглых крестьян и бобылей сыскивая свозити в государевы дворцовые села и в черные волости, на старые их жеребьи по писцовым книгам з женами и з детьми и со всеми их крестьянскими животы без урочных лет. 2. Такъже будет кто вотчинники и помещики учнут государю бити челом о беглых своих крестьянех и о бобылях, и скажут, что их крестьяне и бобыли, выбежав из-за них, живут в государевых в дворцовых селех, и в черных волостях, или на посадех в посадских людех, или в стрельцах, или в казаках, или в пушкарях, или в иных в каких-нибудь служилых людех в Замосковных и в Украинных городех, или за патриархом, или за митрополиты, или за архиепископы и епископы, или за монастыри, или за бояры, и за околничими и за думными и за комнатные людьми, и за столники, за стряпчими, и за дворяны московскими, и за дьяки, и за жилцы, и за городовыми дворяны и детми боярскими, и за иноземцы, и за всякими вотчинники и помещики, и тех крестьян и бобылей по суду и сыску отдавати по писцовым книгам, которыя книги писцы в Поместной приказ отдали после московского пожару прошлого 134-го году, будет те их беглыя крестьяне, или тех их беглых крестьян отцы, в тех писцовых книгах за ними написаны, или после тех писцовых книг те жe крестьяне, или их дети, по новым дачам написаны за кем в отдельных или в отказных книгах. А отдавати беглых крестьян и бобылей из бегов по писцовым книгам всяких чинов людем без урочных лет.(…) 9. А которые крестьяне и бобыли за кем написаны в переписных книгах прошлых 154-го и 155-го годов, и после тех переписных книг из-за тех людей, за кем они в переписных книгах написаны, збежали, или впредь учнут бегати: и тех беглых крестьян и бобылей, и их братью, и детей, и племянников, и внучат з женами и з детьми и со всеми животы, и с хлебом стоячим и с молоченым отдавать из бегов тем людем, из-за кого они выбежат, по переписным книгам, без урочных лет, а впредь отнюд /ь/ никому чюжих крестьян не приимать, и за собою не держать.(…) 22. А которые крестианские дети от отцов своих и от матерей учнут отпиратися, и тех пытати.(…) 32. А будет чьи крестьяне и бобыли учнут у кого наймоватися в работу и тем крестьяном и бобылем у всяких чинов людей наймоватися в работу, по записям, и без записей, повол/ь/но. А тем людем, у кого они в работу наймутся, жилых и ссудных записей и служилых кабал на них не имати и ничем их себе не крепити, и как от них те наймиты отработаются, и им отпущати их от себя безо всякого задержания. Российское законодательство Х – ХХ веков. Т. 3. – М., 1985. – С. 86 – 90; 151 – 157. Документ № 5 Г. Котошихин4 о приказах 1. Приказ Тайных Дел: а в нем сидит диак, да подъячих с 10 человек, и ведают они и делают дела всякие царские, тайные и явные; и в тот Приказ бояре и думные люди не входят и дел не ведают, кроме самого царя. А посылаются того Приказу подьячие с послами в государства, и на посолские съезды, и в войну с воеводами, для того что послы в своих посолствах много чинят не к чести своему государю, в проезде и в розговорных речах... а воеводы в полкех много неправды чинят над ратными людми, и те подьячие над послы и над воеводами подсматривают и царю приехав сказывают... А устроен тот Приказ при нынешнем царе, для того чтоб его царская мысль и дела исполнилися все по его хотению, а бояре б и думные люди о том ни о чем не ведали. Да в том же Приказе ведомы гранатного дела мастеры, и всякое гранатное дело и заводы: а на строение того гранатного дела и на заводы денги, на покупку и на жалованье мастеровым людем, емлют из розных Приказов, откуды царь велит... 2. Посолской Приказ; а в нем сидит думной дьяк, да два дьяка, подьячих 14 человек. А ведомы в том Приказе дела всех окрестных государств, и послов чюжеземских принимают и отпуск им бывает; также и русских послов и посланников и гонцов посылают в которое государство прилучится, отпуск им бывает ис того ж Приказу; да для переводу и толмачества переводчиков латинского, свойского, немецкого, греческого, польского, татарского, и иных языков, с 50 человек, толмачей с 70 человек… Да в том же Приказе ведомы московские и приезжие иноземцы всех государств торговые и всяких чинов люди: и судят торговых иноземцев и росправу им чинят с русскими людми в одном в том Приказе... 3. Розрядной Приказ; и в том Приказе сидят околничей, да думной дьяк, да два дьяка. А ведомы в том Приказе всякие воинские дела, и городы строением и крепостми починкою и ружьем и служивыми людми; такъже ведомы бояре, околничие, и думные и ближние люди, и столники, и стряпчие, и дворяне Московские, и дьяки, и жилцы, и дворяне городовые, и дети боярские, и казаки и салдаты, всякою службою: и кого куды лучится послати на службы, в войну и в воеводства в городы и во всякие посылки и за службы о жалованье и о чести и о прибавке денежного жалованья указ в том же Приказе... 4. Приказ Болшаго Дворца; а в нем бывает и сидит боярин и дворецкой, да околничей, да думной человек, да два или три диака, и тот боярин честию бывает другой человек, под конюшим первой... А ведомы в том Приказе дворы, Сытенной, Кормовой, Хлебенной, Житенной, и дворовые люди... Да в том же Приказе ведомы болши 40 городов, посадские люди, тяглом и податми, да с кабаков и таможень и с вод, с мелниц и с рыбных ловелъ, откупы и верной збор, ежегодь; дворцовые села и черные волости, и рыбные угодья, и бобровые гоны, и бортные ухожьи, и сенные покосы в царских угодьях... да Московские слободы, восмь слобод... 5. Стрелецкой Приказ; а в нем сидит боярин, да два дьяка. А в том Приказе ведомы стрелецкие приказы, московские и городовые; и собирают тем стрелцом жалованье со всего Московского государства, с вотчинниковых крестьян, кроме царских дворцовых сел и волостей крестьян... А бывает на Москве стрелецких приказов, когда и войны не бывает ни с которым государством, всегда болши 20 приказов; и в тех приказех стрелцов по 1000 и по 800 человек в приказе, или малым менши. И ис тех приказов один приказ выборной первой словет стремянной, потому что бывает всегда с царем и с царицею во всяких походех, для обрегания, а выные службы и в посылки ни в какие не посылается никуды, кроме вахты. И в тех приказех стрелцы люди торговые и ремесленные всякие богатые многие. Началные люди у тех стрелцов головы и полковники, да полуголовы, сотники, пятидесятники, десятники; а выбирают в те головы и в полуголовы и в сотники из дворян и из детей боярских, а в пятидесятники и десятники из стрелцов... 6. Приказ Казанского Дворца; а в нем сидит боярин, да думной дьяк, да два диака. А в том Приказе ведомо Иранское и Астраханское царствы, и к ним Понизовые городы... 7. Сибирский Приказ; а ведает тот Приказ тот же боярин, что и Казанский Дворец ведает, а с ним два дьяка. И в том Приказе ведомо Сибирские царство и городы... А началной город в Сибири зовется Тоболеск. И ис тех Приказов Казанского и Сибирского ссылаются с Москвы и из городов, на вечное житье, всякого чину люди, за вины; а тех ссылочных людей в тамошних городех верстают в службы, смотря по человеку, во дворяне, и в дети боярские, и в казаки, и в стрелцы... 8. Поместной Приказ; а в нем сидит околничей, да думной дьяк, да два дьяка. А ведомо в том Приказе всего Московского государства земля, и что кому дано поместья и вотчин, или кто у кого вотчину купит и кому вновь что дадут... 9. Приказ Большие Казны; а ведает тот Приказ боярин тот же, что и Стрелецкой Приказ ведает, а с ним товарыщ думной дворянин, да два или три диака. А в том Приказе ведомы гости, и гостиная и суконная сотня, и серебряного дела мастеры, и многих городов торговые люди; и собирают з гостей и с торговых людей, и которые городы ведомы в том Приказе, и тех городов с крестьян и з бобылей тягло, и подати, и откупы, и иные поборы, ежегодь; и соберется тех доходов с 300.000 рублев... И всего на Москве, кроме городовых и патриарших приказов и таможень, 42 приказа; а дьяков в тех приказех, и по городам с воеводами, со 100 человек; подьячих с 1000 человек5... Хрестоматия по истории СССР. Т. 1. – М., 1949. – С. 402 – 408. Примечания 1. Голландец Исаак Масса был в Москве по торговым делам в 1601–1609 гг. 2. Петр – сын посадского человека г. Мурома, с 1603 г. – казак, объявивший себя «царевичем Петром Федоровичем» (сыном царя Федора Ивановича), Настоящее имя – Илья Горчаков. 3. Сочинение голландца Э. Геркмана «Историческое повествование о важнейших смутах в государстве Русском» опубликовано в 1625 г. в Амстердаме и основано на сведениях, полученных автором во время его пребывания в России вскоре после событий. 4. Котошихин Г. (ок. 1630-1667) – подъячий Посольского приказа. Бежал в Швецию и написал там ценное сочинение о России. 5. По спискам 1675–1676 гг. в 42 приказах числилось 2017 подъячих, в т.ч. 652 «не верстанных», кормившихся до зачисления в штат «доброхотными даяниями» (платой) людей, обращавшихся в приказы по различным делам. Вопросы для самоконтроля К документу № 1: а) Какие точки зрения о причинах смуты рассматривает С.Ф. Платонов в своем исследовании? б) Какова позиция самого С.Ф. Платонова по этому вопросу? К документам № 2-3: а) Каковы причины гражданской войны под руководством И.И. Болотникова? б) Что свидетельствует о том, что восстание под руководством И.И. Болотникова носило характер гражданской войны? К документу № 4: В чем проявилось полное юридическое закрепощение крестьян? К документам № 4-5: Приведите из документов примеры, свидетельствующие о дальнейшем усилении самодержавия и органов центрального управления. Основная литература Буганов В.И. Мир истории. Россия в XVII столетии. – М., 1989. Вернадский Г.В. Московское царство. В 2-х тт. – М., 2001. Кобрин Р.Б. Смута.// Родина. – 1991. – № 3. Платонов С.Ф. Сочинения в 2-х томах.- СПб., 1993. – T. l. Семенникова Л.И. Россия в мировом сообществе цивилизаций. – Брянск, 2002. Соборное Уложение 1649 г. Текст и комментарии. – Л., 1987. |