Главная страница
Навигация по странице:

  • 5. Художественный образ. (Образ в хореографическом произведении) Художественный образ

  • Образ, как единство общего и индивидуального

  • Образ как единство объективного и субъективного

  • Образ, как единство эмоционального и рационального (чувства и разума)

  • Образ как единство содержания и формы

  • 6. Художественная форма и содержание Художественное содержание

  • Художественная форма

  • 7. Основные этапы работы балетмейстера по созданию хореографического произведения.

  • 8. Общие законы (принципы) композиции танца

  • ЛЕКЦИИ ПО КПТ 2. Курс лекций по специальности 071302 Социальнокультурная деятельность и народное художественное творчество


    Скачать 180.13 Kb.
    НазваниеКурс лекций по специальности 071302 Социальнокультурная деятельность и народное художественное творчество
    АнкорЛЕКЦИИ ПО КПТ 2.docx
    Дата03.02.2017
    Размер180.13 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаЛЕКЦИИ ПО КПТ 2.docx
    ТипКурс лекций
    #1993
    страница2 из 9
    1   2   3   4   5   6   7   8   9

    IV. Свободная пластика

    Свободная пластика обозначает сценическую хореографию отвергающую содержание или видоизменяющую её. Тесно связана с бытовым жестом, с естественной пластикой человеческого тела. Отличается наличием ломаных линий незавершённостью, согнутыми коленями, тяготением к земле, отказ от выворотности, от подъёма на пальцы, от тяжёлого костюма. Свободная пластика применяется для отражения земной реальности художественных образов.

    К ней относится модерн, джаз и все новые движения и направления.

    5. Художественный образ.

    (Образ в хореографическом произведении)

    Художественный образэто форма отражения действительности в искусстве, особенностью которой является выражение абстрактной идеи в конкретной чувственной форме. Художник создаёт или изображает сходство и подобие, т.е. образы, существующие или возможные в природе.

    Произведение искусства может представлять собой образ (портрет, скульптура); может быть системой образов, произведение в целом тоже есть образ (например, балет - Спартак).

    1. Образ, как единство общего и индивидуального.

    Образ – это характеристика, описания определённых отличительных свойств, качеств, признаков человека, предмета или явления. Художник собирает образ по крупицам, наблюдает многие явления, многих людей, при этом выделяет черты целого или общего. Затем эти черты конкретизируются, соединяются, обобщаются в одном образе, типе. Наиболее характерный путь общения это – типизация (способность выявления, существенного, закономерного, главного). «тип» - это знакомый незнакомец, знакомый либо в нём воплощены 10 черт доступных наблюдению каждого непосредственного в жизни. Незнакомец, ибо черты эти всегда на Вы, неповторимы, оригинальны. Искусство и повторяет мир и как бы создаёт его заново. Таким образом, хореографический образ – это образ, тип, т.е. описание выявленной через типизацию сущности чего-либо главного, от умения обобщить образ сделать его типичным зависит значимость создаваемого произведения. Например, русский народ обобщил понятие о женской красоте в образе лебёдушки, понятие задиры, забияки в образе петуха, или нельзя станцевать ситуацию я хочу веселиться, а весельчака как образ станцевать можно.

    1. Образ как единство объективного и субъективного.

    Искусство, отражая жизнь, выражает объективную жизнь, объективную истину. Идея художника не возникает на пустом месте, она порождена его реальными связи с окружающим миром, является переживанием в связи с чего-то, выступает как результат отношения к чему-то. Предмет отражения существует объективно (т.е. независимо от нас), а форма, в которой художник отражает, этот предмет носит субъективных характер, то есть зависит от личности художника его индивидуальных качеств. Художник всегда присутствует в своём произведении, по произведению можно судить не только, что отражено, но и кто отразил. Художник должен вкладывать в своё творчество часть своей души, своей личности, которая определяется общей культурой, широтой кругозора профессиональными качествами. Индивидуальность художника сказывается в выборе темы, в манере творчества, отношение отображаемым в том, что он утверждает как прекрасное, а что как ужасное и во многом другом.

    Объект отражения – Светлая или теневая сторона жизни

    Взгляд на жизнь – Взгляд профессионального художника

    Результат – Художественное обобщение жизненных явлений

    Вывод – Прощание либо утверждение.

    1. Образ, как единство эмоционального и рационального (чувства и разума)

    Любой художник утверждает свои произведения определённым отношением жизни. Поставленным вопросом утверждали определённую идею. Всякое произведение заключает в себе определённую мысль рациональное начало. Рациональное начало – разумно - обоснованный, эмоционально-психическое переживание, душевное волнение (радость, скорбь).

    В искусстве идея, это, прежде всего художественная идея она вызывает сначала у нас определённое чувство, а уже на этой основе пробуждают мысль, лишь радуясь, возмущаясь, переживанием мы начинаем рассуждать. Это особенность воздействия искусства объясняется тем, что в художественном образе, рациональное всегда неразрывно связано с эмоциями. Чувственное восприятие мира свойственно только человеку. С этим связана сама возможность художественного мышления, только благодаря этому произведению искусства пробуждая эмоциональное отношение, содержащееся в ней идеи, возбуждает, и наше мышление.

    Зритель – образ – эмоция - мысль.

    Художник – мысль – эмоция - образ.

    1. Образ как единство содержания и формы

    Это один важнейших законов творчество необходимое условие художественности произведения. Содержание и формы это эстетические категории выражающие соотношение в искусстве внутреннего духовного идейно - образного начала и его внешнего непосредственного воплощения. В произведения искусства содержание и форма настолько тесна , что отделив форму от содержания, значит уничтожить содержание а отделив содержания от формы значит уничтожить форму. Взаимосвязь содержания и формы характеризуется двумя моментами.

    1. Форма художественного произведения вырастает из содержания и призвана служить его выражением.

    2. Содержание проявляется только в определённой форме, оно как бы материализуется в форму, становится доступным для восприятия, форма даёт жизнь содержанию и должна ему соответствовать.

    Художественный образ служит для обозначения связи между действительностью и искусства и представляет собой продукт мысли художника. Подлинно-художественное произведение всегда отличается большой глубиной мысли, значимостью поставленной проблемы, интересной формой.

    В художественном образе как важным средством отражения действительности, сосредоточены критерии (признаки) правдивости и реалистичности, соединяя реальный мир и мир искусства. Художественный образ даёт нам с одной стороны воспроизведения действительности мыслей, чувств, поступков, а с другой стороны делает это с помощью средств характеризующиеся условностью. Правдивость и условность существуют в образе вместе. За счёт этого может существовать искусство вообще и хореография в частности, если всё в неё условно обобщено? За счёт присущего человеку художественные мышления и восприятия, которое основано на чувственном восприятии мира. Основная характерная черта этого мышления Ассоциативность.

    Ассоциация – (от латинского соединение) психологическая связь, возникающая между двумя и более психологическая образования, восприятиями, представлениями, идеями. Механизм ассоциации сводится к возникновению связи одного ощущения с другими.

    Эти ассоциативные связи опираются уже сложившиеся представления о предметах, явлениях, на уже сложившиеся представления явлениях они всегда субъективны. Отсюда трудности восприятия незнакомого.

    Балетмейстеру нужно уметь:

    - объединить субъективные восприятия мира в один определённый конкретный образ понятный для всех.

    - иметь образно-метафорический тип мышления и развивать его у зрителя.

    Метафора– (от греческого языка перенос) это художественный приём, основанный на образном сближении, сходстве, явлений действительности. Переносное значение одного предмета явления, ощущения на другой при помощи осознания их различия.

    - балетмейстеру нужно иметь образно-метафорический тип мышления т.е воспитывать в себе соответственно поиск содержания из действительности, создавать метафорическую образность в произведении.

    Перенесение признаков одного предмета на другой создаёт новое представление, создаётся метафорический образ.

    Я смотрю- вижу- думаю- размышляю с помощью и ассоциаций в связи цепочек - начинаю понимать содержание, заложенное в произведение, расшифровать его образ, метафору.

    Образность разрушается и исчезает:

    - художник копирует факт реальности (натурализм);

    - формализм, когда художник полностью уклоняется от изобразительных фактов действительности, когда художник не оценивает содержание.

    6. Художественная форма и содержание

    Художественное содержание

    Художественное содержание – это правдиво выраженное идейно-эмоциональное отношения художника к действительности в её эстетическом значении, вызывая положительное воздействие на чувства и разум человека, способствует его духовному развитию.

    К содержанию произведения относятся:

    1. Тема (от греческого слова предмет) это наиболее широкий круг вопросов, проблем жизненных явлений, о которых рассказывается в произведении. Тема отвечает на вопрос о чём произведение?

    - тема борьбы;

    - труда;

    - любви;

    - быта;

    - добра и зла;

    - дружбы;

    - историческая;

    - природы;

    - детская.

    2. Идея (от греческого вид, образ, целостный смысл законченного произведения). Та главная мысль, которую автор хотел внушить, передать зрителю и отвечает на вопрос ЧТО ХОТЕЛ СКАЗАТЬ АВТОР ЗРИТЕЛЮ?

    Для того чтобы правильно сформулировать идею нужно в сюжетной драматургии поставить вопрос «Я хочу сказать зрителю, что…», в бессюжетной драматургии «Я хочу показать зрителю образ…».

    1. Сюжет (от французского предмет) связь событий в сюжете раскрывает движение характеров и чувств конкретного действия и взаимоотношений героев.

    Художественная форма

    Художественная форма- это внешнее выражение художественного содержания, гармоническое соединение частей и целого, элементов и структуры.

    Гармония (от греческого созвучие, согласие) эстетическая категория, обозначающая высокий уровень упорядочного многообразия.

    Элементом формы является композиция (от латинского языка составление, соединение).

    Принципы, т.е. правила построения формы - это соотношение и организация частей произведения, соподчинение частей целому и выражение целого через части (дом из кубиков) Форма воплощает соединение в характерный образ с помощью определённых изобразительно-выразительных средств, которыми располагает каждый вид искусства.

    Основными этапами формирования художественного образа является:

    1. Образ, замысел - здесь происходит озарение художника, когда будущее произведение представляется ему в главных чертах. От замысла во многом зависит дальнейший ход творческого процесса.

    2. Образ произведения – это конкретизация образа, замысла в материале. Произведение получает реальное существование.

    3. Образ восприятия – это восприятие художественного произведения зрителем, главной цель которого, является понимание и раскрытие идейного содержания произведения. Восприятие – это сотворчество зрителя и художника.

    Художественный образ является главным результатом способным глубоко волновать человека и одновременно с этим оказывать на него огромное воспитательное значение.

    Художественный образ обозначается синтезом следующих компонентов:

    1. Музыка;

    2. Композиция;

    3. Оформление.

    Без образа нет танца, если не возникает художественный образ остаётся просто набор движений.

    7. Основные этапы работы балетмейстера по созданию хореографического произведения.

    1. Первоначально замысел, (неконкретное представление о номере).Причиной о возникновении замысла могут быть:

    - произведение искусства;

    - жизненные ситуации;

    - природные явления;

    - слово;

    - собственные впечатления

    Первоначальный замысел представляет собой видение отдельных деталей произведения или в целом впечатления, которое должно произвести произведение. Тема уже присутствует, но идея ещё неконкретна.

    1. Разработка темы, идеи, драматургии произведения излагается в программе (литературное описание будущего номера является его драматургической основой). Не всегда решение отдельных эпизодов намеченных в программе окончательно, многое меняется впоследствии, но в основном, содержание должно оставаться.

    Программа – 1. Тема;

    2. Идея;

    3. Время действия;

    4. Место действия;

    5. Перечисление и образная характеристика действующих лиц (для сюжетной драматургии); образа (для бессюжетной драматургии);

    6. Драматургия номера (сюжетная или бессюжетная)

    III. Работа с музыкой (2, 3 этапы могут поменяться, а могут идти параллельно).

    1. Работа с готовым музыкальным произведением:

    а) прослушивание музыкального произведения с целью соответствия с замыслом балетмейстера.

    б) прослушивание с целью определить внутреннюю структуру, музыкальной драматургии, характер, анализ музыкального произведения.

    Анализ музыкального произведения.

    № муз. части

    Музыкальное предложение

    Музыкальные фразы

    Количество тактов

    Музыкальный размер

    1


    1.

    2.

    2

    4

    4,4

    8888

    4/4

    2/4

    2. Поиск музыкального материала. Наложение драматургии хореографического номера на драматургию музыкального материала. То есть сначала разрабатывается драматургия номера, а затем идёт поиск музыкального произведения.

    IV. Совмещение драматургии танца с драматургией музыки.

    Уже начинает возникать композиционное решение в пространстве.

    Этот этап отражается в композиционном плане (развёрнутый музыкально-хореографический сценарии будущего произведения), включает в себя режиссерскую разработку хореографической программы.

    Сценарий с итальянского языка – план, сюжет, схема.

    Композиционный план: (на двойном листе)

    1. Название номера

    2. Объём по времени (хронометраж)

    3. Автор музыки

    4. Количество участников и их образная характеристика

    5. Тема

    6. Идея

    7. Время действия (исторический период, время года, суток)

    8. Место действия (страна, область, село, берег реки, поляна или помещение)

    9. Перечисление и образная характеристика действующих лиц (сюжета) или образа в целом (в бессюжетном танце)

    10. Драматургия (сюжетная или бессюжетная, в соответствии с музыкальной драматургией)

    Пять этапов драматургии соответствуют с музыкальной драматургией

      • экспозиция

      • завязка

      • развитие действия

      • кульминация

      • развязка




    1. Анализ музыкального произведения (таблица: размер, темп, фразы, такты.)

    2. Художественное оформление (свет, декорации, костюмы, аксессуары)

    3. Список исполнителей

    V. Работа над композицией номера (практическая)

    VI. Постановочная и репетиционная работа, пишется постановочный план, т.е. график работы над номером.

    Постановочный план:

      1. Работа с музыкой (концертмейстером, фонограммой)

      2. Этюдная работа

      3. Постановочная репетиция

      4. Индивидуальная работа с солистами

      5. Сводные репетиции (разные возрастные группы, хор, оркестр)

      6. Репетиция в костюмах

      7. Репетиция на сцене со светом и костюмами

      8. Генеральная репетиция (последняя репетиция перед выпуском, при полном оформлении желательно с публикой)

      9. Премьера

    VII. Запись танца: 2 вида записи:

        1. Литературное описание

        2. Графическое изображение

    1. Название номера (Хакасский танец «На аркане»)

    2. а) Автор постановки, записи (постановка и запись Ф.И.О.)

    б) Постановка (М. Годенко)

    Запись танца (Л. Степановой)

    3. Очерк танца

    - краткое содержание,

    - характер,

    - манера исполнения,

    - количество исполнителей,

    - музыкальное сопровождение,

    - музыкальный размер.

    4. Описание костюмов

    5. Описание танца

    6. Описание движений

    а) номер по порядку

    б) название движений

    в) музыкальный размер, на сколько тактов исполняется

    7. Музыкальное приложение (ноты)

    8. Графическое изображение рисунков (№1, №2, №3…)

    8. Общие законы (принципы) композиции танца

    Принцип – основное правило деятельности.

    Композиция – это составление.

    1. Внутреннее построение произведения, соотношение и организация частей.

    2. Способ построения художественного произведения формы.

    В целом композиция в искусстве выражает художественную идею и организует эстетическое восприятие, таким образом, что оно движется от одного компонента к другому, отчасти к целому.

    Компонент - (с латинского языка – составная часть чего-либо)

    Под композицией в хореографическом искусстве мы понимаем:

    1. Сочинение короткого элемента танца, движения.

    2. Сочинение композиции, как части танцевального номера.

    3. Сочинение соло, вариации танцевального куска.

    4. Сочинение законченного танцевального этюда.

    5. Сочинение законченного танцевального номера с законченной драматургией.

    Необходимыми компонентами композиции являются:

    1. Танцевальный рисунок (расположение и перемещение исполнителей по сценической площадке, требование к балетмейстеру: уметь сочинять, конструировать и выстраивать рисунок танца с учётом образа, зрительского восприятия и сценического пространства).

    2. Хореографическая лексика (танцевальные движения). Требование к балетмейстеру: уметь сочинять, развивать и сочетать различные танцевальные движения (элементы в единый хореографический текст).



    1. Закон целостности

    Благодаря нему мы воспринимаем произведение хореографического искусства как единое целое. Этот закон учитывает все компоненты композиции, а также оформление, исполнение, т.е. все выразительные средства вместе. В соединение всех этих компонентов, важную роль играет чувство меры и вкуса, которыми должен обладать балетмейстер:

    - единство оформления, т.е. костюм и одежда сцены.

    - соответствие хореографического материала и возраста участников.

    - единство балетмейстерской работы и исполнения (техника и выразительность, качество музыкального звучания и сценический вид).

    II. Закон контраста

    Контраст (с французского языка резкое, выражение противоположность). Он является важной компонентной силой и с точки зрения построения, и с точки зрения творческого процесса создание хореографического образа. Закон контраста предусматривает резкую разницу и сочетание противоположности. Важно определить характер контраста в форме темпа ритма, рисунки, лексики. Отсутствие длиннот, повторов, т.е. постоянное развитие.

    1. Закон новизны (новаторство)

    При сочинении хореографической композиции всякий раз происходит эстетическое развитие и познание мира. Балетмейстер передаёт своё собственное эмоциональное ощущение, своё виденье окружающей действительности, через хореографические образы. Новизна раскрытия темы художественных средств композиционного решения, есть необходимое условие жизненности, оригинальности авторства хореографического номера. В постановочной работе балетмейстеру надо помнить об этом. И пытаться в полной мере раскрыть свои возможности творческого поиска новой единичной трактовки неповторимого хореографического образа.

    1. Закон зрительского восприятия.

    Учёт зрительского восприятия важен. Ведь именно зритель в конечном итоге оценивает насколько удачно или неудачным оказалось композиционное решение видимого им танца, именно на зрителя балетмейстер и композитор создают свою танцевальную композицию. При сочинении нужно представлять себя в зрительном зале. Видеть сцену и слушать звук. Воспитывать взгляд со стороны на себя же.

    1. Когда балетмейстер слишком перегружает одну часть сцены, относительно средней линии у зрителя создаётся впечатление отталкивающего неравновесия. Рисунок хореографического произведения должен равномерно распределяться по сценической площадке, исключительно это сознательное создание такого распределения.

    2. В силу условного рефлекса наши глаза оглядывают сцену слева направо. Относительно этого композиция в левой части сцены означает предварительность, взгляд как бы гонит её в левую часть сцены, поэтому композиция в правой части тяготит к окончательности. Пространство левой стороны сцены как бы давит на расположение справа композицию и тем делает её значимее, монументальнее. Движение человеческого глаза происходит быстрее слева направо и гораздо медленнее справа на лево, эти особенности восприятия нужно учитывать и использовать при создании хореографического образа, при выборе направления танцующих. От них зависит и динамика течения рисунков.

    3. Всё, что находится, слева от центра сцены кажется ближе к зрителю, поэтому если нам нужно создать незаметное появления героя на сцене, то этого можно достичь выходом из правой верхней кулисы.

    4. Изображения героя, группы исполнителей или просто начало движений привлекает наше внимание в зависимости от того где в данный момент находится точка восприятия, т.е. то, что наиболее полно видит зритель, то что бросается в глаза. Умение правильно определить точку восприятия и логически переводить взгляд зрителя по сцене с одной точки к другой даёт возможность правильного понимания развития танца и позволяет запомнить, яркие важные этапы драматургии. Это позволяет нам использовать приём ФОКУСА (появление, исчезновение) и т.д. Заставлять зрителя смотреть туда, куда нужно балетмейстеру. Однако часто случается обратное, например (мы не видим, что делают солисты, хотя они являются главными носителями содержания, так, как им мешает кордебалет, или наоборот кордебалет на заднем плане выполняет сложные и интересные комбинации, но зритель не может этого оценить, т. к. смотрит на солистов). То есть на сцене всегда есть что-то главное, а что-то второстепенное и зритель должен увидеть это главное и интересное.

    5. Закон перспективы (всё, что дальше меньше) Например: построение линейной композиции, для сохранения равномерного роста исполнителей в глубину нужно ставить более высоких, или можно создать эффект уходящей дороги двумя линиями исходящими в центре задника.

    6. Сценические планы. Сценическое пространство имеет 3 измерения: глубину, ширину, высоту.

    По глубине сцена делится на сценические планы, которые определяются на кулисы, и зависит от их количества

    а) аванс сцена (просцениум)

    б) первый план (расстояние от красной линии до первой пары кулис).

    Красная линия - это черта, по которой проходит занавес.

    Просцениум и первый план воспринимаются почти одинаково, в случаи чего массовые танцы выглядят громоздко, здесь выдаются сценические фокусы, «убиваются» иллюзии, нужно убирать все силовые трюки, чтобы не выдавать «белых ниток» работы артиста, напряжения мимики. Слишком крупное движение на «носу» у зрителя утомляет восприятие.

    в) второй план человек воспринимает здесь всё сразу. Здесь хорошо смотрятся массовые танцы, прыжки, трюки. Хорошо делать выходы, когда выход персонажа нам бросается в глаза. Этот план называют, ещё семенным именно здесь легче всего создаётся атмосфера жизни действия одновременно целой группой людей.

    г) третий и четвёртый план сцены, чем дальше мы удаляем исполнителей от зрителей, тем незаметнее становятся физические усилия, мимика исполнителей не видна, но зато взгляд охватывает всю или большую часть сценического пространства. Поэтому задние планы хороши для больших монументальных композиций, масштабных мизансцен (статичное расположение на сцене). Эффектом удаления от зрителя достигается большая компактность композиций, а так же более чёткое вписывание фигур в декорации. Но долговременное пребывание на заднем плане размагничивает зрителя. Поэтому нужно использовать закон контраста и полноценно использовать различные планы.

    По высоте сценическое пространства делится на 3 размера:

    1. На полу (ниже человеческого роста- par terre);

    2. На высоте человеческого роста;

    3. Выше человеческого роста.

    Приёмы использования сценического пространства

    1. Изменение климата сцены (климат создают кулисы и задник)

    2. Использование различных возвышений, перегородок, которые должны входить в предметную режиссуру и использоваться как можно правильнее

    3. Использование декораций и различных бытовых предметов.

    V.Закон драматургического построения произведения.

    Драма (от греческого языка действие). Драматургия – это логическая последовательность в развитии действия, одно действие порождает другое и является причиной его появления. Согласно этому закону танец имеет начало, развитие и конец. Состоит из нескольких частей, каждое из которых имеет свою нагрузку - это развитие позволяет танцу смотреться с непрерывным, все нарастающим вниманием.

    1 часть Экспозиция (от латинского языка изложение, описание). Это часть произведения предшествующая действию, вводит зрителя в образный мир танца. Экспозиция знакомит зрителя с действующими лицами, с их характерами, местом и временем действия. Становится понятнее жанр танца, или с помощью костюма, декорации, стиля и манеры исполнения можно создать образ эпохи, страны, времени ит.д. Длительность экспозиции зависит от той задачи, которую решает балетмейстер, может быть неторопливой или динамичной, но должна быть короче средней.

    2 часть Завязка – начало действия (может быть началом возникновения конфликта). Зрителю должно быть интересно, что произойдёт дальше. Экспозиция и завязка должны вызывать интерес и захватывать внимание.
    1   2   3   4   5   6   7   8   9


    написать администратору сайта