Главная страница

Курс лекций, прочитанньїх в Национальной юридической академии Украиньї им. Ярослава Мудрого Харьков факт 2001


Скачать 3.06 Mb.
НазваниеКурс лекций, прочитанньїх в Национальной юридической академии Украиньї им. Ярослава Мудрого Харьков факт 2001
АнкорDemidenko_G_G__Istoria_ucheny_o_prave_i_gosuda.doc
Дата04.02.2017
Размер3.06 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаDemidenko_G_G__Istoria_ucheny_o_prave_i_gosuda.doc
ТипКурс лекций
#2101
страница39 из 51
1   ...   35   36   37   38   39   40   41   42   ...   51

Источником и носителем власти в государстве, считал Франко, должно быть большинство общества. Власть и воля его должны со­впадать — только тогда власть приобретает народный характер. Об­щественные и политические институты — это «внешнее проявле­ние», «надстройка производственных отношений и форм данного об­щества»; основой государственно-правовых институтов признавал «способы производства и циркуляции общественного богатства».

В марксистском духе писатель трактовал происхождение обще­ства и государства, верховной власти и господства человека над человеком. По его мнению, сначала голос вождя в общинах значил столько же в «громадских радах», сколько и голос каждого члена общины. Этот период общества он называл периодом «самоуправ­ляющихся и народоуправляющих громад». Для появления полити­ческой власти правители должны были выделиться, подняться над обществом. «Цари, сатрапы и царские прислужники, рыцари и вель­можи — вот те слои общества, которые создали обособленный орга­низм, лишив всех других, даже свободных людей, политического права, участия в управлении государством». К этому «обособленно­му организму» он относил «армию, полицию, суд, судопроизводство и администрацию».

И.Франко писал, что власть в государстве является воплощени­ем не только воли властвующих, но и силы. Эта сила придает госу­дарственной власти возможность навязывать властную волю. В его интерпретации эксплуататорское государство с его учреждениями (в Австро-Венгрии, России) не только отчужд.енная от народа поли­тическая сила, но и утвердившаяся в результате «борьбы целых групп за свое существование, свою обособленность, за свое внутрен­нее устройство» и потому призвана удерживать в шорах противни­ков, подавлять их сопротивление. Он делал вывод: принуждение, насилие — необходимые признаки власти.

«Современное государство — это паны и богачи, враги рабочего люда», «государство — капиталист». Капиталистическое государ-

294

ство — зло для трудового народа. Франко критически относился к конституционализму буржуазных государств, их парламентам. Де­путаты австро-венгерского парламента «засели» в нем с целью «брать и драть» парламентарно. Конституцию Габсбургской импе­рии писатель называл формальной, «бумажной». Существующие юстицию, законы считал несправедливыми, неправовыми. В его про­изведениях «Boa constrictor», «Борислав см1еться» и др. отражены картины ужасающей эксплуатации, гнета и бесправия народа.

Общественно-политический идеал Франко — социалистиче­ское общество. «Я не говорю, что такую программу легко испол­нить или что мы можем скоро увидеть ее осуществленной, — отме­чал писатель, — замечу только, что эта та далекая цель, которую на каждом шагу все и всюду не должны выпускать из вида». Буду­щий строй, подчеркивалось в написанной им «Программе галиц-ких социалистов», «будет базироваться на самом широком само­управлении общин, уездов и краев, состоящих из свободных людей и объединенных между собой свободной федерацией, основанной на солидарности интересов. ...Девизом высшей исторической эво­люции будет: солидарность и свобода». По его мнению, в буду­щем обществе «главное значение приобретут не политические, а хозяйственно-экономические и культурно-воспитательные воп­росы». Власть политическая, власть людей над людьми «сойдут до нуля и останутся только как управление результатами человече­ского труда, как администрация» (выборная). Государство, как и всякое государственное правление, перестанет существовать. В статье «Що таке поступ?» Франко предостерегал: марксистская концепция пролетарской демократии в образе народного государ­ства опасна: «народное государство стало бы величайшей народ­ной тюрьмой».

Как и Драгоманов, Франко отводил важную роль в будущем об­ществе правам и свободам человека. Подчеркивал: уважение к человеку, к его кровным интересам, к его естественным, неотчужда­емым правам — первый принцип общественной жизни, основа ее успешного развития. «Личность не станет жертвою коллектива, по­скольку громада — те же личности, которым необходимо согласие не в своих личных, а в общих, общественных делах».

Национальная свобода, считает Франко, — составная часть по­литической свободы. «Нация, которая во имя государственных или каких-либо других интересов угнетает, душит и задерживает сво­бодное развитие другой нации, — роет могилу себе самой и тому государству, которому якобы служит это угнетение». Приоритет политической свободе («национальное дело является делом второ­степенным») не означает игнорирования национального вопроса, воспитания национального идеала: «...мы должны сердцем чув­ствовать, ...должны разумом осознавать себе его, должны предпри­нимать все силы и способы, чтоб приближаться к нему...» В статье

295

«Поза межами можливого» отмечал, что политическая самостоя­тельность Украины, к чему призывал Юлиан Бачинский в брошюре «Украина irredenta», «лежит для нас пока еще, с нашей теперешней перспективы, вне рамок возможного».

Политическая свобода, федеративное устройство государства, по мнению Франко, могут обеспечить свободное развитие народов «без всякого главенства одной народности над другой, большей или меньшей». Основным принципом будущей федерации народов он признавал принцип демократического равенства членов добро­вольного политического союза. Писатель, отстаивая национальное равноправие, гневно обличал тех, кто выступал с лозунгом «Россия для русских!» или недооценивал значение национального вопроса в общественной жизни. Его проект будущей федерации включал:

  1. создание федерации в составе воссоединенной единой Украины;

  2. создание федерации освобожденных народов России; 3) объеди­
    нение славян в единой федерации; 4) провозглашение всемирной
    федерации.

Таким образом, Франко последовательно развивал идеи кирил-ло-мефодиевцев о федерализме, демократии как ассоциации самоуп­равляющихся громад, правах и свободах человека, критически отно­сился к марксистскому учению о государстве и праве. В условиях украинской безгосударственности, что объясняет отсутствие фунда­ментальных разработок по теории права и государства, отечествен­ные мыслители предложили по сути европейскую альтернативу са­модержавной России, «дикому капитализму», «тюрьме народов» — путь политических, социальных и. национальных прогрессивных преобразований.

2. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПОЛИТИКО-ПРАВОВЫХ УЧЕНИЙ

В РОССИИ: КОНСЕРВАТИЗМ (К.ПОБЕДОНОСЦЕВ,

К.ЛЕОНТЬЕВ, М.КАТКОВ), «ОХРАНИТЕЛЬНЫЙ ЛИБЕРАЛИЗМ»

(А.ГРАДОВСКИЙ, Б.ЧИЧЕРИН), «РУССКИЙ СОЦИАЛИЗМ»

(А.ГЕРЦЕН, Н.ЧЕРНЫШЕВСКИЙ)

Начавшееся в 60-х гг. XIX в. реформы в России носили непосле­довательный, половинчатый характер и вскоре сменились контрре­формами, реакцией, что привело к идейному противоборству консер­ваторов, либералов и радикалов.

Консервативное направление российской политико-правовой мысли продолжало отстаивать незыблемость самодержавия, само­бытного пути развития России. Ученый-правовед, обер-прокурор Си­нода Константин Победоносцев (1827— 1907 гг.)1 называл «великой

1 Победоносцев Константин Петрович окончил Петербургское училище правове­дения (1846 г.)- В 1860—1865 гг. — профессор права в Московском ун-те. С 1868 г. — сенатор, с 1872 г. — член Государственного совета, В 1880—1905 гг. — обер-проку­рор Синода. Автор «Курса гражданского права» (в 3-х томах), публицистической работы «Великая ложь нашего времени» и др.

296

ложью нашего времени» идеи народовластия и парламентаризма. Прямое народовластие вследствие исторического развития обще­ства, роста численности народа и государственной территории невоз­можно. Представительная же форма правления, по его мнению, на практике привела лишь к тому, что «люди, оставаясь при слабостях и пороках своей натуры, перенесли на новую форму все прежние свои привычки и склонности. Как прежде, правит ими личная воля и ин­терес привилегированных лиц; только эта личная воля осуществля­ется уже не в лице монарха, а в лице предводителя партии, и приви­легированное положение принадлежит не рядовым аристократам, а господствующему в парламенте и правлении большинству».

Обер-прокурор справедливо критикует несовершенство современ­ной ему парламентской системы, метко подмечает недостатки ее ме­ханизма, выборного процесса («выборы — дело искусства»). Однако пороки представительства считает неустранимыми, власть парла­мента противопоставляет монархии — «единству разумной воли». Писатель-славянофил Константин Леонтьев (1831 — 1891гг.)1 считал, что для России одинаково чужды как европейские либе­ральные политические и правовые ценности, так и идеи социализ­ма и коммунизма.

Самобытность России Леонтьев видит в византизме. А «визан-тизм в государстве — значит Самодержавие». Он был воспринят и усвоен здесь «чище и беспрепятственнее», чем на Западе. Кеса-ризм византийский (как до этого римский кесаризм) опирался на две силы: на религию и древнее государственное право. «Византизм, т.е. Церковь и Царь, прямо или косвенно, но во всяком случае глу­боко проникают в самые недра нашего общественного организма». Отзвуки теории «Москва — третий Рим» слышны и в категори­ческих обобщениях публициста: «Византизм как система визан­тийских идей и институтов, сопрягаясь с нашими патриархальными, простыми началами, создала наше величие; изменяя византизму, мы погубим Россию».

Таким образом, природу «русской государственности Леонтьев выводил из византийского и лишь отчасти европейского наследия, а ее силу видел в церкви, самодержавии и самобытности России. Он озабочен опасностью перемен со стороны «эгалитарного и либе­рального процесса», стремящегося «привести всех и вся к одному знаменателю», «среднему человеку, буржуа», предсказывает появле­ние особого, «нового социалистического феодализма» в будущем.

1 Леонтьев Константин Николаевич происходил из калужских помещиков. Окончил медицинский фак. Московского ун-та. Был военным врачом в Крымской войне (1853—1856 гг.) Служил в департаменте Министерства иностранных дел. С 1880 г. работал помощником редактора «Варшавского дневника». Вышел в отставку в 1887 г., принял пострижение. Большая часть трудов Леонтьева объединена в сборни­ке «Восток, Россия и славянство» (1885-—1886 гг.).

297

Политическим консерватизмом отличались и взгляды другого российского государственника, журналиста и публициста Михаила Каткова (1818—1887 гг.)1. После польского восстания 1863 г. и особенно в 70-е гг. он поддержал курс на контрреформы, критико­вал деятельность пореформенных судов, земских учреждений и т.п., противопоставлял российскую государственность конституцион­ным государствам, доказывал ее преимущества в области законода­тельства, определении прав, свобод и обязанностей граждан.

По мнению Каткова, печать в России зависима «лишь в том смысле, в каком всё, во всякой стране находится в зависимости от предержащей власти, дающей законы, их исполняющей и бодрству­ющей над их исполнением». Он оправдывал правительственную цензуру, отсутствие политических свобод в России. «Русские под­данные имеют нечто более, чем права политические, они имеют по­литические обязанности». «Вот наша конституция. Она вся без па­раграфов содержится в краткой формуле нашей государственной присяги на верность. Вот наши политические гарантии». Всеобщая обязанность радеть о пользах престола и Отечества, по мнению Кат­кова, — долг и призвание русского подданного.

Таким образом, политические консерваторы перед лицом либе­ральных преобразований в Западной Европе и страшась грядущих перемен в стране, отстаивали незыблемость уклада государственной и общественной жизни, лакействовали перед царизмом.

Либеральная мысль в России зарождалась и развивалась в по­стоянном противоборстве и преодолении традиций самодержавного и крепостнического произвола, бюрократической безответственно­сти, была направлена на поддержку и обоснование дальнейших ре­форм. Большинство либерально настроенных мыслителей теорети­чески обосновывали перспективу создания в России конституцион­ной монархии, гражданского общества, уважения к праву.

С позиций консервативного либерализма анализировал разви­тие государственного законодательства в России и Европе Алек­сандр Градовский (1841 — 1889 гг.)2.

Правовед пришел к выводу: в XX в. главной задачей науки яв­ляется изучение не формы государства, а задач, связанных с самой

1 Катков Михаил Никифорович в 1838 г. окончил Московский ун-т. В 1850—
1855, 1863—1887 гг. — редактор г-ты «Московские ведомости», ж-ла «Русский вест­
ник» (1856—1887 гг.) Его политические взгляды отличала разительная эволюция: от
революционно-демокр. (в 30-е гг.) к либеральным (в 50-е гг.) и реакционно-консерва­
тивным (в 60—70-е гг.).

2 Градовский Александр Дмитриевич — историк права, представитель государ­
ственной школы, публицист. Родился на Слобожанщине. В 1862 г. окончил юрид.
фак. Харьковского ун-та. С 1867 г. — доцент, с 1869 г. — профессор государственного
права Петербургского ун-та. Особую популярность ему принесла книга «Начала рус­
ского государственного права» (1875 г.)

Посмертное собрание сочинений Градовского было издано в 9-ти томах в 1899— 1904 гг.

298

его деятельностью. Монархия как правильная государственная форма, считал Градовский, со всеми правами и преимуществами императорской власти соответствует и конституционным принци­пам разделения властей, свободы и защиты граждан законами. Однако принцип разделения властей, «необходимый во всякой фор­те правления», по его мнению, не предполагает образования трех или двух суверенных органов власти, с особыми функциями. Он пишет, что теория Монтескье и других конституционалистов не выдержала теоретической и практической критики: «во всяком государстве какое-либо учреждение сосредотачивает в своих руках всю полноту верховной власти». Такой полнотой верховной, прежде всего законодательной власти в России, обладает власть императора, что делает остальные власти подзаконными.

Начала «правильного государственного устройства», как пола­гает Градовский, были намечены еще в «Наказе» Екатерины II: «Начало, по которому государственная власть не уничтожает лич­ность гражданина, но признает ее целью своих попечений; начало, по которому гражданин подчиняется одному закону, ограничива­ющему его свободу только там, где она сталкивается с интересами целого общества или другого частного лица; начала, по которым равное подчинение всех граждан законам, исходящим от верховной власти, делает невозможным произвол одного лица над другим, хотя бы это лицо должностное. Словом, императрица ясно выразила мысль, что законность управления есть первое условие свободы и безопасности граждан и, вместе с тем, правомерности самого государ­ства». Он считал, что общественные установления укоренятся и ра­зовьются только тогда, когда человеческая личность будет обеспече­на в своих элементарных правах. Россия должна исходить во всех областях жизни (в т.ч. в правовой сфере) из разумного сочетания как новых, модернизирующих, так и охранительных начал.

Позитивный смысл охранительного либерализма наиболее пол­но развил в своих трудах по государственному праву и философии права профессор Московского университета Борис Чичерин (1828— 1904 гг.)1.

Впервые в российском государствоведении Чичерин проанали­зировал достоинства и недостатки представительных органов правления. («О народном представительстве»). Он оценивал их

1 Чичерин Борис Николаевич — теоретик государства и права, историк и фило­соф. Родился в Тамбове. Окончил юридический фак. Московского ун-та. С 1861 по 1868 гг. — профессор права. При Александре II стал воспитателем наследника пре­стола. В 1882—1883 гг. был московским городским головой. В последующие годы находился в опале и жил в своем поместье.

Б.Н.Чичерин — автор пятитомной «Истории политических учений» (1869— 1902 гг.), фундаментальных работ по государствоведению и философии права — «О на­родном представительстве» (1866 г.), «Курс государственной науки» (в 3-х томах; 1894—1898 гг.), «Философия права» (1900 г.).

299

как «огромный шаг в общественной жизни», где политическая сво­бода получает форму, «гораздо более соответствующую требовани­ям государства». Существо народного представительства им виде­лось в господстве общего блага над частными целями, участии граждан в государственных делах, выражении их мнения. «Это — орган большинства, выражение свободы и орган власти». Его пре­имущество в том, что в нем «права и интересы граждан находят здесь высшее обеспечение», гарантируется «ограждение свободы от произвола», «правильная организация» общественного мнения, общественных потребностей, контроль общества над государствен­ным управлением. Гарантии права и свободы должны дополнять независимый суд, местное самоуправление. «Представительные учреждения служат лучшей политической школой и для народа. Главное обсуждение вопросов развивает в народе политическую мысль, политические способности граждан, общественное мнение достигает надлежащей зрелости». Народное представительство, пишет далее автор работы, приносит государству значительные выгоды, обеспечивая твердые гарантии права, пробуждая обще­ственную самодеятельность, когда «на помощь правительству при­ходит здесь целое общество».

К невыгодам представительного правления Чичерин относит низкий уровень политического знания в народе, трудности соедине­ния разрозненных воль, ибо «управление государством требует еди­ной воли и единой власти», борьбу партий за свое господство, что таит «величайшую опасность (для) политической свободы». Однако такие невыгоды «составляют естественное последствие политичес­кой свободы и везде перемешиваются с добром». Для ученого оче­видно — представительное устройство не всегда и не везде является оправданным, а для России — преждевременным. Возможно, в сво­их рассуждениях Чичерин делал поправку на цензуру.

Власть, по Чичерину, всегда нуждается в нравственной поддерж­ке народа, а она невозможна без свободы личности. Личность он рассматривает как «корень и определенное начало всех обществен­ных отношений». Ее духовная природа состоит в свободе — при­рожденном праве человека, источнике всех прав. Со свободой связа­но гражданское равенство или равенство перед законом, ставшее основой гражданского общества в европейских государствах. Ос­новным правилом гражданской свободы стало «то, что все, что не запрещено, то дозволено, в силу естественно принадлежащей челове­ку свободы». Автор «Философии права» называет следствием ос­новного правила, во-первых, «право перемещаться куда угодно, и селиться где угодно, не спрашивая ничьего разрешения»; во-вто­рых, «право заниматься чем угодно, и избирать себе род жизни по своему изволению» (свобода труда); в-третьих, право личного дого­вора. Не подлежат ограничению закона свободы мысли, совести, ибо сфера его влияния — внешние действия человека. Личное право,

300

согласно Чичерину, ограничивается лишь требованиями обществен­ной пользы и правами других лиц.

Что такое право?

Согласно Чичерину, его следует понимать в двояком значении: субъективном и объективном. Субъективное право им определяет­ся как нравственная возможность или законная свобода что-либо делать или требовать. Объективное право есть самый закон, опреде­ляющий эту свободу. Развивая гегелевское определение права, уче­ный утверждал: право есть внешняя свобода человека, опреде­ляемая общим законом. Внутренняя свобода составляет область нравственности. Задача права состоит в разграничении свободы от­дельных лиц.

Разумным началом, служащим руководством как в установле­нии закона, так и в его приложении, Чичерин называет правду, справедливость. В силу этого начала закон устанавливает общие для всех нормы и одинаковые для всех способы приобретения прав, осуществление которых и использование ими предоставля­ется свободе. Следовательно, существенное значение права заклю­чается именно в том, что оно свободу возводит на степень юридиче­ского начала, ибо только через это возможно соединить с нею юри­дические последствия. Разрешение столкновений прав — дело правосудия. «Оно решает, что по закону принадлежит одному и что другому».

Первым явлением свободы ученый считает собственность. Право собственности он называет коренным юридическим нача­лом, вытекающим из свободы человека и устанавливающим пол­новластие лица над вещью. Вторжение государства в область соб­ственности и стеснение права хозяина распоряжаться своим иму­ществом, утверждал Чичерин, всегда является злом. Он выступал против теорий, которые видели в собственности лишь историчес­кую категорию, а не проявление свободы, оспаривал идею социали­стов о передаче всего производства и распределения в руки госу­дарства — «самого плохого хозяина, какого только можно приду­мать ».

Мыслитель замечает, что, подобно тому, «как собственность есть явление свободы, так договор есть явление свободы в отношении к другим людям». Анализируя институты частного права, ученый отстаивал неприкосновенность наследственного права, непоколеби­мость прав, приобретенных субъектами права. На государстве ле­жит обязанность охраны законных прав и интересов граждан. Он выступал резко против имущественного равенства — оно противо­речит свободе.

Свобода, писал Чичерин, необходимо ведет к неравенству со­стояний. Уничтожить неравенство можно только подавив свободу. Поэтому, задача права, по учению Чичерина, не уничтожать разно­образие, не сдерживать его в должных пределах, «мешая естествен-

301

ному неравенству перейти в неравенство юридическое, мешая сво­боде одного посягать на свободу других». Частное право принад­лежит человеку как личное его достояние, область его свободы, что отличает его от публичного права — области свободы обществен­ной. Мыслитель считает, что частное право не даруется человеку общим законом («закон определяет только возможность»), а при­обретается собственным действием лица и частными его отноше­ниями к другим.
1   ...   35   36   37   38   39   40   41   42   ...   51


написать администратору сайта