ЛЕКЦИИ ПО КПТ 2. Курс лекций по специальности 071302 Социальнокультурная деятельность и народное художественное творчество
Скачать 180.13 Kb.
|
3 часть Развитие действия (вступление перед кульминацией). Самая большая основная часть, где развёртывается содержание, развивается сюжет, раскрываются характеры действующих лиц. Необходимо добиваться яркого, интересного развития. Число ступней может быть различным и зависит от объёма и содержания номера, каждая ступень может оказываться ложной кульминацией (3 ступени). Но каждая должна быть образной и помогать развитию действия. 4 часть Кульминация (от латинского языка вершина). В хореографии это наивысшая точка развития музыкально-хореографического действия. Здесь достигается наивысший накал в развитии содержания сюжета во взаимоотношениях героев. Композиционное решение в кульминации должно быть неожиданным и любопытным. 5 часть Развязка Она должна логически вытекать из всего танцевального действия. Она должна завершить мысль, образ, поставить ясную точку. Это идейно-нравственный итог, который зритель должен осознать в процессе постижения всего происходящего на сцене. Развязка должна быть короткой с сохранением, а затем снятием напряжения, которое было достигнуто в кульминации. Драматургия бессюжетного, дивертисмента Сюда относится орнаментальный хоровод, пляска, хоровод-игра. Бессюжетная драматургия будет определяться развитием хороводной формы, т.е. композицией (рисунком и лексикой от простого к сложному). Сложные рисунки не насыщаются трудными по технике движениями или наоборот сложные движения ярко сморятся в простых рисунках. В бессюжетном танце с связующей нитью заменяющей действия, является проходящей через танец одного движения или композиция или рисунок, повторяющиеся время от времени (лейтмотив-ведущий мотив).
Драматургия сюжетного танца. Это не отдельная форма, а структура строения, где присутствует сюжет (простой или сложный). Это последовательность в развитии событий, в которых развиваются взаимоотношения и характеры героев. Система образов представляет собой сюжет композиции и взаимодействие образов в целом. Важно выявить в драматургии такие повороты сюжета, которые добавили бы возможности раскрыть образы. Для этого нужно поставить их в определённые сценические обстоятельства, как правило, это конфликтная ситуация. Конфликт – это столкновение противоположных взглядов, интересов, серьёзное разногласие, острый спор, борьба персонажей, столкновение человеческих поступков. Невозможен без действия и противодействия, должен быть волнующим и достоверным, не лживым и должен быть движущей силой в развития действия. Ситуация – стечение обстоятельств, которые заставляют человека принять решение и действовать. В драматургии хореографического номера ситуация используется для выявления образа, героя, действующих лиц, их характеров, главных черт. Главенствующей или центральной является кульминационная ситуация. Побочные ситуации выстраиваются в зависимости от их значимости в развитии действия. Действующие лица: герой и персонаж, типаж. Герой – это тот человек, который двигает развитие сюжетной линией, без героя не может быть сюжета. В течение номера герой должен измениться качественно, он проходит ступени развития характера. Персонаж – второстепенное действующее лицо, которое вступает во взаимоотношения с главным героем, помогает ему выявить характер, помогает развитию действия. Образ и характер персонажа так же должен находиться в развитии. Персонаж, как и герой, являются необходимыми компонентами сюжета. Типаж – второстепенное действующее лицо, образ, который соединяет в себе яркие типичные черты, не влияет на развитие сюжета, а только придаёт дополнительную окраску главным героям, персонажам, контрастно их оттеняет. Если убирается типаж, то сюжет не искажается.
Сюжетный танец (игровой хоровод, детский танец) Говоря о применении закона драматургии в хореографическом искусстве, необходимо помнить, что здесь существуют определённые временные рамки сценического действия. Это значит, что действие должно укладываться в определённое время, т.е. балетмейстеру нужно раскрыть задуманную им тему и идею в определённый временной период (это критерии умения правильно выстраивать драматургию номера). Работа над драматургией произведения, автор должен его увидеть глазами зрителя, представить свой замысел именно в хореографическом решении, именно в хореографической композиции. Предугадать дойдут ли его мысли до зрителя, если они будут переданы именно ЯЗЫКОМ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО ИСКУССТВА.
Истоки возникновения русского народного танца хоровода. Одним из основных жанров русского народного танца является хоровод. Это не только самый распространенный, но и самый древний вид русского танца. Не случайно основное построение – круг. Основой хоровода является совместное исполнение хороводной песни всеми её участниками. Зарождение жанров хороводных песен у славянских народов относятся к глубокой древности. Хоровод – это массовое народное действо, где пляска или просто ходьба, или игра неразрывно связана с песней. В далекие языческие времена хороводы имели культово-обрядовые значения. Но со времен хоровод утрачивает значение обряда. Хоровод становится русским бытовым танцем, в которых существуют свои определенные правила исполнения, определенные отношения между участниками, известному и выработанному ритуалу в хороводе всегда проявляется чувство дружбы, единства. Участники его, как правило, держаться за руки, иногда за венок, за платок, шаль, пояс. Хоровод распространен по всей России, и каждая область вносит что-то новое, создавая разнообразие в стиле, композиции, характере, манере исполнения. Хороводы разнообразны в своих построениях. Но все-таки наиболее типичной начальной формой построения большинства хороводов является круг. Часто можно встретить круг двойной – круг в круге. Каждый рисунок, каждое построение хоровода имеет свое определенное название: круг, воротца «восьмерка», «колонна», «корзиночка». Хороводы разнообразны не только по своему построению, но и по названию: «карагод», «курагод», «караход» и т.д. Хороводы исполняются в медленных, средних и быстрых темпах, но всё, же при слове хоровод возникает картина плавного движения, стройных девушек-«лебедушек», медленная, уверенная, поступь парней «лесных соколов» и разные замысловатые рисунки. На протяжении всей многочисленной истории русского народа хоровод всегда имел большое значение в повседневной жизни русского народа. Ни одно гуляние, ни один праздник не мыслились без хороводов. Большей частью, в основном хороводы водились весной и летом - на природе, простора требовала сама специфика – массовость и общедоступные и многочисленные песни, под которые водят хороводы, могут исполняться в различном темпе, следовательно, и хороводы разнообразны по темпу. В хоровых песнях существует тема труда, любви парня и девушки. К каждой теме относится большое количество песен с разнообразным содержанием, сюжетом, персонажем. Движение хоровода, его рисунки исходят из конкретного содержания песни, сопровождения хорового содержания. Это влияет на построение хоровода и позволяет отнести его к тому или иному виду. Исходя их содержания песни, хороводы с точки зрения хореографии делятся на 2 группы: Орнаментальные и игровые. Хороводы, бытующие в народе, с их разнообразным орнаментом, игрой и яркими песенными мелодиями всегда привлекали к себе внимание балетмейстеров, поэтов, писателей. Каждая эпоха накладывает свой отпечаток на хореографию народа, внесло свои изменения в хоровод и наше время. Таким образом, на сцене своеобразный синтез орнаментального и игрового хоровода, хореографический, сценический вариант. Но когда в нем сохраняются все традиции компоненты, присущие этому красочному и самобытному жанру рисунков народного танца. Основные виды хоровода.
Если в тексте песни сопровождают хоровод, есть конкретное действие ярко-выраженного сюжета действующих лиц, то участники хоровода ходят кругами, цепями, рядами, заплетают из хороводной цепи, из них вытекают различные фигуры. Орнаменты, согласуя свой шаг с ритмом песни, являются лишь музыкальным сопровождением – такие хороводы называются орнаментальными. Хоровод своим рисунком, построением раскрывает и передает содержание песни. В рисунке орнаментальных хороводов очень сильно присутствует «элемент изобразительности » - «заплетения плетня», «завивание капусты» и т.д. Орнаментальные хороводы в различных областях России называются: узорные, рисунчатые, кружевные, а иногда плясовые. Исполнение каждого орнаментального хоровода в народе, в быту отличается строгостью формы и количеством фигур. Весь хоровод состоит лишь из нескольких фигур, которые ограниченно переходят перестроение из одной в другую.
Игра – элемент культуры любого народа, которая выделилась в относительно самостоятельный вид практики из общественно – трудовой и общественно – познавательной деятельности человека. Развитие игры построенной на движениях обусловилось потребностью людей в отдыхе развлечений, познаний, развитие духовных и физических сил. Существует два вида подвижных игр - коллективные; -индивидуальные; Именно коллективные народные игры были полноценной составной частью содержания и формы любого обряда, праздника наряду с песенно-танцевальным действием. Именно эта мысль даёт подтверждение тому, что игра тесно смыкается со следующим видом человеческой деятельности с танцевальным народным творчеством, и одним из самых древних форм хороводом. Этот вид увеселений сопровождает игровые песни и припевки, которые обычно организуют подвижные, молодёжные игры, не имеющие хореографические компоненты, хотя известны случаи хождения по кругу. Танец- игра и песня в хороводе органично связаны между собой. Для народной подвижной игры характерны: образность, элемент соревнования, самостоятельность, яркое проявление эмоций. Все эти черты должны находить отражение в сценическом варианте хоровода – игры, в котором в отличие от игрового хоровода нет конкретных действующих лиц. Создавая хоровод – игру, нужно строить свою работу на драматургию бессюжетного танца. Разработка художественного содержания начинается с поиска темы. Далее в идеи продолжает раскрываться хореографическая образность характеров этой игры: виды деятельности участников, правила и конечная цель, т.е. результат. Художественная форма хоровода – игра, даёт большой простор балетмейстеру для проявления творческой фантазии, композиция должна полностью раскрывать художественное содержание произведения, быть хореографически образной, развиваться на счёт рисунка. С учёт того, что рисунок это, прежде всего перемещение танцующих в пространстве сценической площадке, ввёлся поиск содержания и художественно воплощения следующих учебных балетмейстерских работ. 1. Игра «Воротца» - это игра юношей и девушек сопровождалась музыкальным материалом на основе сибирского песенного фольклора. Из разнообразных рисунков неожиданно возникают воротца. Перед играющими девушками ставиться цель быстрее преодолеть их пока не захлопнулись. Юноши организовывают воротца на конец музыкальной фразы или в конце фигуры или по окончанию текста, который органично сливался с композицией, и всегда для девушек это было неожиданно. Весело проходила расплата проигравших, т.е. выполнение условий игры (не успела пройти ворота, дари поцелуй). 2. Хоровод игра «Завитушки - фортеля». Это игра на идеологии двух сторон, которые в форме дружеского соревнования, доказывают своё превосходства. Идея игры, поочерёдно водя хоровод постараться превзойти соперников в рисунке. Каждая группа имеет своего ведущего, который начинает и заканчивает фигуры. По мере развития композиции они становятся всё сложнее и интереснее. Но в этой игре невозможно определить победителя. Чтобы примерить участников, ведущий объединяет всех в общих хоровод. И участники создаю самый лучший рисунок. Который и примиряет играющих. Если в песне имеются действующие лица, игровой сюжет, конкретное действие, то содержание песни разыгрывается в лицах и исполняется с применением пляски. Иногда содержание песни разыгрывается всеми участниками всеми участниками хоровода одновременно. Часто персонажами песен являются животные, птицы. Участники хоровода изображают птиц, зверей, подражают их повадкам, движениям. Такие хороводы, называются игровыми. В игровых хороводах главным является разыгрывание содержания пляски – раскрытием сюжета становится характер и интересное действие лиц. В игровом хороводе может выделяться исполнитель, играющий одну роль, а иногда 2-3 роли, но чаще всего выделяют несколько действующих лиц. Игровой хоровод строится по кругу или линиями. В центре круга происходит действие, разыгрывается сюжет, круг же движется или останавливается, приплясывая или подыгрывая. В линейном построении хоровода участники поделены на две группы, которые ведут своеобразную динамику. Они парами идут друг за другом «колонной» по полукругу, пары расходятся вправо и влево, выписав «восьмерку». Содержание песни влияет на рисунки. Разработка художественного содержания начинается с поиска темы (например, игра с предметом «узелки»). Далее в идеи продолжают развиваться хореографические образные характеристики этой игры: виды деятельности участников, правила и конечная цель, результат. Художественная форма хоровода – игры даёт большой простор балетмейстеру для проявления творческой фантазии. Композиция должна полностью раскрывать художественное содержание произведения, развиваться за счёт рисунка, как основного выразительного средства этой формы. 3. Хороводная пляска - Строится на простых танцевальных движениях и состоит из нескольких частей, каждая часть самостоятельна и может получить развитие как отдельный танец. I часть. - Собственно хоровод. Темп средний или медленный. II часть - Более темповая, скорей напоминает пляску. III часть. - Быстрая. IV часть. - Массовая, финальная, темп быстрый. В первых двух частях внимание сосредотачиваться на композицию рисунка. В них можно насчитать три, четыре движения, хода. В трёх, четырёх фигурах, быстрый по темпу, простор фантазии для композиционного рисунка и ещё не много движений. 4. Хоровод – обряд Обряд – слово русского происхождения, происходит от корня «ряд», рядить или обряжать значило обсуждать, договариваться, устанавливать, то или иное житейское правило, порядок. Обряд или обрядовые игры составляют основу большинства народных праздников. Они сложились в период общинно родовых отношений за долго оттого, как возникли современные религии. Одухотворяя окружающий мир, создавая свою зависимость от сил природы, люди стремились обрядовыми действиями повлиять на них, склонить на свою сторону или обезвредить. Вторая линия обряда была связана с праздниками, временами года и годовому циклу хозяйственных работ (пахота, сев, сбор урожая). Обе линии были органически связаны и представляли собой единую систему народных обычаев. Конкретный символ, образ, заложенный в обряде, воплощался через его элементы, которые являлись символом воплощения идей. Например: обряд – девичник, накануне свадьбы является символом прощания с беззаботной молодостью. Дарение подругам лент из косы символом прощания с девичьей красотой. Праздники и обряды имели регулярное значение и придавали ритмичность в жизни человека. Они являются плодом творчества каждого народа и имеют свой неповторимый колорит. Способы восприятия и усвоения новыми обычаями и традициями. Можно отнести художественное сценическое произведение к эстетической фольклорной основе, в которой должны быть отражены основные черты первоисточника, в том числе многообразность – символические и художественные образы. Хоровод - обряд, как хореографическое сценическое произведение всецело отвечает этим задачам. Источником для разработки его художественной и драматургической основы, являются материалы и научные исследования по этнографической культуре народа, изучение традиций и обычаев фольклорных первоисточников, образцов народного, музыкального, поэтического, танцевального и прикладного искусства. Обряды смыкаются с искусством, в связи с этим художественную основу сценического обряда составляет синкретическое единство следующих элементов: музыкальное и поэтическое творчества, пластика и движение, художественное оформление и обрядовая атрибуция. Создавая хоровод – обряд, как сценическое произведение на традиционной основе народного обряда, следует выполнять его основные компоненты. 1. Образный – отразить эмоциональный образный строй народного обряда, выделить наиболее общие и типичные черты, обработать исходный материал. Одним из способов обработки является стилизация. Стилизация – это создание по мотивам первоисточника в качественно отличительной форме. 2. Действенный или динамический, драматургия хоровод – обряда, должна способствовать образно – символическому художественному воплощению обрядового действия средствами хореографического искусства. Возможность раскрытия содержания первоисточника в определённый отрезок сценического времени. Строится на основе принципа в драматургии сюжетного танца по аналогии с игровым хороводом. 3. Музыкально – вокальный: а) народные песни и мелодии (ритмическая, образная, эмоциональная основа). Возможно использование вокальных данных самих исполнителей. б). Музыкальное произведение на народной основе созданной композитором или обработкой первоисточников. I. вариант: В музыке присутствует иллюстративность, программное начало, то есть она образно близка хореографическому действию, где исполнители выступают в роли конкретных персонажей, в конкретной обстановке. II. вариант: Музыка выражает эмоционально-психическое состояние человека или характеризует внутренне содержание действия (например весь пред свадебный обряд «девичник» проникнут эмоцией грусти, прощания с девичеством и переходом в другое жизненное качество). 4. Вербальный или речевой. В хороводах, которые были составной частью любого обряда, музыки, песни, действия, движения и слова находились в органической связи. Для современного человека поэзия представляет собой историческую ценность, и поэтому, возможно использование слова звучащего на сцене, а также прямое общение со зрителем. 5. Вещественно – символический. Символ (от греческого предмет действия). Служит условное обозначение, какого либо образа, понятия, идеи. Символика основа любого народного праздника, обряда, и представляет собой целостный комплекс обрядовых реквизитов, декораций, нарядов и т.д. Нужно помнить, что каждый символ связан с конкретной ситуацией. Циклы хоровода У древних русских писателей слово «хоровод», связано не только фонетически, но как - будто по смыслу с греческого «Xoros», латинского «horos olusere» Но главный аргумент самобытности славянского хоровода заключен в самом характере исполнения, в содержании и формы танца – действия в степени его взаимосвязи с жизнью и бытом народа. Значение хороводных, русских плясок и игровых очень велико, они отражали события общественной жизни, воспитывали народный вкус, развивали чувство меры и взаимодействия. Первоначальная классическая форма русского хоровода представляет собой совокупность пластики, тоники и ритма. Хоровод был и есть игровым, всегда сюжетным, массовым, фигурным танцем, способным принимать любые песенные ритмы. Хороводный танец – это торжественно – плавные, округлые и стройные телодвижения, осмысленно приспособленные к поэтическим песенным образам. Если хоровод совершался без песни, то в отдельных движениях его и общем меняющемся риске бывало заключено содержание действия. Рисунки общепризнанных хороводных положений достаточно ярко приведены в описании Богородицкого игрища «Завивание венков», где обычные характерные фигуры удачно приурочены к определенному сюжету. В хороводах главенствовали девушки. Наиболее следует считать те хороводы, которые знаменовали времена года. Они – то и являлись вместе с человечеством из глубины веков и вместе с ними эволюционировали. ВЕСЕННИЙ ЦИКЛ Хороводы весеннего цикла, делились на: «Мартовские», «Радуницкие», «Георгиевские» и «Троицкие». Марковские хороводы начинались приблизительно с конца первой половины, иногда с вербного воскресенья и продолжались до красной горки. Ранние «мартовские» хороводы, относившиеся к севу яровых, водились главным образом на юге России. Весенним хороводам предшествовала игра «Горшки». Хороводы красной горки, другими словами «Радуницкие» праздновались на пригорках и холмах. «Юрьевские» или «Георгиевские» хороводы включали в себя все весенние игры с добавлением игр, приуроченных к выгону скота. О семейных взаимоотношениях. ЛЕТНИЙ ЦИКЛ К летнему циклу относились: «Всесвятские, Ивановские, Петровские, Пятницкие, Ильинские». Летняя эпопея славян целиком посвящалась, ярили – солнцу. Три дня «Всесвятских» хороводов, как и следовавший после Купалы период «Петровок, Ильинки, Пятницы» и Успенского празднования. Другими словами: «купальские» игрища давали зарядку на все лето. Ни один из летних хороводов не праздновался более трех дней, что объяснялось занятостью народов на полевой страде. Летние же хороводы в самых едких случаях исключали мужское участие, носили характер иронический, веселый, порой саркастический, сюжеты их были более реальными, затрагивали насущные, житейские темы. «Ивановские» хороводы длились 2 дня. Игрища этих бурных празднований не обходились без кругового действия. Или обычно и начинался этот праздник о женском хороводе в честь Купалы, упоминается, что накануне Иваново дня женщины, опоясавшись чернобыльником, зажигали огни, плясали возле них, пели, воздавая поклонение дьяволу. За «ивановскими» хороводами следовали «петровские». Эти хороводы совпадали с самым горячим рабочим временем и не редко с палящей жарой. Не поэтому ли они водились вечерами и ночью в продолжение месяца до первого спаса. О «Пятницких» хороводах повсюду говорится, что их водили почти в одно время с «Петровским». К «Пятницким» хороводам или «Пятницким гуляньям» стали приурочиваться различного рода торги и ярмарки. Они выражали торжество, изображали ярмарку. Что касается «Ильинских» хороводов – они не были ни ликованиями народными, ни праздничными гуляниями – это были короткие передышки в пору тяжелой июльской страды. «Августовские» или «Успенские» хороводы, относящиеся к одному циклу с «Ильинскими», были окончанием полевой и огородной страды, окончание жатвы и преддверие осенних свадеб. В «Ильинскими» начинались уборки хлеба, «успенскими» - завершалось. ОСЕННИЙ ЦИКЛ С 15 августа по свидетельству народных календарей и месяцесловов, начинались осенние хороводы. В городах и селах «Семенинские», «Капустянские», «Покровские». «Покровские» и «Семенинские» хороводы, продолжались с 1 по 8 сентября (бабье лето). Деревенские женщины с сентября садились на пряслицы и веретена, пряли и трепали пеньку, ткали узкий холст. Осенний цикл, как правило, строился на темах и сюжетах семейно – бытового характера. «Семенинские» хороводы были интимны, и крестьяне, собирались на такие вечера, не таясь, беседовали друг с другом о своей горькой жизни. Последними сентябрьскими хороводами были «Капустянские» (с 14 сентября и плюс 2 недели). За это время нарубался весь запас собранной капусты, после чего следовали угощения и хороводы. «Покровские» хороводы, посвящались главным образом, двум темам: свадебным и обработкам льна. Недаром народ говорил: «придет покров, девке голову покроет», или «в октябре – то бабам и работа, что льном приспевать». На «Покровских» хороводах «кума» была главным действующим лицом. Хороводы этого периода проникнуты особым форматом природы и уклада русской жизни. «Катеринские» хороводы имели отношение исключительно к осенним свадьбам. Почти во всех хороводах этого периода (песнях) встречалось имя Катерина. ЗИМНИЙ ЦИКЛ С декабря зима вступила в свои права. Начинались зимние затеи, почти такие - же бурные, как и летние в период Купалы, но только более разгульные. Зимние прогулки, включавшие хороводные игры, следует делить на 2 периода: колядка и масленица. I. Колядка делится на 4 категории: 1. «Зазимки» или «Никольщина» - преддверие коляды; 2. Коляда; 3. «Васильевская»- новогодняя или так называемая богатая коляда; 4. Крещенская или постная коляда II. Второй период полностью именовался масленицей или сырной неделей. «Зазимки», связанные по времени с зимним солнцестоянием, отмечались в неофициальном народном календаре. О «Никольских» в народе говорили: «Никольщина» красна пивом да пирогами. Этот период более всех других насыщен развлечениями и играми, зачастую житейского и прозаического характера. На смену «Никольским» шла коляда. Все «колядские» хороводы водились под специфические песни. Коляда, связанная с зимним солнцеворотом, безусловно, должна быть причислена к категории земледельческих праздников. «Васильевская» или «новогодняя» коляда и следующая за ней, «Крещенская», сохраняли названия «Святок». В крещенские святки днём улицы бывали, пусты, не было слышно песен. Молодые и взрослые собирались вечером в избы послушать сказки, были и небылицы старых бабок и дедов. Масленица следовала за свадебными неделями. Масленица начинается за 8 дней до Великого поста. Русская масленица имела узаконенную трёхчастную «симфоническую» форму. Встреча начиналась на улице с утра. «Заигрыш» начинался с дневных угощений блинами, пряженцами, оладьями - словом, блюдами, которые ассоциировались с солнцем. «Лакомка»- включал в себя, главным образом, угощение блинами. Здесь ходили по гостям. «Разгул»- это был предел веселья и забав. |