Главная страница
Навигация по странице:

  • Сер­гей Муромцев

  • Социально-психологическое толкование права и государствен­ ной власти

  • Международное право

  • Коркунов Николай Михайлович

  • «о правах гражданской свободы»

  • «замиренную сре­ ду»

  • Политическое будущее человечества

  • ФОРМАЛЬНО-ДОГМАТИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ ПРАВА Г.ШЕРШЕНЕВИЧА Сочетание формально-догматического подхода и философского позитивизма воплотилось в концепции права и государства Габри­

  • Понятие о государ- 1

  • Сущностными чертами права

  • Нормы права

  • Курс лекций, прочитанньїх в Национальной юридической академии Украиньї им. Ярослава Мудрого Харьков факт 2001


    Скачать 3.06 Mb.
    НазваниеКурс лекций, прочитанньїх в Национальной юридической академии Украиньї им. Ярослава Мудрого Харьков факт 2001
    АнкорDemidenko_G_G__Istoria_ucheny_o_prave_i_gosuda.doc
    Дата04.02.2017
    Размер3.06 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаDemidenko_G_G__Istoria_ucheny_o_prave_i_gosuda.doc
    ТипКурс лекций
    #2101
    страница42 из 51
    1   ...   38   39   40   41   42   43   44   45   ...   51

    2. РАЗРАБОТКА ТЕОРИИ ПРАВА. СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ КОНЦЕПЦИИ ПРАВА С.МУРОМЦЕВА, Н.КОРКУНОВА, М.КОВАЛЕВСКОГО

    Социологическое направление в теории права методологически исходило из того, что существование и развитие права и государства определяются общественными факторами. Поэтому представители этого направления придавали важное значение изучению обще­ственных интересов и отношений, исследованию психических и моральных основ государства и права. Немало сторонников концеп­ции права как защищенного интереса по Иерингу было и в России.

    Профессор гражданского права Московского университета Сер­гей Муромцев (1850—1910 гг.)1 главное значение придавал право­вым отношениям.

    _ ' Муромцев Сергей Андреевич - доктор русского права, публицист, обществен­ный и политический деятель. Участвовал с начала 70-х гг. в либерально-^позицион-

    316

    С.Муромцев полагал, что в основе права лежат интересы инди­видов, общественных групп, союзов и т.д., на базе которых в обще­стве и возникают различные отношения, регулирование которых осуществляется с помощью санкций: юридической, моральной, ре­лигиозной и др. К правовым он относил те отношения, которые складываются по поводу типичных для данного общества интересов отдельных лиц и их объединений. Эти отношения и интересы по мере признания обществом получают «неорганизованную защиту» со стороны общества и социальных групп. Ее недостаточность вы­нуждает при столкновении различных интересов обращаться к го­сударственным органам, т.е. «организованной защите». Она вруча­ется судьям, должностным лицам или общественным властям, дей­ствия которых облекаются в точные формы с указанием границ компетенции, определенной процедурой принятия решений и т.д. Такую организованную форму защиты ученый называл юридичес­кой. Она необходима только тем отношениям, которые требуют до­полнительных гарантий от государства. Юридической же санкцией, считал Муромцев, обеспечивается часть отношений, признаваемая наиболее важной для интересов личности и государства и не может быть обеспечена иначе, как силой государственного принуждения. По учению Муромцева, правовой порядок — это существующий порядок отношений в обществе. На него воздействуют ряд факто­ров: юридические нормы действующего законодательства, идеи справедливости, надежды на правопорядок будущего. Однако пра­вом в собственном смысле всегда является только правовой поря­док, на содержание которого влияют интересы и отношения соци­альных групп.

    Юридические нормы, которые создает государство, заявлял уче­ный, не всегда соответствуют существующему в данном обществе правопорядку. Поэтому большие надежды на преодоление противо­речий между юридическими нормами и правопорядком он возла­гал на судебные и другие правоприменительные органы, способные постоянно приводить действующий правопорядок в соответствие со «справедливостью». Задача суда состоит в обеспечении полной гар­монии между юридическими нормами и конкретным случаем в индивидуализировании права. Для этого судья должен «осуще­ствить справедливость», т.е. «применить юридические нормы имен­но в той степени, в которой случай характеризуется типичными свойствами, служащими основанием нормы». Таким образом, суд, считал Муромцев, превратится в арбитра между законом и конкрет­ным правоотношением и сможет в соответствии со своим право-

    ном движении. С 1877 г. — профессор Московского ун-та. Был редактором «Юриди­ческого вестника» (1879—1992 гг.). С 1905 г. — член ЦК кадетской партии, председа­тель I Государственной думы.

    Осн. труды Муромцева: «Очерки общей теории гражданского права» (1877 г.), «Определение и основное разделение права» (1879 г.), «Что такое догма права?» (1885 г.).

    317

    сознанием проверять «жизненность» позитивного права, приводить закон в соответствие с «живым правом».

    Достоинство концепции Муромцева в том, что он защищал пра­во как систему правоотношений, возникающих на основе конкрет­ных интересов людей внутри гражданского общества. Созданное таким образом право нуждается в гарантиях государства от нару­шений с помощью «организованной защиты». В этом процессе уче­ный главную роль отводил суду, основная задача которого состоит в юридической охране правовых интересов. Эта новая позиция в рос­сийском правоведении способствовала усвоению и распростране­нию взгляда на право, который не отождествлял право с велениями верховной власти и содействовал более глубокому пониманию спе­цифики права, его сущности и роли.

    Социально-психологическое толкование права и государствен­ной власти давал профессор Николай Коркунов (1853—1904 гг.)1. Право, по определению Коркунова, есть не просто защита инте­ресов, но их разграничение, инструмент обеспечения определенного порядка в процессе возникновения и урегулирования конфликта интересов. Юридические нормы разграничивают интересы различ­ных субъектов в отличие от норм технических, указывающих сред­ства достижения определенной цели, и правовых правил, дающих сравнительную оценку разных интересов одного и того же лица. «Подобно оценке интересов и для разграничения их человеческое сознание вырабатывает определенные нормы — нормы разграниче­ния интересов, которые так же, как и нормы оценки, служат той же цели, совместному осуществлению всех разнообразных человече­ских целей, — писал Коркунов. — ...Следовательно, нормы разделе­ния интересов определяют границу между правом и не правом и есть суть юридические нормы. Чтобы определить границы осуще­ствления сталкивающихся интересов, право устанавливает права и обязанности субъектов общественных отношений и тем самым со­здает «важный порядок общественных отношений».

    Гражданское право, отмечал ученый, разграничивает интересы частных лиц, уголовное право — интересы обвинителя и подсуди­мого, гражданский процесс — истца и ответчика, государственное право — интересы всех участников государственного общежития от монарха до подданного. Международное право разграничивает ин­тересы людей как участников международных отношений и как граждан конкретных государств.

    1 Коркунов Николай Михайлович — юрист, специалист в области международ­ного и государственного права. Окончил юридический фак. Петербургского ун-та (1876 г.). Защитил магистерскую диссертацию в 1893 г., докторскую — в 1894 г., преподавал в Петербургском ун-те, Военно-юридической академии и др. учебных заведениях.

    Осн. труды Коркунова: «Государственное право (теория)», (1877 г.), «Лекции по общей теории права» (1904 г.), «Русское государственное право» T.I—II. (1893— 1894 гг.).

    318

    Основа права — в индивидуальном сознании, в котором Корку­нов различает субъективный и одновременно социально-психологи­ческий аспекты. Однако в своем внешнем проявлении в качестве регулятора и обеспечителя должного и упорядоченного обществен­ного отношения право действует и воспроизводится объективно (вне индивидуального и иного произвола).

    Учение Коркунова о праве сложилось под сильным влиянием социологических концепций, трактующих право как средство до­стижения согласованности интересов личности и общества, и модных в то время идей социальной психологии. Поэтому он рассматривал право и как «взаимное психическое воздействие людей», связывал общеобязательную силу закона с авторитетом веления органов вла­сти, вызывающих «почти инстинктивное к себе повиновение».

    Государство, по Коркунову, — это не лицо, а лишь юридическое отношение властвования, в котором субъектами права являются все участники государственного общения, а объектом служит государ­ственная власть как предмет пользования и распоряжения. Она осно­вывается не на чьей-либо воле, а на коллективном сознании людей, на их психологическом единении. «Власть есть сила, обусловленная не волей властвующего, а сознанием зависимости подвластного». Таким состоянием постоянного властвования, опирающегося на доб­ровольное подчинение, полагал ученый, является государство. «Госу­дарство есть общественный союз, представляющий собой самостоя­тельное и признанное властвование над свободными людьми».

    Такое определение не оставляло места для общепринятого пони­мания разделения властей как обособление законодательной, испол­нительной и судебной властей. Сущность разделения властей, по мнению Коркунова, заключается в «надлежащем распределении функций властвования». Единство власти как сила, служащее объектом отношения, делает возможным лишь разделение распо­ряжения государственной властью.

    Характеризуя государственный строй самодержавной России, Коркунов отмечал устарелость российских законов «о правах гражданской свободы», «странный анахронизм», каким является бесправие личности перед административным произволом, полное отсутствие малейшей свободы общественной деятельности. «Госу­дарственный порядок несовместим с полным бесправием насе­ления, так как при этом условии оно неизбежно вырождается в рабовладение». Выступая за правовое государство, ученый считал институты народного представительства и ответственное перед пар­ламентом правительство факторами второстепенными. Он видел главную гарантию законности в конституционном праве независи­мого и несменяемого суда контролировать соответствие основным законом юридических правил, издаваемых государственной адми­нистрацией.

    В развитии социологического направления теории права замет­ное место принадлежит М.М.Ковалевскому.

    319

    На методологическую основу учения Ковалевского влияние ока­зали доктрина О.Конта, эволюционная теория Г.Спенсера. Извест­ную формулу Конта «порядок и прогресс» и выведенную Спенсером закономерность социально-политической эволюции он заменил бо­лее общим понятием «организация и эволюция». Порядок обеспе­чен лишь там, писал ученый в статье «Социология и сравнительная история права» (1902 г.), где общество образует «замиренную сре­ду», основанную на общественной солидарности, сознании общно­сти интересов и взаимной зависимости друг от друга. Требования солидарности, признанные обществом, становятся социальными нормами. Право, по Ковалевскому, это — «нормы, ставящие целью поддержание и развитие солидарности», «приводимые в жизнь организованной силой общества — государством» и обладающие принудительной силой. Он утверждает, что развитие права зависит от развития общества: «Оно одно и определяет собой различные трансформации права».

    Право, подчеркивал ученый, возникает раньше государства и не­зависимо от него. Право «открывает обществу возможность самосох­ранения при наименьших пожертвованиях и государство, восставая против права, принимало бы тем самым меры против собственного существования». Поэтому государству «нет выбора, как признать его, что оно и делает в форме проводимых им положительных норм». Следовательно, понятие права в концепции Ковалевского имеет дво­якое значение: 1) право есть отражение требований солидарности и обусловленной ею идеи долга, заставляющей индивидов брать на себя обязанности; 2) оно порождает позитивное право, имеющее норма­тивный характер и обеспечиваемое принудительной силой государ­ства, выражает волю не отдельного класса, а целого общества. Оно содержит правила, призванные либо расширить, либо ограничить сво­боду индивидов (в той степени, в какой государство берет на себя функции, ранее исполняемые общественными союзами).

    М.Ковалевский считал личные права не зависящими от государ­ства, которое их не может отменить «так как признание их является таким же требованием общественной солидарности, как установле­ние самого факта государственного общежития». Он настойчиво об­ращал внимание на такое качество «всесословного» (т.е. граждан­ского) общества, как провозглашение гражданского и политического равенства, прав и свобод личности, юридических гарантий этих прав и свобод, которые, по его мнению, обусловливает «общенациональный характер» права, согласование интересов личности, групп, класса, об­щества в соответствии с социальной солидарностью.

    Политическое будущее человечества, утверждал Ковалевский, зависит от решения двух задач: установления справедливости и ее сочетания со свободой личности в физическом и нравственном проявлениях. Он был сторонником глубоких реформ, ведущих к утверждению гражданского общества. Революция как средство социального изменения вызывается ошибками правительства, кото-

    320

    рые не удовлетворяют справедливые, естественные для своего вре­мени, требования народа. «При медленности общественных измене­ний прогресс более надежен, чем при их быстроте. Эволюцию надо предпочитать революции или, выражаясь языком Конта, прогресс желателен только под условием сохранения порядка».

    Значительный интерес представляют взгляды Ковалевского на перспективы всемирного объединения государств, единой космопо­литической организации человечества. Эта идея вытекает из его концепции общественной солидарности и «замиренной среды». «Рост государственных порядков, — пишет ученый, — наглядно выступает в ускорившемся за последнее столетие развитии федера­ции или союзных государств». Если международный союз виделся ему составленным из автономных государств, заинтересованных в экономических связях и прочном мире, то европейская федерация — в виде «простого соглашения между самостоятельными государ­ствами Европы» без общего правительства. Фактически здесь речь идет о конфедерации. Вслед за Контом Ковалевский распространя­ет сферу «замиренной среды» и на внешнюю политику.

    ФОРМАЛЬНО-ДОГМАТИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ ПРАВА Г.ШЕРШЕНЕВИЧА

    Сочетание формально-догматического подхода и философского позитивизма воплотилось в концепции права и государства Габри­эля Шершеневича (1863—1912 гг.)1.

    В теории права и государства Шершеневич исходил из того, что «государство предшествует праву исторически и логически», «госу­дарство есть явление первичное, право — вторичное», государство является источником права. Поэтому он критически оценивал идею правовой связанности государства им же самим созданным правом. «Дело не в том, чтобы связывать государство правовыми нитками подобно тому, как лилипуты связывали Гулливера. Вопрос в том, как организовать власть так, чтобы невозможен был или был доведен до минимума конфликт между правом, исходящим от вла­ствующих, и нравственными убеждениями подвластных». Он всеце­ло разделял положение Иеринга о том, что «право есть хорошо по­нимаемая политика силы».

    Все власти в государстве опираются на государственную власть с ее изначальным авторитетом, из нее же они черпают свои силы, тогда как государственная власть опирается непосредственно на обще­ственные силы. Таково государство с позиции социологии. «Понятие о государстве только одно — социологическое». Понятие о государ-

    1 Шершеневич Габриэль Феликсович — юрист, специалист по гражданскому и торговому праву. Родился в дворянской польской семье в Казани. Окончил юриди­ческий фак. Казанского ун-та. Защитил магистерскую и докторскую диссертации, профессор. Член кадетской партии, один из авторов ее программы.

    Осн. соч. Шершеневича: «Учебник русского гражданского права (1894 г.), «Об­щая теория права». Вып. 1—4 (1910—1912 гг.).

    321

    стве Шершеневич сводит к трем основным признакам: 1) совокуп­ность людей, объединенных по политическим мотивам; 2) простран­ство (территория), на которое распространяется действие государ­ственной власти; 3) наличие государственной власти.

    Что такое власть? По Шершеневичу, власть есть возможность навязывать свою волю другому или другим, заставлять сообразовы­вать свое поведение с волей властвующих. То же и государственная власть — «это способность властвующих делать свои веления фак­тором, определяющим поведение подчиненных, и в основе такой возможности лежит инстинкт самосохранения человека. Страх за свое благополучие и доверие к органам государственной власти, как наилучшему средству его обеспечения, составляет индивидуально-психологическую основу государственной власти».

    Чем обеспечивается правовой порядок против произвола госу­дарственной власти? По мнению ученого, — степенью готовности гражданина принести жертвы государству, зависящей от представ­ления, что он теряет с этим государством. «Гражданин государства, которое обеспечивает ему личную и имущественную неприкосно­венность, законность и свободу, защиту всюду, где бы он ни был, — готов на большие жертвы, чем гражданин того государства, которое относится к нему как к бесправному рабу. Первый будет защищать государство, как свой дом, второй — как дом своего господина». Таким образом, действия государственной власти находятся всеце­ло под санкцией общественного мнения, т.е. в сфере морали.

    Понятие о праве, по Шершеневичу, сводится к понятию о поло­жительном праве: «только то право, которое действует, но не то право, которое должно бы действовать». Основное понятие права — объективное право. Субъективное право — производное. Первое — совокупность правовых норм, второе — возможность осуществления своих интересов субъектом права. Изучая положительное право государства, считает ученый, должно исследовать догму права, т.е. основные понятия юридических наук — источники права, его нор­мы, правоотношения, применение права, юридическую ответствен­ность, государство и общество.

    Сущностными чертами права Шершеневич называет следую­щие: 1) право предполагает поведение лица; 2) право обладает при­нудительным характером; 3) право всегда связано с государственной властью. Право, утверждал ученый, — это норма должного поведения человека, неисполнение которой влечет за собой принуждение со стороны государственных органов. Другими словами: право — «это правила общежития, поддерживаемые государственной властью». Он был против расширительного толкования права, строго отграни­чивал его от понятия нравственности; концепцию естественного пра­ва считал не только научно несостоятельной, но и социально вредной. Нормы права Шершеневич считал выражением требований* обращенных государственной властью к подчиненным ей лицам. Она «оказывается над правом, а не под правом». Поэтому «нормы

    322
    1   ...   38   39   40   41   42   43   44   45   ...   51


    написать администратору сайта