Курс лекций, прочитанньїх в Национальной юридической академии Украиньї им. Ярослава Мудрого Харьков факт 2001
Скачать 3.06 Mb.
|
права — это требования государства». «Всякая норма права — приказ». Потому, правила, определяющие устройство и деятельность самой государственной власти (т.е. конституция), не могут иметь для нее правового характера, ибо «писаная Конституция есть фиксирование общественного взгляда на взаимное отношение элементов государственной власти». Такое правопонимание и получило название позитивистского, нормативного. Преобладающей формой права Шершеневич логично называет закон. «Под именем закона понимается норма права, исходящая непосредственно от государственной власти в установленном заранее порядке». Признаками закона он называет: 1) общее правило, рассчитанное на неограниченное количество случаев, в формальном смысле закон — акт законодательной власти; 2) норма права исходит непосредственно от государственной власти, является выражением воли органов власти; 3) эта воля должна выразиться в установленном заранее порядке. Ученый полагал, что принудительный характер права не позволяет относить к нормам права конституционное, международное и каноническое право. Изучать догму и технику права, считал Шершеневич, особенно важно для юриста-практика, стоящего вне идеологии и- политики права. Разработанная им теория права и государства на основе формально-догматического метода не утратила своего познавательного значения. НОРМАТИВНО-ЭТИЧЕСКИЕ КОНЦЕПЦИИ ПРАВА П.НОВГОРОДЦЕВА И Б.КИСТЯКОВСКОГО Философско-методологической основой концепции Новгородце-ва и Кистяковского являлись учения Канта и Гегеля, теоретические положения которых оба ученые стремились соединить с политико-правовыми идеями конца XIX — начала XX века. Поиск и обоснование общественного идеала — тема всего научного творчества Новгородцева. Он различал понятия абсолютного и относительного идеалов. Абсолютный идеал, полагал ученый, создается каждым человеком самостоятельно. В основе этого идеала — личность как абсолютная цель общественного прогресса. Абсолютный идеал носит вневременной характер и является общим для права и морали. Общественные учреждения не составляют для человека абсолютной цели («душевная жизнь личности шире и глубже политики и общественности»), но они являются незаменимым средством для того, чтобы идти по пути нравственного прогресса. Относительный идеал создается обществом и ориентирован на создание общественного порядка, обеспечивающего личную безопасность, свободу, равенство, собственность, солидарность и т.п., в совместной деятельности людей в обществе создается особая, самостоятельная область нравственных требований. Нравственный закон понимается не только как норма личного поведения человека, но и как основа общей нравственной жизни, «связующая всех воедино 323 некоей общей целью — стремлением к абсолютному идеалу>>. Мораль так же неизменна, как постоянна сущность человека. Но право и правосознание — подвижны и изменчивы в обществе. Проблема заключается в том, писал Новгородцев, чтобы в процессе совершенствования права, во-первых, не выходить за пределы моральных критериев и, во-вторых, направлять правотворчество в соответствии с этическим идеалом в такой степени, в какой это возможно в данном, исторически определенном обществе. Таким образом, Новгородцев стремился в новых условиях соединить гегелевскую идею развития свободы с этической теорией права Канта. Ученый писал, что без свободы немыслима индивидуальность личности, но развитие, проявление особенных черт индивидов в обществе требует равенства их возможностей. Поэтому общественный идеал представляется как «принцип всеобщего объединения на началах равенства и свободы», гармонией личного и общественного в жизни человека. Для Кистяковского наука о праве — предмет различных отраслей гуманитарных наук, которые должны строиться на основе множественности понятий. Понятие права он сводит к четырем основным равноценным определениям:
324 ибо указывает на устойчивый характер права (должное), не определяемый исчерпывающим образом ни одним другим понятием. Недостаток нормативного правопонимания — оно не всегда определяет реальное, действующее право, отрицает обычное право, роль морального закона. Кроме этих четырех «теоретических понятий» права Кистяковский определил и «технические понятия»: юридико-догматическое и юридико-политическое. «С точки зрения юридической догматики право представляет собой совокупность правил, указывающих, как находить в действующих правовых нормах решения для всех случаев столкновения интересов или столкновения представлений о праве и неправе». С помощью различных приемов юридической догматики, объяснял ученый, нормы действующего права перерабатываются в юридические понятия, категории и приводятся, таким образом, в логичную правовую систему. Юридико-политическое понятие права или политику права он определял как совокупность правил, помогающих находить и устанавливать какие-либо устойчивые нормы в обществе, закрепляя за ними правовой характер. Для построения научной политики права, по его убеждению, необходима не только разработанная система социальных наук, но и этика, которая могла бы дать ориентир для всех других отделов политики — промышленной, аграрной,торговой и др. «Каждое понятие права, — заключает Кистяковский, — независимо от того, в результате изучения какой бы стороны права оно не получалось, должно одинаково иметь в виду и совокупность норм, и совокупность правоотношений, т.е. объективное и субъективное право». Несмотря на множественность понятий права, «право как явление едино». Главное и самое существенное содержание права, по Кистяковскому, составляет свобода. Но она обусловлена общественной средой. Социальная дисциплина «создается только правом; дисциплинированное общество с развитым правовым порядком — тождественные понятия». Право — единственная социально дисциплинирующая система («В защиту права»). Право занимает исключительное место в обществе, писал Кистяковский в своей докторской диссертации, ибо является наибольшим выразителем его культуры. Право — культурная ценность. «Социальная культура находит в праве свое наиболее четкое определение, имеющее для всех одинаковое значение. Как техника превращает естественное в долженствующее, так и право превращает социально необходимое в должное. Этот процесс превращения необходимого в должное осуществляется благодаря действиям людей, которые руководствуются осознанием своего долга». Таким образом, осуществление права, как вообще духовность, — следствие многих сознательных индивидуальных усилий. «Ни правопорядок, ни государственный строй не могут быть долговечны, если они не находят себе опоры в общественном правосознании». Исходя из фундаментальности права в общественной культуре и 325 следуя Канту, Кистяковский утверждал, что в основе права как проявления нравственности лежит принцип этического долженствования. Он предполагает построение мира ценностей, возникающего из духовных потребностей людей, «культурной общественности». Этот особый мир существует параллельно с миром природы и должен также глубоко исследоваться человеком. Заслугой Кистяковского является глубокое обоснование множественности методов в изучении права. Руководствуясь этим подходом, он выделил и объяснил различные понятия права, вместившие в себя достижения юридической науки того времени. Объединяющим эти понятия права фактором он считал философию культуры, важным условием правопорядка — участие всех граждан государства «в созидании, применении и осуществлении права». «Для права недостаточно духовной активности со стороны только законодателя, судьи и администратора. Каждый гражданин должен быть духовно деятельным в области права и по-своему творить его», — подчеркивал Кистяковский. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ ПРАВА Л.ПЕТРАЖИЦКОГО Стремление решительного и безусловного освобождения теории права от узкого юридического догматизма на основе новых достижений модной в конце XIX — начале XX века психологической науки привело к созданию оригинальной психологической теории права Львом Петражицким (1867—1931 гг.)1. Ученый исходил из того, что науки о праве, государстве, нравственности должны опираться на анализ психологических явлений. Он считал неудовлетворительным деление психических явлений на познание, чувство и волю и ввел понятие эмоций, носящих двусторонний, пассивно-активный характер. Эмоции,.по Петражицкому, — «истинные мотивы, «двигатели» человеческого поведения». Особую роль играют эмоции этически-моральные и правовые. Моральные эмоции императивны, т.е. обязательны, правовые — императивно-атрибутивны. Они обладают обязательно-притязательным свойством: не только какое-либо лицо обязано что-то делать, но другое вправе требовать от него выполнения данных обязанностей. Развитие права, морали, эстетики и даже переход от правовой системы рабства к праву «свободного труда» и конкуренции — следствия и продукты «прогресса народной психики». 1 Петражицкий Лев Иосифович — родился в Украине в семье польского происхождения. Окончил юридический фак. Киевского ун-та, проходил подготовку к профессорскому званию в Берлине. Стал доктором права (1897 г.), заведовал кафедрой энциклопедии и философии права в Петербургском ун-те (1898—1918 гг.), был членом кадетской партии, депутатом I Государственной думы. Эмигрировав в 1918 г., заведовал кафедрой социологии права в Варшавском ун-те. Перу Петражицкого принадлежат соч.: «Очерки философии права» (1900 г.), «О мотивах человеческих поступков» (1904 г.), «Теория права и государства в связи с теорией нравственности» (1909 г.). 326 Наиболее сильное воздействие на общество оказывает право. Роль права в общественной жизни важнее роли нравственности, поскольку пассивная этическая мотивация (сознание долга) явно уступает активной (сознание правомочности). Этическая мотивация, сознание обязанности рождает нравственные обязанности, что важно, но недостаточно в отношениях между двумя сторонами. Обязанности, «закрепление за другими, по которым то, чему обязана одна сторона, причитается другой стороне, как нечто ей должное», , Петражицкий называет правовыми или юридическими обязанностями. Они лежат в основе правоотношений, прав лиц и закрепляются в юридических нормах. В сферу действия права, по Петражицкому, входит множество «житейских случаев и вопросов поведения», не предусмотренных официальным правом. Последнее предполагает, по его мнению, «микроскопическую величину» житейских случаев и поведения. Он относил к правовым нормам множество правил., в т.ч. правила различных игр (и детских), правила вежливости, этикета и т.п. Стремился определить природу права, «обнимающего и объективное, и субъективное права», найти универсальную формулу права, которая охватывала бы различные типы правопонимания, проследить формирование юридических норм в правосознании. Расширительное толкование права Петражицкий переносит и на его источники. Отказавшись от сложившихся догматических толкований источников права и стремясь охватить все его формы, он дает свою их классификацию. В государстве, говорится в «Теории права и государства в связи с теорией нравственности», происходит дифференциация права на официальное («подлежащее применению и поддержке со стороны представителей государственной власти») и неофициальное («лишенное такого значения в государстве», «не начальственное право»). Далее теоретик выделяет интуитивное и позитивное право. Он считает, что существует множество систем интуитивного права — «интуитивных прав столько, сколько индивидов». Если позитивное право устанавливает «однообразный шаблон правил для более или менее значительных масс людей», то интуитивное право имеет индивидуально-изменчивый характер, его содержание определяется индивидуальными условиями жизни каждого, его характером, воспитанием, образованием, социальным положением, профессиональными занятиями и т.д. В каждой стране соотношение интуитивного и позитивного прав зависит от уровня развития культуры, состояния народной психики. Россия является «царством интуитивного права по преимуществу». В ее состав входят народы, стоящие на разных ступенях развития, с множеством национальных правовых систем и религий. К тому же, полагал ученый, российское законодательство находится в неудовлетворительном состоянии, а его применение сплошь и рядом подменяется официальным действием интуитивно-правовых убеждений. 327 Далее у Петражицкого следуют: обычное право («которое, не будучи установлено законом,., фактически соблюдается»), в нем — два вида — 1) право обычаев предков, традиций, старины и 2) право современных обычаев, «общепринятого»; право судебной практики, также получающее в психике людей значение нормативного факта; международное право. А еще — «книжное право» (священные книги, Свод законов Юстиниана, сборники обычного права), «право принятых в науке мнений», «право юридической экспертизы», «право юридических поговорок и пословиц» и др. Так идея правового плюрализма у Петражицкого приобрела конкретное развитие и безгранично расширила понятие права. Подчеркивая влияние, «давление» неофициального, интуитивного права на официальное, Петражицкий в то же время предостерегал о недопустимости возведения интуитивного права даже наиболее образованных социальных слоев общества в масштаб для оценки действующих законов. Реформы законодательства необходимо проводить на основе научных знаний, считал ученый, и предлагал создать особую науку — политику права. Если теория права должна быть позитивной наукой, то политика права — прикладной дисциплиной, призванной соединить знания о праве с общественным идеалом, очищать психику людей от антисоциальных склонностей и направлять их поведение в сторону общего блага посредством разработки «...начал желательного, рационального права в законодательстве». Именно политика права сознательно поведет человечество вперед в том направлении, куда оно движется бессознательно, эмпирически. Государство, считал Петражицкий, служит праву, обеспечивает осуществление права и изменяется в соответствии с потребностями его системы. «Важнейшим служением общему благу со стороны государственной власти ...является служение праву; и государственная власть есть власть служебная прежде всего и преимущественно по отношению к правам граждан и праву вообще». Общественно-политические идеалы Петражицкого были близки к этическому социализму, (а в Украине к «громадовскому социализму»). Он тоже видел необходимость замены «деспотического режима системой государственного и общинного самоуправления», считал, что в будущем право изживет себя и уступит место нормам нравственного поведения. «Вообще право существует из-за невоспитанности, дефективности человеческой психики, и его задача состоит в том, чтобы сделать себя лишним и быть упраздненным». Психологическая теория права и нравственности Петражицкого, вызвавшая активную критику в юридической литературе, имела немало последователей. Она впервые показала недостаточность позитивного и естественно-правового толкования права. Таким образом, в конце XIX — начале XX в. в отечественной и российской политико-правовой мысли плодотворно разрабатывалась теория правового государства, в первую очередь такие ее аспекты, как природа, понятие, признаки правового государства. Правовое госу- 328 дарство преимущественно трактовалось как конституционное, социальное (в перспективе), высшая форма политического бытия, которой должны быть присущи: определенная форма государственного правления — конституционная монархия или республика с представительными учреждениями, унитарной или федеративной формой государственного устройства с демократически-либеральным государственным режимом. Как основные принципы правового государства выделялись и обосновывались: связанность государственной власти и граждан правом, «обособление» законодательной, исполнительной и судебной властей, подчинение законодательного и административных органов судебному контролю, наличие местного самоуправления, верховенство права и правовое равенство граждан, соответствие закона праву. Особое внимание теоретиков правового государства привлекли и нашли теоретическое решение проблемы прав и свобод человека и гражданина — свобода личного самоопределения, обеспечение основных прав человека и уважения к правовой личности, право на достойное существование и др. Это было несомненно выдающимся вкладом в разработку мировой правовой мыслью теории правового государства, не утратившим во многом своего теоретического значения и сегодня. Весомым является вклад в ее развитие и представителей «украинской школы» правоведов. Успехи развития общественных наук (социологии, психологии, истории) вызвали использование в юриспруденции различных методов исследования политико-правовых явлений. Социологические концепции права видели основу права в правовом отношении, нацеливали юристов на первоочередное изучение интересов людей, их разграничение и защиту с помощью государства. Ковалевский считал как право, так и государство средством обеспечения солидарности, «замиренной среды» в обществе, предложил сравнительно-исторический метод в юриспруденции. Формально-догматическая юриспруденция призывала исследовать право прежде всего как систему общеобязательных норм поведения, разрешать правовые споры вне идеологии государства и политики права, а основываться только на догме права. Нормативно-этическая концепция права Новгородцева обосновывала общественный идеал и его применимость к области социальных явлений, значение для права и морали. Концепция Кистя-ковского была ориентирована на изучение права как части культурного творчества людей. Ученый считал объединяющим четыре теоретических и два технических понятия права фактором философии культуры. Л. Петражицкий исходил из того, что право коренится в психике индивида. Он полагал, что интерпретация права с позиции психологии индивида позволяет поставить юридическую науку на почву достоверных знаний. 329 Каждая из этих теорий права заслуживает глубокого изучения не только с точки зрения историко-сравнительного правоведения, 22 Г. Г. Демиденко но и доктринального мышления, решения современных политико-правовых проблем. |