Главная страница
Навигация по странице:

  • 20. Кадриль, как разновидность плясовых форм танца

  • ЛЕКЦИИ ПО КПТ 2. Курс лекций по специальности 071302 Социальнокультурная деятельность и народное художественное творчество


    Скачать 180.13 Kb.
    НазваниеКурс лекций по специальности 071302 Социальнокультурная деятельность и народное художественное творчество
    АнкорЛЕКЦИИ ПО КПТ 2.docx
    Дата03.02.2017
    Размер180.13 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаЛЕКЦИИ ПО КПТ 2.docx
    ТипКурс лекций
    #1993
    страница6 из 9
    1   2   3   4   5   6   7   8   9

    19. Виды плясок и их отличительные черта

    Одиночная (сольная) пляска

    В одиночной пляске наиболее полно отражается индивидуальность, мастерство, изобретательность и актерские способности исполнителя. Пляска – это самовыражение, полная самоотдача.

    Одиночная пляска основана на импровизации исполнителя, поэтому она всегда очень индивидуальна, разнообразна и неповторима по своим движениям, манере исполнения, настроению. Исполнители одиночной пляски своими движениями кроме радости, удали и веселья могут передавать и глубокое любовное чувство, и юмор, и другие различные настроения, переживания.

    Иногда - чаще это делают плясуны – мужчины – в пляске изображается ленивый или подвыпивший человек.

    Иногда в одиночную пляску исполнители привносят движения, связанные с трудовыми процессами сапожника, гончара, плотника и т.д. Такие пляски, как правило, исполняются мужским составом.

    В одиночных плясках исполнители своими движениями создают образы различных птиц, зверей, рыб и т.д. Талантливые плясуны и плясуньи (чаще всего мужчины) танцуют с гармошкой, балалайкой, ложками, трещотками, бубном и др. музыкальными или ударными инструментами. Пляшут даже с табуреткой. Парень, выделывая различные коленца, ловко и красиво орудует табуреткой, обыгрывает ее, пляшет на ней, и она даже помогает ему в пляске. Зрители, глядя на такое редкое зрелище, приходят в неописуемый восторг.

    Каждый исполнитель сольной пляски передает своеобразную манеру исполнения, присущую той местности, в которой исполняется пляска, или той, в которой родился и вырос исполнитель.

    При всем разнообразии движений, манеры и характера исполнения одиночная пляска имеет свои устоявшиеся традиции исполнения, определенную традиционную форму построения. Одиночная пляска может начинаться с движения по кругу – проходки - или с выхода в круг и исполнения какого-либо движения на месте - с выходки. И тот и другой выходы являются заявкой на пляску. Это начало пляски, ее зачин.

    Женская одиночная пляска

    Чаще всего женская пляска начинается с проходки по кругу. Выход, или зачин, - это всего лишь на танец, на создаваемый образ. Мягкой, плавной походкой, или, как говорят, «Выступкой», скромно и с большим достоинством движется девушка. Шаг простой, но мягкий и плывущий. Эта часть пляски представляет собой различные сочетания стройных и красивых поз.

    Затем идет музыкальное и танцевальное развитие пляски, темп и сложность движений нарастают. Одна за другой следуют разнообразные дроби и другие движения. Пляска достигает своей кульминации, затем следует финал. В финале прибегают к наиболее эффектному движению, которое заканчивается внезапной остановкой, как бы ставящей последнюю хореографическую точку.

    Талантливая плясунья может передавать своей пляской разнообразные чувства, вызывать у зрителей сопереживание с характером исполнительницы и полное понимание задуманного ею образа.

    Мужская одиночная пляска

    Чаще всего начинается с исполнения какого-то движения на месте. Парень выходит в круг, исполнив заковыристое коленце. Вначале элементы пляски сравнительно просты, затем их сложность непрерывно нарастает. В средней части, как правило, возрастает энергия исполнителя, которая вначале как бы сдерживается. Здесь и стремительность, и виртуозность пляски – хлопушки, дроби, присядки, разнообразные коленца.

    В финальной части, очень небольшой по времени, плясун исполняет энергичное и технически сложное колено, иногда два, которым резко, порой неожиданно заканчивает пляску.

    К финалу плясун обязательно приберегает очень выразительное, любимое и технически сложное движение. «Выдав» самое замысловатое коленце, парень неподвижно застывает в лихой горделивой позе.

    Парная пляска

    Парную пляску в основном исполняют парень и девушка, реже молодые мужчина и женщина, но пожилые люди в ней участия не принимают. В парной пляске участвуют любящие или симпатизирующие друг другу люди. Содержание парной пляски как бы сердечный разговор, диалог влюбленных.

    Парные пляски вышли и развились из очень древних свадебных обрядов. Чаще всего это свадебные пляски, которые исполнялись молодыми на второй день свадьбы.

    Иногда в парных плясках содержание бывает несколько иным: передается ревность или легкая обида любящих. Девушка всем своим видом, богатой мимикой, разнообразными движениями рук показывает, что она не принимает ухаживания парня. Или же, наоборот, парень изображает в пляске свое нежелание принимать ухаживания девушки. Парные пляски с таким содержанием и с таким характером исполнения встречаются довольно редко. В основном парные пляски очень лиричны. Парень и девушка ухаживают друг за другом, любуются друг другом, создавая полное впечатление двух воркующих голубей.

    Старинные парные пляски так и назывались - «Голубиные», «Голубок», «Голубец» и т.д. Парная пляска не имеет строго установления рисунка. Она вся построена на импровизации исполнителей, и каждая пара вносит в пляску свои движения, свою манеру. Исполнители разнообразят композицию пляски, исходя из своих возможностей и способностей.

    Исполнители парной пляски должны донести чистоту отношений, целомудрие и взаимную любовь. Парная пляска более ровная по темпу, не столь острая по ритму и не насыщена виртуозными движениями, ведь в парной пляске не демонстрируется личное мастерство, девушка и парень не состязаются в технике исполнения – они раскрывают свои взаимоотношения.

    Перепляс

    Перепляс – это соревнование в силе, ловкости, изобретательности движений, это показ индивидуальности исполнителя, его характера, демонстрация виртуозности исполнения движений – колен. В переплясе, как правило, нет строго установленной композиции. В основе исполнения его лежит индивидуальное творчество плясунов – постоянное сочинение ими движений и импровизации в момент исполнения.

    В старинном традиционном русском переплясе участвовали два парня или же двое молодых мужчин, девушки в нем участия не принимали. Плясуны состязались в основном по количеству движений – колен. Учитывалось мастерство исполнения, - чем техничнее и изобретательнее были плясуны, чем интереснее они выделывали колена, тем больший интерес вызывало соревнование. В переплясе виртуозность исполнителей часто достигает предела.

    Старинный русский перепляс чаще всего исполнялся под сопровождение музыкальных инструментов, реже под песню. Как правило, он начинался с медленного, а заканчивался довольно быстрым темпом, хотя в нем и не было стремительного нарастания.

    Начинавший перепляс делал свою проходку, показывая свою манеру, свою выходку, свой характер, затем исполнял движение и становился на место, вызывая жестом, притопом или кивком головы своего соперника.

    Второй плясун, приняв вызов, исполнял свою проходку. Показав свою манеру, свой характер, он обязан был повторить движение соперника, а затем после небольшой проходки выдать свое заковыристое коленце и вновь вызвать в круг соперника. Первый плясун, пройдя по кругу, исполнял свое новое движение. Таким образом, плясали до полной победы одного из двух, когда соперник не мог ответить новым коленом.

    Массовый пляс

    В этой пляске нет ограничений ни в возрасте, ни в количестве участвующих. Пляшут все одновременно, темпераментно, лихо, с большим увлечением. Они самозабвенно выплясывают свои любимые колена, импровизируют по ходу исполнения, стараясь достойно показать себя в пляске.

    Массовый пляс чаще всего исполняют в парах – один против другого. Пляшут и по одному, и по трое, и по четверо, но при этом все же адресуют свои движения, свои эмоции кому-либо из пляшущих рядом. У каждого исполнителя массового пляса есть свою задача – не только показать себя в пляске, но и сплясать лучше, чем стоящий рядом исполнитель.

    В большинстве исполняемых плясов других задач и условий, связывающих его участников, нет. Каждый исполнитель или каждая пара может войти выйти из пляса, не дожидаясь его окончания, в любой момент. Исполнитель может плясать в любом месте площадки и с любым участником массового пляса, переходить от одного партнера к другому, от одной группке пляшущих к другой группе. Может покрикивать, подхлопывать, подсвистывать и петь частушку, когда ему захочется.

    Массовый пляс – это древнейший вид русской пляски. Массовый пляс возникал на игрищах стихийно, непосредственно. Возникал он не только от избытка сил и энергии, но и в связи с различными событиями в жизни русского человека: встречей весны, свадьбой, удачной охотой и т.д.

    Групповая традиционна пляска

    В групповой пляске, так же как и в массовом плясе, может участвовать много народа, но чаще ее состав ограничивается сравнительно небольшой группой исполнителей. Этой пляске присуща большая организованность, нежели массовому плясу. Как правило, групповая пляска имеет установленное построение.

    Различные формы и построения в групповой пляске должны быть срепетированы и четко отработанны исполнителями. В некоторых случаях групповая пляска имеет постоянный состав исполнителей, и, если кто-либо из участников отсутствует, пляска не получается, а ввести нового человека взамен отсутствующего бывает трудно – он может перепутать весь рисунок пляски.

    Несмотря на обязательное выполнение общего рисунка пляски, различных переходов, создание образа и т.д., групповые пляски дают исполнителям возможность показать также и свое индивидуально мастерство. В групповых плясках сохраняется элемент импровизации, но в меньшей степени, чем в индивидуальной пляске или переплясе.

    Хореографическая лексика в плясках.

    Относительно лексики встречаются следующие понятия: мимика, жест, ракурс.

    Мимика – это от гр. «подражательный», это искусство актера передавать душевное состояние персонажа выразительными движениями мышц лица, на которых выражаются тончайшие оттенки внутреннего мира, течение его мыслей, внезапная или последовательная смена настроения. Всё это, если нет природы, нужно развивать мышцы лица специальными упражнениями.

    Жест – это человеческая речь, добавляется жестикуляция. Наши руки вместе со словами отражают чувство переживаний.

    1. Театральный жест отличается от бытового жеста, хотя рожден и обусловлен им. Он четче, условнее и масштабнее.

    2. Хореографический жест – образно - музыкальный, должен иметь начало, развитие и конец, руки, как и мимику нужно развивать (может быть утверждающий, отрицающий, вопрошающий).

    Ракурс – это точка зрения из центра зрительного зала на исполнителя.

    1. Фаза раскрывает всю фигуру, лицо, глаза. Этот ракурс очень выгоден, он дает возможность фронтального движения от задника на авансцену.

    Движение на зрителя передает большую значимость, фигура вырастает на глазах. Если актер анфас на зрителя, то зритель ждет вопроса, либо настораживается.

    2. Эпольман – это поза, довольно читаемая для зрителя и удобна для прямого или косвенного общения с партнером. Движение исполняется по диагонали.

    3. Профиль, т.е. боком. Главный недостаток в этом, что он наименее универсален с точки зрения зрителя. С одной стороны он читается, как полулицевая и спинной – полуспинная. Эти два ракурса служат по - разному.

    4. Полуспинной. Его можно применять, если нужно подчеркнуть зловещий, таинственный оттенок или полностью сосредоточить внимание зрителя на главном объекте.

    5. Спинной. Повернуться спиной значит, эпизод закончен, начинается следующий, если повернуться лицом. Эпизод или образ. Остановка в повороте спиной может донести усталость, страх любого сильного чувства.

    6. Удаляющейся спиной человек, как будто соединяется пространством, уходит жизнь природы и т.д.

    О танцевальном жесте

    Гармоническое сочетание движений головы, рук, ног, ракурса в определенном характере с определенной ритмической структурой является первоэлементом ХГ искусства.

    1. Что изображает и выражает танцевальное движение? Понимать его можно только в единстве, это делает искусство художественным отражением жизни. В характеристике исполняется движение тела, но не конкретно бытовые. Из них они превратились в образно – выразительные. Почему?

    1. Танец имеет ассоциативное сходство движения в быту. Сходство с реальностью и некоторая наглядная конкретность. Имитация традиционного процесса, подражания животным. Природе – волны, ветер; предмета – конкретного быта, стена, часы, самовар. Даёт право говорить, что движение отображает смысл происходящего.

    2. С другой стороны, нельзя изображать ничего не выражая, т.е. под выражением мы понимаем идейно-содержательный эмоциональный смысл, то, что мы изображаем. Источник выразительного, танцевального «па» (движение) кроется в тесной связи человеческих эмоций с движением жестикуляций ( в начале было движение, а не слово).

    3. Несет ли конкретный смысл определенное движение?

    Следует три точки зрения:

    1. Нет смысла, это лишь упражнение, окраску им предает исполнитель, т.е. одно и то же движение следует исполнить лирично или весело, задорно и т.д.

    2. Движение имеет свою значимость и смысл, например поза effacee – это мажор (весело), поза croisee – это минорная (печальная). Действительно некоторые движения несут в себе обобщенный образно-выразительный смысл, но это не надо абсолютизировать и преувеличивать.

    3. В каждом отдельном танце «па» нет законченного смысла. Окраска движения исполнителем использованием его балетмейстера небезграничны. Балетмейстер отделяет и соединяет движения так, чтобы использовать содержащиеся смысловые элементы.

    Хореографический текст

    Хореографический текст – это сочетание, в определенной последовательности всех танцевальных движений хореографического номера. Именно в хореографическом танце замысел балетмейстера получает конкретное воплощение, изменение, строение этой последовательности, включение в неё других движений, изменений и смысловое содержание номера.

    Таким образом, содержание хореографического текста - это сложный творческий процесс создания, который требует от балетмейстера:

    - понимание смысла каждого движения;

    - умение сочетать и соединять движения в нужной последовательности, чтобы стали ясны тема, идея, образ произведения;

    - музыкальная грамотность;

    - умение осмыслять увиденное, услышанное, прочувственное в хореографии и создать хореографический образ пластикой тела и выразительностью.

    Создание образной лексики

    Балетмейстера ждет неудача, если он пытается соединить большое количество разных движений. Например: в основе содержания хореографического образа лежит отбор необходимых ограничений в количественном отношении движений, но обладающих ярко-выраженной индивидуальностью, неповторимостью. Они способствуют происхождению номера, появляются неоднократно, развиваются (комбинируются), видоизменяются (варьируются), вместе с развитием образа необходимо искать какой-то яркий жест, позу, т. е лейт движение (ведущее), которое повторяется на протяжении всего номера в разных сочетаниях с другими движениями и напоминающие зрителю основную характеристику героя, более яркую черту того или иного образа. У зрителя оно остается в памяти, а их особенности, характеристика, свойства персонажа подчеркиваются, делают образ отличительным от других.

    На протяжении номера образу сопутствуют небольшие хореографические, пластические мотивы (это небольшая слитная группа движений, которая имеет значимость для сути образа, становится его характеристикой) например: миниатюра «Лебедь» в постановке Фокина, она построена на скользящих арабесках и движений рук, так же лебедя у которого есть стойкое желание жить и эмоциональное состояние ( тоска, грусть, печаль).

    20. Кадриль, как разновидность плясовых форм танца

    Происхождение кадрили от салонного французского танца, который в свою очередь восходит к английскому контрдансам. Французская кадриль, пройдя долгий путь через светские солоны многих стран, в том числе и Россию, начала распространяться и в русском народе в начале. Это произошло в XIX веке через крепостных слуг, служилых людей, которые показывали в своих деревнях новые фигуры танца. В народе кадриль десятилетиями изменялась, совершенствовалась и приобрела своеобразные движения, рисунки, манеру исполнения, взяв у салонного танца лишь некоторые особенности построения и названия её, часто видоизменялась на русский лад («Кадрёлка», «Кадриль»).

    Типичные черты кадрили.

    1. Танец парный.

    2. Участвуют чётное количество участников, пар.

    3. Определенная композиция обязательна для всех.

    4. Пофигурное построение в народном варианте от 3 и более.

    5. Каждую новый рисунок (фигуру) последовательно исполняют все пары (поочерёдно или одновременно).

    6. Основной ход сохраняется на все фигуры.

    7. Вся кадриль исполняется под единую мелодию или каждая фигура под свою.

    8. Манера, стиль и характер исполнения кадрили в каждой местности свой и отражает отличительные особенности жизни людей, « Что ни город – то норов, что ни деревня – то обычай».

    В Ярославских сельских кадрилях чувствуется влияние города, это находит выражение и в линиях костюма и в некотором жеманстве манеры исполнения (городская купеческая манера). Калининская область славилась текстильным производством процессы выращивания и обработки породили ряд типичных движений, которые вошли в пляску, в том числе и в кадриль, здесь сильно бьют каблуки, встречается много дробей, движения резкие манера мелкая, задиристая.

    1. Встречающиеся в кадрилях кружения в паре происходит почасовой стрелки, а в общем круге против часовой стрелки.

    2. Кадриль начинается с объявления, ведущего с приглашением партнеров, заканчивается пожатием руки, поклоном, подарком.

    3. В кадрилях подчеркивается ухаживание за женщиной много провожаний, поклонов, глубокого уважения друг другу.

    4. Кадриль исполняется: а) в умеренном темпе лиричном;

    б) в быстром темпе, живо, задорно.

    Музыкальное сопровождение кадрили

    1. Под плясовые песни, которые поют участники и зрители.

    2. Под сопровождение инструментов гармонь, балалайку.

    3. Под песню и музыку инструментов одновременно.

    4. Появившаяся в конце XIX века частушка органично вошла в кадриль, может сопровождать всю кадриль, но чаще отдельные фигуры, которые так и называют под частушку. Поют по очереди или одновременно.

    Название кадрилей

    1. От названия места проживания города или деревни (городская, Шуйская и т.д.).

    2. Название определяет построение кадрилей, например «Круговая».

    3. От количества фигур, например шестерне.

    4. От содержания или образа, например Узелок с задумкой.


    Название фигур

    Ярко характеризуют каждую фигуру:

    1. От характера движения («Задорная», «Крутея», «Проходочка», «дробить»).

    2. От рисунка танца («Воротца», «Звездочки», «Уголочки»).

    3. От отношения танцующих между собой («Знакомиться», «Коситься», «Девки на расхвати», со 2, с 3).

    4. От названия песен, под которые исполняются фигуры. («Сени», «Подгорка», «Барыня»).

    5. Фигуры не имеют определенного названия, а только нумерацию.

    6. В фигурах с названием. («Поцелуйчик», «Прощание», «Козенка») участники обязательно целовались, гармонист прекращает игру и после выкрика ведущего кавалер целует даму, следует поцелуй. «Козенка гармонисту» девушки целовали гармониста.

    7. В некоторые фигуры кадрили вошли элементы одиночной пляски и перепляса, в которой участники показывают свое мастерство, это отразилось и в названиях фигур, например « Топотуха с переплясом »

    8. От общего содержания, образа всей кадрили, например: «Козлик», фигуры – ножки, хвостик, копытце.

    Разделение фигур в кадрили

    1. Перед началом следующей паузы, остановка, как в музыке, так и в пляске.

    2. Объявление ведущем, название или порядковый номер фигуры.

    3. Ведущий показывает начало каждой фигуры взмахом платка, притопом, дробным ключом или хлопком.

    4. Все участники хлопают в ладоши.

    5. Баянист дает перед каждой фигурой аккорд или проигрывает вступление.

    6. В кадрили, где различные по рисунку фигуры сопровождает одна непрерывная мелодия так же идет разграничения. В них названия или номера выкрикиваются в момент перехода от одной фигуры к другой. Если кадриль хорошо срепетирована, то обходятся без объявлений.

    7. Часто окончание каждой фигуры подчеркивается хлопками, притопами, поклонами всех исполнителей одновременно.

    8. В кадрилях может встречаться в момент прогулки, отдыха. Плясать перестают, игра становится тише, пары прогуливаются, ведут беседы. По окончанию, кто-нибудь из участников или ведущий оповещает об этом.

    Форма построения: Кадрили бывают квадратные, линейные, круговые

    Квадратная (угловая) кадриль

    Квадратную кадриль называют по-разному, часто «угловая», иногда - «на четыре стены» или «по углам».

    Любое название уже само определяет построение кадрили. Эта группа кадрилей, как правило, исполняется четырьмя парами, стоящими друг против друга по углам или по сторонам квадрата. Пары располагаются в таком порядке: слева от зрителя первая пара, напротив неё по диагонали третья, слева от первой пары вторая, напротив неё четвёртая пара. Движение и переходы пар в этой группе кадрилей происходят по диагонали или крест-накрест.

    Поэтому количество пар, участвующих в пляске, должно быть не больше и не меньше четырёх, поскольку при таком движении иное количество пар принять участие в кадрили не может.

    Квадратные или угловые кадрили пляшут по всей России, но чаще всего они встречаются в её центральных областях (Московской, Тверской, Тульской, Рязанской). На средней Волге (в Нижегородской, Саратовской, Ульяновской и Самарской областях). А также в Пензенской и Тамбовской областях.

    В квадратных кадрилях встречается много различных построений и переходов пар, например:

    а) все пары одновременно сходятся к центру и затем возвращаются на свои места;

    б) две противоположные пары идут навстречу друг другу и меняются местами; две другие пары или стоят на месте, или кружатся;

    в) две противоположные пары идут навстречу друг другу и образуют кружок; после поворота по кругу на определённое количество тактов пляшущие пары расходятся обратно на свои места или меняются местами;

    г) две противоположные пары сходятся в центре, и парень одной пары передаёт другому парню свою девушку, а сам, оставшись один, пляшет перед ними.

    Как эти, так и другие перестроения, и переходы часто можно встретить в квадратных кадрилях, исполняемых в различных областях. Но, несмотря на схожесть рисунка, они резко отличаются по исполнению, так как их пляшут всегда в манере, присущей только той местности, в которой бытует данная кадриль.

    В Тверской области большинство кадрилей быстрые, с многочисленными мелкими дробными движениями, с показом своего мастерства – техники исполнения. Также в Тверской области, как ни в какой другой, в кадрилях распространён поцелуй. Фигуры с поцелуем в тверских кадрилях называются «Казенка», «Прощальная», «Пряда».

    Угловые кадрили тульской области более степенны, нежели тверские кадрили, хотя в основе их также лежит скользящий шаг.

    В ряде фигур кадрилей Саратовской и Самарской областей встречаются хлопушки, исполняемые парнями и девушками или только девушками. Но хлопушки, как правило, бывают не во всех фигурах кадрили, а лишь в некоторых или даже в одной из фигур.

    Квадратные кадрили встречаются и на Урале. Парни во время пляски очень обходительны с девушками и внимательны к ним. В некоторых кадрилях пары берутся не за руки, а за концы платков или за мизинцы.

    Линейная (двухрядная) кадриль

    В линейном (двухрядном) построении «улицей» могут участвовать четыре, шесть, восемь и более пар. Пары располагаются в таком порядке: слева от зрителя первая пара, в другой линии, напротив неё, вторая пара и т.д.; таким образом, слева от зрителя все нечётные, справа все чётные номера пар. Каждая пара пляшет почти всегда только с противостоящей парой. Пары идут друг на друга одновременно, или одна пара подходит к другой, и это главное в композиции линейной кадрили. Благодаря свободно меняющемуся количеству пар эта кадриль может исполняться и в небольших помещениях и на просторах улицы.

    Исполнение кадрили двумя парами называется «малой кадрилью» и является самостоятельной своеобразной формой исполнения русской кадрили. Но часто во время исполнения к пляшущим подстраиваются новые пары, но обязательно в обе линии.

    Линейная (двухрядная) кадриль распространена во многих областях России, но чаще всего она встречается в Архангельской, Вологодской, Костромской, Ярославской, Ленинградской, Новгородской областях, на Урале, в Сибири и на Нижней Волге, в Астраханской области.

    Линейным кадрилям присущи свои различные перестроения и переходы пар, например:

    а) линии одновременно сходятся друг с другом и вновь расходятся на свои места, или же одна линия стоит на месте, а другая подходит к ней и отходит на своё место;

    б) пары одной и другой линии через одну идут одновременно к парам другой линии, оставшимся на месте. Подойдя к противоположным парам , участники образуют кружочки, которые движутся против хода часовой стрелки.

    в) девушки образуют круг между двух линий парней; круг может состоять и из парней.

    г) две линии идут навстречу друг другу; одна линия проходит под «Воротиками» другой; дойдя до противоположной стороны, обе линии разворачиваются и идут на свои места, но теперь под «Воротиками» проходит уже другая линия.

    Часто при начале линейных кадрилей на одной стороне выстраиваются парни, а на другой - девушки. Затем происходит приглашение, и пары становятся в линии одна против другой. Это может происходить как без музыки, так и в сопровождении музыки, являясь первой фигурой кадрили. Такое начало можно видеть в «Зеленгинской» (Астраханская область), и «Воленской» (Ярославская область).

    Есть кадрили, где обе линии состоят из одних девушек. Такое построение встречается в кадрилях Новосибирской области, Московской области.

    Манера исполнения линейных кадрилей очень разнообразна. Так, большинство кадрилей Ярославской и Ивановской областей исполняется в умеренном темпе, в них подчёркнуто ухаживание за девушками, много провожаний, элегантных поклонов. Девушки пляшут скромно, изящно. В этих кадрилях подчёркивается глубокое взаимное уважение друг к другу.

    В Чухломском районе Костромской области танцуют «Ножкинскую кадриль». Пляшут без единого стука, без единого притопа. Основной ход – шаркающий шаг на высоких полупальцах.

    Большинство кадрилей Астраханской области исполняется живо, задорно, в быстром темпе. Много притопов, пристуков, прихлопов, соскоков. Характерно уважительное отношение к девушкам. Основной ход с разнообразными движениями рук и положением корпуса.

    Много различных кадрилей бытует на Среднем Урале: и быстрые, и медленные. Во многих кадрилях встречаются хлопки. Очень большое количество фигур построения.

    По окончании кадрили принято благодарить девушек подарками.
    Круговая кадриль.

    В круговой кадрили, как правило, участвует чётное количество пар, чаще всего четыре или шесть, реже восемь. Но бывают и исключения, когда в кадрили пляшет нечетное количество пар.

    Пары располагаются по кругу, их отсчёт ведется по движению часовой стрелки. Первая пара всегда находится слева от зрителя.

    Круговые кадрили пляшут во многих областях России, но чаще они встречаются в Московской, Самарской областях, на Урале и в Сибири.

    В круговых кадрилях движения пар и одиночные переходы происходят в основном по кругу, против движения часовой стрелки, иногда по движению часовой стрелки, а также к центру круга и обратно:

    а) парни стоят на своих местах, а девушки переходят по кругу, пока вновь не дойдут до своих партнёров. Или же наоборот;

    б) парни девушки одновременно идут по кругу в противоположных направлениях, пока не дойдут до своих партнёров;

    в) девушки или парни сходятся к центру круга, образуя «звёздочку» или круг; совершив полный поворот, возвращаются на свои места;

    г) парни или девушки образуют внутренний круг, повернувшись лицом к внешнему кругу; Совершают обход со своим партнёром правым или левым плечом вперёд.

    Круговые кадрили могут исполняться простым, шаркающим и переменным шагами, в зависимости от существующих местных особенностей и традиций.

    Своеобразны по исполнению круговые кадрили Самарской области. Парни пляшут в пиджаках. У девушек много переходов исполняемых с различными положениями рук.

    В Сибири, в Томской области встречаются круговые кадрили. Исполняются они под гармошку, и обязательно с сопровождением частушками. Все частушки поются в довольно быстром темпе, живо, весело, с огоньком.

    Фигуры не имеют определённого названия, а идут под порядковыми номерами.

    Кадрили, как правило, пляшут парами - парень и девушка, но встречаются кадрили, которые исполняются парами, состоящими из девушек или молодых женщин. Партнёрши - задушевные подруги.

    Сценическая обработка кадрили

    1. Разворот танца на зрителя.

    2. Отбор лучших характерных композиционных рисунков.

    3. Усложнить технический ряд (усложнить технику исполнения).

    4. Обязательная передача, манеры исполнения.

    5. Ограничить рамки времени.

    6. Отработать, придать отточенность.

    7. Кадриль исполняется от собственного «Я» или в образе. Ошибка современных балетмейстеров привносить подражательность манерность, какую-то манерную типажность, якобы присущую кадрили. И тогда получаются одинаковые кадрили, где юноши в традиционных фуражках с цветками, а девушки жеманные. Все это дурной вкус.

    8. Сценическая жизнь кадрили возможна лишь при непрерывном развитии сценического действия, т.е. при наличии бессюжетной драматургии.

    9. Создание у зрителей ощущения, что танец рождается сейчас в живом творчестве исполнителей. Это залог успеха любой постановки в форме пляски.
    1   2   3   4   5   6   7   8   9


    написать администратору сайта