Курс лекций, прочитанньїх в Национальной юридической академии Украиньї им. Ярослава Мудрого Харьков факт 2001
Скачать 3.06 Mb.
|
Право, по Паунду, — инструмент социального контроля, один из способов контроля за поведением людей с религией, моралью, обычаями и т.п. Он подчеркивал, что юристу необходимо знать смежные научные дисциплины и уметь применять их методы при исследовании права в контексте социальных отношений. «Давайте обратимся к экономической теории социологии, философии и перестанем считать, что юриспруденция является самостоятельной». Право в действии, согласно Паунду, имеет три аспекта. Во-первых, — это правовой порядок или режим регулирования социальных отношений посредством систематического и упорядоченного применения силы органами государства. Во-вторых, правом называют официальные источники, служащие руководством при вынесении судебных и административных решений. В-третьих, право есть судебный и административный процесс (правоприменительная деятельность в суде и администрации). Эти определения и дают понимание права как «высокоспециализированной формы социального контроля, осуществляемого на основе властных предписаний в рамках судебного и административного процесса». 369 Таким образом, американский теоретик, как и другие сторонники прагматической юриспруденции, стремился раскрыть не сущность права, а совокупность его значений, социологических, нормативных и практико-процессуальных представлений о праве. Эти идеи получили название многоаспектного подхода к исследованию права. Р.Паунд не уставал повторять, что право должно служить не разъединению членов общества, а, наоборот, укреплению согласия и кооперации между ними. «Мы хотим изучать правопорядок, вместо того, чтобы вести споры о природе права». Поэтому цель права, по Паунду, — улаживание социальных конфликтов и достижение цивилизованных отношений между людьми. «Наметилась тенденция г. тому, чтобы осознанно направить политические и правовые институты на утверждение общечеловеческих целей». И юриспруденция призвана стать «юридической социальной инженерией», исключающей активное вмешательство государства в сферу частных интересов. Идея социального контроля при помощи права предполагает, по мнению американского теоретика социологической юриспруденции, стабильность права, однако учитывающей изменения условий жизни общества («правовой порядок должен быть настолько же изменяемым, насколько стабильным»). Правопорядок должен постоянно «пересматриваться в соответствии с изменениями в общественной жизни, которую он должен регулировать». Паунд предполагал расширить полномочия судей, предоставить им свободу усмотрения по разрешению определенных споров, требующих моральной оценки поведения сторон, применения принципа справедливости. При этом дискреционные полномочия судов не должны были распространяться на отношения частной собственности и коммерческих сделок. Таким образом, ключевая роль в достижении социального равновесия им отводилась судам. Концепция Паунда была воспринята многими его учениками в Гарвардской школе права, нашла широкий отклик у американских судей, в т.ч. Верховного суда США. 7. РЕАЛИСТИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ ПРАВА В 1930 г. в США была опубликована книга «Судебные решения и материалы по делам о купле-продаже», курс лекций «Куст ежевики» К.Ллевелина и монография «Право и современное сознание» Дж. Фрэнка, принесшие им широкую известность и вызвавшие бурю в академических кругах. Они сыграли огромную роль в развитии американской юриспруденции, положив начало формированию правового реализма как доктрины. В чем ее сущность? Карл Ллевелин (1893—1962 гг.), преподававший в Колумбийском университете, и Джером Фрэнк (1889—1957 гг.), адвокат из Чикаго, строили свою доктрину правового реализма на принципах прагматизма, соединения социального и психологического подходов к изучению права. Они подвергли критике юридический позитивизм и призывали исследовать не только правовые нормы, установлен- 370 ные в законах и судебных решениях, но и сам процесс воздействия права на поведение людей. По их общему мнению формально-догматические приемы изучения правовых актов уже не отвечают требованиям современной науки: они должны быть «тщательно изучены, — писал Ллевелин, — с точки зрения инструментализма, под углом зрения их прагматического и социально-психологического содержания». Именно судебная и административная практика образует, по его мнению, «костяк правовой системы». Юристам надлежит не спорить о содержании общих принципов и норм права. А прежде всего обобщить существующую юридическую практику. Действующее право, согласно взглядам реалистов, создается не законодательным путем (оно содержит лишь общие предписания и нормы, которые быстро отстают от жизни), а судебными и административными органами в ходе разрешения и конкретных споров между людьми. «Сферой права, — писал Ллевелин, — является деятельность, относящаяся к разрешению споров. А люди, осуществляющие эту деятельность по должности, будь то судьи, шерифы, чиновники, тюремщики или юристы, являются официальными выразителями права. То, что эти должностные лица решают в отношении споров, и есть, по моему мнению, само право». Правовые нормы, вторил ему Фрэнк, «не действуют сами по себе». Они содержат определенные идеалы, воплощают социальную политику государства, однако они не порождают у индивидов субъективных прав до тех пор, пока не будут применены в решении по конкретному делу. «Право состоит из решений, а не из норм. Если это так, то судья создает право всякий раз, когда решает дело». Таким образом, под правом реалисты понимали совокупность индивидуальных предписаний, т.е. правил поведения, установленных компетентными органами государства применительно к конкретным ситуациям. Дж. Фрэнк признает фундаментальные принципы естественного права в качестве основы современной цивилизации, но считает необходимым приблизить юридическую систему «к принятым в обществе способам решения проблем справедливости». Действие высоконравственных норм тогда вступает в силу, когда судья, благодаря своей психологии, интуиции, выносит правильное решение. Реалисты утверждали, что судья, рассматривая дело, сначала принимает решение по интуиции и только затем подыскивает для него аргументы с помощью логических умозаключений, ссылок на статьи закона, прецеденты и т.д. Их интерес к интуитивной стадии судопроизводства был продиктован стремлением опровергнуть концепции юридического позитивизма, сводившего процесс судебного разбирательства к логическим операциям подведения конкретного случая или спора под абстрактные нормы права. Своеобразие реалистической доктрины права заключалось, таким образом, в том, что практико-прикладная проблематика в ней превалировала над теоретическим содержанием. 371 8. ЮРИДИЧЕСКИЙ ПОЗИТИВИЗМ. НОРМАТИВНАЯ ТЕОРИЯ Г.КЕЛЬЗЕНА Своими истоками нормативная теория права восходит к юридическому позитивизму XIX в. (Дж. Остин). Ее родоначальником был австрийский юрист Ганс Кельзен (1881 —1973 гг.), с 1940 г. живший в США. Его основной труд «Чистая теория права» (1934 г., 2-е расширенное изд. I960 г.) содержит изложение сути нормативизма, взглядов на государство и право. Чистое учение о праве, поясняет Кельзен, есть теория позитивного права: «позитивного права вообще, а не какого-либо конкретного правопорядка». Оно называется «чистым» потому, что занимается одним только правом, его юридическим (нормативным) содержанием и «очищает познаваемый предмет от всего, что не есть право в строгом смысле». Оно стремится освободить правоведение от всех чуждых ему элементов. Чистота теории права Кельзена предполагает освобождение юриспруденции от заимствований из других наук и исключает из нее идеологические оценки, имея задачу деидеологизации правоведения, создание строго объективной науки о праве и государстве. «Чистая теория стремится преодолеть идеологические тенденции и описать право таким, каково оно есть, не занимаясь его оправданием или критикой». Кельзен представляет теорию права обособленной от моральней философии, как науку эмпирическую и «социально-техническую», а юриспруденцию — свободной от политики. Таким образом, предметом изучения теории права, по Кельзену, являются законодательные нормы, правопорядок, отношения между различными правопорядками. Цель теории — снабдить юриста (правоведа и практика) пониманием и описанием позитивного права. Право Кельзен определяет как «нормативный принудительный порядок», как «систему норм, регулирующих человеческое поведение», осуществляемых в принудительном порядке (в отличие от религии, морали). Норма, представляющая собой основание действительности другой нормы, является по отношению к ней высшей нормой». Согласно Кельзену, они в национальных правовых системах согласованы между собой и образуют строгую иерархию в виде пирамиды норм. На вершине этой пирамиды находится основная норма — общий источник всех норм. Далее следуют общие нормы (законы), установленные в законодательном порядке или путем обычая. Наконец, в основании пирамиды норм, ее последнюю ступень, составляют индивидуальные нормы, создаваемые судебными и административными органами при решении конкретных дел. «Все нормы, действительность которых можно вывести из одной и той же основной нормы, образуют систему норм, нормативный порядок». 372 Сущность основной нормы должна осознаваться как непосредственно связанная с конституцией, принятой в государстве и соотносящаяся с созданным в соответствии с конституцией правопорядком. Смысл основной нормы сводится к формуле: «Должно вести себя так, как предписывает конституция». Она придает нашим представлениям о легитимности существующего правопорядка логически завершенную форму. Итак, в теории Кельзена понятие права охватывает не только общеобязательные нормы, установленные государственной властью, но и процесс их реализации на практике. «Применение права есть также и создание права», — подчеркивал теоретик нормативизма. Государство, по Кельзену, конституируется правопорядком. Государство и право — тождественны. «В своем качестве политической организации государство есть правопорядок», «централизованный порядок принуждения», «государственный правопорядок». Таким образом, государство выступает здесь в двух измерениях: как господство и как право («правовая функция»). И хотя право и власть не одно и то же, само по себе право не может существовать без власти, а потому право, согласно «чистой теории права», есть «специфический порядок или организация власти». Форма государственности, пишет Кельзен, «есть всего лишь частный случай формы права вообще». Понятием «форма государственности» обозначается способ создания как общих норм в сфере законодательной деятельности, регулируемый конституцией, так и создания индивидуальных норм «в случае административного акта, судебного решения или сделки». Если государство понимается как правопорядок, делает вывод Кельзен, тогда любое государство, включая авторитарное, является правовым, ибо «государство, не подчиненное праву, немыслимо». «Порядок Республики Советов следует понимать как правовой порядок точно так же, как порядок фашистской Италии или демократической капиталистической Франции». В действительности правовое государство, как особый тип государства, лишь то, по мнению Кельзена, которое отвечает требованиям демократии и правовой безопасности. Итак, правовое государство — «относительно централизованный правопорядок, в соответствии с которым отправление правосудия и управление основывается на законах (то есть на общих правовых нормах), принимаемых избранным народом парламентом с участием или без участия главы государства; члены правительства ответственны за свои акты; суды независимы; а также гарантируются определенные гражданские свободы, в особенности свобода вероисповедания, свобода совести и свобода слова». Теория основной нормы Кельзена включает и основную норму международного права как основание международного правопорядка. Идеи верховенства международного права над законодательством государств, учреждение институтов конституционного 373 контроля получили широкое распространение в современном мире и отражение в Конституции Украины 1996 г. (Ст.18, 55 ч.4, 147 и др.)- Под влиянием нормативизма правоведы стали уделять больше внимания противоречиям, пробелам в праве, созданию стройной системы законодательства, формализации права. Разновидностью юридического позитивизма второй половины XX в. являлась концепция английского правоведа, создателя лингвистической теории права Хьюберта Харта (1907—1992 гг.). В книге «Концепция права» (1961 г., укр.изд. 1998 г.) он, подтвердив несостоятельность простой модели права Дж. Остина как повеление суверена, также решительно отделял право от морали. По его мнению, право подлежит изучению как система логически взаимосвязанных норм («первичных» и «вторичных» правил — законодательных установлений, правил признания, правил изменения и правил вынесения судебного решения), в рамках которой любое юридически значимое решение может быть выведено посредством логических операций без обращения к социальным, политическим и моральным обоснованиям. Поэтому проблема справедливости или несправедливости позитивного закона находится вне сферы правоведения. В последующем взгляды Харта на право эволюционировали. В частности, он признал, что развитие права и морали взаимосвязаны, а концепции естественного права не враждебны юридическому позитивизму («Эссе по юриспруденции и философии», 1983 г.). Сегодня в западном правоведении ярко выражен процесс сближения, конвергенции юридического позитивизма и теорий естественного права. Теперь ни один позитивист не отрицает моральной стороны в содержании права. Позитивизм лишь предлагает свой взгляд на право, необходимость и важность которого постоянно ощущаются. При этом позитивисты безоговорочно разделяют либеральные ценности, что позволяет им различать правовые и неправовые нормативные системы («Positivism to day», 1996). 9. СОВРЕМЕННАЯ ТЕОРИЯ ЕСТЕСТВЕННОГО ПРАВА Различение древними греками естественного права и закона продолжало жить и в правоведении XX в. Естественно-правовые теории развивали традиции философского осмысления права и признавали существование наряду с позитивным правом (законами и обычаями) идеального порядка отношений между людьми. Этот высший нормативный порядок (при наличии системы позитивного права) и называют естественным правом. Согласно таким взглядам, законы государства являются действительными и легитимными, если они соответствуют идеальному праву. Современное понимание естественного права существенно отличается от трактовок эпохи антифеодальных революций, взглядов на человека как носителя естественных прав. Во-первых, в противоположность доктринам прошлого, философия и правоведение XX в. рассматривают человека не как обособленного индивида, а как уча- стника многообразных общественных связей. В перечень естественных прав включаются не только неотъемлемые права личности, призванные гарантировать ее независимость от государственной власти, но и политические, социально-экономические и культурные права человека, права социальных общностей (права народа, нации, национальных меньшинств). Во-вторых, последователи И.Канта (неокантианцы), в частности, немецкий теоретик права Рудольф Штаммлер (1856—1938 гг.), абсолютным естественным правом объявили начало справедливости, «естественным правом с изменяющимся содержанием», включающим нравственные и духовные ценности конкретного общества или народа. Это начало стало восприниматься как требование справедливости и соответствующего приспособления права к ценностям существующего общества. В-третъих, учения о естественном праве в XX в., развивая традиции философского осмысления права, образуют несколько философских течений — неокантианство, неотомизм, персонализм и др., сближающихся в его трактовке. Современные неотомисты возводят свое понимание естественного права к философии Ф.Аквинского, чье учение было признано католической церковью каноническим. Важнейший представитель томизма французский философ и общественный деятель Жак Маритен (1882—1973 гг.) участвовал в подготовке Всеобщей декларации прав человека 1948 г., был послом Франции в Ватикане. В своих произведениях «Интегральный гуманизм», «Права человека и естественный закон», «Человек и государство» строил свою концепцию на традиционных для религиозной философии представлениях о божественном происхождении права и государства, опираясь на принципы историзма, социальной обусловленности политики. В эссе «Права человека и естественный закон» Маритен определяет естественное право как неписаный закон. Это означает, что существует, в силу самой человеческой природы, «указание или положение, которое человеческий разум может открыть и, в соответствии с которым, человеческая воля должна действовать, чтобы быть в согласии с необходимыми целями человеческого существа». Естественный закон, присущий каждому разумному существу, должен восприниматься как писаный кодекс и стать эталоном любого справедливого закона. Естественный закон дополняется «рядом положений человеческого закона в зависимости от разнообразия конкретных моментов и обстоятельств», принимаемых людьми обязательств и прав, по мере развития культуры. Каждая эпоха, полагал он, имеет свой исторически конкретный идеал. Ж.Маритен предложил выделить права разных уровней: 1) отвечающие абсолютному требованию естественного закона (т.е. фундаментальные права) — право на жизнь и личную свободу, право вступать в брак, право частной собственности, право на стремление к счас- 374 375 тью и др. Эти права личности являются естественными в строгом смысле слова, ибо коренятся в самой природе человека как свободного и духовного существа. Личность, писал Маритен, принадлежит миру высших ценностей. |