Главная страница
Навигация по странице:

  • «демок­ ратической федерации»

  • 3. ЛЕНИНСКОЕ УЧЕНИЕ О ГОСУДАРСТВЕ И ПРАВЕ И ЕГО ПОСЛЕДОВАТЕЛИ

  • (1919

  • Государство

  • 1) государственную машину

  • Другой неотложной задачей социалистического государства

  • Государственной формой диктатуры пролетариата

  • Право

  • Иосиф Сталин

  • Масса

  • Курс лекций, прочитанньїх в Национальной юридической академии Украиньї им. Ярослава Мудрого Харьков факт 2001


    Скачать 3.06 Mb.
    НазваниеКурс лекций, прочитанньїх в Национальной юридической академии Украиньї им. Ярослава Мудрого Харьков факт 2001
    АнкорDemidenko_G_G__Istoria_ucheny_o_prave_i_gosuda.doc
    Дата04.02.2017
    Размер3.06 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаDemidenko_G_G__Istoria_ucheny_o_prave_i_gosuda.doc
    ТипКурс лекций
    #2101
    страница46 из 51
    1   ...   43   44   45   46   47   48   49   50   51

    «Революционная демократия», по Винниченко, не терпит наси­лия. Он считал преждевременным курс большевиков на социали­стическую революцию, а их идею диктатуры пролетариата — непри­менимой в селянской Украине. В то же время в Декларации Дирек­тории провозглашалось: власть в УНР должна принадлежать классам трудящимся — «роб1тництву й селянству ... класи не тру­дов!, експлуататорськ1 не мають права голосу в порядкувант держа­вою». Такой идеал «государственного социализма» исключал вер­ховенство права, прав и свобод человека в государстве.

    343

    Время рассеяло иллюзии Винниченко и относительно «демок­ратической федерации» в Советской России. В мае 1920 г. он при­ехал из эмиграции в Москву и Харьков, чтобы «послужить народу», наладить сотрудничество с большевиками. Однако убедился: «спа­сения Украины» как самостоятельной части федерации не про­изошло: она обладала лишь формальным суверенитетом. Разочаро­ванный писатель навсегда покидает Украину. Позже в «Заповт борцям за визволення» сформулирует вывод: «нащя без держав-ност1 е покал1чений оргатзм». Однако его все годы не покидала вера в светлое будущее Украины, в неизбежный развал СССР.

    3. ЛЕНИНСКОЕ УЧЕНИЕ О ГОСУДАРСТВЕ И ПРАВЕ И ЕГО ПОСЛЕДОВАТЕЛИ

    До начала XX в. среди российских и украинских марксистов не было существенных различий во взглядах на проблемы государства и права. Их объединяло бескомпромиссное противостояние царско­му самодержавию, капитализму, стремлению приспособить маркси­стские идеи к конкретным российским условиям, объединить про­летариев под марксистские знамена и подготовить революцию. Эти задачи формулировала в своей программе Российская социал-де­мократическая рабочая партия, провозгласившая в 1898 г. создание общероссийской марксисткой партии. Но уже через пять лет в РСДРП произошел раскол на большевиков (сторонников В.И.Лени­на) и меньшевиков (сторонников Г.В.Плеханова, западно-европей­ской социал-демократии). Ленинская партия «нового типа», отвер­гала путь реформ, «буржуазного» конституционализма, парламента­ризма, взяв курс на социалистическую революцию.

    Выразитель идеологии большевизма Владимир Ленин (1870— 1924 гг.)1 разрабатывал теоретические вопросы государства и пра­ва прежде всего в таких известных работах, как «Империализм как высшая стадия капитализма» (1916 г.), «О задачах пролетариата в данной революции», «Государство и революция» (1917 г.), «Проле­тарская революция и ренегат Каутский» (1918 г.), «О государстве» (1919 г.), «Детская болезнь «левизны» в коммунизме» (1920 г.).

    1 Ленин Владимир Ильич (Ульянов) родился в Симбирске. Младший брат казнен­ного народовольца А. Ульянова. Учился на юридическом фак-те Казанского ун-та. Был арестован и исключен из ун-та за участие в студенческом движении. В 1891 г. сдал экзамены экстерном на юридическом фак-те Петербургского ун-та. Работал по­мощником присяжного поверенного. В 1895 г. был снова арестован и сослан за орга­низацию подпольного «Союза борьбы за освобождение рабочего класса». В 1900 г. выехал за границу. Участвовал в издании г-ты «Искра», в подготовке и работе второго и последующих съездов РСДРП.

    В 1917 г. Ленин отстаивал курс на социалистическую революцию. Был организа­тором большевистского Октябрьского вооруженного восстания в Петрограде. Возгла­вил Советское правительство. Инициатор создания Коммунистического интернацио­нала. Разработал план построения социализма в СССР.

    Полное собрание сочинений Ленина было издано в 55 томах.

    344

    В своих работах опирался на марксистские положения о классовой природе общества, государства и права, о демократии, пролетарской революции и диктатуре пролетариата, отмирании государства и пра­ва и др.

    Государство, по Ленину, — продукт непримиримости классовых противоречий. «Государство возникает там, тогда и постольку, где, когда и поскольку классовые противоречия объективно не могут быть примирены». Оно возникает как орган классового господства и угнетения одного класса другим, создает порядок, узаконивший это угнетение, умеряющий классовые столкновения. Государство есть особая организация силы, машина для поддержания господства одного класса над другим. Это господство не может обходиться без насилия. Таким образом, для Ленина являются малозначащими объективные потребности общества в государстве, в решении обще­национальных, социальных задач.

    Но Ленин идет дальше. Он пишет: «Сущность учения Маркса о государстве усвоена только тем, кто понял, что диктатура одного класса является необходимой ...для всякого классового общества вообще». Итак, сущность государства, по Ленину, независимо от фор­мы — диктатура господствующего класса. Что такое диктатура? «Диктатура есть власть, опирающаяся непосредственно на насилие, не связанная никакими законами». То есть, государство у Ленина изначально антидемократическое, антиправовое.

    Демократия, права и свободы человека, принципы гуманизма с точки зрения идеолога большевизма всего лишь привлекательные атрибуты, прикрывающие классовую, угнетательскую природу госу­дарства и вводящие в заблуждение трудящихся. Институты буржу­азной демократии можно и должно использовать в борьбе против диктатуры буржуазии. «Буржуазная демократия, — писал Ле­нин, — будучи великим историческим прогрессом по сравнению со средневековьем, всегда остается — и при капитализме не может не оставаться — узкой, урезанной, фальшивой, лицемерной, раем для богатых, ловушкой и обманом для эксплуатируемых, для бедных». Его во многом справедливая критика буржуазной демократии игнорировала ее несомненные достижения в движении к правовому государству, в защите прав и свобод человека и гражданина. Свобо­да, реализуемая не в результате революции, а только посредством институтов демократии и права, на чем настаивали либералы, остав­ляла Ленина равнодушным. Его взгляд на демократию основывался на идеях Руссо, якобинцев.

    Нужно ли государство пролетариату?

    Основываясь на выводах Маркса и Энгельса, Ленин доказывает: опыт Парижской Коммуны подтвердил правоту классиков марксиз­ма — 1) государственную машину в ходе пролетарской революции надо разбить; 2) она должна быть заменена «более полной демок­ратией» — уничтожением постоянной армии, полной выборностью

    345

    и сменяемостью всех должностных лиц, а также уничтожением парламентаризма. Дополняет: «Выход из парламентаризма, конеч­но, не в уничтожении представительных учреждений и выборности, а в превращении представительных учреждений из говорилен в «работающие» учреждения; 3) «уничтожение паразита-государ­ства». Ленин полагал: «пролетариату нужно лишь отмирающее го­сударство», «лишь как особая организация силы».

    В книге «Государство и революция» ее автор приходит к выво­ду: устранение «государства-паразита» требует его замены проле­тарским социалистическим государством как орудия диктатуры рабочего класса и беднейшего крестьянства. Оно необходимо не для установления в обществе свободы. Ленин в восторге от энгельсов-ской идеи о несовместимости государства и свободы: «Когда стано­вится возможным говорить о свободе, тогда государство как тако­вое, перестает существовать». Итак, государство необходимо проле­тариату для решения первоочередной задачи — подавления своих противников. К их числу Ленин относил не только свергнутую бур­жуазию, но и купцов, помещиков, царских чиновников, буржуазную интеллигенцию, тех, кто их обслуживал. После полугода революции и гражданской войны к их числу Председатель Совнаркома причис­лит хулиганов, жуликов, спекулянтов, взяточников, бюрократов, ло­дырей, всех, подпавших под буржуазное влияние и вообще «всяких вредных насекомых», от которых российский пролетариат должен очистить землю. Новый режим будет держаться с помощью при­нуждения, репрессий, а при необходимости («революционной целе­сообразности») — и террора. Жестче — ло отношению к буржуазии, взяточникам, спекулянтам (им — «суд более скорый и более беспо­щадный»), и мягче — к мелко-буржуазной стихии, интеллигенции. Часть ее, несогласная с политикой Советской власти, — это «г...-но нации», подлежит высылке за пределы страны.

    Другой неотложной задачей социалистического государства Ленин считал «руководство громадной массой населения, крестьян­ством, мелкой буржуазией, полупролетариями в деле «налажива­ния» социалистического хозяйства». Порывая с буржуазным де­мократизмом, такое руководство обеспечит «максимум демократиз­ма для рабочих и крестьян».

    Государственной формой диктатуры пролетариата, средством вовлечения трудящихся в политическую жизнь, подчеркивается в ленинской работе «Задачи пролетариата в данной революции», дол­жна стать Республика Советов. Ленинские соратники назовут та­кую форму государства «величайшим открытием в политической теории». Советская республика в ленинской трактовке сочетает в себе черты государственной и общественной организации, соединяет элементы представительной и непосредственной демократии. «Советская власть — новый тип демократии, — писал Ленин, — здесь аппарат связан с массами, представляет их». Таким образом,

    346

    Советы — учреждения законодательствующие и одновременно ис­полняющие законы, а также контролирующие их выполнение. Строится и функционирует такого типа республика на основе «де­мократического централизма» (выборность всех органов власти снизу доверху, их подотчетность и подконтрольность, сменяемость депутатов и т.д.).

    Советы — инструменты диктатуры пролетариата, правящей партии. Место и роль коммунистической партии в механизме про­летарской государственности Ленин определял так: «Диктатуру осуществляет организованный в Советы пролетариат, которым ру­ководит коммунистическая партия большевиков». Поэтому лозунг «Советы — без коммунистов» называл «контрреволюционными», смертельно опасными для Советской власти. Государство «это — мы, мы сознательные рабочие, мы, коммунисты». В свою очередь партией руководит Центральный Комитет, а внутри него колле­гия — Политбюро. Ленин откровенно говорил: «Ни один важный политический или организационный вопрос не решается ни одним государственным учреждением в нашей республике без руководя­щих указаний ЦК партии». На упреки меньшевиков в диктатуре одной партии он отвечал: «Да, диктатура одной партии. Мы на ней стоим и с этой почвы сойти не можем». На практике партия и институты государства, благодаря кадровой политики ЦК РКП(б), стали все больше сращиваться, партийно-государственная номенк­латура становилась единой. Она не дала Советам проявить себя настоящими органами власти.

    В.Ленин писал: демократия имеет громадное значение для ос­вобождения трудящихся. «Демократия есть признающее подчине­ние меньшинства большинству государство, т.е. организация для систематического насилия одного класса над другим, одной части населения над другою». Такое определение фактически отождеств­ляет демократию с диктатурой, а их «пролетарский» характер сути не меняет. Для Ленина демократия лишь этап на пути к коммуниз­му, обеспечивающий «максимум демократизма» для рабочих и кре­стьян при социализме. Поэтому, «отмирание государства есть отми­рание демократии». Та же судьба, считал он, ждет и право.

    Право, по Ленину, — политика господствующих классов. Не ис­ключение и право в демократическом государстве. «Ни одно де­мократическое право не есть «фетиш», ни в одном из них нельзя забывать, например, классового содержания». Как действующее право оно воплощается в законах государства. Что такое закон? В определениях Ленина — «выражение воли господствующих клас­сов», «формулировка, регистрация отношений силы», «закон есть мера политическая, есть политика». Без принуждения государства право не действует. «Право есть ничто без аппарата, способного при­нуждать к соблюдению норм права». Таким образом, по Ленину, право — средство, орудие диктатуры пролетариата, необходимое для

    347

    построения социализма и коммунизма, а вовсе не служение граж­данскому обществу, защите прав и свобод человека.

    Основоположник ленинизма учил советских юристов не перени­мать старое буржуазное понятие о гражданском праве, а создавать новое, не признавать частноправовые отношения. «Мы ничего «частного» не признаем, для нас все в области хозяйства есть пуб­лично-правовое, а не частное... Отсюда —- расширить применение государственного вмешательства в «частноправовые» отношения, расширить право государства отменять «частные» договоры: при­менять не corpus juris romani к «гражданским правоотношениям», а наше революционное правосознание...» Усиление вмешательства государства в «гражданские дела», к чему призывал Ленин в 1922 г. на пороге НЭПа, ставило крест на перспективах создания граждан­ского общества, основных правах и свободах человека, обрекало и на быстрое свертывание новой экономической политики. Сохранение «узкого горизонта буржуазного права» при социализме он допу­скал только для налаживания учета и контроля, «распределения продуктов потребления».

    По мнению Ленина, когда необходимость соблюдать «неслож­ные, основные правила всякого человеческого общежития» отомрет, откроется дверь к переходу от первой фазы коммунистического об­щества к высшей его фазе, а вместе с тем к полному отмиранию государства и права».

    Взгляды Ленина на государство и право, власть и политику, его практическая деятельность как руководителя партии и Советского правительства оказали решающее воздействие на развитие советс­кой теории государства и права.

    После смерти Ленина его учение развивали и конкретизировали его соратники. Почти три десятилетия главным охранителем и толкователем ленинских идей выступал Иосиф Сталин (1879— 1953 гг.)1.

    В ленинизме для Сталина главное —• «учение о пролетарской революции вообще, теория и тактика диктатуры пролетариата в особенности». По его мнению, именно диктатура пролетариата является «основным вопросом ленинизма, его отправным пунктом, фундаментом». Идея диктатуры пролетариата оказалась для Ста-

    1 Сталин (Джугашвили) Иосиф Виссарионович родился в г. Гори (Грузия). Учил­ся в духовной семинарии, принимал активное участие в революционном движении на Кавказе. Член РСДРП с 1898 г., член ее ЦК с 1912 г. принимал активное участие в Октябрьской революции 1917 г. В 1917—1922 гг. — нарком по делам национально­стей, нарком государственного контроля в Советском правительстве. С 1922 г. по рекомендации Ленина — Генеральный секретарь партии большевиков. В годы Вели­кой Отечественной войны — председатель ГКО, нарком обороны, Верховный главноко­мандующий.

    Учение Сталина о государстве и праве изложено в его работах «К вопросам лени­низма» (1926 г.), «О проекте конституции Союза ССР» (1936 г.), «О диалектическом и историческом материализме» (1938 г.) и др.

    348

    лина чрезвычайно плодотворной, из которой вырастал замысел то­талитарной государственной системы, культа власти. Если Ленин вслед за Марксом исходил из необходимости кратковременного существования диктатуры пролетариата, то Сталин одобрял закреп­ление в Конституции 1936 г. «в силе режима диктатуры пролетари­ата». И не случайно, ибо тем самым подтверждался его тезис об обострении классовой борьбы по мере продвижения страны к соци­ализму.

    Государство, говорил Сталин в 1939 г., «возникло на основе рас­кола общества на враждебные классы, возникло для того, чтобы дер­жать в узде эксплуатируемое большинство в интересах эксплуата­торского меньшинства. Орудие власти государства сосредотачива­лось, главным образом, в армии, в карательных органах, в разведке, в тюрьмах». Следовательно, «государство есть машина в руках гос­подствующего класса для подавления сопротивления своих классо­вых противников». Такова природа государства. «Две основные функции характеризуют деятельность государства: внутренняя (главная) — держать эксплуатируемое большинство в узде и внеш­няя (не главная) — расширять территорию своего, господствующего класса за счет территории других государств, или защищать терри­торию своего государства от нападений со стороны других госу­дарств». Отмирание государства, объяснял Сталин, «придет не че­рез ослабление государственной власти, а через ее максимальное усиление, необходимое для того, чтобы добить остатки умирающих классов и организовать оборону против капиталистического окру­жения, которое далеко еще не уничтожено и не скоро еще будет уничтожено». Отмирание государства через максимальное усиле­ние государственной власти — было в духе Сталина, смело ревизо­вавшего это положение марксизма.

    Для Сталина демократия — классовая форма государства. В ка­питалистическом обществе она — «демократия для сильных, де­мократия для имущего меньшинства». Пролетарская демократия — «демократия для трудящихся, т.е. демократия для всех». Соб­ственное неприятие демократических норм и процедур политиче­ской жизни он пытается оправдать то незрелостью или враждебно­стью тех, кто ратует за демократические порядки, то отсутствием «культурности», «активности на местах», то враждебным капитали­стическим окружением и его происками. «Естественно, что здесь приходится отступать от демократии...».

    Масса — краеугольный камень марксизма, утверждал Сталин. Личность, индивид — лишь «винтик» в общественном механизме. «Наша демократия должна всегда на первое место ставить общие интересы, — говорил он. — Личное перед общественным — это почти ничего». В сталинской концепции демократии, о которой он вообще не любил говорить, закономерно отсутствует человек, а о его правах и свободах — лишь общие фразы.

    349

    И.Сталин усовершенствовал ленинскую модель правящей партии. «Руководство партии, — писал он в работе «К вопросам ле­нинизма», — есть главное в диктатуре пролетариата». Без руковод­ства партии («диктатуры» партии) невозможна сколько-нибудь прочная диктатура пролетариата. В его модели партии — она, спаян­ная железной дисциплиной и укрепляющая железную дисциплину в рабочем классе, подчиняющаяся единой воле, превращается в своеоб­разный «орден меченосцев», осуществляющий тотальную диктатуру над государством, обществом, каждым гражданином. Юридическое закрепление в Ст.126 «Сталинской Конституции» монопольного по­ложения коммунистической партии как «руководящего ядра всех организаций трудящихся как общественных, так и государствен­ных» свидетельствовало о создании Сталиным в рамках ленинизма идеологии тоталитарной политической и правовой системы.

    Те, кто честно посвятил свою жизнь служению трудовому наро­ду, иллюзорным идеалам коммунизма, кто стремился проводить в жизнь нормы «пролетарского права», стали жертвами «карающей руки партии». Так было с украинскими партийными и государст­венными деятелями — Н.А.Скрыпником, Г.И.Петровским, Х.Г.Ра-ковским, М.В.Фрунзе и др. Полностью разделяя идеологию и прак­тику ленинизма, они пытались противостоять наступлению стали­низма, отстоять остатки суверенитета Украины.
    1   ...   43   44   45   46   47   48   49   50   51


    написать администратору сайта