Курс лекций, прочитанньїх в Национальной юридической академии Украиньї им. Ярослава Мудрого Харьков факт 2001
Скачать 3.06 Mb.
|
Для перехода к позитивному строю Конт предлагал создать в Париже предварительное духовное правительство из 30 ученых, представляющих разные науки и страны. После соответствующей подготовки неимущие классы столицы, просвещенные учеными, изберут диктаторов и облекут их высшей властью. Цель диктаторов — перевоспитание всех классов в позитивном духе. Затем перевоспитанное общество организуется в социократию. В конечном счете все человечество, создав около 500 социократии, объединится во Всемирную федерацию со столицей в Париже. И тогда полностью осу-248 дествится принцип, основание и цель общества — «любовь как Яринцип, порядок как основание, прогресс как цель». Исчезнут и агрессивные войны как пережиток «военного быта», враждебные промышленному строю. О.Конту принадлежит проект новой всемирной позитивной религии, основанной на признании внешнего единства человечества и подчинения мировому порядку. Предметом почитания позитивной религии является не Бог, а человечество, теология (богословие) сменится социологией, а теократия — социократией. Жрецами позитивной религии станут ученые и артисты (сотрудничество ума и чувства). Учение Конта оказало значительное влияние на философскую и политическую мысль. Большинство его учеников превозносили религиозно-политическую идеологию позитивизма. Ими были созданы позитивистские церковные общины во Франции, Англии, Чили. В Бразилии позитивизм был признан официальной религией. На ее государственном флаге были начертаны слова Конта «порядок и прогресс». Появление позитивной философии Конта повлияло и на возникновение юридического позитивизма. В результате революций в развитых странах Европы были проведены преобразования правовых систем, особенно частного права, регулировавшего новые товарно-денежные отношения. Основные принципы гражданского общества воплотились в действующем позитивном праве. Этим были обусловлены отказ большинства теоретиков права от идей естественного права и их критика. То и другое нашло выражение в юридическом позитивизме, выступавшем против дуализма права (существование рядом с позитивным правом более высокого по своему значению права естественного). Отождествление права с законом имело четко выраженные идеологические и практические цели. Оно было направлено против оценки и критики действующего права с позиций естественного права, сохранявшего романтические иллюзии минувших революций. В поле зрения юридического позитивизма — не предписания разума, не исторически сложившийся обычай, а закон, нормативный акт, установленный властью. Происхождение закона, причины его принятия выводились за рамки правоведения. Юридический позитивизм утверждал непоколебимость новых буржуазных политических и правовых институтов. Одним из первых представителей юридического позитивизма был ученик Бентама, английский правовед Джон Остин (1790— 1859 гг.).1 1 Остин Джон читал курс правовых учений в Университетском колледже (Лон-Дон). два Года изучал в Германии римское и гражданское право под руководством Пухты и Савиньи. Самые известные работы Остина: «Определение области юриспруденции» и «Лекции о юриспруденции, или Философия позитивного закона» (1832 г.)- 249 Право в наиболее полном виде, считал Остин, включает в себя совокупность «законов природы» (или «право, дарованное Богом»), выступающих мерилом всего человеческого, и законы, установленные одними людьми для других. Последних — два вида. Одна их часть устанавливается повелениями суверена и называется позитивным правом, другая — правилами морали («позитивная нравственность»). Предметом юриспруденции является исключительно позитивное право («право в простом и узком смысле»). Право это — «повеления суверена». Его источником является, таким образом, суверенная власть, осуществляемая «политически господствующими людьми, пишет Остин, — ...верховное, основанное на подчинении, правление в независимых государствах и независимых политических обществах». Повеление и обязанность у него — взаимосвязанные понятия: «там, где есть обязанность, имеется повеление, и там, где выражено повеление, наложена обязанность». Принуждение и повиновение есть санкция. Другими словами, поясняет Остин, «повелением или обязанностью считается то, что влечет за собой санкцию или принуждение к повиновению в случае неисполнения». В таком значении позитивное право — совокупность норм, созданных людьми, обладающими политическим господством, или частными лицами, реализующими свои правомочия. В таком понимании право — приказ власти, обращенный к управляемому, обязательный для подчиненного под угрозой применения санкции в случае невыполнения приказа. Для юриспруденции первостепенное значение имеет и формальная логика, «логика правовых конструкций». Вне позитивного права, по Остину, — правила, установленные лицами и учреждениями, не являющиеся суверенами и правила морали (правила, установленные общественным мнением, в т.ч. нормы международного права, законы чести, правила этикета, моды и т.п.), следовательно, эти правила и вне предмета юриспруденции. Наилучшей формой права Остин, как и Бентам, считал кодексы. Однако в отличие от своего учителя он признавал частью права судебные прецеденты, поскольку, по его мнению, решения судей в Англии получают нормативно-правовой характер с молчаливого согласия суверена. Потребность в судебном правотворчестве, пояснял Остин, порождена существующей неполнотой статутного права, которую желательно устранить кодификацией. Таким образом, место критики феодального права с позиций естественного права заняла апология нового действующего позитивного права, действий самого государства. Теоретики юридического позитивизма не воспринимали концепций прав человека, правового государства, стремясь к закреплению и совершенствованию правовой оболочки развивающихся капиталистических отношений. Итак, основные направления западноевропейской политико-юридической мысли в первой половине XIX в. — либерализм, социализм, позитивизм — существенно обогатили и разнообразили содержание 250 и направленность учений о праве и государстве. Их эволюция во второй половине XIX — в XX вв. подтвердит плодотворность либе- ральных идей, ограниченность юридического позитивизма как нормативизма, толкования законодательства и — несостоятельность практики социализма (в СССР и Восточной Европе). ЛЕКЦИЯ XVIII. ПРОЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ В РОССИИ И УКРАИНЕ в первой половине XIX в. 1. Проекты государственных преобразований М. Сперанского и контрпроект Н. Карамзина. 2. Проекты конституции декабристов: Н. Муравьев, П. Пестель. 3. Проект славянского союза Ки-рилло-Мефодиевского товарищества. Н. Костомаров, Т. Шевченко, Г. Андрузский. 1. ПРОЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ М.СПЕРАНСКОГО И КОНТРПРОЕКТ Н.КАРАМЗИНА В начале XIX в. Россия значительно отставала от "передовых европейских государств, строивших гражданское общество, промышленную экономику. В стране накапливались социальные противоречия, особенно между помещиками и крепостными крестьянами. Существование самодержавия и крепостничества, социально-экономическая отсталость России сужали условия либеральных преобразований, усиливали позиции консерватизма. Углубляющийся кризис самодержавно-крепостнического строя на фоне европейских политико-правовых достижений привел к организации тайных обществ и выступлению декабристов в 1825 г. С воцарением Александра I, обещавшего управлять народом «по законам и по сердцу своей премудрой бабки» (т. е. Екатерины II), в России ненадолго складывается обстановка, благоприятствовавшая появлению у либеральной части дворянства реформаторских проектов государственных преобразований. По заданию царя ряд проектов усовершенствования строя империи подготовил молодой и талантливый мыслитель Михаил Сперанский (1772— 1839 гг.). ! 1 Сперанский Михаил Михайлович родился во Владимирской губ. в семье духовного служителя Третьякова. После окончания духовной семинарии, где получил «прозвание» Сперанский (от лат. Speranto — надежда), преподавал в Петербургской духовной академии. В 1823 г. становится ее ректором. Затем служил у генерал-прокурора. Был приближен Александром I ко двору, становится государственным секретарем. В 1802—1804, 1809 гг. подготовил ряд проектов государственных преобразований. Придворные интриги и недовольство его реформаторской деятельностью привели в 1812 г. к его отставке и ссылке. В 1816 г. Сперанский получил назначение губернатором Сибири. После возвращения в столицу возглавил составление Свода законов Российской империи, завершенного за 4 года и изданного в 45-ти томах. 251 В записках и проектах 1802 —1804 гг. Сперанский опирается на глубокие познания в политических теориях античных и современных ему европейских мыслителей. Целью любого государства он считал обеспечение безопасности личности, собственности и чести каждого. Первостепенное значение придавал не форме правления («внешнему образу правления»), а ограничению силы правительства «равновесием сил народных» («внутреннему образу правления»). С этих позиций резко критиковал общественный и государственный строй России, рабство крепостных крестьян — половины населения страны. Предлагал провести отмену крепостничества в два этапа, ибо быстрое освобождение крестьян может побудить их «обратиться к некоторому роду кочевой жизни». По мнению Сперанского, следует сначала урегулировать законом крестьянские повинности, отношения крестьян и помещиков, а затем представить крестьянам право свободного перехода от одного помещика к другому. Россия, писал Сперанский, в своем историческом развитии прошла три ступени: в Средние века — удельщина, в Новое время — абсолютная монархия, а в настоящее время вступила в промышленное состояние, которое требует конституционного ограничения верховной власти, предоставления гражданских и политических прав всем подданным. Он предлагал путь реформ «через правительственные законы», жалованные императором народу. Конституционная монархия в России — путь от феодального правления к республиканскому, «она имеет прямое направление к свободе». Его «План государственных преобразований. Введение к уложению государственных законов» 1809 г. предусматривал существенные изменения общественно-политического строя России. Во-первых, цель реформ Сперанский видел в том, чтобы «правление, досель самодержавное, поставить и учредить на непременном законе». Автор «Плана» стремился преодолеть неразрешимое противоречие — соединить самодержавие с законом, видя в этом путь к конституционной монархии по типу английской. Для этого формулировал условия: «облечь правление самодержавное всеми, так сказать, внешними формами закона, оставив в существе его ту же силу и то же пространство самодержавия». И в то же время «учредить державную власть на законе не словами, но самим делом». Это условие государственных реформ Сперанский связывал с функциями самого закона: защитой безопасности и собственности граждан. Все постановления, коими государство управляется, пишет он, исходят от одного начала — «не делай другим того, чего не желаешь себе». Понятие закона не должно распространяться на все постановления, но лишь на постановления законодательной власти. Другими словами, важное условие государственных преобразований он видел в придании постановлениям державной власти характера правовых законов в подчинении ее конституции. Коренные государственные законы, по Сперанскому, составляют предмет конституции, закрепляют образ правления, гражданские 252 й политические права подданных. Органические законы определяют устройство самой державной власти и государства. Гражданские законы «учреждают отношения лиц между ними». Все другие акты, регулирующие порядок исполнения законов, должны строго соответствовать последним. Таким образом, преобразование правовой системы у Сперанского рассматривается непременным условием всех других государственных преобразований. Порядок в государстве охраняется законом. Во-вторых, «сила установлений» в «Плане» связывается с устройством самой державной власти («второе устройство»), связанной с ее разделением на законодательную, исполнительную и судебную. Законодательная власть, полагает автор «Плана», должна быть так устроена, чтобы «не совершать своих положений без державной власти, но иметь свободу мнения и выражать мнение народное». Для составления законов и «взыскания отчета о всех уставах и учреждениях» предлагалось создать Государственную думу, работающую в сессионном режиме. По-видимому, этот законодательный орган мыслился двухпалатным: нижняя палата — Государственная Дума, верхняя — Государственный Совет. «Законы предлагаются правительством, уважаются (т.е. обсуждаются и принимаются) в Думе, утверждаются государем». Думе представляются отчеты министров, она устанавливает новые подати, налоги и повинность. «Никакой новый закон не может быть издан без уважения Думы». Срок ее действия «определяется количеством дел, ей предлагаемых». Состав Государственного Совета мыслился Сперанским частично избираемым, частично назначаемым монархом. Он заседает под председательством царя, обладает правом законодательной инициативы. В то же время, в Госсовете «все действия порядка законодательного, судного и исполнительного в главных их отношениях соединяются и через него восходят к державной власти (т.е. монарху) и от нее изливаются». «Порядок законодательный» по «Плану» составляет вертикальная система представительных органов: волостных, окружных, губернских дум. Исполнительную власть осуществляет система органов управления: волостных, окружных, губернских и министерства. По тому же принципу строится и судебная система, завершающаяся «высшим судилищем для всей империи — Сенатом». Волостной суд мыслился как «мирской суд», в окружном (суд первой инстанции) предполагалось введение суда присяжных. Так в трех властях воплощается «обращение к закону, воле и исполнению». В-третьих, только в преобразованном государстве, по Сперанскому, возможно наилучшим способом обеспечить права подданных — права политические, «определяющие степень их участия в силах государственных», и права гражданские, «определяющие степень их свободы в лице и имуществе». В духе Ш.Монтескье, Б.Констана он пишет о политических правах как условии «твердого положе- Я5Я 1 I ния» гражданских прав — «суть первое и неотъемлемое достояние всякого человека, входящего в общество». «План» называет три класса в России: дворянство; купечество, мещанство и проч.; «крепостные люди» и определяет их права. «Права гражданские общие» (никто не может быть наказан без суда, каждый только по закону (или договору) обязан нести личную службу или вещественные повинности; право на собственность) должны принадлежать всем подданным. «Права гражданские особенные» должны принадлежать тем, «кои образом жизни и воспитания к ним будут приуготовлены», т.е. только собственникам. К политическим правам Сперанский относил «участие в силах государственных: законодательной, судной и исполнительной». Этими правами наделялись лишь собственники. Что касается крепостных, помещичьих крестьян, то они не владели ни гражданскими, ни политическими правами. Автор «Плана» отдавал себе отчет в несовместимости крепостничества с цивилизованной государственностью и уповал на «действительные меры» его уничтожения. Проекты Сперанского вызывали резкое неприятие их реакционным дворянством и их реализация растянулась во времени. Так его предложения по «устройству порядка законодательного», ограничению верховной власти законом начали воплощаться в России лишь через сто лет. Немалую роль в отставке и опале Сперанского сыграла «Записка о древней и новой истории России» (1811 г.) придворного историка и писателя Николая Карамзина (1766—1826 гг.).1В «Записке» критиковались попытки реформ и предлагаемые новшества по инициативе Сперанского. Н.Карамзин резко осуждал какие бы то ни было попытки учреждения конституции, хоть в чем-то ограничивающих власть царя в такой обширной империи, как Россия. «Что кроме единовластия неограниченного, может в сей махине производить единство действия?» Он считал опасным ставить закон выше государя, противопоставлять монарху какие-либо учреждения или разделять власти. «Две власти в одной державе суть два грозные льва в одной клетке, готовые терзать друг друга». Примерами истории Карамзин стремился доказать, что «Россия гибла от разновластия, а спасалась мудрым самодержавием». Последнее представало в.его «Записке» движущей силой русского исторического процесса. Как и М.Щербатов, он отстаивал привилегии дворянства, был противником отмены господской власти над крестьянами. Не воспринимал историк и теорию естественного права, а идее естественного равенства людей противопоставлял свое суждение: «в государственном общежитии 1 Карамзин Николай Михайлович родился в Симбирске, в семье помещика. В молодости много путешествовал, встречался с И.Гете, слушал речи Ж. Дантона и др. французских революционеров, знал М. Робеспьера. В 1803 г. получил официальное звание историографа. Автор 12-томной «Истории государства Российского» (1816—1829 гг.), сентиментальных повестей. 254 право естественное уступает гражданскому». Вместе с тем, «Записка» содержала серьезную критику действительности и требовала улучшения работы всего государственного аппарата. Это и стало причиной того, что, кроме царя, она осталась неизвестной для современников. |