Курс лекций, прочитанньїх в Национальной юридической академии Украиньї им. Ярослава Мудрого Харьков факт 2001
Скачать 3.06 Mb.
|
Романтизм. Романтические идеи — догматичны, а значит глубоко религиозными чувствами, они «дуже часто з'являються в icTopii" в форм! так званих ьлюзш, легенд, м1ф1в». Фанатизм и аморальность. «Фанатизм... випливае вже з ... «ре-лтйного характеру. В1руючий дивиться на свою правду як для Bcix обов'язуючу... всяка нова 1дея не толерацшна...» Фанатизм аморален, ибо вступает в противоречие « з буденною мораллю», этичность или неэтичность оценивает с точки зрения «загально-нащональних, взагал1 громадських справ». Империализм — «легкий синтез м1ж нащоналгзмом i штерна-щонал1змом». «1мпер1ал1зм, — пояснял Донцов, — це не титьки здир-ство, а й одночасно виконання громадських справ у громадських ште-ресах нащями, покликаними i управленими до того». Он считает, что «е випц i менш варт1 народи, Ti, що вм1ють правити шшими (i собою), i народи, що цього не вм1ють ... Право сильних рас оргашзувати людей i народи для змщнення 1снуючо1 культури i цивипзацц». Элита и насилие осуществляют национальную идею. Только «творче насильство 1шщативно1 меншост1 як порядкуючо1 сили» воплощает эту идею, а не народ («школи народ!»). 336 Таковы основы, по Донцову, нового (интегрального, волевого) национализма. Его «ценности» представляются страшными по сравнению с общечеловеческими, демократическими ценностями и сегодня являются тоталитарными анахронизмами. Но не будем забывать: они были сформулированы, когда в Европе «правил бал» тоталитаризм. Таким образом, самостийность украинской державности как направление отечественной политико-правовой мысли — закономерная реакция на политику национального гнета и шовинизма сначала российского самодержавия, позже ■— сталинского тоталитаризма. Это направление, хотя и не имело широкой питательной среды в начале века, предложило альтернативу (во многом — гипотетическую), с которой пришлось считаться и консерваторам (октябристам, черносотенцам и др.), и социал-демократам, и большевикам. В то же время нациократическая модель государственности теоретически убедила современников в порочности этнической государственности, анахронизме «трудовой монархии», заострила их внимание к национальным проблемам. 2. ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВЫЕ ВЗГЛЯДЫ ДЕЯТЕЛЕЙ ЦЕНТРАЛЬНОЙ РАДЫ: М.ГРУШЕВСКИЙ, В.ВИННИЧЕНКО, М.ТУГАН-БАРАНОВСКИЙ Значительное развитие в Украине в начале XX в. получило социалистическое направление политико-правовой мысли. Однако в отличие от ортодоксальных марксистов, а в России — от ортодоксальных ленинцев, многие отечественные мыслители строили свои представления о государстве и праве, критически воспринимая марксистское учение, учитывая «украинский вопрос», проблему возрождения украинской государственности. К их числу с полным правом можно отнести таких ведущих деятелей украинской Центральной Рады, как М.Грушевский, В.Винниченко, М.Туган-Барановский. Академик Михаил Туган-Барановский (1865—1919 гг.)1 вспоминал, что еще «в ранней молодости и на студенческой скамье я чувствовал себя украинским патриотом». Родившись и позже часто возвращаясь в Украину, он глубоко сочувствовал угнетен- 1 Туган-Барановский Михаил Иванович родился на Харьковщине в потомственной дворянской семье. Окончил физико-математический и юридический фак-ты в Харьковском ун-те (1888 и 1889 гг.). Защитил магистерскую (1894 г.) и докторскую (1898 г.) диссертации по экономике. Приват-доцент Петербургского ун-та, с 1913 г. — профессор Петербургского политехнического ин-та. Редактировал «Вестник кооперации», периодический сборник «Новые идеи в экономике». После Февральской революции 1917 г. возвратился в Украину, где до января 1918 г. был министром финансов в правительстве ЦР. Затем принимал участие в организации Украинской академии наук, был избран академиком, профессором Киевского ун-та. Осн. соч. Туган-Барановского: «Промышленные кризисы в современной Англии, их причины и влияние на народную жизнь» (1894 г.), «Русская фабрика в прошлом и настоящем» (1898 г.), «Теоретические основы марксизма» (1905 г.), «Основы политической экономики» (1909 г.), «Социальная теория распределения» (1913 г.). 337 ному народу, поддерживал требования ее широкой автономии, а с 1915 1. — права национального самоопределения («Украинский вопрос и российское общество»). Считал, что развитие личности включает и такую ее грань, как национальность, участие в жизни нации. «Если вы боитесь превратить людей в булыжник, то нужно бояться стереть и грани национальности». Его современники и исследователи творчества свидетельствуют, что в ходе событий 1917—1919 гг. политические взгляды ученого эволюционировали от требований автономии, федерации к признанию самостийности Украины, ее государственности. Увлекшись в молодости марксизмом, Туган-Барановский постепенно вырабатывает свою концепцию социализма, а главное — роли личности в социальном прогрессе, социальной справедливости и христианского идеала в общественной жизни. Главным в его концепции социализма был вывод об эволюционном характере общественного развития, активной роли человека, его сознания, труда в процессе перестройки общества на путях социального прогресса, внедрения новых форм хозяйствования и общежития. Он видел, что «стихийное развитие капиталистического хозяйства подготовляет грунт для социализма», который не является неосуществимым делом, «а может стать делом современной практической политики». В переработанном и дополненном издании книги «Современный социализм в его историческом развитии» (1913 г.), а затем в книге «В поисках нового мира. Социалистическая община нашего времени» Туган-Барановский обратился к опыту социалистических экспериментов — социалистических общин в прошлом, их гибели и урокам. Он считал весьма полезным и поучительным их изучение. Один из уроков — «насилие, которое употребляется для осуществления новой социальной системы, доказывает, что преимущества ее не настолько велики, чтобы люди добровольно примкнули к ней, — иначе говоря, что система эта не имеет в себе достаточных внутренних достоинств». Социалистическое государство будущего и его экономики ученый-экономист связывал с кооперацией, в которой видел высшую, по сравнению с капитализмом, форму социально-хозяйственной организации. Как ученого-экономиста и юриста Туган-Барановского волновали проблемы социальной справедливости. Он стремился построить свою теорию распределения, отличную от марксистской. Свой замысел начал воплощать в работах «Теоретические основы марксизма» (1905 г,), «Социальная теория распределения», обосновывая социальную справедливость, регулирующую роль государства в распределении общественных благ как важный экономический закон, конституционный принцип общества. Его выводы найдут последующее развитие в западной концепции социального государства и политики всеобщего благоденствия. С философско-этических позиций Туган-Барановский осмысливает проблемы общественного идеала, морали, взаимоотношений 338 Г личности и государства. Считал своими духовными предшественниками И.Канта и Ф.М.Достоевского, признавших, как он пишет, «верховной святыней жизни человеческую личность». Сущность философии этих мыслителей, по его мнению, в том, что они признают неповторимость индивидуальности, каждого человека равным любому другому и всему человечеству, то, что как верховная цель в себе человек никогда не должен быть превращен в средство для других целей. Отстаивая понимание равенства людей как равноценность их личностей, Туган-Барановский отрицал саму идею любого тоталитарного государства во главе с «высшим неоспоримым авторитетом, богом, перед которым добровольно склонялись, на которого молились бы эти жалкие существа». «Фантастическими и мрачными» называл он подобные идеи. Высоко оценивал ученый идеал христианства и его значение для общества — освобождение каждой личности, уничтожение всякого насилия. По мнению Туган-Барановского, это идеал «не сегодняшнего дня», а «завтрашнего» будущего. Он предусматривает бесконечную ценность конкретной личности во всей ее многогранности. Чем многограннее индивидуальность, тем ярче ее творчество, духовнее общество. «Если предложить на выбор общество, основанное на насилии, эксплуатации, на социальном неравенстве, но которое способно к культурному творчеству, или общество, не знающее ни насилия, ни неравенства, но в котором погас дух, то нет сомнения, что лучше страдающее человечество, чем сытые свиньи. Есть что-то более высокое, нежели счастье и довольство. Это — бесконечное стремление к развитию личности». Таким образом, Туган-Барановский как ученый экономист и юрист выделил новые аспекты в теории социализма, продолжил размышления Канта и Гегеля о личности, морали, общественном идеале. Социализм будущего виделся ему основанным на демократических принципах, где «люди власти станут не повелителями, а исполнителями воли, слугами народа», и «будут находиться под постоянным контролем свободного народа, где будет исключено угнетение личности». Однако участие в социалистических экспериментах Центральной Рады в 1917 г. определило либеральные взгляды Туган-Барановского. Михаил Грушевский (1866—1934 гг.)1 рассматривал проблемы права и государства как ученый историк, лидер Центральной Рады и эсер. 1 Грушевский Михаил Сергеевич — украинский ученый-историк, публицист, политический деятель. Родился в г.Холм в семье педагога-слависта. В 1890 г. окончил историко-филологический фак. Киевского ун-та. После защиты магистерской диссертации возглавлял кафедру во Львовском ун-те, Научное тов-во им. Т.Шевченко, редактировал «Записки НТШ», основанный вместе с И.Франко «Лггературно-науковий в1сник». Один из организаторов Национально-демократической партии в Галичине. Стал доктором наук, профессором. В 1906 г. принимал активное участие в организации Украинской парламентской громады в Государственной думе, а в 1908 г. — «Товариства ук-рашських поступовщв». В 1917—1918 гг. возглавлял Центральную Раду, был одним из 339 Что наиболее характерно для его взглядов? История украинской государственной идеи, по Грушевскому, имеет тысячелетнюю историю, которую составляют следующие этапы: период зарождения государственности у скифов, антов, славян; Киевская держава, Галицко-Волынское княжество, Литовско-Русское государство, Казацкая республика, Гетманщина, упадок государственной жизни, начало национального возрождения. «Киевская Русь е першою формою украшсько!' державностЬ>. Таким образом, особенностью истории Украины ученый видел непрерывность исторического процесса. Украинский народ имеет глубокие корни, а его прошлое и культура — органически самостоятельное явление. Он первый утверждал, что нет «общерусской истории», как не было и «общерусской народности». Может быть история всех русских народностей или история восточного славянства. Украинский народ — прямой наследник Киевской государственности. В ряде трудов, прежде всего в работе «Початки громадянства. Генетична сощолопя», Грушевский изложил свое понимание истории развития человеческого общества, в которой он выделяет три этапа: начало организации, племенно-родовой уклад и классово-государственная организация. Основной движущей силой прогресса общества являются не столько экономические изменения, сколько психологические — приверженность людей к солидарности приводит их к образованию государства. Государство Грушевский определяет как «суверенный союз народу, який дорогою планово! дДяльностд., зверхшми засобами задо-вольняе шдивццуальш i загальнолюдськ1 сол1дарш штереси в на-прям1 поступового розвою громадянства» (т.е. гражданского общества). Право признавалось им как единство норм, выражающих социальную солидарность объединенных в нацию людей. Оно гарантируется всей суммой социально-психологических сил в гражданском обществе. Принуждение —- лишь разновидность гарантий. Право — фактор и атрибут всякого государственного уклада. Грушевский обосновывал закономерность требования демократизации власти, гласности правовых норм, необходимость разработки «ви-робничого права», «комунального права» закрепляющего социально-экономические права, утверждал постулат: «права мають вцщо-вцщти обов'язкам, а обов'язки — правам». Уже в начале XX в. Грушевский концептуально сформулировал доктрину национально-территориальной децентрализации России и создание культурно-национальных автономий, в т.ч. Украины. С падением царизма на съезде народов в Киеве, организованном авторов ее Универсалов, Конституции УНР. Был избран Президентом УНР. В 1919 г. выехал в эмиграцию. С избранием в 1924 г. действительным членом АН Украины, возвратился в Киев, занимался научной и научно-организаторской деятельностью. М.Грушевский — автор уникальной «IcTopii Украши-Руси» в 11 т. и еще почти 2 т. научных трудов. 340 Центральной Радой, Грушевский отстаивал принцип федерализма, национально-территориальную автономию Украины. «...Ми роз-глядаемо федеращю не як шлях до самостшност1, але як шлях до нових перспектив, як1 вже давно вцщрилися провщним розумам людства, як шлях до федераци €вропи i в майбутньому — до феде-рацп всього св1ту». Украинская автономия, считал ученый, «мае бути оргатзована на основах широкого демократичного (нецензованого) громадсько-го самопорядкування, вщ самого споду («др1бт земсып одинищ») аж до верху — до украшського сейму. Вона мае вир1шити у себе вдома всяк1 CBoi справи — економ1чт, культурт, полгтичт, содер-жувати свое вшсько, розпоряджати своши дорогами, своши доходами, землями i всякими натуральними багатствами, мати свое законо-давство, адмшпггращю i суд». Грушевский отстаивал широкие права и свободы национальных меньшинств, проживавших в Украине, был решительным противником этнической государственности. Возглавляя комиссию Центральной Рады по разработке проекта автономного статуса Украины, Грушевский сформулировал концепцию будущего Основного закона УНР, опубликованную 20 ноября 1917 г. В проекте Конституции закреплялась ориентация на широкий демократизм, разделение властей — законодательную, исполнительную, судебную. Украина стала бы классической парламентско-президентской республикой с широким местным самоуправлением. Грушевский оставался верным традиции, заложенной Кирилло-Ме-фодиевским братством — не воспринимал «полщейско-бюрокра-тичного устрою», оставляя «адмипстрацп мш1стер1альнш» только функции координации, контроля и «заповнення тих прогалин, яш. можуть виявитись в д!яльност1 оргатв самоврядування». В условиях острого социально-политического кризиса и гражданской войны такая модель управления не имела шансов реализации. Основной закон УНР признавал за гражданами все конституционные свободы и основные права на уровне передовых демократических государств. Отменялась смертная казнь и запрещались наказания, унижающие человеческое достоинство. 29 апреля 1918 г. Центральная Рада одобрила подготовленный проект Конституции УНР, избрала Президентом УНР М.Грушевского. Оценивая Основной закон, он подчеркивал его посредствующий характер — «м1ж готовими шаблонами зах1дно-европейсько1 демократа» и «новим сощалкггичним змнлюм», писал о необходимости взять на вооружение «диктатуру трудового народу» в форме «радянсько! сощалктичнох республши». Таким образом, сущность государства, его функции понимались Грушевским на европейском уровне, но социалистические, народнические убеждения склоняли его к социалистическому типу государственности как альтернативы «буржуазнш парламен-тарнш республщЬ>. Правильно отмечая реальные недостатки по- 341 следней, предостерегая от слепого копирования парламентаризма, он удивительно дальновидно обозначил многие болевые точки избирательного процесса. Он писал о возможности влияния администрации, использующей всякие формальности, на ход и результаты выборов — «вЦ грубих виборчих розбо1в до дуже тонких i вирафшовано тдступних, в'1дливих штучок, котрими кандидат 61льшост1 ...неспод1вано для себе, може опинитися зовс1м за стартом, а кандидат меншости вийти кандидатом 61лыпост1 i т.д., i-.т.д.». Грушевский сравнивает предвыборную кампанию с «воен-ним станом», когда «всяк1 звичайт вимоги справедливости, об'ек-тивности, гуманности, сусшльно! етики мусять в1дступати перед вимогами рппучо! боротьби з ворогами; робляться союзи, комбь нацп, заяви неможлив! в шших обставинах». Такие недостатки избирательного процесса, по его мнению, таят опасность «виборчо1 апатп абсенте1зму, знев1ри взагал1 в партшну полггику, парламентаризм». М.Грушевский был уверен: «Нова Украша мае постати демократичною республшою, в якш були б гарантоваш Bci права i свободи», обеспечено «piBHicTb Bcix людей». Однако решить эту проблему деятелям Центральной Рады не удалось: сказались неблагоприятные внешние факторы, неспособность реализовать намеченную социально-экономическую программу, увлечение социалистическими экспериментами, отмена частной собственности на землю, недооценка государственных механизмов управления, правопорядка. Уроки поражения однако не перечеркивают позитивов в политической программе Грушевского, его подходов к задаче создания гражданского общества и правового демократического и социального государства, приоритета основных прав человека, национального равноправия. Вместе с М.С.Грушевским активно возрождал украинскую государственность Владимир Винниченко (1880—1951 гг.)1. Начиная с ранних своих произведений, темой творчества Винниченко избрал проблему человеческого достоинства, отрицания «обов'язюв з примусу» над человеком. Во имя человеческой личности, отстаивал индивидуальность, неповторимость собственного «Я» человека, был твердо убежден, что невозможно перестроить нрав- 1 Винниченко Владимир Кириллович родился на Херсонщине в семье чабана. Рано начал самостоятельно зарабатывать на хлеб, много занимался самообразованием. В 1901 г. поступил на юридический фак. Киевского ун-та. Стал членом РУП. Был исключен из ун-та, арестован, заключен в тюрьму. В 1904 г. стал одним из основателей УСДРП. Долгое время находился в эмиграции. Еще будучи студентом, стал популярным автором рассказов из народной жизни. Апогеем политической деятельности Винниченко стали 1917—-1920 гг.: лидер УСДРП, заместитель председателя Центральной Рады, глава Генерального Секретариата, а в 1918—1919 гг. — Директории. В последующие годы жил в эмиграции. Осн. публицистические соч. Винниченко — «В1дродження наци» (1920 г.), «За-пов1т борцям за визволення» (1949 г.). Его художественные произведения были изданы в 20-х гг. в 28 томах. 342 ственный мир человека, царство обмана, насилия, лжи, эксплуатации средствами той же лжи и несправедливости. Выступал за нравственную политику, выдвигал этическую максиму «честность с собой». В творчестве писателя, драматурга и публициста проявился синтез мысли и чувства художника и политика. «Я искренне и горячо протестовал против социальных несправедливостей, во имя этого протеста шел в тюрьму, готов был идти на смерть за торжество своих политических и социальных убеждений». В национальном возрождении наиболее радикальным путем Винниченко считал путь «революционной демократии», открывающий перспективы социального раскрепощения, наделения крестьян землей и развитие производительных сил, самоуправления на местах и самоуправления наций. С весны 1917 г. эта идея, писал позже автор «В1дродження наци», конкретизировалась в двух задачах: достижение национальной государственности и быстрый общественный прогресс на пути к модели западно-европейской социал-демократии. Акцент ставился на первой задаче как предпосылке второй. Он аргументировал: на данный момент процесс формирования украинской нации еще не завершен, в ней еще не успели проявиться антагонистические противоречия. Поэтому она может быть единой в борьбе за освобождение, в порыве собственного государственного творчества. Следовательно, форсирование решения социальных проблем рассматривалось до определенного момента нежелательным, ибо может нарушить единство украин-ства. Возрождение национальной государственности Винниченко вслед за Грушевским считал наиболее целесообразным начинать с создания широкой национально-территориальной автономии Украины в составе демократической федеративной Российской республики. Такие теоретические расчеты объясняют промедление и непоследовательность деятелей Центральной Рады в осуществлении социально-экономических преобразований, наивную уверенность в ненужности централизованного управления, регулярной армии и т.д. Позже Винниченко признал эту роковую ошибку и сделал вывод: «Вщродження украшсько! наци в нащональнш сфер1, — писал он в 1920 г., — йшло i йтиме в гармони з сощальним визво-ленням. Це й е аксюма трьохлггнього досв!ду нашо! революци». |