Курс лекций, прочитанньїх в Национальной юридической академии Украиньї им. Ярослава Мудрого Харьков факт 2001
Скачать 3.06 Mb.
|
Николай Скрыпник (1872—1933 гг.)1 еще в 1917—1918 гг. выступал за создание национальной коммунистической партии, сотрудничество с другими левыми партиями в Украине, достаточно широко трактовал суверенитет УССР. Тогда же неоднократно критиковал Сталина. Так, -в 1918 г. когда наркомнац РСФСР заявил по телефону: «Хватит играть в правительство и республику, кажется достаточно, пора бросить игру», возглавляемое Скрыпником правительство заявило решительный протест Совнаркому РСФСР. «Мы должны заявить самый решительный протест против выступления наркома Сталина. Мы вынуждены заявить, что ЦИК Советов Украины и Народный Секретариат имеют источником своих действий не то или иное отношение того или другого наркома Российской Федерации, но волю трудящихся масс Украины... Заявления по типу высказанного наркомом Ста- 1 Скрыпник Николай Алексеевич родился на ст. Ясиноватая в семье железнодорожника. Учился в Петербургском технологическом ин-те, но за революционную деятельность был исключен. Неоднократно был в ссылке, тюремном заключении, приговаривался к смертной казни, но бежал. Член РСДРП с 1897 г., участник революции 1905—1907 гг. и Октябрьской 1917 г., в 1917—1918 гг. — председатель Совнаркома УССР, позже — нарком внутренних дел, государственного контроля. Один из основателей КП(б)У. В 1922—1927 гг. — Генеральный прокурор и нарком юстиции УССР. В 1927—1933 гг. — нарком просвещения УССР. В результате травли покончил жизнь самоубийством. Н.Скрыпник — автор многочисленных работ по проблемам социалистической законности, украинизации, образования — «Революционная законность» (1925 г.), «Уголовная политика Советской власти» (1924 г.) и др. 350 линым, направлены на подрыв Советской власти на Украине и не могут быть допустимы от представителей Советского правительства соседней республики». В 1922 г. вместе со Скрыпником против сталинского плана «ав-тономизации» республик в составе РСФСР решительно выступал Христиан Раковский (1873—1941 гг.)1. Он возражал против проекта Сталина об объединении ключевых центральных и республиканских комиссариатов, ущемлении прав «независимых республик». «В проекте говорится, — делал замечания глава украинского советского правительства, — об обязанностях независимых республик, о подчинении директивам центра, но ничего не сказано о правах...» По его мнению, «необходимость поставить на прочные начала отношения РСФСР с независимыми республиками не может быть оспариваема». Раковский обращал внимание ЦК РКП(б) и ЦК КП(б)У на то, что «форма независимых республик давала нам возможность производить максимум революционного эффекта на всех окраинах, а также за границей». Н.Скрыпник на XI съезде РКП(б) в своей речи, отстаивая ленинскую позицию по национальному вопросу, напомнил делегатам слова Ленина о том, что «Украина — независимая республика, это очень хорошо» и критиковал тех руководителей большевиков, которые фактически поддерживали лозунг единой и неделимой России. Он с тревогой говорил о тенденции «К ликвидации рабоче-крестьянской государственности Украины». Уже на I Всесоюзном съезде Советов в 1922 г., принявшем решение о создании СССР, Скрыпник все еще настаивал на внесении в Декларацию слов «суверенных республик». Вместе с Раковским, Фрунзе продолжал настаивать на расширении прав союзных республик в комиссии по подготовке первой Конституции СССР. Однако верх одержала сталинская модель союзного государства. Лукавя, Сталин заявил в конституционной комиссии: «Ну а я за федерацию, то есть против конфедерации, то есть против предложений Раковского и Скрыпника». Таким образом, выступая за советскую государственность, союз с РСФСР, Раковский, Скрыпник и др. видели украинскую государственность в рамках широкой федерации союзных республик, близкой к конфедерации, сохранение их частичного реального, а не декларативного суверенитета. Как Генеральный прокурор УССР, Скрыпник, хотя и в рамках партийной дисциплины, продолжал бороться против централизма, за расширение прав республик в законодательстве, финансах, право- 1 Раковский Христиан Георгиевич родился в г. Котел (Болгария). Учился в Женевском, Цюрихском, Берлинском и др. ун-тах на медицинском ф-те. Защитил докторскую диссертацию (1897 г.). С 1889 г. принимал активное участие в международном социал-демократическом движении. Участник гражданской войны в России. В 1918—1923 гг. — председатель Совнаркома УССР. С 1923 г. — полпред СССР в Великобритании, Франции. С 1927 г. поддерживал троцкистско-зиновьевскую оппозицию Сталину. Был расстрелян. 351 судии, размежевание юрисдикции союзных и республиканских правоохранительных органов. Право, по Скрыпнику, имеет классовую природу. Оно было средством подавления трудящихся, теперь же, говорил он в 1924 г. — «средством борьбы рабочих и крестьян за свое освобождение, средством защиты интересов трудящихся». Право каждого класса, делал он вывод, является выражением его классовой сущности. Революционная законность, по мнению Скрыпника, отменила революционную целесообразность и правовой произвол гражданской войны и стремится «ввести жизнь в определенные рамки законов». Он призывал поставить в рамки закона деятельность всех советских учреждений и советских чиновников: «революционная законность является одним из оснований советского строительства». Законность он ставит в зависимость от ее соблюдения «местной властью и всего советского аппарата», «развития производительных сил и от роста политического и культурного уровня трудящихся». Однако в условиях формирования неправовой партийно-административной системы такие заявления и призывы оставались чисто декларативными. 4. СОВЕТСКОЕ ПРАВОПОНИМАНИЕ В 20-е годы еще сохранялись различные концепции понимания и трактовки права в общем русле марксистско-ленинских подходов к государству и праву. Господствующей концепцией нового «революционного, пролетарского права» была его трактовка как средства осуществления диктатуры пролетариата, выражение интересов трудящихся и орудие их защиты. Такую концепцию права развивали и внедряли в практику советской юстиции нарком юстиции СССР Д.И.Курский и нарком юстиции УССР Н.А.Скрыпник. Другую концепцию права отстаивал советский юрист, с 1936 г. заместитель наркома юстиции Е.Б.Пашуканис (1891 — 1937 гг.). В книге «Общая теория права и марксизм. Опыт критики основных юридических понятий» (1924 г.) он доказывал: буржуазное право — исторически наиболее развитый, но последний тип права, отмирающий при социализме. «Отмирание категорий (именно категорий, а не тех или иных предписаний) буржуазного права, — писал Пашу-канис, — отнюдь не означает замены их новыми категориями пролетарского права». По существу он отвергал возможность и необходимость такого права. У него правопонимание предстает как право-отрицание, правовой нигилизм. Советский социолог, историк и правовед М.АД>ейснер (1868— 1928 гг.) считал государство идеологической формой, обусловленной социальной психологией, а право — как субъективное классовое право. С позиций психологической теории права он определял: каждый класс в соответствии с его положением в обществе и с его психикой творит свое реальное и действующее интуитивное клас-352 совое право. В работе «Право. Наше право. Чужое право. Общее право» (1925 г.) он характеризует «общее право» (общий правопорядок) при капитализме и социализме как компромисс и объединение наличных в данном обществе субъективных классовых прав. «Ибо одинаково и буржуазное государство и наше Советское точно так же включает в свой общий правопорядок и право пролетарское, крестьянское и буржуазное». Разница лишь в том, что при капитализме господствующее положение в общем правопорядке занимает право буржуазное, а в советском правопорядке — пролетарское право. Такое классовое перетолкование интуитивного права фактически отвергает психологическое правопонимание, индивида с его правовой психикой, правовыми притязаниями, эмоциями. Здесь классовость убивает право. По Рейснеру, исчезновение классов неминуемо ведет к угасанию права. В 20-е годы были даже попытки связать теорию советского государства с теорией правового государства. В брошюре А.Малицкого «Советская Конституция» (1924 г.) декларировалось: «советская республика есть государство правовое, осуществляющее свою деятельность в условиях правового режима». Тогдашний первый секретарь ЦК КП(б)У Л.Каганович справедливо усмотрел в работе Ма-лицкого отступление от марксистско-ленинской апологии диктатуры пролетариата, не ограниченной никакими законами, («наши законы определяются революционной целесообразностью в каждый данный момент»). Каганович призывал к беспощадной борьбе на «правовом фронте» против «буржуазного юридического мировоззрения». Такая борьба сопровождалась в 30-е годы репрессиями, искоренением инакомыслия, утверждением единой концепции «социалистического права». Ее официальное оформление в сталинском духе дало «I Совещание по вопросам науки советского государства и права» (1938 г.), организованное сталинским подручным, Генеральным прокурором СССР А.Я.Вышинским (1883—1954 гг.). Преследовалась цель утвердить единую общеобязательную сталинскую «генеральную линию» в юридической науке в духе потребностей репрессивных органов и покончить со всякими «враждебными», «контрреволюционными» подходами к праву. В окончательной редакции в соответствии с решением Совещания утверждалось такое общее определение права: «Право — совокупность правил поведения, выражающих волю господствующего класса, установленных в законодательном порядке, а также обычаев и правил общежития, санкционированных государственной властью, применение которых обеспечивается принудительной силой государства в целях охраны, закрепления и развития общественных отношений и порядков, выгодных и угодных господствующему классу». Чем же отличалось от такого общего советское право? Немногим: «Советское право, — определило Совещание, — есть совокуп- 353 ность правил поведения, установленных в законодательном порядке властью трудящихся, выражающих их волю и применение которых обеспечивается всей принудительной силой социалистического государства, в целях защиты, закрепления и развития отношений и порядков, выгодных и угодных трудящимся, полного и окончательного уничтожения капитализма и его пережитков в экономике, быту и сознании людей, построения коммунистического общества». Такое определение права вошло в советскую литературу как «нормативный» (а затем и «узконормативный») подход к праву. Отождествление «права» и «законодательства» являлось бесспорно позитивистским, но антиюридическим, ибо за право выдавались «воля господствующего класса», закрепленная в законах, неправовые официальные акты («нормы»). Такое приказное «правопонима-ние» стало на долгие годы официальной установкой для юристов. В сочетании с неправовыми реалиями тоталитарного режима она лишала общество всякой правовой перспективы. Только с середины 50-х гг. в обстановке смягчения политического режима («оттепели») началась робкая критика господствовавшей концепции советского права. Так, С.Ф.Кечекьян, А.А.Пионт-ковский предложили определять право как единство правовой нормы и правоотношения. Я.Ф.Николенко — как единство правовой нормы, правоотношения и правосознания. Социальные правила (нормы) П.Е.Недбайло предложил трактовать как «императив, правило должного в ее пределах поведения, которое обязывает, запрещает, дозволяет определенное действие при наличии известных условий». Украинский юрист дал четкие определения видов норм, их структуры, толкования и значения в общественной жизни. Отныне, признавая нормативность права, предлагалось дополнить моментами ее реализации. При этом, однако, не ставилось под сомнение существующее «советское социалистическое право», под которым имелось ввиду тоталитарное законодательство. В начале 70-х гг. в ходе дискуссии о правопонимании была выдвинута концепция различения права и закона, обосновывавшая понимание права как необходимой формы и равной меры (нормы) свободы индивидов. Такая концепция правопонимания позволила выявить отсутствие у «социалистического права» и «законодательства» минимально необходимого качества права — правового принципа формального равенства и свободы индивидов. Она послужила толчком к анализу и уяснению источников права, предпосылок правового закона, правового государства. Однако попытки со второй половины 80-х гг. преобразования существующего правоотри-цающего строя в «социалистическое правовое государство», преодоления позитивизма, правового нигилизма выявились малопродуктивными и запоздалыми. С распадом СССР и провозглашением независимости Украины начала формироваться ее самостоятельная правовая система, очищение юридической науки от догматических наслоений, «огосудар- 354 ствленной» заидеологизированной методологии. Началось переосмысление классического политико-правового наследия, возрождение отечественного общетеоретического правоведения, активная законотворческая работа, результаты которых отразились в Конституции Украины 1996 г. Таким образом, с начала XX в. возросло разнообразие политико-правовых доктрин, порожденных нарастанием революций, опасности мировых войн, тоталитаризма и фашизма. Они породили радикальные, экстремистские партии и движения, стремившиеся к установлению тоталитарных режимов. В XX в. сбылись опасения мыслителей предыдущего века о пагубности неограниченной власти, противостоящей народу и попирающей личность. Уроки минувшего века предостерегают от пренебрежения достижениями духовной культуры своего народа и всего человечества, мировой цивилизации. ЛЕКЦИИ XXIV—XXV. ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКИЕ УЧЕНИЯ О ПРАВЕ И ГОСУДАРСТВЕ В XX в. 1. Теория солидаризма ЛДюги. 2. Неолиберализм и консерватизм в учениях о государстве. 3. Концепция плюралистической демократии. 4. Концепции социального государства и политики всеобщего благоденствия. 5. Теория элит. 6. Социологическая юриспруденция. 7. Реалистическая теория права. 8. Юридический позитивизм. Нормативная теория Г.Келъзена. 9. Современная теория естественного права. 1. ТЕОРИЯ СОЛИДАРИЗМА Л.ДЮГИ Теоретической базой солидаризма была социологическая доктрина О.Конта об обществе как единстве целого. В противоположность индивидуализму и либерализму сторонники солидаризма скептически относились к субъективным правам как разобщающим членов общества, придающим атомарный характер. В отличие от социалистов, призывавших к уничтожению буржуазии и революционному освобождению пролетариата, сторонники солидаризма считали эти классы взаимосвязанными и равно необходимыми для общественного производства. Выдвинутое основателем социологии Контом понятие «солидарность» получило развитие в книге французского социолога-позитивиста Эмиля Дюркгейма (1858—1917 гг.) «О разделении общественного труда» (1893 г.). Ее автор доказывал, что классовая структура общества обусловлена разделением труда и тождественна ему, а следовательно классы, в т.ч. буржуазия и пролетариат, должны совместно и солидарно трудиться в системе общественного производства. 355 С обоснованием классовой солидарности выступил в начале XX в. теоретик конституционализма, профессор из Бордо Леон Дюги (1859—1928 гг.). В книгах «Государство, объективное право и положительный закон» (1901 г.), «Общество, личность и государство» (1908 г.) и др. он обосновывал закономерность неравенства людей, разделения общества на классы, каждый из которых выполняет социально необходимую функцию, чем и обусловлена социальная солидарность. «Преступлением является проповедовать борьбу классов, — писал Дюги, — и я думаю, что никоим образом мы не идем к уничтожению одного класса другим, а, напротив, к режиму координации и иерархии классов». Отвергая революционный синдикализм, призывавший рабочих к насилиям и стачкам в защиту своих профессиональных интересов, Дюги признавал полезность мирного синдикализма, организаций «с определенной юридической структурой, составленных из людей, уже объединенных общностью социальной работы и профессиональных интересов». Синдикаты, по его мнению, дают надежную гарантию от произвола правящих. Органической формой этой силы сопротивления может быть профессиональное представительство в парламенте и других представительных учреждениях. Будущее общество, выражал уверенность Дюги, составится из синдикалистских групп, сильно интегрированных, вошедших в федерации по профессиям и наделенных политическим представительством, обеспечивающим сильное ограничение власти правительства. Благодаря принятым по взаимному соглашению регламентом, определяющим отношения между классами и их взаимосвязи, ослабеет или прекратится классовая борьба. Другим преобразованием станет, писал Дюги, уничтожение права собственности. Оно «уступит место понятию собственности, как социальной функции». Собственность, оставаясь частной, рассматривается им вслед за Контом не как субъективное право индивида, а как его обязанность свободно, полно и совершенно выполнять социальную функцию собственника. Таким образом, французский юрист предлагал заменить понятие субъективного права понятием социальной функции и обязанностью. В отличие от Конта, считавшего право пережитком, Дюги признает необходимость права в промышленном обществе, прав и договоров синдикатов. Осознанный факт солидарности порождает социальную норму. Она стоит выше государства и положительных законов, которые лишь служат ее осуществлению. «Норма права возлагает на всех обязанности не делать ничего, что противоречит общественной солидарности, и делать все для развития этой солидарности». Социальная норма станет «органическим законом общественной жизни». Итак, государство в его прежней форме, по Дюги, исчезнет. Его место начинает занимать новый строй, «более гибкий, более гуманный, более защищающий индивида». В его основе два момента: 356 |