Курс лекций, прочитанньїх в Национальной юридической академии Украиньї им. Ярослава Мудрого Харьков факт 2001
Скачать 3.06 Mb.
|
Павел Новгородцев (1866—1924 гг.)1 в правовом государстве видел воплощение общественного идеала. Его нравственным источником считал «стремление к единому и обязательному для всех правовому порядку». По его мнению, с конца XIX века, когда правовое государство вступило на путь социальных реформ, государство постепенно лишается своего прежнего величия, заявляет об ограниченности своих сил и делает призыв к факторам нравственным, — «к воздействию общественного мнения, к благотворному влиянию воспитания, к деятельности частных обществ и организаций». Новое государство призвано превратить сословное общество в гражданское, построенное на началах равной правоспособности. Важным принципом правового государства станет сочетание личных, групповых, классовых интересов во имя общего блага. Следующей ступенью правового идеала, полагал Новгородцев, является задача не только обеспечить равенство и свободу между гражданами, «солидарность и единство с другими, но и в отношении к ним государства: сделать право основанием государственной жизни, подчинить праву и государственную власть. Общественный идеал, по Новгородцеву, представляется как «принцип всеобщего объединения на началах равенства и свободы», как «принцип свободного универсализма». Видный теоретик правового государства Сергей Котляревский (1873—1939 гг.)2 в лучших традициях правоведения рассматривал проблему «власть и право» («Власть-и право. Проблема правового государства»). Природа государственного властвования, по мнению Котлярев-ского, «может быть понята только на фоне гораздо более широком, чем тот, который в состоянии дать изолированная наука о государ- 1 Новгородцев Павел Иванович родился в г. Бахмут Екатеринославской губ. в семье купца. Окончил юридический фак. Московского ун-та. С 1896 г. — приват- доцент, а с 1904 г. — профессор Московского ун-та. С 1906 г. был директором Москов ского высшего коммерческого ин-та. Член кадетской партии, депутат I Государствен ной думы. Основные соч. Новгородцева: «Историческая школа юристов, ее происхождение и судьба» (1896 г.), «Кант и Гегель в их учениях о праве и государстве» (1901 г.), «Кризис современного правосознания» (1909 г.). 2 Котляревский Сергей Андреевич — историк, правовед, политический деятель. Родился на Ставрополье в украинской семье. Окончил историко-философский фак. Московского ун-та. Защитил в 1901 г. магистерскую, а в 1904 г. докторскую диссерта ции кафедры всеобщей истории. Экстерном сдал экзамены за курс юридического фак та. Защитил в 1907 г. магистерскую, а в 1909 г. — докторскую диссертации, получил звание профессора государственного права. Член ЦК кадетской партии, депутат I Го сударственной думы. С.Котляревский — автор книг «Власть и право. Проблема правового государства», «Конституционное государство. Опыт политико-морфологического обзора», «Правовое государство и внешняя политика», «Война и демократия» и др. 310 стве». Основой власти, полагает ученый, является сознание зависимости, бесконечно укрепляемое «одновременным переживанием у массы людей». Принуждение при этом «играет ничтожную роль». В ней есть не только зародыш полного порабощения, но она способна стать великой культурно-этической ценностью, и в этом качестве — предпосылкой правового государства, обеспечить высокий уровень правосознания в обществе. Другой предпосылкой правового государства Котляревский называет «равноправие» права и государства, их самостоятельное значение. Это — «две стихии государства», где право не самоцель, но «есть лишь хорошо понятая политика государственной власти». Итак, с одной стороны, государство есть «единственный создатель права», а с другой — «сама государственная власть, создавшая эти нормы, им повинуется». Государственное, а следовательно, народное благо, требует, по его мнению, пределов правового ограничения государственной власти, ибо слабость власти есть смертный грех государства, который менее прощается его руководителям, чем жестокость и произвол». С.Котляревский возражает против отождествления правового государства с конституционным — конституционный строй лишь необходимая его предпосылка. Принципами правового государства («как задании») он называет «верховенство закона и ответственность, связанную с актами государственного властвования — ответственность, которая постепенно расширяется и углубляется». Правовая организация государства требует «действительной ответственности должностных лиц и правильно проставленной административной юстиции». Государство как субъект права признает и других субъектов права, «ставит перед законодателем определенную заповедь — уважение к правовой личности всякого члена государственного целого и союза этих членов»; обеспечение государством свободы и равенства граждан, их социальной защиты, права на достойное существование, воплощение справедливости. От силы — к праву. Таков смысл, по Котляревскому, изменений, «пережитых поколениями людей в государственной организации». Успех этих прогрессивных изменений зависит от определенных условий. Во-первых, ученый считает, что для этого важно не только «приспособить строй и учреждения», но и «обеспечить известное психологическое равновесие», осознание гражданами ценности права, необходимости «любви к праву, борьбы за право». Другими словами, обеспечить наибольшее соответствие между объективным правопорядком и общественным правосознанием. Во-вторых, правовое самоограничение государства имеет свои пределы. Юридический фанатизм не лучше всякого другого фанатизма. По мнению Котляревского, государство должно быть готово жертвовать «в известные минуты» этой любовью к праву, привычкой к правовому укладу во имя обязанностей перед родиной, ответственности за ее 311 безопасность и независимость. В-третьих, смысл верховенства закона в государстве оправдан, когда он справедлив и способ его создания обеспечивает эту справедливость (т.е. соответствие закона праву). Это то мерило права со времени Сократа, без которого нет правового государства. Трактовку государства, как «правовой организации народа, обладающей во всей полноте своей собственной, самостоятельной и первичной, т.е. ни от кого не заимствованной властью», давал правовед и философ Богдан Кистяковский (1868—1920 гг.)1. Природу правового государства, по Кистяковскому, отличают две основные черты: в нем власть ограничена и подзаконна; здесь как некоторые органы власти, так и сам правовой порядок организуются при помощи самого народа. Поскольку власть, пишет ученый в работе «Социальные науки и право», — основной признак государства, его выражение, то наиболее типичным признаком власти в государстве, основанном на господстве права, является ее безличность. «В современном правовом государстве господствуют не лица, а общие правила или правовые нормы». Иначе — в правовом государстве все отношения властвования выражаются и закрепляются в правовых нормах, а лица, облеченные властью, подчинены этим нормам одинаково с лицами, не имеющими власти. Здесь власть не должна являться и не является, согласно Кистяковскому, самобытной силой, могущей в каких-либо случаях действовать несогласно с правом или вне его сферы. Господство права, его действие и сила в правовом государстве не зависят от господствующих политических направлений в стране и в праве. Ко всем признакам власти, полагал ученый, — престижу, обаянию, авторитету, традиции, привычке, силе, внушающей страх, следует присоединить еще один признак — «всякая власть должна быть носительницей какой-нибудь идеи, она должна иметь нравственное оправдание». Это оправдание может заключаться или в величии и славе народа и государства, или в упрочении правопорядка, или в уровне жизни народа, удовлетворении его материальных и духовных нужд'. «Как только власть теряет одухотворяющую ее идею, она неминуемо гибнет». 1 Кистяковский Богдан Александрович — сын известного киевского профессора, теоретика уголовного права А.Ф.Кистяковского. Учился в Киевском (1888 г.), Харьковском (1890 г.) ун-тах на историко-филологическом отделении, на юридическом фак-те Юрьевского ун-та (учеба прерывалась арестами за «политическую неблагонадежность», тюремным заключением и ссылкой в 1893—1895 гг.), на юридическом и философском факультетах Берлинского ун-та. В 1899 г. становится доктором философии. Руководил киевской группой «Союза Освобождения», издавал сочинения М.Драгоманова, с 1906 г. преподавал в Московском коммерческом ин-те, затем стал приват-доцентом Московского ун-та. Редактировал ж-лы «Критическое обозрение» (1908—1909 гг.), «Юридический вестник» (1913—1917 гг.), стал доктором права, в 1917 г. — профессором Киевского ун-та. Основные работы Кистяковского: «Право как социальное явление» (1911 г.), «Проблема и задачи социально-научного познания» (1912 г.), «Социальные науки и право. Очерки по методологии социальных наук и общей теории права» (1916 г.). 312 В правовом государстве, где все отношения властвования выражаются и закрепляются в правовых нормах, «над властью все более приобретает господство правовая идея, идея должного», — пишет Кистяковский. Таким образом, власть призвана превращать с помощью права необходимое в должное, осуществлять «то, что нужно, дорого и ценно всем людям». По его мнению, в этом и состоят задачи и цели государства — «осуществление солидарных интересов людей», общее благо. В то же время, способствуя росту солидарности между людьми, государство, полагал ученый, облагораживает и возвышает человека, дает ему возможность развивать лучшие стороны своей природы и осуществлять идеальные цели. Б.Кистяковский отождествлял конституционное и правовое понятия государства, считая, что «только весь народ... обладает подлинной государственной властью», называл «самым важным учреждением правового государства народное представительство, исходящее из народа». Его законодательство, отмечал ученый, «целиком обуславливает организацию и деятельность государства и его элементов; оно регулирует не только отношение отдельных лиц и целых групп между собой, но и отношение самого государства к гражданам, а вместе с тем и деятельность всех государственных учреждений». Полное единение государственной власти с народом, писал Кистяковский, «осуществимо только в государстве будущего, в народном или социалистическом государстве». Таким образом, ему принадлежит инициатива теоретической постановки вопроса о возможной перспективе правового социалистического государства, как прообразе будущего государства, «которое осуществит социальную справедливость», в противовес несовершенным современным буржуазным государствам. Во взглядах видных теоретиков правового государства ярко проявилась, преимущественно либеральная естественно-правовая, концепция о правах и свободах человека и гражданина. В работе «Государственное право европейских держав» Ковалевский высказал мысль о непрестанном расширении сферы индивидуальной самодеятельности и круга личных прав, происходящем в процессе «постепенной эволюции государства». Это положение связано с концепцией Ковалевского о первичности права и его приоритете над государством: она «не допускает противоречия между государством и правом и видит в первом выполнителя требований последнего. Государство не может поэтому в интересах самосохранения упразднить личные права, так как признание их является таким же требованием общественной солидарности, как установление самого факта государственного общежития». Права человека и их гарантий начинают рассматриваться на конституционном уровне. Ковалевский, подчеркивая высшую юридическую силу конституции, писал: «Конституция и перечисляемые ею публичные права граждан поставлены выше законов», которые новые законы не могут отменить или ограничить. Котляревс- 313 кий отмечал важность для правового порядка правовых законов, воплощающих справедливость, «настоящих прав», ставящих границы государственной власти. Как конституционное, лежащее в основе идеала правового государства, Новгородцев рассматривал требование «единого и равного для всех права». Основные права и свободы человека и гражданина в работах по теории правового государства начинают выстраиваться и обосновываться как система личных, политических, экономических, социальных, культурных прав, делиться на позитивные и негативные права. ♦ В личном праве Чичерин усматривал «истинный корень свободы», «общественное право служит ему только гарантий и восполнением». Положительная сторона личного права (т.е. позитивное право), по его мнению, определяется правилом: «все, что не запрещено законом, дозволено, в силу естественной свободы человека». Отрицательная (т.е. негативное право) — в признании неприкосновенности лица «как в физическом его бытии, так и в духовной его сущности». Кистяковский полагал, что все другие права и свободы, в конечном счете и все гражданские и частные права, оказались бы иллюзий, «если бы в правовом государстве не была установлена неприкосновенность личности». Он считал основным принципом правового государства ограниченность власти, «дееспособности государства» признанием за личностью неотъемлемых и неприкосновенных прав. Но личность остается ограниченной своим подчинением государству, обязанностями гражданина. По Кистяковскому, взаимное ограничение государства и личности приводят к взаимному дополнению друг друга. Признаком правового государства Ковалевский называл право свободного выбора его граждан, личного самоопределения. Сохранение индивидуальности — одна из самых жизненных задач общего интереса, преследуемых государством, писал Котлярев-ский. Новгородцева, Кистяковского тревожил вопрос взаимоотношений личности как безусловной ценности, обладающей разумом и свободной волей и общественной среды, которая всецело может поглотить личность. «Чем яснее мы осознаем, что личность есть незаменимая, неповторяющаяся и своеобразная индивидуальность, — отмечал Новгородцев, — тем ярче выступает необходимость конкретного сочетания индивидуальных различий для достижения индивидуальных целей».
314 дов, право на частную собственность. Чичерин называл собственность «первым явлением свободы», в гражданском обществе отдавал предпочтение «средним классам» у которых «с достатком соединяется труд». ♦ Правовое государство будущего представлялось его теорети кам и социальным. Кистяковский писал, что права на положитель ные услуги со стороны государства будут не только расширены, но и пополнены новыми правами. «Все эти права объединяются в одном общем субъективном публичном праве, именно в праве на достой ное человеческое существование». При этом отмечал: «Цель соци ального развития не в том, чтобы все члены общества превратились в призреваемых, рассчитывающих на милосердие и благодеяние со стороны общества, а в том, чтобы никому не приходилось рассчиты вать на благодеяние». Котляревский был еще более категоричен: «Государство не имеет права оставаться равнодушным к тому, что благосостояние его граждан опускается ниже известного уровня». В работе «Введение в философию права. Кризис современного правосознания» Новгородцев глубоко исследует новое содержание требований свободы и равенства, считая, что государство должно взять на себя заботу об экономически слабых лицах, которые в силу различных причин неспособны к существованию за счет собственных средств. Вот почему, несмотря на то, что задачей и сущностью права является охрана личной свободы, не менее важна и возможность осуществления этой задачи — забота о материальных условиях свободы. Ученый призывал к введению понятия права на достойное человеческое существование в Декларацию прав человека и гражданина и к юридической разработке основных институтов этого понятия в рамках позитивного права. ♦ Культурные права граждан трактовались Чичериным, Кова левским, Кистяковским как право на образование, духовное разви тие, развитие национальной самобытности. Теоретики правового государства рассматривали соотношение и взаимосвязь субъективного и объективного прав, равенство правовых субъектов — личности и государства, соотношение прав и обязанностей. Гессен считал, что «статус гражданства слагается из публичных обязанностей и прав индивида. С другой стороны, для того, чтобы быть в государстве гражданином, субъектом обязанностей и прав, — индивид должен, разумеется, определяться правом государства, ибо свою правоспособность он получает от права». Системе прав, свобод и обязанностей человека и гражданина в теории правового государства соответствует система гарантий — политических, социально-экономических, юридических. В государственном механизме защите прав и свобод Ковалевский первостепенное значение придавал народному представительству, самоуправлению, «подчинению одинаково администрации и законодательства судебному контролю». В своем учении о субъективном праве Гессен важное место отводил «обособлению властей», адми- 315 нистративной юстиции. Котляревский в свою очередь подчеркивал: действительная ответственность должностных лиц и правильно поставленная административная юстиция — «суть в основе требования справедливости, которой должны подчиняться и носители власти, и их действия». Важные условия гарантий личных прав в гражданском обществе, как «поприще человеческой свободы», Чичерин видел в «постановлениях закона, ограничивающих действия властей, и установлениях независимого суда, их охраняющего». Выступая с обоснованием необходимости конституционных реформ в России, теоретики правового государства видели проблему не только в неограниченном самодержавии и других остатках феодально-крепостнического строя. Кистяковский в нашумевшей статье «Культура в защиту права (задачи нашей интеллигенции)» (1909 г.) обратил внимание на незначительную роль права, как «дисциплинирующей системы» в российском обществе, низкий уровень правосознания интеллигенции. Он приходит к неутешительному выводу: здесь «общественное сознание никогда не выдвигало идеала правовой личности». Он чужд и российской интеллигенции — она «никогда не уважала права, никогда не видела в нем ценности». Поэтому, как принцип правового государства его теоретики формулировали требование «возможно большего соответствия между объективным правопорядком и общественным правосознанием. Чичерин связывал надежды с «высоким уровнем политического знания», осознанной свободой, подчиненной власти, закону, порядку, Новгородцев — с «верой в человеческое действие и нравственное долженствование». Путь к господству права Кистяковский видел в господстве закона над всеми частными и групповыми интересами, над партиями и политическими направлениями. «Установить и показать это независимое и самостоятельное значение права» и призвана юридическая наука. |