Курс лекций, прочитанньїх в Национальной юридической академии Украиньї им. Ярослава Мудрого Харьков факт 2001
Скачать 3.06 Mb.
|
Гражданское общество, пишет Чичерин, есть совокупность частных отношений между лицами, управляемых гражданским или частным правом. Человеческое общежитие включает в себя четыре союза: семейства, гражданское общество, церковь и государство. Интересы отдельных лиц и союзов регулируются правом, устанавливающим формальную сторону общежития, границы их интересов. Личность не поглощается союзами, как общество не поглощается государством, хотя находится в его подчинении — «на индивидуализме зиждется гражданское общество, централизм составляет принадлежность государства». Гражданское общество в своем историческом развитии проходит три ступени: порядок родовой, сословный, общегражданский, сохраняющий различие интересов, но устанавливающий единство закона для всех. В государстве идея человеческого общества, считал Чичерин вслед за Гегелем, достигает высшего развития. Государство, по его учению, есть союз свободного народа, связанного законом в одно юридическое целое и управляемое верховной властью для общего ' блага. Основными началами, элементами государства являются: власть, закон, свобода и цель. Государство, этот «верховный человеческий союз», призвано устанавливать и охранять нормы права, удовлетворять все материальные и духовные интересы общества. Граждане, обладая политической свободой, должны стать участниками, особенно через представительные учреждения, государственной власти. Без политической свободы, утверждал ученый, личная свобода лишена гарантии: «Пока власть независима от граждан, права их не обеспечены от произвола...» Через призму прав и свобод личности Чичерин анализировал различные формы правления — монархию, аристократию, демократию и смешанную, (преобладающее начало каждой из них). Идеалом он считал смешанное правление, высшей стадией развития идеи государства — конституционную монархию, где достигается идеальное единство: «Монарх представляет начало власти, народ и его представители — начало свободы, аристократическое собрание — постоянство закона, и все эти элементы, входя в общую организацию, должны действовать согласно для достижения общей цели». Демократия, по мнению Чичерина, никогда не может быть идеалом человеческого общежития: она дает преобладание наименее образованной части общества. «Умственное движение» же всегда и везде 302 исходит от средних классов. К тому же, «демократия похожа на абсолютизм в том отношении, что очень любит бюрократию и централизацию». Теория конституционализма Чичерина расходилась с порядками самодержавной России. Он был уверен: «Для того, чтобы Россия могла идти вперед, необходимо, чтобы произвольная власть заменилась властью, ограниченной законом и обставленной независимыми учреждениями». Отрицательно относясь к самодержавию и его политике, он связывал свои надежды лишь с продолжением самоограничения абсолютной власти, с подготовительными мерами перехода к конституционной монархии, реформами. В «Задачах нового царствования» (1898 г.) ученый выражал тревогу по поводу появления «целой либеральной программы врачевания общественных зол»: требования свободы печати, возвращения политических ссыльных, административных реформ, улучшения положения крестьянства, дарования политических прав, отмены чрезвычайных мер и др. Чичерин убежден: «либерализму придет свой черед, когда успокоятся умы и водворится порядок», российское общество не созрело для учреждения парламента, политических свобод («политическая свобода может быть отдаленным идеалом русского человека»). Насущную потребность мыслитель видел в установлении живой связи между правительством и обществом. Эту цель, по его мнению, может выполнить «приобщение выборных от дворянства и земства к Государственному совету», путем создания двухпалатного законосовещательного собрания. Мода на либеральные идеи, считает Чичерин, породила три вида либерализма: уличный (он «хлопает всякому беззаконию», «всех своих противников считает подлецами»), оппозиционный, в котором нет требований позитивных действий, а присутствует только «наслаждение самим блеском оппозиционного положения», охранительный, придающий свободе позитивный смысл. Сущность последнего состоит, согласно концепции ученого, «в примирении начала свободы с началом власти и закона». Идеальным ему представлялись «либеральные меры и сильная власть». Таким образом, охранительный либерализм Градовского и Чичерина обосновывал необходимость реформ политической жизни в России, стремился соединить передовые европейские политико-правовые идеи с российской действительностью, добиться государственных преобразований «сверху» и тем самым предотвратить нарастание революции в империи. Вторая половина XIX в. знаменовалась появлением и небывалым размахом в России народничества, возглавляемого разночинной интеллигенцией. Значительный вклад в народническое движение, теорию «русского социализма» внесли их теоретики А.И.Герцен и Н.Г.Чернышевский, оказавших большое влияние на несколько поколений революционно настроенной молодежи. 303 Приоритет в разработке теории общинного (народнического, крестьянского) социализма принадлежит Александру Герцену (1812 —1870гг.)1. Каковы основные пункты герценовского видения государственно-правовых проблем? Во-первых, Герцен воспринял сельскую общину как основу, фундамент здания будущего «русского социализма. Она спасала Россию. «Община спасла русский народ от монгольского варварства, от выкрашенных по-европейски помещиков и от немецкой бюрократии. Общинная организация, хотя и сильно потрясенная, устояла против вмешательства власти; она благополучно дожила до развития социализма в Европе». Эту историческую устойчивость крестьянского мира обеспечили три общинные начала: право каждого на землю; общинное владение ею; мирское управление. Главный недостаток общины Герцен усматривал в поглощении личности общиной. Задачу видел в том, чтобы соединить права личности с общинным устройством. Такое развитие позволило бы избежать капитализма и прямо перейти к социализму. Во-вторых, способы осуществления социальной революции Герцену виделись как мирные, так и насильственные. «Мы не верим, что народы не могут идти вперед иначе, как по колена в крови; мы преклоняемся с благоговением перед мучениками, но от всего сердца желаем, чтобы их не было». Он отвечал на возражения Чернышевского: Русь надо звать не «к топору», а к метлам, чтобы вымести грязь и сор, скопившиеся в стране. Хотя допускал возможность насильственного ниспровержения капитализма: «Сколько социализм не ходит около своего вопроса, у него нет другого разрешения, кроме лома и ружья». Но главное — Герцен впервые в российской социалистической литературе высказал идею созыва всенародного бессословного Земского собора — Учредительного собрания для законной борьбы против самодержавия. «Каково бы ни было первое Учредительное собрание, первый парламент, мы получим свободу слова, обсуждения и законную почву под ногами». В нем мыслителю виделись «вороты отворенные», «вольный парламент четвертого сословия». Эта идея будет подхвачена первыми российскими политическими партиями левого направления. А.Герцену было ясно также, что революционным насилием можно упразднить самодержавие и остатки крепостничества, но 1 Герцен Александр Иванович родился в помещичьей семье. В 1833 г. окончил физико-математическое отделение Московского ун-та, увлекся идеями западноевропейских социалистов. Был арестован, отбывал ссылку. В 1842 г. возвратился в Москву. Вместе с В.Г.Белинским защищал революционный путь преобразования России, примыкал к западникам. В 1847 г. уехал за границу. Был участником революции 1848 г. в Париже. С 1852 г. жил в Лондоне. Основал «Вольную русскую типографию», издавал альманах «Полярная звезда» и газету «Колокол», ставшие трибуной «русского социализма». Перу Герцена принадлежат многочисленные публицистические, философские и художественные произведения. В 1919—1925 гг. его собрание сочинений было издано в 22 томах. 304 нельзя построить социализм: «Насилием можно разрушать и расчищать место — не больше». Новые формы жизни должны унаследовать все лучшее в прошлом, «все элементы современной деятельности и всех человеческих страстей». В-третьих, в теории «русского социализма» Герцена проблемы государства, права, политики рассматриваются как подчиненные социальным и экономическим проблемам, как отжившие институты общественной жизни. «Собственность, семья, церковь, государство были огромными воспитательными формами человеческого освобождения и развития — мы выходим из них по миновании надобности». Государство, пишет Герцен, — форма, через которую проходит всякое человеческое сожитие, принимающее значительные размеры. «Государство не имеет собственного определенного содержания — оно служит одинаково реакции и революции — тому, с чьей стороны сила...». Из того, что «государство — форма преходящая, — делает вывод Герцен, — не следует, что эта форма уже прешедшая...». В-четвертых, наилучшей из форм организации человеческого общежития он считал социальную республику. Будущее общество мыслилось ему как «федерально-коммунальная жизнь» самоуправляющихся коммун. Идеал общества — коллективная собственность и солидарность, братство и любовь ко всем. Постепенность, проповедь, «равно обращенная к работнику и хозяину, к земледельцу и мещанину» ради сохранения личности, культуры, достижений цивилизации — в этом Герцен видел смысл социально-экономического переворота. Другой теоретик и пропагандист «русского социализма — Николай Чернышевский (1828—1889 гг.)1 в отличие от Герцена призывал во время реформы 1861 г. к крестьянскому бунту («Барским крестьянам»). В последующих работах доказывал необходимость сохранения общины и ее развитие в более высокую организацию. Развивая идеи Фурье в своей статье «Капитал и Труд», излагал план организации производственно-земледельческих товариществ. В спорах с Герценом Чернышевский расходился с ним во мнениях по отдельным вопросам, но соглашался с общей сформулированной «Колоколом» целью: «Великая задача, разрешение которой ложится на Россию, заключается в развитии народных элементов путем органиче- 1 Чернышевский Николай Гаврилович родился в семье священника. Учился в Саратовской духовной семинарии и на историко-филологическом отделении Петербургского ун-та (1846—1850 гг.). Находился под влиянием Герцена, Белинского, идей западноевропейских социалистов. С 1854 г. начал сотрудничать в ж-ле «Современник». Защитил магистерскую диссертацию по эстетике. За призывы к крестьянскому бунту был заключен в Петропавловскую крепость, в 1864 г. осужден на 7 лет каторги. Однако только в 1889 г. ему было разрешено вернуться в Саратов. Перу Чернышевского принадлежат публицистические, философские, экономические, исторические, художественные произведения. Полное собр. соч. впервые было издано в 1939—1953 гг. в 16-ти томах. 305 ского освоения науки об обществе, выработанной Западом». Однако либеральные теории и развивающийся конституционализм на Западе, провозглашение прав и свобод человека, по мнению мыслителя, являются всего лишь призраками для простых тружеников. В своей публицистике, исторических и философских работах Чернышевский обосновывал невозможность для современной России пути реформ. Самодержавие с его бюрократическим аппаратом он определял как «дурное управление», «самодурство», «азиат-стео», породившее крепостничество, а теперь пытающееся изменить лишь его форму. В прокламациях к крестьянам, в обращениях и письмах к российским конституционалистам мыслитель представил широкий комплекс предложений и рекомендаций относительно необходимых перемен в устройстве общества и государства: свободная от бюрократического гнета и опеки крестьянская община, местное представительное управление и самоуправление, самостоятельный и праведный суд, ограничение царского самовластия, управление на основе законов. Очевидно, предполагалось существование ответственной перед народом власти, обеспечивающей переход к социализму. Не соглашаясь с Герценом, Чернышевский полагал, что демократия по своему характеру противоположна бюрократии, считал, что администрация в условиях демократии должна находиться в подчинении у жителей того округа, делами которого она занимается. Отстаивал автономность личности в государстве. В будущем обществе, по Чернышевскому, отпадет надобность в государстве. После длительного переходного периода (не менее 25—30 лет), когда социалистический строй возникнет на Западе, новое общество в России сложится в федерацию основанных на самоуправлении союзов земледельческих общин, промышленно-земледельческих объединений, фабрик и заводов, перешедших в собственность работников. Общественная собственность будет дополнена, таким образом, общественным производством с применением машинной техники. В романе «Что делать?» он нарисовал яркую картину будущей жизни и производства. Неверие в конституционные преобразования, парламентаризм, роль законодательства, юридического равенства для общественных преобразований впитывалось в сознание последователей Герцена и Чернышевского. Герценовский «Колокол» и журнал «Современник» воспитали целое поколение радикальной молодежи, народников. Благодаря своему роману «Что делать?» Чернышевский сделался властителем их дум. Таковы основные направления концепций о государстве и праве, сложившиеся во второй половине XIX в. в Украине и России. Либеральные учения оказались малоэффективными в условиях российского абсолютизма. Однако и либералы, и социалисты начали тесно увязывать политические и правовые проблемы с решением социальных задач, предложили альтернативу самодержавию и первона-306 чальному капитализму, великодержавной национальной политике. Их теоретические разработки оказали существенное влияние на развитие теории государства и права в начале XX века. ЛЕКЦИЯ XXI. РАЗРАБОТКА ТЕОРИИ ПРАВА И ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА В УКРАИНЕ И РОССИИ в конце XIX — начале XX в. 1. Разработка теории правового государства (М.Ковалевский, В.Гессен, С.Котляревский, П.Новгородцев, Б.Кистяковский). 2. Разработка теории права: социологические концепции права (С.Муромцев, Н.Коркунов, М.Ковалевский); формально-догматическая концепция Г.Шершеневича; нормативно-этические концепции права П.Новгородцева и Б.Кистяковского; психологическая теория права Л.Петражицкого. Истоки теории правового государства восходят к поискам мыслителей античности принципов взаимодействия личности и государства, власти и права. Утвердившиеся в XVIII в. идеи о свободе и неотчуждаемых естественных правах человека, пределах права государства, верховенстве закона, демократии, разделении властей, преодолении политического отчуждения граждан государства были развиты деятелями европейского Просвещения. Классические формы приобрели доктрина прав человека и гражданина, концепция всесилия разумного закона, доктрина разделения властей, теория представительной демократии и ряд других. По существу одинаковы были идеалы Канта и Гегеля: «Величайшая проблема для человеческого рода, разрешить которую вынуждает его природа, — подчеркивал Кант, — достижение всеобщего правового гражданского общества». В последующем именно немецкая школа права утвердила юридически завершенное понятие «правового государства». В 1829 г. Р.Моль дал ему определение «конституционное государство», которое должно основываться на закреплении в Конституции прав и свобод граждан, на обеспечении судебной защиты личности. Теория правового государства начала активно разрабатываться либеральной мыслью в Западной Европе и США. 1. РАЗРАБОТКА ТЕОРИИ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА (М.КОВАЛЕВСКИЙ, В.ГЕССЕН, С.КОТЛЯРЕВСКИЙ, П.НОВГОРОДЦЕВ, Б.КИСТЯКОВСКИЙ) В России одной из центральных тем либеральной правовой публицистики стало воспитание уважения к праву, изучение и пропаганда достижений западноевропейской теории и государственно-правовой практики. Следуя кантовской теории права, Чичерин определял право как внешнюю свободу человека, определяемую 307 внешними законами как норму свободы. Человек как свободное лицо пользуется правами. Вслед за Гегелем Чичерин отмечал, что первой ступенью человеческого общежития, логическим переходом от личного права к общественному является семья, второй — церковь и гражданское общество. Через призму прав и свобод личности российский мыслитель анализировал влияние на человека гражданского общества и государства. Его теория конституционализма включала учение о гражданском обществе, представительных учреждениях как предпосылках правового государства. Каковы природа, признаки и основные принципы правового государства в доктринах отечественных и российских правоведов в конце XIX— начале XX в.? Известный украинский и российский правовед, социолог, историк и политический деятель Максим Ковалевский (1851 — 1916 гг.)1 считал, что «современная демократия зарождается под непосредственным влиянием событий 1789 года» во Франции и это влияние прослеживается в праве, политической жизни и литературе. По его мнению, при всем разнообразии существующих государственных форм в Западной Европе и США, они «представляют нам один общий тип так называемого правового государства». Для Ковалевского политическая форма государства не является главным фактором, характеризующим конкретное государство. Как и для Драгоманова, главное для него — уровень «политического и гражданского полноправия в нем». Гарантией признания и соблюдения прав личности в правовом государстве служат, считает ученый, организация и деятельность определенных государственных установлений. Сюда относятся: 1) обеспечение политических прав граждан системой народного представительства и местного самоуправления, создающее возможность участия граждан в решении общегосударственных и местных вопросов; 2) судебная ответственность как частных лиц, так и чиновников, превышающих, хотя бы с добрыми намерениями, свои законные полномочия. При этом он ссылается на пример Верховного суда США как «стража конституции». 1 Ковалевский Максим Максимович родился на Харьковщиие. Окончил в 1872 г. юридический фак-т Харьковского ун-та. Подготовку к магистерскому экзамену проходил в Берлине, Лондоне, Париже и Вене. В 1878—1887 гг. — профессор Московского, в 1905—1916 гг. — Петербургского ун-тов. После увольнения из Московского ун-та за политическую неблагонадежность, занимался научным творчеством, читал курсы лекций в Париже, Оксфорде, Чикаго, Сан-Франциско. Был избран депутатом I Государственной думы от Харьковской губ. В 1907 г. избирался членом Государственного Совета от Академии наук и ун-тов. Один из основателей Партии демократических реформ. Наиболее известные произведения Ковалевского: «Историко-сравнительный метод в юриспруденции и приемы изучения истории права» (1880 г.), «Государственное право европейских держав. Курс лекций» (1864—1887 гг.), «Происхождение современной демократии». Т. I—IV (1895—1897 гг.), «От прямого народоправства к представительному и от патриархальной монархии к парламентаризму. Рост государства и его отражение в истории политических учений». Т. I—III. (1906 г.), «Общее учение о государстве» (1909 г.), «Социология». Т. I—II (1910 г). 308 Основных особенностей правового государства Ковалевский выделяет две: во-первых, равенство гражданское и политическое, «участие всех его граждан в разной степени в политической власти»; во-вторых, свобода личного самоуправления и самоуправление общества. На исторических примерах и на примерах передовых европейских государств он иллюстрировал преимущества всеобщего избирательного права, защиты государством свобод личности, ее имущественных договоров, «точного соблюдения правительственной партией существующих законов», соответствия законов конституции государства и др. Другой отечественный юрист и политический деятель Владимир Гессен (1868—1920 гг.)1 полагал, что «родоначальником современной теории правового государства является Монтескье». Именно он в «обособлении властей» усматривал гарантию политической свободы, что нашло закрепление в конституциях передовых европейских государств. В. Гессен также считал, что «современным государством является только демократическое государство», облеченное в форму либо конституционной монархии, либо — представительной республики. «Истинно демократическое, правовое государство, — писал ученый, — не может не быть парламентарным, ибо парламентаризм является высшей формой, венцом конституционного режима». По его мнению, правовое государство с представительными учреждениями осуществляет двоякую функцию: законодательствует («государственная власть является творцом положительного права») и управляет («в пределах им же самим создаваемого права»). При этом господствующая законодательная власть «не может быть ограничена законом», ей подчинены правительственная и судебная власти, ограниченные действующим положительным правом. «Правовое государство в своей деятельности, в осуществлении правительственных и судебных функций связано и ограничено правом, стоит под правом, а не вне и над ним». В «Теории правового государства» Гессен подчеркивал: такое государство предполагает взаимную связанность правом как государственной власти, так и его граждан. «Государство, в лице своей правительственной власти, так же подчинено закону, как каждый в отдельности гражданин». Произвол и бесправие — одно и то же явление, считал ученый. Таким образом, Гессен трактовал правовое государство, в строгом смысле слова, как парламентский строй на началах последовательного демократизма. Подзаконность государственной власти он считал 1 Гессен Владимир Матвеевич окончил Новороссийский ун-т (Одесса). В 1899 г. получил в ун-те звание приват-доцента. С 1896 г. преподавал в Петербургском ун-те и др. учебных заведениях столицы. В 1910 г. стал профессором. Член кадетской партии с 1905 г., депутат II Государственной думы, один из редакторов изданий «Право», «Вестник права». В.Гессен — автор книг «Теория правового государства», «Возрождение естественного права», «О вечном мире» и др. 309 выражением начала обособления властей, а его следствием — «правомерный характер отношений между гражданами и властью», «политическую правоспособность гражданина». |