Курс лекций, прочитанньїх в Национальной юридической академии Украиньї им. Ярослава Мудрого Харьков факт 2001
Скачать 3.06 Mb.
|
Право Драгоманов оценивал по тому же критерию, что и государство: насколько данная правовая система служит человеку и гражданину. В идеале право, закон, по его мнению, — выражение всеобщей воли народа. Только на ней должен основываться закон. Политические свободы, их объем в государстве определяют характер и значение права. В законах мыслитель видел силу, которая формирует общественный порядок, препятствует произволу чиновников, закрепляет и гарантирует неприкосновенность личных прав и свобод человека. Драгоманов подчеркивал: закон должен быть для всех один и перед ним все должны быть равны, в т.ч. и законодатели. Назначение права в государстве — закрепление прежде всего политических свобод. Поэтому политическая борьба — это борьба за права, законы, которые предоставили бы людям равные и широкие личные и гражданские свободы. В своем «Проекте оснований украинского общества «Вольный союз — ВьльнаСтлка», ставившего целью «политическое, экономическое и культурное освобождение и развитие украинского народа и живущих среди него иноплеменных колоний», Драгоманов на первое место ставит: «А) Права человека и гражданина... Б) Самоуправление». К основным правам человека и гражданина автор проекта относит: личные права — право на жизнь, свободу и личную неприкосновенность, запрещение пыток и позорных наказаний, равенство прав 287 всех независимо от расы, цвета кожи, пола, языка, религии, равенство всех перед законом и право на равную защиту закона, равенство прав мужчин и женщин, право на правосудие, неприкосновенность жилища и тайны переписки, защита от произвольного вмешательства в личную и семейную жизнь и от посягательства на честь и репутацию; гражданские права — свобода выбора места жительства и занятий; право на убежище в случае преследования за политические убеждения, право вступать в брак и создавать семью, право владения имуществом, гражданское и уголовное преследование должностных лиц и учреждений за нарушение интересов граждан; политические права — право на свободу мысли, речи, печати, совести и религии, убеждений и их волеизъявление, право на свободу мирных собраний и ассоциаций, на участие в управлении страной, пользование национальным языком в частной и публичной жизни. Все эти права и свободы мыслитель трактовал как «политическую свободу», хотя индивидуальные права он ставил на первое место. Драгоманов писал, что для каждого человека неприкосновенность его индивидуальных прав значительно существеннее даже права влиять на государственные дела. Более того: вопрос о личных правах важнее вопроса о представительном правлении. В духе времени он теоретически доказал, что права человека являют собой единый комплекс и приоритетность одних нарушает другие. Отстаивая политическую свободу, Драгоманов пришел к выводу: «сохранение достоинства человека невозможно при одной только внешней политической свободе, а требует экономического обеспечения». Для этого необходим, «пересмотр всего социально-экономического положения народных масс», наличие и гарантированность не только политических или гражданских прав человека, но и экономических, социальных, культурных. Децентрализация управления в государстве в понимании Драгоманова, перспектив государственных преобразований в России предусматривает установление местной автономии и самоуправления. Это — основа для федерации, в которой местная власть в лице громад принимает участие в утверждении суверенитета всего союзного государства. Громады наделяются широкой самостоятельностью, инициативой, где личность не противостоит громаде: «громада нужна людям только для того, чтобы каждому было наилучше. Значит, и громада только тогда будет милой каждому, когда она не неволит никого: быть в ней или не быть. И громада должна быть союзом свободных личностей». Федеративное государство, по Драгоманову, — наиболее демократичная форма государственного устройства многонациональной страны, которое он противопоставлял централизованному государству, отождествляя его с бюрократическим централизмом. Во-вторых, в государственном федерализме ученый усматривал политическую форму национального освобождения угнетенных народов 288 таких государств, как Россия и Австро-Венгрия. Федерация, по его мнению, высшая форма государства, которое охраняет народ от всякого гнета, обеспечивает свободу каждой личности, способствует полному материальному и культурному развитию человека. Такое государство должно наиболее широко привлекать людей к государственной деятельности. Ибо государство тем совершеннее по форме, чем полнее обеспечиваются свободы и благо каждого. «Главное для 1 политической жизни народов — не форма государственного управления, а форма государственного устройства, федерация, которая в корне меняет характер политического лица общества». Украинский мыслитель не первый, кто разрабатывал теорию федерации. Но у него она приобретает завершенность, концептуальное изложение. Его федералистская программа связана с последовательной демократизацией общества, развитием местного и центрального самоуправления. При политической централизации, считал Драгоманов, нет и не может быть сколько-нибудь действительной политической свободы. По его мнению, это подтвердили все политические перевороты, происшедшие в Европе после Французской революции: ни один из них не достиг своей цели, потому что менял самодержавство королей самодержавством парламентского пробуржуазного большинства, оставляя неприкосновенной или даже совершенствуя централизованную бюрократическую машину управления. Серьезно о политической свободе можно говорить, указывал ученый, только в таких странах, где система государственной централизации никогда не имела большой силы — Швейцария, Англия, Бельгия, Голландия и Скандинавские государства. («Великорусский интернационал и польско-украинский вопрос»). Таким образом, политическая федерация необходима для охраны политической свободы. Политическая свобода, по Драгоманову, немыслима без федерации. Первым шагом к федерализации России, по мнению мыслителя, могут стать земства, которые выступали за конституцию, свободы и местное самоуправление и могли ускорить утверждение конституционного правления в империи. Преобразование монархической России в конституционное государство Драгоманов считал существенным политическим завоеванием без революции, которое создает условия для перехода к федеративной республике — политическому идеалу человечества. Конституция для него — первый шаг к упразднению «допотопного чудовища — российского самодержавия». Его политическая программа предлагала не столько смену формы централизованной монархии, но, главным образом, глубокие преобразования общественного строя на началах свободы личности и самоуправления. Индивид — цель и средство достижения счастья, Центр демократизации общественной жизни, противостояния бюрократизму, монополизму политической системы. Преобразование государства на основе политической свободы «Проект» Драгоманова предусматривал на основе создания системы 289 19 Г. Г. Демиденко органов демократического самоуправления снизу — от сел, уездов, городов, областей с четким разделением властных полномочий и компетенций представительных институтов (сходов, собраний, дум), избранных управ и независимых судов. Общегосударственный законодательный орган — Государственный Собор, состоящий из двух палат: Государственной думы, избираемой по округам, и Союзной думы, избираемой областными думами. За главой государства, возглавляющего (как в США) исполнительную власть, остаются полномочия обнародования законов, наблюдение за их исполнением, преследование их нарушителей, назначение министров, роспуск Дум, назначение пожизненных сенаторов из кандидатов, предложенных Союзной думой и т.д. Справедливый и независимый суд, по мнению Драгоманова, может быть гарантирован «политическими свободами». При непременном провозглашении и обеспечении «права граждан преследовать судом нарушающих их интересы чиновников» любого ранга. Для него источником и носителем власти является народ, потому власть, по сути, остается единой, с разделением труда между органами власти. Одно участие общества в издании законов без наличия личных, гражданских и политических свобод и их гарантий, считает Драгоманов, не имело бы на практике существенного значения и наоборот: самые широкие права и свободы, признаваемые за индивидами и гражданами, без представительных учреждений, не давали бы обществу действительной свободы. Таким образом, Драгоманов своей теорией конституционализма занял особое место в истории общественно-политической и правовой мысли в Украине. В духе либерализма он ставил проблему прав и свобод человека на первое место в программе политических преобразований, сделал проповедь политической свободы и ее конституционно-правовых гарантий своим главным делом. Российский либерал П.Б.Струве писал: Драгоманов «первый из русских публицистов дал русской демократии широкую и ясную политическую программу. Он первый резко и отчетливо выяснил русскому обществу смысл конституционного порядка и, в особенности, прав личности, начал самоуправления». Продолжив разработку концепции федерализма кирилло-мефо-диевцев, он пришел к выводам: 1) федерация как широко развитое местное самоуправление дает каждому гражданину возможность активного участия в решении государственных и местных дел для успешного развития всего государства; 2) федерализация Российской империи — путь к политическому, экономическому и культурному освобождению украинского народа. Завоевание политической свободы, национальное самоопределение — конституционное решение национального вопроса. Национальная партия, согласно его программе, нужна для скорейшего подъема культурного уровня в национальной среде политического сознания народа, а не для самоизоляции от других национальностей и игнорирования прав че- 290 довека. Ученый был уверен, что высшие идеалы европейской цивилизации могут быть осуществлены на украинской почве. Отрицая национализм («украшський сепаратизм — не наша Bipa!»), он подчеркивал ценность для человечества такого объединения, как нация. Полагал: политическая свобода невозможна без свободы национальной; 3) федеративную форму государственного устройства Драгоманов считал оптимальной для каждого государства, независимо от формы правления: федерация способствует более полной гарантированности и реализации прав и свобод человека, в целом прочности государства. Он надеялся, что в недалеком будущем «вся Западная Европа превратится в какую-то федерацию, в которой войны не будет». Громадовский социализм будущего, демократическую республику как федерацию сельских и городских громад (общин) пропагандировали более молодые соратники Драгоманова — Сергей Подолинс-кий (1850—1891 гг.) х и Остап Терлецкий (1850—1902 гг.)2. Они также не воспринимали государственно-правовой нигилизм большинства революционеров-народников и революционные изменения связывали не только с распространением социалистических идей среди крестьянства и рабочих, но и с демократическими изменениями действующего законодательства. В законах Подолинский видел активную силу, способную к преобразованию общества, отношений в нем. «Нынешнее время, — писал и Терлецкий, — дает возможность законной борьбы. И экономически зависимый крестьянин является теперь тоже лицом с определенными юридическими правами, ... имеет возможность охранять свои права против тех, кто нарушает, — имеет также возможность в рамках закона добиваться экономического благополучия и независимости». В отличие от марксистского учения Подолинский так же, как и Драгоманов, считал основой образования общества сельские громады, а их разложение вследствие появления частной собственности и имущественного неравенства — началом создания государства, 1 Подолинский Сергей Андреевич — украинский ученый и публицист. Родился в с. Ярославце на Полтавщине. Получил образование в Киевском ун-те, где изучал естественные науки (1871 г.). Продолжал образование в ун-тах Парижа, Лондона, Цюриха, Вены. Брал активное участие в деятельности российской и украинской по лит, эмиграции, участвовал в издании литературы для народа. Во Вроцлавском ун-те защитил докт. диссертацию по биоэнергетике. С 1877 г. совместно с М.Драгомано- вым и М.Павликом издавал ж-л «Громада». С 1882 г. тяжело заболел. Автор произведений «Про богатство та бщшсть» (1876 г.), «Про хл1боробство. Как и где земля разделена и как бы нужно ее держать» (1877 г.), «Ремесла i фабрики на УкрашЬ (1880 г.) и др. 2 Терлецкий Остап Степанович — украинский ученый и публицист. Родился в с.Назирна на Закарпатье. Закончил философский фак. Львовского и юридический фак-т Венского ун-тов. Выступал в ж-лах «Свгг», «Жите i слово» как историк, критик, экономист. Совместно с Подолинским организовал в Вене издательство социалисти ческой литературы на украинском языке. Вместе с И.Франко и М.Павликом был основателем Русско-Украинской радикальной партии (1890 г.). Автор работ «Галицько-русьш народовщ»(1874 г.), «Лихва на Буковиш» (1873 г.), «Лггературш стремлшня галицьких русишв в1д 1772 до 1872» (1894—1895 гг.) и др. 291 ликвидации свободы и равенства. «Цари и паны захватили землю, а людей лишили свободы, превратили в крепостных». Государство —-зло для народа. Власть — насилие. Право в государстве — соединение зла, насилия и неправды. В праве Подолинский видел выражение воли тех, кто стоит у власти. Он критиковал римские поземельные законы — право покупки, наследование земельной собственности. Увековечив частную собственность на землю, римские законы закрепили неравенство среди людей. Таким образом, право определялось им как продукт развития экономической жизни общества, в которой экономические отношения вызывают изменения в содержании правовых норм. Здесь бесспорно заметно влияние марксизма. Фактором, определяющим содержание действующего в государстве права, он называл также культурное развитие общества. В работе «Ремесла i фабрики на Украпп» ученый обосновал позитивное значение и силу в Украине обычного права, которое не было вытеснено даже введением в украинских городах Магдебург-ского права. Демократический характер обычного права, права громад, по его мнению, будет основой права в будущей возрожденной державе. Действующее же в странах Западной Европы законодательство оценивалось им как правовая основа эксплуатации. Главное, что толкает людей к преступности, полагал Подолинский, — это материальная незащищенность, нищета, бесправие труженика и презрительное отношение к нему «высшего начальства». А пример верхов развращает, порождает такие явления, как бездеятельность, злобу, зависть, лицемерие и т.п. «Оуэн очень кстати говорил, что нужно не людей карать, а менять условия их жизни». Происхождение права и государства Терлецкий рассматривал в едином потоке возникновения общества, как результат интеграции людей и их первичных объединений — семей. Исторический прогресс, объективно действующая историческая закономерность «двигает народ к дальнейшей работе над собой», к процессу интеграции народов, происходящей сейчас у народов Европы. Результатом внутренней интеграции у народов стало возникновение правительств, законодательства, армии, следовательно — государства. Таким образом, внешняя и внутренняя интеграция народов, развитие их материальной и духовной культуры — закон общественного развития, приводящий к преобразованию государств феодальных — в конституционные, началу конфедеративных процессов в Европе. Сущность государства мыслитель определял, исходя из характера отношений между конкретным государством и народом, из того, что оно дает трудящимся массам в их экономической, политической и национальной жизни. Кому служит государственная машина? — критерий оценки государства по Терлецкому. Австрийская монархия, по его мнению, в интересах буржуазии, помещиков и церкви переложила на простых рабочих людей, крестьян все бремя ко-292 лоссальных расходов. Он резко критиковал австрийскую конституцию, не защищавшую человека от произвола власти. Формализм, предписанный конституцией, особенно в сфере охраны прав и свобод граждан, приводил его к выводу: «В конституционной Австрии совсем нет политической свободы». Анализируя отношения личности и государства, Терлецкий высказывал мнение о недостаточности аристотелевского вывода о человеке как существе политическом: для людей далеко не все равно, в каком государстве они живут и какую политику оно проводит по отношению к ним. Подчеркивал, что человек, как существо политическое, должен не только жить в государстве, но и бороться за утверждение лучшего справедливого государства и права в нем, за политический прогресс, за свои права и свободы. Жизнь сильнее всех политических систем. Сущность права Терлецкий выводил из социально-политической основы общества. В писаном праве видел целенаправленное выражение воли государственной власти, отражающей политические и экономические интересы господствующих классов. Поэтому полное освобождение трудящихся может быть закреплено в законах, принятых и осуществляемых самим народом. Политический идеал Подолинского и Терлецкого близок к федерализму Драгоманова и основывался на громадовскои демократии, экономической основой которой должна быть громадовская собственность на орудия и способы производства. По их мнению в такой государственно-правовой системе трудящиеся нашли бы свое полное раскрепощение — политическое, экономическое, национальное. Традиции Шевченко и Драгоманова в отечественной политико-правовой мысли продолжал выдающийся мыслитель и общественный деятель, писатель Иван Франко (1856—1916 гг.)1- В государственно-правовых взглядах выражено его общесоциальное и познавательное отношение к политической и правовой действительности. Все этапы жизни и творчества Франко — от бунтарского «В1чно-го револющонера» до рассуждений «3 остантх десятилгть» — объединяет одна тема: борьба за «хлопськ1 справи». Он не скрывал ни своего «хлопского» происхождения, ни приверженности своей к 1 Франко Иван Яковлевич родился в галицком с. Нагуевичи в семье кузнеца. Окончил философский фак. Львовского ун-та. За социалистическую пропаганду и публицистику неоднократно арестовывался, подвергался тюремному заключению и ссылке. Редактировал ж-л «Друг», «Громадовский друг», издавал сборники «Дзвш», «Молот», организовал издание литературы для народа. Защитил диссертацию в Венском ун-те и стал доктором филологии (1893 г.)- Неоднократно баллотировался в австрийский парламент. Был выдвинут кандидатом Нобелевской премии. Один из основателей радикальной партии Галичины — РУРП (1890 г.), Национально-демократической партии (1899 г.). И.Франко — автор более 5 тыс. произведений — монографий, статей, повестей, стихов, рассказов. В 1976—1981 гг. было издано 45-титомное собрание его сочинений. 293 простому народу. Неизбывная боль за долю «народа-батрака» («Батрак тот — наш народ, чей пот бежит потоком / Над нивою чужой») пронизывает все его творчество и общественно-политическую деятельность. Как природа, так и общество, писал Франко, пребывают в постоянном развитии. Общественное развитие — закономерный процесс поступательного движения, в основе которого лежит общественный труд — то плодотворное начало, которое наполняет жизнь людей содержанием, объединяет их. Отвергая марксистский материализм и детерминизм в толковании исторического процесса, он разделял марксистское положение о том, что экономическое положение народа является основой его жизни, прогрессивного развития общества. Поэтому обосновывал необходимость экономического переворота и его закрепления политическими и духовными переменами. |