Главная страница
Навигация по странице:

  • Лекция 4. Движение древнегерманских племен и образование варварских государств

  • Великого переселения народов

  • Вандальское королевство

  • Лангобардское королевство

  • Карл Великий

  • “эпоха каролингского Возрождения”

  • Лекция 5. Готы в Крыму

  • Введение в спецфилологию. Курс лекций по дисциплине Введение в германскую филологию


    Скачать 0.63 Mb.
    НазваниеКурс лекций по дисциплине Введение в германскую филологию
    АнкорВведение в спецфилологию.doc
    Дата18.03.2017
    Размер0.63 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаВведение в спецфилологию.doc
    ТипКурс лекций
    #3919
    страница3 из 8
    1   2   3   4   5   6   7   8

    Мифология древних германцев далеко не полно изучена. В сущности, до нас дошли мифологические представления только северных германцев – скандинавов, и то с позднейшими примесями в художественной переработке. Преобладающей формой древнегерманской религии в эпоху соприкосновения с римлянами был культ племенных богов-покровителей и племенных святынь. В качестве святынь чаще всего почитались священные рощи, где происходили не только общественные жертвоприношения и различные обряды, но и собирались сходки и решались общеплеменные дела. Из племенных божеств-покровителей известны лишь немногие, по преимуществу те, которые стали богами целых племенных союзов. Римские писатели упоминают следующих племенных богов: Танфана – богиня марсов и родственных им племен, Бадугенна – богиня фризов, Нертус – богиня-покровительница союза семи племен Ютландского полуострова. Отголоски древнегерманского религиозного культа дошли до нас в некоторых географических названиях. Топонимика обнаруживает следы культа Тора, Одина и других богов. Название столицы Норвегии Осло восходит к др.исл. ass “бог” и lo “прогалина”. Столица Фарерских островов – Торсхавн –“гавань Тора”.

    В религии древних германцев отмечаются следы такой архаической формы верований, как тотемизм (вера в сверхъестественную связь, якобы существующую между группой людей и группой материальных предметов, чаще всего определенных видов животных). Пережитками его можно считать прежде всего названия некоторых племен: херуски от heruz (молодой олень), эбуроны от eber (вепрь). Можно видеть отзвуки полового тотемизма и в известном мифе о происхождении всех людей вообще от деревьев: мужчины от ясеня, женщины – от ольхи. Пережитки тотемизма видят и в почитании священных животных, из которых иные превратились в атрибуты богов.

    Архаичный облик имела также вера в многочисленных духов природы: духов земли эльфов, горных троллей, водяных никс, подземных гномов, оборотней (нем. Werwolf). Все эти верования были отражением быта охотничего народа, жившего в окружении суровой, но порой щедрой природы. Широко распространены у германцев были обряды лечебной и предохранительной магии: употребление заговоров, огня, амулетов, оберегов, пользование лечебными травами.

    Очень важную роль в общественной и личной жизни германцев играла мантика: “Нет никого, который был бы проникнут такою же верою в приметы и гадания с помощью жребия, как они. Вынимают же они жребий безо всяких затей. Срубленную с плодового дерева или бука, дуба ветку они нарезают плашками и, нанеся на них особые знаки, высыпают затем как придется на белоснежную ткань. После этого, если гадание производится в общественных целях, жрец племени, или частным образом, - глава семьи, вознеся молитвы богам и устемив взор в небо, трижды вынимает по одной плашке и толкует предрекаемое в соответствии с выскобленными на них заранее знаками. Если оно сулит неудачу, повторный запрос об этом предмете в течение этого дня возбраняется, если, напротив, благоприятно, необходимо, чтобы предреченное сверх того, было подтверждено и птице-гаданием” (Тацит).

    Распространение Христианства среди германских племен между 4 и 10 вв. нанесло удар древним верованиям. Дохристианские пережитки удерживались долго и до сих пор сохранились в фольклоре германских народов, в поверьях и сказках об эльфах, троллях, гномах, ундинах и разных чудовищах, а до недавнего времени и в народных обрядах, особенно в тех, которые связаны с земледельческим годовым циклом.

    Лекция 4. Движение древнегерманских племен и образование варварских государств
    Древнейшие сведения о германцах встречаются в сочинениях древних греческих и римских писателей и относятся к той эпохе, когда культурные народы античного Средиземноморья, греки и римляне, впервые сталкиваются на своих восточных и северных границах с различными германскими варварскими племенами, населяющими территорию средней Европы. Свидетельства античной истории и географии дополнялись данными археологии. Эти источники дают основание полагать, что в третьем тысячелетии предки германцев переселились из Европы на берег Балтийского моря, в 6-5 вв. до н.э. германские племена занимали северную часть низменности между Эльбой и Одером, полуостров Ютландию и южную Швецию. Затем германцы появляются в низовьях Вислы, занимают устье Рейна и распространяются до немецких срединных гор. И поскольку внутренняя часть страны была покрыта лесами и болотами, населены были морское побережье и долины рек. В нынешней западной, средней и южной Германии жили кельтские племена. Кельты занимали также территории Галлии (нынешняя Франция), большую часть Британии, значительные пространства северной Италии и Испании и доходили в своих передвижениях до балканского полуострова и Малой Азии.

    Некоторые ученые полагают, что германские племена были сначала в подчинении у кельтов, опередивших их в культурном отношении. Об этом свидетельствуют предполагаемые кельтские заимствования в германском языке, к числу которых относятся термины власти и права, названия металлов, оружия. Кроме кельтов, на территории западной Германии можно предполагать присутствие других племен (их названия и языки не дошли до нас). Распространение германцев в западном направлении до Рейна происходит в 6-1 вв. до н.э. По-видимому, оно шло быстрее на менее заселенном севере и медленнее на юге, где еще в 1 веке до н.э. засвидетельствованы кельтские племена. Одновременно германцы продвигаются и в восточном направлении. Постепенно происходило объединение германских народов в племенные союзы. Еще до эпохи Великого переселения народов объединялись племена, связанные территорией и родственной близостью – франки, алеманы, саксы.

    Появившись в 1 веке до н.э. на нижнем Дунае, германские племена вступают в непосредственное соприкосновение с римлянами, в то время уже завладевшими древней Галлией и приальпийскими землями. Первым значительным столкновением между германцами и римлянами является нашествие кимвров и тевтонов, прорвавшихся в южную Галлию и северную Италию и одержавших победу над римскими войсками (между 113 и 105 гг. до н.э.) Движение, угрожавшее безопасности Рима, имело характер настоящего переселения полукочевых племен в поисках новой оседлости. Варвары передвигались на повозках вместе с женами и детьми, скотом и домашним скарбом. В дальнейшем римляне переходят в наступление. Завоеватель Галлии, Юлий Цезарь, в целях укрепления римского владычества в новой провинции, вынужден был вступить в борьбу с германцами, перешедшими на левый берег Рейна. В 58г. до н.э. Цезарь победил Ариовиста, вождя германского племени свевов, который, будучи призван вместе со своей дружиной на помощь кельтам-секванам, успел подчинить своей власти обширную территорию в пределах нынешнего Эльзаса. В 56г до н.э. Цезарь построил мост через Рейн около Кобленца и первый совершил военный поход в правобережную Германию.

    В результате победоносных походов Друза и Тиберия (12г. до н.э.) страна между Рейном и Везером становится римской провинцией. Этому распространению римского влияния на восток положен был предел восстанием германского племени херусков под предводительством племенного вождя Арминия. Легионы римского наместника Вара были окружены восставшими в Тевтобургском лесу и полностью уничтожены (9г. н.э.). Хотя римляне и предприняли ужасную попытку отомстить за понесенное поражение (походы Германика 14-17 гг. н.э.), но, потеряв надежду на возможность длительной оккупации германских земель, они переходят от наступательной политики к оборонительной. Между Рейном и Дунаем в конце первого – начале второго века строится вал, укрепленный частоколом, со сторожевыми башнями и крепостями, за которым проходит военная дорога. В пределах десятинных земель поселяются римские военные колонисты со своими семьями (около 100 тыс. человек). Приграничные германские племена подвергаются сильной романизации. Источником и средством распространения римского культурного влияния на правобережные германские племена становятся многочисленные римские военные и торговые колонии, возникшие по течению Рейна.

    В 1-3 веках происходит хозяйственное и культурное объединение территорий. Об этом свидетельствуют многочисленные латинские заимствования – они ассимилировались с германскими словами и подверглись действию фонетических законов. Перенимаются названия сельскохозяйственных орудий (серп – лат. Sechla, нем. Sichel), термины виноделия (вино – лат. vinumдрвн. win), названия культурных растений, термины строительного дела (каменная стена – лат.murusнем.Mauer), военные термины (стена – лат.vallum – англ. wall).

    Во 2 веке все германские племена приходят в движение, начинается эпоха Великого переселения народов. Усиление имущественного неравенства у германцев и процесс разложения родоплеменных отношений сопровождались значительными изменениями в общественно-политическом строе германских племен. В 3 веке формируются племенные союзы германцев, представляющие собой зачатки государств. Низкий уровень развития производительных сил, потребность в расширении земельных владений, стремление к захвату рабов и грабежу богатств, накопленных соседними народами, многие из которых опережали германские племена по уровню развития производства и материальной культуры, образование больших племенных союзов, представлявших грозную военную силу, – все это способствовало массовым миграциям германских племен, которые охватили громадные территории Европы и продолжались на протяжении нескольких столетий (4 - 7 вв.). К началу Великого переселения народов на нижнем и среднем Рейне располагались франки, к югу – алеманы, в восточной части на севере – саксы, в середине – туринги, на юге – баварцы. Началом переселения послужили передвижения восточногерманских племен – готов, вандалов, бургундов, более отдаленных от центров римской культуры и поэтому сохранивших большую подвижность, характерную для примитивной стадии общественного развития.

    Особую роль в Великом переселении народов сыграли готы. В эпоху Тацита готы (лат. Gutones) живут на побережье Балтийского моря и в низовьях Вислы. По сохранившимся у них сказаниям, о которых сообщил готский летописец Иордан (6в.), они пришли на континент с острова Scandza (т.е. из Скандинавии). Племенное название сохранилось в наименовании шведских провинций Östergötland, Västergötland, названии города Göteborg. Во 2 веке н.э. готы передвигаются с берегов Балтики на юг, в начале 3 века они появляются в черноморских степях у восточной границы Римской империи и распространяются от Дуная до Днепра. Здесь готы распались на несколько племен, из которых главные составили две группы: западную – вестготы (Wisigothi) и восточную - остготы (Ostigothi). Граница между группами проходила по Днестру.

    Восточные германские племена – готы – оставляют свои земли на Висле и переселяются в Причерноморские степи. Здесь они образовали государства вестготов и остготов, затем переселяются на территорию современной Болгарии, принимают Христианство в особой форме – арианство. Затем вестготы переселились в Аквитанию (совр. Франция), там они смешались с арабскими завоевателями и постепенно растворились в других народах, потеряв свой язык.

    В 258 году готы захватили Крым, где несколько столетий сохраняли свой язык, а потом, к 18 веку, полностью ассимилировались с местным населением.

    В 274 г. император Аврелиан должен был уступить вестготам пограничную задунайскую провинцию Дакию (ныне – Румыния и Трансильвания), чтобы с их помощью обезопасить границы империи от дальнейшего нашествия варваров.

    В середине 4 века в черноморских степях существовал крупный межплеменной союз, весьма пестрый по своему составу, во главе которого в пору его наибольшего могущества стоял остготский король Эрманарих. В этот союз входили не только готы, но и другие германские, балтийские и восточно-финские племена. Готский союз был уничтожен в 375г. при нашествии гуннов – тюркско-монгольских кочевников из Азии. Остготы оставались более столетия в зависимости от гуннов, вместе с ними частично перекочевали в Паннонию (ныне Венгрия) и принимали участие в их походах против Римской империи до распада государства гуннов со смертью короля гуннов Атиллы (453г.).

    В свою очередь, под напором восточногерманских племен и гуннов приходят в движение западные племена. С 213г. начали двигаться алеманы, и это движение продолжается с перерывами в течение третьего и четвертого веков. Алеманы захватили “десятинные” земли и владели всем верхним течением Рейна и Дуная. Около 242г. на нижнем Рейне восстали франки, начались периодические набеги на северную Галлию. Рим вынужден был уступить им пограничные территории, чтобы пользоваться их защитой против других германских племен. К началу 5 века франки завладели нижним и средним Рейном. Они распались на два племенных союза: салиев (salii) и рипуариев (ripuarii), из которых первые расположились на нижнем Рейне и юго-западнее от него, а вторые в области Кельна до реки Мозель. Затем оба берега Рейна оказались германизированными. Таким образом, в формировании немецкой нации участвовали иноплеменные элементы.

    С начала 5 века Римская империя становится жертвой нахлынувших на нее варваров. К тому времени она была сильно ослаблена непрерывными войнами и внутренними волнениями и не могла устоять против нарастающего натиска варваров. Падение Римской империи означало и крушение рабовладельческого общества. Вестготы под предводительством Алариха в 401г. вторглись в Италию, в 410г. захватили и разрушили Рим, затем проникли в южную Галлию и в Испанию. В 418г. в юго-западной Галлии (Аквитании) образуется вестготское королевство с центром в Тулузе. На территории Западной Римской империи возникло Тулузское королевство во главе с королем Теодорихом. Затем вестготы проникают на пиренейский полуостров. Испанское королевство вестготов существовало до 711г., до вторжения арабов на полуостров.

    Одновременно другое племя – вандалы – прошли в начале 5 века через Галлию и переправились на побережье Северной Африки, создали там свое королевство в 429г. со столицей в Карфагене, которое просуществовало до 534г.. В 435г. Римская империя признала официально Вандальское королевство, уступив вандалам значительную часть африканских провинций. В 455г. вандалы взяли город Рим и подвергли невиданному в истории 14-дневному разгрому. Все, что нельзя было увезти с собой, уничтожалось. В 533-534 гг. армия вандалов была разбита византийским полководцем Велисарием, после чего Вандальское королевство прекратило свое существование.

    С 455 по 475 Римом правят бессильные номинальные императоры. С ними уже никто не считается, предпочитая установить отношения сотрудничества с варварскими королями, реальными хозяевами захваченных ими областей.

    В начале 5 века бургунды пытались обосноваться на среднем Рейне, но были истреблены гуннами, часть их осталась в юго-восточной Галлии. В 457г. было образовано Бургундское королевство со столицей в Лионе. Второе королевство бургундов на территории Галлии просуществовало до 534г. От него получила название французская провинция Бургонь.

    В 476г. германский военноначальник Одоакр, по происхождению из племени скиров, низложил 16-летнего римского императора Ромула, у которого он был на службе в качестве командующего императорской гвардией. Одоакр уничтожил сам институт Западной Римской империи и образовал королевство в Италии со столицей в Равенне.

    В 488г. остготы вторглись в Италию. В 493г. во главе с Теодорихом они захватили Равенну. Теодорих принял капитуляцию Одоакра, а затем казнил его. Остготское королевство было создано в конце 5 – начале 6 века в Италии со столицей в Равенне на побережье Адриатического моря. Во главе его стоял Теодорик (в германском эпосе – Дитрих Бернский), который правил до 526г.. Теодорик был осторожный и умный политик, покровитель церкви, он привлекал к своему двору писателей и философов. Во время его правления в Равенне и ее окресностях прокладывали дороги, возводили мосты, военные укрепления, дворцы и храмы. Это королевство было уничтожено византийцами при императоре Юстиниане (555г.).

    Последнее крупное событие Великого переселения народов – захват северной и средней Италии германскими племенами лангобардов под предводительством Альбуина (568г.). Еще в 547г. византийский император Юстиниан Первый позволяет лангобардам поселиться на территории современных Венгрии и Восточной Австрии. Лангобардское королевство в Италии просуществовало более 200 лет до конца 8 века (774г.), когда оно было присоединено к франкской империи Карла Великого. От лангобардов получила свое название провинция Ломбардия в северной Италии.

    Западногерманские племена англов, саксов и ютов на протяжении почти полутора веков (с 449г. до конца 6 в.) переселяются в Британию, которую покинули римляне в 407г.. Сломив сопротивление живших там кельтов, они основывают свои королевства на большей части территории Британии.

    Историческая судьба западногерманских племен тесно связана с судьбой Франкского государства. Его основатель – Хлодвиг из рода Меровингов, который объединил под своей властью салических и рипуарских франков. В начале 5 века Хлодвиг захватил северную Галлию, уничтожил последнего римского наместника, победил алеманов на верхнем Рейне (современный город Франкфурт-на-Майне (frankonofurt – брод франков) стоит на том месте, где можно перейти Майну и попасть к алеманам), еще в 507г. в битве при Пуатье Хлодвиг разбил вестготов и присоединил всю готскую Аквитанию (юго-западная Галлия). В 496г. Хлодвиг принял Христианство. Его ближайшие преемники распространили свою власть на племя турингов и на Бургундское королевство. В 6 веке франкская держава Меровингов постепенно распадается.

    Новое объединение франкского государства начинается в 8 веке. Его проводят домоправители (майордомы) франкских королей династии Каролингов. Каролинги еще больше расширяют территорию Франкского королевства, присоединяют к нему области на северо-западе Германии, населенные фризами. Завершает это объединение Карл Великий (742–814гг.). Держава Каролингов объединяла будущую Францию, Германию и Италию.

    Важным событием на рубеже 8-9 веков явилось покорение саксов. Саксы уединенно жили в лесах Германии между нижним Рейном и Эльбой, были язычниками и не хотели принимать Христианство. Карл совершил несколько походов против саксов, полностью подчинив их в 804г. франкам. Карл почти полностью истребил жившие на среднем Дунае племена аваров. Чтобы окончательно утвердиться в своем господстве над огромным пространством романских и германских земель, Карл в 800г. венчается императором Римской империи. Деятельность Карла была направлена на укрепление государства: при нем издавались капитулярии – акты каролингского законодательства, были проведены земельные реформы, способствовавшие феодализации. Образовав пограничные области, так называемые “марки”, он усилил обороноспособность государства. Его эпоха вошла в историю как “эпоха каролингского Возрождения” В преданиях и летописях сохранились воспоминания о Карле как о короле-просветителе. При его дворе собирались ученые и поэты, он способствовал распространению культуры и грамотности через монастырские школы и через деятельность монахов-просветителей. Большой подъем переживает архитектурное искусство, строятся многочисленные дворцы и храмы, монументальный облик которых был характерен для раннего романского стиля. Заслугой франкского государства является то, что ему удалось сплотить все германские племена, из которых позднее, к 10-11 вв. сложилась немецкая народность.

    Существенным событием был раздел империи Карла между его внуками по Верденскому договору 843г., согласно которому западная часть (Франция) отошла к Карлу Лысому, восточная часть (Германия) – к Людовику Немецкому, а южная (Италия) и узкая полоска земли между владениями Карла и Людовика – к Лотару. За год до окончательного раздела Людовик и Карл заключили перемирие и договор о союзе против их брата (“Страсбургские клятвы” были составлены на двух языках – старофранцузском и древневерхненемецком). С этого времени три государства начинают самостоятельное существование.

    На германский мир происходит воздействие восточной, греческой и римской культур. Этому также способствовала Христианизация, шедшая с востока и с запада. Готы приняли восточноримскую христианскую веру – арианство, они были проводниками восточного влияния на остальных германцев. Лишь Хлодвиг, перейдя в римско-католическую веру (496г.) приостановил влияние восточного Рима и способствовал окончательной победе западного Рима.


    Лекция 5. Готы в Крыму
    Пребывание готов в Причерноморье является ключевым моментом в их истории, делящей ее пополам во временном и пространственном отношении: побережье Черного моря - середина пути от Скандинавии и низовья Вислы до Северной Италии, Южной Франции и Испании. Готский «взрыв» и миграции стали причиной гибели Римской империи и возникновения на ее руинах раннесредневековых варварских королевств. Своим присутствием готы отметили крайние точки Европы: от Скандинавии до Крыма, от Пиренейского полуострова до Северного Кавказа.

    История Крыма с 3 в. была непосредственно связана с этническими процессами, протекавшими на территории Северного Причерноморья в позднеримское время и в начальный период Великого переселения народов. Факт проникновения в Северное Причерноморье германских племен (готы, герулы, бораны, и др.) или их отдельных дружин засвидетельствован как древними авторами (Тацит, Плиний Старший, Юлий Цезарь, Страбон, Плутарх, Паллас, Массманн, Иордан, Прокопий Кесарийский), так и более поздним поколением ученых-исследователей (Томашек, Штерн, Кеппен, де Бай, Бертье-Делагард, Бусбек, Рубрук, Сестренцевич, Карамзин), и подтвержден нашими современниками (Васильев, Пиоро, Равдоникас и др.).

    В Северном Причерноморье готы возглавляли обширный союз племен, достигший наибольшего могущества при короле Германарихе в IV веке. Об этом союзе впервые упоминает историк Иордан.

    Территорию пребывания готов можно разделить на 6 крупных районов:

    1. Приднепровье и прилегающие районы;

    2. Крымский полуостров и Тамань;

    3. Северный Кавказ и Черноморское побережье Кавказа;

    4. Волго-Донской район;

    5. Волго-Окский район;

    6. Дунайско-Балканский район, Средняя Италия, северная Испания, южная Франция, некоторые районы Германии.

    Нас же интересует территория Тавриды. В то время в Крыму предоминировало Боспорское королевство. Готы образовали суверенитет над большей частью этого королевства. Захватив флот, они совершали дерзкие морские набеги, терроризируя восточные, западные и южные берега Черного моря, даже берега Пропонтиса, острова и побережье Средиземного моря.

    В северной части Крыма, его нагорьях и степной полосе находится громадное количество памятников, значение которых тем более важно, что они связаны с древнейшим и коренным населением Крыма. Территория исторической Готии, простиравшаяся между верховьями реки Качи на востоке и течением реки Черной на западе, большей своей частью находилась в области Крымского нагорья (вторая гряда, яйла и склоны третьей гряды) и называлась Готскими климатами. Так называемая Прибрежная Готия занимала узкую полосу южного побережья от Балаклавы до Судака (до 1380 года Готия владела Балаклавой, Алупкой, Мисхором, Ориандой, Ялтой, Никитой, Партенитом, Гурзуфом, Алуштой, Судаком). Вопрос о столице Крымской Готии долго оставался спорным. Считалось, что столицей мог быть Инкерман, но последние исследования доказали, что ею был Мангуп (Манкуп – Манкут, Манкас (Mankas), Мангач (Mangatch) – он же Дори – Дорос – Дорас – Феодоро, Великое готское Княжество).

    Готы, жившие в восточной части Крыма – западный берег Керченского пролива, а также в его северо-восточной части, были названа греками трапезитами потому, что жили они на Столовой горе, параллельно Южному берегу. По готскому произношению страна, основанная готами-трапезитами, называлась Дория (Таурия).

    Представляется возможным дать следующую периодизацию истории Крымской Готии:

    1. Догосударственный период (середина 3 – середина 6 веков) – вторжение готов на территорию Крымского полуострова, образование готских поселений, распространение христианства (в 325 г. на первом Вселенском соборе в Нике присутствовал и оставил свою подпись митрополит Готии Феофил; Готская же епархия была основана в начале 4 века и была под надзором Константинопольских патриархов);

    2. Ранневизантийский период (6-8 века) – строительство укрепленных крепостей;

    3. Хазарский период (конец 8 – 1 половина 9 в.) – захват готских владений хазарами, не оставившими ввиду кратковременности пребывания сколько-нибудь глубокого следа в культуре крымских готов;

    4. Середина 9-10 вв. – готы попадают под правление Византийской империи;

    5. Период разрушений (11-13 века);

    6. Ранний период Феодоро (14 век) – на плато строятся здания, на мысе Тешкли-бурун воздвигается цитадель; в конце 14 века на город совершается нападение орды Тамерлана (Тимура);

    7. Поздний период Феодоро (первая – третья четверть 15 века) – возрождение Княжества Феодоро, строительство дворца и двух цепей стен, реконструкция Базилики и цитадели;

    8. Турецкий период Феодоро (конец 15 – 90-е года 18 веков) – в 1475 г. Турки разорили Кафу, осадили Мангуп. Готия была разрушена. Феодоро подвергается разрушению и забвению, жители покидают город.

    Маттиас Меховский писал: «После падения Кафы Мухаммед поразил мечом двух Мангупских герцогов-братьев, единственных оставшихся представителей готской расы и носителей готского языка, надежду продолжения готского рода, и овладел крепостью Мангуп. Так были полностью истреблены готы, и их родословие отныне исчезло». Тем не менее, княжеский род уцелел – мы встречаем их имена в числе вассалов султана и послов Стамбула в Москву, в Москве же проводит последние годы жизни князь Скиндер (Александр) Мангупский. Линия мангупских князей продолжалась в роде Головиных – сын мангупского князя Стефана (ум. в 1400), брат монарха Алексея (ум. в 1428), стал членом этого рода.

    Однако же основная масса готов-крестьян не подверглась ни эллинизации, ни тюркизации и продолжала жить в глухих горных селениях, поддерживая минимальные связи с внешним миром, сохраняя свою древнюю культуру и язык еще многие столетия.

    О жизни крымских готов, их быте, культуре и религии дают нам знания многочисленные археологические находки – письменные и предметные.

    Многие источники авторитетно утверждают, что христианство было представлено в Готии христианскими пленниками из Малой Азии, особенно из Каппадокии. Готы использовали боспорские корабли для своих рейдов и обратно привозили пленников-христиан. Об этом заявляют источники с начала 4 века, например, «Каноническое послание епископа Неокезари» - святого Георгия Тауматурга, который умер не раньше 270 года. По другой версии, христианство в Крыму, особенно в Херсонесе, появилось из Палестины во время правления Константина Великого. Гермон послал 7 епископов, чтобы они обратили язычников в христианство, но они все были убиты языческими племенами или же евреями. Авдий, преемник Ария, пришел из Месопотамии, где он отличился суровостью и правильностью жизни и почитанием Бога. В Скифии Авдий на протяжении многих лет общался с готами и многих обратил в христианство. Это подтверждает в своем труде «О воплощении слова» Афанасий Великий. Первым готским епископом был Феофил; его приемником был Вульфила, которого сменил Селина, в 400 году в сан готского епископа вошел Унила. Все они были епископами и у других готов.

    Крымские готы на протяжении всего времени были ортодоксами. На территории Крыма находится много церквей, в которых службу проводили также и на крымско-готском языке. В 1778г. в числе христиан депортированных по указу Екатирины II из Крыма на север Приазовья, были не только греки и армяне, но и потомки феодоритов, во главе которых стоял их духовный пастырь – митрополит Готфейский и Кафийский (отец Игнатий).

    Особый интерес для ученых-археологов представляют «пещерные города» - пещерные поселения в горах Юго-западной части Крыма. Сведения о них появляются в 13 веке. Пещерные поселения в городах юго-западной части Крыма подразделяются на два вида:

    1) пещерные города (Инкерман, Эски-Кермен, Сюйрень, Чуфут-Кале, Качи-Кальон, Бакла);

    2) пещерные монастыри (Шулдак, Челтера, Успенский монастырь, окресности Сюйрени).

    Также произведены раскопки в некрополях, принадлежавшим готам, типа Узень-Баша, Суук-Су, и в храмах: в Инкермане, в Гурзуфе, в деревне Никита (остаток храма святого Георгия), близ Ялты (остаток церкви святой Марины), на Аю-Даге (4 храма), Мангуп (пещерный храм) и др.

    Район распространения пещерных городов в Крыму строго ограничен. Все они входят в состав 2-й гряды Крымских гор, начинающихся у Инкермана и тянущихся на Северо-Восток через Симферополь и Карасезбазар; в северо-восточном конце её никаких пещерных городов нет. В самой столице княжества, Мангупе, большое количество пещерных сооружений - вблизи Мангупа 3 пещерных монастыря: Шулдан, Мармака, Кучук-Сюрень; вблизи же выдающийся пещерный город - Эски-Кермен, наконец - Инкерман, важная крепость и единственная морская база княжества. Ясно, что идея создания пещерных городов не могла быть принесена готами с собою в Крым. Несомненно, это искусство и эту идею они приобрели здесь, как часть того огромного византийского влияния в этнической ассимиляции, которым они здесь подверглись.

    Все многочисленные археологические находки на территории Крыма указывают на факты присутствия готов и готской культуры, принесенной готами в Крым, но которая вбирала в себя элементы культур разных народов, бок о бок живших с готами на протяжении 13 веков (римляне, греки, сарматы, хазары и др.), что является вполне естественным и закономерным.

    Начиная с 18 века производятся раскопки могильников, захоронений, склепов, принадлежащих к готской культуре. Вот основные из них: Суук-Су (93 монеты/склепы/захоронения, разнообразные предметы и украшения), Артекский могильник (при костях найдены вещи), Джуневись («Генуэзская монета», при костях – предметы, некоторые из них – в Эрмитаже, остальные – в музее Таврической ученой архивной комиссии), Бахчисарайский могильник (в 1888г. найдены вещи, хранящиеся в Эрмитаже), могильник Баль-Гота (место древнего готского поселения; церковь, 5 захоронений, предметы в малом количестве, Репников нашел еще 11 могил и много вещей – бусы, фибулы, пряжки, браслеты, предметы домашнего обихода, монеты и т.д.). Также некрополи близ Кореиза, Симеиза, Лучистого, Скалистого, Чуфут-Кале, и т.д.

    Существовали споры по поводу принадлежности могил, захоронений, предметов именно к культуре готов, но они были разрешены в пользу готов (например, распространенный в Крыму обычай хоронить женщин в полном наборе праздничных украшений существовал только у готов). Также погребения, совершаемые по обряду кремации в крымских могильниках середины 3 – первой половины 5 веков характерно для памятников Скандинавии, откуда и явились готы. Интересен тот факт, что детали женского убранства конца 5-7 вв. из некрополей Испании, Италии и Крыма практически однотипны – на протяжении своей истории народы, далекие друг от друга в географическом и политическом отношениях, сберегли основные этнографические черты и язык.

    Интересна и ценна находка богатого готского захоронения (3-5 вв. н.э.) у деревни Марфовка в январе 1926 года, была передана Керченскому историко-археологическому музею.

    Что же касается письменных памятников крымских готов, они ограничиваются записью церковных служб (на крымско-готском языке), церковных грамот, ведомостей; заслуживает пристального внимания список крымско-готских слов (записанный Бусбеком) и запись песен. Интересна руническая надпись на стене, найденная на горе Опук (Восточный Крым), датируемая серединой 4 века.

    На протяжении всего времени готы взаимодействовали со многими народностями - греками, римлянами, хазарами, татарами, и т.д. К готам присоединялись группы других германских племен – гепидов, вандалов, герулов, тайфалов. Также готы взаимодействуют со славянами – венедами, аланами, поздними скифами, карпо-даками. Нет сомнения, что это оказало большое влияние, но тем не менее готы сохранили свой язык, хотя и прошло почти 12 столетий с эпохи готского епископа Вульфилы.

    Побывав в 1253г. в Крыму, посол французского короля Людовика IX Рубрук писал: «На море, от Керсоны до Танаида, находятся высокие мысы, а между Керсоной и Солдайей существует 40 замков; почти каждый из них имел особый язык; среди них было много готов, язык которых немецкий». Из этого мы узнаем, что кроме официального греческого в Крыму разговаривали также на готском. Так как прошло довольно много времени с пришествия готов на Крымский полуостров, язык готов должен был поменяться (как в фонологическом плане, так и в лексико-грамматическом). Поэтому мы различаем классический готский язык и крымско-готский язык.

    Готия-Феодоро угасла, жители этой области растворились в массе складывавшейся татарской нации. Почти не осталось памятников крымско-готской письменности, что позволяет сделать предположение, что феодориты были бесписьменным народом. Между тем готская речь еще долго звучала под крымским небом. Лингвисты с уверенностью отмечают ряд готских слов, вошедших в фонд крымскотатарского языка.

    В 1557-1564 гг. в Турции послом цесаря был Бусбек. Этот образованный (по своему времени) чиновник встречал в Стамбуле двух посланцев готского населения Крыма и имел с ними длительные беседы. Он даже описал одного из них – гота. Далее Бусбек сообщает, что готы – до сих пор христиане, хотя и окружены иноверцами. Это, без сомнения, готский язык, известный нам из Евангелия Вульфилы. Небольшие различия здесь легко объяснимы погрешностями фонетической системы записи Бусбека, а также неизбежным развитием языка, ведь с эпохи готского епископа прошло немало времени. Эта запись имеет огромную ценность и потому, что представляет собой неопровержимое доказательство сохранности крымско-готского языка во второй половине 16 в., тогда как некоторые авторы «хоронят» его веком раньше или даже в 1-м тысячелетии н. э.

    В 1683г. известный путешественник, входивший в состав шведского посольства, Энгельберт Кемпфер записывает, находясь в Московском государстве, что «в Крыму еще сохранились многие немецкие слова, принесенные туда готскими колонистами. Господин Бусбек… дал в своем четвертом сочинении значительное количество этих слов, я же записал их гораздо больше». Таким образом, Кемпфер располагал коллекцией лексических единиц готского языка конца XVII в., но, к сожалению, этот бесценный материал пропал во время путешествия ученого в Китай.

    Ученые стали вплотную заниматься этой проблемой. Сведения носят уже не описательный, а научный характер. Начало этому этапу положила работа немецкого ученого Г. Массманна. Он предпринял попытку грамматического анализа записанных О. Бусбеком слов и выражений. Известно, что для изучения этого вопроса Массманн специально выезжал в Крым. Исследование собственно языковых проблем продолжили в конце 19 и начале 20 века немецкие ученые В. Томашек, Р. Леве и др.. Эти работы определили следующий круг проблем:

    1) дефиниция языка крымских готов;

    2) определение языкового статуса крымских готов;

    3) идентификация языковых памятников;

    4) идентификация имен собственных готского происхождения, топонимов, отражающих факт проживания в Крыму готов и др.

    На основе исторического и лингвистического анализа они приходят к следующим выводам:

    1) в языке крымских готов отсутствуют некоторые языковые факты, которыми располагает классический готский;

    2) по своим лексическим и грамматическим особенностям крымско-готский близок к англо-фризскому;

    3) в описываемое время на территории полуострова проживало многочисленное племя герулов, потомками которого и могли быть крымские готы.

    Проблема определения языкового статуса крымских готов тесно связана с неоднозначностью статуса крымских готов как народности. Причины сложности решения этой проблемы наиболее точно сформулировал Пьер Джузеппе Скардигли:

    1) готы оказались отрезанными от других родственных им племен, в полной языковой изоляции;

    2) их язык подвергся влиянию языков других народов, заселявших в то время полуостров (греки, гунны, авары, булгары, татары и др.).

    Невозможность однозначного определения статуса крымскоготского обусловлена также и тем фактом, что у исследователя в наличии единственный документ оставленный О. Бусбеком. Будучи фламандцем по происхождению, он делал свои записи на латинском языке, невольно приближая их к своему родному. Кроме того, его автограф был утрачен, поэтому при исследовании приходится пользоваться перепечатками его письма в более поздних журналах. Все это, безусловно, только затрудняет работу исследования.

    Найденные в Крыму надписи, связанные каким-либо образом с готами, сделаны в основном на греческом языке. Готия долгое время была провинцией Византии, поэтому доминирующим языком мог оказаться греческий. Но известно, что в готских церквях службы проводились именно на крымско-готском языке, но, к сожалению, записей служб не осталось.

    Изучение феномена крымских готов, несомненно, имеет большое значение для науки. Оно позволяет проследить судьбу народов, проживающих в языковой изоляции, а также оказать помощь с расшифровке многочисленных памятников в Крыму, все еще остающихся загадкой для науки.

    Крымско-готский язык существенно отличается от классического готского, обнаруживая крымско-готские диалектные особенности по сравнению с языком Библии Вульфилы. Кстати, эти особенности позволяют предполагать, что предки крымских готов еще во время проживания в Скандинавии существовали обособленно от основного массива готов. Исследователи отмечают также связь языка крымских готов с языком герулов, принимавших совместно с остготами участие в морских грабительских походах (в 267г. такой поход был совершен по Понту из устья Меотиды к устью Дуная, т. е. вдоль Крымского побережья), выделяют и некоторые иранские (аланские) заимствования при обозначении числительных «сто» – «sada» (осетинское «sada») и «тысяча» – «hazer» (персидское «hazar») и т.п.

    По прошествии 12 веков готский язык потерпел определенные изменения – рассмотрим сначала фонетический и лексический критерии: звуковая система готского языка относительно проста, но претерпела ряд изменений (как в системе гласных, так и в системе согласных).

    крымско-готский

    готский

    гласные

    ii, y, e

    I

    I

    ei

    o, u

    û

    e, u

    o

    o, oe

    au

    i

    e

    -a

    -us

    -ie

    -iu

    ei, ie, e

    ai

    uo

    ê

    e(e), ae, aa

    a

    согласные

    f, w

    v

    p, v

    b

    tz, d, t, th

    þ

    sc

    sk

    t

    d

    n

    nn

    потеря оконч. «s»

    -s

    gh

    g, gg

    ch

    hj



    -gg

    sch

    s

    потеря нач. «h»

    h

    -tz



    -d

    -dd

    ch

    k

    c-

    g-

    -u-

    -v-

    th

    t
    1   2   3   4   5   6   7   8


    написать администратору сайта