Курс лекций, прочитанньїх в Национальной юридической академии Украиньї им. Ярослава Мудрого Харьков факт 2001
Скачать 3.06 Mb.
|
4. КОНЦЕПЦИИ СОЦИАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВА И ПОЛИТИКИ ВСЕОБЩЕГО БЛАГОДЕНСТВИЯ В XX в. значительно обогатилась и теория правового государства, а ее отдельные положения были существенно пересмотрены. В условиях нараставшего влияния социал-демократического и революционного движения с конца XIX в. правящие круги ряда стран Западной Европы и США вынуждены были развивать социальное законодательство, учитывать в своей политике запросы и требования неимущих. Социальная политика была возведена в ранг официальной доктрины Германии. Она получила закрепление в Веймарской конституции 1919 г. — первой европейской конституции, наделившей граждан социальными правами (правами на объединение в профсоюзы, защиту от безработицы, охрану здоровья и трудоспособности). Отдельные меры в области социальной политики начинают осуществлять и другие государства (Франция, США, Мексика), однако ее развитие было прервано экономическим кризисом 30-х гг. После второй мировой войны пришедшие к власти левые партии в европейских странах провели ряд социальных реформ (например, социал-демократы в Швеции, лейбористы в Англии). Под политикой социального благоденствия в 40—50-е гг. понимали программы, направленные на достижение высокого жизненного уровня путем создания государственных систем образования, здравоохранения и поддержки жилищного строительства, а также оказания помощи гражданам, которые не в состоянии собственными силами обеспечить себе прожиточный минимум. В последующие годы расширялось законодательство о демографической, экологической, культурной политике государства. Понятие государства благоденствия в официальных документах и законодательстве западноевропейских стран сменила формула «социальное государство», закрепленная в программных документах многих политических партий, а также в Конституциях ФРГ 1949 г., 363 Франции 1958 г. и Испании 1978 г. В программах либерально-демократических партий оно трактуется как «государство социальных услуг». Идеологи неолиберализма выдвигают лозунги общества с высоким уровнем потребления, оказания помощи малоимущим, утверждения в общественной жизни отношений солидарности и партнерства. Социал-демократические партии рассматривают социальное государство как этап перехода к социальной демократии, а социальную политику государства как прямую обязанность, вытекающую из предоставленных гражданам социальных прав. Теория государства благоденствия, отражавшая настроения и интересы средних слоев, начала активно разрабатываться в 50-е гг. в условиях экономического подъема в странах Западной Европы, США, Японии. Одним из ее создателей был шведский экономист и государственный деятель Гуннар Мюрдаль (1898—1987 гг.), автор известных книг «За пределы государства благоденствия», «Мировая экономика». Г.Мюрдаль утверждал, что всеобщее благоденствие уже достигнуто в индустриальных странах Запада. Суть теории общественного благоденствия, как он ее формулировал, заключается в том, чтобы «мирно и без революции — а фактически взамен революции — проводить в капиталистическом государстве скоординированную публичную политику, и притом с такой эффективностью, которая постепенно привела бы экономику страны в соответствие с интересами большинства граждан». Такие государства будут обладать рядом общих признаков: сочетание рыночной экономики с государственным планированием, необходимым для поддержания равновесия и стабильного роста экономики; тенденцией к демократизации политической жизни, позволяющей перейти к децентрализации государства и передачи части его функций органам местного самоуправления и добровольным объединением граждан; их участие в распределении социальных благ и в «расширяющемся народном контроле». Мюрдаль предлагал выйти за рамки организации благоденствия в национальных масштабах и положить идеи социальной политики в основу межгосударственных отношений. Будущее, по его мнению, — за мировым порядком социального благоденствия. Люди способны направить развитие общества в соответствии со своими идеалами. Как полагает французский социолог Мишель Крозье (1922—?) современное социальное государство нуждается в трансформации, превращении в «скромное государство», стремящееся поставить себя на службу обществу, а не командовать им. «Главной функцией такого государства должно было бы стать стремление в первую очередь помочь всем социальным подсистемам, которые составляют общество, найти наилучшие регуляции изменений и возглавить общество, найти наилучшие регуляции изменений и возглавить крестовый поход за инвестирование в качество». Нельзя изменить общество, не изменяя государство. 364 5. ТЕОРИЯ ЭЛИТ Критическая переоценка опыта представительного правления и либерально-демократических ценностей отразилась и в теории элит. Принятое в мировой политологии определение элиты принадлежит итальянскому социологу и политэконому Вильфредо Парето (1848—1923 гг.), подробно проанализировавшему ее природу, состав, функции. В своем трехтомном труде «Трактат по общей социологии» (1916 г.) он определял как элиту тех людей, которые добились наивысших показателей в своей среде, в своей сфере деятельности. Исследуя проблему равновесия в обществе, итальянский ученый пришел к выводу: в обществе можно выделить две страты населения: 1) низшая страта (управляемые, неэлита); 2) высшая страта (правящие, элита). Последняя делится тоже на две части: а) правящая элита; б) неуправляющая элита. Для социального равновесия важна постоянная циркуляция элит, инфильтрация (проникновение) правящей элиты со стороны неуправляющей элиты или неэлиты, циркуляция между социальными группами. «Аристократии не вечны. Каковы бы ни были причины, неоспоримо то, что через какое-то время они исчезают. История — это кладбище аристократии». По мнению Парето, когда прекращается интенсивная циркуляция элит, их отдельных частей, социальных групп и сословий, «правящий класс приходит к упадку, часто влекущему за собой упадок всей нации. Это мощная причина, нарушающая равновесие: накопление высших элементов в низших классах и напротив, низших элементов в высших классах. Если бы человеческие аристократии были подобны отборным видам животных, которые в течение длительного времени воспроизводят себе подобных примерно с теми же признаками, история человечества была бы иной». Парето сравнивает циркуляцию элит, находящихся в состоянии постоянной и медленной трансформации, с движением реки — «сегодня она уже не та, что была вчера». Время от времени происходят потрясения и наводнения, «новая правящая элита вновь начинает постепенно меняться: река, вошедшая в свое русло, возобновляет обычный путь». В своей теории элит Гаэтано Моска (1858—1941 гг.) исходил из концепции правящего (политического) класса. В своей работе «Правящий класс» (1939 г.) Моска признает: суверенная власть организованного меньшинства над неорганизованным большинством неизбежна. Итак, политический класс отличается прежде всего организованностью. Поэтому организованное меньшинство сильнее неорганизованного большинства. Второе — «представители правящего меньшинства неизменно обладают свойствами, реальными или кажущимися, глубоко почитаемыми в том обществе, где они живут». Специальные знания и подлинная научная культура, отмечал Моска, становятся важной политической 365 силой только на высокой ступени цивилизации, и тогда доступ в правящий класс получают лишь те, кто владеет этими знаниями (кто применяет знания в военном деле, управлении, юриспруденции). Все правящие классы стремятся стать наследственными, «если не по закону, то фактически». Свое социальное превосходство они стремятся утвердить, развивая необходимые качества с помощью воспитания, семейных традиций, привычек своего класса. Правящие классы приходят в упадок, если перестают совершенствовать те способности, с помощью которых они пришли к власти. Таким образом, по Моске, в человеческих обществах преобладает либо тенденция формирования закрытых, устойчивых, кристаллизованных правящих классов, либо тенденция к быстрому их обновлению. Циркуляцию элит в демократии он объяснял не только психологическими, но и социальными факторами, через перегруппировку социальных интересов, возникновение новых социальных сил с новыми социальными интересами. К основателям элитологии относят и немецкого политолога и социолога Роберта Михельса (1876—1936 гг.). В своем труде «Социология политической партии в условиях демократии» (1911 г.) он пришел к выводу, что олигархия — неизбежная форма жизни крупных социальных структур. Он формулирует «железный закон олигархических тенденций»: демократия, дабы сохранить себя и достичь стабильности, вынуждена создавать организацию, а это связано с выделением элиты — активного меньшинства, которому масса должна доверяться, т.к. не может осуществлять свой прямой контроль над этим меньшинством. Поэтому демократия неизбежно превращается в олигархию: демократий не может существовать без организации, управленческого аппарата, элиты, а это ведет к закреплению постов и привилегий, к отрыву от народа, к несменяемости лидеров, к вождизму. Функционеры левых партий, особенно избранные членами парламента, меняют свой социальный статус, превращаются в правящую элиту. Харизматических лидеров, поднимающих массы к активной политической деятельности, сменяют бюрократы, а революционеров и энтузиастов — консерваторы и приспособленцы. В последних работах Михельс склонялся к апологии фашизма и авторитаризма. Таким образом, ранние теории политических элит раскрывали механизмы формирования «правящего класса», осуществления им политической власти, влияния на общество. Эти теории противостояли марксистским концепциям решающей роли народных масс в истории, экономического базиса общества. Они ставили под сомнение и демократический оптимизм либеральных концепций, которые доказывали принципиальную возможность -и необходимость участия всех граждан в публичной власти, ее равной доступности. Теория элит продолжала развиваться и во второй половине XX в. Так, Дж. Мизель специфику элиты усматривал в формуле: «групповое сознание — сплоченность — общие устремления». Немецкий 366 социолог К.Мангейм в книге «Человек и общество эпохи Реконструкции» (1962 г.) писал, что индустриальное общество движется от классовой организации к элитарной системе. В демократии «практическая реализация политики находится в руках элиты». Американский социолог Ч.Миллз считает элиту естественным продуктом «институционального ландшафта общества». Жизнь современного общества является высоко институциализованным, а, следовательно, «стратегические командные посты в социальной структуре играют решающую роль в иерархии институтов». С ним соглашается и английский социолог Т.Боттомор в книге «Элиты и общество» (1993 г.) — элитой является только та группа «политического класса», которая реально осуществляет политическую власть в отдельном обществе и в определенное время. Большинство же современных политологов уже не признают понятия «политического класса», а пишут о политических элитах, прямо или опосредованно влияющих на дела в обществе («политики», «функционеры», «чиновники» и т.д.). 6. СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ ЮРИСПРУДЕНЦИЯ Как направление в современной теории права и государства социологическая юриспруденция появилась, во-первых, под влиянием социологии, выделившейся на исходе XIX в. в самостоятельную науку, методы которой получили широкое распространение в общественных дисциплинах. Во-вторых, в связи с потребностью в целенаправленном изучении и использовании права в качестве инструмента регулирования и социального контроля, недопущения социальных потрясений. Основателем социологии права называют нашего соотечественника Евгения Эрлиха (1862—1922 гг.)1. В предисловии к «Основам социологии права» Эрлих резюмирует главный смысл книги: «центр тяжести развития права в наше время, как и во все другие времена, находится не в законодательстве, не в юриспруденции или судопроизводстве, а в самом обществе». Итак, право коренится не в текстах законов, не в судебных прецедентах, а в жизни общества. Право, согласно Эрлиху, — «всеобщий регулятор поведения людей». Наука о праве является частью теоретической науки об обществе. «Социология права — это научное учение о праве». 1 Эрлих Евгений родился в г. Черновцы. В 1886 г. окончил Венский ун-т, где впоследствии ему была присвоена степень доктора права. Многие годы был связан с ун-том Франца Иосифа в Черновцах: с 1901 г. — декан юридического ф-та, в 1906— 1914 гг. — ректор ун-та. Перу Эрлиха принадлежат работы: «Молчаливое волеизъявление» (1893 г.), «Принудительное и непринудительное право в гражданском кодексе Германской империи» (1900 г.), «Основы социологии права» (1913 г.) и др. Последняя работа в 1933 г. вышла на английском языке с предисловием Р.Паунда. 367 Исходные начала самого права, пишет Эрлих, следует искать в образующих общество объединениях и союзах, таких как семья, торговые общества, община, государство. «Чтобы понять истоки, развитие и сущность права, следует прежде всего изучить порядок, существующий в общественных союзах. Причина неудач всех предшествующих попыток объяснить право состояла в том, что они исходили от правовых предписаний, а не из этого порядка». Следовательно, и в далеком прошлом, и в современном обществе право, по Эрлиху, представляло собой порядок, существовавший в родах, семьях, а также в нормах и предписаниях, определяющих внутренний строй союзов и объединений (договорах, уставах, соглашениях). Эти нормы и предписания («общественное право») образуют, по его учению, право первого порядка. Для охраны его норм и регулирования спорных отношений существуют «нормы решений», образующие право второго порядка. Эти нормы создаются деятельностью государства и юристов. К праву второго порядка относятся уголовное, процессуальное, полицейское право, которые не регулируют жизнь, а должны лишь поддерживать и защищать организационные нормы. «...Если гражданский и торговый кодексы не дают конкретных предписаний к разрешению данного конфликта, то следует обращаться к уставу данного объединения или союза, т.е. к правовым нормам союза, которые имеют прямое отношение к данному правовому факту. Эти нормы и эти факты и есть «живое право». Живое право, определяет Эрлих, «есть внутренний распорядок человеческих союзов». Поэтому, закон, по Эрлиху, не столько право, сколько средство обеспечения права: применение закона должно быть подчинено только этой цели. Главным способом существования права второго порядка является нахождение соответствующих норм судьями, рассматривающими конкретные дела («свободное нахождение права не означает свободу судей от закона»). В правосудии решающая роль принадлежит не «мертвым параграфам закона», считает Эрлих, а свободному слову юристов, свободе судейского усмотрения. Учение Эрлиха оказало значительное влияние на социологическую юриспруденцию Р.Паунда, а идея «свободного права» — на реалистическую школу права. Немецкий юрист, социолог, экономист и историк Макс Вебер (1864—1920 гг.) считал закономерным в современном развитии права его рационализацию и систематизацию, «растущую предсказуемость функционирования правосудия». В своей работе «Социология права» он считал это свойство права одной из важнейших предпосылок к развитию предприятий капиталистического типа, нуждающихся в юридической «безопасности движения». По его мнению, объем и пределы свободной оценки доказательств определяются в первую очередь «интересами (денежного) обращения, т.е. экономическим моментом». Рационализация права особенно за- 368 метна в области материального права — «все большим обращением к логическому толкованию смысла как самих правовых норм, так и, прежде всего, сделок». Вебер считает, что и за пределами товарного обращения рационализация права «на первый план повсюду выдвигает на место оценки внешнего хода вещей скорее образ мыслей как собственно значимый фактор». Таким образом, социология права, по Веберу, все больше проявляет его рационализацию, логическое, свободное толкование правоотношений. Для Дюркгейма право представляет собой наиболее устойчивую форму организации общества: «право воспроизводит основные формы социальной солидарности». Видам права (публичное, частное, уголовное), по его мнению, соответствуют различные виды общественной солидарности. «Для того, чтобы исчезли убийцы, нужно, чтобы увеличилось отвращение к пролитой крови в тех социальных слоях, из которых формируются ряды убийц, а для этого нужно, чтобы оно увеличилось во всем обществе». Преступление трактовалось французским социологом как действие, противоречащее коллективному сознанию. Однако наибольшее распространение социологическая юриспруденция получила в США. Последователь Эрлиха Роско Паунд (1870—1964 гг.) в обобщающей пятитомной монографии «Юриспруденция» (1959 г.) суть нового подхода в социологии права видел в «инструментальном прагматическом подходе» к изучению права. Следуя принципу прагматизма, целесообразности права, Паунд призывал юристов не ограничиваться изучением «права в книгах» (т.е. права в законе, в нормативных актах), а обратиться к анализу «права в действии». Юристы должны показать, как оно реально функционирует и влияет на поведение людей. |