Курс лекций, прочитанньїх в Национальной юридической академии Украиньї им. Ярослава Мудрого Харьков факт 2001
Скачать 3.06 Mb.
|
ЛЕКЦИИ XXII—XXIII. ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВЫЕ ВЗГЛЯДЫ ДЕЯТЕЛЕЙ УКРАИНСКОГО НАЦИОНАЛЬНОГО ВОЗРОЖДЕНИЯ И БОЛЬШЕВИЗМА В XX в. 1. Нациократическая модель государственности: Н.Михновский, В.Липинскип, ДДонцов. 2. Государственно-правовые взгляды деятелей Центральной Рады: М.Грушевский, В.Винниченко, М.Туган-Барановский. 3. Ленинское учение о государстве и праве и его последователи. 4. Советское правопонимание. Начало XX в. совпало с углублением политического и социально-экономического кризиса в России. Стремительное нарастание революции, наступление царизма на украинскую культуру, образование, науку («Валуевский циркуляр» 1863 г., Эмский указ 1876 г.) вели к ослаблению влияния либеральных идей в Украине, радикализации политической оппозиции. В ней выделились три основные направления: 1) возрождение государственности Украины, ее «самостийности»; 2) возрождение автономии Украины в царской, а с 1917 г. — демократической федеративной России; 3) пролетарская революция, установление диктатуры пролетариата в соответствии с марксистским учением и победа всемирной социалистической революции. 1. НАЦИОКРАТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ: Н.МИХНОВСКИЙ, В.ЛИПИНСКИЙ, Д.ДОНЦОВ Наиболее радикальное решение «украинского вопроса» предложил в начале века харьковский адвокат Николай Михновский (1873—1924 гг.)1. Летом 1900 г. на открытии памятника И.П.Кот-ляревскому в Полтаве он выступил с речью, позже изданной под названием «Самостшна Украина». Проблеме самостийности Михновский стремится дать правовое обоснование, показать что нынешний колониальный статус Украины — грубое нарушение естественного исторического права ее народа. «...Яким правом росшське царське правительство поводиться з нами на нашш власти територи, наче з своши рабами? — ставятся гневные риторические вопросы в брошюре. — ...На тдстав1 якого права на Bcix урядах нашо! кра1'ни урядовцями призначено виключно рос!ян (москал1в) або змоскал1зованих рене- 1 Михновский Николай Иванович — юрист, публицист и политический деятель. Окончил Киевский университет. Один из основателей «Братства тарас1вщв» в Киеве, автор первой программы Революционной украинской партии (РУП), один из основателей Украинской народной партии (УНП, 1902 г.). Составил «Основний закон "Само-стшно1 Украши"» Стлки народу Украины». В 1917 г. принимал активное участие в формировании военных частей УЦР. 330 гат1в? На fpyHTi якого права з наших д1тей готують по школах заклятих BoporiB i ненависнишв нашого народов!? Через що нав1ть у церкв1 пануе мова наших гнобител1в? Яким правом правительство росшське здерт1 з нас rpoini витрачае на користь росшсько1 наци, плекаючи i шдтримуючи П науку, лгтературу, промислов1сть iT-Д.? I, нарепт, найголовтше, чи мае право царське правительство взагал1 видавати для нас закони, утверсали та адмппстративш засади?». Ответы Михновского на эти вопросы сводятся к следующим аргументам: Во-первых, Переяславский договор 1654 г. об унии двух государств — России и Украины, самостийных, независимых относительно своего внутреннего устройства это — своеобразная Конституция, «Переяславский контракт» двух сторон. Московские цари их грубо нарушали «i поводяться з нами так, наче б Переяславська консти-тущя тколи й не кгнувала». Адвокат объясняет: с точки зрения права нарушение контракта одной стороной оставляет выбор контрагенту: или требовать его исполнения в полном объеме, или считать контракт утратившим юридическую силу, «з1рвати усяк1 взаемини з контрагентом. I тод1 вже е панування сили, а не вплив права». Таким образом, Украина имеет право возвратить свою государственность даже силой. Во-вторых, наши противники, пишет Михновский, могут возразить, что за давностью Переяславского договора Украина уже утратила свои права. Автор «Самостшно1 Украши» аргументирует: «Перше: не може бути придбане на тдстав1 задавнення те, що за-хоплене граб1жницьким або злочинським шляхом. Друге: розу-мшня про задавнення не може вщноситись до зневолення свободи». Именно таким неправовым было отношение московской монархии к украинской республике, вследствие чего она утратила свободу, но не право на нее. В-третьих, вторая половина XIX в. отмечена борьбой наций за свою свободу против угнетателей, нарушающих их естественное, неотчуждаемое и международное право. Если справедливо, полагает Михновский, что каждая нация в соответствии с международным правом стремится к своей самостоятельности и независимости, духовному и материальному развитию, без чего нет и развития индивидуальности, станет понятным: государственная самостийность является главным условием существования нации, а государственная независимость — идеалом межнациональных отношений. В-четвертых, «...виникае питания, чи визволення національне можливе для нас», ибо украинский народ пребывает «у становищ! зрабовано! наци»? Ответ Михновского: хотя со времени Переяславского договора наблюдается политический и культурный упадок, «республпсанська свобода швечиться», все же надежда возрождается, возникает идея «новой Украины». Следовательно, национальное освобождение и возможно, и необходимо: «на нас лежить... обов'я-зок розбити пути рабства». 22* 331 Движущей силой этого процесса должна стать украинская интеллигенция, девизом которой будет: «Одна едина, нерозд1льна, в1льна самостшна Украша в1д Карпат1в по Кавказ», т.е. включая Дон и Кубань, населенные выходцами с Украины. По Михновскому это будет «держава одноплемшного державного зм1сту». Таким образом речь идет об этнической государственности. Такой ригоризм не учитывал политических и социально-экономических реалий в Украине (несформированность нации, незавершенность ее сословной стратификации, растущий удельный вес пролетариата из России, господство социалистических идей среди национальной интеллигенции и др.) и не имел реальных перспектив. Путь к сердцу массового читателя заслонял девиз Михновского: «Ус1х, хто на щлш Украш1 не за нас, той проти нас. Украша для украшщв, i доки хоч один ворог-чужинець лишиться на нашш територп, ми не маемо права по-к ласти оружжя». Заслуга автора «Самостшно1 Украши» в другом — он первым в XX в. смело поставил вопрос о возможности и необходимости возрождения украинской государственности. Н. Михновский — автор проекта «Основного закону «Само-стшно1 Украши» Стлки народу Украшського», составленного от имени Украинской народной партии. Проект Основного закона содержит 118 статей и определяет территорию «новой Украины», ее устройство как союз свободных и самоуправляющихся земель, громад, провозглашает исключительный суверенитет украинского народа, права украинцев, предусматривает четкое разделение властей, полномочия местных органов власти, национальную и финансовую, налоговую системы, государственную символику и т.д., механизм внесения изменений в Основной закс5н, перечень важнейших законов. Проект содержит ряд статей, которые ограничивают экономические права «чужинщв», однако все другие — личные, политические, культурные права гарантируются и защищаются государством. Здесь детально выписаны права украинцев (Ст. 10—29) республиканские, снизу доверху, механизмы управления, двухпалатный парламент (Рада представителей и Сенат), его полномочия (Ст. 31—32, 37—61). Автор проекта предложил смешанную, президентско-парламентскую форму республики, где президент назначает и отстраняет министров, является главнокомандующим армии и флота (Ст. 34, 62—78). Интересно, что в случае нарушений Конституции или игнорирования ее норм проект предусматривает создание «народного суда» (обеими палатами парламента и высшим кассационным судом) для привлечения к ответственности президента. Заметно, что в предлагаемой системе правления, судоустройстве аккумулирован передовой опыт европейских государств и США. В целом же национальная идея в трактовке Михновского не нашла в начале XX в. широкого признания среди украинства. В начале XX в., когда политическими векторами времени стали конституция и автономизм, революция и социализм, в Украине появился оригинальный мыслитель, который попытался соединить 332 идею украинской государственности и самостийности с монархической идеей. Вячеслав Липинский (1882 — 1931 гг.)1, разрабатывая теоретические вопросы украинской государственности, исходил из универсальной предпосылки — права каждой нации на самоопределение и собственную государственность. «Украшський народ хоче i мае право бути народом в1льним, — говорится в «Hapnci програми Украшсько! демократично! хл1боробсько1 парти». — Он равен всем другим культурным народам мира и имеет полное право сам за себя своей волей решать свою судьбу». Не может погибнуть в безволие народ, творивший великую Киевскую державу, возродившейся в Казацкой Украине. Липинский считает, что государственность — фактор самосохранения нации, ее активного участия в Европе, международной жизни. В ранний период творчества украинского историка и публициста (1908—1919 гг.) он отстаивал демократический путь возрождения украинской государственности и ее республиканское устройство. В том же «Hapnci» (1917 г.) отмечается, «що тыгьки украшська де-мократ1я може стати твердою опорою украшсько! нащонально-дер-жавно! iflei», что она будет добиваться проголошення Украшсько'! Демократично! Республши». Возродить государственность, полагал Липинский, можно только тогда, когда в обществе есть силы, слои, классы, которые кровно заинтересованы в этом. «Украша — край хл1бороб1в i украшська держава мусить стати державою хл1бо-po6iB». Поддержку наиболее многочисленного класса — крестьянства (более 80% населения Украины) он считал главным залогом успеха государственности, а хлеборобов — главным носителем ее идеи: «полггична власть на Украпп повинна належати в першш Mipi представникам украшського селянства». Не проигнорированы права и «горожан ...неукрашсько1 нацк>нальностЬ>, «KOTpi повинт бути забезпечет украшськими державними законами». Какой виделась в 1917 г. Липинскому будущая Украинская демократическая республика? УДР должна была объединить все земли, где «живе сущльною масою народ украшський». Она виделась унитарным государством, вероятно — президентско-парламентской республикой, с ответственным Советом министров перед Сеймом. Окончательное решение о государственном устройстве Липинский оставлял за всеукра-инским Учредительным собранием. Особое внимание он уделял 1 Липинский Вячеслав Казимирович — укр. историк и публицист. Происходил из старинного польского рода. После окончания Киевской гимназии (1902 г.) учился в Краковском, Женевском ун-тах, Сельскохозяйственной академии в Кракове. Как историк формировался под влиянием творчества В.Антоновича, М.Драгоманова, М.Грушевского. Один из организаторов Украинской демократической хлеборобской партии (1917 г.), был послом в Вене (1918—1919 гг.). В последующем жил и работал в эмиграции. Осн. соч. Липинского: «Шляхта на Украпи (1909 г.), «Украша на перелом!» (1920 г.), ♦Листи до брат1в-хл1бороб1в», «Ун1версал1зм у хл1боробськш Идеологи» (1926 г.) и др. 333 обеспечению в будущей республике прав человека и гражданина, равенству прав и обязанностей, праву волеизъявления через демократические институты (референдум, «допускаеться також законо-давча шпцатива»). «Все державне законодавство, суд i вся державна адм1шстращя мусить спиратись на суто демократичних тдставах i мати на мет1 добро вЫ.ею людност1 Украши, без тяких прив1ле1в для поодиноких сташв, клас1в, полу i Bipn». Таким образом, в основу плана государственных преобразований закладывались демократические принципы, модель «трудовой демократии». Однако октябрьский переворот большевиков в Петрограде, агрессия советских войск против УНР, неспособность Центральной Рады и ее правительства решить назревшие социально-экономические проблемы, австро-немецкая оккупация Украины положили конец демократическим программам. УДХП приводит к власти гетмана П.Скоропадского, в нем Липинский видел национального лидера. Политические реалии повлияли и на его программу государственных преобразований. Теперь в центре концепции Липинского не идея «трудовой демократии», а «трудовой монархии», где носителем государственной идеи как и раньше выступает «хл1боробський клас» как консолидирующий фактор государственности. «В1д об'еднання та зорга-шзування украшського хл1боробського класу залежить об'еднання та зоргатзування нДло! Украшсько! Наци». Этот класс создает новый тип хлебороба — с мечом и оралом — «воша-продуцента», землевладельца, обогащающего государство и защищающего его. Изучение исторического опыта украинской государственности привело Липинского к выводу: творцом государственной идеи всегда была «активна меныпсть», элита. Он выстраивает собственную типологию национальных аристократий, разнящуюся способами организации своей власти: олигархию, демократию и классократию. Именно классократия, по его мнению, является наиболее приемлемой для Украины в сложившихся условиях формой организации руководящей элиты, в которой она реализует свою политическую доктрину. В отличие от марксизма, который главным классообразу-ющим признаком считает отношение к собственности, украинский мыслитель определяет понятие класса на основе общности традиции, образа жизни, чувства солидаризма и физического родства. В этом он был близок к европейской теории элит (В.Парето, Г.Мос-ка). Липинский считал идеальным примером классократии английскую конституционную парламентскую систему, по форме правления — конституционную монархию. Логическое завершение своего учения об элите он видел в человеке — государственном символе, который бы венчал социальную иерархию и воплощал единство нации и государства, ограничивал власть «аристократично! MeHinocTi». Государство представлялось ему в образе крупного хлеборобского хозяйства, требующего хозяина. Таков смысл его идеи «трудовой монархии». 334 Понимая недостатки монархий, учитывая исторические традиции украинского народа, Липинский предлагал модель «трудовой монархии» в форме гетьманата, основанной на принципах конституционализма и демократии. В своих произведениях Липинский следует традициям отечественной правовой школы. Как и Драгоманов, Кистяковский и др. он выделяет значение прав и свобод человека для державотворче-ства, подчеркивает необходимость их законодательного закрепления и гарантированности для всех граждан государства. Он также выступает за широкую децентрализацию и развитое местное самоуправление, способствующих максимальной реализации прав личности и прав громад. В его концепции «трудовой монархии» гетманская власть ограничивается законом, «який стоггь над Гетьма-ном так само, як над вс1ма». Липинский развивает понятия «громадянство» (т.е. гражданское общество), «законность», «правопорядок». В условиях все большего культивирования нигилистического отношения к праву его заслугой было провозглашение верховенства закона как единого регулятора общественных отношений, акцентирование на «в1дпов1дальност1 перед громадянством». Идеолог украинского национализма Дмитро Донцов (1883— 1973 гг.)1 критически оценивал опыт возрождения украинской государственности в 1917—1920 гг. По его мнению, разрушительная политика Центральной Рады, а потом Гетьманата скомпрометировали и демократическую, и монархическую модели этой государственности. Псевдогосударственность в форме УССР тем более не решила вопросов создания гражданского общества и полноценной нации. Каковы причины? Во-первых, глубинную причину неудач Донцов усматривал в «провансальстве». «До цього типового провансальства я зарахо-вую... дивну м1шанину з кирило-мефодпвського й драгоматвщини, легал1стичного украшоф1льства й народництва з ix крайтми теч1я-ми, марксизму й комутзму, з одного боку, «есер1вства» i радикал1з-му 2 — з другого, нарепт — з правих щеологш, починаючи вщ Ку-лйна i кшчаючи неомонарх1змом»,3 — писал он в работе «Шдстави Hainoi полггики». Он обвинял деятелей национального возрождения в космополитизме, москвофильстве, враждебности «до традицй 1 Донцов Дмитрий Иванович — юрист, политический деятель и публицист. Родился в Мелитополе. Окончил юридический фак. Петербургского ун-та (1907 г.), продолжил образование в Венском ун-те, доктор права (1917 г.). Политическую деятельность начинал в УСДРП, но вскоре порвал с социалистическим движением. Возглавлял «Союз визволення Украши (1914—1916 гг.). При гетьманате возглавлял телеграфное агентство, был членом УПХД. В 1921—1932 гг. редактировал «Льв1вський науковий вшник», в котором пропагандировал национализм, позже стал фактически идеологом ОУН (1929 г.). Осн. соч. Донцова: «Шдстави нашо! политики» (1921 г.), «Нацшнал1зм»(1926 г.), «РоЫя чи ввропа?» (1954 г.), «Клич доби» (1968 г.). 2 Очевидно, намек на М.Грушевского и В.Винниченко. 3 Вероятно, намек на В.Липинского. 335 i до експансн». Провансальство — «св1тогляд нижчих рас, перемо-жених». Главная причина кризиса украинской идеи — «брак в1ри i брак волЪ>. Во-вторых, в период 1914—1920 гг., считал идеолог национализма, произошел конфликт «двох цивЬпзацш, двох пол1тичних, со-щальних i культурно-релтйних 1деал1в, конфликт Свропа-Рос1я». Большевизм как явление российское подтвердил несовместимость, антагонизм двух миров, культур. Украина же была и осталась европейской страной, она — «аванпост бвропи проти Pociif». Геополитическое будущее Украины — с Германией и Австрией. Первой заповедью для нее должно быть: «1. В пол1тищ внутршгшй — пле-кання вс1х засад зах1дно1 культури... 2. У полггищ зовшшнш — повна сепаращя в1д Pocii. I там, i тут стисла сполука з ввропою... сепаращю (розум1ю) — вцуцлення в нетдлеглу державу». В-третьих, события начала XX в., полагал Донцов, подтвердили, а те, кто как Михновский, рвал с провансальством, первыми заявили — нужен новый "национализм. Его концепция-отбрасывает демократическую концепцию, «замшивши и на волюнтаристську, 1рращональну, елгтарну концепщю нового нащонал1зму». Каковы требования, по мнению Донцова, этого нового, интегрального, волевого национализма? В книге «Национализм» их шесть. Главным фактором национализма есть воля. «...На щй вол1, (не на розум1), на догм1, aKcioMi (не на доведенш правд1), на самостшшм ... на бездоказов1м порив1 мусить бути збудована наша наддональна 1дея». Стремление к борьбе та «св1дом1сть ii конечности». Автор «Национализма» предлагал различать «експанспо як щль, боротьбу як зас!б». |