Курс лекций, прочитанньїх в Национальной юридической академии Украиньї им. Ярослава Мудрого Харьков факт 2001
Скачать 3.06 Mb.
|
2. ПРОЕКТЫ КОНСТИТУЦИИ ДЕКАБРИСТОВ: Н.МУРАВЬЕВ, П.ПЕСТЕЛЬ Восстание декабристов на Сенатской площади в Петербурге в декабре 1825 г. и Черниговского полка в Украине были подготовлены тайными дворянскими обществами — Северным в столице и Южным на Украине. Имея общие цели: свержение самодержавия, создание в России представительных учреждений, отмену сословного строя, крепостного права и т.д., способы достижения и конкретные цели членами обществ виделись по-разному. В Северном обществе обсуждались проекты конституции, составленные Никитой Муравьевым (1796—1843 гг.).1 Каковы наиболее примечательные черты его предлагаемых проектов конституции? Во-первых, его проект 1822 г. провозглашал народ единственным источником верховной власти и осуждал абсолютную монархию, считая ее противоестественной. Власть в будущей обновленной России должна была основываться на широком представительстве всех граждан в органах центральной и местной власти. Народ, образуя свое государство по договору, сохраняет свой суверенитет и не утрачивает свои естественные права, считал автор проекта. «Свобода заключается вовсе не в том, чтобы иметь возможность совершать все дозволенное законами, как полагал Монтескье, а в том, чтобы иметь законы, соответствующие неотчуждаемым правам человека... всякие иные законы есть злоупотребление, основанное на силе, но сила никогда не устанавливает и не обеспечивает никакого права». Во-вторых, муравьевский проект предусматривал равенство прав и обязанностей всех граждан, упразднение всех сословий и чинов. «Все русские» объявлялись равными перед законом. «Крепостное состояние и рабство отменяются; раб, прикоснувшийся земли Русской, становится свободным». Будущее общество виделось автору проекта как гражданское, а все его члены — полноправными (кроме кочевых племен), с правом собственности, учреждения обществ и товариществ, неприкосновенностью личности, жилья, собственности, свободой совести, слова, передвижений, правом на правосудие и суд присяжных. Равенство и свобода («все люди — братья»), с одинаковыми общественными повинностями законам и властям Отечества. 1 Муравьев Никита Михайлович родился в аристократической семье. Не окончив математический факуль.тет Московского ун-та, в 1812 г. ушел добровольцем в действующую армию. В 1816 г. по возвращении из Парижа становится членом тайных организаций — «Союза спасения», «Союза благоденствия», а затем правителем Северного общества. После восстания декабристов был арестован, приговорен к каторжным работам. Умер в с.Урик Иркутской губ. 255 В-третьих, внутреннее устройство государства предполагалось федеративное из 13 держав и 2 областей, которые делятся на уезды и волости. На территории Украины намечалось создание Черноморской (со столицей в Киеве) и Украинской (со столицей в Харькове) держав. Фактически речь в проекте идет не о федерации, а о новой системе административно-территориального устройства России, учитывающей не национальный, а исторический, экономический и географический факторы. Столицу империи предполагалось перенести в Нижний Новгород или Москву — исторический и географический центр России. В-четвертых, формой правления, наилучшей для России, Муравьев считал конституционную монархию, основанную на принципе разделения властей — гарантии их взаимного контроля в государстве. Законодательной властью облекается, по проекту, Народное вече, состоящее из Верховной думы и Палаты представителей. Последняя составлена из 450 избранных на два года представителей граждан держав. Она принимает законы, обладает правом предавать суду сановников империи. Верховная дума избирается сроком на шесть лет. Она состоит из представителей держав (по три от каждой, двух — от Московской и одного от Донской области) — всего 42. Каждые два года она обновляется на треть своего состава. Члены Думы должны быть не моложе 30 лет и обладать недвижимым или движимым имуществом. Думе принадлежат право суда над министрами, верховными судьями и сановниками империи, обвиненными народными представителями. Верховная исполнительная власть принадлежит монарху. «Император есть: верховный чиновник российского правительства», присягающий Народному вече. Его власть наследственная и по проекту довольно обширная: назначение министров, чиновников, послов, право отлагательного вето, право верховного военачальника, наблюдение за исполнением законов и др. В свою очередь, деятельность императора и других чиновников подконтрольны Народному вече. Исполнительная власть держав поручается правителям, избранным высшим законодательным органом по представлению «правительствующих собраний держав» и утвержденных императором. Высшим органом судебной власти является Верховное судилище (из избранных пожизненно Народным вече судей), венчающее систему судов — областных, уездных («совестных»), с участием присяжных. Судопроизводство предполагалось гласным, осуществляемое избранными несменяемыми судьями до 70-летнего возраста. Проекты Муравьева (в т.ч. последний — «тюремный») содержали требования неуклонного соблюдения законов всеми гражданами империи. На следствии Муравьев выражал симпатии республиканскому правлению, хотя республиканский проект П.Пестеля осуждал как 256 «варварский и противный нравственности», провоцирующий произвол и беззаконие. Надежды на переход к конституционной монархии декабрист связывал с военной революцией, руководимой членами тайных обществ. Более радикальным проектом государственных преобразований была «Русская правда» Павла Пестеля (1793—1826 гг.).1 В чем смысл и основное содержание этого программного документа Южного общества? Прежде всего, во Введении «Русской правды» ее составитель дает толкование «основных понятий» — общества, государства, народа, их цели и др. Так, общество (гражданское общество) Пестель называет объединением людей с общей целью: благоденствие всего общества и каждого его члена. Он различает общественное и государственное устройство, определяя государство как устроенное и приведенное в законный порядок общество. Оно может существовать единственно на равновесии взаимных прав и обязанностей народа и правительства (повинующихся и повелевающих). При потере этого равновесия государство переходит из состояния «природного здорового» в «насильственное и болезненное». Установление такого равновесия — «обязанность каждого законодателя». Право «без обязанности есть ничто». Обязанности проистекают из цели государства: «возможно большее благоденствие многочисленнейшего числа людей в государстве». Обязанности закреплены в законах — духовных, естественных, гражданских. «Каждый человек им подвластен, — отмечается в «Русской правде», — никто не в силах их низвергнуть, и потому постановления государственные должны быть в таком же согласии с неизменными законами природы, как и святыми законами веры». Другим правилом, определя1 ющим содержание государственных законов, служит приоритет общественных интересов. Гражданские законы должны составляться таким образом, чтобы благоденствие одного человека «не наносило вреда, а тем менее гибели другому»; следование этим правилам обеспечит благоденствие государству. Организация власти в России характеризуется как «зловла-стие», требующее изменения и введения такого порядка, который был бы основан на точных и справедливых законах и постановлениях и не представлял бы ничего личному самовластию и в совершенной точности удостоверял бы Народ Российский в том, что он составляет Гражданское общество, а не есть и никогда не может быть 1 Пестель Павел Иванович родился в Москве, в семье крупного чиновника. Получив домашнее образование, продолжил его в Германии, а по возвращении в Россию окончил первым учеником Пажеский корпус. Был участником Отечественной войны 1812 г., награжден именным золотым оружием. В 1821 г. произведен в чин полковника, но избрал другой жизненный путь. Становится организатором и главой Южного общества, для которого и создает программный документ — «Русскую прав-ДУ». После подавления восстания был приговорен к смертной казни. 257 чьей-либо собственностью или принадлежностью». Так Пестель сформулировал право на революционное ниспровержение правительства, не выполняющее обязанности (законы) перед народом. Социальная программа Пестеля радикальна. Он требует отмены крепостного права, наделения крестьян землей («а не мнимую свободу им даровать»), превращение всех россиян в собственников. Для этой цели земли каждой волости делятся на две части: общественную и частную. Из первой каждый россиянин имеет право получить участок земли, достаточный для пропитания семьи. Частные земли свободно продаются и покупаются. Размеры помещичьей земли ограничиваются. Подушные подати заменяются налогами с имущества, прибыли и должны носить прогрессивный характер. Право собственности или обладания объявлялось священным и неприкосновенным. Переход к предлагаемому порядку предполагался постепенный. В «Русской правде» обосновывается необходимость введения общедемократических прав и свобод: неприкосновенность личности, равноправие, свобода совести, слова, собраний и т.п. Граждане получали равные права на правосудие, доступ к государственной службе. Устанавливается равенство всех народов России. «Право благоудобства» предоставляет политическую независимость лишь Польше. Остальные этой независимостью пользоваться не могут» и должны составить единый русский народ. «Россия есть государство единое и неразделимое». Федерацию Пестель отвергал как возрождение «удельной системы». Политическим идеалом Пестеля является республика. В организации верховной власти он различает Верховную законодательную власть и государственное правление (исполнительную власть). Верховная власть вручается Народному вече, исполнительная — Державной думе, а надзор за их деятельностью — Верховному собору (блюстительная власть). Народное вече составляют народные представители, избранные на 5 лет с ежегодной ротацией 1/5 ее состава. В нем сосредотачивается исключительно законодательная власть. Оно же объявляет войну и заключает мир. Его никто не вправе распустить. Державная дума состоит из 5 представителей народа, избранных на 5 лет, один из них ежегодно избирается президентом. Ей принадлежит вся верховная исполнительная власть, в ее ведомстве «все министерства и вообще все правительствующие места». Верховный собор состоит из 120 человек, «именуемых боярами», назначаемых пожизненно губерниями. Они утверждают законы, не входя в их рассмотрение по существу, но тщательно проверяя соблюдение всех формальностей, после чего закон получает юридическую силу. Верховный собор назначает из своих членов по одному генерал-прокурору в каждое министерство и каждую область, «удерживает в пределах законности Народное вече и державную 258 Думу», имеет право отдать под суд чиновника любого уровня за злоупотребления. Действия властей, государственное устройство определяются Конституцией, которую Пестель называет Государственным Заветом. Все пространство российского государства делится на 10 областей и 3 уезда. Местные органы власти (губернские, окружные, волостные) строились по образцу центральных. Для осуществления «Русской правды» предполагалось проведение военно-революционного переворота, установление Временного Верховного правления сроком на 10—15 лет. Организация и полномочия этого органа напоминают известную схему Робеспьера. Восстание декабристов потерпело поражение, наглядно показав кризис самодержавно-крепостнического строя в России. Вслед за Радищевым декабристы первыми выступили против всяких форм рабства, за республику, гражданское общество. В своих проектах конституции они сумели соединить западноевропейские идеи, идеи творцов американской конституции с особенностями общественно-политического и социально-экономического развития России. В то же время в радикальных проектах не нашлось места идеям демократического решения острого национального вопроса-в многонациональной империи. Исключение делалось лишь для Польши. Только поэт-декабрист К.Ф.Рылеев в думе «Богдан Хмельницкий» и поэме «Войнаровский» с сочувствием относился к чаяниям украинского народа, представлял «мазепинское движение» как «борьбу свободы с самовластием». Национальный вопрос, а тем более украинский вопрос, надолго останется «ахиллесовой пятой» российского либерализма и революционного нигилизма. После подавления выступления декабристов государственной доктриной в России стала провозглашенная министром просвещения графом Уваровым официальная триада «православие, самодержавие, народность». Эта охранительная идеология противостояла любым попыткам либеральных реформ, национального возрождения окраин империи. Она обострила споры славянофилов и западников о перспективах ее исторического развития. 3. ПРОЕКТ СЛАВЯНСКОГО СОЮЗА КИРИЛЛО-МЕФОДИЕВСКОГО ТОВАРИЩЕСТВА: Н.КОСТОМАРОВ, Т.ШЕВЧЕНКО, Г.АНДРУЗСКИЙ В XIX ст. Украина оставалась провинцией России без близких перспектив возрождения государственности. И все же с конца XVIII ст. здесь начинается культурно-национальное возрождение, связанное с именем классика украинской литературы И.П.Котля-ревского (1769—1838 гг.), его бессмертной «Энеидой», ее гимном свободе и братству. Перу поэта и драматурга принадлежала и «Песня на новый 1805 год господину нашему А.Б.Куракину», где осуждались крепостнический произвол, неправосудие, посягательство Дворян на казацкие земли. 259 Смело выдвигал идеи конституционной монархии, отмены крепостного права основатель Харьковского университета В.Н.Кара-зин (1773—1842 гг.). Изучали и развивали национальное самосознание своими работами видные историки, этнографы, языковеды И.Могильницкий, И.Срезневский, А.Чепа, В.Ломиковский, Н.Цере-телев и многие др. Харьковский профессор философии И.Б.Шад (1758—1834 гг.), приехавший из Германии вместо И.Фихте, в учебнике «Естественное право» (1814 г.) отстаивал свободу совести, мысли, право на образование, национальную государственность. В опубликованной его речи «Об освобождении Европы» одним из первых начал разработку теории наций. Львовский и петербургский профессор П.Лодий (1764—1829 гг.) в труде «Теория общих прав», исходя из государственно-правовых взглядов немецкого правоведа Х.Вольфа, рассматривал стремление человека к счастью как фундамент естественного права, категорического императива И.Канта. Немецкая школа права оказывала значительное влияние на юридическую мысль украинских ученых. С появлением тайных декабристских организаций в Петербурге и Москве почти одновременно в 1818—1821 гг. возникают тайные общества в Киеве, Каменец-Подольске, Тульчине. Объединенное Южное общество в 1823 г. обсудило и приняло «Русскую правду» П.Пестеля. «Товарищество объединенных славян», основанное в Новгород-Волынске братьями П. и А.Борисовыми совместно с Ю.Люблинским, отстаивало идею реорганизации России на федеративных началах. В это время действовало и тайное Малороссийское товарищество, члены которого (И.Котляревский, В.Лукашевич, П.Капнист, С.Кочубей и др.) сочувствовали идее возрождения украинской государственности. Под влиянием национально-освободительного движения в Европе, в частности польского восстания 1830—1831 гг., нарастало национальное возрождение на западно-украинских землях в Австрийской империи. Кружок прогрессивной молодежи «Руська тршця» под руководством М. Шашкевича, И.Вагилевича, Я.Головацкого исповедовал идеи единства всех славян, в опубликованных произведениях воспевал борьбу украинского народа, его героев, гайдаматчину. Итак, первый этап национального возрождения ознаменовался культурно-национальным подъемом, развитием украинской классической литературы, истории, этнографии. Юридическая мысль начала разработку и пропаганду теории естественного права, теории наций и национальной государственности. Отечественная политико-правовая мысль в начале XIX в. испытывала растущее влияние российской либеральной и особенно радикально-революционной идеологии. С ростом национально-освободительного движения в Восточной Европе в Украине в 30-е гг., как и в России, все более широкое распространение получают идеи славянофильства, панславизма, мессианской роли Украины. 260 Идеи единства украинских земель, братства всех славянских народов, демократических преобразований общества и государства подхватили организаторы и участники Кирилло-Мефодиевского товарищества (1846—1847 гг.). Оно было создано преподавателями и студентами киевских учебных заведений по инициативе профессора Киевского университета Николая Костомарова, публицистов и писателей Николая Гулака, Василия Белозерского. Вскоре в товарищество вошли автор «Кобзаря» Тарас Шевченко, Павел Кулиш, Александр Навроцкий, Георгий Андрузский и др. Товарищество едва успело выработать первые программные документы, как было разгромлено. Создание товарищества (братства) Николай Костомаров (1817— 1885 гг.)х рассматривал как силу, способную объединить славян. Политическая программа была сформулирована в подготовленных Костомаровым «Книге бытия украинского народа» и «Уставе славянского товарищества святых Кирилла и Мефодия», а также в «Записке» Белозерского. Программные документы носили просветительский характер. |