Главная страница
Навигация по странице:

  • Мышление как психический процесс опосредованного и обобщённого отражения действительности

  • Мышление как предмет формальной логики. Логические формы мышления. Понятие как форма мышления. Связь и отличия понятий и представлений. Виды понятий.

  • Логическая характеристика понятий

  • Конспекты по общей психологии. Общая психология. Лекции Чернышовой воображение


    Скачать 182.63 Kb.
    НазваниеЛекции Чернышовой воображение
    АнкорКонспекты по общей психологии
    Дата07.03.2023
    Размер182.63 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаОбщая психология.docx
    ТипЛекции
    #973044
    страница4 из 13
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13

    МЫШЛЕНИЕ

    Общая характеристика мышления. Определение мышления. Чувственное познание и мышление.


    • Отражение связей между предметами и явлениями окружающей действительности. В окружающем человека мире многое находится в причино-следственных связан между собой. Даже если эти связи не очевидны, это не означает, что их нет. Именно работа мысли и сравнение, анализ, синтез, позволяют человеку выделить наличие этих связей.

    • Обобщение отображаемых связей и отношений. Мысль способна к абстрагированию. Животные - не способны.

    • Опосредованность позволяет выходить за пределы непосредственного опыта. Доказать, что на образное уровне этих характеристик нет. Оказалось, что даже на уровне ощущений мы можем выявить характеристики и псс, и обобщённость, и опосредованность. Делаем вывод, что характерно и для образного познания, не могу выступать демаркацией между образом и мышлением.

    В широком смысле –– активная познавательная деятельность человека, как внутренний процесс планирования и как регуляция внешней деятельности. В узком смысле –– как решение творческой задачи. Оно даёт возможность исследовать мышление на разных стадиях развития, в различных видах деятельности. Оно акцентирует внимание на творческом акценте познания. Это позволило выявить основные барьеры на пути творческого мышления.

    Мышление — это процесс, познавательная деятельность, продукты которой характеризуются обобщенным, опосредованным отражением действительности, оно дифференцируется на виды в зависимости от уровней обобщения и характера используемых средств, в зависимости от новизны этих обобщений и средств для субъекта, от степени активности самого субъекта мышления (Тихомиров, цитирующий Рубинштейна).

    Мышление как психический процесс опосредованного и обобщённого отражения действительности


    Мышление-психический процесс, характеризующийся опосредованностью и обобщённостью отражения. Опосредованным оно считается за счёт того, что действительность познаётся не напрямую, а через особые средства-логические операции. Обобщённость же мышления заключается в том, что человек накапливает знание и опыт исключительно ради знаний , а не для получения каких-либо материальных благ, не для конкретной цели и задачи.

    Мышление связано с речью-без овладения языком невозможно развить мышление.

    Мышление связано с деятельностью-без цели и без потребности в движении человек не будет работать, для этого нужна какая-то деятельность.

    Изучение тех объектов и явлений, которые не видны нашему глазу-мат.задачи абстрактны.

    Мышление как предмет формальной логики. Логические формы мышления. Понятие как форма мышления. Связь и отличия понятий и представлений. Виды понятий.


    Предмет логики – человеческое мышление. Сам термин «мышление» является достаточно широким и не дает возможности определить специфику логики по отношению к другим наукам. Психология тоже анализирует условия и причины, обеспечивающие развитие и нормальное функционирование человеческого мышления. Физиология высшей нервной деятельности раскрывает естественно-научные основы механизма деятельности головного мозга. Однако логика, в отличие от других наук, рассматривает мышление не как само по себе, а как средство познания.

    В мышлении, его образах выделяют две стороны: содержательную и формальную. Содержательная сторона мышления определяется признаками тех предметов, которые оно отражает. Формальная сторона мышления связана с отношениями, которые возникают между образами, их составными частями (мыслями и частями мыслей), отражающими те или иные стороны предметного содержания. Формальная сторона мышления не совпадает с отношениями, которые имеют место в самих предметах, отраженных в мышлении.

    Логика отвлекается от всего богатства предметного содержания мышления и сосредоточивает все свое внимание на формальной стороне мышления, учитывая при этом основные особенности предметного содержания.

    С формальной стороны мышление предстает как некоторый набор форм. В широком смысле формой мышления называют всякое отношение между мыслями или частями отдельной мысли. Взятое в чистом виде всякое такое отношение называется логической формой. Логическая форма мысли не зависит от конкретного предметного содержания и может характеризовать различные виды предметного содержания.

    Логические формы, носящие необходимый, устойчивый и повторяющийся характер связи мыслей, называют логическими законами.

    Представление – это психический процесс, заключающийся в воссоздании образов объектов, которые в данный момент не действуют на наши органы чувств, но ранее когда-то действовали. Обычно под представлением понимают психический процесс отражения предметов и явлений окружающей действительности в форме обобщенных наглядных образов. Продуктом представления является образ-представление, или вторичный чувственно-наглядный образ предметов или явлений, сохраняемый и воспроизводимый в сознании без непосредственного воздействия самих предметов на органы чувств.

    Понятие – это форма мышления, в которой отражаются общие, существенные и отличительные признаки предметов и явлений. Понятие аккумулирует все мысли о явлении в одном слове, в языке одно слово – закодированное понятие. Понятие-мысленная абстракция определённых сторон, черт, присущих предметам окружающего мира. Во взаимоотношениях между понятием и представлением есть две крайности.

    1 крайность-понятие и представление тождественны между собой (ассоциативная психология)

    2 крайность-полностью отрывает понятие от представления (Вюрцбургская школа, чистое мышление)

    Рубинштейн выделяет отличия чувственных форм познания от понятий:

    - Все чувственные формы-суть наглядных образов, а понятия лишено наглядности, для некоторых понятий трудно найти адекватный наглядный образ;

    - В чувственной форме познания объект воспроизводится в его индивидуальности, а в понятии фиксируется только общие черты предметов и явлений;

    -Понятия формируются путём отбрасывания всех подробностей, которыми они отличаются от других (остаются только общие, существенные черты), в представлении фиксируются подробности, характеризующие внешние стороны предмета или явления, но при помощи только одних представлений невозможно проникнуть во внутренние, глубинные связи и познать суть предмета. Сущность предмета достигается при помощи мышления в понятиях.

    Несмотря на существенных различия между представлением и понятием, их нельзя оторвать друг от друга и свести к одному нельзя. Так, с одной стороны, мышление на уровне представлений будет дрейфовать на уровне понятий, а понятие будет стремиться к преставлению особенно в трудных для мышления в понятиях ситуациях. Мышление в понятиях всегда связано с мышлением в представлениях. Представления в процессе мышления в понятиях даны в отрывочном, фрагментарном виде, и мы не можем свести к ним весь ход мысли, но наличие представлений слишком закономерно для процесса мышления, чтоб их считать случайными, и взаимосвязь понятий и представлений особенно очевидна в моменты затруднений- когда мысль сталкивается к трудностям, она прибегает к наглядным образам.

    -Понятия остаётся качественно отличным от представления, принципиальное различие в том, что результатом представления является образ, который возникает в индивидуальном сознании. Понятие опосредованно словом, и это продукт исторического развития. Понятийному мышлению предшествует всегда допонятийное мышление.

    Допонятийное мышление детей сильно отличается от взрослых.

    Эгоцентризм=> нет операций и нет обратимости, мышление нечувствительно к противоречиям. Синкретизм -воспринятые одновременно сразу включаются в общую схему, а причинно-следственные связи заменяются связями субъективными.

    Трансдукция-связана с оперированием единичными случаями, она заменяет ребёнку и дедукцию, и индукцию, приводит к смешению существенных свойств со случайными особенностями (ребёнок уверен, что луна живая, потому что она двигается).

    Несогласованность объёма и содержания, отсутствие представлений о сохранении количества.

    Понятийное мышление-формируется к 12–14 (стадия формальных операция по Пиаже). Рубинштейн говорит, что мышление развивается от конкретных образов к словам. Образы индивидуальны у различных людей. Понятия в отличие от образов совпадают по содержанию у отличных людей, что обеспечивает больший уровень взаимопонимания. Понятия бывают следующих видов-индивидуальные и общие. Первые относятся к явлениям единичного характера. Общие относятся к группе предметов, экоторые имеют известное сходство между собой. Существуют также абстрактные и конкретные понятия, и они имеют между собой связь. Абстрактное-из конкретного путем выделения опред.качеств или свойства вещи. Конкретное понятие-синтез абстрактно мыслимых качеств.

    Понятия принято делить на следующие виды: 1) единичные и общие, 2) собирательные и несобирательные, 3) конкретные и аб­страктные, 4) положительные и отрицательные, 5) безотноситель­ные и соотносительные.

    1. Понятия делятся на единичные и общие в зависимости от того, мыслится в них один элемент или множество элементов. Понятие, в котором мыслится один элемент, называется единичным (например, «Москва», «Л.Н. Толстой», «Российская Федерация»). Понятие, в котором мыслится множество элементов, называется общим (напри­мер, «столица», «писатель», «федерация»).

    Общие понятия могут быть регистрирующими и нерегистрирую­щими. Регистрирующими называются понятия, в которых множест­во мыслимых в нем элементов поддается учету, регистрируется (во всяком случае в принципе). Например, «участник Великой Отечест­венной войны 1941—1945 гг.», «родственники потерпевшего Шило­ва», «планета Солнечной системы». Регистрирующие понятия имеют конечный объем. Общее понятие, относящееся к неопределенному числу элемен­тов, называется нерегистрирующим. Так, в понятиях «человек», «следователь», «указ» множество мыслимых в них элементов не под­дается учету: в них мыслятся все люди, следователи, указы прошед­шего, настоящего и будущего. Нерегистрирующие понятия имеют бесконечный объем.

    2. Понятия делятся на собирательные и несобирательные. Поня­тия, в которых мыслятся признаки некоторой совокупности элемен­тов, составляющих единое целое, называются собирательными. На­пример, «коллектив», «полк», «созвездие». Эти понятия отражают множество элементов (членов коллектива, солдат и командиров полка, звезд), однако это множество мыслится как единое целое. Содержание собирательного понятия нельзя отнести к каждому отдельному элементу, входящему в его объем, оно относится ко всей совокупности элементов. Например, существенные признаки кол­лектива (группа лиц, объединенных общей работой, общими интере­сами) неприложимы к каждому отдельному члену коллектива. Соби­рательные понятия могут быть общими («коллектив», «полк», «созвездие») и единичными («коллектив нашего института», «86-й стрелковый полк», «созвездие Большой Медведицы»).

    Понятие, в котором мыслятся признаки, относящиеся к каждому его элементу, называется несобирательным. Таковы, например, по­нятия «звезда», «командир полка», «государство». 

    В процессе рассуждения общие понятия могут употребляться в разделительном и собирательном смысле. Если высказывание относится к каждому элементу класса, то такое употребление понятия будет разделительным; если же вы­сказывание относится ко всем элементам, взятым в единстве, и неприложимо к каждому элементу в отдельности, то такое употребление понятия называется собирательным. Например, выска­зывая мысль «Студенты 1-го курса изучают логику», мы употреб­ляем понятие «студенты 1-го курса» в разделительном смысле, так как данное утверждение относится к каждому студенту 1-го курса. В высказывании «Студенты 1-го курса провели теоретическую кон­ференцию» утверждение относится ко всем студентам 1-го курса в целом. Здесь понятие «студенты 1-го курса» употребляется в собирательном смысле. Слово «каждый» к данному суждению не­приложимо.

    3. Понятия делятся на конкретные и абстрактные в зависимости от того, что они отражают: предмет (класс предметов) или его при­знак (отношение между предметами). Понятие, в котором мыслится предмет или совокупность предметов как нечто самостоятельно существующее, называется конкрет­ным; понятие, в котором мыслится признак предмета или отноше­ние между предметами, называется абстрактным. Так, понятия «книга», «свидетель», «государство» являются конкретными; поня­тия «белизна», «смелость», «ответственность» — абстрактными. Различие между конкретными и абстрактными понятиями осно­вано на различии между предметом, который мыслится как целое, и свойством предмета, отвлеченным от последнего и отдельно от него не существующим. Абстрактные понятия образуются в результате отвлечения, абстрагирования определенного признака предмета; эти признаки мыслятся как самостоятельные объекты мысли. Так, понятия «смелость», «инвалидность», «невменяемость» отражают признаки, не существующие сами по себе, в отрыве от лиц, обладаю­щих этими признаками. Понятия «дружба», «посредничество», «психологическая несовместимость» отражают определенные отно­шения. Это абстрактные понятия.

    Не следует смешивать конкретные понятия с единичными, а аб­страктные с общими. Общие понятия могут быть и конкретными, и абстрактными (например, понятие «посредник» — общее, конкрет­ное; понятие «посредничество» — общее, абстрактное). Как кон­кретным, так и абстрактным может быть единичное понятие (напри­мер, понятие «Организация Объединенных Наций» — единичное, конкретное; понятие «мужество капитана Гастелло» — единичное, абстрактное).

    4. Понятия делятся на положительные и отрицательные в зависи­мости от того, составляют ли их содержание свойства, присущие предмету, или свойства, отсутствующие у него. Понятия, содержание которых составляют свойства, присущие предмету, называются положительными. Понятия, в содержании которых указывается на отсутствие у предмета определенных свойств, называются отрицательными. Так, понятия «грамотный», «порядок», «верующий» являются положительными; понятия «не­грамотный», «беспорядок», «неверующий» — отрицательными. В русском языке отрицательные понятия выражаются обычно словами с отрицательными приставками «не» и «без»: «неулови­мый», «невиновный», «бездействие»; в словах иностранного проис­хождения — чаще всего словами с отрицательной приставкой «а»: «аморальный», «анонимный», «асимметрия» и т.д. Однако на отсут­ствие некоторых свойств предмета могут указывать слова без отрицательной приставки. Например: «темнота» (отсутствие света), «трезвый» (непьяный), «молчаливый» (неразговорчивый). С другой стороны, понятия «безделушка» (вещица для украшения), «невин­ный» (чистосердечный, простодушный), «негодование» (возмуще­ние, крайнее недовольство) относятся к положительным; они не содержат отрицания каких-либо свойств, хотя выражающие их слова могут быть ошибочно восприняты как слова с отрицательными при­ставками.

    5. Понятия делятся на безотносительные и соотносительные в зависимости от того, мыслятся ли в них предметы, существующие раздельно или в отношении с другими предметами. Понятия, отражающие предметы, существующие раздельно и мыслящиеся вне их отношения к другим предметам, называются безотносительными. Таковы понятия «студент», «государство», «место преступления» и др. Соотносительные понятия содержат признаки, указывающие на отношение одного понятия к другому понятию. Например: «родители» (по отношению к понятию «дети») или «дети» (по отношению к понятию «родители»), «начальник» («подчиненный»), «получение взятки» («дача взятки»). Соотноси­тельными являются также понятия «часть», «причина», «брат», «сосед» и др. В этих понятиях отражены предметы, существование одного из которых не мыслится вне его отношения к другому.

    Определить, к какому виду относится то или иное понятие, — значит дать ему логическую характеристику. Так, давая логическую характеристику понятию «Российская Федерация», нужно указать, что это понятие единичное, собирательное, конкретное, положи­тельное, безотносительное. При характеристике понятия «невменя­емость» должно быть указано, что оно является общим (нерегистри­рующим), несобирательным, абстрактным, отрицательным, безотно­сительным.

    Логическая характеристика понятий помогает уточнить их содер­жание и объем, вырабатывает навыки более точного употребления понятий в процессе рассуждения.
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13


    написать администратору сайта