Главная страница
Навигация по странице:

  • Индоевропейское языковое единство

  • Албанский язык.

  • Тохарские языки.

  • Фракийский (фрако -дакийский) язык

  • Лекция 3. Исторические сведения о древних германцах. Классификация древнегерманских племен. Общественное устройство, быт, нравы и верования древних германцев.

  • Введение в спецфилологию. Курс лекций по дисциплине Введение в германскую филологию


    Скачать 0.63 Mb.
    НазваниеКурс лекций по дисциплине Введение в германскую филологию
    АнкорВведение в спецфилологию.doc
    Дата18.03.2017
    Размер0.63 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаВведение в спецфилологию.doc
    ТипКурс лекций
    #3919
    страница2 из 8
    1   2   3   4   5   6   7   8

    Лекция 2. Классификация индоевропейских языков. Место германских языков в индоевропейской семье
    На нашей земле около 3 тысяч языков. Есть языки, обслуживающие большие нации (китайский, английский), есть языки, употребляемые несколькими сотнями человек (например, в Дагестане).

    Первая попытка классификации языков была предпринята Э. Спаргером (16 в.), затем Лейбницем.

    Расмус Раск, Франц Бопп, А. Востоков вывели соответствия между германскими и другими индоевропейскими языками. Ф. Боппу наука обязана первой сравнительной грамматикой индоевропейских языков, методикой последовательного сравнения форм в родственных языках, обращением к санскриту, который в пространстве и времени был наиболее удален от европейских языков, не имея с ними контактов истории, и, тем не менее, сохранил с особой полнотой древнее состояние. Заслуга Р. Раска – методика анализа соотношения грамматических форм и демонстрация различных степеней родства между языками. Якоб Гримм представил схему исторического развития родственных языков.

    Генеалогическая классификация языков – это изучение и группировка языков мира по принципу наличия родственных связей между ними (принадлежность их к одной семье, группе), т.е. на основе общего происхождения из предполагаемого праязыка.

    Самой крупной группировкой родственных языков является семья языков. В настоящее время насчитывается свыше 20 языковых семей: индоевропейская, семито-хамитская, кавказская, финно-угорская, тюркско-монгольская, тунгусо-манчжурская, палеоазиатская, китайско-тибетская и т.д. Семья может делиться на ветви, а ветви - на группы, подгруппы и отдельные языки. Каждая ветвь имеет свой праязык, восходящий к еще более древнему языку. Внутри одной ветви родство языков более близкое, чем между ветвями.

    Для определения места языка согласно генеалогической классификации языков он должен быть сопоставлен с другими родственными языками той же семьи и с их общим предком, который обычно известен лишь на основании реконструкций путем сравнительно-исторического метода.

    Индоевропейские языки были первой языковой семьей, постулированной как особая форма объединения языков по генетическим связям.

    Индоевропейские языки - это языки, на которых говорят от Англии до Индии. Это – одна из крупнейших семей языков Евразии (ок. 200 языков), они распространились за последние пять столетий в Северной и Южной Америке, Австралии и Африке. Наиболее активной была экспансия английского, испанского, французского, португальского, нидерландского, русского языков, что привело к появлению индоевропейской речи на всех материках. В число первых наиболее распространенных языков сейчас входят английский, хинди и урду, испанский, португальский, русский, немецкий, французский, панджаби, итальянский, украинский.

    Индоевропейское языковое единство могло иметь источником либо единый праязык (или, вернее, группу близкородственных диалектов), либо ситуацию языкового союза как итога развития ряда первоначально различных языков. Отношения между членами индоевропейской семьи из-за частых миграций беспрерывно менялись, и поэтому принятая ныне классификация индоевропейских языков должна корректироваться при обращении к разным этапам истории этой языковой общности. Для более ранних периодов характерна, например, близость языков индоарийских и иранских, балтийских и славянских, кельтских и германских.

    Существование индоевропейского языка относят к концу 3 тысячелетия до нашей эры, т.е. к концу неолита.

    Предположительно, индоевропейцы занимали территории Центральной Европы. Это предположение основано на археологических данных, свидетельствующих о том, что Балканский и Аппенинский полуострова были колонизированы с севера. Заселение кельтами территории Франции и Британских островов произошло сравнительно поздно – в 500 г. до н.э. Пиренейский полуостров был занят индоевропейцами лишь в римскую эпоху. На востоке индоевропейцы граничили с угрофинскими народами.

    Индоевропейский праязык – относительно единый язык (с тенденцией к диалектному членению). Это – высокоразвитый флективный язык, богатый формами склонений и спряжений.

    Постепенно территориальное членение индоевропейцев и слияние возникших таким образом групп с другими народами явились факторами, приведшими к образованию индоевропейских языков. Диалектное членение существовало уже в эпоху индоевропейского единства. Нет точных данных о времени возникновения и распада индоевропейского праязыка, однако письменные памятники хеттского языка относятся уже ко 2 тыс. до н. э.

    На основании некоторых общих черт различаются большие группы индоевропейской семьи и отдельные языки:

    1. Индоарийские языки. В число индо-арийских (индийских) языков - а их более 40 – входят: группа языков апабхранша, языки ассами, бенгали, бходжпури, ведийский, гуджарати, магахи, майтхили, мальдивский, маратхи, непали, ория, пали, панджаби, группа языков пахари, санскрит, сингальский, синдхи, урду, хинди, цыганский. Области распространения живых индийских языков: Северная и центральная Индия, Пакистан, Бангладеш, Шли-Ланка, Мальдивская республика, Непал. Общее число говорящих – 770 млн. человек. Все индоарийские языки восходят к древнеиндийскому языку и вместе с иранскими, дардскими и нуристанскими языками принадлежат к индо-иранской языковой общности. Древнейший период развития представлен ведийским языком (язык культа с 12 в. до н.э.) и санскритом. Санскрит – основной древнеиндийский литературный язык (1 тыс. до н.э.) в северной Индии, пользующийся особым престижем (назывался божественным языком) с относительно строго нормированной и унифицированной грамматической системой. Различают несколько видов санскрита: эпический (архаичный язык «Махабхараты» и «Рамаяны»), классический (описанный др.инд. грамматиками), буддийский, ведийский. На санскрите написаны многочисленные произведения религиозной, философской, юридической, научной литературы.

    2. Иранская группа. В число иранских языков (более 60) входят языки: авестийский, азери, аланский, бактрийский, башкарди, белуджский, ванджский, ваханский, гилянский, дари, древне-персидский, заза (язык и диалект), ишкашимский, кумзари (язык и диалект), курдский, мазандеранский, мидийский, мунджанский, ормури, осетинский, группа памирских языков, парачи, парфянский, персидский, пушту, сангисари (язык и диалект), саргулямский, семнанский, сивенди (язык и диалект), скифский, согдийский, средне-персидский, таджикский, тадджриши (язык и диалект), талышский, татский, и др. Области распространения: Иран, Афганистан, Таджикистан, некоторые районы Ирака, Турции, Пакистана, Индии, Грузиии, России. Общее число говорящих – 81 млн.

    3. Славянские языки. Делятся на три подгруппы: восточно-славянские (русский, украинский, белорусский), западно-славянские (польский, славино-кашубский, чешский, словацкий, лужицкие, мертвый полабский), южно-славянские (болгарский, македонский). Славянские языки распространены на территории Европы и Азии (Россия, Украина, Белорусь, Польша, Чехия, Словакия, Болгария, Сербия, Черногория, Босния, Герцеговина, Македония, Хорватия, Словения, а также государства в Средней Азии, Казахстан, Германия, Австрия). Общее число говорящих – около 300 млн. человек. На основе одного из диалектов индоевропейского языка сформировался праславянский язык, ставший родоначальником всех современных славянских языков. Процесс перехода праславянского языка и его диалектов в самостоятельные языки был длительным и сложным, он завершился во второй половине 1 тыс. н.э., в период формирования государств на территории Юго-Восточной и Восточной Европы и расширения территорий. Ранние памятники старославянского языка относятся к 11 в. н.э.

    4. Балтийские языки. Делятся на две основные группы – западнобалтийскую, представленную прусским языком (в 14-18 в. язык ассимилировался с немецким), другими вымершими языками (ятвяжским, куршским, селонским, голядским и др.) и восточнобалтийскую, включающую литовский и латышский (тексты с 16 века). Современные балтийские языки распространены в Восточной Прибалтике (Литва, Латвия, северо-восточная часть Польши, частично Белоруссия).

    5. Германские языки. Германские языки – группа родственных языков западного ареала. Область современного распространения включает территории ряда стран Западной Европы (Великобритания, Германия, Австрия, Нидерланды, Бельгия, Швейцария, Люксембург, Швеция, Дания, Норвегия, Исландия), Северной Америки (США, Канада), юга Африки (ЮАР), Азии (Индия), Австралии, Новой Зеландии. Общее число говорящих – примерно 550 млн. человек. Германские языки обычно делят на три основные группы – скандинавскую (северную – шведский, норвежский, датский, исландский, фарерский), восточногерманскую (готскую – готский язык), объединяемые некоторыми исследователями в готско-скандинавскую, и западно-германскую (английский, немецкий, идиш, голландский, африкаанс).

    6. Италийская группа. Группа древних языков Аппенинского полуострова, включающая латино-фалискскую и оскско-умбрскую подгруппы, известная по памятникам 1 тыс. до н.э. Латинский язык (первоначально язык области Лациума и города Рима) и близкородственный фалискский язык (диалект Фалерий – Южной Этрурии) известны по надписям, начиная с 6 в. до нашей эры, выполненным алфавитным письмом, восходящим к греческой письменности. Архаический старолатинский язык известен по ранним надписям и призведениям ранних римских авторов. Орско-умбрская подгруппа включает диалекты осков, вольсков, умбров и других сабельских племен.

    7. Романская группа. Романская группа объединяет возникшие на основе латыни языки: аромунский, румынский, гасконский, далматинский (вымерший в конце 19 века), испанский, истрорумынский, итальянский, каталонский, ладино (язык евреев Испании), мегленорумынский (мегленитский), молдавский, португальский, провансальский, ретророманские (в их составе выделяются швейцарский, тирольский и др.), сардинский (сардский), франко-провансальский, французский. Свои варианты имеют литературные языки: французский – в Бельгии, Швейцарии, Канаде, испанский – в Латинской Америке, португальский – в Бразилии. На основе французского португальского, испанского возникло более 10 креольских языков. Общее число говорящих – около 580 млн. человек. Более чем в 60 странах романские языки используются в качестве национальных и официальных. Зоны распространения романских языков: «Старая Романия» - Италия, Португалия, почти вся Испания, Франция, юг Бельгии, запад и юг Швейцарии, основная территория Румынии и Молдавии, отдельные вкрапления на севере Греции, юге и северо-западе Югославии; «Новая Романия» - часть Северной Америки (Квебек в Канаде, Мексика), почти вся Центральная Америка и Южная Америка, большая часть Антильских островов; страны, где романские языки (французский, испанский, португальский), не вытесняя местных, стали официальными – почти вся Африка, небольшие территории в Южной Азии и Океании.

    8. Кельтские языки. Распадаются на две основные подгруппы – континентальные и островные. Носители континентальных кельтских диалектов обитали в Иберии, начиная с 1 тыс. до н.э., в Галлии (современная Франция), в юго-западной Германии, альпийских областях Паннонии, Италии и на Балканском полуострове. К основным кельтским языкам на Британских островах относятся гаэльская и бриттская диалектные подгруппы. В гаэльскую группу входят древне-ирландский, шотландский и мэнский языки. В бриттскую группу входят валлийский язык, корнский и бретонский. Живыми являются ирландский, гэльский, валлийский и бретонский.

    9. Греческий язык. Образует отдельную группу в индоевропейской общности. Распространен на юге Балканского полуострова и прилегающих к нему островах Ионийского и Эгейского морей, а также в Южной Албании, Египте, Южной Италии, Украине, России. Литературный новогреческий язык существует в двух вариантах: кафаревуса («очищенный») и димиотика («народный»). Современные греческие диалекты восходят к ионической подгруппе, также как и новогреческий язык.

    10. Армянский язык. Древнеармянский (грабар) известен по многочисленным текстам, начиная с 5 века н.э. Армянский язык составляет особую группу внутри индоевропейской семьи языков. Он распространен в Армении, Грузии, Азербайджане, России, Сирии, Ливане, США, Иране, Франции и др. странах. Общее число говорящих свыше 6 млн. человек. Существует множество диалектов, а также восточный и западный вариант армянского языка.

    11. Албанский язык. Албанский язык известен на западе Балкан по текстам, начиная с 16 века н.э.

    12. Анатолийские (хетто-лувийские) языки. В число анатолийских языков включают карийский, лидийский, ликийские, древнеанатолийские языки Малой Азии – клинописный хеттский, клинописный и иероглифический, лувийский, палайский (2 тыс. до н.э.). Хеттский язык – древнейший из известных индоевропейских языков.

    13. Тохарские языки. В группу тохарских языков включают мертвые языки, носящие условные имена: тохарский А и В. Языки известны по письменным памятникам 1 тыс. до н.э.

    14. Дардские языки. К дардским языкам относятся башкарик, гавар, глангали, дамели, калаша, катаркалай, кашмири, курдари, кховар, майан, пашаи, пхалура, сави, тмарахи, торвали и др. Они представляют собой ответвления индийских языков. Области распространения: горные районы северного Афганистана, Пакистана, Индии. Многовековую письменность имеет только кашмири (на индийской основе). Ряд языков недавно получил письменность на основе арабской графики.

    15. Нуристанские языки. В число нуристанских (кафирских) языков входят ашкун, вайгали, земнаки, кати, прасун, трегали и ряд др. Распространены в Афганистане. Письменность существует лишь на кати.

    16. Фригийский язык. Фригийский язык был распространен в древности в северо-западной части Малой Азии и образует особую группу внутри индоевропейской общности. Язык сохранил архаическую индоевропейскую структуру.

    17. Фракийский (фрако-дакийский) язык. Фракийцы населяли в древности северо-восток Балканского полуострова и северо-запад Малой Азии. Свидетельства фракийского языка: несколько надписей 6-3 вв. до н.э.

    18. Иллирийский язык (включая мессапский) наиболее близок албанскому, был распространен на северо-западе Балканского полуострова.


    Лекция 3. Исторические сведения о древних германцах. Классификация древнегерманских племен. Общественное устройство, быт, нравы и верования древних германцев.
    В 325 году до нашей эры греческий мореплаватель Пифей совершил путешествие по побережью Балтийского моря. Описание путешествия Пифея до нас не дошло, но им пользовались более поздние историки и географы, греческие авторы Полибий, Посидоний (2 в. до н.э.), римский историк Тит Ливий (1 в. до н.э. – начало 1 в. н.э.) Они приводят извлечения из Пифея о племенах гуттонов и тевтонов, а также упоминают о набегах германских племен на эллинистические государства юго-восточной Европы, на южную Галлию и северную Италию в конце 2 в. до н.э. Около 125 г. до н.э. грек Посидоний пишет о вторжении кимвров в область кельтов на Дунае.

    Подробные сведения о социальном укладе и быте германцев представлены в «Записках о галльской войне» (58-51 гг. до н.э.) Юлия Цезаря. Впрочем, записки Цезаря составлены недостаточно тщательно и правдиво, он часто слишком неосторожно доверял показаниям своих сподвижников, а, с другой стороны, многое из собственных действий представлял в ложном – выгодном для себя – свете.

    С первых веков новой эры сведения о германцах становятся более подробными. Описываются древние германцы и в сочинении греческого географа Страбона «География» в 18 г. н. э. Страбон пишет о том, что германцы (свевы) кочуют в лесах, строят хижины и занимаются скотоводством. Греческий писатель Плутарх (46-127 гг.н.э.) описывает германцев как диких кочевников, которым чужды всякие мирные занятия, их единственное призвание – войны.

    Наиболее полные сведения о древних германцах излагаются в трудах римских историков Плиния Старшего (3 - 79 гг. н.э.) и Корнелия Тацита (55-120 гг. н.э.). Плиний сам служил в войске, которое стояло на границе с германцами, и принимал участие в походе хавков и фризов. Его огромный труд в 20-ти книгах о войне с германцами (“Bella Germanica”), к сожалению, не сохранился, только некоторые отрывки из него представлены в произведениях латинских писателей. Но другое произведение Плиния, «Природная история» (“Naturalis historia”, ок. 77г.), содержит множество ценных сведений о германцах.

    Подробная классификация древнегерманских племен, составленная Плинием, дошла до нас в изложении Тацита и довольно точно соответствует действительной группировке известных впоследствии германских народов и языков. Произведение Тацита «Германия» (“De origine et situ Germanorum”, 98г.) рассказывает о расселении германских племен, их общественном строе, верованиях и поэтическом творчестве. В отличие от Плиния, Тацит сам никогда не бывал на германских землях, но был хорошо проинформирован о них из произведений ранних авторов, официальных сообщений римских полководцев, рассказов купцов и легионеров, которые посетили земли за Рейном. Некоторые факты о германцах приводятся в других исторических произведениях Тацита – «Анналах», «Историях», «Жизнеописаниях Юлия Агриколы».

    Исторические события более позднего времени (3-5 вв.) отражены в произведениях многих античных авторов – свидетелей Великого переселения народов. Среди них выделяется Аммиан Марцеллин (ок. 330-400 гг.), который оставил подробное описание событий римской истории с 353 по 378г., в том числе аллеманских войн, восстания вестготов на Дунае, разгрома остготского царства Эрманарика и нападения гуннов. Марцеллин, сирийский грек по происхождению, долгое время служил в римском войске и был очевидцем многих событий. О судьбе остготов в Италии после смерти короля Теодорика (535-554) рассказывает в произведении «История войн с готами» византийский историк Прокопий из Кесарии, который был свидетелем гибели остготского государства.

    После образования в 5-6 веках на руинах Римской империи новых варварских государств, основанных франками, готами, лангобардами и другими германскими племенами, появляются латинские истории этих племен. Их авторами были германцы, которые получили образование в Риме и стремились прославить свой народ. Самым ранним примером такого произведения, которое опиралось на традиции латинской историографии, было историческое произведение готского консула Кассиодора, написанное в 526-533гг. по распоряжению остготского короля Теодорика. Это произведение дошло до нас в сокращенном виде в «Истории готов» Иордана. Из церковного окружения выделились авторы историй и летописей первых Меровингов Григорий Турский и Фредегар и «Церковная история народа англов» Беды Достопочтенного. К ним принадлежал также Павел Диакон, автор подробно описанной «Истории лангобардов». Позже были созданы «История саксов» Видукинда и «Истори данов» Саксона Грамматика. Близка своим характером к этим произведениям «Книга норвежских королей», или иначе «Земной шар», Снорри Стурлусона.

    Важный историко-этнографический материал содержат также англо-саксонские летописи («Саксонская хроника») и особенно древнеисландские саги, где рассказывается про заселение Исландии норвежскими племенами. Исторический материал нашел свое отображение и в некоторых памятниках древнегерманского эпоса.

    Важным языковым и историческим источником являются «Варварские правды» (Leges barbarorum) – это записи законов германских государств, где приводится много сведений об их общественном устройстве. Сначала они были написаны на латинском языке, а позднее на германских языках.

    Согласно классификации Плиния, германцы делились на 6 больших племенных объединений: виндилы, ингевоны, искевоны, гермионы (герминоны), певкины (или бастарны), гиллевионы. Виндилы – вандалы, бургунды и готы. Ингевоны (инвеоны) - фризско-саксонские племена, населявшие полуостров Ютландию и побережье Северного моря между реками Эльбой и Рейном. Позднее из состава ингвеонов в середине 5 века выделилась группа племен – юты, фризы, англы и саксы. Оставшиеся на континенте саксы вошли в состав немецкой народности, их язык лег в основу племенного диалекта. Искевоны – франкские племена, жившие в прирейнских землях и образовавшие Франкский племенной союз. Искевонские племена в большинстве своем вошли в немецкую народность, их язык – средненемецкий диалект, одно из франкских наречий легло в основу голландского языка. Гермионы (лангобарды, швабо-алеманы, макроманы (или баварцы), свевы, гермундуры, хатты и другие) жили в центральной Германии и стали основой формирования немецкого народа. На основе их языка сформировались южнонемецкие диалекты. Певкины (бастарны) – рано исчезли из истории, ассимилировавшись с другими племенами. Гиллевионы – племена, населяющие Скандинавию. Классификация Плиния характеризует состояние германских племен до Великого переселения народов в 2-5 вв. н.э., которое привело к географическому разделению племенных союзов и самостоятельному развитию европейских языков.

    Когда мы говорим о древних германцах в эпоху Цезаря и Тацита, то имеем в виду древнегерманские племена в условиях патриархально-родового строя. Цезарь пишет, что они расселялись родами и родственными группами. Это были крупные домашние общины, между которыми была разделена земля, и из которых впоследствии развились сельские общины. Этимологически греческому genos (род), латинскому gens соответствует готское kuni, древневерхненемецкое kunni. На времена материнского права указывает то, что слово для обозначения женщины происходит от того же корня: греч. gyne, слав. žena, гот. quina, др.сканд. kona, kuna. Общегерманское обозначение для рода, очевидно, звучало как гот. kuni, от него происходит kuning (король – нем. König), первоначально обозначавшее старейшину рода или племени.

    То, что германцы расселялись родами, подтверждается многочисленными названиями на ingen, -ungen (Eppingen). Названия мест поселения племен образовались от этих родовых имен в форме дательного падежа множественного числа. Суффиксы -ing , -ung служат для обозначения родовой связи, общего происхождения (например, родовые имена – Каролинги, Меровинги, Амелунги).

    Основной источник знаний о быте, нравах и верованиях древних германцев – труд Тацита «О происхождении германцев и местоположении Германии». Тацит считает германцев исконными жителями страны, в ничтожной мере смешавшимися с прибывшими другими народами.

    Мелкие дела у древних германцев решает совет старейшин, важные – народное собрание, тинг (Þing). Рядом со старейшинами существует племенной вождь, который выбирается на время похода (дрвн. Herizogo). Такой предводитель собирает дружину, состоящую из молодых воинов, жаждущих добычи и связанных взаимной верностью. Эти дружины кормились постоянными войнами и разбойничими набегами, они служили наемниками в римских войсках и телохранителями римских императоров, содействовали появлению королевской власти. В эпоху Великого переселения народов они послужили началом упадка старинной народной свободы и одним из элементов будущей феодальной знати. Все мужчины имели при себе оружие, что давало им право на участие и защиту народного собрания. Дисциплинарная власть в войске принадлежала жрецам, действительная власть – народному собранию, где председательствовали король или старейшины, а народ выносил свое решение: отрицательное – ропотом, утвердительное – возгласами одобрения и бряцанием оружия.

    Германцы берут с собой в битву некоторые извлеченные из священных рощ изображения и святыни (эти изображения – деревянные резные фигуры различных животных, посвященных божеству (змея или волк – Вотану, медведь и баран – Донару), святыни – атрибуты и символы богов (копье – Вотана, молот – Донара), но больше всего побуждает их к храбрости то, что конные их отряды и боевые клинья состоят из связанных семейными узами и кровным родством. Тацит упоминает: «Есть у них такие заклятия, «бардит», возглашением которых они распаляют боевой пыл, и по его звучанию судят о том, каков будет исход предстоящей битвы; ведь они устрашают врага, или напротив, сами трепещут перед ним, смотря по тому, как звучит песнь их войска, причем принимают в расчет не столько голоса воинов, сколько показали ли они себя единодушными в доблести».

    Родство с материнской стороны считалось у древних германцев более сильным. Брак у древних германцев был парный, приближенный к моногамии.

    Из родового строя вытекало обязательство наследовать дружеские связи и враждебные отношения. Существовало, однако, смягчение родовой мести - Wergeld (от двн. Wer, гот. Wair– муж) – выкуп, получаемый родом за убийство или увечье родича или нанесение ущерба.

    Основой германского хозяйства было скотоводство и примитивное земледелие. Скот имел важное значение и в большинстве германских языков это слово употребляется в значении имущества (англ. fee соотносится с гот. faihu – скот).

    Как отмечают античные авторы, развлечений у германцев было немного: пиры и состязания, а также игра в кости.

    Рабов германцы, в отличие от римлян, не держали при себе, распределяя между ними обязанности. Рабы помогают по хозяйству и платят оброк, оставшуюся работу выполняют жена и дети.

    Деньги германцы употребляли редко – и, в основном, римские монеты.

    Первый вид письменности, известный германским племенам, – руническое письмо, известное лишь как тайнопись и служившее для религиозно-магических целей.

    Отдельные германские племена значительно различались межу собой по уровню своего развития, и по степени влияния на них верований кельтов и римлян, а позже – Христианства. Самобытная религия сохранялась дольше у северных племен, которые стояли в стороне от этого влияния, в отличие от прирейнских и придунайских племен. Сведения по мифологии древних германцев крайне отрывочны вследствие сравнительно ранней и глубокой христианизации западногерманских племен; по скандинавской мифологии мы располагаем несравненно более полными литературными источниками вследствие более поздней христианизации Скандинавии, а также бережного сохранения дохристианской культурной традиции в Исландии вплоть до так называемого исландского возрождения в 13 веке.
    1   2   3   4   5   6   7   8


    написать администратору сайта